—28— бедным. Городское духовенство лишилось таким образом значительной части своих доходов, а это еще боле усиливало вражду на Авраамия. Против него повели дружную интригу смоленские священники и игумены. Житие упоминает только о трех лицах из духовенства, заступавшихся за невинного страдальца. 1926 Враги вооружали против Авраамия общественное мнение, как это делали и раньше, и кроме того стали клеветать епископу Игнатию. Его называли еретиком, обвиняли в чтении отреченных книг, («глубинныя книги») и в нечистой жизни. Священники жаловались на то, что Авраамий привлек к себе их духовных детей и пользуется уважением среди оставшихся: «уже наши дети вся обратил есть, говорили они, друзии же пророком нарицающе». Клеветники добились суда над Авраамием и он с шумом приведен был по улицам Смоленска на владычен двор. Из описания самого суда в житии выходит, что он был смесный, т. е. происходил при участии судей духовных и светских. На суде особенно ярко обнаружилась вражда духовенства к Авраамию. Бог умягчил сердце князю и властелем, рассказывает жизнеописатель, но игуменом и иереям «аще бо мощно жива его пожрети». Светские судьи признали Авраамия невинным и его обвинителями явились «безчинные попы, яко волы рыкающие», и игумены. Авраамий был осужден: ему было запрещено совершать литургию и, вероятно, принимать на исповедь. С двумя учениками его отправили в прежний монастырь (Селище), где он так много терпел. Рассказывая о пребывании Авраамия под запрещением, житие отмечает интересные черты для характеристики епархиальной жизни того времени. Прежде всего, не смотря на запрещение, верующие не перестали ходит на исповедь к Авраамию. Потом, когда под влиянием доброжелателя Авраамия, священника Лазаря (впоследствии епископа смоленского), епископ Игнатий стал склонятся на сторону Авраамия и запретил духовенству гнать его, – епископа не хотели слушать его подчиненные. —29— Попы и игумены запретили всем ходить к преподобному и по дорогам к монастырю, где был Авраамий, поставили мечников. Мечники останавливали и грабили его посетителей и это наводило страх на многочисленных почитателей преподобного. Впоследствии епископат совершенно примирился с Авраамием и поставил его игуменом своего монастыря и Авраамий по-прежнему принимал к себя на исповедь жителей Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главной святыней обители были мощи прп. Авраамия Смоленского. При монастыре находилось духовное училище, больница, работал свечной завод. Управлял монастырём архимандрит, проживали более пятидесяти насельников. В 1918 году обитель постигла участь многих монастырей страны - он был закрыт, разорён и осквернён. В то время мощи прп. Авраамия Смоленского бесследно исчезли. Около года в обители находился концлагерь. В конце 1920 года территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих. В течение последующего времени монастырь переходил от одного государственного ведомства к другому и постепенно разрушался. В годы Великой Отечественной войны разрушены были только Введенская церковь, Святые врата и ограда. После войны, на месте монастырского кладбища построили гаражи и административно-производственные здания. В 1972-74 гг. Смоленскими реставрационными мастерскими была проведена реставрация памятника архитектуры - Спасо-Преображенского собора. С конца 1970-х годов в Преображенском соборе разместили запасные фонды областной библиотеки, которые находились в нём до 2011 года. Остальные помещения бывшей обители занимали медицинские учреждения. Вопрос о возрождении монастыря был поставлен епархией в 1998 году. Обители вернули небольшое помещение под колокольней. После его освящения здесь была открыта церковь, зарегистрирован приход. 26 декабря 2001 года по ходатайству митрополита Кирилла Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского Авраамиевского монастыря. 28 августа 2008 года Смоленской епархии были переданы здания обители. 16 ноября 2008 года митрополит Кирилл освятил престол и совершил первую Литургию в нижней церкви Спасо-Преображенского собора. Наместником возрождаемой обители был назначен игумен Аркадий (Недосеков)(скончался в 2018 г.). В 2013 году было завершено возвращение монастырских строений: Епархии были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены - Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними. Монастырь попал под федеральную программу, по которой он был частично отреставрирован к 2013 году, когда праздновалось 1150-летие Смоленска. Священноархимандритом Авраамиева монастыря Священный Синод РПЦ 17 июля 2020 года утвердил митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора.

