Тм же поимъ и молимся славимому отъ всхъ небесныхъ силъ и отъ человкъ, яко въ вкы милость его на всхъ, творящихъ волю его, яко тому слава и честь, и дръжава, и покланяние Отцю и Сыну и Святому Духу и нын, и присно, и в вкы вкомъ. Аминь. 4 ...Самоила Анн подасть.– Анна – библейский персонаж, жена Елканы и мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога дать ей потомство, которое обещала посвятить служению Богу. Родив наконец сына Самуила, она отдала его служению в храме. 7 ...отъ града дале 5 поприщь...– Поприще – древнерусская мера длины, равная приблизительно версте (1066 м). 8 ...Селища нарицають. – Богородицкий монастырь на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска. 10 ...чюдотворца Еуфимья... – Евфимий Великий (Благодушный, 376–477 гг.) – пустынножитель, с 29 лет жил в пещере близ Иерусалима, где позднее возникла Евфимиева лавра. «Житие Евфимия», написанное Кириллом Скифопольским (VI в.), известно на Руси уже в XI в. 11 ...иже по нихъ Саву и Феодосья архимандрита... – Савва (Освященный, 434–531 гг.) – палестинский монах, основатель монастыря близ Иерусалима (484 г.), названного его именем. «Житие святого Саввы», написанное Кириллом Скифопольским (VI в.), известно на Руси уже в XI в. Один из героев жития – архимандрит Феодосий, сподвижник Саввы. 14 ...Феодосия Печерськаго... – Феодосий Печерский (ум. в 1074 г.) – русский святой, основатель Киево-Печерского монастыря. Житие его, написанное Нестором, используется в жизнеописании Авраамия дважды: во вступлении и в рассказе об основании Авраамиевого монастыря. 15 ...князя Мьстислава Смоленьскаго и всея Рускыа. – Мстислав (Борис) Романович – смоленский князь с 1197 по 1214 г., когда он занял киевский престол. Убит в сражении на Калке (1223). 30 ...слово, яже отъ житья преподобнаго Савы и о патриарс Ерусалимъстмъ Ильи... – Приводится эпизод из «Жития святого Саввы». Илья – патриарх Иерусалимский (ум. 20.7.518 г.); как рассказывается в житии Саввы, изгнан византийским императором Анастасием I (430–518, император с 491 г.). 32 Пишеть бо въ «Златыхъ Чепехъ»... – «Златая Цепь» – древнерусский сборник поучений о христианско-аскетических добродетелях. 35 ...церквицю во имя Богоносца... – Святой Игнатий Богоносец – один из «мужей апостольских»; предание считает его вторым епископом Антиохии. Во время преследования христиан при римском императоре Траяне (53–117, император с 98 г.) был казнен в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То обстоятельство, что Иван Наседка говорит, что он писал грамоты от властей ничуть не доказывает, что грамоты эти составлялись всеми властями, подобно тому, как поименование во всех рассылаемых грамотах имен Дионисия, Авраамия и других лиц не может служить доказательством, что все эти лица трудились вместе в составлении грамот: это ничто иное, как известная официальная форма, по которой во всех бумагах, выходящих из монастыря, должно помещаться и имя келаря, как лица значительного и первого после архимандрита. «Не в том дело, справедливо говорит Голохватов, от чьего имени были писаны грамоты, а кем, чей был труд в составлении их. Если честь этих воззваний относить ко всем тем, кто поименован в заглавии их, то ее разделять будут с архимандритом Дионисием не только келарь Авраамий и соборные старцы, но сомнительные патриоты Василий Сукин и Андрей Палицын, вместе с Авраамием бывшие в посольстве под Смоленском и оттуда уехавшие» 181 . Итак, нужно признать, что составление и писание грамот принадлежит труду Дионисия, велось под его непосредственным руководством и наблюдением – в его келье; участие в этом деле Палицына было незначительно, иначе нечем объяснить, почему современники, подробно говоря о патриотических воззваниях Дионисия, воздавая ему за то хвалу, упоминая даже помощников его и главных переписчиков, не упоминают о Палицыне, кроме одного места, где упоминается о нем, так сказать, только мимоходом. Да и то нужно сказать, что Палицын был тогда занят, по известиям современников, разъездами в Москву и другими делами; сама должность его – келаря была очень хлопотливою должностью, требующею больших трудов: сколько было во владениях монастыря различных вотчин, а все они были под ближайшим ведением келаря. Потому-то Палицыну даже некогда было просиживать в келье Дионисия по целым дням и ночам, что было удобно для Наседки, прямые обязанности которого были не обширны. Мы думаем, что Палицын, больше обращаясь с начальниками ополчения, чаще бывая в Москве, мог служить Дионисию в писании грамот косвенно, сообщая ему о случившемся под Москвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

