Надпись левого сюжета: «Чудо с[вя]таго Иоанна о исцелении монаха Мануила». В тексте 5-го чуда монах ростовского Авраамиева мон-ря Мануил (Светиков) рассказал о том, что с 1597 по 1641 г., когда он жил в браке, его жена, дети и работники тяжело болели. После того как их и его самого «привожаху и приношаху яко мертвыя ко святей церкви священномученика Власия и ко гробу блаженнаго Иоанна Власатого», все получили исцеление. Перед гробом И.- монах в земном поклоне, т. е. в отличие от надгробного образа изображено не само чудо исцеления, а рассказавший о нем впосл. старец. Надпись сюжета справа: «Чудо о исцелении другаго монаха Леонтия». 8-е чудо повествует, что игумен ростовского Петровского монастыря своей рукой написал об исцелении в 1649 г. от трясавицы. В композиции монах на коленях припадает к гробнице И. Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент гравюры. 1-я пол. XVIII в. Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент гравюры. 1-я пол. XVIII в. В возглавии раки представлено 1-е чудо, надпись: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Митр. Кирилл, к-рого расслабленным принесли к гробу И., показан сидящим возле гробницы, т. е. еще до исцеления. В тексте рассказывается, что при чтении Евангелия «митрополит пременися от недуга» и «отыде от гроба здрав» (на иконе над ракой он изображен в благодарственном поклоне). На раке и на иконе гробу И. предстоит мужчина в княжеском одеянии. На противоположной стороне раки - 3-е чудо об исцеленной жительнице Ростова Анне, к-рая год была больна, все суставы ее «ослабе и разболеся» (надпись: «С[вятой] Иоанн мил[остивый] исцели жену Анну от расла[бления]»). Здесь больную Анну держат трое мужчин (по тексту, она приползла к гробу И.), а на иконе представлен момент благодарственной молитвы после исцеления. Очевидно, рака была украшена во 2-й пол. XVIII в., в композициях заметны особенности стиля барокко. В двух из 5 сюжетов изображена Казанская икона Божией Матери, что свидетельствует о ее особом почитании. При входе в храм слева на стене написан образ, оформленный резным золоченым напольным киотом с надписью: «Явленная икона Казанской Божией Матери».

http://pravenc.ru/text/469398.html

Гавриил (1845–48), сын Углицкого священника, обучался в ярославской семинарии пиитике и риторике. В монашество пострижен в первоклассном Толгском монастыре 25 июня 1813 и того же года 17 июля определен казначеем Толгского монастыря, посвящен в иеродиакона 27 июля, а в 1814 г. 6 января в иеромонаха. Переведен казначеем, 19 августа того же года, в ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь, откуда в ярославский архиерейский дом на должность эконома переведен 27 июня 1818 г. Определен строителем ростовского Варницкого монастыря, с оставлением в прежней должности эконома, 16 мая 1819 г.; награжден набедренником 26 июня 1820 г. С декабря того же года был экономом на ярославском архиерейском подворье в С.-Петербурге, а с 1821 г. 21 июня (июля?) проходил ту же должность на Троицком подворье в С.-Петербурге, с причислением к братству Троицкой Сергиевой Лавры. Определен наместником кафедрального Чудова монастыря 12 ноября 1823 г.; возведен в сан игумена 14 мая 1824 г., в архимандрита московского Знаменского монастыря, 4 марта 1825 г. По хозяйственным обстоятельствам этого монастыря и собственному его желанию, от должности наместника 7 уволен с благодарностью за услуги, 20 апреля 1826. Исправлял, с 24 октября 1827 г., должность благочинного монастырей. В следующем году 28 января пожалован орденом св. Анны 3-й степени; 24 мая определен благочинным монастырей. Был, с 1829 г. 14 и 16 марта, членом комитетов для исправления ветхостей Савво-Сторожевского монастыря и перестройки зданий того же монастыря, назначенных для Звенигородского духовного уездного училища. Переведен настоятелем в Высокопетровский монастырь, 18 марта 1830 г. Награжден, 23 января 1832, орденом св. Анны 2-й степени. Был, с 7 августа 1834 г., членом комитета по возобновлению в Саввине монастыре соборной Богородице-Рождественской церкви; с 15 апреля 1837 г. членом комиссии о перемещении московского Алексеевского девичьего монастыря в Красное село, причем оказал «необыкновенную тщательность и благоуспешность». Всемилостивейше пожалован орденом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Всемилостивого Спаса в Авраамиевском скиту Валаамского монастыря 10 июля 2022 г. 14:52 10 июля 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил скит преподобного Авраамия Ростовского, расположенный на Емельяновском острове в юго-восточной оконечности Валаамского архипелага, в 7,5 км от Центральной усадьбы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря .  