Иустин (Охотин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 30 окт. 1853 г. И. был определен в Костромскую ДС преподавателем нравственного и пастырского богословия, гомилетики и учения о расколе. По словам Е. Е. Голубинского (в то время воспитанника Костромской ДС), «преподаватель он был ревностный». С 22 янв. 1854 по 6 сент. 1855 г. И. был членом Комитета для рассмотрения катехизических поучений духовенства Костромской епархии. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра. 6 сент. того же года переведен инспектором и профессором богословских предметов в Ярославскую ДС. С 8 окт. того же года по 18 авг. 1858 г. преподавал учение о расколе на миссионерском отд-нии Ярославской ДС, с 8 дек. 1856 г. был цензором проповедей, с 28 дек. 1856 по 13 янв. 1858 г. исполнял обязанности ректора семинарии. 26 марта 1857 г. И. был возведен в сан архимандрита, 26 мая 1858 г. определен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского мон-ря . Составил «Описание Ростовского Богоявленского Аврамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии» (Ярославль, 1862). Как педагог И. пользовался признанием учащихся, архимандрит знакомил их с творениями св. отцов, произведениями свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, свт. Филарета (Амфитеатрова) и др. духовных писателей, а также Ф. М. Достоевского , В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и др. Ректор привел в порядок семинарскую б-ку, собственноручно переписав все каталоги и надписав шифры на книгах. 5 сент. 1870 г. назначен председателем Временного комитета по постройке нового здания Ярославской ДС. Ревизовал в июле 1856 г. Ярославское ДУ, в мае 1862 г.- Борисоглебское ДУ. В 1856-1870 гг. И. состоял цензором, благочинным и членом Ярославской духовной консистории. С 1 апр. 1860 г. был цензором «Ярославских епархиальных ведомостей» . В 1870-1871 гг. там печатался его труд «Материалы для истории Ярославской ДС со времени ее преобразования в 1814 году», составленный по документам семинарского архива и др. источникам.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

386 См.: Саликова Э. П. Запрестольный крест XVIIb. с живописными клеймами из собрания государственных музеев Московского Кремля//Русская художественная культура XVIIb. М., 1991. С. 41–42. 388 Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//История и культура ростовской земли. Ростов, 1994. С. 74–75. 389 Анкудинова Е. А. К вопросу о программе стенописей Спасо-Преображенского собора//Краеведческие записки. Вып. VI. Ярославль, 1991. С. 85. 391 Синодики Богоявленского Авраамиева монастыря. Р-760, лист 66 (об.); Р-221, лист 11; Р-222, лист 53. 394 ПЗИАХМЗ. Инв. 1711. Автор благодарит главного хранителя Переславского музея Н. Р. Герасимову за предоставленную возможность исследовать этот памятник. 396 Переславский Никольский монастырь был основан около 1350 года преподобным Дмитрием Прилуцким. Разорен в Смуту и восстановлен в середине XVIIbeka старцем Дионисием. Расцвет монастыря падает на вторую половину XVII– первую половину XVIIIbeka и связан с деятельностью бывшего расколоучителя игумена Питирима (в будущем Нижегородского архиепископа) и царского духовника Варлаама Высоцкого. В это время весь ансамбль монастыря был отстроен в камне, в том числе главный храм – Никольский собор. В 1898 году монастырь из мужского был преобразован в женский. В 1923 году упразднен. С 1993 года – вновь действующий женский монастырь Русской Православной Церкви. До нашего времени сохранились монастырские описи и синодики XVII–XIXbekob. 397 Свирелин А. И. Древний запрестольный крест в городе Переславле-Залесском//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1900. Кн. II. C. 1–20. 400 Цит. по: Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XIIbekob//Древнерусское искусство. Зарубежныесвязи. М., 1975. С. 36. 402 Baumstark A. Altarkreuze in nestorianischen Klostern des VI . Jahrhunderts//Romische Quartalschrift. XIV. Rom, 1900. S. 70–71; ЧубинашвилиГ. Н. Грузинскоечеканноеискусство. Тбилиси, 1959. С. 174–176; GrabarA. La precieuse craix de la Lavra Saint Athanase au Mont Athos//Cahiers archeologiques. XIX. 1969. P. 99–125.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

