Принимая во внимание изложенное, а также то, что на судебном процессе обвинитель т. Крыленко нашел необходимым отказаться от обвинения Н.Д. Кондратьева; что, по существу, гражданская война уже окончена и Республика перешла к мирному социально-экономическому строительству, ввиду чего определение срока заключения Кондратьева до окончания гражданской войны явилось удлинением срока, определенного на процессе (...) что в настоящее время как раз участие Н.Д. Кондратьева в самых неотложных и ответственных работах Наркомзема представляется совершенно необходимым, однако при данном положении Кондратьева неосуществимым. Наркомзем ходатайствует перед Президиумом ВЦИК о полном освобождении Н.Д. Кондратьева, числящегося за Верховным Трибуналом в числе заключенных Покровского лагеря» 323 . Данное ходатайство было «уважено». Однако далеко не ко всем осужденным, среди которых были представители всех слоев населения, большевики проявляли подобную снисходительность. Большевистский режим целенаправленно уничтожал своих реальных и потенциальных противников, отбросив в сторону все общепринятые процессуальные нормы и юридические гарантии. Наиболее часто для организации лагерей использовались монастыри. Например, Смоленский концентрационный лагерь принудительных работ размещался в Авраамиевском монастыре, основанном при сыне Владимира Мономаха Мстиславе Смоленском в 1128 г. Михаило-Архангельский мужской монастырь (XIII в.) приспособили под Северодвинский лагерь. Екатеринбургский концлагерь 2 (Нижний Тагил) располагался на подворье женского Крестовоздвиженского монастыря. Митрофановский концентрационный лагерь (Воронежская губерния) заимствовал имя первого Воронежского епископа Митрофана, которого особенно любил и почитал Петр Великий. Один из первых концентрационных лагерей обосновался на территории знаменитого московского Андроникова монастыря, основанного в середине XIV в., на кладбище которого были похоронены участники Куликовской битвы, Северной войны 1700–1721 гг., Отечественной войны 1812 г. Новоспасский мужской монастырь в Москве с усыпальницей бояр Романовых был превращен в концентрационный лагерь уже в сентябре 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14/27 февраля 1911. Понедельник. У заштатного, по болезни, священника Игнатия Мукояма померла дочь Фива в нынешнем, то есть последнем, выпуске кончившая курс в здешней Женской школе. Бедная, по выходе из школы почти все время страдала мучительными геморроидальными болями. Больше всего жаль видеть, как безвинные дети страдают наследственными от родителей болезнями.   15/28 февраля 1911. Вторник. Получил письмо от Леонида Дмитриевича Кавказова, мужа племянницы Марии Васильевны – дочери брата Василия, протоирея Женского Сретенского монастыря в Сызрани; описывает болезнь брата, не скрывает, что он при смерти. Лишь только дочитал письмо, как подают телеграмму: «Брат помер». Весьма прискорбно! Единственный брат, на три года моложе меня. Хорошо, что дошло до него и утешило его мое последнее письмо, которым я отвечал на его убеждение – не ехать в Россию на покой, а оставаться навсегда в Японии; он встревожен был кем-то пущенной в газете выдумкой, что я прошусь на покой в Смоленском Авраамиевском монастыре. Царство тебе Небесное, дорогой брат! Тотчас же написал соболезнование и утешение вдове.   16 февраля/1 марта 1911. Среда. На письмо Преосвященного Сергия, в котором, между прочим, вопрошалось: «Как сделать, чтоб священники не наемничали, а пастырствовали?», отвечал, что это же и есть его дело – наставлять их, убеждать, строго настаивать; для того он и путешествует по Церквам и прочее. Н. П. Комарову, в Москву, послал два письма Преосвященного Сергия для напечатания в «Православном Благовестнике».   