На пристани Авраамиевского скита Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий .  Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения новопостроенного храма Всемилостивого Спаса.  Его Святейшеству сослужили иеромонах Никон (Оганов) и ризничий Валаамского монастыря иеромонах Вениамин (Полысаев).  Богослужебные песнопения исполнил хор Валаамского монастыря (регент — Д.В. Фунтусов).  За богослужением молились  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , епископ Троицкий Панкратий, насельники скита.  На освящении присутствовали руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов, начальник Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Ю.Б. Алипова, председатель Совета директоров АО «НПО Ангстрем» Л.Д. Рейман, первый вице-президент банка «Газпромбанк» Я.Я. Голко, строители, благотворители и благоукрасители храма.  По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом:  «Хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в создании еще одного места на этих замечательных Валаамских островах, где будет возноситься молитва Богу. Создание храма есть величайшее свидетельство силы Божией, и вот почему: если бы не было силы Божией, прикасающейся к человеку, если бы этой силой и благодатью не укреплялась вера людей в Бога, то и храмы бы не строились. И то, что мы видим, само по себе является величайшим доказательством Божественного бытия. Чего только не было за эти тысячелетия, какие только силы не работали на то, чтобы люди потеряли эту веру! Ни одно историческое явление, будь то в области человеческой мысли, политики, творчества, не испытывало такого страшного давления, направленного на полное уничтожение. И мы, прошедшие сравнительно недавно очень непростые исторические времена, в течение которых великое государство ставило перед собой задачу уничтожить веру, являемся очевидцами и свидетелями великого чуда — чуда веры, которая передается из поколения в поколение, и никакая человеческая и даже диавольская сила не способны эту веру искоренить. 

http://patriarchia.ru/db/text/5943208.ht...

Примечание. Во время бывшей в 1771 г. чумы в Москве, особенным вниманием граждан пользовался древний колодец близ Андроньева монастыря, выкопанный преп. Андроником и доныне существующий. По народному сказанию, впрочем весьма распространенному, многие, приходившие пить из этого источника, исцелялись или только предохранялись от господствовавшей заразы (Душепол. Чт. 1871, сентябрь, отд. III, стр. 31). 16 августа 1775 г., в день храмового праздника Андрониевской обители, служил в ней архиепископ московский Платон (Левшин) , причем строитель Перервинского монастыря иеромонах Порфирий, как нов учрежденной в том монастыре семинарии префект, поставлен в игумена (Ист. Моск. епарх. упр. кн. I, ч. 3, прим. 44). Симон (1776–85), сын священника Псковской епархии, по окончании в новгородской семинарии курса, был в ней учителем грамматического класса и, постриженный в Антониевом монастыре в монашество 20 марта 1763 г., посвящен 18 мая того же года в иеродиакона. Состоя с 27 мая 1764 г. при митрополите новгородском Димитрии (Сеченове) перводиаконом, обучал ставленников катехизису. Определенный, по указу св. Синода от 22 марта 1767 г., в Императорский сухопутный (шляхетный) кадетский корпус, исправлял «предписанные в том месте должности», например, был законоучителем; в 1770 г. рукоположен в иеромонаха. В 1771 г. 13 ноября (день св. Златоуста) произведен в игумена московского Златоустова монастыря, а 25 декабря того же года в архимандрита в ставропигиальный Пыскорский Преображенский монастырь (в г. Перми); с 28 августа 1776 г. Андрониевский настоятель и (с 24 января 1778 г.) член консистории. В 1785 г. за болезнью уволен: 13 января от присутствования в консистории, 