После смерти матери тайно обвенчалась с сенатором И. И. Дмитриевым-Мамоновым. Разделяла увлечение своих сестер театром. 711 Анна Иоанновна (28.01.1693–17.10.1740) – российская императрица (1730–1740). средняя дочь царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (Салтыковой), с 1710 г. – курляндская герцогиня, выдана замуж за Фридриха Вильгельма, герцога Курляндского. Была возведена на российский престол Верховным тайным советом с ограниченными полномочиями, но, распустив Верховный тайный совет, восстановила абсолютизм. По имени ее фаворита Эрнста Бирона время ее правления называется «бироновщина». 712 ...собором отслужити... – Имеется в виду соборное служение – торжественное совместное совершение богослужения (сослужение) несколькими священнослужителями. 713 Панихида – церковная служба по умершим. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после. Здесь панихида была совершена еще до погребения митрополита. 714 ...в Богоявленском монастыре...– Согласно легенде, Богоявленский Авраамиев монастырь основан в XI в. на месте сокрушения архимандритом Авраамием идола Велеса, в летописи впервые упоминается в XIII в. Расположен в двух километрах от Ростова по дороге на Ярославль. Монастырь сильно пострадал во время монголо-татарского нашествия и в Смутное время. Известно, что Иван IV, отправляясь в поход на Казань, взял с собой жезл Авраамия, хранившийся в монастыре. В 1553–1554 гг. был построен каменный Богоявленский собор «на победу и одоление Казанского царства· – один из ранних памятников обетного строительства, предпринятого Иваном Грозным после взятия Казани. Рядом расположена Введенская церковь , построенная около 1650 г по заказу настоятеля монастыря Ионы, будущего ростовского митрополита Ионы Сысоевича. 715 ...преподобнаго Аврамиа, архимандрита Богоявленскаго, ростовскаго же чудотворца... – Авраамий Ростовский – преподобный, основатель Ростовского Авраамиева в честь Богоявления монастыря, первого монастыря в Северо-Восточной Руси. Исследователи расходятся во мнении о времени жизни святого, полагая, что он мог жить как в конце XI, так и в XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский (Сысоевич) Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона . Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона . В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона . С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию. В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон - будущий Патриарх Всероссийский. Богоявленский храм В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами. Введенский храм-трапезная Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль. В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий - надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца. Никольский храм В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена... В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Самойлова из Жития, опубликованного в 1865 г., но на иллюстрации на заднем плане изображен храм. «Сретенская церковь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на реке Устье» - наименование 3-й композиции, где большая часть листа отведена изображению монастырского Сретенского храма. Перед мон-рем - маленькая фигурка коленопреклоненного монаха с молитвенно протянутыми к храму руками; наличие длинных цепей и посоха позволяют отождествить его с И. Здесь иллюстрируется текст Жития о возвращении И. из Лазаревского мон-ря в Ростове: «Подошед к монастырским воротам, он помолился иконам, что над воротами…». На 4-й гравюре подпись: «Преподобный Иринарх вручает князю Димитрию Михайловичу Пожарскому свой крест на одоление врагов Отечества». Рисунок близок по композиции к литографии по оригиналу Самойлова: в центре - коленопреклоненный кн. Д. М. Пожарский, позади него стоит К. Минин. Затворник в правой части композиции около своей кельи, босой, правая рука с крестом, левой опирается на палку. Большой железный крест на его груди сверху и снизу поддерживается цепями, И. прикован к деревянному бревну, стоящему в келье. На всех иллюстрациях у святого впалые щеки, окладистая борода средней величины, одет в схиму. Три гравюры из 4 соответствуют литографиям Жития И., изданного архим. Амфилохием, и их первоисточникам. Иллюстрация «Сретенская церковь Борисоглебского монастыря» по художественным качествам отличается от других, очевидно выполнена по рисунку др. мастера, предположительно гравера Полякова. В XVIII-XIX вв. образ И. часто вводился в монументальные живописные программы украшения храмов Ярославской обл. Его иконография, в частности длина бороды, не имеет устойчивых признаков. В росписи собора Богоявленского Авраамиева мон-ря в Ростове (после 1730) И. представлен в рост на левой стороне проема двери в сев. стене. Стенопись ц. апостолов Петра и Павла в пос. Поречье Рыбное Ростовского р-на выполнена в 1782-1785 гг. ярославскими иконописцами под рук. А. Шустова. Очевидно, И. изображен в арочном проеме зап.

