В верхнем этаже – храм во имя Преображения Господня, а в нижнем храм во имя преподобных Сергия и Германа, где почивают под спудом их святые мощи. 2. Церковь во имя Успения Божией Матери. 3. Церковь во имя апостолов Петра и Павла, над святыми вратами. 4. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в северо-восточном углу. 5. Колокольню при соборной церкви. 6. Братские двухэтажные кельи по южной стороне от Никольской церкви, по западной – настоятельские, по северной – кухню и трапезу, по восточной – монастырские службы. 7. Здание поблизости от служб, обнесенное каменной оградой, в которой по правую сторону церкви апостолов Петра и Павла братские, а по левую – гостиные кельи, от юго-западного угла – больницу, а от северо-западного угла – три двухэтажных флигеля гостиных комнат. 8. Гостиные комнаты и купеческие лавки на западном берегу вне монастыря. 9. В трех километрах к юго-западу от обители скит, в котором находилась церковь во имя Всех святых, и шесть братских келий. 10. Скиты, построенные для валаамских пустынников. http://valaam.ru/history/5505/ На берегу Монастырской бухты расположена часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп. Сергия и Германа Валаамских и избавлению обители от шведских набегов. Именно в этом месте причалило судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню. Потом святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где и был построен монастырь. Первая часовня на этом крутом скалистом берегу появилась еще в 1825 году, однако в июле 1982 года она сгорела. Поскольку реставраторы уже успели ее обмерить, на месте сгоревшей часовни вскоре, в 1986 году, была поставлена ее точная копия. Далее, по ходу следования к югу, расположена часовня во имя иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радости " . Она была создана в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем - третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе. Ещё южнее, рядом с самим причалом расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века. Благовещенская часовня относится к числу самых старых каменных строений на Валааме, ибо до середины 80-х годов XVIII века все здания монастыря были деревянными. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Освящен во имя прп. Авраамия Ростовского. Тип здания - скит. Архитектор Г. И. Карпов. Год 1873 (9.10), 1920 г. - разобран. Ктитор Ф. И. Тюменев. http://valamo.ru/abraham/ В 2015 году исполнилось 1055 лет монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь ведет работы по восстановлению исторического Авраамиевского скита.