27 марта от управления монастырем и послан в Донской монастырь на покой (на 46 г. от рождения) с половинной настоятельской пенсией – 150 р. асс. Иосиф Быков (1785–88) с 1767 г. игумен Архангельского монастыря в Юрьеве (владимирской епархии); переведен, 16 апреля 1769, в Переславский Данилов, где был архимандритом и носил мантию с крижалями; кроме того был членом Переславской консистории и ректором семинарии; в марте 1785 г. переведен в Андроньев; в 1788 г. 22 февраля уволен с пенсией в Троицкую Сергиеву Лавру на покой, но в 1793 г. 23 мая определен настоятелем ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, где † 9 января 1798 г. и погребен при церкви Иоанна Богослова. Епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С северной стороны монастыря под густой тенью вековых кленов приютилось старое братское кладбище, обнесенное каменной оградой. Здесь находится могила, в которой, по преданию, погребен шведский король Магнус II Смек. В 1371 году он, потерпевши от бури кораблекрушение, был прибит волнами к Валаамскому острову и, видя в своем спасении перст Божий, остался в монастыре, принял схиму и здесь погребен. На могиле его есть надпись, составленная стихами. В монастыре введен строгий устав на подобие Саровской пустыни. В богослужении употребляется старинный столповой напев. Управляет обителью игумен, избираемый из монастырской братии. Крестные ходы совершаются 29 июня кругом монастыря с совершением литии на братском кладбище, 1 августа тоже вокруг монастыря с освящением воды в Монастырском заливе и в неделю Всех Святых. При монастыре имеются большая гостиница для богомольцев и странноприимный дом. Обитель посещают всегда множество богомольцев, особенно 28 июня и 15 августа, когда число их доходит до 4000. Самый удобный путь на Валаам лежит через Петербург, от которого он отстоит на 200 верст. С половины мая и до конца сентября между Петербургом и Валаамом совершаются правильные пароходные рейсы. К Валаамскому монастырю примыкает целый ряд приписанных к нему скитов. Авраамиевский скит при Валаамском монастыре находится на небольшом островке в полуверсте от Валаама. Здесь устроена небольшая деревянная церковь , сооруженная в 1873 г. в память прп. Авраамия Ростовского, который, как сказано выше, подвизался тут в половине X века и был одним из первых игуменов обители. В алтаре близ жертвенника в иконе хранится значительная часть мощей прп. Иакова Боровицкого. В полуверсте от скита виднеется знаменитый остров «Дивный». Он имеет вид огромной отвесной скалы, возвышающейся над водой, как гигантская плавучая крепость; берега его неприступны со всех сторон, так что взобраться на него можно только с большими трудностями и опасностями. На вершине его зеленеет еловый лес, и возвышается большой деревянный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Почил преподобный в глубокой старости и погребен был учениками в созданной им обители в храме Богоявления. При внуке Мономаха, великом князе Всеволоде Георгиевиче (1176–1212), обретены нетленными мощи преподобного Авраамия. В 1551 году царь Иоанн Грозный перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском Авраамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Авраамий сокрушил идола Белеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Авраамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книг Преподобный Авраамий канонизирован до Собора 1547 года. В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе (октябрь 1634 года), говорится: «Октября в 29 день, Авраамию, Ростовскому чудотворцу; трезвон средний, а поют по уставу с полиелеосом». 51 Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей земли русской XI века. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских . Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшим многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже неверныи, много мучивше, убиша». 