http://sobory.ru/article/?object=01021

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона: 1.1. Освободить игумению Моисею (Ракитину) от должности игумении Иверского женского монастыря города Уфы Республики Башкортостан и назначить ее на должность игумении женского монастыря в честь Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери в селе Бугабаш Бакалинского района Республики Башкортостан; 1.2. Освободить игумению Виталию (Сандалову) от должности игумении женского монастыря в честь Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери в селе Бугабаш Бакалинского района Республики Башкортостан и назначить ее на должность игумении Иверского женского монастыря города Уфы Республики Башкортостан; 1.3. Освободить архимандрита Арсения (Дмитриева) от должности наместника Пророко-Илиинского мужского монастыря села Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора: 2.1. Освободить игумена Хрисанфа (Шадронова) от должности игумена Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска и назначить на должность наместника этого монастыря иеромонаха Николая (Золотова); 2.2. Открыть мужской монастырь Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь деревни Бакланово Демидовского района Смоленской области и назначить на должность наместника этого монастыря игумена Хрисанфа (Шадронова). 3. В связи с прошением Преосвященного епископа Краснослободского и Темниковского Климента освободить игумена Тихона (Гладких) от должности наместника мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» села Журавкино Зубово-Полянского района Республики Мордовия ввиду преобразования упомянутой обители в подворье Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия (пункт 4 журнала 26 заседания Священного Синода от 11 марта 2020 года). 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила переименовать Казанский женский монастырь города Балыкчи Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан в Иверский женский монастырь города Балыкчи Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5664125...