учителем философии и префектом 551 ), с 1746 года учителем богословия и вице-ректором, а в 1748 году утвержден в должности ректора и возведен в сан архимандрита Авраамиевского монастыря. Должность ректора проходил он до 1778 года, но при этом с 1760 года освобожден был от обязанностей преподавателя 552 ). Русичевский Тит, иеромонах, из учителей инфимы Киевской Академии 553 ); в 1743–44 годах преподавал в Смоленске грамматику, в 1744–45 г. реторику 554 ). Русичевский несколько раз и словесно и письменно просил Смоленского преосвященного Гедеона уволить его, для поклонения мощам, в Киево-Печерскую Лавру; но преосвященный, вместо увольнения в Киев, желал с началом учебного года поручить ему преподавание философии. Русичевский же, за слабостью своего здоровья, взяться за преподавание философии не пожелал и решился самовольно оставить Смоленск. Св. Синод, узнав из донесения преосвященного Гедеона о таком поступке Тита Русичевского, определил произвести о нем расследование, а до окончания дела предписал ему Русичевскому жить в Московском Симоновом монастыре 555 ). Малаховский Геласий, иеродиакон, из Киевских воспитанников и учителей Троицкой семинарии; в 1745–46 г. преподавал пиитику 556 ). Соненко Зиновий Яфимович, монах; в 1744–45 г. учитель инфимы и аналогии, в 1745–46 г. грамматики и инфимы 557 ). Орловский Иаков, в 1744–45 г. учитель русской школы 558 ). Славинский Петр, диакон, в 1745–47 г.г. учитель аналогии. Навроцкий Феодор, в 1745–47 г. учитель русской школы 559 ). Богданович Климент, иеромонах, из учителей синтаксимы Киевской Академии 560 ), в 1747 г. был в Смоленске учителем философии 561 ). Зелескин или Зелескевич Исаия, иеродиакон, из Киевских воспитанников 562 ), в 1746–47 г. учитель пиитики 563 ). В 1765–67 г.г. он был архимандритом Троицкого Болдина монастыря 564 ). Рофудынский Иоанн; в 1746–47 г. учитель грамматики и инфимы. Рогозинский Иоасаф, иеромонах, в 1750–59 г.г. префект Смоленской семинарии 565 ), впоследствии игумен Болдина монастыря 566 ). Соколовский Кондрат, в монашестве Константин из учителей аналогии Киевской Академии, в 1749 году перешел в Смоленскую семинарию 567 ), где в 1755 году был учителем философии 568 ), а в 1760–63 годах – учителем богословия и префектом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

1858 г. – родился. 1882 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1906 г. – иеромонах, настоятель Московского Высокопетровского монастыря; архимандрит. 1907 г. – настоятель Новоспасского монастыря. 1914 г. – хиротонисан во епископа Балахнинского. 1917 г., 25 января – епископ Орловский. 1917 г., 26 мая – уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре. 1918 г. – убит в Смоленске. МАКАРИЙ (Парвицкий «Невский» Михаил Андреевич), митрополит Алтайский. 1835 г., 1 октября – родился в селе Шапкине, Ковровского уезда, Владимирской губ., в семье пономаря. 1854 г. – окончил Тобольскую духовную семинарию. 1855 г. – начал свою деятельность в составе алтайской духовной миссии. 1861 г. – принял монашество, рукоположен в иеромонаха. 1861–1864 гг. – трудился над устроением Чулышманского монастыря. 1868–1869 гг. – работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал ряд богослужебных и святоотеческих книг на алтайском языке. 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии; архимандрит. 1884 г. – епископ Бийский, викарий Томской епархии. 1891 г., 26 мая – епископ Томский и Семипалатинский. 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский. 1906 г. – архиепископ. 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. 1912–1917 гг. – митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. 1913 г. – почётный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1917 г., 20 марта (1 апреля) – уволен на покой с поселением в Николо-Угрешский монастырь. 1920 г., август – Св. Патриархом Тихоном митрополиту Макарию дарован почётный пожизненный титул митрополита Алтайского. 1926 г., 2 марта – скончался в п. Котельничи Московской области Люберецкого р-на. 1956 г. – останки перенесены в Загорск и захоронены под Успенским Собором. Выдающийся святитель-миссионер, просветитель алтайского народа. За его деятельность и благочестивую жизнь народ назвал его «Апостол Алтая» и «Сибирский столп православия». Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

