В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище, которое в 2006 г. завершило свою деятельность. Современное состояние [ править править код ] Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь - это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого, необыкновенно красивый православный мужской монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 годы имел статус ставропигии. В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 года, благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители. Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Впервые И. упомянут в летописи под 1261 г. в качестве архимандрита Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря , когда блгв. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили И. в помощь Ростовскому еп. Кириллу II (1231-1262), к-рый к тому времени был очень стар. И. «бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-476). После кончины Ростовского еп. Кирилла Киевский митр. св. Кирилл II 19 сент. 1262 г. возглавил хиротонию И. во епископа Ростовского. И. был одним из 6 иерархов, участвовавших в Соборе 1273 г. (РИБ. Т. 6. 6. Стб. 83-84 (имя Ростовского епископа указано в заголовке соборных правил)), созванном митр. Кириллом II с целью поставления на Владимирскую кафедру св. Серапиона и обсуждения церковных нестроений. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Летописи фиксируют участие И. в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в янв. 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 г. И. совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в юрьев-польском во имя архангела Михаила мужском монастыре . 9 дек. 1271 г. И. совершил отпевание вдовы ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича кнг. Марии в основанном ею Спасо-Преображенском мон-ре в Ростове. В ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича кнг. Феодору (20 дек. 1273), князей Бориса Васильковича (13 нояб. 1277) и Глеба Васильковича (13 дек. 1278). 31 июля 1278 г. в ярославском соборе Пресв. Богородицы И. обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/87 г. на княжеском дворе по благословению И. была заложена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/82 г. И. участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Рака блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове Рака блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове Сразу после кончины И. у его гробницы начали совершаться исцеления, вслед. чего, как сообщает Житие, И. получил прозвание Милостивый; др. прозвище святого - Власатый - объясняют тем, что святой носил власяницу. Паломники служили в храме у могилы святого водосвятные молебны Спасителю, Пресв. Богородице и Собору св. Иоанна Предтечи, затем с могилы И. брали землю и клали в св. воду. Св. воду с землей пили и ей обтирались, после чего получали исцеление, причем не только люди, но и животные. В нек-рых списках Жития сообщается, что, если больной не выздоравливал на 3-й день, это было ему знаком готовиться к смерти. 1-е записанное чудо по молитвам И. связано с Ростовским митр. Кириллом (Завидовым) и датируется кон. 1617 г. У архиерея отнялись рука и нога, и он скорбел, из-за того что не мог служить литургию. Митрополиту рассказали, «како многонародное множество» приходит к гробу И., и он повелел отнести себя во Власиевскую ц. Во время молебна при чтении св. Евангелия митр. Кирилл исцелился и сам вернулся в келью, благословляя паству. В рассказе о чуде сообщается, что архиерей оставался на кафедре еще полтора года и преставился во время литургии (митр. Кирилл скончался 7 мая 1619). В рассказе о 5-м чуде описано исцеление инока Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря Мануила (Светикова), происшедшее после 1641 г. В рассказах о 6-м и 7-м чудесах, написанных мон. Мануилом, исцеления совершились по молитвам к прп. Авраамию Ростовскому и к И. 8-е чудо связано с исцелением игум. Петровского ростовского мон-ря Леонтия в 1649 г. Последнее, 11-е чудо датировано 1663 (в некоторых списках 1677) г. Очевидно, что в храме существовала книга, в которой фиксировались чудеса святого, причем исцеленные в подтверждение оставляли записи: «И от того времени святыми его молитвами очима исцелен и писание дал тот Анисим своею рукою» (ГИМ. Син. 858. Л. 192).

