Все российские артели составляют четыре основные группы: I. Духовные. II. Правовые. III. Хозяйственные, или экономические. IV Общежительские. I. Бытовые артели духовного характера. Они принимали характер: а) религиозный, б) развлечений и увеселений, в) удовлетворения умственных потребностей (совместная выписка газет, книг, совместный наем учителя и т. п.). II. Бытовые артели правового характера для поддержания уровня заработной платы, условий труда. По сути дела, эти артели содержали в себе задатки рабочих профессиональных союзов. III. Бытовые артели с хозяйственными экономическими задачами. Сюда относились две самые большие группы российских артелей – промысловые и сельскохозяйственные. IV. Общежительские товарищества и артели объединяли лиц, как занятых производительной трудовой деятельностью, так и не занятых ею. В дополнение к приведенной картине российских артелей следовало бы выделить то, что М. Слобожанин, по-видимому, считал само собой разумеющимся выделить артельные формы организации труда на государственных и частных предприятиях. Как мы видели выше, они широко распространились на российских заводах и фабриках одновременно с сугубо индивидуалистическими формами организации производства и труда, насаждаемыми сторонниками «западноевропейской цивилизации». Таким образом, необходимо все время разделять понятие «артель» как предприятие и артель как форма организации труда и производства в государственных или частных заведениях. Поэтому в схему артельного движения Слобожанина вводим еще один, пятый раздел. V. Артельные формы организации труда и производства на государственных и частных предприятиях (артельный подряд). В 1915 Российское министерство торговли и промышленности опубликовало далеко не полный «Справочник об артелях трудовых». Сюда входили сведения об артелях как организациях, но отнюдь не о числе предприятий, применявших артельные формы организации труда. Причем это были артели с утвержденным официальным органом уставом, а у абсолютного большинства российских артелей никаких уставов не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание Азовской святыни началось при царевне Софье Алексеевне в к. XVII в. Празднование Азовской иконе Божией Матери установлено 28 авг./10 сент. Азадовский Марк Константинович (5 24.11.1954), фольклорист, литературовед, этнограф. Родился в Иркутске, в семье служащего. Окончил в 1913 историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал в Томском, Иркутском и Ленинградском университетах. Был руководителем фольклорного сектора Пушкинского дома. Азадовский вел широкую собирательскую работу. Наибольшее значение имели экспедиции по Амуру и Лене (1913–15), а также в Тункинскую долину (1925–27). Азадовский – один из крупнейших исследователей быта, литературы, фольклора, истории Сибири. Его работа о Ленских причитаниях (1922) обогатила науку новыми материалами и наблюдениями. Азадовский совместно с др. исследователями осуществил переиздания классических сборников фольклора «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, «Онежские былины» А. Ф. Гильфердинга. Итогом научно-литературной деятельности Азадовского является его капитальный труд «История русской фольклористики» (1958). Соч.: Ленские причитания. Чита, 1922; Верхнеленские сказки. Иркутск, 1938; Русская сказка. Т. 1–2. М.; Л., 1932; Литература и фольклор. Л., 1938; Сказки Магая, записи Л. Элиасова и М. Азадовского/Под общ. ред. и вступ. ст. М. Азадовского. Л., 1940; Русские сказки в Карелии. Петрозаводск, 1947; В. К. Арсеньев. Критико-биографич. очерк. М., 1956; Статьи о литературе и фольклоре. М.; Л., 1960. Азям Верхняя крестьянская одежда, обычно надевавшаяся в дорогу. Это была длинная, халатообразная одежда без застежек, с глубоким запахом налево, с большим отложным простроченным воротником. Азям надевался с кушаком. Аист Особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах аист выступает в роли охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти – змей, жаб, насекомых и нечистой силы. Легенда связывает происхождение аиста с человеком. Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги. В др. легендах аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа; косец, у которого перед Христом спали штаны; убийца, разбросавший части тела убитого, ставшие лягушками, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот и возмещает нечистая сила свое зло на людях: в дом к ним проникает, в постели забирается, в хлевах шкодит, на домашних животных страх наводит. В этот день человеку следовало быть осторожным, двери-окна закрывать, хлева запирать, обороняться крапивой и чертополохом. Для охранения себя от ведьм в этот день клали на окна жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов ставили молодое осиновое дерево. В полночь собирали жгучую крапиву и шиповник и потом сжигали, чтобы в доме не было несчастья. В этот день снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. До Аграфены Купальницы этого нельзя было делать, т. к., по поверью, на растениях обитали души предков, находящиеся на земле в период между Пасхой и Троицей. В этот день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и др. лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой. В Вологодской губ. веники связывали не только из веток березы, но еще и из ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и даже луговых цветов. Это были ритуальные веники, и вязали их по одному на каждый отдельный случай: одним веником в этот день в бане парились, другим – недавно отелившихся коров обряжали, третьим – гадали, перебрасывая его через голову или забрасывая на крышу бани, чтобы узнать будущее. Верили, что если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий вскоре умрет; а если не вершиной – то еще долго жить будет. В Прионежье девушки группами под охраной парней выходили искать ивановский борщ (борщевик), имеющий, по поверью, большую целительную силу, особенно если пучки травы освятить в церкви. Собранные цветки и листья иван-да-марьи раскладывали по углам амбаров и домов, чтобы охранить их от воров. Вылавливали из воды и одолень-траву (белую кувшинку), потом ее высушивали и, как оберег, брали с собой в дальнюю дорогу. В день Аграфены Купальницы впервые после долгой зимы людям разрешалось купаться в реках, ручьях, прудах и озерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В договоре перечисляли наказания для членов артели, нарушавших договор и относившихся к работе недобросовестно. «... 11) за каждый день неявки на работу рабочий подвергается взысканию двухсуточного жалованья; в случае повторной же неявки до 3-х раз в месяц виновный может быть исключен из артели; кто явится на работу в нетрезвом виде, тот подвергается тем же взысканиям; вообще за всякое небрежное исполнение своих обязанностей, смотря по важности проступка, виновный подвергается взысканию от 1– до 7-суточного содержания; 12) за неправильное расходование (руды, флюсов, угля) полагается исключение виновного из артели и штраф артели от 3 до 10 рублей, за неправильную сдачу чугуна – исключение виновного из артели и штраф от 5 до 20 рублей, за отливку вещей для себя и для продажи – исключение виновного из артели и штраф артели от 5 до 25 рублей; 14) исключение из артели может быть произведено по приговору 2 / 3 членов или по предложению управителя, с утверждением горного начальника». Артель обладала широкими правами, однако ее деятельность строжайшим образом контролировалась, а в случае необходимости штрафовалась администрацией. В артельных договорах можно встретить даже в XX в. древнюю русскую формулу труда – «служить делу честно, добропорядочно, совестливо». Незадолго до революции на Архангельско-Патийском заводе образовалась артель углекопов человек в 80. Все они были связаны круговой порукой, принимали участие в работе по 8 часов в трехсменной очереди. Доходы распределялись между членами по количеству обработанной поденщины 2 раза в месяц. Если кто из членов хотел добровольно выйти из артели, то был обязан предупредить ее за 2-е недели. Но даже выбывший из артели член оставался ответственным по ее делам в течение 3-х месяцев со дня выхода. Для руководства артелью была избрана комиссия из 13-и членов-учредителей. Еще больше примеров артельных форм организации труда мы находим в XIX в. В 1861 к начальнику Гороблагодатских заводов на Урале Грамматчикову пришли представители артели и предложили артельным способом взяться за изготовление ударных трубок для артиллерийского ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древний навык к артельным формам труда и хозяйствования служил предпосылкой к передаче предприятий в руки рабочего самоуправления: коллективам предприятий, объединенных в рабочую артель. Об этом неоднократно говорилось во 2-й пол. XIX в. По мнению