В 1778 году он был назначен ректором Смоленской семинарии и настоятелем Авраамиевского монастыря 569 ). Скраговский Петр, назначенный в учители Смоленской семинарии в 1749 году, и Базилевич Мануил, присланный в 1750 году 570 ). 21) Воронежская семинария. Воронежская архиерейская школа существовала уже в 1728 году, и в ней было в этом году 33 ученика 571 ). Переведенный в 1730 году из Переяслава Полтавского в Воронеж, преосвященный Иоаким Струков взял с собою из Киева в учители студента Михаила Стрельбицкого и постриг его в иеромонахи с именем Маманта; но последний ушел в Москву, в Донской монастырь 572 ), а преосвященный Иоаким в конце 1732 года отпустил собранных – было им учеников в их домы. В 1733 году он, однако, приказал открыть школу в Острогожске. Учителем этой новой школы назначен был иеродиакон Порфирий Крестопольский, обучавшийся в Киевской Академии и прибывший в Воронеж вместе с преосвященным Иоакимом. Учебный курс состоял в обучении чтению по букварям и в изучении грамматики. Учение в Острогожской школе началось в 1733 году и продолжалось до 1736 года. Но в 1736 году преосвященный Иоаким вызван был из Воронежа на чреду служения, – и школа прекратила свое существование. В 1737 году преосвященный Иоаким возвратился в Воронеж и снова приказал собрать священнослужительских детей, годных к школьному учению. На этот раз шкода устроена была в Воронеже, и в ней, кроме обучения чтению по часослову и псалтири, некоторые учились и латинской фаре. Большая часть учеников этой школы была набрана еще в 1731 году. Но и эта школа недолго существовала и к 1739 году почти совсем опустела; однако Крестопольский продержался в звании учителя до 1743 года. Преемник Иоакима преосвященный Вениамин (Сахновский), переведенный из Вятки, взял с собою в Воронеж вызванного им в учители из Черниговской епархии игумена Костянско-Почановского монастыря Лазаря Богославского и посвятил его в архимандриты Успенского Дивногорского монастыря. Кроме того, студент Киевской Академии Лкьян Стасевич, бывший при преосвященном Вениамине, в бытность его коломенским епископом, учителем Коломенской семинарии, в 1742 году перебрался к преосвященному Вениамину в Воронеж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Тихона Задонского , а внизу – во имя Св. Иоанна Предтечи, откуда и название скита. Рославльский Спасо-Преображенский монастырь. Обитель эта находится в самом городе Рославле, на краю его, на левом берегу р. Становки, в так называемой слободе Лабыряж. Год основания монастыря точно неизвестен, но во второй половине XVI века обитель уже существовала. В 1764 году она была оставлена за штатом, затем упразднена совершенно, но в 1864 г. вновь восстановлена и теперь довольно благоустроена. Храмов в ней два: Преображенский и Александро-Невский. В первом из них хранятся две местночтимые иконы: Тихвинский образ Богоматери и икона Св. вмчц. Варвары. Управляет игумен. Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь. Обитель находится в самом городе Смоленске, в восточной его стороне, близ древней крепостной стены. Основание этого монастыря относится к глубокой древности, a именно к началу XIII в. В 1610 г. обитель была разорена поляками, до 1634 года находилась в руках католического ордена доминиканцев, в 1634 году упразднена совершенно и лишь в 1658 году, после взятия Смоленска войсками царя Алексея Михайловича, снова открыта, как православный монастырь. В настоящее время в монастыре два храма и оба они каменные: двухэтажный соборный, наверху – в честь Преображения Господня, a внизу –во имя прп. Авраамия Смоленского и во имя трех святителей. Вторая церковь освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кроме того, к обители еще приписана с разрешения Св. Синода, по просьбе граждан города, церковь во имя Благовещения, построенная в 1840 году и находящаяся на Молохивских крепостных воротах. Главную святыню монастыря составляют мощи прп. Авраамия Смоленского, скончавшегося в 1221 году. В первое воскресенье после 21 августа в обители с 1896 г. совершается крестный ход в село Бачиражцкое, на место первоначальных подвигов прп. Авраамия. При монастыре существуют духовное училище, свечной епархиальный завод и семинарская больница. Управляет архимандрит. Смоленский Свято-Троицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

2. Утвердить Преосвященного архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородичного Казанского мужского монастыря села Винновка Ставропольского района Самарской области. 3. Утвердить Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря города Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской пустыни поселка Свобода Золотухинского района Курской области. 4. Утвердить Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы. 5. Утвердить Преосвященного архиепископа Вятского и Слободского Марка в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова. 6. Утвердить Преосвященного архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы в должности настоятеля (священноархимандрита) Аланского Успенского мужского монастыря Республики Северной Осетии-Алании Алагирского района селения Хидикус. 7. Утвердить Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска. 8. Наместников перечисленных монастырей оставить в должности наместников (игуменов); в случае отсутствия таковых – епархиальным архиереям представить в Священный Синод кандидатов к утверждению в должности наместников (игуменов). 9. Наместников прочих мужских монастырей Ярославской, Самарской, Курской, Костромской, Вятской и Смоленской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов) этих монастырей. ЖУРНАЛ 128 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении игумении Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игуменией Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря монахиню Филарету (Калачеву), исполняющую обязанности настоятельницы указанного монастыря.

