2 . Существуя как Слово, и рыбаков к богословию окрылил. Сего ради вопиет Иоанн: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу» ( Ин.1:1 ). И смотри на эту Евангельскую точность. Не говорит: В начале рождено Слово, не о домостроительстве (ο τν οκονομαν), но о существе (τν παρξιν) возвещает. Поскольку ведь рождение означает начало бытия, то евангелист, желая представить сына 22 безначальным (τ ναρχον), молчит о Рождении и объявляет о существе: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу». Три сказанных выражения достаточны для защиты Церкви 23 . Кто тебя этому научил, Иоанн? Озеро? но оно не учит догматам; рыбная ловля? Но она не богословствует. Зеведей? но он простец. Отечество? Но оно было незнатное село. Жители? Но они были неученые иудеи. Закон? Но он имел лишь тень (будущих благ) ( Евр.10:1 ). Моисей? Но он был «худогласен и косноязычен» ( Исх.4:10 ). Авраам? Но землею и пеплом был ( Быт 18:27 ). Давид? Но он же червь, а не человек ( Пс.21:7 ). Пророки? Но на них лежало покрывало Закона. Итак, как же ты сказал (смог сказать): «В начале бе Слово»? Кто тебя к таковой высоте возвел? Кто тебе даровал такие крылья 24 ? Забыл свою природу, оставил землю, ты преодолел воздух, протек эфир, перелетел небеса 25 , превзошел ангелов, миновал серафимов, опередил херувимов; предстал Царскому Престолу, склонился на Царское Лоно, был окрылен верою, вострубил веру неведомую 26 (уму), возгремел 27 Рождение непостижимое (κατληπτον), возвестил о безначальном бытии (παρξιν ναρχον), сказал: «В начале было слово» 28 . Начало, которое не допускает начала 29 . «В начале было Слово» 30 . Ибо прежде всякого начала «было Слово». Было, не произошло Слово 31 . Бесстрастно (παθς) было рождено, непостижимое (περινητος), простое (πλος), несложное (σνθετος), неприступное (νφικτος), непытливое (πολυπραγμνητος), вечное (διος), неизмеримое (μριστος), несозданное (κτιστος), сущее всем тем, что есть Родивший (Его Отец). «В начале было Слово». Тем указал, у этой Ипостаси нет начала 32 . «И слово бе к Богу». Показал на неделимый (τ διαρετον) характер сущности (Божией). «И Бог бе Слово». Так указал безразличие (τ παρλ(λ)ακτον) естества (Божия). «Сей бе в начале к Богу». Тем показал Отца совечного (συναδιον). «Всяческая чрез Него быша». Так показал в сотворении самовластие (τς δημιουργας τ ατεξοσιον) 33 . Все (ведь) через Него возникло ( Ин 1:3 ), в древности было (Им) создано, а теперь вновь обновлено 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Это, что касается исторического анализа библейской традиции. С не меньшим успехом и блеском развивается, и особенно в последние годы, структурный анализ ментальности древнего Ближнего Востока. После обретения в XX в. памятников шумерской, вавилонской, ассирийской, египетской, а также и фрагментов финикийской, хеттской, хурритской литератур, мы получили возможность взглянуть на все целое ветхозаветной литературы как на один из поздних отпрысков уходящей в IV тысячелетие до н. э. традиции 17 . Когда стало возможно познакомиться с текстами, которые читала интеллигенция Ура Халдейского в дни, когда из него исходил простец Авраам, случилось то, что совершенно справедливо было названо археологической революцией. Из всего множества происшедших здесь открытий, для нас – в связи с нашей работой – имеют значение лишь несколько моментов. 1. Стало предельно ясно, что так называемая религия личного Бога, которой, как некой дедовской вотчиной, гордились богословы едва ли не всех религий Книги, возникла отнюдь не в Иудее и не в первом тысячелетии до н. э., но в Вавилоне второго тысячелетия до н. э 18 . 