Иосиф IV с марта 1785 по 22 февраля 1788. После разных должностей в Тверской епархии, архимандрит Переславского Даниловского монастыря и ректор семинарии, затем андрониковский архимандрит, в 1788 он был уволен с пенсией в Сергиеву Лавру на покой, но в 1793 году мая 23 определен настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, где и скончался в 1798 г., января 9 дня и погребен при церкви Иоанна Богослова. Епископ: Сильвестр Строгородский с 22 февраля 1788 по 19 октября 1803 (о нем в описан. монастыря см. XVIII век). Архимандриты: Феофан Некрасов в 1803 переведен из Лужецкого монастыря, был благочинным епархиальных московских монастырей до 1813 года, в который за болезнию от должности благочиния уволен, потом сделан первоприсутствующим в московской духовной консистории; скончался в сей обители, после двухлетней болезни, 25 августа 1817 года. После временного управления монастырем казначея иеромонаха Виктора с августа до 31 декабря назначен с сего числа. Авраам, архимандрит Златоустова монастыря, член консистории, а с 5 февраля 1818 г. и благочинный монастырей, в июле сего же года епископ тульский. Гермоген с 19 августа 1818 по 1845 июля 19 (о нем в опис. монастыря см. XIX век). Гавриил с 22 сентября 1845 по 13 августа 1848. Погребен в приделе Успения, в углу паперти собора. Платон. Кончив курс учения в тверской семинарии, после разных послушаний, с 1824 декабря 21-го игумен Троицкого Селижаровского монастыря, в 1829 настоятель и архимандрит Можайского Лужецкого монастыря, с 29 апреля 1831 г. – Даниловского монастыря, в 1848 г. причислен к ордену св. Анны 2 степени, с 10 сентября благочинный московских и ближайших монастырей, с 16 сентября архимандрит Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 28-го января 1863 года. Иннокентий, кончивший курс в калужской семинарии в 1820 году, из вдового священника, иеромонах Троицкой Лавры, в 1841 г. архимандрит Можайского Лужецкого второклассного монастыря, с 1852 г. благочинный уездных московских монастырей, с 1854 архимандрит Знаменского, с 1859 Богоявленского монастырей, с 1860 благочинный монастырей московских, с 3-го июня 1863 года настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Приложение В. Синодик

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Действительно Вологда была разорена ими; сам Галактион подвергся истязаниям и чрез три дня мученически скончался. Иринарх ростовский († 1616 г.), урожденец ростовской области, постриженник ростовской Борисоглебской обители; он начал подвиги тем, что ходил босой и в рубище; братии и монастырским властям это не понравилось, и он удалился в Авраамиев монастырь, где уединился в келье отшельника Лазаря, наложил на себя тяжелые вериги на плечи и оковы на ноги; чрез три года он возвратился в Борисоглебский монастырь и здесь безвыходно затворился в келлье, приковав себя к стулу; так подвизался 38 лет и сподобился дара прозрения. Иоанн псковский († 1616 г.), 22 года подвизался в городской стене, как в пустыне, в молчании великом; пищу его составляла только рыба. Адриан монзенский († 1619 г.), урожденец Костромы, рано почувствовавший влечение к иноческой жизни и основавший Благовещенский монастырь на р. Монзе (в Костромской губ.) Вассиан Тиксенский († 1624), подвизавшийся при храме Св. Николая (верстах в 50 от Тотьмы, Вологодской губ.) затворником в келлье. Он наложил на себя вериги и железную шапку, никого не принимал в келлью и питался подаянием чрез оконце; сам выходил из келльи только в храм к церковным службам. Иринарх, соловецкий игумен († 1628), кроткий и снисходительный к другим, но строгий к себе; он много ревновал о доброй иноческой жизни. Преп. Дионисий троицкий († 1633), известный своим патриотизмом, заботою о бедных, нуждавшихся в приюте и помощи, и участим в книжном исправлении. Диодор юрегорский († 1633), постриженник Соловецкаго монастыря, подвизавшийся отшельнически сначала на одном из пустынных соловецких островов, потом в глухом лесу на р. Онеге и наконец на Юрьевой горе (в 25 верст. от гор. Олонца), где и устроил обитель. Никодим кожеезерский († 1639) из ростовской области, бывший кузнец, постригся в Московском Чудовом монастыре, но из любви к уединенному отшельничеству удалился на глухой остров озера Кожи, где недалеко от кожеезерской обители подвизался в уединенной хижине среди болот; слава о нем дошла до Москвы и патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