17 февраля/2 марта 1911. Четверг. Набрал и послал Архиепископу Евсевию, во Владивосток, 7 ящиков религиозных и светских книг для передачи им в воинские команды или же переселенцам. В ящике 1-й подлинно хорошие и почти все новые: 230 Четвероевангелий, 710 молитвенников и 632 азбуки – все напечатанное здесь для военнопленных и оставшееся от них, по избытку. В прочих ящиках религиозные и светские книги, журналы, брошюры – почти все старые, многие весьма растрепанные; но однако все такое, что с пользою или с интересом может быть читаемо. Все наслано было в Миссию отъезжавшими в Россию военнопленными, и я удосужился прошлым летом и осенью все разобрать и привести в некоторый порядок. Если Преосвященный Евсевий примет хорошо, то и еще пошлю несколько ящиков – запасец еще есть и дефектных изданий разных авторов и журналов.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

855. Казанский – Богородицкий, мужской, ныне приходская церковь села Лыскова, Нижегородской губ., Макарьевского у., в 5 вер. к югу от Макарьева, близ впадения р. Сундовика в Волгу, с правой ее стороны. По писцовым книгам, 1624 – 1626 год., он уже значился существующим и находился под селом в особой слободке. Здесь подвизался простым монахом патриарх Никон . В 1724 г. м-рь упразднен, но по просьбе Имеретин. царевны Дарьи Арчиловны в 1728 г. восстановлен. В 1764 г. монастырь упразднен. “Ист. Рос. Иер.», V, 31; “Зап. Археол. Общ.», X, 372; “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 4 (Кто предсказал патриарху Никону его высокую судьбу); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 623, 15; “Дополн. к Акт. истор.», V, 102 (Деяния Москов. собора 1667 г.; стр. 458, дело о иеромон. Авраамие); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 142 душ крест.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., 441 (прошение царев. Дарьи). 856. Казанский – Богородицкий – Шатрищегорский, мужской, совсем уничтоженный, близ деревни Шатрищи, Калужской губ., Медынского у., в 40 вер. к зап. от Медыни, близ Юхновской границы, был расположен на горе, называемой Шатрищи. Как полагают, существовал не ранее XVI ст. и в царствование Имп. Екатерины II приписан к Казанскому-Юхнову монастырю. С тех пор на месте монастыря оставалась одна часовня и при ней монах, другой же Рафаил жил на скотном дворе при дер. Шатрище. Затем часовня пришла в ветхость, монах умер, а Рафаил в 1802 г. ушел в Юхновский мон., где был настоятелем. Упразднен в 1764 г. “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», 1851 г., I, смесь, 16 (гора 857. Казанский – Юхнов, мужской, заштатный (с 1764 г.), в ½ вер. от гор. Юхнова, Смоленской губ., при впадении рч. Кунобы или Кунавы в Угру. Он существовал еще до 1611 г., когда был разорен поляками и назывался Юхновскою пустынью; в 1653 г. возобновлен игуменом Иосифом по просьбе благотворителей Зыбиных. В 1777 г. м-рь вместе с подмонастырскою и экономическою слободками переименован в у. г. Юхнов, и присутственные места помещались здесь до 1800 г., когда переведены во вновь построенные здания, за версту от м-ря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  – 45 – Кремянский Иоанн Карпов, 6 сентября 1744 года выбывший из Киевской Академии в Новгород, где в 1744–5 году преподавал фару и инфиму 250 ). 