Теперь в Авраамиеве монастыре на берегу озера отдыхаю от трудностей путешествия и собираю силы для предстоящего. В Галичском уезде, говорят, дороги так дурны, что в час ездят 3 или 4 версты. А Галич считается здесь первым градом после Костромы». 26-го ч. получено мною письмо из Витебска от сестры усопшей Начальницы женского духовного училища Марии Александровны – Софьи Александровны Баронессы Боде: «Я знаю, что Вам уже известно давно несчастие меня постигшее, по этой причине я и не сообщила телеграммой Вашему Преосвященству о смерти моего друга и сестры – Марии Александровны, будучи уверена, что Вы уже молитесь о упокоении её прекрасной души. Зная, как искренно Вы были расположены к ней, я желала сообщить Вам, Милостивый Владыка, некоторые подробности о её последних минутах: но кроме моего ужасного горя ещё тысячи неприятностей, которыми окружили меня враги покойной сестры моей, мешали мне до сих пор излить Вам всю горечь души моей. Я измучилась от гонений правления, под председательством преосвященного; по его распоряжению захватили всё имущество сестры моей, чтобы покрыть казенные долги, которые возрастали с каждым днем после её кончины. Преосвящ. не отслужил ни одной панихиды по усопшей и не сказал мне ни одного слова утешения, приехал, погулял в саду и не мог скрыть своего удовольствия, что избавился от ненавистной ему Начальницы Училища, не хотел даже позволить похоронить её подле училищной церкви, чтобы не оставалось и памяти о ней при том заведении, которое она создала и которым занималась почти 15 лет с такою любовью; если бы не губернатор, который взял на себя всю ответственность за погребение Начальницы при училище, её похоронили бы далеко, на общем кладбище, и мы не имели бы утешения посещать её могилу каждый день. На похоронах были все власти и все добрые знакомые, которые так горячо её любили. Преосвященный уже не мог не хоронить сам Начальницы Училища, но и тут постарался влить яд в свое слово, сказанное пред гробом покойницы. Я и теперь не могу вспомнить без отвращения этого фальшивого голоса и этих язвительных слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Редкие примеры размещения ада на земле отмечены у гуцулов, помещающих ад на острове посреди моря, и у белорусов (гроднен.), полагающих, что ад расположен на краю света в виде огромной горы, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками. Синоним ада – преисподняя – отражает представления об аде, находящемся под землей, совпадающие или восходящие к ветхозаветному представлению об аде как о «рве преисподнем», «царстве мрака» (Псалтырь), «стране тьмы и сени смертной», где сам свет подобен темной ночи (Книга Иова). Сам ад мыслится как место обитания бесовской силы, место вечно пылающего огня (ср. церковнославянская «геенна огненная»). Отсюда название ада – смола (восточное Полесье). Это название соотносится с древнеславянским представлением об аде как «пекле». В Белоруссии было распространено верование, что ад – пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в аде «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об аде известны в сказках и быличках. Небольшие, но глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут «чертовыми окнами» – это вход в ад. Он может мыслиться и как пропасть, овраг, пещера, колодец и быть входом на тот свет вообще. Для книжной апокрифической традиции характерны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками-чертями, львом (западнославянское), собакой (южнорусское), змеей (рус. старообрядческое). Путь души на «том свете» проходит через мост в виде тонкого волоса, бревна, настила и т. п. (часто его ширина зависит от греховности души), пролетающего над адом, – пропастью, кипящей смолой и т. п. Грешные души срываются и падают в ад, а праведные проходят в рай. Мотив моста-волоса хорошо известен южным и, отчасти, восточным славянам. На Витебщине хозяйка бросала в печь 3 полена дров для того, чтобы они ей потом послужили кладками при переходе в рай через адскую реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангел возвещает св. женам Воскресение, ангелы возносят Христа на небо, предстоят при Успении Богоматери и принимают участие в Страшном Суде. Ангелы, по видениям Пророков, пишутся с крыльями, в длинных одеждах или в царском одеянии, в священном облачении и воинских доспехах. В их кудрявых волосах