До середины XVI в. все его сооружения были деревянными. В 1553-1554 г.г. по повелению Ивана Грозного в центре монастыря возводиться каменный Богоявленский собор «На победу и одоление Казанского царства». По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Пятиглавый четырехстолпный собор стоит на подклете, окруженный тремя разновеликими приделами, западным притвором, галереей с юга. Сложная и живописная в своей асимметрии объемно-пространственная композиция ростовского памятника напоминает собор Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве, также созданного в честь победы над Казанью. Все перечисленные качества ставят собор Авраамиева монастыря в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества XVI в. Большой ростовский пожар, случившийся 5 июля 1730 г., истребил драгоценную утварь и архивы древнейшего монастыря Ростова. Первоначальное убранство Богоявленского собора, построенного Иваном Грозным и освященного в его присутствии, остается загадкой. В 1730-е г.г интерьер собора был восстановлен на пожертвования императрицы Анны Иоанновны и ее матери Прасковьи Федоровны. В нем выделяется резной барочный иконостас, прекрасный памятник декоративно-прикладного искусства ростовских мастеров. На северной стороне Авраамиевского придела собора находились мощи преподобного Аврамия, обретенные при великом князе Всеволоде III. В 1736 г. при архимандрите Гаврииле интерьер Богоявленского собора расписали жители Авраамиевой подмонастырской слободы Егор и Иван Алексеевы дети Пахоловы. Настенная роспись собора сильно пострадала от позднейших поновлений конца XIX в., проведенных на пожертвования генерал-адъютанта Н.В. Воейкова, ростовского крестьянина И.А. Рулева, петербургских купцов В.П. и Г.П. Мельниковых и оренбургского купца А.П. Веснина. Поновления, сделанные клеевой техникой в грубой лубочной манере, изменили не только цветовую гамму, но и композицию многих сцен. В целом система росписи плохо увязана с архитектоникой собора. Клейма отличаются разномасштабностью и не всегда следуют сложившейся в древнерусском храме композиционной схеме.

http://sobory.ru/article/?object=00594

Нередко рака святого располагалась в особом приделе, посвященном, как правило (но не всегда), именно этому святому. Такие приделы подразделяются на два основных типа. К первому из них относятся приделы, располагавшиеся либо в дьяконнике, либо в иной части храма. Характерная их черта – слабая выделенность в общей объемно-пространственной композиции церковного сооружения. Таковы, например, придел св. Леонтия в ростовском Успенском соборе, придел Зосимы и Савватия в Преображенском соборе Соловецкого монастыря 1460 и придел Михаила Клопского в Троицком соборе Клопского монастыря 1461 . Значительную распространенность имел второй тип придела – композиционно подчеркнуто выделенный. Обычно он представлял собой примыкающую к главному храму небольшую церковь . К таким памятникам относятся придел Никона Радонежского (1548 г., перестроен в 1623 г.) при Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря 1462 , придел Авраамия Ростовского при Богоявленском соборе (1554/55 г.) Ростовского Авраамиева монастыря 1463 , придел Кирилла Белозерского (1587 г., перестроен bXVIII в.) при Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря 1464 , придел Василия Блаженного (1588 г.) при московском соборе Покрова на Рву и рад других. В связи с этим следует обратить внимание на характерную для XVI в. тенденцию, когда при главном храме устраивали придел, посвященный местному святому, но его гробницу размещали не в этом приделе, а в пространстве для молящихся указанного храма. Именно такая ситуация существовала в Никитском монастыре Переславля-Залесского 1465 и Саввино- Сторожевском монастыре 1466 . Следовательно, в представлении хотя бы части людей той эпохи пространство для молящихся главного храма было более подходящим местом для гробницы святого, нежели пространство придельной церкви. Однако преобладающим местом размещения надгробного комплекса святого в XVI – начале XVII вв. являлось пространство вблизи южной стены собственно храма, придела или подклета. Именно так тогда размещались следующие гробницы: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