52 Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уже в 16 веке Паисиев Покровский монастырь считался значительным духовным центром Верхневолжья. Здесь целыми артелями несли свое послушание много талантливых людей: зодчих, живописцев, ювелиров и других мастеров. Они занимались иконописанием, переписыванием книг, изготовлением священной утвари и даже изготовлением ювелирных украшений для икон, панагий и прочих церковных атрибутов. В годы Смуты сбылось одно из пророчеств преподобного Паисия - разорение Углича и монастыря и мученическая кончина братии. Согласно летописным документам, летом 1609 года на обитель напали войска сторонников Лжемитрия II, которые накануне разорили Углич. В ходе осады настоятель монастыря игумен Антоний собрал братию и селян в Покровском соборе, всех исповедал и причастил. Затем с крестом в руках, вместе с 12 иноками, вышел навстречу захватчикам и пытался уговорить осаждавших, не проливать кровь мирных людей, укрывшихся в обители. Но игумена и сопровождавших его иноков тут же зарубили, а их тела сбросили в Волгу. После чего захватчики ворвались в монастырь, разграбили его и убили 40 иноков и более тысячи скрывавшихся мирных жителей. Через 355 лет - в 1964 году имена угличских мучеников были включены в Собор Ростово-Ярославских святых, день памяти которых было установлено совершать ежегодно 24 мая. Лишь спустя 10 лет обитель была не только восстановлена, но и более благолепно приукрашена: Покровский собор и Богоявленский храм стали пятикупольными; а при личном содействии митрополита Ионы Сысоевича, близкого сподвижника патриарха Никона, надвратная Никольская церковь по образу ростовского кремля была фланкирована двумя симметричными башнями и колокольней со шпилем. В 17 веке над архитектурным обликом монастыря трудились ростовские зодчие и архитекторы, отчего в итоге Паисиева обитель обрела уникальное изящество, схожее с Авраамиевым монастырем в Ростове Великом. В 1692 году указом Святейшего Патриарха Адриана в монастыре была учреждена архимандрития, то есть настоятель ставился архимандритом, что придавало обители особый высокий статус.

http://sobory.ru/article/?object=34796

144 ГРМ, инв. ДРТ-233. Под 1555 г. он значится по Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 8 об. (см. о нем: Лебедева 1956. С. 54–56). 145 Покров «Авраамий Ростовский» (Ростово-Ярославский музей, инв. 921/849) в начале XIX в. был набит на южные двери иконостаса ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В 1980 г. реставрирован (см. о нем: Сиякин 1988. С. 160–161, кат. 331, ил. с. 161. Автор, на наш взгляд, не вполне правомерно сравнивает его с покровом «Никита Переславский»). О покрове «Леонтий Ростовский» (тот же музей, инв. 922/752) см.: Пуцко 1980/1981. С. 58–60, рис. 5. 148 Переславский музей, инв. 1687. Возможно, вклад хоругви был связан с рождением у Марии Темрюковны в 1563 г. сына Василия (род. 21 марта, ум. 3 мая). 152 Стороны хоругви разъединены. Новгородский музей, инв. 6145/1987 и 6146/1988 (см.: Свирин 1963. С. 122–124; Маясова 1971 (1). С. 30–31, ил. 50; Маясова 1971 (3). С. 121–122). 154 Хранится в Покровском соборе старообрядческого Рогожского кладбища (см.: Борин 1915. С. 70; Маясова 1971 (3). С. 20–121). 163 См. иконы дионисиевского чина из Ферапонтова монастыря (Антонова, Мнева 1963. Т. 1, ил. 217). Иконографический тип преподобного Зосимы похож на святого Власия на иконе XV в. из Петрозаводского музея (см.: Смирнова 1964. С. 110, рис. 56). Примечательно, что другие произведения, выполненные в это время в Новодевичьем монастыре, имеют совершенно иной характер, нежели упомянутые покровы (см.: Маясова 1973 (2). С. 137–147). 164 У царицы Ирины Федоровны в июне 1592 г. родился единственный ребенок – дочь Феодосия, но в начале декабря 1593 г. она умерла. 168 Сергиево-Посадский музей, инв. 401 (см.: Там же. С. 130). На покрове нет вкладной надписи. Монастырское предание относит его к вкладу 1610 г. царя Василия Шуйского. Однако по характеру шитья покров следует считать работой царской мастерской 1580-х гг. 169 Новгородский музей, инв. 1620 (см.: Маясова 1960 (1). С. 63–64; а также: Маясова 1976. С. 40–41, ил. 1). 170 Музей «Покровский собор», ими. (см.: Маясова 1976. С. 45–46, ИЛ.3:4). О «двойном покрове», вложенном в Троице-Сергиев монастырь царем Федором Ивановичем в 1592 г., но выполненном при участии мастериц Евфросинии в 1569 г., см. выше.