В отечественной истории XV века Спасский Архимандрит, потом Епископ Ростовский, Вассиан занимает почётное место; сего просвещённого и ревностного поборника отечества Иоанн III употреблял посредником в раздорах с братьями своими. Когда, при нашествии Ахмета на Москву, устрашённый Государь хотел оставить ему на жертву столицу и бежать со всем двором своим, тогда веледушный Вассиан остановил его своим увещанием: «Вся кровь падёт на тебя Христианская – говорил он Державцу, – что выдал ты их бежащь прочь, а бои с Татары не поставил, и не бився с ними. Аще ли боишися смерти? Но веждь, яко не бессмертен еси, человек смертен; а без року смертного нет ни человека, ни птицы, ни зверя. Дай сии в руку мою вои! Хотя аз и стар, но не пощажу, ниже отвращу лице мое против Татар». Одушевлённый сильными словами Вассиана, Иоанн пошёл против Ахметовых полчищ, прогнал их, и тем самым спас Москву и половину России. Архимандрит Евфимий, в 1610 г. сопутствовал Филарету и Палицыну под Смоленском в посольстве от Патриарха Гермогена и Бояр к Польскому Королю Сигизмунду III об избрании Владислава на Всероссийский Престол; но Евфимий и Палицын, по настоянию Польского Короля, отправились в Москву отдельно от прочих для того, чтобы привести Московских людей к крестному целованию на Королевское имя 68 . Хотя они, как свидетельствуют грамоты, были и осыпаны дарами от Сигизмунда; но, проникнув коварство Поляков, пребыли верными своему отечеству и не исполнили в Москве поручения Короля. Евфимий в 1612 г. на Крутицах утвердил подписью своей грамоту Пожарского с верною дружиною отстоять Москву или положить за неё живот 69 . Но вероятно, за самовольные сношения с Королём Польским и разногласие с прочими послами Евфимий, из Новоспасского монастыря переведён в Нижегородский Амвросиев монастырь. Место его заступил Иосиф I, который с Авраамием Палицыным выходил на Лобное место объявить народу об избрании на Престол Российский Михаила Романова; он же подписал грамоту, в 1612 году, данную от Российского Духовенства и Бояр, за службу Князю Дмитрию Трубецкому и был одним из главных духовных особ, отправленных из Москвы в Кострому для умоления Михаила Романова принять хоругви осиротевшего Царства. Никон, в сане Архимандрита сей обители, по особой доверенности к нему Царя Алексия Михайловича, каждую пятницу, в течение трёх лет, принимал челобитные от просителей для представления их на милостивое решение Самодержавному. Последний не редко приезжал к нему в монастырь для совещания о Государственных делах. Когда же Никон, лишённый Патриаршего сана, отправляем был на Белоозеро зимою, без тёплой одежды, тогда Новоспасский Архимандрит Иосиф III отдал ему с себя шубу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

А вы, чада, покайтеся»». Тем не менее, по-видимому, прещение с прп. Авраамия тогда не было снято. Во время наступившей вскоре засухи (по данным дендрологического анализа, случившейся в 1210-1212) И. с собором духовенства и смолянами обходил город крестным ходом «с честным крестом и с иконою дръжащею Господа, и с честными святых мощьми», однако бедствие продолжалось. Лишь после беседы И. с неким иереем - сторонником прп. Авраамия (возможно, с прп. Ефремом, автором Жития прп. Авраамия) И. «въскоре посла по блаженаго Авраамия, и призвав, и испытав, яко все лжа и оглаголание по зависти и злобе диаволи бысть, и прости и, глаголя: «И благослови, честный отче, за неведение мое се ти сътворих, и весь град благослови, и прости послушавших лживых клеветник и оглагольник». И благослови пакы пречистую и честную литургию съвершати. «И моли Бога о граде и о всех людех, да помилуеть Господь и подасть богатно дождь Свой на земьлю»» (БЛДР. Т. 5. С. 46, 50). По молитвам прп. Авраамия засуха прекратилась. В Житии прп. Авраамия также рассказывается об основании И. Авраамиева смоленского в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря . Первоначально святитель предполагал воздвигнуть каменную ц. во имя сщмч. Игнатия Богоносца «в память собе» и устроить при ней мон-рь. Для этого он купил землю близ города, на к-рой поставил «церквицю во имя Богоносца... потом ту раздрушив и на ино место пресели, и основа болшу, и нарече во имя святое Владычица нашеа Богородица Положение честные Ризы и пояса. И быша в нем неколико братье, блаженым питаеми епископом Игнатием». Игуменом мон-ря И. поставил прп. Авраамия. «Велику же любовь потом стяжаста блаженая: епископ радоваашеся, яко таковаго дарова ему Бог свята и блаженна мужа, Авраамий же радоваашеся, яко тако дарова ему Бог свята и блаженна епископа». Вскоре («мало же по такой любви пожив») И. скончался. Житие сообщает о чуде по его преставлении, свидетелями к-рого были многие: «Велик свет сниде на нь с небесе, яко и страх нападе на вся, и тако взиде, радуяся, на небеса, свершив течение добре о Господе Бозе.