http://sobory.ru/article/?object=00888

Августин оказывался, таким образом, состоявшим под властным ведением Филарета. В Ярославской епархии, впрочем, и не привелось быть вовсе Высокопр. Филарету, так как находясь ещё в Петербурге в 1837 году, 17 Апреля, он был назначен Митрополитом Киевским. 117 Из рассказа мне пишущему, лично сообщённого Казначеем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря о. Иеромонахом Николаем, который читал не раз эти копии с письма у разных лиц. К сожалению, мне не удалось приобрести эту копию. 118 Из рассказа о. Константина, Иеромонаха Ростовского Спасо-Преображенского Дмитриева монастыря. 119 Рассказы эти изложены в рукописи г. Карачева, доставленной им покойному Антонию Архиепископу вскоре же по прибытии его в Казань. 120 Этот очерк был напечатан (хотя и не во всём полном его изложении) в Оренбургских Губернских Ведомостях в 1852 г. – и в выдержках в Географическом Обществе. 122 Инспектором в Санкт-Петербургской духовной Академии и в Московской – сначала Инспектором, а потом Ректором в 1814–1819 гг. 123 Первым преподавателем был родной брат Ректора Филарета – Гавриил Амфитеатров, приехавший с ним из Философского класса Севской Семинарии и здесь в Уфе докончивший курс. Этот Гавриил Амфитеатров, впоследствии бывший священником в Миасском заводе Оренбургской губернии – отец покойного Высокопр. Антония, Архиерея Казанского, родившегося в этом заводе – в 1815 году, 15 Октября. При разборе дел Семинарского архива по поводу составления мною Исторического Очерка к юбилею Оренбургской Семинарии я интересовался, между прочим, сведениями о трудах и успехах учащих и учащихся, из которых некоторые в эту пору занимали заслуженные высшие в епархии места и должности, и с которыми я был весьма хорошо знаком. Все эти архивные сведения указываемые лица вполне признавали и с глубокою благодарностью относили все успехи свои бывшему их Ректору Филарету, от которого, по их искреннему признанию, они переняли и унаследовали из его личного характера и образа жизни и служебной деятельности всё то, чему обязаны они и в последующих успехах по своим служебным должностям и вообще по житейскому положению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Один из наиболее интересных и хорошо сохранившихся памятников деревянной архитектуры ярусного типа в центральной части СССР. Центральный четверик увенчан восьмериком, покрытым пологой кровлей, над которой возвышается маленький шестерик, несущий главку. Шея этой главки, как это видно на хранящейся в Ростовском музее модели церкви, опиралась на миниатюрную крещатую бочку, которой был покрыт шестерик. Над входом в церковь и в непосредственной связи с нею поставлена колокольня, квадратная в плане внизу и шестигранная во втором ярусе. В её шатре необычными являются сильно вытянутые пропорции и отсутствие главы. Несколько необычной деталью являются киоты боковых фасадов. Видимо, эти детали, равно как и миниатюрные крещатые бочки и малые размеры глав, были типичны для среднерусского деревяного зодчества, отличавшегося от строгого и монументального северного пристрастием к детальной обработке. Здание сильно испорчено позднейшей тесовой обшивкой, окраской в темнокоричневый цвет и железными кровлями. В 1894 г. под консоли галлереи были подведены кирпичные столбы. Церковь в высшей степени интересна внутри. Она сохранила резной наличник двери, подражающий каменным порталам, древнюю личину замка, подложенную красным сукном, потолок «вкосяк» в помещении церкви, древние клиросы, иконостас с расписными тяблами, древними иконами и исключительными по тонкости и изяществу резьбы царскими вратами Эти врата были исполнены в 1562 г. монахом Исаией для Авраамиевского монастыря в Ростове и позднее переданы в церковь на Ишне. Царские врата находятся в музее Ростовского кремля, в храме установлена копия. По материалам книги  " Русское деревянное зодчество " , изданной Академией наук СССР в 1942г. Источник: сайт " Архнадзор " Богослов, казенное село, при реках Ишне и Гороховке, в полуторах верстах от Ростова. 17 дворов, 48 душ и 49 наделов. Одноглавая деревянная, в связи с небольшой шатровою колокольнею, церковь во имя св. ап. и еванг. Иоанна Богослова построена в 1687 г. архимандритом Ростовского Богоявленского монастыря Герасимом на том самом месте, где, по преданию, св. ап. Иоанн Богослов явился преп. Авраамию ростовскому чудотв. и вручил жезл для сокрушения идола Велеса, но была ли здесь ранее означенного года церковь – неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=00597