http://pravenc.ru/text/469398.html

Алексиевского женского монастыря г. Саратова с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумений Миропии (Юрченковой) от должности настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области и назначении ее настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Миропию (Юрченкову) настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого, освободив ее от обязанностей настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании 75-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 10 июня с.г. ПОСТАНОВИЛИ: С благодарностью Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, в ознаменование 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия, Священный Синод Русской Православной Церкви просит принять Его Святейшество, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II орден святителя Алексия, Митрополита Московского, I ст. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на летней сессии 2004 года. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в летней сессии Священного Синод 2004 года вызвать следующих Преосвященных: 1. Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. 2. Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. 3. Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. 4. Архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. 5. Епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила. АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА: Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины; Владимир, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; Филарета, Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий; Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский; Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, Митрополит Смоленский и Калининградский;

http://pravoslavie.ru/9367.html

Что, повидимому, справедливо, то есть что в рукописи противного уставу Цензурному ничего не заключается. Но при ближайшем рассмотрении рукописи оказывается, что она по своему составу и изложению не вполне соответствует тому назначению, чтобы ее предать печати для богослужебного употребления, так как в ней: 1) Слог вообще не имеет изящества и высокости, какая прилична торжественным песнопениям церковным. 2) В ней почти беспрестанное повторение одних и тех же слов, выражений и оборотов речи. 3) Часто описываются в форме рассказа предметы и события слишком обыкновенные, например семейные, частные свидания, перехождения с одного места на другое. 4) Наконец, встречается несоответственность одних мыслей с другими, последующими, или, иначе сказать, преувеличенность предмета заимствованными из других акафистов выражениями, например (конд. 9): «всякое естество ангельское удивилось» смирению преподобного, представленного к великому князю в обыкновенной власянице. Не говоря уже о том, что преподобному придано много наименований таких, кои показывают какую-то напряженность со стороны сочинителя рукописи. Так, у него преподобный называется и землей, и нивой, сосудом, крином, мечом, пламенем, лествицей, бисером, стеной, столпом и проч.» 26 апреля/4 сентября 1867 года за 1666 Св. Синод определил, что «рукопись в том виде, как она изложена, не может быть одобрена к печати». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 11 сентября 1867 года за 12 ноября 1885 года акафист прп. Авраамию Ростовскому был снова представлен в Московский духовно-цензурный комитет московским купцом Алексеем Семеновым Шмагиным. Цензор прот. Михаил Капустин дал о нем удовлетворительный отзыв. 5 декабря 1885 года Московский духовно-цензурный комитет определил мнение прот. Капустина принять и вместе с означенным акафистом представить на благоусмотрение Святейшего Синода. В своем донесении Синоду Московский духовно-цензурный комитет писал: «Из Ростовского Авраамиева монастыря 12 минувшего ноября в Московский духовно-цензурный комитет представлен через московского купца Алексея Семенова Шмагина список с находящегося в оном рукописного акафиста с некоторыми сделанными против оного исправлениями; причем купец Шмагин комитету объяснил, что он по своему усердию желает напечатать несколько экземпляров сего акафиста в пользу Авраамиева монастыря в Московской Синодальной типографии на собственный счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В 1991 г. собор и звонница была передана Русской Православной Церкви. Звонница Успенского собора (1682—1687) сооружена к юго-востоку от Успенского собора, состоит из двух объёмов и увенчанная четырьмя главами. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, первоначально были отлиты колокол «Полиелейный» (1000 пудов) и колокол «Лебедь» (500 пудов), вскоре был отлит самый большой колокол «Сысой» весом 2000 пудов. Колокола имели свою тональность и могли производить правильные музыкальные гармонические звоны. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов. Церковь Спаса на Сенях была построена в 1675 г. Она была домашним храмом митрополита Ионы Сысоевича. Эта церковь примечательна тем, что в её архитектуре использованы черты декора собора Успения Пресвятой Богородицы, но только в более простом и строгом исполнении. Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (Кремле). Построена в 1692-1693 гг., чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко. Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора. Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 г. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля. Комплекс храмов, стен, башен и палат, в XIX в. получивший в литературе наименование «Ростовский кремль», был построен в 1670-1683 г.г. как резиденция для архиереев Ростовской епархии по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Иона Сысоевич родился около 1607 г. В 1646-1652 г.г. он был архимандритом ростовского Авраамиева монастыря, где и начал свою многолетнюю деятельность по каменному строительству. Первой его значительной постройкой стала Введенская церковь Авраамиева монастыря, возведённая в 1650 г. После того, как Иона был назначен на Ростовскую кафедру, он развернул строительство в расположенном неподалёку от Ростова Белогостицком монастыре, где были сооружены Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658).