http://pravenc.ru/text/293399.html

Юный Захария не мог не почерпнуть в родном Богородицком новых для себя сведений о древней аскезе 18 . Из жития преподобного Авраамия известно, что родившись в состоятельной семье, он после смерти родителей раздал все бедным и всю жизнь прожил аскетом. Остатки пещер вокруг Богородицкого, развалины которых были видны еще в середине XIX столетия, свидетельствовали, что «жившие некогда иноки не отставали в трудных аскетических подвигах от пустынников древних времен христианства» 19 . Под конец жизни преподобный Авраамий стал архимандритом монастыря в Смоленске, впоследствии названном Авраамиевским. Здесь в храме Положения Ризы Пресвятой Богородицы почивали его нетленные останки до разрушения города поляками в 1611 году, когда мощи преподобного Авраамия, как «схизматика», были вынесены католиками и скрыты в неизвестном месте 20 . Богородицкое досталось по наследству самому старшему из братьев Верховских, а отцу Захарии, Василию Даниловичу (младшему), – село Лобково с сельцом Буловицами и деревнями в Смоленском уезде. В церкви Рождества Богородицы села Лобкова венчались 17 сентября 1753 года «деревни Буловицы смоленский шляхтич Василий Данилов сын Верховский и девица Анна Иванова дочь Маневская» 21 . Надо отметить, что родитель Захарии, в крещении нареченный Василием, в жизни, в том числе и на военной службе, звался мирским именем – Богдан 22 . С именем Василия его венчали и отпевали. А все его дети в миру носили отчество «Богдановичи», так звали и Захарию на военной службе. Отчество «Васильевич» по церковному имени отца мы встречаем лишь в Житии старца Зосимы. Молодая семья поселилась в наследственном сельце Буловицы. Здесь выросли все их дети: шесть дочерей и три сына. Там же 24 марта 1768 года 23 родился их младший сын Захария. Провидение сохранило нам метрическую книгу Рождественской церкви села Лобкова, в ней мы находим следующую запись: «1768 год, 24 марта. Деревни Буловицы у полковника Богдана Данилова сына Верховского с женою его Анною Ивановою законно прижит родился сын Захария. Крещен священником Филиппом Стефановым 27 числа. А при крещении его восприемником был отставной поручик Борис Васильев сын Коховский, восприемница вдова Агриппина Иванова дочь Пенская» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 2016 году удостоен права ношения набедренника. Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей Смоленска, основан в начале XIII века епископом Игнатием. Обитель прославилась после того, как сюда пришел преподобный Авраамий. На протяжении ряда веков монастырь являлся духовно-просветительским центром Смоленска. В 1609-1611 годах монахи монастыря активно участвовали в обороне Смоленска от польского войска. После падения города поляки подвергли монастырь разграблению. Его возрождение началось лишь после освобождения Смоленска. Роль обители как роль духовно-просветительского центра возросла после размещения на ее территории основанной в 1728 году Смоленской духовной семинарии. Примерно в середине XVIII века на пожертвования купца Бориса Пискарева здесь был возведен двухэтажный каменный храм с престолами во имя Преображения Господня, преподобного Авраамия и Меркурия Смоленского. Храм получил название Преображенского, а монастырь стал называться Спасо-Авраамиевым. После захвата в 1812 году французами Смоленска монастырь, как и за 200 лет до того при поляках, подвергся разграблению. В начале ХХ века монастырь относился к первоклассным. В обители было два храма с пятью престолами: соборный храм Преображения Господня и Введенский храм. Главной святыней монастыря были мощи прп. Авраамия Смоленского. После революции монастырь был закрыт, власти открыли в нем концентрационный лагерь. Все, кто жил в монастыре, были уничтожены. Мощи преподобного Авраамия бесследно утрачены. Позже монастырские здания передали военному ведомству. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений подверглась разрушению. В 2000 году решением Священного Синода Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь был вновь открыт. 16 ноября 2008 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил престол и совершил первую Литургию в нижней церкви Спасо-Преображенского собора. В 2013 году было завершено возвращение монастыря Церкви; были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