продета лента (слухи), концы которой свободно развеваются. Ангелы на иконах усугубляют представление о небесном явлении, и их полет дает чувство воздушного пространства и беспредельности. Откуда черпал русский иконописец сведения об Ангелах? В Иконописном Подлиннике он находил лишь краткое указание, что «Ангелы – юноши неописуемой красоты», сведения о расцветке их одеяний и о стиле волос. О сотворении Ангелов не говорится в Библии при перечислении дней Творения и сказано лишь, что при изгнании Прародителей из Рая «Господь поставил Херувима на Восток от сада» ( Быт. 3:24 ). В некоторых апокрифических сказаниях сотворение Ангелов помещается в первый день, в других – в третий день, тогда как «Книга Небеси и Земли», или «Палея», т. е. Сборник библейских текстов от Бытия до Царя Давида, устанавливает сотворение Ангелов одновременно с небесными светилами в четвертый день Творения «при общем ликовании утренних звезд» ( Иов 38:7 ), что совпадает с учением Катехизиса. Из Св. Писания известно, что Ангелы – духи, они принимают человеческий образ в соприкосновении с видимым миром, что они бессмертны, бесчисленны, святы, мудры, воинственны, целители, каратели, покровители, наставники и приставлены к человеку со дня его рождения до смерти. На основании этих данных св. Дионисий Псевдоареопагит распределил Небесные Силы на Девять Чинов Ангельских по их отличительным свойствам: Серафимы – Премудрость Божья, они сапфиро-синие, Херувимы – пламя и любовь, они алые, Господства – покровительствуют народам, они облачены дьяконами, Власти – повелевают стихиями, они в коронах, Силы – выполняют Божьи повеления, на них военные доспехи, Престолы – судят, их облачение епископское, они держат книги, Начала – творят чудеса, они держат «Печать Бога Живого», Архангелы – благовестители, предстоят перед престолом Бога, Ангелы-Хранители – держат свитки с записью деяний своих питомцев, за которых они ответственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Кувшинском заводе на Урале артельные формы организации труда существовали в кричном, листокатальном и ударно-трубочном цехах. Ежегодно артели заключали договор, которым определялись отношения как членов артели между собой, так и самой артели к администрации завода. Члены артели получали все необходимые материалы от администрации завода по установленным ценам, производили по своему усмотрению (но под наблюдением заводского мастера) оговоренные объемы работ, а за них получали плату через выборных доверенных. Заработок делился между членами артели соразмерно количеству и качеству их труда. Вот договор, который заключался артелью с администрацией завода: «1) Артель обязуется содержать полный состав людей, необходимых для управления доменными печами; 2) содержать сторожей для охраны зданий и машин; 3) припасы получать из заводских запасов по установленной цене; 4) содержание всех машин и поправку их, равно и других заводских сооружений (железных дорог, ворот), принимает на свой счет, кроме капитальных исправлений; 5) инструменты, существующие в наличности, артель получает от завода, в случае же недостатка покупает на свой счет; 6) артель получает по истечении каждого месяца плату... (далее идут установленные расценки); 7) артель обязуется вести счета и расчеты по шнуровным книгам, которые должны быть всегда открыты для заводоуправления. Из заработка артели поверенный ее на основании рабочего журнала удовлетворяет рабочих платой в установленном размере, а остальные хранятся как запасный капитал, который делится по окончании всех расчетов пропорционально назначенным платам за вычетом двух процентов в кассу горнозаводского товарищества; 8) артель обязуется выплавлять чугун под руководством управления завода и вообще выполнять все его требования; 9) мастер обязывается наблюдать, чтобы все работы производились своевременно и надлежащим образом; каждый рабочий исправным выполнением своих обязанностей должен помогать мастеру; 10) каждый рабочий, член артели, обязывается служить делу честно и добропорядочно, быть почтительным, вести себя добропорядочно, совестливо исполнять и в свое время оканчивать работу и вообще всеми средствами содействовать пользам завода; в случае каких-нибудь несправедливых и незаконных требований со стороны служащих по заводу обязывается сообщать через доверенного мастера или лично для должного разбирательства управителю завода...