http://pravenc.ru/text/673961.html

О начальном периоде развития русской иконографии Преподобных можно судить только по отдельным сохранившимся образцам, среди которых, к сожалению, отсутствуют изображения ряда знаменитых подвижников, таких как преподобный Авраамий Смоленский. Только благодаря резным каменным иконкам и изображениям на свинцовых печатях восстанавливается облик преподобного Варлаама Хутынского, скончавшегося около 1211 года, биография которого целиком связана с Новгородом. В миниатюрных каменных рельефах, датируемых концом XIII–nepboй половиной XIV веков, Варлаам изображён предстоящим тронному Христу. Иконографический образ игумена с остроконечной длинной бородой позже можно отметить в резьбе деревянного рельефа, служившего навершием раки 1560 года, и в иконах XVI–XVII веков, иногда с видом Хутынского монастыря. По преданию, Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростове Великом основан ещё во второй половине XI века. Но исследователи жития преподобного Авраамия Ростовского иногда отождествляли первого игумена с Авраамием Низким, сопровождавшим митрополита Пимена в Константинополь в 1385 году. Казалось бы, в пользу этого мнения говорит отливок XIV века медного креста, находившийся у гробницы Авраамия, выполненный по модели, датируемой временем около 1200 года 34 . Возникает вопрос: считать ли мемориальным отливок или оригинал? Одно их самых ранних изображений преподобного Авраамия Ростовского известно по шитому покрову середины XVI века 35 ; он представлен седобородым старцем в схиме, благословляющим перед грудью, со свитком в левой руке. Этот “унифици­ро­ванный” облик не позволяет говорить о раннем прототипе. Столь же схематичный вид и в шитье Строгановского покрова XVII века 36 . Явно сказывалось отсутствие местной иконографической традиции. Сравнительно поздно установилось почитание ряда основателей северных русских монастырей XII–XIII веков, завершившееся их канонизацией лишь в XVI веке. Преподобный Антоний Римлянин скончался в 1147 году, но самое известное его изображение, наиболее раннее по времени, относится к 1573 году. Это изваяние старца в схиме, выполненное резчиком Евтропием. Иконы, представляющие Антония у монастыря в молении либо с моделью храма, относятся к концу XVI — первой половине XVII веков. Преподобный Никита Столпник Переяславский скончался в 1186 году, мощи его обретены около 1425 года, а празднование установлено примерно в середине XV века. Но изображения, по типу почти идентичные Антонию Римлянину, известны только с середины XVI века по иконе царских писем и по покрову, выполненному в светлицах царицы Анастасии Романовны в 1555–1560 годах 37 . С неимоверным запозданием было установлено местное празднование преподобного Ефрема Новоторжского, скончавшегося в 1053 году: лишь при митрополите Дионисии, в 1584–1587 годах, после обретения мощей в 1572 году. В облике, известном по шитым покровам конца XVI — середины XVII веков, однако, угадывается ранний прототип.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

Голова Синодального з чернецтва освятив боковий у скиту Валаамського монастиря 17 жовтня 2022 р. 16:10 16 октября 2022 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, после ранней Божественной литургии в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в доме паломника «Славянский»  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност совершил чин малого освящения придела в честь преподобного Авраамия Ростовского храма Всемилостивого Спаса в Авраамиевском скиту обители. Его Высокопреосвященству сослужил игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий . На освящении присутствовали и.о. начальника Авраамиевского скита иеромонах Никон (Оганов) и братия обители. По окончании чина освящения владыка Феогност совершил на Игуменском кладбище заупокойную литию по приснопамятному архимандриту Мефодию (Петрову) . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз призывал возвести на островах Валаамского архипелага скиты для уединенной молитвы братии. Так, посещая архипелаг в 2014 году, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил : «Сегодня, взирая из Патриаршей пустыни на близлежащие необитаемые острова, я задумался: может быть, задачей нашего поколения является создание на каждом Валаамском острове скита, места уединенной молитвы? Дай Бог, чтобы нам хватило сил на каждом острове, где это возможно, обустроить место молитвы, с тем чтобы весь архипелаг был украшен крестами». Всего на Валааме до 1917 года было 13 скитов. Сейчас в монастыре помимо общежительной, возрождена и скитская, пустынническая жизнь. В настоящее время восстановлено 11 исторических скитов, некоторые из которых находятся на отдаленных островах Ладожского озера. В 2014-2022 годах по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на островах Валаамского архипелага были возведены скиты: в честь преподобного Авраамия Ростовского на о. Емельяновском (Авраамиевский скит); в честь апостола Андрея Первозванного на о. Оборонном (Андреевский скит); в честь Казанской иконы Божией Матери на восточном побережье о. Валаам (Казанский скит).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5968449...