139 Мощи пред. Аврамия Ростовского, неизвестно когда открытые, находятся на вскрытии. В 1862-м году они переложены были из прежней раки (устроенной в 1772-м году) в новую раку, и в описании этого переложения говорится, что гроб со святыми мощами преподобного подъят (вынут) был из прежней раки и потом, после того как он простоял всенощную среди церкви, а на другой день обнесен был кругом монастыря, «опущен был в новую раку, установленную на месте прежней», см. описание Богоявленского Аврамиева монастыря, принадлежащее А. А. Титову и имеющее заглавие: «Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь Ярославской епархии», Сергиев Посад, 1894, стр. 41 fin. sqq. 140 См. нашей Истории русской церкви I, 2. 641 sqq. При мнении, высказанном там, мы твердо остаемся и теперь. А в подкрепление его приведем еще одно свидетельство. Преп. Иосиф Волоколамский, говоря в 10-й главе своего устава о чудотворцах, просиявших в Русской земле, перечисляет их в таком порядке: Антоний и Феодосий Печерские , Сергий и Варлаам и Кирилл и Димитрий и Дионисий и Авраамии и Павел. Под Авраамием Иосиф разумеет несомненно Аврамия Ростовского, ибо и нет другого Аврамия, которого бы он мог разуметь, но ставя его между Дионисием Глушицким и Павлом Обнорским, из которых один скончался в 1429-м, а другой в 1437-м году, очевидно, он не относит его к древнему времени, а относит именно к тому позднейшему времени, к которому относим его мы. 141 Об Аврамии cм. ibid. стр. 650, о Никоне – Лаврск. ркп. 240, л. 580 и Академич. ркп. 231, л. 4 (Опис. архим. Лeohuдa. II, 335). 142 О мощах Макария в сказании об их обретении говорится: «Взяша (из земли) гроб святого с телом честно и несоша в гробницу, идеже устроено бысть близ церкви, и створиша над ним святое пение с всяким украшением и с свещами, якоже подобает честь вздавати святым; по отпетии же вскрывают раку его и исхождаше от него благовоние велие, се же ни прах коснуся раде его, кольни паче телу, видешаже святые седине его сияюще, яко солнце» …, – 336, л. 26 и об.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