5) Нижегородская семинария. В Нижнем Новгороде преосвященный Питирим в разное время завел школы трех типов: еллино-греческую, славянограмматическую и наконец латинскую. В 1720 году он учредил здесь «еллино-греческую школу» и учителем в нее назначил «Переяславля Залесского Николаевского монастыря монаха Савватия», а в 1725 году устроил другую школу славяно-грамматическую, которою до 1726 года заведывал тот же монах Савватий, а с 1726 по 1729 год учитель Тимофей Колосовский 251 ). «Да сверх вышепоказанных школ, – говорится в донесении Св. Синоду от 17 июня 1738 года, – в нынешнем 1738 году марта от 29 дня, по прибытии из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, покойный преосвященный Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, при жизни своей при доме ж архиерейском определил еще вновь славянолатинскую школу, а в ней учителя иеромонаха Венедикта Туранского», и в эту школу собрано было 100 учеников 252 ). Этот Туранский был из воспитанников Киевской Академии 253 ). Он умер в 1739 году. При преемнике преосвященного Питирима Иоанне Дубинском (1739–1742), в 1740 году, по указу Св. Синода, прислан Смоленским епископом Гедеоном Вишневским в Нижний Новгород, для определения в латинскую школу, бывший в Смоленском Авраамиеве училищном монастыре «в наставлении от Римской Церкви к восприятию греческого исповедания веры вышедший из-за польского рубежа из Литвы шляхетский сын Антоний Коссаковский, которой де допросом показал, что, учась в Польше латинского языка, и слушал философии... Да от преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, – писал преосвященный Иоанн, – по просительным моим письмам чрез нарочно посланных на моем коште для такого ж латинского диалекта обретающихся при доме моем учеников обучения присланы два человека польской нации: воеводства Русского города Львова шляхетские дети греческого исповедания Василей Федоров сын Кунашевич, Никита Алексеев сын Долганевской» (оба из философского класса).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В 1843 г. настоятелем в А. прибыл архим. Поликарп (Радкевич) , бывш. ректор Смоленской ДС и настоятель Авраамиева смоленского в честь положения ризы Богородицы во Влахерне мужского монастыря . Он решил устроить для рус. колонии отдельный храм и добился того, что в 1847 г. греч. правительство передало России древнюю ц. Ликодиму (или Никодима). Это название связывали с Ликеем (Лицеем) Аристотеля , а основание храма относили к V в., приписывая его имп. Евдокии, супруге Феодосия II, происходившей из А. Однако найденная при раскопках надпись на плите указывала, что церковь была построена в XI в. неким Стефаном Ликом (от его имени, очевидно, и происходит название) и освящена во имя Пресв. Троицы. В XIII в., в эпоху лат. господства в А., храм стал католич. В XV-XVI вв. здесь находился правосл. муж. Спасо-Никодимовский мон-рь. Греки называли храм «Панагия Ликодиму» (Богородица Ликодимова - именование, и сейчас широко употребимое афинянами). Из-за землетрясения 1701 г. часть стен церкви и братский корпус обвалились. В 1827 г., во время войны за независимость Греции, в здание (к-рое повстанцы использовали как укрепление) попали 2 ядра тур. артиллерии, в результате чего рухнул купол и сев.-вост. часть. Храм стоял «в запустении и нечистоте», уцелела только вост. стена алтаря с фрагментами визант. фресок, напоминающими росписи киевской Св. Софии. Разрешение на восстановление и перестройку церкви удалось получить у греч. властей архим. Антонину (Капустину) , с 1850 по 1860 г. продолжавшего дело архим. Поликарпа. Научную реставрацию вел петербургский архит. Р. И. Кузьмин вместе с И. В. Штромом. Работы по восстановлению, финансированные российским МИД, вел афинский инженер Т. Влассопуло. В 1852-1855 гг. архим. Антонин провел в подвалах храма тщательные археологические раскопки. При восстановлении был сохранен первоначальный план здания, устранены позднейшие пристройки, раскрыты заложенные проемы. Древние фрески были реставрированы и дополнены работами мюнхенского худож. Г. Тирша, знатока визант.

