Икона «сделана из березового дерева, имеет вышины 141/8, ширины 9 вершков; в эту доску врезан крест вышиною 77/8, в поперечнике 57/8 вершка. На нижнем краю доски церковнославянскими буквами начертано: «вде 7043» (т. е. 1535 г.), на обороте доски вырезано: «Крест Христов Павловы пустыни»» (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 5. С. 126). Рядом с гробницей прп. Лонгина хранились его власяница и фелонь, в ризнице - пелена с образом прп. Лонгина, вышитым в полный рост; ею накрывали бронзовую раку с мощами святого. Считается, что пелену изготовила М. Ф. Строганова ( Ноговицын. 2003. С. 164-165). Почитался и колодец, выкопанный основателями мон-ря. В обители хранились деревянный посох и схима Вятского еп. Александра. В Христофоровой пуст. почиталась икона Божией Матери «Одигитрия», к-рую, по преданию, принес с собой прп. Христофор. Впосл. икона оказалась в К. м. Библиотека В описании Сольвычегодского у. 7133 (1625) г. содержится опись имущества К. м., в т. ч. книжного собрания (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 446. Л. 807-808). В б-ке помимо богослужебных книг («2 Устава писменые в десть, да 6 Псалтыри, 3 печатных, а 3 писменые... да 2 Охтая на 8 гласов, книга Треодь посная, да 5 Минеи месячных... да 2 Псалтыри с следованым... книга Синоксарь... книга Часословец... 4 книги Служебников... 2 Треоди посных, Треодь цветная... да книга Устав печатной в десть... два Ермолая [Ирмология], два сенника [синодика]... книга Потребник, да семь Чесовников печатных и письменых») имелись библейские книги и толкования на них (Апокалипсис, 2 рукописных толковых Евангелия, толкования на Деяния св. апостолов, «книга Григорья Богослова», «книга Шеснатцать слов толковых, писменая в пол-десть, полуустав», «книга Златоуст»), житийная и аскетическая лит-ра (Патерик скитский, Патерик Киево-Печерский, «книга Ондрея уродивого», «книга Стефана Пермского», «книга Федор Едескои», «книга Федора Студиского», «книга Соловецких чюдотворцов», «книга Ефрем Сирин», «книга Дорофеи», 2 списка «Лествицы»). В К. м. имелись четьи сборники различного состава: «книга Четыредесятница» (чтения на время Великого поста), «Матица жемчюжная», «книга Иасафа царевича», «Шестодневец», «Пчела» и др.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Основными вкладчиками К. м. были местные торговцы и промышленники, жители посадов Вел. Устюга, Тотьмы, Яренска, Лальского погоста Сольвычегодского у., окрестных деревень и посадов, а также гости и мелкие торговцы, приезжавшие в Соль Вычегодскую (Сольвычегодск) на пушную ярмарку. К числу постоянных вкладчиков относились представители рода Строгановых. В кормовой книге записаны инок Антоний (Строганов Афанасий Владимирович) и Кузьма Данилович Строганов с матерью. Большой вклад в К. м. был дан после смерти Иоанникия (Аникея) Федоровича, наиболее известного представителя рода Строгановых. Значительное число вкладов сделали жители Лальского погоста, к-рый располагался в 80 км от Вел. Устюга, на правом берегу р. Лалы. Во вкладной книге упоминается Василий Паламошный, служивший в приказчиках (или слугах) у Ф. П. Строганова. В числе вкладчиков указан и житель Лальского погоста Иван Прокопьев Саватеев, с 1691 г. купец сольвычегодской гостиной сотни, торговец пушниной. Среди монастырских вкладчиков - жителей Лальского погоста - упоминаются представители рода купцов Заровнядных, Титовых, Вологжаниновых. Вклады в К. м. делали и жители Соли Вычегодской - Мишарины, Князевы, Инкины, Костромины, Шертемцовы, Щукины. Известным купеческим родом из Великоустюжского у. были Гусельниковы. Так, В. Ф. Гусельников, заработавший капитал на оптовой торговле пушниной на ярмарке в Соли Вычегодской, сделал вклад в К. м. и вскоре принял там постриг с именем Вассиан (Там же. С. 59, 65). Земельные владения и материальное обеспечение С первых лет существования К. м. пользовался поддержкой московских властей, в т. ч. получал от них щедрые земельные пожертвования. Царь Иоанн IV Васильевич пожаловал мон-рю вотчины и угодья, в 1547 г. дал игум. Вассиану жалованную грамоту, утверждавшую права обители на слободки Юшкову и Сафроникову, на «пустые и неписменые и недятные места» по р. Коряжемке, а также на Христофорову пуст. «с иконами, и с книгами, и с колоколами, и с землею» (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 5. С. 127). Грамота 1573 г. подтверждала права К. м. на монастырские земли и освобождала их от налогов, но обитель не могла этим воспользоваться из-за отмены тарханов в 1584 г. Эта грамота неоднократно подтверждалась в XVI-XVII вв.