97 Вероятно, имеется в виду Игнатий (нач. XV в.), Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря, берущего свое начало от пещеры на берегу Волги, выкопанной свт. Дионисием, Архиепископом Суздальским († 1385, память 26 июня). 98 Вероятно, имеется в виду Димитрий Кайса, воевода, убитый татарами под Белевом в 1438 г. 99 Ахмат (Ахмет), хан Большой Орды, подстрекаемый польским королем Казимиром, сделал попытку восстановить иго на Руси. В 1476 г. он предпринял поход на Москву, но не смог перейти Оку, за которой стояло русское войско. В этом же году Иван III отказался платить дань Ахмату. В 1480 г. Ахмат снова напал на Русь, но у р. Угры был остановлен русскими войсками. Не предпринимая активных действий, русское и ордынское войска стояли друг против друга всю осень (так называемое «стояние на Угре»). 11 ноября 1480 г., не дождавшись помощи от короля Казимира, Ахмат повернул назад. Русь окончательно освободилась от ордынского ига. Через год Ахмат был убит ногайским царевичем Иваком, а Золотая Орда распалась. 100 Имеется в виду р. Протва, приток Оки. 101 Имя епископа установить не удалось. 102 Митрополит Московский Исидор (на митрополичьем престоле в 1436— 1441 гг., † 1463), грек по происхождению, участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438—1439 гг., где поддержал и подписал унию Греческой и Римской Церквей, а также насильно заставил подписаться и епископа Суздальского Авраамия. За это папа Евгений IV возвел Исидора в сан кардинала и легата литовских и русских земель. 19 мая 1441 г. Исидор въехал в Москву с преднесением католического креста и приказал диакону Успенского собора прочитать акт унии. Василий II Темный объявил Исидора вероотступником и поместил его под стражу в Чудов монастырь. Исидор бежал в Литву, а позднее — в Рим. Это был последний Митрополит, избранный и поставленный для России Константинополем. Вместе с Исидором и епископом Авраамием на Флорентийский Собор ездили духовник Авраамия священник Симеон и тверской посол Фома. Возвращаясь из Флоренции, Исидор медлил, ожидая от папы кардинальского сана. Симеон и Фома, не признавшие унии, бежали, имея от папы специальный пропуск через католические земли. После прибытия в Россию Симеон искал убежища у смоленского князя Юрия, но Юрий выдал его Исидору, когда тот проезжал через Смоленск, возвращаясь в Москву. Симеон был закован в кандалы и приведен в Москву, где после бегства Исидора был освобожден и отдан Игумену Троицкого монастыря Зиновию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Вместе с иг. Анастасиина, впоследствии Крестовоздвиженского, монастыря Корнилием он в 1621 г. отправлен был в Чухломский Авраамиев монастырь для дознания подлинности чудес, совершившихся при раке мощей преп. Авраамия, и по докладу их 1 окт. 1621 г. патриарх Филарет и царь Михаил Феодорович определили почитать Авраамия с прочими преподобными и по церковному чину праздновать память его 20 июля: 11) Тихон, упоминается в 1626 г.; 12) Ферапонт (1629–1636 г); состояние Богоявленского монастыря при сем подробно описано в писцовых книгах: между прочим, он в 1636 г присутствовал в числе священнодействователей при первом поновлении и торжественном освящении Феодоровской иконы Божией Матери и был в числе лиц, свидетельствовавших чудеса от Смоленской иконы Богоматери в Игрицком монастыре; 12) Макарий, упоминается в 1637–1639 гг.; 13) Корнилий – в 1641 г.; 14) Гермоген – в августе 1641 г.; при этих трех настоятелях сделаны были вклады в монастырь; 15) Тихон, упоминается в 1643 году; 16) Герасим (1644–1673 г.), строитель каменной ограды, особенно при содействии Салтыковых воздвигший многие здания в монастыре и украсивший соборный храм греческим стенным письмом. Грамотою царя Алексея Михаиловича в 1652 г. повелено этому игумену вместе с попом Николаевской церкви Григорием Алексеевым иметь надзор над священноцерковнослужителями г. Костромы и костромской округи, равно как и Плесского пасада и всей Плесской десятины, чтобы чтение и пение в церквах совершалось «по чипу, единогласно и неспешно», и чтобы в уездах Костромском и Плесском выбраны были заказчики для ближайшего наблюдения. Между прочим царь предоставил игумену право наказывать ослушников смирением монастырским; «закованием в цепи», употреблением на низкие монастырские работы и денежным штрафом. При нем, по известию монастырского синодика 321), «7163 (1654) лета сентября с 1 числа в Богоявленском монастыре измерло братии тлетворною смертию и поветрием 56 братов», в числе их пять иеромонахов; 17) Павел (1673–1677 г.), в 1677 году присутствовал при втором поновлении Феодоровской иконы Богоматери, а в 1678 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Леонид – епископ Екатеринославский и Таганрогский. 