http://pravenc.ru/text/77100.html

Георгиевский , общ., близ с. Усы-Степановки, Бирского у. Учрежден в 1904 г. из женской общины, основанной в 1902 г. При нем школа. Михаило-Архангельский , общ., при дер. Ново-Александровке, Уфимского у. Учрежден в 1904 г. из женской общины, основанной в 1901 г. При мон. школа и живописная мастерская. Покровский , общ., при с. Прасковьине, Стерлитамакского y., на границе с Оренбургским у. Учрежден в 1898 г. из женской общины, основанной в 1893 г. с целью распространения христианского православного просвещения среди инородческих чувашских селений Уфимской губ., а также для удовлетворения религиозно-нравственных потребностей русских поселенцев этого края. В 1891 г. здесь был устроен дом трудолюбия. При мон. школа. Пророко-Ильинский , 3 кл., общ., в г. Мензелинске. Основан в 1860 г. из существовавшей с 1840 г. женской общины. При нем школа. Св.-Троицкий , 3 кл., при р. Белой, близ г. Бирска. Основан в 1878 г. из существовавшей с 1857 г. женской общины. При нем школа. Сергиевский , общ., при с. Крыкнарате, Белебеевского у. Учрежден в 1909 г. на месте общины, существовавшей с 1906 г. Владимирская община, в с. Каменке, Белебеевского y., учрежденная в 1911 г. при существовавшем там общежитии Сергиевского женского мон. Община в честь Смоленской иконы Божией Матери , при дер. Бугабаш, Белебеевского y., учрежденная в 1906 г. Финляндская епархия Мужские: Валаамский Спасо-Преображенский , 1 кл., общ., на Ладожском озере, на о. Валааме, на вершине довольно высокой утесистой горы. Основан в первой пол. XIV в. Основателями монастыря считаются препп. греческие иноки, Сергий и Герман (см. 28 июня). Мон. не раз был сжигаем шведами и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 г. после пожара 1744 г. Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом большом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский мон., а на других островах уединились отдельные (самые дальние вер. 8 – 10) скиты: Авраамиев. Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Жизнь иноческая, едва только утвердилась в нашем отечестве, вскоре процвела самым совершенным образом. Более всех других святостью своих подвижников, прославилась обитель Киево-Печерская, так что препод. летописец, повествуя о их подвигах, не находит почти слов для выражения своего изумления, «Бе же и се дивно чудо видети, братие, восклицает он: совокупи Бог таки черноризцы в обители Матере своея, иже аки светила в Русской земли сияху; овии бо бяху постницы, овии же на бдение, инии же на коленопоклонение, овии же на пощение чрез день или чрез два дни; инии же ядуще хлеб с водою, инии же зелие варено, друзии же сыро; в любви пребывающе, меньшии покаряющеся старейшим, не смеяще пред ними глаголати, но все с покорением и послушанием великим; такожде и старейшии имеяху любовь к меньшим, наказаху их, утешающе аки чада своя возлюбленная; и аще который брат впадаше в некое согрешение, утешаху его и единаго епитимью разделяху любо трое, любо четыре, за великую любовь; такова бо бяше любовь в той святей братии, воздержание и смирение…; таковии бяху тогда черноризцы постницы, воздержницы, от них же наменю неколико муж чудных…; таци мниси Феодосиева монастыря, иже сияют и по смерти яко светила и молят Бога за зде сущую братию и… монастырь, в нем же и доныне добродетельное житие живут»… 327 . А св. Симон, Епископ Владимирский (в нач. XIII в.), также пострижник Киево-Печерский, до того уважал эту св. обитель, что с радостью желал оставить свое Епископство, отказаться от славы, власти и всех имений своей, богатейшей тогда, кафедры, лишь бы только хотя сметием валятися в Печерском монастыре, именуя его местом святым, блаженным, честным и спасенным 328 . Надобно полагать, что и в других монастырях наших старались тогда подражать великим подвижникам Киево-Печерским. Ибо кроме того, что обитель Печерская считалась уже и тогда, по своему уставу и благочестию своих обитателей, образцом для всех прочих, некоторые из этих обителей были основаны печорскими черноризцами, а другие весьма часто получали себе из среды их настоятелей и руководителей. История, действительно, и