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В 1918 году монастырь закрыли, монахов расстреляли. На бывших монастырских землях возникли колхозы. На его территории устроили детдом-коммуну, потом управление треста " Котласбумстрой " . В 1927 году Николо-Коряжемский монастырь закрыли окончательно. Благовещенский собор с колокольне разрушили в 1933 году. На территории обители не стало часовни, зарыли колодец, обветшали оставшиеся храмы. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился штаб Котласского аэросанного училища. Десятки лет монастырские строения использовались под хозяйственные цели. В 1989 году решением Горисполкома церковный комплекс бывшего монастыря передан Коряжемской православной общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. В 1991 году восстановлены стены патриарших палат, а также часовня над святыми (или царскими) вратами. В 1993 году найден и восстановлен колодец, вырытый, по преданию, преподобным Лонгином, в 1994 году началось строительство надкладезной часовни, над главными воротами восстановлены купола с крестами. В 1996 году начали строительства колокольни, которую закончили в апреле 1998 года освящением и поднятием колоколов на звонницу. В 1997 году начали восстановительные работы на Спасской церкви и воздвижение купола с крестом. Ныне на месте бывшего монастыря создан приход храма Лонгина Коряжемского. Комплекс Николаевского Коряжемского монастыря расположен на ровной местности в устье реки Коряжемки, впадающей с левой стороны в реку Вычегду, на восточной окраине города Коряжма. Центральное место в комплексе занимает Николаевский собор. В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. В нескольких метрах к востоку от собора расположена колокольня. Между колокольней и Спасской церковью находится каменная, крытая железом, часовня над колодцем, выкопанным преподобным Лонгином. Верх часовни увенчан железным, просечным, крашенным, четырехконечным крестом. Весь культовый комплекс обнесен оградой.

http://sobory.ru/article/?object=06309

преподобным Нифонтом; б) Тотпемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске – первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых – Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний – детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла – благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г. постриженником Пыскорского монастыря преподобным Трифоном на иждивение местных граждан, которые исходатайствовали для того грамоту у царя Иоанна Васильевича. III Из сделанного нами подробного обозрения монастырей Московской митрополии довольно уже ясно открывается, какие были главные причины основания этих монастырей и от чего зависела их поразительная многочисленность. Некоторые из тогдашних монастырей, впрочем весьма немногие, были вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Просветители лопарей, Феодорит и Трифон, основали каждый по монастырю с тою целию, чтобы эти обители служили не только для поддержания, но и для дальнейшего распространения христианства между дикарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Били вы челом государю Борису Федоровичу, чтоб от вас кабак свести: и государь Борис Федорович кабак свести велел; и вы бы, Петр Дьяконов да Никита Иванов с товарищами, которые в этой памяти имянно писаны, и выборные судьи и старосты, и целовальники, и сотские, и пятидесятские, и десятские, берегли крепко, чтоб у вас продажного питья ни у кого не было и в отвоз с вином и со всяким продажным питьем не ездили, зернью по деревням крестьяне не играли бы и воровства бы не было; а лучшие отрадные крестьяне, кому можно про себя питье держать в своих домах, и они бы держали про себя, а не продавали; а которым крестьянам случится к праздникам или поминкам пива сварить и вина скурить, и они бы о том вам докладывали, тебе, Петру Дьяконову, да Никите Иванову с товарищами, также выборным судьям, старостам и целовальникам» и проч. Мы видим, что здесь, в годуновских имениях, были выборные судьи, старосты, целовальники, сотские, пятидесятские и десятские, и в то же время видим, что выше всех этих лиц стояло 12 человек крестьян. В этом же отношении замечательна царская грамота 1590 года: посадские люди Соли Вычегодской и волостные крестьяне били челом на коряжемского игумена Герасима за то, что он не участвовал с ними в подмоге переселенцам в Сибирь; игумен в свою