2. Было на многих примерах показано, что процесс теогенеза, как он протекал в ближневосточном сознании, всегда и всюду предполагал отождествление некоего «ушедшего на покой» Творца мира с неким новым родовым богом – Господом. Если операция удавалась, являлся новый «личный бог», новый «господь бог», и, как правило, – волна «героического энтузиазма», что нередко вело к немалому кровопролитию и даже изменению политической карты мира. Таким образом, знакомая нам ранее только по истории библейской литературы персоналистическая теогония (слияние Яхве и Элохима) предстала для нас как процесс естественный, повторявшийся на Ближнем Востоке с самого момента его оформления как ментальной целостности и индивидуальности. 3. Наконец, было по достоинству оценено значение имен для ближневосточного созна- ния. Если до прочтения открытого лишь в XX в. шумеро-вавилонского корпуса текстов творение «словом» казалось библейским ноу-хау, то теперь мы можем проследить этот мотив до древнейшей из мировых цивилизаций – шумерской 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Господь учит людей не тому, что счастье состоит в богатстве, как считают многие и по сей день (хотя от основания Христовой Церкви прошло уже почти две тысячи лет), но тому, что блаженны нищие, и не просто нищие, а нищие духом, то есть люди, не имеющие в душе своей пристрастия ни к чему земному, нищие самомнением. Именно их есть Царство Небесное. Как неожиданно это звучит для всех мечтающих о земном благополучии и видящих в этом милость, благоволение и вознаграждение Божие за праведную жизнь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мы знаем, что многие святые угодники Божии, как древние, так и жившие в те времена, когда русский народ уже обратился в христианство , оставляли все: благополучие, богатую жизнь, а иногда и царство – и избирали эту духовную нищету. Можно привести в пример преподобного Арсения Великого , который в миру был человеком чрезвычайно образованным, учителем царевича, будущего императора Аркадия, хотя при этом мечтал об иночестве. Святой Арсений был вынужден оставить служение при дворе и уйти, отчасти опасаясь грядущих скорбей из-за гнева царевича на него. Однако ушел он не в те места, где бы мог применить свои таланты и необыкновенные знания, а в Египетскую пустыню, став учеником невежественных, с точки зрения греков, египетских монахов – крестьян по происхождению. Преподобный Арсений смирялся перед ними так, что некоторые греки, то есть люди, принадлежавшие к самой в то время культурной нации, удивлялись его «уничижению» перед египтянами. Один инок спросил его: «Для чего ты, образованный человек, знающий латинский и греческий языки, просишь совета у простеца?» Святой ответил ему: «Я хорошо знаю науку греков и римлян; но я не знаю даже азбуки того, что знает этот простец». Он имел в виду, конечно же, азбуку духовной жизни. Блаженный Арсений смирялся до такой степени, что это может показаться кому-нибудь некой игрой, нам даже трудно поверить в это. Однажды ему, когда он стоял во время трапезы, бросили на пол сухарь, и он, став на четвереньки, начал его есть. Причем это происходило в присутствии множества братьев! Когда испытывавшие его отцы спросили, какие мысли были у него при этом, – он ответил (как вы сами понимаете, он не мог сказать неправду, потому что иноку необходимо быть совершенно искренним со своими старцами): «Я подумал, что старец прозорлив и знает, что я хуже пса, поэтому стал есть на четвереньках». Вот как без всякой наигранности и лицемерия смирялись люди, стремившиеся исполнить заповедь о нищете духовной!