Д. И. Менделеева, побывавшего в к. XIX в. на Уральских металлургических заводах, многие из них могли бы быть переданы артельно-кооперативному хозяйству. В 1908 артель из 100 человек взяла в аренду на 25 лет Дедюхинский солеваренный завод. Завод состоял из четырех варниц, нескольких рассоло-извлекательных труб, амбаров и парового двигателя. «Но завод был сдан в жалком, полуразрушенном виде, так что оказался необходимым крупный ремонт. После энергичных строительных работ летом 1909 была пущена в ход первая варница, затем вторая и третья, и в течение первого же года своей деятельности артельный завод выпустил около полумиллиона пудов соли высокого качества». Попытки рабочих взять заводы в аренду и работать там на артельных началах неоднократно отмечались и перед самой революцией. В 1905 400 семей рабочих обратились в правительство с просьбой передать им в аренду Нижне-Исетский железоделательный завод возле Екатеринбурга, который государство хотело закрыть из-за его убыточности. Рабочие заявили, что если завод будет сдан им в аренду, то они образуют товарищескую артель по уставу, утвержденному правительством, и займутся производством сортового, листового и кричного железа, механических и кузнечных изделий. Сделать завод из убыточного прибыльным рабочие полагали путем удешевления материалов и уменьшения накладных расходов, чтобы таким образом понизить цену вырабатываемого железа до возможности успешной конкуренции с изделиями частных заводов. Министерство земледелия и государственных имуществ, на имя которого пришло прошение рабочих, отнеслось к нему весьма скептически, считая, что рабочие не смогут создать прибыльного производства. Попытки создать артельное ведение хозяйства на Нижне-Исетском заводе уже были в 1890 и не увенчались успехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Великороссии св. Агафия была известна также под именем Коровницы оттого, что будто в день ее памяти пробегает по деревням Коровья Смерть, от которой надеялись избавиться посредством особого обряда, называемого опахиванием. Крестьяне северо-западной Руси, которым был незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб св. Агафии, как весьма полезное предохранительное средство от мора. Агафию также считали покровительницей коров, и в ее день коровам уделяли особое внимание и даже кормили их кашей. С утра окропляли коров святой водой, принесенной из церкви после молебна св. Агафии. В разных местах России день св. Агафии назывался: Агафья, Скотница, Агаша Коровница, Коровятница, Скотницы. Называлось это время еще Голиндуха (голодуха), т. к. к концу февраля некоторые крестьяне подъедали свои последние запасы хлеба и овощей. Агеев день (Аггей, Аггей Зимоуказчик, Аггей Инесей), народное название дня памяти св. прор. из 12-ти Аггея (500 до Р. Х.), 16/29 дек. Русские крестьяне считали, что Агей прививает любовь к труду, благословляет мужчин к работе в лесу с топором, а женщин к прядению. Крестьяне верили, что родившийся в Агеев день станет трудолюбивым, ловким и проворным и с топором, и с вилами, и с прялкой, и с ухватом. Аграфена Купальница (Аграфена – лютые коренья), народное название дня памяти св. мч. Агриппины, отмечаемого 23 июня/6 июля. День Аграфены Купальницы открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (29 июня/12 июля). Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы (см.: Иванов день). По языческому поверью, в этот день нарядная красавица-Купальница (Купаленка, Купава, Купавушка), получившая позднее христианское имя Аграфена, ехала с охапками цветов и целебных трав на свидание к своему возлюбленному Купале, прозванному позднее Иваном. Завтра они встретятся, но встрече этой хочет помешать нечистая сила. Вылезет она изо всех щелей-нор, норовит зла наделать, только к Купаленке ей не подступиться: она избавляет от колдовства и от нечистой силы защищает, Купаленку всякая нечисть боится.