Строящиеся храмы — это свидетельство веры. Прежде всего тех, кто строил, кто внес свою лепту в строительство, и в ответ на эту жертву Господь, конечно, будет с теми, кто строил храмы Божии. А в сердцах людей должна сохраняться благодарность, и особенно в молитвенной памяти тех, кто будет служить в этом храме, всегда должны оставаться имена тех, кто храм построил и благоукрасил».  В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Саввы Сторожевского с житием.  Затем во внимание к помощи Валаамскому монастырю церковных наград были удостоены:  Участникам освящения были вручены иконки Владимирской Божией Матери с Патриаршим благословением. 10 июля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возвести на островах Валаамского архипелага скиты для уединенной молитвы братии: «Сегодня, взирая из Патриаршей пустыни на близлежащие необитаемые острова, я задумался: может быть, задачей нашего поколения является создание на каждом Валаамском острове скита, места уединенной молитвы? Дай Бог, чтобы нам хватило сил на каждом острове, где это возможно, обустроить место молитвы, с тем чтобы весь архипелаг был украшен крестами».  Всего на Валааме до 1917 года было 13 скитов. Сейчас в монастыре помимо общежительной, возрождена и скитская, пустынническая жизнь. В настоящее время восстановлено 11 исторических скитов, некоторые из которых находятся на отдаленных островах Ладожского озера. В 2014-2022 гг. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на островах Валаамского архипелага были возведены скиты: Прототипом для храма Всемилостивого Спаса Авраамиевского скита послужила церковь Вознесения Господня в селе Коломенском в Москве. Храм двухпрестольный. Главный престол — в честь Всемилостивого Спаса, боковой — в честь преподобного Авраамия Ростовского. Архитектура храма является символическим воплощением идеи храма-маяка как Дома Божия, «корабля Спасения» и одновременно путеводной звезды в океане жизни. На Ладожском озере храм Авраамиевского скита играет роль маяка.

http://patriarchia.ru/db/text/5943208.ht...

В середине XIX в., по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора, на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова владыкой сохранился гранитный обелиск В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А.М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя прп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега. В скиту обычно жили восемь иноков. В 1930-е годы за строениями, садом и огородом наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь. Скит преподобного Авраамия Ростовского и Оборонные острова Авраамиевский скит находился на о. Емельянове в южной оконечности Валаамского архипелага, в местности Железняки. Житие прп. Авраамия, в память которого он назван, — одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно житию, будущий Валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. С детства болезнью был прикован к постели. Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша взмолился к Нему и внезапно ощутил себя здоровым, после чего отправился в новгородские монастыри, а оттуда — на Валаам. На Валааме преподобный принял крещение и постриг подвизался в трудах и молитве. Впоследствии он крестил жителей Ростова Великого. Авраамиевский скит, как и большинство других, был основан игуменом Дамаскиным. В скиту жили шесть монахов. Архитектор Г.И. Карпов капитально перестроил существовавшую здесь деревянную часовню в одноглавую церковь с высокой колокольней. О. Дамаскин освятил ее 9 октября 1873 г. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли богатого петербургского купца Ф.И. Тюменева. Он построил себе дом в скиту, долгое время жил там, подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище (сохранился постамент креста).

http://patriarchia.ru/db/text/3708735.ht...