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этих идеалах воплощал он не только стремление к улучшению своего материального положения, но и стремление личности к освобождению, к равноправию, к народоправию и сознательности, к уважению человеческого достоинства в себе и других, к дружбе, братству и т. д. Все эти прогрессивные течения, оставшиеся таковыми до сих пор, народ облек без посторонней помощи в понятие об идеальной артели, и, естественно, крепко держался за нее, и, несомненно, будет неуклонно идти к ней до тех пор, пока она не станет для него действительностью, реальностью. Стремление к лучшему не только в экономическом, но и в нравственном отношении – неистребимо в человечестве, и Русский народ, издавна создавший себе идеал этого лучшего, несомненно, никогда не изменит ему». Лит.: Воронцов В. П. Артельные начинания русского общества. СПб., 1895; Исаев А. Артель в России. Вып. 1–2. СПб., 1872–73; Он же. Община и артель//Юридический вестник. 1884. 1; Калачев Н. В. Артель в древней и нынешней России. СПб., 1864; Менделеев Д. И. Проблемы экономического развития России. М., 1961; Платонов О. А. Русский труд. М., 1991. О. Платонов Артемий Священномученик, празднуется 20 окт./2 нояб. По «Сказанию о святых», этому угоднику следует молиться от грыжной болезни. Обращая внимание на повествование об образе мучений св. Артемия, нетрудно понять, почему русские люди положили молиться св. Артемию от грыжной болезни. В Четьях Минеях повествуется, что св. Артемий был осужден богоотступником Иулианом на тяжкие мучения, а именно он был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выступили внутренности. Несмотря, однако, на то, что св. Артемий оставался в этой пытке несколько суток, как замечает о нем далее списатель его чудес, «св. Артемий паче естества обретеся жив и хождаше». В Прологе в числе чудес св. Артемия рассказывается об исцелении им отекших внутренностей. Подобного рода чудотворения соблазняли маловеров. Так, например, об одном «швеце-сапожнике» рассказывается, что он посмеялся над рассказом об одном из таких чудес, за что, между прочим, и поражен был неожиданно отеком лона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и о зимнем Юрьеве дне («холодном», приходящемся на 26 нояб.), о нем существовало множество сказаний, поверий и поговорок, неразрывными узами связанных с бытом русского пахаря. Придет Егорий с теплом, выгонит в поле коров, отбудет свой черед на Руси, а за ним следом «Савва (Стратилат) (см. также: Евсеев день) на Савву (Печерского) глядит – тяжелому май-месяцу последнее жито из закрома выгребать велит». «Про нашего Савву распустили славу, не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!», «Богат Савва, знай – по миру ходит да под окнами славит!», «Всего у меня вдоволь, чего хочешь – того и просишь! – А дай-ка, брат, хлебца! Ну, хлеб-то давно весь вышел, поди возьми у Савки в лавке!» и т. д. 24 апр. праздновали явившуюся в 1405 г. Молченскую чудотворную икону. С днем, посвященным Православной церковью памяти св. апостола и евангелиста Марка (25 апр.), связана была особая с.-х. примета. Если в этот день утром, на восходе солнечном, птичьи стаи летели на конопляники, то следовало ожидать завидного урожая конопли. Увидев эту добрую примету, в старину, обыкновенно, рассыпали по задворкам несколько горстей конопляного семени – на угощение залетной птице. Было в обычае в некоторых местностях ходить в этот день ловить тенетами чижей. В Туле еще в 40-х гг. XIX в. ходили на эту охоту-забаву чуть ли не все старики, располагавшие особым временем. Просветитель язычников Стефан Пермский. 28 апр. (память свв. апп. Иасона и Сосипатра) был днем, страшным для берез: во многих местах было принято в это время пробуравливать их до самой сердцевины и нацеживать в кувшины весенний сок – «березовицу». «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь!», «Пьяную березовицу навеселяют хмелем!» Деревенские лекарки-знахарки собирали березовый сок не для питья, а как лекарство. Более всего они пользовались этим весенним снадобьем для лечения страдающих лихорадкой. Но перед этим необходимо было, по их уверению, или выкупать больного в дождевой воде, или – еще лучше – натереть мартовским снегом (если где-нибудь сумели его сохранить).