http://sobory.ru/article/?object=03271

Различия редакций жития были г. Ключевским еще более тщательно изучены; основным видом жития считает он первую редакцию в виду ее краткости, а главное – безыскусственности и некоторой наивности состава: оба сказания, из которых сшито житие, выступают здесь совершенно почти самостоятельно и отдельно. Некоторые различия между редакциями жития, не лишенные значения для уяснения его литературной истории, остались еще не отмеченными и после тщательного анализа взаимоотношения редакций, сделанного г. Ключевским; ниже мы упомянем о них. Историческим элементом в житии г. Ключевский считает лишь общее указание его на труды Авраамия по искоренению язычества; прочие подробности относит к области легенды, приурочившейся к нашему святому; внешность приурочения он усматривает особенно в разногласии обоих составляющих житие рассказов; хронологические противоречия жития, которых нам пришлось уже коснуться, и сводятся в сущности к противоречиям между этими составными его частями, указывающими на две различные эпохи. За время подвигов святого г. Ключевский считал, как и пр. Филарет, 1073–1077 г. Е.Е. Голубинский 28 отнесся к нашему памятнику более скептически. Исходя из сомнительности всех известий, относящих жизнь и деятельность преподобного Авраамия к глубокой древности, и из довольно поздних сравнительно черт, какие проглядывают в рассказе жития (целая семья удельных князей в Ростове; великий князь на севере, а не на юге), г. Голубинский находит нужным передвинуть жизнь Авраамия к гораздо более позднему времени, именно к XIV веку. Самого Авраамия он отождествляет с игуменом Авраамием Низким, ходившим в Царьград с митрополитом Пименом в 1385 году 29 ; отголосок этого путешествия г. Голубинский усматривает в известии жития о путешествии в Царьград, предпринятом преподобным Авраамием «на взыскание дому Иоанна Богослова», хотя это путешествие и не состоялось. А так как монастырь упоминается уже под 1261 годом в Лаврентьевской летописи, то г. Голубинский заключает, что он существовал уже задолго до Авраамия, и представление о последнем, как об основателе монастыря, считает позднейшим сочинением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В росписях церквей XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречаются образы И., исполненные, как правило, в живописной манере (известно ок. 20 храмов с его изображениями; см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576). И. писали в основном с длинной седой бородой, в клобуке, напр. в росписи 1-й четв. XIX в. (ростовский худож. П. С. Рябов) ц. во имя свт. Димитрия Ростовского в Спасо-Иаковлевском мон-ре (в медальоне в алтаре, благословение именословное, в левой руке - раскрытая книга; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 114. Ил.). В ц. свт. Григория Богослова Ростовского кремля клеевая роспись датируется 1884 г.; в центральной апсиде представлена «Тайная вечеря», по сторонам композиции - святители Леонтий и И. В Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря стенопись создана после 1730 г.; образ И. помещен в святительском ряду главной апсиды вместе с образами святителей Леонтия и Игнатия. В соборе ростовского монастыря Рождества Богородицы И. написан в алтаре (1715). В ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря роспись выполнена в 1890 г. К. Я. Леоновым по заказу еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева); И. изображен в рост на зап. грани сев.-зап. столба. В ростовской ц. Вознесения Господня образы Ростовских чудотворцев - в сев. апсиде на откосах дверного проема (живопись 20-х гг. XVIII в., неоднократно поновлялась). И. представлен в стенописи 1816 г. архиерейского живописца И. М. Гладкова в ц. свт. Николая на Всполье в Ростове. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годенове (роспись - 1859, А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. написан с потиром в руке на откосе проема царских врат, между святителями Игнатием и Леонтием (воспроизв.: Там же. С. 184). В Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (роспись выполнена в кон. XVIII в. ярославскими мастерами) фигура И. расположена на откосе окна сев. стены четверика. В стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), седобородый И. изображен в митре.