До 1844 года весь храм был холодный и с одним престолом в честь Нерукотворного Образа Спасителя; в 1844-1850 годах между церковью и колокольней был построен правый теплый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» на средства вдовы генерал-майорши Анны Павловны Коробановой. 26 августа 1850 года придел освящен по благословению преосвященного Тимофея (Вещезерова), епископа Смоленского и Дорогобужского " местным благочинным священником города Вязьмы отцом Сергием Бобровым с прочим духовенством " . В 1851-1860 годах был достроен флигель, строительство которого было не закончено в 1810 году. По разрешению епархиального начальства при священнике Василии Чистякове накрыт тесом и отделан. По окончании работ в нем разместилась сельская церковно-приходская школа. В 1869-1872 годах устроен левый теплый придел в честь праздника Богоявления Господня. 7 октября 1872 года придел освящен игуменом Болдина монастыря Авраамием по благословению преосвященного Иоанна (Соколова), епископа Смоленского и Дорогобужского. В начале XX века на колокольне висели шесть колоколов. Все колокола были правильно подобраны и имели довольно приятный звук, особенно трезвон во все колокола отличался музыкальностью и гармоничностью. В августе 1912 года через Спас-Телепнево проходил крестный ход со Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» Надвратной из города Смоленска на Бородинское поле, где проходили торжества, посвященные столетию Отечественной войны 1812 года. В 1921 году согласно описи, хранящейся в документах административного отдела Вяземского исполкома, в селе Телепневе стояла одна каменная церковь, в ветхом состоянии, требующая ремонта; престолов – 3, колоколов — 6, икон в алтарях — 16, в иконостасах — 112, в разных местах храма – 50. 18 мая 1922 года в Спасском храме проведено изъятие церковных ценностей. В этот день из церкви были взяты серебряные: крест малый, внутри с крестиком; дарохранительница; потир с полным прибором; три обложки с Евангелий; шестнадцать накладок и четыре ободка от Евангелий. Всего вес серебра составил 8 фунтов 21 золотник. В ноябре 1924 года религиозное общество в селе Спас-Телепнево включено в список обществ, отосланных для регистрации в Административный отдел Губисполкома. С 1930 года Спасская церковь была передана под школу.

http://sobory.ru/article/?object=26044

К 1812-му году изустное предание относит осквернение церкви, а именно, обращение в конюшню, при нашествии французской армии. 19 ноября 1812-го года было совершено повторное освящение оскверненной церкви. До 1844 года весь храм был холодный и с одним престолом в честь Нерукотворного Образа Спасителя; В 1844-1850 годах между церковью и колокольней был построен правый теплый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» на средства вдовы генерал-майорши Анны Павловны Коробановой; 26 августа 1850 года придел был освящен по благословению преосвященного Тимофея (Вещезерова), епископа Смоленского и Дорогобужского «местным благочинным священником города Вязьмы отцом Сергием Бобровым с прочим духовенством. В 1869-1872 годах был устроен левый теплый придел в честь праздника Богоявления Господня. 7 октября 1872 года придел был освящен игуменом Болдина монастыря Авраамием по благословению преосвященного Иоанна (Соколова), епископа Смоленского и Дорогобужского; В 1921 году согласно описи, хранящейся в документах административного отдела Вяземского исполкома, в селе Телепневе стояла одна каменная церковь, в ветхом состоянии, требующая ремонта; престолов — 3, колоколов — 6, икон в алтарях — 16, в иконостасах — 112, в разных местах храма – 50. 18 мая 1922 года в Спасском храме было проведено изъятие церковных ценностей. В этот день из церкви были взяты серебряныеизделия: крест малый, внутри с крестиком; дарохранительница; потир с полным прибором; три обложки с Евангелий; шестнадцать накладок и четыре ободка от Евангелий. Всего вес серебра составил 8 фунтов 21 золотник; С 1930 года Спасская церковь была передана под школу. В 1943 году храм Спаса Нерукотворного Образа был взорван при отступлении фашистской армии. Современное состояние [ править править код ] 29 августа 2007 года по благословению епископа Вяземского Игнатия (Пунина) на месте взорванного храма стараниями благотворителей был установлен поклонный крест. С 2009 года началось возрождение храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Телепнево.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 77 ) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. ( журнал 135 ) назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи . Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ( журнал 23 ) избран епископом Смоленским и Вяземским с освобождением от должностей наместника Высоко-Петровского монастыря и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи. 14 марта 2013 г. Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан архимандрита. Наречен во епископа 15 марта 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 17 марта за Божественной литургией в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. ( журнал 8 ) назначен главой Смоленской митрополии с титулом «Смоленский и Рославльский». 21 мая 2015 г. за Литургией в Вознесенском соборе г. Ульяновска Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. ( журнал 109 ) назначен ректором Смоленской духовной семинарии. С 4 мая 2017 г. Смоленский и Дорогобужский, в связи с образованием Рославльской епархии . 25 июня 2018 г. в Московской духовной академии  защитил кандидатскую диссертацию на тему «Жизнь и деятельность епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова)». Решением Священного Синода от 16-17 июля 2020 г. ( журнал 44 ) утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска и мужского монастыря Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь деревни Бакланово Демидовского района Смоленской области. Образование: 1995 г. — Красноярский государственный технический университет. 1999 г. — Московская духовная семинария. 2003 г. — Московская духовная академия. Епархия: Смоленская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Смоленская митрополия (Глава митрополии)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198663...

