Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Патриаршем совете по культуре бьют тревогу: Богоявленский собор XVI в. в Ростове Великом может рухнуть 13.10.2011 Древний памятник федерального значения — собор Богоявления (1554 - 1555 гг.) Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря в Ростове Великом находится в «ужасающем состоянии». Если не принять срочных мер, его сводам грозит скорое обрушение, уникальные фрески погибнут безвозвратно. Объединить усилия государственных органов, Церкви и общества по спасению памятника, который считается «старшим братом» самого знаменитого храма России – собора Покрова на Рву, призвал член Патриаршего совета по культуре, настоятель московского храма священномученика Климента, папы Римского, протоиерей Леонид Калинин. Выступая 12 октября в Москве, на торжественном заседании в Государственном историческом музее, посвященном 450-летию Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного), о.Леонид напомнил о судьбе Богоявленского собора в Ярославле. Строительство этого храма, как и его собрата на Красной площади, связано с именем царя Ивана Грозного и его походом на Казанское ханство. Однако если Покровский собор воздвигнут в 1561 г. в ознаменование победы, то строительство Богоявленского храма в Ростове связано с предшествовавшими событиями. Согласно источникам, храм в Авраамиевом монастыре был воздвигнут по царскому заказу. История его строительства и посвящения связана с реликвией, хранившейся в монастыре: это трость, которой преподобный Авраамий Ростовский сокрушил идола Велеса. Согласно житию, преподобный получил ее перед этим от апостола Ионна Богослова, явившегося ему на реке Ишне. По словам о.Леонида, Иван Грозный , «будучи человеком мистически настроенным», взял этот жезл с собой в Казанский поход и с этой реликвией «сокрушил лютого врага» — Казанское ханство. Как пишет известный специалист по древнерусскому искусству, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов, Богоявленский собор датируется по описным книгам 1554 - 1555 гг., т.е. когда строительство каменного собора Покрова на Рву только начиналось. Уникальность Богоявленского собора в том, что, имея три придела: Иоанна Богослова, Авраамия Ростовского и Иоанна Предтечи - патронального святого Ивана IV, он является первым примером «многопридельного» храма середины XVI в., и в этом смысле о нем также принято говорить как о ближайшем «родственнике» Покровского собора на Рву.

