Леонид, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Зарецкий Александр Васильевич) Родился в 1802 году в селе Игумнове Калужской губернии в семье священника. Первоначально учился в Калужской духовной семинарии. 30 июня 1827 года окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата. 5 сентября того же года пострижен в монашество; 6 сентября рукоположен во иеродиакона, а 8 сентября – во иеромонаха и 22 сентября направлен учителем в Новгородскую духовную семинарию с исполнением должности инспектора. С 17 июня 1828 года – инспектор и учитель Смоленской духовной семинарии. С 24 декабря 1830 года по 2 февраля 1832 года исполнял должность ректора Смоленской духовной семинарии. 6 апреля 1832 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и назначением настоятелем Смоленского Авраамиева монастыря. В том же году определен цензором проповедей, членом консистории и благочинным Смоленского Троицкого, Вознесенского, Болдинского Троицкого и Юхновского монастырей. 5 февраля 1836 года переведен ректором Могилевской духовной семинарии, настоятелем Братского Могилевского монастыря, членом Могилевской консистории, цензором проповедей и благочинным монастырей: Оршанского, Полоцкого Иоанно-Предтеченского, Буйницкого Могилевского и Вознесенского Борколабовского. В 1840 году командирован для увещания раскольников, населявших Лаврентьевский и Никольский монастыри Могилевской епархии. 10 января 1843 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 25 февраля 1850 года перемещен епископом Костромским и Галичским. С 19 августа 1853 года – епископ Екатеринославский и Таганрогский. С 14 ноября 1864 года уволен на покой в Московский Симонов монастырь, а затем перемещен в Рязанский Ольгов Успенский монастырь. Скончался 3 декабря 1885 года. Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород. 1897. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков, 1877. – С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Возрождал жизнь в монастырях и приходах: Умер архимандрит Аркадий (Недосеков) 13 июня, 2018. Новостная служба Он был первым настоятелем Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря 13 июня. ПРАВМИР. Скончался первый настоятель Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря и храма святых Новомучеников и Исповедников Российских архимандрит Аркадий (Недосеков). Он умер 11 июня, на 60-м году жизни, сообщает пресс-служба Смоленской митрополии. Архимандрит Аркадий (Недосеков) родился в Краснодарском крае, в городе Крымске. Религиозное образование получил в Санкт-Петербургской духовной семинарии, монашеский постриг принял в 1986 году. В 1986-1990 он годах возглавлял первый калининградский православный приход в Свято-Никольском соборе. С 1990 по 1995 годы игумен Аркадий был настоятелем возрождавшегося Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме. С 1995 года игумен Аркадий жил и работал в Смоленске, руководил  строительством Храма новомучеников и исповедников российских, а позже – созданным там приходом. Затем священнослужитель занимался возрождением Авраамиевского монастыря и Троицкой обители. В последние годы жизни он служил в Борисоглебском храме на Смядыни в Смоленске. Историк и завмузеем при библиотеке им. Твардовского в калининградском городе Гвардейске Альберт Адылов вспоминает священнослужителя, как «простого, строгого и одновременно добросердечного пастыря». «По благословению архиепископа Смоленского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси) отец Аркадий стал безо всякого преувеличения восстановителем Православия на нашей земле, воссоздав из руин кирху 13 века под православный храм, в качестве благочинного руководя открытием приходов в большинстве районных центров области. А как раз в эти июньские дни 28 лет назад мы под его руководством начали разгребать мерзость запустения в выкупленной епархией усадьбе Изобильное Полесского района – так начинался первый в области монастырь», – пишет об архимандрите Аркадии историк. Панихида по новопреставленному священнослужителю состоится 13 июня в 15.00 в Спасо-Преображенском Авраамиевом монастыре города Смоленска.

http://pravmir.ru/vozrozhdal-zhizn-v-mon...