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев Никита Иванович) Родился 5 сентября 1803 года в селе Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии в семье причетника. В 1818 году поступил в Вифанскую духовную семинарию. В 1826 году по окончании духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 31 марта 1829 года пострижен в монашество; 5 июля рукоположен во иеродиакона, а 1 июля 1830 года – во иеромонаха. 6 августа того же года окончил курс духовной академии со званием магистра. 13 августа 1830 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии и профессором богословия и еврейского языка. 14 апреля 1832 года перемещен в Новгородскую духовную семинарию инспектором и преподавателем философии. 24 октября 1833 года возвращен в Тульскую духовную семинарию инспектором. С 11 февраля 1835 года – ректор Вятской духовной семинарии и с 19 марта – настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря; 17 апреля возведен в сан архимандрита. В период ректорства в Вятской духовной семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам духовных семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской духовной семинарии архимандрита Никодима привлек внимание обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова, и отец Никодим был вызван в Санкт-Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения. С 20 июня 1841 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. С 25 июля 1845 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря. С 3 апреля 1850 года – ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 14 февраля 1854 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 18 сентября 1861 года – епископ Енисейский и Красноярский. За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и двадцати, где бы он не служил, а побывал во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1840 г. по поручению Протасова Н. составил проект издания «Творений святых отцов». Н. считал, что «только после того времени, как русские богословы будут читать святых отцов на русском языке, можно ожидать, что они будут самостоятельные и зрелые богословы и не будут зависеть от латинских, немецких, французских и английских богословов и богословий» ( Листовский И. С. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 23). В том же году присутствовавшему в Синоде и тяжело заболевшему архиеп. Подольскому и Брацлавскому Кириллу (Богословскому-Платонову) было поручено написание замечания на сочинения студентов МДА - кандидатов на получение степени магистра. Из-за болезненного состояния он не мог справиться с этим трудом и обратился за помощью именно к Н., который помог Подольскому архиерею составить критический отзыв о преподавании в МДА. В марте 1841 г. Н. участвовал в погребении архиеп. Кирилла в Александро-Невской лавре. С 20 июня 1841 г. Н.- ректор Херсонской ДС, располагавшейся в Одессе, и настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , с 25 июля 1845 г. ректор Курской ДС и настоятель рыльского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В эти годы Н. под влиянием трудов Г. П. Павского занимался библейскими переводами. ВЗ он переводил с еврейского, НЗ - с греческого ( Антипов, Гумеров. 1999). 3 апр. 1850 г. Н. был назначен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . Прибыл в Ярославль в июне того же года. Конфликтовал с архиеп. Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) , к-рый, по словам Н., называл его «отребием... дураком, болваном» (Преосв. Никодим. 1915. С. 107). В кон. 1853 г. Н. был вызван в С.-Петербург на череду священнослужения. По настоянию свт. Филарета он был назначен и 14 февр. 1854 г. митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским) хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В обязанности Н. входило заведование делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, а также управление казанским Кизическим в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырем . В Казани Н. служил при правящих архиепископах Григории (Постникове) и Афанасии (Соколове) , с к-рыми у него не сложились отношения. По словам Н., архиеп. Григорий его «презирал». В 1856 г. митр. Новгородский и С.-Петербургский Никанор намеревался поставить Н. своим викарием, но скорая кончина митрополита помешала осуществить это намерение (Там же. С. 108).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010