http://drevo-info.ru/news/11603.html

в Ростове, уже не имел успеха. В этом сказались плоды только что с честью оконченного миссионерского подвига преемника Леонтия по кафедре, св. Исаии, также постриженика печерского монастыря. Он нашел возможным уже выступить за пределы города и «обойти прочие грады и места, еже в Ростовстей и Суздальстей области», с тем, чтобы «неверные увещевати веровати во Св. Троицу и просвещати св. крещением». В Суздале после того встречаем церковь св. Димитрия — результат миссионерских трудов св. Исаии. Вскоре (в нач. XII в.) Суздаль получает своего удельного князя и с ним вместе, конечно, твердую опору для своего церковного благоустройства.    Мы не упоминаем о просветительной деятельности Авраамия Ростовского, потому что его жизнь следует приурочить к XIV, а не к XI в. Память св. Авраамия в святцах начинает отмечаться только с конца XV в. Тогда же было составлено и житие его. В нескольких редакциях этого жития, разгруппированных преосв. Макарием и анализированных Ключевским, достаточно ясно открывается произвольное творчество его авторов. Резкие внутренние несообразности (с одной стороны дело происходит во времена полного язычества при св. кн. Владимире и сыне его Борисе, а с другой — Авраамий является уже «архимандритом», великий князь сидит в г. Владимире-Кляземском и т. д). и противоречие другим историческим источникам (посланию Симона, житию св. Леонтия), которыми полно житие Авраамия, уже давно, начиная с Карамзина, возбуждали подозрение историков и заставляли последних отодвигать время жизни названного святого в гораздо более позднюю эпоху по сравнению в XI в. Голубинский очень остроумно отожествляет героя жития св. Авраамия с ростовским Богоявленским игуменом Авраамием, по прозванию Низким, который жил в конце XIV в. и путешествовал вместе с митрополитом Пименом в Константинополь, что и могло дать повод житийному рассказу о предстоявшем св. Авраамию чудесном путешествии в Царьград. Новейший исследователь данного жития специально с историко-литературной стороны — Кадлубовский (Рус. Фил. Вест. 1897 г. 1—2), сходясь с Голубинским в отношении личности Авраамия (XIV в.), весьма удачно указывает на возможные агиографические источники его жития, из которых уясняются почти все подробности последнего, как, напр., борьба Авраамия с идолом Велеса, содействие в этом Иоанна Богослова, борьба с бесом и т. п., так что на долю исторического зерна всего повествования остается только факт игуменства Авраамия в Богоявленском ростовском монастыре, его столкновение с князем, и, вероятно, какая-нибудь борьба против языческого суеверия (на подобие борьбы св. Тихона Задонского с праздником божества Ярилы); последнее обстоятельство и дало повод житийным сочинителям превратить игумена Авраамия в современного князю Владимиру крестителя ростовского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В представлении следующих поколений образ его, естественно, становился еще более неясным. С другой стороны греческие жития и сказания, переведенные на славянский язык и вошедшие в Прологи и Четьи-Минеи, были хорошо известны инокам Богоявленского монастыря, как и других обителей: их читали вслух в церкви и за трапезой, читали и переписывали и у себя по кельям. Так известны были инокам и указанные нами памятники. Из них житие Авраамия Затворника читалось как раз в день памяти почитаемого в монастыре настоятеля его Авраамия; сблизить в своем представлении обоих святых и при дальнейшей устной передаче рассказа об одном примешать к нему кое-что из повести о другом было нетрудно; этим уже и обусловливались дальнейшие видоизменения легепды. Если в заключение мы вкратце сведем все сказанное, то укажем постепенное сложение жития Авраамия, его литературную историю, которая рисуется нам следующим образом. В Богоявленском ростовском монастыре передавались устные рассказы о настоятеле его Авраамии, подвизавшемся, надо думать, в XIV веке, о его богоугодной жизни; может быть, говорили о его учительной деятельности; рассказывали о иедоразумении между ним и князем, возникшем на почве имущественных отношений и окончившемся примирением и торжеством смиренного инока. Как обыкновенно бывает в таких случаях, недовольство мирского властителя на преподобного блогочестивым рассказчикам представилось действием дьявола, вооружившего князя на святого своей клеветою. Пострадавший таким образомъ от беса, преподобный Авраамий сближался до известной степени в представлении рассказчиков со святым Восточной церкви, Авраамием Затворником, который также пострадал немало от дьявольских козней, память которого положена в один день с памятью Авраамия Ростовского, и о котором монахи, да, может быть и мирские люди, хорошо знали, благодаря весьма распространенному в старинной литературе его жизнеописанию, содержащемуся в одном из слов св. Ефрема Сирина ; слово это несомненно нередко читалось в монастыре, особенно же читалось именно в день памяти обоих святых; сближение облегчалось молчанием св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После отъезда Иоанна Грозного в кон. 1564 г. в Александрову слободу и провозглашения опричнины в Москве Н., бывший в то время в столице вместе с митр. Афанасием и Новгородским архиеп. Пименом, принял участие в поездке к царю с прошением простить подданных и вернуться в Москву (ПСРЛ. Т. 13. С. 392, 393). В 1566 г. Н. присутствовал на Земском соборе, на к-ром было принято решение о продолжении Ливонской войны. 9 июня 1566 г., в воскресенье, Н. сослужил двум другим архиепископам - Пимену Новгородскому и Герману Казанскому, а также епископам в московском Успенском соборе во время болезни митр. Афанасия (СбРИО. Т. 71. Т. 3. 16. С. 364). В июле того же года он участвовал в избрании и поставлении нового митрополита - сщмч. Филиппа II (Колычева) (1566-1568; † 1569). Пересмотр жалованных грамот, произведенный в Российском гос-ве в сер. XVI в., коснулся и Ростовской епархии. Согласно царской жалованной грамоте 1554/55 г., данной Н. на земли в Ростовском, Ярославском, Вологодском, Устюжском и Белозерском уездах и слободы в Ростове, признавались недействительными все жалованные грамоты, освобождавшие духовенство Ростовской епархии от уплаты налогов архиепископу. Эта грамота Иоанна Грозного не сохранилась, упоминается в пересказе в грамоте царя Михаила Феодоровича Ростовскому митр. Варлааму от 13 янв. 1622 г. (Сб. Археол. ин-та. СПб., 1880. Кн. 4. С. 99-112; см. также: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 3.//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 231-232; Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 67-79). 17 февр. 1560 г. Иоанн Грозный подтвердил грамоту своего отца Василия III Иоанновича , данную Кассиано-Учемскому мон-рю в Угличском у., оговорив, что монахов судит Н. «по церковным правилам и по соборному уложению» (ААЭ. Т. 1. 171. С. 141). В период архиерейства Н. в епархии велось активное храмостроительство. Зодчий Андрей Малой создал в 1566 г. в Ростове ц. Вознесения Христова с приделом блж. Исидора ( Титов. Ростов Великий. С. 48; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв. Ч. 1: Надписи XIV-XVI вв.//НЭ. 1960. Вып. 1. С. 10). В Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре 2 окт. 1553 г., в 1-ю годовщину победы над Казанью, в присутствии царя был освящен Богоявленский собор, наиболее вероятно, его освящал Н. В апр. 1559 г. по благословению свт. Макария в Костроме заложен Богоявленский собор в Анастасиином мон-ре, Н. посетил обитель 8 июня того же года ( Баженов И. В. Костромской Анастасиин монастырь. Кострома, 1895. С. 11). В 1563-1564 гг. в Ярославле расписан Спасо-Преображенский собор ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря . В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» . В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон. XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» . Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского муж. монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» . В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов . Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г. . В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля 1765 г. Аничкова писала в прошении, что над погребениями Иулиании и Евпраксии «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…» . В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г., сообщалось: «…в 7100-м году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» . На надгробных плитах лежали изображения Иулиании и Евпраксии «на полотне» . В 1887 г. храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, надгробия Иулиании и Евпраксии оказались внутри нового храма. В 1864-1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к святым Иулиании и Евпраксии (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным.