очередь бил челом на вычегодцев, обвиняя их в неправильных поступках; в Москве решили дело, а привести в исполнение это решение поручено было Строгановым, Максиму и Никите, царская грамота послана была к ним, но из этой грамоты вовсе не видно, чтоб Строгановы занимали какую-нибудь правительственную должность в Сольвычегодске: они были только самые богатые, самые значительные по своему влиянию люди в области, и вот царь, мимо старост и целовальников, посылает грамоту к ним, пишет: «И вы бы посадским людям и волостным крестьянам на старцах Коряжемского монастыря, на слугах и на крестьянах его больше того брать не велели». Из этих грамот мы видим значение лучших людей в волости, видим, как в волостях подле правительственных лиц по праву существовали правительственные лица на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

321. Николаевский – Коряжемский , мужской, ныне приписной к Введенскому Сольвычегод. м-рю, где погост Коряжемский, Вологодской губ., Сольвычегодского у., в 16 вер. к вост. от Сольвычегодска, при рч. Коряжимке, близ ее впадения в р. Вычегду с левой стороны. Основан в 1535 г. преп. Логгином и Симоном; из них последний вскоре ушел на р. Сойгу, где устроил себе новую пустынь, а Логгин остался здесь и преставился в 1540 г., 10 февр., в каковой день чтится его память. Мощи преподобного покоятся под спудом в Благовещенской церкви; на гробнице находится икона животворящего Креста, принесенная сюда Логгином. При учреждении штатов 1764 г. монастырь положен в 3-м классе, но в 1863 г. упразднен и приписан к Введенскому м-рю в Сольвычегодске, а штат переведен во вновь устроенный Николаев. – Самарский м-рь. Здесь погребен Александр, архиеп. Вятский и Великопермский, скончавшийся в 1679 г. и бывший здесь игуменом с 1642 по 1651 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 778; Ратшин, 62; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 70; “Опис. монаст.”, 1817 г., 60; “Словарь ист. о свят.”, 168; “Русский Инвалид”, 1863 г., 276; “Памят. Кн. Вят. губ. на 1870 г.”, Отд. V, 194; Проценко, “М-ри в России”, 33; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 51; Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей с 1764 по 1869 г.”, 156; “Вологод. губ. вед.”, 1855 г., 28 (ист. материалы); “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1847 г., 80 (надл. лесом); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 152, 301 (преп. Христофор, ученик Логгина), 154, 302 (преп. Логгин); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 754, 10; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 337 (грам. 1588 г. об описи м-ря), 343 (Ц. гр. 1589 г. об отписке от посада земель, дворов, и анбаров Коряж. м-ря и об обложении их отдельн. оброком), 349 (Ц. гр. 1590 г. о зачете следующ. с м-ря Сольвычегодцам подорожных денег); IV, 109 (Богом. гр. 1658 года, о рожд. царев. Екатерины Алексеев.), 116 (Память 1660 г. игум. Феодосию о наблюд. за монаст. благочестием), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюшен. расходы); “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 102 (Память 1681 г. о кончине царицы Агафьи Семеновны; игум. Варсонофий); X, 89 (Акты 1683 г. о сборе стрелец. денег; игум. Варсонофий); “Акты юридич.”, 368 (Отписка 1671 г. Вологод. архиеп. Симона об освящ. церкви Благовещения с придел. св. Николая в м-ре); Калачов, “Акты юрид. быта древн. России”, II, 632, 218 (Отписная около полов. XVI ст. м-ря, по случаю поступления его в заведыв. игум. Иоакима, до него же был игум. Павел); III, 161, 316 (Роспись 1648 г. денежн. доходам с Соли Вычегод.), 388, 352 (Отписн. список 1567 г.; упоминаются игум. Иоасаф Щука, Павел и Яким); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1818 г., VII, смесь, 48 (Любопыт. извест. о Вятск. епар.); 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 590 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 308 двор. крест.); “Календарь Вятской губ. на 1884 г.”, 178 (в 1674 г. 7 янв. поехал на Корежму преосв. Александр епископ на обещание свое, оставя престол, посхимился, быв на престоле 16 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Однако епископ, «более склонный к уединенной молитве, не входил в хлопотливые дела экономии, и постройка архиерейского дома, для которого уже было место при Никольском соборе в кремле, при нем даже не начиналась» ( Никитников. С. 9). Все же в эти годы в Хлынове и др. городах Вятской епархии продолжалось строительство деревянных церквей, возникали