4) Этот монастырь от Св. Князя Владимира учинён степенью первым в Ростовской Епархии, и с самого начала управляем был, как и ныне, Архимандритами. До учреждения Штатов за ним было 1413 душ крестьян, а с того времени находится он во 2 классе степенью 6. Список Архимандритов Богоявленского Авраамиева монастыря, сколько оных доныне известно 1. Преп. АВРААМИЙ, основатель этой обители, преставился в 1010 году, Октября 29. По преставлении Преподобного, кто были начальниками этой обители в течение более двухсот лет; о том никаких сведений не имеется. 2. ИГНАТИЙ, святой, в 1262 году хиротонисан в Епископа Ростовского. После этого в продолжение более двухсот пятидесяти лет были Архимандриты, также неизвестно. 3. ИОАКИМ. Он соорудил соборную Богоявленскую и доныне существующую церковь , на иждивение Государя Царя Иоанна Васильевича, который в 1553 году, Октября 2 присутствовал на освящении оной и приделов её. Скончался в 1555 году. 4. АФАНАСИЙ, был на соборе в Москве в 1584 году, Июля 20. 5. ФЕОДОРИТ. Упоминается в 1571 году. См. Продолжение Древн. Росс. Вивл., ч. 7, стр. 67. 6. UOCUФ I. Упоминается в 1618 году 182 . 7. ЕРМОГЕН, около1649 года уволен на обещание в Переславль. 8. ИОНА Сисоевич, в 1652 году хиротонисан в Митрополита Ростовского. 9. ДИОНИСИЙ. Упоминается в 1658 году. 10. ГЕРАСИМ, в 1682 году. 11. UOACAФ I, в 1701 году. 12. АДРИАН, в 1707 и 1720 годах. 13. ГАВРИИЛ, в 1730 и 1742 годах. 14. ГЕОРГИЙ, определён в 1742 году, Июня 18. Скончался в 1743 году. 15. UOCUФ II, определён в 1743 году, Сентября 3. В 1775 году, Марта 27 от Настоятельства уволен с пенсией на пребывание в оном же монастыре. В 1776 году, Мая 21, на 105 году от рождения окончился, и погребён подле церкви Иоанна Богослова. 16. ABPAAMUЙ II, Малороссиянян, переведён из Ростовского Борисоглебского монастыря в 1775 году, Марта 27 дня. В 1783 году, Марта 3, переведён в Ростовский Яковлевский монастырь, с той же степенью, какую имел по Богоявленскому монастырю. 17. ЮВЕНАЛИЙ, в 1786 году, Мая 18, переведён из Нижеломовского Казанского монастыря. В 1793 году, Мая 16, переведён в Ставропигиальный Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь с той же степенью, какую по Богоявленскому монастырю имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

12 марта 1779 года Екатерина II подписала указ об отпуске на построение собора в уездном городе Петровске " из экономических сборов " 8000 рублей. К 1782 году на строительство было истрачено 7760 рублей 70 копеек с полтиной. Авторство проекта собора приписывалось губернскому архитектору Ивану (Эвану) Михайловичу Левенгагену, однако документально это предположение не подтверждено. Контракт на строительство заключил подрядчик Савельев. Строительство началось в 1780 году, в августе 1783 года собор " освидетельствован " ключарем Ростовского Успенского собора иереем Владимиром и освящён 10 сентября 1783 года архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Авраамом. На устройство интерьера было уделено особое внимание, выделены средства на приобретение церковной утвари. Иконостас и царские врата, работы первой половины XVIII века, были присланы в Петровский собор по указанию самой императрицы Екатерины II из Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии в 1836 году старый иконостас был заменён новым с разрешения преосвященного Авраама, архиепископа Ярославского и Ростовского, на собранную от добровольных пожертвований сумму. В 1818 году по благословению преосвященного Антония, архиепископа Ярославского и Ростовского, в храме исполнено стенное писание и настлан чугунный пол. В 1872 и 1873 годах старостою собора купцом Фёдором Николаевичем Яхонтовым были покрыты белым железом купол и шпиль колокольни, установлены башенные английские часы (часовой механизм был изготовлен в Букингеме) и устроена каменная входная лестница. В 1877 году был позолочен иконостас, благодаря щедрой поддержки петровских купцов, торговавших в Санкт-Петербурге: Абатурова, Коровина, Запевалова и Баранова. Четырёхъярусный, вызолоченный червонным золотом иконостас с колоннами, обвитыми рядами виноградных гроздьев и листьев, ещё долгое время блистал своим изяществом и красотой. Все иконы нижнего яруса были изготовлены придворными живописцами императрицы Екатрины Великой и отличались высоким мастерством.