983 ...Звениграде, иже явися божественый Сава! – Савва Звенигородский (ум. в 1406 г.), ученик Сергия Радонежского; по желанию Звенигородского князя Юрия устроил близ горы Сторожевский монастырь, в котором сам настоятельствовал 30 лет. 984 ...ограда... аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ! – Никон Радонежский (ум. в 1426 г.), ученик Сергия Радонежского; после его смерти был игуменом Троице-Сергиева монастыря. 985 ...граде Ростове, иже в теб просиа божественый Авраамие!Авраамий Ростовский, основатель ростовского Богоявленского монастыря. 986 ...граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими! – Князь Феодор Ярославский (ум. в 1300 г.) с сыновьями Давидом и Константином. 987 ...ограда, иже Колязина... в нейже пожыве преподобный Макарий! – Макарий (1402–1483), основал в 1459 г. Троицкий монастырь на земле Василия Коляги в Твери. 988 ...острове Соловецский, в немже пожыша... Зосима и Саватй! – Савватий (ум. 27 сентября 1435 г.) и Зосима Соловецкие, основатели монастыря на Соловецком острове в Белом море. См. их житие и комментарии к нему на с. 36–155, 756–773. 989 ...Григорий... ограду на Пелешм составлыиа! – Григорий (ум. в 1449 г.), основатель вологодского Пельшемского (Лопотовского) монастыря. 990 ...Михаилъ... иже на Клопск поживый! – Юродивый Михаил, подвизавшийся в 10–50-х гг. XV в. в Клопском Троицком монастыре, расположенном недалеко от Новгорода на реке Веряже. См. наст. изд., т. 7, с. 218–231 (Повесть о Житии Михаила Клопского). 991 ...Варламе! – Варлаам Хутынский (ум. в 1192 г.), основатель монастыря Преображения Господня на Хутыни, в 10 верстах от Новгорода. 992 ...Сава, иже составивши обитель на рец Вишер – Савва Вишерский (ум. 1 окт. 1461 г.) основал свой монастырь около 1420 г. в 7 верстах от Новгорода и показал пример столпничества. См. наст, изд., т. 12, с. 8–35, 757–758 (Житие Саввы Вишерского в составе Великих Миней Четьих). 993 ...Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град! – Антоний Римлянин (ум. 3 августа 1147 г.), новгородский святой, основатель Антониева монастыря. См. его житие и комментарии к нему на с. 8–35, 755–756.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3). Можно лишь отметить, что по типологическим признакам следовало бы предполагать выполнение скорее всего на рубеже XII–XIII веков. Сохранилось, однако, произведение металлопластики более позднего времени, являющееся репликой модели галицкого произведения: это известный крест преп. Авраамия Ростовского, ныне принадлежащий Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль», куда он поступил из Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря 172 . Рис. 3 Крест шестиконечный, с рельефными изображениями с лицевой стороны (рис. 4). Кроме крупной массивной фигуры распятого Христа на выделенном рельефом крестном древе с табличкой вверху, помеченной крестиком, на всех концах, кроме нижнего, расположены медальоны с погрудными изображениями предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова (рис. 5), двух архангелов и ангела с мерилом в правой руке (рис. 6). Изображение архангела Михаила и Гавриила явно надо понимать как относящиеся к их изображениям в моленной позе, на концах верхней перекладины. Под Распятием вместо обычной для византийских изображений «главы Адама» характерная для романских памятников человеческая маска – олицетворение Земли. Надписи обычные, но в формуле ХС НИКА последнее слово не разделено на два слога 173 . Имена архангелов соответственно имеют форму МИХАИЛЪ и ГАВРИЛЪ нетипичную для Северо-Восточной Руси, но весьма обычную для западных украинских земель. Криптограмма над Распятием не находит соответствий среди учтенных исследователями 174 . Рис. 4 По преданию, описываемый крест получен преп. Авраамием на берегу р. Ишни, в окрестностях Ростова, на том месте, где стоит деревянный храм в честь св. Иоанна Богослова, вручившего этот крест. Данный сюжет только в XVIIbeke становится известным как иконографическая тема 175 . В середине этого столетия впервые изложено в пространной редакции жития преп. Авраамия о прежде хранившейся при его гробе «Трости», увенчанной крестом, которую якобы Иван Грозный «взя на победу и одоление Казанского царства», и лишь со второй половины XVIIcmoлemuя начинают приобретать известность связанные с именем подвижника реалии, в томчисле и упомянутый крест 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010