http://drevo-info.ru/articles/13672327.h...

В Предтеченский скит вход женщинам безусловно воспрещен. Недалеко от Коневского скита, с каменною церковью в честь Коневской Божией Матери, находится пустынька Дамаскина, бывшего несколько лет тому назад игуменом монастыря (+23 января 1881 года), это — келья, место обитания подвижника: в ней 4 маленькие комнатки, в одной из которых стоит деревянный некрашенный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы совершаются 1 августа и 29 июня — вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых — в скит Всех Святых. В монастыре введено старчество. В монастырской библиотеке хранится синодик Иоанна Грозного с именем убиенных в опричину и среди многих старопечатных книг XVII века рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого. При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские. Монастырь имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы — монахи. Во владении монастыря в Ладожском озере находится около 40 островов, которые занимают до 3100 десятин земли. Монастырю принадлежит в Москве (на 2-й Тверской — Ямской) подворье и часовня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.). Скит Авраамия Ростовского (остров Авраамиевский): 1) Дом настоятеля, келейный корпус; 2) колодец (1883 г.); 3) огород (конец 19 в.); 4) Поклонный крест на острове Дивный вблизи скита (конец 19 века, о.Дивный); 5) Церковь во имя Преподобного Авраамия Ростовского (1873 г.). «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича. Монастырская усадьба включала в себя: 1. Соборную двухэтажную церковь о пяти главах, крытую железом, внутри украшенную великолепным и богатым иконостасом, с деревянными крестами, обитыми жестью.

http://sobory.ru/article/?object=00888

31 марта 1829 г. пострижен в монашество , 5 июля рукоположен во иеродиакона , а 1 июля 1830 г. - во иеромонаха . 6 августа того же года окончил курс академии со званием магистра. 13 августа 1830 г. назначен инспектором Тульской семинарии и профессором богословия и еврейского языка. 14 апреля 1832 г. перемещен в Новгородскую семинарию инспектором и преподавателем философии. 24 октября 1833 г. возвращен в Тульскую семинарию инспектором. С 11 февраля 1835 г. - ректор Вятской семинарии и с 19 марта - настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря , 17 апреля возведен в сан архимандрита . В период ректорства в Вятской семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской семинарии архим. Никодима привлек внимание обер-прокурора Протасова , и он (Никодим) был вызван в Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения в жизни. С 20 июня 1841 г. - ректор Херсонской семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря . С 25 июля 1845 г. - ректор Курской семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря. С 3 апреля 1850 г. - ректор Ярославской семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря . 14 февраля 1854 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии. С 18 сентября 1861 г. - епископ Енисейский . За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и 20-ти, где бы он не служил, а побывал во всех. 6 апреля 1870 г. уволен на покой в Перервинский монастырь . Скончался 11 июня 1874 г., переехав из монастыря в г. Димитров к сестре. Погребен в г. Димитрове, в соборе. Горячая молитва к Богу была великим утешением для преосвящ. Никодима во всю его жизнь. Вот что писал он уже преклонным старцем (в 1871 г.), обуреваемый недугами, расслаблявшими и тело и дух, о значении для него, в его положении, молитвы: " стану на молитву, помолюсь. Проходит томление духа, возсиявает милосердие Божие: согреваюсь душею и делаюсь способен на всякое дело, мне пристойное " .