http://sobory.ru/article/?object=03765

24 августа в Ростове Великом делегация продолжила знакомство с уникальными памятниками древнерусского зодчества и ярославской иконописной школы. В сопровождении епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина гости посетили главные достопримечательности Ростовского кремля — Успенский кафедральный собор, где помолились у гробниц с честными мощами святителя Леонтия и преподобного Феодора Ростовских, и соборную звонницу. Мастера-звонари продемонстрировали гостям один из ростовских звонов, в котором участвует и самый большой колокол «Сысой», отлитый в конце XVII столетия и получивший имя в память об отце митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича (1652-1690). Затем делегация побывала в расположенных в Ростове и его окрестностях Спасо-Яковлевском мужском монастыре, Авраамиевом Богоявленском женском монастыре и Борисоглебском мужском монастыре, гости поклонились пребывающим в этих обителях святыням — деревянному Распятию с частицей Животворящих Древ Господних, мощам святителей Димитрия и Иакова и преподобного Авраамия Ростовских, честным останкам и веригам преподобного Иринарха Ростовского, затворника. 25 августа представители Коптской Церкви посетили Переславскую епархию . Они поклонились одному из самых известных в мире чудотворных распятий — кресту на подворье Никольского монастыря в селе Годеново, совершили водную прогулку по Плещееву озеру и побывали в Никольском, Свято-Троицком Даниловом и Феодоровском монастырях Переславля-Залесского. В Переславском епархиальном управлении делегацию из Египта тепло приветствовал епископ Переславский и Угличский Феоктист . В состав посещающей Россию делегации входят: настоятель монастыря преподобного Иоанна Колова в Эль-Аламейне (египетская провинция Матрух) епископ Дискорос — глава делегации; управляющий Луксорской епархией епископ Иосиф; викарий Луксорской епархии епископ Иоаким; настоятель монастыря во имя святого мученика Фомы и монастыря во имя святого мученика Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Фома; настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого (провинция Асуан) епископ Арсений; ответственный секретарь Патриаршей резиденции в Александрии протоиерей Авраам Эмиль Наги; насельник монастыря преподобного Пахомия Великого иеромонах Антоний эль-Бахоми; благочинный монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря иеромонах Херувим анба-Пула; насельник монастыря преподобного Павла Фивейского иеромонах Пимен анба-Пула; Патриарший советник доктор Антон Милад; сотрудник Коптской Патриархии, специальный представитель по вопросам церковного строительства доктор Адель Эльменчави.

http://patriarchia.ru/db/text/6054682.ht...

31 Так преосв. Макарий в Пет. Р. Ц. I, 157–159 излагает жизнь Авраамия во 3-ей редакции, наиболее подозрительной. 32 Так в большей части списков; в некоторых епископы и князья не поименованы, напр. в Рум. и 397. 33 Только к концу XIII в. известно в Ростове более 2 монастырей сверх Авраамиева, а легенда успела уже забыть время основания и этих монастырей. На позднейшее время указывают и «князи» ростовские, упоминаемые в легенде одновременно с вел. князем во Владимире и имевшие обычай ежедневно ездить на охоту: это – скорее воспоминание об удельных ростовских князьях XIII–XIV в., чем намек на «каких-то низших князей, бывших и в других городах при начале русского государства» (т. е. родовых старшин), как думает преосв. Макарий. Ист. Р. Ц. 1,7. 34 Для объяснения основы сказания, происхождения святого из Чухломы, возможно одно предположение: малознающий составитель второй ред. сам или повторяя устное предание, смешал основателя ростовского монастыря с Авраамием чухломским. Это предположение облегчается некоторыми соображениями: в самом монастыре Авраамия ростовского не было верных сведений о жизни основателя, как видно по запискам в монастырских рукописях (Ист. р. иер. III, 64); деятельность того и другого Авраамия представляет общую черту, столкновение с язычеством; жития обоих долго остались неописанными, давая простор устным преданиям. Наконец в третьей ред. ошибка еще очевиднее: смешивая Авраамия ростовского с чухломским, постригшимся Троицком Сергиевом монастыре, она и первого постригает «в обители св. Троицы валаамской» забывая, что этот монастырь – Преображенский, а не Троицкий. 35 Предположение, что сказание основано на непонятом тожестве имени Иверка и Аверкия, принадлежит арх. Филарету, по мнению которого третья редакция составлена не раньше 1706 г. Обз. р. д. лит. I, стр. 379. Р. Свв. окт. прим. 214 и 215. 36 Подобно этому, еп. Феодор, по 3-й ред. жития Леонтия, приходит в Ростов с кн. Борисом и называется первым ростовским епископом, вторая ред. жития Авраамия знает Феодора и, однако ж, говорит о его преемнике Иларионе: «то бе первый прилганный с мучеником Борисом от кн. Владимира».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