новые приходы, 2 церкви были построены и освящены в Успенском Трифоновом хлыновском мон-ре при непосредственном участии А. 8 янв. 1674 г. А. покинул кафедру, удалился на покой в Николо-Коряжемский мон-рь, где принял схиму. Первому Вятскому епископу не чужды были лит. интересы. Помимо сочинений, вызванных к жизни полемикой вокруг церковной реформы, А. участвовал в создании литературно-агиографических произведений, посвященных Николо-Коряжемскому мон-рю. И. М. Верюжский приписывает ему создание службы прп. Логгину Коряжемскому , написанной ок. 1650 г. (с. 486). Наблюдения над текстом «Сказания о зачале Николо-Коряжемского монастыря и началнике его старце Логине» позволили А. Н. Власову установить принадлежность этого важного памятника рус. агиографии перу А. ( Бубнов, Власов. Александр Вятский. С. 378). А. имел хорошую для своего времени б-ку. Видимо, большую ее часть он пожертвовал «на свое обещание» в Николо-Коряжемский мон-рь, куда с 1657 по 1674 г. от него поступило 37 книг и рукописей. Совр. нахождение 7 из этих книг известно ( Никольский. С. 28-29). Еще 6 рукописных книг из б-ки А., вложенной в мон-рь, удалось разыскать в недавнее время ( Бубнов, Власов. С. 378). Из книг, не вошедших в это число, но несомненно принадлежавших А.,- упоминавшийся рукописный сборник, содержащий многочисленные материалы 1-й пол. 60-х гг. XVII в. (РГБ. Рогож. 667). А. принимал непосредственное участие в его составлении, переписав в него неск. своих сочинений. Среди принадлежавших А. книг преобладают богослужебные и святоотеческие тексты, в большинстве книг есть пометы и исправления, имеющие характер редакционной правки; в особенности это касается нек-рых аспектов толкования христ.

http://pravenc.ru/text/64230.html

104. Владения Троице-Сергиевой Лавры в Среднем Поволжье по «офицерским описям» начала 1760-х годов//Мир крестьянства Среднего Поволжья: Итоги и стратегия исследований: Материалы I всероссийской (IX межрегиональной) научно-практической конференции. Самара, 2007. С. 82–86. 105. Выкуп вотчин у Троице-Сергиева монастыря в конце XVI – первой половине XVII в.//Троице-Сергиева лавра в истории, духовной жизни и культуре России: Материалы IV международной научной конференции. М., 2007. С. 14–28. 106. Вотчины Троице-Сергиевой лавры в Пензенском и Саранском уездах по офицерским описям середины XVIII в.//Марийский археографический вестник. 2007. 17. С. 34–42. 107. Архив Николо-Коряжемского монастыря в конце XVI – начале XVII в.//Двинская земля. Вып. 5. Материалы V научно-краеведческих Стефановских чтений. Котлас, 2007. С. 144–152. 108. Из рукописного наследия: Н. К. Никольский. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение [рецензия на книгу]//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. 1(46). С. 256–259. 109. К изучению церковно-административных и территориальных структур на Русском Севере в XVI – начале XVIII века//Государство и общество в России XV – начала ХХ века: Сборник статей памяти Николая Евгеньевича Носова. СПб., 2007. С. 206–223. 110. Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. [рецензия на книгу]//Отечественная история. 2007. 4. С. 172–175. 111. Хозяйственные книги Николо-Коряжемского монастыря XVI–XVII вв.//Материалы XV Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XX веков». К столетию со дня рождения П. А. Колесникова. М., 2008. С. 345–355. 112. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в Костромском уезде в XV в.//Основы повышения эффективности сельскохозяйственного производства Евро-Северо-Востока России. Кострома, 2008. С. 269–276. 113. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI–XVII вв. [рецензия на книгу В. И. Иванова]//Вестник церковной истории. 2008. 3. С. 256–264.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

Поразительное чудо произошло в Коряжемском монастыре 11 февраля 1618 г. Игумен Феодосий с иеромонахом Дионисием, священником Гавриилом и дьяконом Филиппом совершали соборную панихиду в гробовой палатке; тогда инок Иродион внезапно увидел среди служащих старца с сияющим постническим лицом и круглой седой бородой, в светлых и драгоценных священнических ризах. Во все время совершения панихиды Иродион пристально смотрел на него, удивляясь внезапному его появлению между служащими и думая, кто бы это был, ему неизвестный? Еще более он был поражен, когда по окончании панихиды старец стал невидим. Когда Иродион тут же перед всеми с клятвой объявил о своем видении, то все признали, что это