Сейчас, конечно, эти функции уже не нужны нашему государству, не нужны людям. Но нужны молитвенники за весь мир. Нужны люди, которые бескомпромиссно идут за Христом. Таких людей все меньше и меньше во всем мире. Афонская гора, на которой раньше жили десятки тысяч монахов, сейчас оскудела людьми. И хотя они приезжают туда со всего мира, там наберется только две тысячи человек монашествующих. После того, как Церковь стала свободной, много людей пришло в монастыри. Много ушло потом. Были случаи когда монахи женились, монахини выходили замуж. Сейчас мало кто приходит в монастыри. Наверное, для этого нужен подвиг хотя бы одного какого-то человека. Старец Ефрем, ученик старца Иосифа Исихаста, основал в Америке около 20-ти монастырей. Там есть монахи, есть монахини. Удивительно, в Америке открылось 20 монастырей! У нас нет таких подвижников в России. Нет, может быть, таких людей, которые выбрали для себя бескомпромиссный подвиг монашеской жизни. К сожалению, современные иночествующие занимаются возрождением стен обителей и бывают далеки от духа этой жизни. Я сам не монах. Хоть и был пострижен в монашество, но живу не монашеской жизнью. Но очень хотелось бы, чтобы у нас здесь, в Авраамиевом монастыре, возродилась монашеская жизнь. Без монастыря городу, мне кажется, трудно правильно сориентироваться. Нет ориентира, нет правил жизни, которые монастырь задает. Нет глубины духовной, нет чистоты, нет подвига самоотвержения. В те времена, когда нет гонений, именно монашествующие сохраняли ревность, сохраняли любовь к Богу. Наш Авраамиев монастырь находится рядом с крепостной стеной. Хотя это центр города, но место тихое, спокойное, здесь нет проезжих дорог. За стеной начинается не городская жизнь. Здесь где-то находятся мощи преподобного Авраамия, древнего Смоленского святого. И здесь, мне кажется, можно было бы спасаться тем, кто хочет бескомпромиссно бороться с грехом внутри своей души. Подвизаться тем, кто хочет научиться непрестанной молитве. Подвизаться тем, кто решил все оставить, чтобы быть со Христом.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2528580...

Церковного капитала 1000 руб., капитала причтового 500 руб., причт живет в своих домах. Жалование священник получает 111 руб. 72 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп. Священник Алексей Петрович Некрасов, священник с 1870 г., имеет скуфью с 1880 г. Псаломщик Павел Митрофанович Канделинский, псаломщик с 1867 г., в стихарь посвящен в 1874 г. В приходе земская школа, законоучитель священник, учительницы: окончившие курсы епархиального жен. училища - Наталия и Таисия Некрасовы, учащихся 105 чел. Расстояние села от Смоленска в 6 верст. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Церковь основана не позднее середины XVIII века, последнее кирпичное здание церкви возведено в 1768 году на средства купца С. С. Никитина. Одноглавый четверик с пристроенными к нему трапезной и колокольней, украшен элементами декора в стиле провинциального барокко. В 1886 году перестроены трапезная с колокольней и свод над храмом, при этом были утрачены верхние ярусы колокольни и завершение храма. Богослужения в храме прекращены в 1938 году, во время войны здание храма было частично повреждено. В 1942 году Печерская церковь по инициативе верующих был открыта и по возможности отремонтирована, а в 2000 году полностью восстановлена колокольня. В настоящее время церковь Антония и Феодосия Печерских является настоящим украшением села, в ней совершаются регулярные богослужения В 3-х томной монографии о монастырях В. В. Зверинского упоминается Печерский мужской монастырь, ныне с. Печерск Смоленской губ. и уезда. Автор пишет, что " о нем никаких сведений не сохранилось " и предполагает, что здесь был загородный дом смоленского Авраамиева монастыря. Каменный храм в этом селе сооружен в первые годы управления Смоленской епархией епископа Парфения (Сопковского). Это один из самых ранних местных храмов с прямоугольным алтарем. Его научная реставрация после приведения памятника архитектуры в " некультовый вид " в конце 1930-х гг. (в нем ремонтировали трактора) была произведена к 1000-летию Крещения Руси (1988 г.). Кроме восстановления яруса звона колокольни, главок над храмом и алтарем, была сооружена ограда на каменных столбах с каменной аркой ворот, заменившая простой штакетник.

http://sobory.ru/article/?object=08272

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010