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Лк.12:11 .     Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, или отвечать, или говорить, Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами:  «не бойтесь убивающих тело». Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного  «мудрых по плоти» ( 1Кор. 1, 26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, – у тебя будет иной образ речи. Лк.12:12 .     ибо Святый Дух научит вас в тот час, должно говорить. Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тотчас научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения. Прочтите толкования:              Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 7-ую по Пасхе.  О пастырстве истинном и ложном  (Евангельское чтение) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем память святых отцов I Вселенского собора. Эти святые отцы собрались в городе Никее в то время, когда при императоре Константине Великом уже прекратилось гонение язычников на христианство, для того чтобы противостать другому его гонителю — не внешнему, а внутреннему, идейному, каковым был еретик Арий. Он изобрел новое учение о том, что Господь Иисус Христос есть не Единородный Сын Божий, а особое совершенное создание, через которое были созданы все прочие творения. Против этого учения восстал сначала Александрийский патриарх Александр. Однако Арию удалось путем всевозможных интриг и пропаганды своих воззрений распространить эту ересь и за пределы Александрийского Патриархата и смутить ею даже императора Константина, который, не поняв вначале принципиальности высказываемого Арием учения, счел его незначительным частным мнением, не стоящим того, чтобы из-за него нарушать церковный мир. Поэтому первоначальной целью созыва I Вселенского собора была, скорее всего, защита Ария и примирение враждующих сторон. Иначе говоря, участники собора намеревались показать, что учение Ария не представляет собой угрозы для Церкви — главное, чтобы в ней сохранялся мир. Под предлогом сохранения мира Арий и патриарх Александр должны были примириться.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

Хотя из иконописцев только один иеромонах Мина весьма хорошо пишет иконы, но так как они проводят жизнь очень подвижническую, то им стали делать много заказов для России. По виду старец самый незавиднейший простец и невежда, но в беседе с ним ясно высказывается его мудрость, опытность и глубокая начитанность. Во всякой скорби, во всяком недоумении у него найдется разрешение и утешение. (Доселе повествование о. Пантелеймона). Однажды бес, заклятый старцем Хаджи-Георгием в од-ном человеке, сказал ему, что ни о чем столь не тщится, как о том дабы разорвать связь послушания старца с учеником, и что тогда уже в его власти будет ученик; но бес очень не охотно это говорил понуждаемый силою Христовою. Когда сам Хаджи-Георгий стал руководителем других, то ему было откровение – около послушных иноков стоял Ангел и внушал им все полезное и возбуждал их и укреплял в молитве; а ослушников бес поучал на все противное, спутывая их мысли. Однажды к Хаджи-Георгию приведен был выкрещенный турок бесноватый, который по молитвам старца избавлен был от беса и стал говорить по-гречески не учившись. Прожил он у старца подвижнически 3 года, и пред кончиною сподобился явления Господа. (Записка пяти русских поклонников, посетивших Хаджи-Георгия в 1879 году, когда старец жил на кельи св. Стефана около Карей): – Встретил нас сам старец о. Георгий с такою истинно отеческою любовью, как Авраам. В жизни моей мне впервые привелось видеть смирение такого маститого старца. Одежда на нем довольно простенькая: подрясник из белого русского холста. Говорит он мало, но слова его глубоко ложатся на сердце и производят впечатление и наводят на мысли о загробной жизни. Нам странникам подали «учреждение»: чай, хлеб, мед и бекмен – напиток собственного их приготовления из виноградного сока, не имеющего ни кислоты, ни спирту. Старец вместе с нами разделял трапезу и в продолжение оной давал нам наставления как нам вести себя во время пребывания нашего здесь на Афоне, и как по возвращении в мир. – Прежде всего, старец убеждал нас чистосердечно исповедать свои грехи духовнику и потом здесь же на Афоне приобщиться Святых Таин. – О посте во время говения говорить нечего: здесь всегда великий пост. – Исповедовались у русского духовника, иеромонаха Антония, ученика о. Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так молил он Распятого несколько дней и ночей, всем сердцем припадая к Нему, и сам весь обливался слезами. И сошел Распятый со креста, вняв мольбам, возносимым к Нему от всего сердца, и учил Господь простеца, как надо нести крест свой, чтобы прийти в Царство Небесное. Никто без креста не может спастись. И открыл Господь тайну триединого Бога простецу, тайну любви Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа. “Я Сын Отца Небесного и крестом Своим род человеческий искупил, и без креста никто не войдет в Царство Небесное. Никто без креста не получит в сердце своем благодати Духа Святого. Только надо соединить свой крест с крестом Голгофским и обвить его, как розами, делами милосердия…” Всему внял простец и принял в сердце Духа Святого, и открыл ему Господь, что через несколько дней отойдет он в Царство Небесное. И стал с радостью готовиться к смерти простец, непрестанно молясь и за все благодаря Бога. И открыл он игумену час кончины своей. Игумен прослезился и попросил замолвить и за него слово пред Господом. От всего своего чистого сердца стал просить простец Спасителя за игумена: “Возьми и его в Царство Небесное, освободи от этой временной жизни”. — “Не за что его, он еще не готов…” — “О, возьми его за ту милостыню, которую он давал мне, двойную порцию хлеба, половину которой я приносил Тебе. Сотвори ему милость ради его милости. Возьми его в Царство Небесное… Господи Боже наш, Ты Спаситель наш, за нас распятый, исполни мольбу мою, не лиши и его Своей неизреченной милости и радости”. И внял Господь мольбам простеца, и открыл ему Господь час смерти игумена, и поведал тому простец час кончины его… И стал игумен готовиться к переходу в вечность. В назначенный день и час отошел простец ко Господу, а через две недели в назначенный день и час отошел и игумен ко Господу… О почитании Божией Матери Особенно о. Зосима любил Царицу Небесную. Он всегда как бы предстоял пред Нею. Старец велел чадам своим, как к Игумений своей, постоянно к Ней обращаться и на все дела свои брать у Нее благословение.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

В 1423 г. Николай Кузанский становится доктором экономического права, затем поступает в Кёльнский университет, где изучает богословие. В 1426 г. он рукоположен в сан священника, с этого времени начинается его быстрое восхождение по ступеням иерархической лестницы католической Церкви. Он идёт на службу в папскую курию; в 1437 г. его посылают в Византию на переговоры по поводу объединения Церквей. Там он знакомится с Георгием Гемистом Плифоном. В 1448 г. Николай Кузанский становится кардиналом, но активная жизнь в рамках католической Церкви не мешает его философским, богословским и естественнонаучным занятиям. Он интересуется географией и впервые предлагает карту Европы, занимается изучением календаря (во многом по его инициативе готовится реформа календарного исчисления), математикой (вносит большой вклад в исчисление бесконечно малых величин). В 1450 г. Николай Кузанский назначен папским легатом в Германии, а в 1458 г. возвращается в Рим и становится генеральным викарием. Ещё молодым (в 1440 г.) Николай Кузанский пишет свою основную работу – «Об учёном незнании». Впоследствии он написал и ряд других работ: «О предположениях»; диалоги, объединённые участием в них действующего лица под именем Простец (написанные явно под влиянием Платона), – «Простец о мудрости», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами»; некоторые богословские произведения – «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О Богосыновстве», «О даре Отца светов». После выхода работы «Об учёном незнании» на Николая Кузанского посыпались разные обвинения. В полемику с Кузанцем вступил католический священник Венк, работа которого называлась «Невежественная учёность». После выхода её в свет Николай Кузанский выпускает «Апологию учёного незнания», где пытается защитить свои взгляды. Нападки на Николая со стороны многих священнослужителей совсем не мешали его успешному продвижению по иерархической лестнице Римско-католической Церкви, что свидетельствует о специфике того времени, когда свободомыслие проникало даже в круги высокопоставленных и влиятельных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