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так уж повелось. В этом справочнике значилось 507 артелей, из которых первое место занимали артели грузчиков и крючников – 53, затем шли посыльные и носильщики – 31, далее строительные рабочие – 25, маляры и живописцы – 24, ночные сторожа и караульные – 15, чертежники, техники, землемеры и т. п. – 13, монтеры и водопроводчики – 8. Были в этом справочнике 7 артелей газетчиков и продавцов произведений печати, 6 артелей театральных капельдинеров, 6 артелей бухгалтеров и конторщиков, 4 артели парикмахеров, 3– комиссионных и по поставкам служащих, 3 артели дворников и домовой прислуги, 3 артели по убою скота, 3 артели полотеров, 2 артели печников. Кроме того, в этом справочнике числится по одной артели банщиков, водолазов, якорщиков, музыкантов, стенографов и интеллигентных тружеников. Отдельно в указанном справочнике значились кредитные товарищества. Среди них – союзы лиц, занятых в транспортной промышленности, – 29, по обработке металлов и изготовлению орудий и машин – 29, официантов, поваров, кондитеров – 29, по изготовлению предметов одежды – 28, по обработке дерева – 27, ювелирные – 19, сапожные – 15, переплетные и типографские – 8, кожевенные и скорняжные – 8, кирпичные – 4, мраморные – 4, ткацкие – 3. Большое место в справочнике занимали кустарные артели, среди которых чаще всего встречались сапожные – 19, кузнечно-слесарные и по изготовлению различного рода орудий – 9; а потом шли столярные – 6, ткацкие и кружевные – 3, рогожные – 3, портняжные – 2. Все чаще и чаще артели объединяются в союзы для того, чтобы противостоять системе частного предпринимательства. В 1914 возникает Московский Артель-союз, объединивший 13 артелей, в 1915– Боровичско-Валдайский союз из 28 артелей. Очерк о русской артели уместно закончить словами проникновенного исследователя народных форм жизни М. Слобожанина: «Жизнь, конечно, далеко не всегда осуществляла во всей полноте такие именно основы артельных организаций, какие были отмечены нами выше: такими они были в отвлечении, в идеале, созданном народным творчеством, к таким он стремился в своих исканиях правды жизни и, ради этой правды, не мог отказаться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Солнечный день 28 апр. служил верным предзнаменованием того, что «сестры-лихоманки отпустят болящего». Если же в этот день шел либо снег, либо дождик, или садился мглистый туман, то сведущие в «лечобе» люди советовали отказаться от лечения. Знахари в этот день поступали так. Брали «обетныя ладанки», выходили с ними на перекресток дорог и ждали там, не повеет ли попутный «теплый ветер со полудня». Этот ветер, в их представлении, тоже являлся целебным. Как только начинало тянуть южным ветерком, выставляли они ему навстречу свои ладанки и особыми заговорами загоняли в них ветер, чтобы после, положив ладанку на больного, излечить его этим «ниспосланным из-за теплых морей снадобьем». 29 апр. – день девяти мучеников – тоже считался днем целений. «Девять святых мучеников, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон (см. также: Мемнон), – причитали- нашептывали знахари, – исцелите раба Божия (имярек) от девяти недуг, от девяти напастей: чтобы его не ломало, не томило, не жгло, не знобило, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в Мать-Сыру-Землю не сводило. Слово мое крепко – крепче железа! Ржа ест железо, а мое слово и ржа не ест. Заперто мое слово на семь замков, замки запечатаны, ключи в окиян-море брошены, Кит-рыбой проглочены. Аминь». Этот заговор, произнесенный в урочное время, оказывал, по мнению знахарей, облегчение больному, но только, добавляли они, сказать наговорное слово надо не спроста, а «умеючи». Последний день апреля отмечался на Руси особо. Если вечером с этого дня на 1 мая небо было звездное и ясное и дул теплый ветер, то, по примете подмосковной, можно было ожидать не только богатого грозами и теплом лета, но и хорошего урожая. В др. местах, напр., в Рязанской губ., был обычай наблюдать в этот день поутру за восходом солнца. Взойдет солнце из-за горы-горы, на чистом безоблачном небе, быть всему лету ведреному; выглянет солнце сквозь облака – зальют лето дожди-сеногнои. В Тульской губ. было поверье, что 30 апр. нельзя выезжать в дорогу, не умывшись водой, натаенной из мартовского снега, которому, как видно, и не только в этом случае придавалась целебная сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