670 …от заимодавецъ на правеже. – Человека, который занял деньги и не смог вернуть их в срок, по требованию заимодавца могли публично наказать – «поставить на правеж» (посадить в колодки, бить батогами и т. п.). Наказание длилось до тех пор, пока не возвращалась занятая сумма, либо пока заимодавец не сочтет принятые должником истязания достаточными. 671 …поминая многострадальнаго Иева… – Праведник Иов, испытываемый с согласия Бога дьяволом , не возроптал, лишившись скота, имущества и детей. Пораженный страшной болезнью, сидя «на гноище», вызывал омерзение у окружающих. С кротостью перенес все испытания, за что был вознагражден. (См. Иов, 1–42). 672 …в монастырь к великому чюдному Богоявлению… – Богоявленский монастырь был основан Авраамием Ростовским в 10–20-х гг. XIII в. Богоявленский собор монастыря был построен в 1554–1556 гг. по повелению и на средства Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». О пятиглавом четырехстолпном храме с разнообразными боковыми объемами (угловыми притворами, колокольней и южной галереей) искусствоведы пишут как о воплощении «образа города», более всего напоминающем тот, что видим на иконах Николы Можайского в левой руке святого. С 1589 г. игуменом Богоявленского монастыря был Феодосий. 673 …к великому чюдотворцу… Авраамию. – В Житии Авраамия Ростовского говорится, что жители Чудского конца города «поклоняшеся идолу каменному – Велесу». Святой уничтожил истукана, а на том месте, где тот находился, и поставил Богоявленский монастырь. В Житии Авраамия многие эпизоды посвящены борьбе святого с язычеством. Был причислен к лику святых в начале XVI в. (еще до Собора 1547 г.). 674 О Лазарев монастырь.Монастырь во имя Лазарева воскресения упоминается лишь в двух документах конца XVI в. (об уничтожении пожаром 1597 г. нескольких домов близ монастыря; среди священников Ростова в 1619 г. назван «от убогих домов Лазарева монастыря поп Тихон»). Уже в конце 20-х гг. XVII в. речь идет лишь о приходской церкви во имя Воскресения Лазаря. Ни о времени создания монастыря, ни о его основателях сведений найти не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1526. перестроена в 1829 г. в связи со строительством колокольни. Год утраты:1939 (затоплен водохранилищем) Адрес: Ярославская область, Угличский район (акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки) Изменить описание объекта Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества.  В 1828-31 годах над надвратной Никольской церковью была построена 30-метровая колокольня. Надвратный храм во имя Николая Чудотворца был выстроен в 1526 году. Во второй половине XVII века по обеим его сторонам появились башни. Считается, что на благоустройство обители повлиял митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич, сподвижник патриарха Никона и неутомимый строитель, на счету которого — возведения Ростовского кремля, реконструкция Ростовского Борисоглебского монастыря, Успенского собора и Толгского монастыря в Ярославле, Воскресенского монастыря в Угличе, Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге и т. д. Так, надвратный храм во имя Николая Чудотворца в Покровском Паисьевом монастыре был очень похож на надвратную Никольскую же церковь в ростовском Авраамиевом монастыре, те же башни прочитывались в оформлении Святых ворот в Ростовском кремле. Может быть, что над их созданием работали одни и те же мастера. В 1828–1831 годах надвратная церковь была упразднена, над ее объемом возвысилась колокольня в духе классицизма. Трагической участью Покровского Паисьева монастыря стали не только утрата, но и забвение. Замечательный ансамбль, включавший архитектурные памятники XV-XIX веков, разрушенный и затопленный при строительстве Угличского гидроузла в конце 1930-х годов, остался малоизученным. В последующее время он лишь в редких случаях привлекал внимание исследователей. Конечно, в последние годы создано немало научных работ, но в истории Покровского монастыря остаются «белые пятна», тиражируются и бесконечно повторяются нарочито ошибочные сведения.