Леонид (Скобеев Евгений Дмитриевич), еп. Верненский В обновленчестве митрополит Орловский. Родился в 1851 году. Окончил медицинский факультет Варшавского университета, Военную артиллерийскую академию, юридический факультет и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Магистр богословия. Пострижен в монашество. Ректор Литовской духовной семинарии в гор. Вильно. Затем последовательно в сане архимандрита был настоятелем: Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря, Пензенского Спасо-Преображенского монастыря, Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря, а с 1914 г. Астраханского Покрово-Болдина монастыря. Ни в одном из указанных монастырей не оставил хорошей памяти. 12 июля 1920 года хиротонисан во епископа Ковровского, вик. Владимирской епархии. Хиротонию совершил Патриарх Тихон с сонмом архиереев. В 1921 году – епископ Верненский. Очевидно за неустойчивый характер и частые падения Патриарх Тихон в шутку именовал его «епископом Содомским и Гоморрским». В июне 1922 года уклонился в обновленческий раскол. Один из первых деятелей церковного обновленческого переворота в мае 1922 года. Был сразу назначен управл. Московской епархией. Подписался под обращением к архиепископу Кентерберрийскому, примасу Англии. 18 июня 1922 года возведен в сан архиепископа и назначен архп. Крутицким. С 6 июля 1922 года – архп. Пензенский и Саранский. Вместе с епископом Антонином 30 июля 1922 года рукоположил во епископа Иоанникия (Чанцева), а II июня Иоанна Альбинского без предварительного пострижения в монашество. С 4 окт. 1922 года – архиепископ Орловский. 26 марта 1923 года уволен на покой. Присутствовал на 3-м Всероссийском Соборе с решающим голосом. 25 сент.1928 года возведен в сан митрополита. В марте 1931 года в ознаменование 80-летия со дня рождения назначен почетным членом Св. Синода Пр. Ц. в СССР. Скончался 19 января 1932 года (Кат-АМ и Кат-ЯВ), а по Кат-ЕС скончался в 1934 году и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. (В Кат-ЕС год кончины, очевидно, менее точен, чем в Кат-ЯВ).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Поликарп, епископ Орловский и Севский (Радкевич Феодосий Иванович) Родился 14 августа 1798 года в предместье города Каменец-Подольска Русские Фольварки Подольской губернии. Первоначально обучался в Подольской духовной семинарии. В 1819 году, как лучший студент семинарии, послан в Киевскую духовную академию. В 1823 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 17 сентября того же года назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 23 февраля 1824 года пострижен в монашество. 18 января 1825 года рукоположен во иеродиакона, 21 ноября того же года – во иеромонаха. 13 февраля 1826 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии. 1 февраля 1828 года получил степень магистра. С 15 июля 1829 года – ректор Могилевской духовной семинарии, а с 25 августа того же года и настоятель Могилевского Братского Богоявленского и приписанного к нему Буйницкого Свято-Духова монастыря. 30 августа 1829 года возведен в сан архимандрита. 19 марта 1836 года перемещен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. 2 января 1843 года назначен настоятелем Афинской посольской церкви в Греции. 8 марта 1850 года переведен настоятелем Нежинского Назарет Богородицкого монастыря, а 15 ноября того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита. Со 2 октября 1852 года – настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря. 5 июля 1853 года хиротонисан во епископа Одесского, викария Херсонской епархии. Хиротонию совершал архиепископ Херсонский и Таврический преосвященный Иннокентий (Борисов , † 1857). С 24 марта 1857 года – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме; в том же году 30 сентября возвращен к прежнему месту служения. С 12 июля 1858 года – епископ Орловский и Севский. Скончался 22 (или 29) августа 1867 года 16 . Погребен в Орле в Успенской церкви архиерейского дома, за правым клиросом. Преосвященный Поликарп был строг, но милостив, во все дела вникал лично. При объездах епархии всегда предлагал народу поучения. Он любил детей, знал цену духовному просвещению, поэтому заботливо следил за бытом учащихся, их нравственностью, часто жертвовал личные средства на улучшение пищи и одежды воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаил, епископ Оренбургский и Уфимский (Добров Матвей Иванович) Родился 5 ноября 1795 года в Москве в семье причетника. Обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии и в 1814 году поступил в преобразованную Московскую духовную академию. 27 августа 1818 года окончил курс духовной академии со степенью магистра и определен бакалавром той же академии. 20 октября 1818 года пострижен в монашество и 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. 1 января 1819 года рукоположен во иеромонаха и 12 сентября того же года назначен инспектором Московской духовной семинарии. С 13 декабря 1821 года – ректор Смоленской духовной семинарии. 2 февраля 1822 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Смоленского Авраамиева училищного монастыря. С 10 августа 1823 года – ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Тверского Успенского Отроча монастыря. 