был сам преподобный Лонгин, и стали усерднее отправлять по нем панихиду. Агриппина, жена сольвычегодскаго кузнеца Василия Худоногова, страдала падучей болезнью. Болезнь усиливалась, улучшения неоткуда было ждать. Женщина дала обет сходить в Коряжемский монастырь и поклониться гробу преподобного Лонгина. Исполняя обет, больная все время пребывания в монастыре проводит за молитвой в гробовой палатке. Однажды, когда она с особенным усердием и многими слезами молила преподобного о своем исцелении, внезапно ее ударило о землю и так сильно, что она казалась умершей. Мало-помалу, как бы пробуждаясь от тяжелого сна, Агриппина начала двигаться, приходить в сознание и наконец села, чувствуя себя совершенно свободной от страшного недуга. Заявив о своем исцелении игумену и братии, она в благодарность за полученную помощь, дала обещание три раза в год приходить на поклонение ко гробу преподобного Лонгина. Другая женщина Анна, жена крестьянина Пачеозерской волости Антипы Надозерского, подверглась отравлению. Злые люди, покушавшиеся на ее целомудрие и отвергнутые ею, дали «ей отраву смертную, чтобы не видеть красоты ее». Невозможно описать тех мучений, какие выносила несчастная женщина. Боль в животе доводила ее до умоисступления. Облегчить болезнь ничто не могло. Вспомнила больная о преподобном Лонгине и стала просить мужа отвезти ее в Коряжемский монастырь. Вслед за тем она подверглась страшному припадку, во всем теле ее не осталось места, каким бы она не билась и не страдала. В то же время ей явился старец и обещал исцеление, если она исполнит намерение поклониться гробу преподобного Лонгина. Очнувшись, она рассказала о видении мужу, а тот поспешил везти ее в обитель. Здесь в церкви с ней возобновился припадок, а когда вели ее ко гробу преподобного в палатку, то она ударилась о землю и долго лежала как мертвая; пробудившись, она поднялась здоровой и со слезами громко благодарила Бога и угодника Его преподобного Лонгина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Еп. Архангельский и Холмогорский Тихон у раки с веригами и власяницей прп. Лонгина Коряжемского. Фотография. Коряжма. 13 июня 2001 г. Еп. Архангельский и Холмогорский Тихон у раки с веригами и власяницей прп. Лонгина Коряжемского. Фотография. Коряжма. 13 июня 2001 г. С 1996 г. А. и Х. е. участвует в деятельности международной христ. орг-ции «Совет по сотрудничеству христианских Церквей Баренц-региона». 26-29 мая 2001 г. в Архангельске состоялось очередное заседание Совета, в работе к-рого приняли участие более 20 представителей правосл. и лютеран. епархий России, Норвегии, Швеции, Финляндии. На заседании были подведены итоги культурного обмена, благотворительной деятельности на территории Сев. Европы, намечены дальнейшие планы. Члены Совета приняли участие в конференции «Этносы Баренц-региона: вместе в третье тысячелетие». Конференция проводилась в рамках совместного проекта «Истоки», участниками к-рого стали Поморский гос. ун-т, департамент образования администрации Архангельской обл. и Отдел религ. образования и катехизации А. и Х. е. В А. и Х. е. продолжает развиваться сотрудничество со средствами массовой информации. На телеканале «Поморье» 2 раза в месяц выходит программа «Вера», рассказывающая о событиях в жизни епархии, на телеканале «ТВЦ-Архангельск» выходит программа «Православный взгляд». Архангельская студия канала «Общественное российское радио» совместно с епархией готовят программу «Просветитель». С 2000 г. в Антониевом Сийском мон-ре издается газ. «Духовный сеятель». С особой духовной радостью жители Архангельской обл. воспринимают каждый визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1992 г. Святейший Патриарх возглавил торжества по случаю перенесения мощей преподобных Зосимы , Савватия и Германа Соловецких в Соловецкий мон-рь, в 1997 г. вновь посетил Соловецкий мон-рь, по пути следования сделав остановку в Архангельске. 14 авг. 1999 г. Святейший Патриарх освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери и храмовый комплекс в пос. Урдома Ленского р-на, к-рый в годы репрессий был «перевалочным пунктом» для ссыльных. 21-24 авг. 2001 г. состоялся 4-й визит Святейшего Патриарха на Архангельскую землю. Патриарх Алексий II и Президент РФ В. В. Путин посетили Соловецкий мон-рь, где прошли Патриаршие богослужения с участием еп. Архангельского и Холмогорского Тихона и духовенства епархии. Святыни

http://pravenc.ru/text/76432.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010