колючие растения, которые сжигали для избавления от несчастий и бед, и целебные травы, которые хранили у себя дома. Вечером девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы, главными блюдами которых были каша и яичница; собирали для гадания букеты из 12 трав, находили «иваньковский» цветок иван-да-марья; пели песни. Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра. В западных и юго-западных губерниях Европейской России в течение всего дня деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой. Костры устраивали на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10–15 м, жердь с поперечными перекладинами, на верху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). И колесо, и перекладины обматывали пучками соломы, затем все это закладывалось дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем костер соседей. Вечером на улице жгли очистительные костры. Парни и девушки через них прыгали, а потом и скотину сквозь огонь проводили. В ночь на Ивана Купалу, в самую полночь, надо было в речке искупаться совершенно нагим, в чем мать родила – обряд очищения водой пройти, но чтобы чужие люди не видели. Лит.: Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 1990; Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1990; Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. СПб., 2003; Решетников Н. И. (сост.). Русский народный календарь. М., 2005. Ад В народных представлениях часть того света, где пребывают грешники, испытывающие муки за свои земные грехи. Книжные (церковные) представления об аде смешивались с народными либо сосуществовали с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях. Православная книжная и народная традиция противопоставляла ад раю. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели «того света» мучаются или блаженствуют по соседству. Такие представления отмечены, напр., в полесских обмираниях, т. е. в рассказах о «посещениях того света». Ад и рай воображаются то на небе, то на острове, то за морем, подобно ирею. В русской народной духовной поэзии ад и рай разделяет огненная река.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Министерство также вспомнило неудачный опыт организации артельного хозяйства рабочих механического цеха Воткинского казенного механического завода. Причина неудач развития артельного способа ведения хозяйства крылась в отсутствии действенной поддержки. Товарищеские артели не могли в полной мере получить кредита, им препятствовали в перевозке их продукции, путем различных махинаций негласно бойкотировали ее на рынке. Да и вообще, могли ли развиваться артельные товарищества в условиях господства таких монополистических объединений, как Продамет, словно щупальца спрута схвативший в свои руки почти весь металлический рынок России? Государство же вместо активной поддержки артельных товариществ в этой отрасли ставило их в одинаковые условия с частными предприятиями, действующими путем сговора и закулисных махинаций, и тем самым предопределяло их неуспех. Земства по мере возможности оказывали артелям помощь в аренде предприятий. Так, Саратовское губернское земство в 1903 арендовало для артели кустарей-кожевников завод, находящийся в с. Базарный-Карбулак. Объем продукции, выпускаемой этим заводом в месяц, – 2 тыс. руб. Необходимый оборотный капитал в 7 тыс. руб. был отпущен губернской управой. Земство же вносило арендную плату за завод, ремонтировало его, отапливало и освещало. Сырье также поставлялось земством. Получаемая чистая прибыль за отчислением 3% на капитал, выданный земством, распределялась между членами артели. За целость имущества, принадлежащего земству, артель отвечала круговой порукой. Характерным примером развития артельного движения в предреволюционный период стал стремительный рост маслодельных артелей Сибири. В отличие от кредитных товариществ, имевших мало корней в истории России, маслодельные артели являлись в чистом виде традиционными формами хозяйствования. Толчок широкому росту сибирских маслодельных артелей дала Великая Сибирская дорога, связавшая Сибирь с крупнейшими центрами страны и Западной Европы. О масштабах этого роста можно судить по таким цифрам: в 1894 по Сибирской железной дороге вывезено 400 пудов масла, а в 1910–3789,7 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010