1802 † 3 декабря 1885. В мире Александр Васильевич Зарецкий. Родился в селе Игумнове Калужской губернии в семье священника. Окончил Калужскую семинарию и Петербургскую духовную академию. В 1827 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1827–1832 гг. был учителем, инспектором и ректором в Новгородской и Смоленской семинариях. В 1832 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Смоленского Авраамиева монастыря. С 1836 г. – ректор Могилевской семинарии и настоятель Братского Могилевского монастыря. В 1840 г. послан для увещания раскольников, населявших Лаврентьевский и Никольский монастыри Могилевской епархии. В 1843 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 1850 г. – епископ Костромской и Галицкий, с 1853 г. – Екатеринославский и Таганрогский. В 1864 г. уволен на покой в Симонов монастырь, а затем перемещен в Рязанский Ольгов монастырь. – 161. Леонид – архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры, церковный историк, археолог, писатель. 22 февраля 1822 † 22 октября 1891. В мире Лев Александрович Кавелин. Происходил из дворян Калужской губернии. Окончил 1-й Московский кадетский корпус. С 1840 по 1852 г. служил в лейб-гвардии Волынском полку. Был близок с СО. Бурачком и А.П. Башуцким, издателями журналов с православным направлением «Маяк» и «Иллюстрация», где напечатан ряд литературных произведений Кавелина. Часто бывал в Оптиной Пустыни, где беседовал со старцами Макарием (впоследствии ставшим его духовником) и Леонидом. В 1847 г. была издана книга Л. А Кавелина «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита Св.Иоанна Предтечи». В 1852 г. Кавелин вышел в отставку в чине капитана и 21 марта поступил на жительство в скит Оптиной Пустыни. Послушанием его там было письмоводительство: он вел «Летопись» скита. В 1852–1858 гг. в Оптиной под руководством старца Макария и при участии о. Леонида (Кавелина) , о. Ювеналия (Половцева) и о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Михаила Тверского-в Твери и митр. Петра – в Ростове. Таким образом, эта группа житий не только представляет образцы северно-русской агиобиографии в ее первоначальном виде, но и наглядно описывает собой круг древнейших средоточий книжного просвещения на Севере. Житие Авраамия Смоленского-одно из самых любопытных как по заключающимся в нем данным для истории, так и по своей литературной форме. В том и другом отношении оно подвергалось внимательному разбору 61 , к результатам которого можем прибавить несколько критических соображений, объясняющих мысль и характер жития. Мысль и характер его определились отношением автора к подвижнику и его литературным положением. Автор, инок Ефрем, называет себя в послесловии последним из учеников Авраамия, в смысле самого недостойного. В житии, описав наружность Авраамия, он прибавляет, что делает это для тех, кто не видал преподобного. Он помнит и заносит в житие некоторые выражения, сказанные Авраамием при случае. Так, рассказывая о гонениях, понесенных последним в монастыре на Селище, Ефрем добавляет. он сам говорил: «Пять лет терпел я искушения, поносимый, бесчестимый подобно злодею». По всему этому виден в Ефреме инок Богородицкого монастыря, основанного еп. смоленским Игнатием и порученного настоятельству Авраамия, – один из той немногочисленной братии, которую Авраамий образовал около себя в том монастыре, подвергая строгому испытанию каждого вступающего. Составленная впоследствии служба, руководясь житием и местным преданием, соединяет в своих молитвах имена Авраамия и ученика его Ефрема, говоря о последнем, что он насладился божественным учением учителя 62 . Этим отношением автора к Авраамию определяются основные источники жития – личные воспоминания и рассказы очевидцев; на последний источник не раз указывает сам Ефрем, сопровождая свой рассказ замечаниями: это многие знают, этому много свидетелей. Можно даже заметить, с какого времени автор рассказывает по своим личным воспоминаниям: ссылки на свидетелей и очевидцев встречаются в описании начальной поры иноческих подвигов Авраамия и прекращаются в рассказе о другой поре, когда он стал игуменом епископского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Пожарского, который, наскоро собрав около себя пушкарей да кое-каких охочих людей, принял