31 Так преосв. Макарий в Ист. г. Ц. I, 157–159 излагает жизнь Авраамия по 3-й редакции, наиболее подозрительной. 32 Так в большей части списков; в некоторых епископы и князья не поименованы, например, в Рум. 434 и 397. 33 Только к концу XIII века известно в Ростове более 2 монастырей сверх Авраамиева, а легенда успела уже забыть время основания и этих монастырей. На позднейшее время указывают и «князи» ростовские, упоминаемые в легенде одновременно с вел. князем во Владимире и имевшие обычай ежедневно ездить на охоту, это-скорее воспоминание об удельных ростовских князьях XIII-XIV веков, чем намек на «каких-то низших князей, бывших и в других городах при начале русскаго государства» (то есть родовых старшин), как думает преосв. Макарий. Ист. Р. Ц. I, 7. 34 Для объяснения основы сказания, происхождения святого из Чухломы, возможно одно предположение: малознающий составитель второй редакции сам или повторяя устное предание смешал основателя ростовского монастыря с Авраамием Чухломским. Это предположение облегчается некоторыми соображениями: в самом монастыре Авраамия Ростовского не было верных сведений о жизни основателя, как видно по запискам в монастырских рукописях (Ист. р. иер. III, 64); деятельность того и другого Авраамия представляет общую черту, столкновение с язычеством; жития обоих долго оставались неописанными, давая простор устным преданиям. Наконец, в третьей редакции ошибка еще очевиднее: смешивая Авраамия Ростовского с Чухломским, постригшимся в Троицком Сергиевом монастыре, она и первого постригает «в обители св. Троицы Валаамской» забывая, что этот монастырь-Преображенский, а не Троицкий. 35 Предположение, что сказание основано на непонятом тожестве имен Иверка и Аверия, принадлежит арх. Филарету, по мнению которого третья редакция составлена не раньше 1706 года. Обз. р. д. лит. I, стр. 379. Р. Свв., окт., прим 214 и 215. 36 Подобно этому, еп. Феодор но 3-й ред. жития Леонтия приходит из Ростова с кн. Борисом и называется первым ростовским епископом; вторая ред. жития Авраамия знает Феодора и, однако ж, говорит о его преемнике Иларионе: «То 6е первый присланный с мучеником Борисом от кн. Владимера».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В более позднее время – в конце XVII века – возводится надвратная церковь, куда переносится престол из храма-колокольни. Лишь с этого времени можно говорить о Никольской церкви над вратами монастыря, а прежний храм продолжал существовать в виде колокольни. В описных книгах Покровского монастыря 1702 года сообщается: «Построены святые ворота к Волге реке каменные с калиткою; на святых воротах построена церковь Николая Чудотворца, каменная ж с папертьми о 5 главах, главы обиты черепицею». Там же значится и «колокольница каменная» с набором колоколов и железными часами с четвертным боем. Возведённая в конце XVII века Никольская надвратная церковь была фланкирована двумя башнями. Это был характерный приём, введённый в местную архитектуру митрополитом Ионой Сысоевичем. Подобная композиция получила блестящее воплощение в ансамблях ростовского митрополичьего двора и Борисоглебского монастыря «на Устье», а также была применена в Авраамиевом, Толгском монастырях и угличском Покровском. Важно отметить, что Святые ворота ростовского Авраамиева монастыря являются близким аналогом. Даже церковь имеет такое же посвящение. Надвратная пятиглавая Никольская церковь, фланкированная башнями, и древняя шатровая колокольня определяли облик монастыря на протяжении XVIII – первой трети XIX веков. Далее древние памятники были утрачены. Обветшавшая Никольская церковь разобрана в 1828 году. В период 1829-1832 годов построен новый надвратный храм в стиле классицизма, завершённый одноярусной колокольней с колоннами и шпилем. При этом были сохранены старинные башни. Аналогичная перестройка по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова в тоже время проведена и в ростовском Авраамиевом монастыре. Правда, там старинная Никольская церковь уцелела, а колокольня надстроена над её сводами. Было ещё одно отличие – в угличской обители Никольский храм так и остался неосвящённым. В нём хранились детали иконостаса, но внутреннее убранство так и не было выполнено. В 1829 году была разобрана прежняя колокольня – утрачен древний храм 1526 года. Какой можно сделать вывод? Никольская надвратная церковь вовсе не являлась постройкой XVI века – была возведена в конце XVII столетия. Вместе с тем в Покровском монастыре существовал столпообразный храм «иже под колоколы», являвшийся самостоятельным и малоизвестным произведением древнерусского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=59060

II. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого Верстах в 10 от Ростова, за озером Неро, в Воржской волости, есть небольшая деревенька, называемая Ангелово. Вблизи этой деревни в старину была густая роща, у опушки которой находилась усадьба князей Луговских. В конце XVI века на месте усадьбы был уже погост, в котором жил поп Сысой, и у этого попа около 1607 года родился сын, впоследствии митрополит Иона Сысоевич. О первых годах жизни Ионы не сохранилось никаких известий, и мы знаем его прямо уже иноком Угличской Воскресенской обители. Затем Иона был архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, а позднее настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 15 августа 1652 года патриархом Никоном Иона был посвящен в сан митрополита и назначен в Ростов; при самом вступлении в управление епархиею он написал окружное послание к ростовскому духовенству. Иона Сысоевич вступил на кафедру во время того великого движения в русской церковной жизни, которое составляет отличительную черту царствования Алексея Михайловича и которое особенно стало заметно с возведением на патриарший престол новгородского митрополита Никона. Отречение Никона от кафедры, самовольный уход его в Ново – Иерусалимский Воскресенский монастырь и вмешательство оттуда в дела управления, и в то же время начатый уже пересмотр церковных книг, все это создало в среде правящего духовенства положение в высшей степени тревожное и неопределённое, которое и послужило причиной созыва многократных соборов. На всех соборах мы видим присутствующим и Ростовского митрополита Иону Сысоевича, без которого не было ни одного собрания как при Никоне, так и после Никона; без Ионы не предпринималось ни одного более пли менее выдающегося дела того времени. В первый же год своего поставления на кафедру, а именно через 4 ½ месяца, – 30 декабря 1652 года Иона выехал из Ростова в Переяславский Данилов монастырь, где свидетельствовал св. мощи преподобного Даниила Переяславского. Любопытен документ по поводу открытия этих мощей, сохраняющийся в Переяславском Даниловом монастыре: «И мы, богомольцы твои», – пишет Иона к патриарху Никону , – «мощи преподобного чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели подлинно; и мощи, государь, преподобного чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая; обвит мантиею и сплетен плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда обветшала, и была, государь, буря велика по три дня, и как мы чудотворцевы мощи в седьмом часу нощи обрели и милостию Божиею и его чудотворными молитвами Бог дал тишину» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Алексея митрополита в Алексеевской церкви Московского Чудова монастыря 1477 , св. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря 1478 , св. Саввы в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря 1479 , св. Никиты в Никитском соборе Никитского монастыря в Переславле-Залесском 1480 , св. Пафнутия в соборе Рождества Богородицы Боровского монастыря 1481 , свв. Леонтия 1482 и Исаии 1483 в ростовском Успенском соборе, св. Авраамия в посвященном ему приделе Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря 1484 , св. Исидора в посвященном ему приделе Вознесенской приходской церкви в Ростове 1485 , св. Макария в Троицком соборе Троице-Калязина монастыря 1486 , св. Антония Римлянина в соборе Рождества Богородицы Новгородского Антониева монастыря 1487 , св. Антония в Троицком соборе Антониева-Сийского монастыря 1488 , свв. Зосимы и Савватия в посвященном им приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1489 . Данный список можно было бы продолжить, но его достаточно, чтобы признать факт не только количественного преобладания, но и широчайшей распространенности указанного варианта размещения гробницы святого в рассматриваемый период. Существенно и то, что большинство из этих гробниц располагалось не вообще у южной стены, а вблизи ее восточной части. Наиболее же характерным таким местом являлось неширокое пространство между южным входом в церковь и иконостасом. В документах встречаются следующие обозначения места расположения раки в интерьере храма: «на правой стороне» 1490 , «на десной стороне» 1491 , «от юга» 1492 . Действительно, в ориентированной алтарем на восток церкви правая, или десная, сторона и есть южная. К юго-востоку относительно центра главного храма располагалось и большинство вышеупомянутых приделов, содержавших раки святых. Чем же был обусловлен данный выбор места для раки или придела? Казалось бы, он определялся хоть и не всеобщей, но все-таки довольно устойчивой традицией, восходящей к домонгольскому времени. Вот несколько характерных примеров, знаменующих эту традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010