http://religare.ru/2_89359.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Саратовского и Вольского Лонгина освободить игумена Пимена (Хеладзе) от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова и назначить на эту должность иеромонаха Макария (Зорина). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия назначить монахиню Гавриилу (Суханову) на должность настоятельницы (игумении) Покровского женского монастыря с. Лукино Нижегородской области. 3. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия назначить игумена Авеля (Ургалкина) на должность настоятеля (игумена) Александровского мужского монастыря г. Суздаля Владимирской области. 4. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия назначить игумена Варлаама (Пономарева) на должность настоятеля (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Мурома Владимирской области. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Липецкого и Елецкого Никона назначить монахиню Антонию (Поликарову) на должность настоятельницы (игумении) Елецкого Знаменского женского монастыря г. Ельца Липецкой области. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона назначить иеромонаха Хрисанфа (Шадронова) на должность наместника (игумена) Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия назначить игумению Марию (Сташевскую) на должность настоятельницы (игумении) Скорбященского женского монастыря г. Нижнего Тагила Свердловской области. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Белевского и Алексинского Серафима освободить игумена Никодима (Крюкова) от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Белева Тульской области. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Касимовского и Сасовского Дионисия освободить игумению Евгению (Свиридовскую) от должности настоятельницы (игумении) Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря п. Кадом Рязанской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2269362...

Настоятельство в этом монастыре было Игуменское и Архимандричье по рассмотрению Епархиальных Преосвященных. Крестьян было 1.077 душ; по Штатам же положен в 3 классе степенью 49 с Настоятельством Игуменским, которое и продолжалось до 1813 года. Из Настоятелей известны: А) Игумены: 1 . АРСЕНИЙ, с 1672 года. 2 . ПАФНУТИЙ. 3 . МЕЛЕТИЙ. 4 . КАЛЛИСТ. 5 . АВКЕНТИЙ. Б) Архимандриты: 6 . СЕРГИЙ, произведён в начале 1712 года. 7 . ФИЛАРЕТ. 8 . ЛУКА. 9 . СЕРАПИОН. В) Игумены: 10 . ПОЛИКАРП Павловский, потом Архимандрит Троицкого Черниговского монастыря. 11 . ИГНАТИЙ. 12 . КОНСТАНТИН, в 1772 году переведён из Торопецкого Небина монастыря; потом был Ректором Смоленской Семинарии. 13 . ПАВЕЛ. Он ныне с 1809 Ректор Смоленской Семинарии и Архимандрит Авраамиева училищного монастыря. 14 . ИОАНН, Семинарии Префект и учитель Философии с 1809 года; в 1813 году произведён в Архимандрита в Толгский монастырь. 15 . СИЛЬВЕСТР Цветков, в 1813 году, Февраля 4, произведён в Игумена из Соборных Иеромонахов и проповедников Московской Академии и в том же году рукоположен в Архимандрита и находится доныне, будучи Префектом Семинарии. Смольницкий монастырь Мужской, с 1650 года находился в Перемышльской Епархии; он был занят Униатами, но в силу Зборовского договора привилегией Короля Польского Яна Казимира с прочими монастырями Перемышльской Епархии определено было прежде смерти Епископа Крупецкого отдать оный тогда бывшему Неуниту и проч. См. Историческое известие о возникшей в Польше Унии, собранное Г. Бантышем-Каменским и напечатанное в 1805 году в Москве, стр. 113. Смядин монастырь Мужской, находился при урочище Смядине в окрестностях города Смоленска. О нём упоминается в 6646 (1138) году: Святослава яша на пути Смольняне и стрежаху его на Смядине в монастыри 40 . В тож (6653/1145) лет: заложиша церковь камяну на Смядине Борис и Глеб Смольнске (во имя Бориса и Глеба в Смоленске: и ещё в 6685 (1177) году 41 . Сновицкий Владимирский монастырь Мужской упразднённый, находился в уезде Владимирском и принадлежал к Синодальной области; при ревизии 1741 года между Синодальными монастырями под 111 написано: во Владимирском уезде Синодальный приписный Сновицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