http://pravenc.ru/text/674806.html

Жезл же или «трость» – для сокрушения преп. Авраамием стоявшего в Ростове изваяния языческого бога Велеса. С подобными крестами на длинной рукояти, как известно, представлены на монетах и миниатюрах византийские императоры различных периодов 177 . Причем на монете Никифора IIФoku (963–969) изображена вручающей шестиконечный крест Богоматерь. Следовательно, иконографический мотив уже был известен, и оставалось его лишь переосмыслить применительно к местным условиям. Датировка креста преп. Авраамия долго оставалась загадочной, и в свое время такой крупный языковед, как И. И. Срезневский , относил его ко времени около 1125 года лишь на том основании, что подвижник был современником Владимира Мономаха 178 . Рис. 5 Однако литературные сведения о преп. Авраамии Ростовском очень противоречивы. Уже В. О. Ключевский, изучавший три редакции жития, пришел к заключению, что источником первой из них, нестройной и составленной не раньше XVbeka, оказалось устное предание, а мало знающий составитель второй редакции смешал основателя ростовского монастыря с Авраамием Чухломским 179 . Различные перипетии, сопровождавшие составление жития в XVI–XVII веках, детально освещены М. И. Соколовым 180 .Здесь стоит особо обратить внимание на начальную фразутретьей редакции: «о родословии чюдотворца Авраамия в прежде написанном житии его токмо возвещено от предел Галицких града нарицаемого Чюхлома» 181 . Легендарный характер сведений о преп. Авраамии Ростовском отмечал А. П. Кадлубовский 182 . Е. Е. Голубинский , исходя из сомнительных известий жития, находил логичным передвинуть описанные в нем факты к концу XIVbeka и отождествить самого Авраамия с игуменом Богоявленского же монастыря в РостовеАвраамием Низким, сопровождавшим в 1385 году митрополита Пимена при его путешествии в Константинополь 183 . Прообразом легендарной трости Иоанна Богослова исследователь считал виденный некогда Антонием Новгородским в императорском дворце «посох железен, а на нем крест Иоанна Крестителя», который мог вывезти этот игумен 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

10 июля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возвести на островах Валаамского архипелага скиты для уединенной молитвы братии: «Сегодня, взирая из Патриаршей пустыни на близлежащие необитаемые острова, я задумался: может быть, задачей нашего поколения является создание на каждом Валаамском острове скита, места уединенной молитвы? Дай Бог, чтобы нам хватило сил на каждом острове, где это возможно, обустроить место молитвы, с тем чтобы весь архипелаг был украшен крестами». Всего на Валааме до 1917 года было 13 скитов. Сейчас в монастыре помимо общежительной, возрождена и скитская, пустынническая жизнь. В настоящее время восстановлено 11 исторических скитов, некоторые из которых находятся на отдаленных островах Ладожского озера. В 2014-2023 гг. во исполнение благословения Святейшего Патриарха Кирилла на островах Валаамского архипелага были возведены скиты: в честь преподобного Серафима Саровского на о. Порфирьевский (Серафимовская пустынь); в честь преподобного Авраамия Ростовского на о. Емельяновский (Авраамиевский скит); в честь апостола Андрея Первозванного на о. Оборонный (Андреевский скит); в честь Казанской иконы Божией Матери в удаленном месте восточного побережья о. Валаам (Казанский скит). Остров Оборонный, он же Сухой, находится в южной части Валаамского архипелага через пролив приблизительно на расстоянии одного километра от острова Емельяновский, где находится Авраамиевский скит. На острове Оборонный с XIX века располагалось монастырское рыбацкое поселение. Дома рыбаков и пирс находились в северной часть острова. В начале XX века комплекс имел большое значение для монастыря как базовое место для рыбных ловель. Постоянно проживающая на скиту братия обязана была присматривать за порядком на острове, контролируя подходы к монастырю с южных направлений. В 1918-30-х гг. на этом острове были возведены финские оборонные укрепсооружения, входившие в линию Маннергейма. Во время войны 1939-40 гг. на острове Оборонном находилась береговая артиллерия с корабельными 6-дюймовыми (152 мм) орудиями. До наших дней сохранились смотровая башня, остатки пакгауза, казармы и ряд артиллерийских огневых точек.

http://radonezh.ru/2023/07/11/svyateyshi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010