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аки харатью белую, Аки скорлупу яичную, Аки девицу непорочную, Аки вдовицу благочестивую. И сойдет Михаил Архангел батюшка, И утвердит престол среди земли, Вострубит в трубоньку золоту: «Вставайте вы, живые и мертвые, Стары и малы будьте в тридцать лет! Тогда по правую сторону к Царю Небесному пройдут праведные души, по левую – грешники. В духовных стихах указываются разные строки царствования антихриста, вместе с его слугами – «ангелами-бесами темными» на Земле: три года, «пол четверта года»: И в последнее время будет Антихристово пришествие, И будет его царства пол четверта года, И велит сатана сотворити дела своя, Повелит своим угодникам, И тогда наполнится земля беззакония, И снидут пророцы Божии, И учнут христианам глаголати, Чтоб не веровали антихристову учению, И обличат зло его ухищрение, И познают, что антихрист – сын пагубный. Тогда приступят бесы темные И побиют пророков Божиих. И после убиения пророческа Загорится повелением Божиим Вся земля за наше беззаконие, Тогда же святи радуются радостью, Угодивши праведнии И все не приемши печати его, Антихриста лукавого и нечестивого. И ведом будет мучитель, связан от ангел Со всеми демоны, пред судищи Христовы, И ведомы будут вкупе с ним Приемши печать его скверную, И все грешницы и нечестивии связани. И даст Царь на них осуждение, Вечным мукам в огни негасимом. И все иже не приемши печати антихристовы И скрывшеся в вертепах и в пропастях Радуются с Женихом, Сыном Божиим И святыми его апостолы, И с великими мученики, И со всеми святыми Божиими. По новгородским поверьям, вся вода перед концом мира очутится во власти антихриста, а на месте прежних рек и озер будет лежать золото и серебро. Как на Русском Севере, так и в южных губерниях России в к. XIX – н. XX столетия было распространено убеждение, что антихрист явится, когда «весь мир заворует и Китай забунтует». Китай как убежище и место исхода антихриста заменил Западную Европу, откуда ранее ждали антихриста. Толчком к распространению слухов о скором приходе антихриста могли послужить видения некоторым избранным людям. В одной из слобод Курской губ. в полночь сторожа стали замечать огонь в церкви. Взглянули в окно и видят: свечи горят перед алтарем, Царские врата растворены, и из алтаря выходят один за другим три петуха: белый, красный и черный; вышли и стали кричать. Прокричали по три раза и ушли в алтарь; свечи потухли, и в церкви стало темно. Схимник одного из монастырей провел ночь в этой церкви; из алтаря к нему вышел старик (сам Бог) и объяснил видение: белый петух означает хороший урожай, красный – кровопролитную войну с Китаем, после которой города и селения будут сожжены, а те из русских, что останутся в живых, умрут от чумы – это возвещает черный петух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Стратилат Тепляк, Фекла свекольница), народное название дня мч. Андрея Стратилата, и с ним 2593 мучеников (284–305), 19 авг./1 сент. К этому дню приурочивали обряд, по которому именинница (или родившаяся в этот день) приносила в дом первый или последний сноп и ставила его в бабий кут для охраны домашнего очага от нечистой силы и для того, чтобы в доме сохранялся прибыток. От лешего сноп овса ставили в сенях, горнице и конюшне. Леший любит конскую сбрую перепутывать, а сноп овсяный его отпугивал. Если случались к этому времени дожинки, то соблюдался обряд завивания бороды, когда оставленные на корню несжатые колосья собирали в пучок, пригибали и присыпали землей. Крестьяне верили, что благодарная земля даст на следующий год хороший урожай. Позднее завивание бороды стали посвящать русским святым Власию, Егорию и Илье, чтобы они оберегали хлеб и скот. Этот обряд выполняли мужики, а жницы в одних исподних рубахах катались по колючей стерне и просили вернуть им силу, что была затрачена в страдную пору. День этот называли еще Фекла, в память св. Феклы, умученной при Диоклетиане. «На Феклу копай свеклу», – говорили крестьяне. Поэтому Феклу называли свекольницей. Андриан и Наталья Свв. мчч., празднуемые 25 авг./7 сент. У русских крестьян они были известны под именем Овсянников, т. к. обычно с этого дня крестьяне начинали уборку овса. Последний овсяный сноп с песнями уносили с поля во двор. Вечером в этот день угощались толокном на кислом молоке (дежень) или на воде с медом и овсяными блинами. По русскому обычаю, в этот день варили толокно – овсяный кисель. Полагалось толокно пить всюду и весь день, чтобы толокняный дух, толокняный запах чувствовался всюду. Считалось, что запаха этого боится огонь и без толокна овин загорится. Работу в этот день надо было начинать добрым словом, чтобы не сердить овинный огонь. Существовало предание, что если скажешь в сердцах грубое, обидное, скверное слово – так и полыхнет огонь по овину. Старики учили молодых, чтобы они работу начинали добрым словом-помыслом. Чтобы огонь