27 сентября 1831 года митрополитом Филаретом (Дроздовым , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 30 октября 1835 года уволен на покой в Уфимский Успенский монастырь. Скончался 19 мая 1858 года. Погребен в Уфимском Успенском монастыре в церкви святителя Митрофана Воронежского (на паперти). Это место покоя святитель избрал еще при жизни. Епископ Михаил был монах по убеждению и кроме монастыря и права на богослужение ничего не желал. Отличался благодушием, милосердием и щедростью. Был человеком искренней и глубоко благочестивой настроенности, стремившимся проводить жизнь в уединенных монастырских подвигах и служении одному Богу в чистом сердце. Его необыкновенная сердечность, доверчивость и незлобие делали из него слабого администратора, не умевшего карать, а только миловать. Это была воплощенная простота. Отличался крайней доступностью. Особенно милосерд был ко вдовам и сиротам. Всякий обращавшийся к нему находил у него привет и ласку. Имел дар прозорливости. Во время пребывания на покое стал принимать всех желающих его видеть и начал подвиг старчества. Страдал водянкою, от которой и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

свящ. Михаил Благонравов 26. Архиепископ Павел Павел, архиепископ Астраханский и Енотаевский, родился в 1771 г. в селе Зазимье Остерского уезда Черниговской губ. Родители его Василий и Агафия Суботовские были крепостные крестьяне Киевского Софийского монастыря. У них было три сына:      Иаков, Иоанн и Косьма. Старшие братья Иаков и Иоанн, по предположению родителей, должны были жить при них, а младшего Косьму они предназначили в военную службу. Косьма в детстве пас овец, но в зимнее время ходил в сельскую школу, где обучался чтению и письму. Этому пастуху овец Промысл Божий готовил иной путь – быть пастырем словесных овец Христовой церкви. По смерти родителей старший брат Косьмы Иаков отдал его к родственникам-причетникам в школу при Киево-Подольской церкви, где Косьма усовершенствовался в чтении и письме. Заметивши в нем прекрасные способности и отличные успехи, родственники упросили префекта Киевской академии, бывшего настоятелем Братского монастыря, взять Косьму к себе в послушники, и он исполнил их просьбу. Заметивши в своем послушнике отличные способности и поведение, архимандрит определил его в Киевскую академию, где он и окончил курс наук. Когда благодетель его архимандрит был посвящен в епископа Смоленского, то взял с собою в Смоленск и своего питомца. Здесь он принял монашество, с наречением Павлом, и сначала был учителем, а по возведении в 1810 г. в сан архимандрита – ректором Смоленской семинарии и настоятелем Авраамиева монастыря. Во время отечественной войны 1812 г., когда враги приближались к Смоленску, еп. Смоленский и архиманд. Павел, скрывши церковные драгоценности и капитал, выехали в Харьков. Но на пути епископ скончался. Похоронивши своего благодетеля, архим. Павел последовал в Харьков, где и жил некоторое время. 17-го февраля 1817 г. он был посвящен в епископа Харьковского, а 26 января 1826 г. был переведен в Астрахань. Архиепископ Павел был строгий архипастырь, при том же пылкого характера. По-этому духовенство, особенно сельское, боялось его. При обозрении им епархии, священно-церковно-служители нередко прятались от него, а иные от страха не могли прочитать ему заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Episcopul de Smolensk i Veazma Pantelimon despre monahism 18 octombrie 2012 16:35 Почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв, рассказывает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон . Сейчас много говорят о социальной работе, о работе с молодежью, говорят о катехизации, но церковная жизнь не сможет возродиться во всем своем прежнем объеме, если в Церкви не будет монастырей. А в монастыри приходит все меньше и меньше людей. Все меньше и меньше людей призываются Богом к тому, чтобы совершать подвиг монашеской жизни: подвиг совершенной христианской жизни. Раньше говорили, что для монахов образцом являются ангелы, а для мирян — монахи. В наше время мало таких образцов. Непонятно, или Бог больше никого не призывает к монашеству (может быть, не время сейчас быть монашеству на земле?), или люди остаются глухи к призывам Божиим. Мы с вами сейчас стоим на крепостной стене города Смоленска, и за мной виден храм Авраамиева монастыря. Этот древний монастырь называется по имени прп. Авраамия Смоленского, удивительного святого. Достаточно сказать, что на протяжении десятков лет он каждый день совершал Божественную литургию. Он был очень ученым монахом и многих людей привлекал к церковной жизни, проповедуя христианство. Так что эта деятельность даже вызывала неудовольствие у его собратьев монахов и белых священников. Он был осужден неправедно и изгнан из монастыря. И тогда долго очень не было в Смоленске дождя, пока его не вернули обратно и пока он не помолился, чтобы прекратилось это наказание Божие. Вот такой удивительный святой, который многих очень людей привел к вере. Монастыри были всегда местом, куда люди приходили, чтобы узнать о Боге, местом, где совершался подвиг молитвы. Монастыри были училищами молитвенного делания. В монастыри отдавали своих детей для научения профессиям. Монастыри играли важную роль в охране наших рубежей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2528580...