http://sobory.ru/article/?object=59060

Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 128 Нестор II, епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Владыка Нестор был рукоположен на Ростовскую кафедру в Константинополе в 1164 году. В 1168 году скончался и погребён в Ростовском Успенском соборе. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 48. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Никифор, епископ (наречённый) Луцкий Упоминается на кафедре в 1564 году. Предшественником или преемником его был Марк Жаровницкий, который управлял кафедрой, оставаясь в светском звании. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 192, 401. Археографический сборник документов, относящихся к истории северо-западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа: в 14 т. Вильно. 1867–1904, т. 7, 16, стр. 29. Прохор, епископ Ростовский и Суздальский Был архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиевого монастыря. 6 декабря 1119 года рукоположен во епископа Ростовского и Суздальского. Скончался 21 сентября 1130 года. Погребён в Ростовском Успенском соборе. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 48. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Сергий, епископ Перемышльский и Самборский О епископе Сергии известно, что он был на кафедре с 1283 года по 1287 год. Дата кончины неизвестна. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 135. Сводные таблицы епархий русской православной церкви. Алфавитный список епископий Архиереи русской православной церкви Патриархи и митрополиты Киевские и Московские и всея Руси (первосвятители)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бес затрепетал и сказал: – Я бес, искони ненавидящий добро в человеческом роде, особенно же в иноках, боящихся Бога. Видишь, старец, что я прежде сказал тебе, то и сделал – за то, что ты меня мучил в убогом твоем сосуде. Сказавши это, бес мгновенно исчез. Великий князь, видя дьявольскую прелесть и поругание стоявшего пред ним преподобного, объят был великим страхом, равно и все окружавшие князя. И начал князь молить преподобного о прощении и говорил со слезами: – Отче, я виновник твоего невольного прихода, я жестоко оскорбил тебя. Прости мне, отче, все то, чем я тебя прогневал. Враг, отче, помрачил мое сердце и возбудил во мне ярость против тебя и поверг меня во грех. Старец сказал: – Господь простит тебя, государь, ибо это дело древнего врага диавола, а потому, государь, не дивись сему: искони враждуя против людей, он особенно привык причинять препятствия боящимся Бога. Князь, видя смирение преподобного и тихие и кроткие слова его, как будто старец не испытал никакого зла, еще более принялся ублажать его и воздал ему великую честь. На устроение монастыря князь пожаловал много домов, сел и рабов, сделал Аврамиев монастырь своим монастырем и поставил его выше всех прочих монастырей Ростовских и все это утвердил жалованными грамотами. После всего этого князь отпустил преподобного с великою честью. Преподобный Аврамий жил в своем монастыре в великом смирении, прилагая труды к трудам, и с миром отошел ко Господу, Коего измлада возлюбил 7014 . Тропарь, глас 1: Просветився Божественною благодатию, неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия: и по смерти сияя светлостию жития твоего, источаеши исцеления притекающим с верою к тебе, Авраамие отче наш, Христа Бога моли даровати нам велию милость. Кондак, глас 2: Иго Христово прием Аврамие, и Того крест на рамо взем, последовал еси Ему, насажден быв в дому Господни, и процвел еси яко финикс, и яко кедр иже в Ливане, умножил еси чада твоя, муж желаний духовных: от возлюбленнаго же Апостола Иоанна Богослова благодать восприим, жезлом сокрушил еси идола, и разсыпал еси его яко прах, и чудотворец убо велий явился еси преподобне, темже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

п. В грамотах Паисиева монастыря 1570-1608 гг. мон-рь называется исключительно «Паисеиным» или «Паисиевым» и никогда - «монастырем преподобного Паисия» (или «чудотворца Паисия», или «святого Паисия»). Но с кон. XVI в., т. е. одновременно с появлением «Повести...», в грамотах мон-ря фигурирует Овиновская икона: «...в опщем Паисеине монастыре у церкви Успения Святей Богородицы у чудотворней у Галича на горе...» (грамота от 23 июля 1595 г.- см.: Авдеев. 2001. С. 343). Об отсутствии почитания П. в нач. XVII в. свидетельствуют не только монастырские акты, но и челобитная от 15 марта 1609 г., в к-рой жители Галичского у. называют своими великими святыми преподобных Макария Желтоводского и Авраамия Галичского (Чухломского). П. в этой челобитной даже не упоминается ( Авдеев. 2009. С. 76). В 1646 г., после окончания строительства в мон-ре каменного Успенского собора, его юж. придел был освящен во имя свт. Леонтия Ростовского (придел во имя П. появился лишь в XIX в.). Над местом погребения П. в юж. стене храма была устроена аркосольная ниша. Организация молитвенного пространства над мощами П. стала 1-м этапом в формировании его почитания. Вероятно, сначала появилась икона, запись о к-рой зафиксировал сводный иконописный подлинник в редакции 1679 г. (наиболее ранний список с упоминанием П.- ГИМ. Увар. 967-80, кон. XVII в., восходящий, по мнению архим. Леонида, непосредственно к оригиналу редакции - см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-рос. рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 3. С. 521-528). В иконописном подлиннике и в Кайдаловских святцах память П. отнесена к 21 июля, судя по всему, вслед за Авраамием Галичским, память к-рого в иконописных подлинниках помещена под 20 июля - в день празднования Чухломской (Галичской) иконе Божией Матери. Перенос памяти П. на 23 мая произошел, по всей видимости, в связи с нахождением мощей П. в приделе свт. Леонтия Ростовского, память к-рого празднуется 23 мая. Наиболее ранними гимнографическими произведениями, посвященными П., следует считать тропарь и кондак, которые полностью списаны с тропаря и кондака прп.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010