не сердить и про доброе слово помнить, полагалось в этот день поклониться Одрияну да Наталье, Наталью блинами угостить, а Одрияна – толокном. Попьет Одриян толокна, будет за огнем в овине следить, не допустит пожара. Косари в этот день, собравшись артельно косить овес, приносили хозяину овсяный сноп в виде чучела. Хозяин угощал косарей овсяными блинами и киселем из толокна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Без атамана дуван не дуванят». Нужна твердая воля, выражающая конечные интересы членов артели, но, конечно, не подавляющая их самостоятельности. «Артели думой не владети», ибо «сколько в артели голов – столько умов». Поэтому «один горюет, а один воюет». «Артель атаманом крепка». Руководители артели, кроме атаманов, назывались еще старостами и большаками. Артель нередко предоставляет своему руководителю широкие права (если она ему доверяет), но и при всех обстоятельствах осуществляет за ним контроль, которого практически не избегнешь. Проф. Г. Шульце-Геверниц, побывавший в России к. XIX в., отмечал принципиальные отличия русской артели от западноевропейских промышленно-ремесленных объединений. Если последние основаны на индивидуалистических началах, то русские артели охватывают всего человека, связывая его с остальными членами артели, заказчиками и государством круговой порукой. Еще одно важное отличие русской артели от западного кооперативного движения в том, что она ставит во главу угла не только материальный интерес (хотя он, конечно, не отрицается), но и духовно-нравственные потребности личности. М. Слобожанин считает слово «артель» одного происхождения с древним словом «рота», «ротитися». Образовалось оно, по его мнению, путем перестановки букв по так называемому закону полногласия, все равно как от слова «рожь» производится слово «аржаной». Слово «рота» означает: божба, клятва, заклинание, а «ротиться» – божиться, клясться, заклинать, обетовать, присягать. Воинская часть, принявшая присягу, обозначается по-русски и по-немецки тем же словом, только с переменой ударения – «рота». У тюркских народов от того же корня производилось и другое слово – «орта», или «арта», что уже совсем близко к слову «артель». «Орта» означает община, союз людей. Такое объяснение происхождения слова «артель», на наш взгляд, вполне удовлетворительно, ибо подчеркивает особый характер ее возникновения путем общественного договора, взаимного согласия, выработки общих условий сосуществования, а также задач и целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 апр. на Руси праздновали Максимовскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, явившейся в XIII в. и прославленной многими чудесами. Девятнадцатый апрельский день приводили на Русь прпп. Трифон с Никифором (см.: Иван Ветхопещерник). Помолясь им перед божницей, хаживали в старину хозяйки с концом «обетного» холста в поле. Здесь, каждая на своей загонной меже, они останавливались, истово били земные поклоны во все стороны света и затем, обратясь лицом к солнцу, выкликали: «Матушка-весна, вот тебе новая новинка!» После этого принесенный холст расстилался на межнике, причем тут же клался кусок пирога. По старинному поверью, весна брала себе это приношение и, в благодарность, одаривала чествовавших ее богатым урожаем льна-конопли на новые холсты. Били бабы челом весне, жертвовали ей холстину, а на другой день (20 апр.) (см.: Федор Власяничник) происходило «окликанье родителей». Еще в 30–40-х гг. XIX в. этот обычай соблюдался почти повсеместно. Чуть загоралась утренняя зорька, шли все бабы и старухи на кладбище – каждая на могилу своих родственников – и начинали причитать-вопить истошным голосом. У И. П. Сахарова приводятся два причитания. «Родненькие наши батюшки! – начинается одно из них. – Не надсажайте своего сердца ретиваго, не рудите своего лица белаго, не смежите очей горючей слезой! Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али вам, родненьким, встосковалося по отцу с матерьей, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, наши родненькие, встаньте- пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!» Плакали-надрывались тонкие женские голоса, плакало-обливалось кровью сердце каждой из причитавших. И не диво, что слышало это рыдающее сердце откликавшиеся из могилы голоса своих «родненьких», а если даже и не слышало, то чуять – чуяло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010