http://drevo-info.ru/articles/11675.html

12. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия освободить игумена Серафима (Ключанцева) от должности наместника (игумена) Серафимо-Саровского мужского монастыря села Новомакарово Грибановского района Воронежской области. 13. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона освободить игумена Вениамина (Райникова) от должности настоятеля (игумена) Преображенского Геннадиева монастыря села Слобода Любимского района Ярославской области. 14. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия освободить архимандрита Никандра (Анпилогова) от обязанностей наместника (игумена) Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря села Ножкино Чухломского района Костромской области. 15. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Вятского и Слободского Марка освободить игумена Иова (Муравьева) от должности наместника (игумена) Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова. 16. В связи с прошением Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона освободить архимандрита Аркадия (Недосекова) от должности настоятеля (игумена) мужского Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря города Смоленска.   ЖУРНАЛ 130 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем письме Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила. Справка: Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором просит разрешить переход в клир Румынской Православной Церкви клирика Мукачевской епархии архимандрита Афанасия (Немзета). С просьбой рассмотреть возможность перехода архимандрита Афанасия в юрисдикцию Румынской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу также обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, получив соответствующее ходатайство от Преосвященного архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора.

http://patriarchia.ru/db/text/1639858.ht...

Богородицы,– Лаврентьевская летопись под 1239г. 2, издание стр. 445.] Монастырь Никитский мог существовать и до нашествия Монголов; но, относя жизнь Никиты к последующему времени, мы будем иметь и свидетельство о нём (читаемое в житии Никиты) из этого позднейшего времени. б) Область Ростовская. В Ростове: 1 . Богоявленский, впоследствии Богоявленский Авраамиев, находящийся подле города, с его северного или Ярославского края. Неизвестно когда основан и упоминается в первый раз уже после нашествия Монголов, под 1261г. (Лаврентьевская летопись), но с титулом архимандритии, т. е. старейшего по степени из всех монастырей Ростовской области, на основании чего есть вероятность относить его уже к периоду до-монгольскому и считать вообще более или менее древним. О мнимом основателе монастыря преподобном Аврамии сейчас ниже. 2 . Петровский, находящейся также за городом, в полуверсте далее от Богоявленского. Также неизвестно – когда основан, но не позднее конца XII века (Пахомий, поставленный в епископы ростовские из игуменов Петровских в 1214г., был игуменом монастыря 13 лет,– Лаврентьевская летопись под 1214 и 1216 годами.– Житие преподобного Петра, царевича Ордынского, о котором скажем в следующем периоде, легендарно усвояет основание монастыря этому последнему). [Под 1230г. упоминается в Ростове Спасский Княгинин монастырь,– Никоновская и Воскресенская летописи.] В Ярославле: 3 . Монастырь Спасский, основанный князем Ростовским Константином Всеволодовичем в 1216г. (Лаврентьевская летопись; в этом же году заложена и его каменная церковь , чего в списке каменных церквей не указано). О мнимом основателе Богоявленского монастыря преподобном Аврамии. Основание Ростовского Богоявленского монастыря усвояется преподобному Аврамию, который будто бы жил при великом князе русском Владимире святом, т. е. крестителе Руси, и при удельном Ростовском князе св. Борисе... Житий преподобного Аврамия известно три и именно в отношении к объёму – пространное, среднее и краткое. Между этими тремя житиями действительное житие есть среднее, а что касается до остальных двух, то краткое есть проложное сокращение среднего или действительного жития, а пространное есть позднейшее его распространение, сделанное не ранее конца XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2. Освободить Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина от должности председателя Синодальной богослужебной комиссии с вынесением благодарности за понесенные труды. 3. Назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Амвросия на должность председателя Синодальной богослужебной комиссии с поручением ему вынести на очередное заседание Священного Синода предложения по обновлению состава Комиссии и порядка ее работы.   ЖУРНАЛ 44 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия назначить монахиню Ефросинию (Берлизову) на должность игумении Староладожского Успенского девичьего монастыря села Старая Ладога Волховского района Ленинградской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Вадима назначить монахиню Авраамию (Сорокину) на должность игумении Авраамиево-Богоявленского женского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, временно управляющего Минусинской епархией, назначить монахиню Афанасию (Кухленко) на должность игумении Вознесенского женского монастыря села Кочергино Курагинского района Красноярского края. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа назначить игумена Августина (Неводничека) на должность наместника Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского района Республики Бурятия. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Новосибирского и Бердского Никодима освободить игумению Надежду (Еремину) от должности игумении Покровского Александро-Невского женского монастыря рабочего поселка Колывань Новосибирской области и назначить на эту должность монахиню Марию (Гурвич).

http://patriarchia.ru/db/text/6027150.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010