подтверждает, что и в прочих обителях, наприм. Новгородской Антониевой, Хутынской, Смоленской Авраамиевой, также подвизались и спаслись в то время многие благочестивые мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Он сказал ей: «Отойди от кладезя и не дерзай исполнить злого умысла своего, чтобы не постигли тебя горькие муки в вечной жизни; я Макарий Желтоводский, пришедший избавить тебя от потопления и вечной смерти». Смятенная, бросилась она к ногам старца; но когда поднялась от земли, уже не видала его пред собой и с миром возвратилась в дом свой. Опамятовался муж ее и оставил нетрезвую жизнь. Местное почитание памяти преподобного Макария началось вскоре после преставления великого чудотворца. При патриархе Филарете в 1619 году отправленные на место следователи нашли, что по свидетельству сторонних людей разных больных исцелено преподобным более пятидесяти человек, из них иные были больны по двадцать лет, другие по двенадцать или десять лет. Тогда же имя сего угодника Божия внесено в святцы и назначено повсеместное празднование памяти его 25 июля. Первая обитель его на реке Лух давно уже не существует. На месте ее стоит Троицкая церковь при слободе Решме. Вторая обитель Желтоводская возобновлена в 1620 году муромским уроженцем монахом Авраамием, который при озере Желтоводском поставил себе хижину и благочестием своим привлек к себе тружеников; по благословению патриарха Филарета основал монастырь, известный под именем Желтоводского Макариева (в Нижегородской губернии), прославившийся ярмаркой, которая после переведена в Нижний Новгород. Прибой реки Волги, омывавший постепенно монастырский берег, грозил опасностью разрушить монастырские здания, а потому в 1868 году обитель упразднена. В 1882 году в оставшихся зданиях учреждена женская община, которая в 1883 году переименована в общежительный монастырь. Третий монастырь – Макариев-Унженский-Троицкий, Костромской губернии, близ города Макарьева. В соборе во имя Святой Троицы, построенном в 1669 году святым игуменом Митрофаном (потом епископом Воронежским), покоятся в богатой раке мощи преподобного Макария; тут же находится келейная его икона Смоленской Божией Матери. Позади монастыря на полугоре сохранился в часовне колодезь, ископанный самим угодником Божиим. 27-й день. Святой Иоасаф митрополит Святитель Иоасаф происходил из дворянского рода Скрипицыных, принял пострижение в лавре Сергиевой и с 1529 года был там игуменом. Близкий к любителю иноков и иночества, великому князю Василию Иоанновичу, при жизни его он в сане игумена лавры, крестил сына его и наследника Иоанна, впоследствии грозного царя, у раки преподобного Сергия. Потом пред самой кончиной великого князя Василия, Иоасаф, согласно давнему желанию самого князя, облек его в иноческий сан с именем Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 29/I-1930 г. хиротонисан во еп. Бельского, вик. Смоленской епархии. 20/IV-1932 г. возведён в сан архиепископа. 17/IX-1935 г. ввиду закрытия Бельской епархии уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 76. Кат-АМ 127. Кат-ЯВ 108. С. 53. [Кат-ГУБ. С. 970.] ДИМИТРИЙ (Троицкий) Митрополит Смоленский Родился 30/VII-1877 года. В 1899 г. окончил Тульскую духовную семинарию и духовную академию. С 1904 г. кандидат богословия. Из вдовых священников. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 20/V-1928 г. хиротонисан во еп. Каширского, Тульской епархии. В сентябре 1929 года возведён в сан архиепископа и назначен архиёп. Нижегородским. В январе 1930 г. возведён в сан митрополита. Был митр. Иваново-Вознесенским. С 1933 г. – митр. Смоленский и председатель Западного ОМЦУ. Скончался 6/ХII-1934 года. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 78. Кат-АМ 128. Кат-ЯВ 109. С. 54. [Кат-ГУБ. С. 971.] ДОСИФЕЙ (Степанов [Дмитрий Иванович]) Архиепископ Гомельский и Речицкий Из крестьян Костромской губернии. В 1921 г. окончил Ленинградский богословский институт. До 1926 г. в сане архимандрита был настоятелем подворья Авраамиевого Городецкого монастыря Костромской епархии в г. Ленинграде близ Октябрьского вокзала. В 1926 г. уклонился в обновленчество и рукоположен во еп. Козловского, вик. Тамбовской епархии. Хиротонию совершали: Вениамин, митр. Ленинградский, Серафим, митр. Московский и Геронтий, архиеп. Тамбовский, в Москве, в храме Христа Спасителя. В 1928 г. – еп. Тихвинский, вик. Новгородской епархии. В 1929 г. – еп. Гомельский и Речицкий. В 1931 г. возведён в сан архиепископа. В 1933 г. принят в общение с Московской Патриархией в сане архимандрита. Был кроткий, теплый молитвенник и великий постник. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1927. 5–6. С. 7. Кат-АМ 129. Кат-ЕС 1.С. 4, п/п 20. [Кат-ГУБ. С. 971.] По другим источникам, мирское имя Степанов Гавриил Григорьевич. Родился 01/IX-1883 г. в д. Ходяшево Казанской губернии. До 1917 г. служил в придворной церкви в г. Царское Село Петроградской губернии. С 1917 по 1919 п. – в Александро-Невской Лавре. В 1919–1924 гг. – настоятель собора Феодоровской иконы Божией Матери в сане архимандрита. Арестован в феврале 1924 г. по доносу обновленцев по делу о православных братствах. Приговорён к 2 годам заключения в лагере. По состоянию здоровья был освобождён. В 1926 г. уклонился в обновленческий раскол. 10/IV-1927 г. хиротонисан в обновленческого еп. Козловского. 1928–1929 гг. – обновленческий еп. Тихвинский. 1929 г. – обновленческий архиеп. Гомельский. 1932–1933 гг. – обновленческий архиеп. Могилевский. В 1933 г. принёс покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане архимандрита В 1933 г. арестован в г. Гомеле, приговорён к 8 годам лагерей, который был заменён на 5 лет ссылки в Северный край. В ссылке был снова арестован 05/IV-1937 г. и приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 31/VIII-1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

То же самое соблюдалось и в каноническом процессе, как видно из актов собора константинопольского (448 г.) 504 . По римскому праву в уголовных процессах не допускался прокуратор в качестве заместителя обвиняемого. Точно также Евтихию не было дозволено заменить себя пред собором депутатами – архимандритом Авраамием и тремя диаконами своего монастыря 505 . Прежде произнесения окончательного приговора, римское право предоставляло обвиняемому необходимый срок для явки на суд; произносить приговор над отсутствующим воспрещалось 506 . То же самое соблюдалось и в каноническом праве 507 . Но если обвиняемый, по истечении назначенного срока, не являлся в суд, то, как римским, так и каноническим правом, дозволялось произносить над ним заочный приговор, как над человеком упрямым, непокорным 508 . И по римскому и по каноническому праву составленный письменно приговор прочитывался публично, при чем в нем не считалось необходимым указывать формальные основания для такого или иного решения 509 . Представленная параллель между римским аккузационным процессом и процессом каноническим показывает, что церковь , не занимаясь специально подробною разработкою форм судопроизводства, заимствовала некоторые из них из римского права 510 . Формы римского аккузационного процесса получили особенно широкое практическое приложение на западе, как видно из письма и присоединенной к нему инструкции папы Григория Великого (от 603 г.) к дефензору Иоанну, который был отправлен в Испанию для разбирательства различных тяжб. Как в письме, так и в особенности в инструкции папа дает своему делегату несколько советов касательно церковного судопроизводства, основываясь на римском праве 511 . Из всего сказанного по поводу второго тезиса преосв. Иоанна видно, что и этот тезис представляет из себя неоспоримую каноническую истину. Церковный суд в подлежащей его компетенций сфере действовал вполне самостоятельно не только в первые три, но и в последующие века. С признанием церкви в государстве «натуральная» судебно-церковная юрисдикция, основывающаяся на богодарованном церкви полномочии, осталась неприкосновенною; потерпела ограничение, а затем и окончательно перешла к государственной власти только юрисдикция «прикладная», развившаяся из посреднического суда первых веков, как юрисдикция случайная, обязанная своим происхождением исключительным внешним условиям церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010