врагов ядрами и втоптал их обратно в Китай-город, где поляки немедленно были осаждены всем населением Белого-города, вследствие чего решились, по совету Мих. Салтыкова, выкуривать осаждавших огнем, т. е. поджечь Белый-город, причем Салтыков первый запалил свой собственный дом. Пожар Белого-города длился весь остальной день и всю наступившую ночь, а на утро занялось Москворечье и поляки снова ударили на кн. Пожарского, который, обострожась у Введенья на Лубянке, долго выдерживал натиск, долго, в дыму и огне, бился с врагами, наконец, изнемог от ран, пал на землю, и, полумертвый, прямо с побоища был отвезен воинами в Троице-Сергиев монастырь. Так началась московская разруха. Среди ужаса и разрушения, уже низложив Гермогена, замененного на патриаршем престоле лже-патриархом Игнатием, малодушные московские бояре, в глазах Михаила Федоровича, праздновали с поляками наступившее тогда светлое воскресенье, на другой день которого, 25 марта, сто тысячное ополчение Ляпунова завидело обгорелые верхи московских колоколен и стало гуляй-городами на всем пространстве около Симонова Монастыря, а 1 апреля подошло к пепелищу Белого-города, где заняло все места бывших ворот и приняло благословение Троице-Сергиева монастыря – святую воду, привезенную келарем Авраамием Палицыным. С 6 апреля начались ежедневные приступы и битвы, в которых Ляпунов стяжал имя львообразного стратига, а поляки обрели нужды и лишения, вынуждавшия Гоисевского и Струся откровенно писать к начальнику смоленского осадного войска, Потоцкому: «рыцарству на Москве теснота великая, сидят в Китае и кремле в осаде, ворота все поотняты, пить есть нечего» 27 . Само собою разумеется, что такую же тесноту по неволе претерпевал и осажденный с поляками Михаил Федорович, страдания которого увеличились еще скорбию о плене отца его, как раз тогда же сделавшемся известным в Москве. Между тем, осаждавшие, продолжая свое дело, в ночь на 22 мая атаковали стену Белого-города и овладели тут всеми башнями, а 23 мая принудили к сдаче Новодевичий монастырь, защищаемый двумя ротами поляков и пятьюстами немцев, но вскоре затем получили новую, нерадостную весть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря сильно пострадали. В годы польской оккупации в обители находились монахи-доминиканцы. Они устроили здесь костёл и открыли училище ( " кляштор " упразднён в 1634 году). Православный монастырь возобновлён лишь после 1655 года. До этого времени этот участок принадлежал шляхтичу фон Лярскому, но затем по указанию царя Алексея Михайловича землю выкупили под монастырь и вскоре построили здесь деревянную церковь. В 1658 году особой грамотой царь Алексей Михайлович учредил в монастыре архимандритию. В 1728 году при монастыре открылась семинария - первое учебное заведение в Смоленске. С того времени настоятель монастыря одновременно нёс служение ректора семинарии. Для семинарии были построены несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы и библиотеку. В 1755-1765 гг. в обители возведён каменный двухэтажный собор, освящённый во славу Преображения Господня (нижняя церковь посвящена была святым Авраамию и Меркурию Чудотворцам). Средства на строительство выделил смоленский купец Борис Пискарёв. С того времени монастырь стал именоваться Спасо-Авраамиевым. В 1773 году сооружена каменная церковь Введения во храм Богородицы (уничтожена в годы Великой Отечественной войны). В 70-80 гг. XVIII века были построены дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями и святыми вратами. По штатам 1764 года монастырь числился как второклассный. Духовная семинария располагалась здесь вплоть до 1891 года. В 1812 году монастырь пострадал от французов: они устроили в нём лазарет, а церковь превратили в хлебный склад. Обитель была разорена. Памятником этого периода является французское ядро, засевшее в стене алтаря соборного храма. После изгнания французов жизнь в обители постепенно, хотя и очень медленно, входила в своё русло. К концу XIX века здесь проживали три иеромонаха, два иеродиакона и два монаха. 15 октября 1885 года при монастыре было открыто Братство во имя преподобного Авраамия Смоленского, главной целью которого стало развитие религиозно-нравственного просвещения народа. Братство также активно принимало участие в культурной и социальной деятельности Церкви на Смоленщине. В начале ХХ века монастырь относился к первоклассному.

http://sobory.ru/article/?object=01021

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010