При нем же внутри монастыря построен новый трехэтажный каменный корпус в связи с хлебопекарнею и келарскою: ныне в третьем этаже этого корпуса помещается иконописная школа. При нем же, по указу Св. Синода от 29 апреля 1867 г., монастырь стал отчислять из своих средств ежегодно по 2000 р. на содержание духовно-учебных заведений Архангельской епархии. С 1871–1894 г. настоятелями в Соловецком монастыре были: Феодосий, Мелетий и Варлаам. При настоятеле Феодосии (1871–1878), – из настоятелей московского Покровского монастыря, построен каменный храм на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского, на средства, пожертвованные купцом М. И. Шапошниковым. Троицко-Зосимо-Савватиевский собор внутри расписан живописью по стенам и по сводам; на две лицевые стороны рак пр. Зосимы и Савватия возложены драгоценные серебряные украшения. Архимандрит Феодосий сердечно отозвался на воззвание Общества Красного Креста об оказании пособия на его более прочную организацию; в 1877–1878 г. монастырем было пожертвовано на этот предмет 16000 р. По требованию современных обстоятельств государственного финансового управления архимандрит Феодосий нашел возможным отказаться от получения 2000 р., которые до того времени ежегодно отпускались из казны на содержание штатного числа монашествующей братии; и при нем же монастырь стал вносить ежегодно по указу Московской Синодальной Конторы от 25-го мая 1874 г. – 1020 руб. на увеличение содержания причтам Даниловского и Лексинского приходов Олонецкой епархии. Положение монастыря среди бурного моря не могло не обращать внимания на частые гибели судов, особенно на подводных камнях, лежащих вблизи группы Соловецких островов с севера, и потому в 1874 г. архимандритом Феодосием, по предложению Общества спасания на водах, была устроена на северо-западной оконечности Анзерского острова спасательная станция. В 1878 г. архимандрит Феодосий, по просьбе его, был переведен в настоятели ростовского Авраамиева монастыря. 27 Апреля 1879 г. настоятелем Соловецкого монастыря определен архимандрит Мелетий, из настоятелей серпуховского Высотского монастыря, постриженик Троицко-Сергиевой Лавры; в Лавре он проходил должности учителя и смотрителя в лаврском народном училище, благочинного, ризничего и казначея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чертежи, обнаруженные в Музее архитектуры, к перечисленным сведениям прибавляют более четкое представление о плане собора: столбы храма были квадратными в плане, помимо упоминаемых в Описании западного и южного входов имелся и северный вход, переделанный позднее в окно, из дьяконника арка вела в придел Феодора Стратилата (Корнилия); прямо в самой арке размещалась рака над мощами преподобного. На схематических чертежах фасадов собора видно, что стены были расчленены на три прясла узкими лопатками, закомары отделялись карнизом над лопатками. Западный портал был растесан, на северной стене видны окна второго света в центральном и западном прясле и окно третьего света в среднем прясле. В средних закомарах северного и западного фасадов размещались прямоугольные киоты. Перед нами описание обобщенного облика монастырского пятиглавого храма XVI в., скорее всего - времени Ивана Грозного. Такая форма, как повышенные подпружные арки, объединяет Введенский собор с двумя другими монастырскими соборами, находящимися, как и Корнилиев-Комельский монастырь, в пределах Ростовской епархии: собором Богоявления Ростовского Авраамиева монастыря (1554-1555 г.) и собором Богоявленского монастыря в Костроме (1559-1565 гг.). Правда, эти соборы имеют подклеты и гораздо более развитую декорацию, чего во Введенском соборе нет. По лапидарной декорации (лопатки, пояс, отсекающий закомары, квадратные киоты) и конструкции (повышенные подпружные арки и сочетании с квадратными столбами - редкой для сер. XVI в. деталью) наиболее близкой аналогией Введенскому собору является собор Спасского монастыря в Муроме, сооруженный в 1550-х - начале 1560-х гг. Два указанных храма могут быть объединены в отдельную архаизирующую подгруппу монастырских соборов середины XVI в., в которой пятиглавие сочетается с повышенными подпружными арками, восходящими еще к раннемосковской, " доитальянской " архитектуре; подпружные арки опираются на нерасчлененные столбы, квадратные в плане, что также соотносится с раннемосковскими формами, а в середине XVI в. встречается крайне редко (одноглавый с главой над приделом собор Горицкого монастыря (1544 г.), который относится к " белозерской " школе).

http://sobory.ru/article/?object=04931

Что касается мнения о тождестве преподобного Авраамия с игуменом Авраамием Низким, то и сам г. Голубинский высказал его, как одно лишь предположение; добавим, что игумен Авраамий Низкий именуется прямо игуменом ростовским; а принимая во внимание существование в XIV в. в Ростове не одного только Богоявленского монастыря (известен монастырь Петровский), мы не имеем права с уверенностью считать его настоятелем именно Богоявленского монастыря, даже и соглашаясь с г. Голубинским, что в XIV веке настоятели Богоявленского монастыря могли потерять титул архимандрита и называться просто игуменами. Впрочем, наша главная цель заключалась в том, чтобы определить по возможности литературные элементы жития и их источники, а не в окончательном выяснении вопроса о времени жизни святого (если это и возможно) или вообще в восстановлении подлинной ее истории. Неясность исторических черт жития и возможность воздействия на него других произведений нисьменной и устной словесности нужно объяснять устной передачей преданий о святом; она, несомненно, имела место среди иноков монастыря, раньше, чем закреплено было письмом сказание о нем, успевшее осложниться новыми подробностями. Согласно с обыкновенным положением вещей, в монастыре существовали предания о его настоятеле, отличавшемся святою, блогочестивою жизнью, а из внешних событий своей жизни обратившем на себя внимание недоразумением, происшедшим между им и князем, гнев которого он выдержал так достойно. Другими какими-нибудь особенными, яркими фактами жизнь его не отличалась, вследствие чего его намять не была окружена громкой славой, и его индивидуальный образ мало выделялся из общего типа святого инока-игумена; и празднование его памяти было приурочено к памяти соименного святого вселенской церкви. Может быть, уже и первоначальное предание не знало реальных фактов, выделяющих личность святого, кроме недоразумения с князем; можетъ быть, были еще (как допущено нами и выше) сведения об усердии Авраамия к делу проповеди и наставления своего стада в истинах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: " Мать моя преставилась! " Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель - Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.