Год преподобного Авраамия отпразднуют в Смоленской епархии Москва, 30 октября 2009 г. В Смоленской епархии объявлено особое празднование, посвященное преподобному Авраамию Смоленскому. Промежуток времени с 3 сентября нынешнего года (день памяти преподобного) по 3 сентября 2010 года посвящен особому вниманию к этому великому святому Киевской Руси. В это время планируется проведение специализированных научно-практических конференций, посвященных преподобному Авраамию и его духовному наследию. Темы, связанные с жизнеописанием подвижника, будут вынесены на конкурсы школьных сочинений и рисунков, сообщает Патриархия.ru . На 2009 и 2010 годы выпадает сразу несколько крупных знаменательных дат, связанных с преподобным Авраамием. В 2009 году отмечается 460 лет со дня его канонизации для общецерковного почитания, в 2010 году исполняется 800 лет с момента основания Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря. Также в 2010 году исполняется 640 лет с момента написания настоятелем Авраамиевского монастыря памятника древнерусской литературы «Хождение архимандрита Аграфения в Святую Землю», который связан с преподобным Авраамием. Особым и важным событием в год преподобного Авраамия являются Авраамиевские образовательные чтения, организуемые совместно Смоленской епархией и Смоленским гуманитарным университетом. VII Авраамиевские чтения открылись 29 октября 2009 в Смоленском государственном университете. По словам епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта, празднование года преподобного Авраамия будет наполнено изучением его жития и его богатого духовного наследия. «Я очень надеюсь, что этот год станет для нас временем живого общения с преподобным Авраамием Смоленским, станет временем особого вдохновения для нас и временем его благословения нашему славному граду Смоленску и Смоленской земле», сказал владыка Феофилакт. Преподобный Авраамий, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в Смоленске в 1172 г. После смерти своих родителей он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в 6 верстах от Смоленска. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера.

http://pravoslavie.ru/32488.html

Иннокентий, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Александров Илия Федорович) Родился 8 июля 1793 года в Астрахани, в семье кафедрального протоиерея Феодора Чумички. Первоначальное образование получил в Астраханской духовной семинарии. В 1819 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью магистра. 14 марта 1820 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 15 августа 1821 года возведен в сан архимандрита Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. 2 августа 1823 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Одновременно состоял членом консистории, цензором проповедей, благочинным монастырей. 19 мая 1832 года хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. Здесь он много заботился о благоустройстве епархии, оказал большое влияние на улучшение деятельности епархиальной консистории. 22 июля 1835 года перемещен в Иркутск, где содействовал миссионерским трудам протоиерея Вениаминова, будущего святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского ( † 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября). 23 апреля 1838 года назначен епископом Екатеринославским и Таганрогским. С 14 октября 1839 года – действительный член Общества истории и древностей российских. 19 августа 1853 года уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался 3 апреля 1869 года. Преосвященный был добрейший человек, простой, общедоступный, предупредительный, внимательный и снисходительный к людским слабостям. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 369. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1401, 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 277. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 461, 556, 594, 965.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоасаф, архиепископ Могилевский и Витебский (Сретенский) Родился в 1768 году в семье духовного сословия. Образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1795 году пострижен в монашество, затем рукоположен во иеромонаха. С 14 мая 1796 года – игумен Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. В 1798 году возведен в сан архимандрита Нило-Столобенской пустыни. В 1799 году назначен благочинным над монастырями. С 1 марта 1800 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, префект ростовских церковных училищ и благочинный над монастырями. С 1802 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 24 октября 1808 года переведен в Калязинский Макариев-Троицкий монастырь и назначен ректором Тверской духовной семинарии. 21 ноября 1810 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 6 июля 1813 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 7 июля 1821 года возведен в сан архиепископа Могилевского и Витебского. Скончался 1 марта 1827 года. Архиепископ Иоасаф был хорошим юристом. Он прекрасно разбирался во всех существовавших тогда законах и строго следил за точным их исполнением. С большим вниманием относился он к духовному образованию, лично наблюдая за преподаванием в духовных училищах своей епархии. В 1817 году им преобразована Смоленская духовная семинария. В 1819 году по его инициативе был открыт епархиальный комитет Библейского общества. Архиепископ Иоасаф отличался представительной внешностью. Это был величественный старец с большой лысиной и длинной седой бородой. Эта величественность сочеталась с той торжественностью, с какой архиепископ Иоасаф совершал богослужения. Преосвященный Иоасаф любил и торжественные выезды. Куда бы он ни ехал, его поездка сопровождалась колокольным звоном, а сам он восседал в раззолоченной резной карете. Литература: Сперанский И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 г. (1728–1868 гг.)/Составитель Иван Сперанский. – Смоленск, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010