архиепископа Костромского и Галичского Алексия в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы; архиепископа Вятского и Слободского Марка в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова; архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосиму в должности настоятеля (священноархимандрита) Аланского Успенского мужского монастыря Республики Северной Осетии — Алании Алагирского района селения Хидикус; епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска. Члены Синода постановили оставить наместников перечисленных монастырей в занимаемой должности, а наместников прочих мужских монастырей Ярославской, Самарской, Курской, Костромской, Вятской и Смоленской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов) этих обителей. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о назначении игумении Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря, Священный Синод назначил игуменией указанной обители монахиню Филарету (Калачеву), исполняющую обязанности настоятельницы Пюхтицкого монастыря. В соответствии с рапортом архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя синодальной комиссии по делам монастырей, Священный Синод удовлетворил прошения : митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия освободить архимандрита Кирилла (Костикова) от должности настоятеля (игумена) Высоцкого монастыря города Серпухова Московской области и назначить на эту должность епископа Серпуховского Романа с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области; назначить иеромонаха Сергия (Куксова) на должность настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области; назначить иеромонаха Авеля (Пивоварова) на должность настоятеля (игумена) Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова мужского монастыря города Можайска Московской области; освободить игумению Елену (Конькову) от обязанностей настоятельницы (игумении) Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни п/о Кузнецово Наро-Фоминского района Московской области и назначить на должность настоятельницы (игумении) монахиню Фаину (Кулешову);

http://e-vestnik.ru/docs/zasedanie_svyas...

13-15 марта Н. проездом побывал в Вязьме, посетил Аркадиевский вяземский и вяземский во имя святого Иоанна Предтечи монастыри , 16 марта приехал в Смоленск. В 1-й год пребывания на кафедре он открыл богадельню для престарелых лиц духовного звания (26 окт. 1897), учредил эмеритальную кассу, ввел пасхальный сбор пожертвований в пользу бедных. При участии Н. летом 1897 г. в каменном здании Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря открыт свечной завод. Особое внимание Н. уделял церковноприходским школам. В нач. 1896/97 уч. г. при смоленских церквах было открыто 6 церковных школ, 28 янв. 1897 г.- школа при Успенском кафедральном соборе, в к-рой обучались 56 чел., 6 окт.- школа грамоты при архиерейском доме. Для подготовки педагогического персонала школ Н. ежегодно организовывал в Смоленске специальные краткосрочные курсы: 10-25 сент. 1896 г. работали педагогические курсы при жен. епархиальном училище Смоленска для 38 воспитанниц (на открытии Н. произнес речь о педагогических взглядах Н. И. Ильминского); с 14 июля по 14 авг. 1897 г.- курсы для учителей и учительниц одноклассных церковноприходских школ и школ грамот; с 10 нояб. по 20 дек. 1897 г.- курсы при архиерейском доме на средства, пожертвованные самим Н. (22 слушателя). Через год желающих было так много, что 12 окт. 1898 г. пришлось открыть 2-е отд-ние курсов ( Каверзнев Ф. Открытие учительских курсов при архиерейском доме//Смоленские ЕВ. 1898. 23. С. 1294-1297). При архиерейском доме Н. учредил особые курсы для желающих подготовиться на звание учителя церковных школ (существовали и после его отъезда), сам преподавал на них уроки Закона Божия. Еще в июне 1896 г. Н. обратился с воззванием о сборе пожертвований на возобновление древнего кафедрального собора в честь Успения Пресв. Богородицы, много хлопотал об устройстве парового отопления в соборе, закрытом в зимнее время для богомольцев. 5 окт. 1896 г. Н. открыл в Смоленске Церковно-археологический комитет и предложил первые чтения: «Обретение мощей святого благоверного Андрея, князя Смоленского, по древнему сказанию (1556 года)» (Собр. соч. 1909. С. 456-461). Также открыл в Смоленске, в уездных городах и во мн. селах внебогослужебные собеседования с народом, устроил религиозно-нравственные чтения для интеллигенции, не раз выступал на них в Смоленске. В 1897-1898 гг. по инициативе Н. были организованы религиозно-нравственные чтения в городской думе г. Вязьмы. В мае 1897 г., после посещения Вязьмы, специально заехал в с. Татево Бельского у. Смоленской губ., чтобы встретиться с С. А. Рачинским .

http://pravenc.ru/text/2565312.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010