http://pravicon.com/info-2570

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНАРХ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иринарх Ростовский, затворник Память 13 января , 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре . Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь , где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского , который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: " Мать моя преставилась! " Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря , поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый , по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь . Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

http://drevo-info.ru/articles/8638.html

Петропавловский храм (Петропавловское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский храм села Птровское – это кирпичная церковь, построенная в 1802. Двусветный четверик, завершенный пятиглавием, с обширной четырехстолпной двусветной трапезной, расширенной в кон. XIX - нач. ХХ вв. и четырехъярусной колокольней. Приделы Введенский и Тихона Амафунтского. Закрыта не ранее конца 1930-х. Содержание История [ править править код ] 12 марта 1779 г. Екатерина II подписала указ об отпуске на построение собора в Петровске «из экономических сборов» восьми тысяч рублей. К 1782 году на строительство было истрачено 7760 рублей 70 копеек с полтиной. Авторство проекта собора приписывалось губернскому архитектору Ивану (Эвану) Михайловичу Левенгагену, однако документально это предположение пока не подтверждено. Контракт на строительство заключил подрядчик Савельев. Строительство началось в 1780 году, в августе 1783 года собор «освидетельствован» ключарем Ростовского Успенского собора иереем Владимиром и освящен 10 сентября 1783 года архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Авраамом. Главный соборный храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла, каменный, одноглавый в связи с колокольней, находится на площади в центре города. Его стройный силуэт влечет к себе издалека, на него ориентированы главные улицы Петровска. Треугольник фронтона, завершающий компактный по объему четверик, зрительно облегчает переход к высокому и широкому восьмерику, на которой покоится глухой барабан с круглой главкой. Едва намеченные пилястры портика со стилизованными капителями напоминают фигурные ниши, в которых утоплены окна. Подобная декорация четверика, круглые окна второго света и пучки пилястр на углах барабана восьмерика являются отголосками стиля барокко, оставившего заметный след в этом классическом памятнике. Наибольшая трапезная, равная по объему апсиде храма, и стройная трехъярусная колокольня с рустованной нижней частью завершают гармоничную композицию Петропавловского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

В возрождающемся монастыре Ростова Великого почтили память преподобного Авраамия Ростов, 12 ноября 2004 г. 11 ноября Церковь празднует память преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, основателя первого монастыря в северо-восточной Руси XI века, подвижника, удостоившегося видения святого Иоанна Богослова и беседы с ним. Его подвиг был сродни подвигу святителя Леонтия, епископа Ростовского. Оба подвижника несли свет веры Христовой язычникам, населявшим в ту пору Ростовские земли. Оба много претерпели от их жестокости, но не ослабляли своих апостольских подвигов, и многие язычники крестились. Церковь Иоанна Богослова на Икше. Фото Прокудина-Горского. Преподобный Авраамий в молодых летах принял иночество, пришел в Ростов, поставил на берегу озера Неро хижину и проводил время в посте и молитве. Жить молодому подвижнику приходилось в окружении язычников, которые поклонялись каменному идолу Велесу. В своих молитвах преподобный просил Господа вразумить язычников и истребить каменного идола. По совету одного старца Авраамий отправился к храму Иоанна Богослова помолиться. По дороге он встретил дивного старца, который подал ему свою трость и сказал: " Иди к идолу и ударь его этой тростью со словами: во имя Господа Иисуса Христа повелевает тебе Иоанн Богослов сокрушиться " . Авраамий исполнил волю апостола, и идол рассыпался. На том месте преподобный поставил храм Богоявления Господня и основал монастырь. Церковь Иоанна Богослова на Икше. Царские врата. Фото Прокудина-Горского. А на месте явления святого апостола Иоанна Богослова, в четырех верстах от Ростова за рекой Ишней, он построил храм в его честь. Апостольский жезл пребывал всегда в обители. Злые язычники не раз пытались сжечь Авраамиев монастырь. Но преподобный все претерпевал и неустанно проповедовал. Большей частью слушателями были дети, они научались грамоте и началам веры у преподобного, и многие из них крестились. Они же потом и принимали монашество. Более тридцати лет продолжалась подвижническая жизнь преподобного Авраамия в обители. Почил он в глубокой старости. Нетленные мощи преподобного были обретены в 1210 году.

http://pravoslavie.ru/11814.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010