…погибоша аки обре — выражение из «Повести временных лет» о том, как бог истребил обров (аваров) за насилия по отношению к покоренным ими дулебам. Употребляется в смысле: «исчезли без следа». 394 Епископ Н т (Сосуин, 1795–1868) был «в отдаленной восточной епархии», то есть в Перми, в 1851–1868 годы, а перед тем в 1838–1851 годах в Вятке. Что речь идет о Неофите, подтверждает и Е. А. Попов в книге «Великопермская и пермская епархия. 1379–1879», Пермь, 1879, стр. 306–319. 395 …автор сочинения о том, каким святым в каковых случаях надо молиться, пермский протоиерей Евгений Попов…— Книга Е. А. Попова называется: «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах», Пермь, 1879. 396 Митрофан (1623–1703) — епископ воронежский в 1682–1693 годах. 397 Св. Варвара — христианская мученица в IV в. 398 Иоанн Многострадальный (ум. в 1160 г.), согласно легенде, 30 лет прожил в пещере, зарытый по плечи. 399 Контрировал — ссорился. 400 Д. А. Толстой (1823–1889) — видный государственный деятель; с 1865 года — обер-прокурор синода, с 1866-го — также и министр народного просвещения; обе эти должности он занимал до апреля 1880 года. Крайний реакционер, сторонник «сильной власти» и «регламентации» крестьянского быта. Толстой провел реформу духовно-учебных заведений, а в гимназии резко усилил преподавание классических языков. Школа, по его мнению, должна быть оплотом борьбы против материализма и свободомыслия. 401 Г-н N был простец. — Слово «простец», употребленное здесь и далее Лесковым несколько раз, заимствовано им из записок замечательного самоучки-писателя и экономиста И. Т. Посошкова (1670–1726). В письме к А. П. Милюкову (приблизительно 1879–1880 г.) Лесков писал: «позвольте мне рекомендовать вашему вниманию слово «простец» в записках Посошкова, который и сам себя и вообще крестьян называет «простецами». Заключаю от этого, что употребление такого слова не зазорно, и оно значит совсем не то, что значит «простяк»… Слово «простец» есть слово русское, правильное и притом столь ясно-выразительное, что я позволю себе за него стоять и впредь стану его употреблять ничтоже сумняся» (сборник «Шестидесятые годы. Материалы по истории литературы и общественному движению» под ред. Н. К. Пиксанова и О. В. Цехновицера, М. — Л., изд. Академии наук СССР, 1940, стр. 299–300). 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но простец отвернулся от него в сторону и сказал: «я издалека пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете какого-то нищего!.. Напрасно же я трудился – шел сюда: я думал получить пользу душе своей в вашей честной обители, и вместо того встречаю только насмешки... Но я еще не дожил до такого безумия, чтобы почесть этого убогого старика за того знаменитого Сергия, о котором так много слышал я славных вещей!.. Так рассуждал простец, в своем неведении смотревший на все только телесными очами, а не внутренними, Понятно, что братия оскорбилась за честь своего любимого игумена, и некоторые даже сказали преподобному: «только тебя не смеем, отче, а то гостя твоего мы выгнали бы вон из обители – такой он невежа! Да еще нас же укоряет, будто мы смеемся над ним!» Но человек Божий взглянул на них с удивлением: «нет», сказал он, «за что выгонять его? Он не к вам пришел, а ко мне, не трогайте его; своими простодушными словами он не причинил мне никакого зла. Да если бы и погрешил он в чем-нибудь, то нам, духовным, подобает, по слову апостола Христова, исправляти таковых духом кротости» ( Гал.6:1 ). И не дожидаясь себе поклона от поселянина, угодник Божий сам подошел к нему и с великим смирением поклонился ему до земли... Потом поцеловал его с любовью и поблагодарил за то, что этот простец имеет об его убожестве надлежащее мнение. Так смиренномудренный радуется своему безчестию и унижению столько же, сколько тщеславный приходит в восторг от почестей и похвал людских! Но и этого было мало. Преподобный взял гостя за руку, посадил рядом с собою за трапезу и сам стал угощать его. Простодушный поселянин, видя такое радушие старца, поверил ему печаль свою, что доселе ему не удалось видеть игумена Сергия. – Не скорби, брате, – утешал его преподобный, – Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе он скоро покажет, кого ты ищешь». И вот, они еще продолжали беседу, как в обитель прибыл князь (может быть, Радонежский), окруженный многочисленною свитою из бояр и рабов. Преподобный встал, чтобы встретить именитого гостя, а рабы князя, расчищая дорогу для своего господина, далеко оттолкнули поселянина и от своего князя, и от игумена... Между тем, прибывший князь еще издали смиренно поклонился до земли угоднику Божию, который поцеловал его и благословил; затем оба они сели, а все бояре и братия почтительно стояли вокруг них. Смущенный простец ходил около их, стараясь сквозь толпу рассмотреть, который был Сергий; он опять спросил одного из иноков: «кто же этот чернец, что сидит направо от князя?»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРТОЛЬД РЕГЕНСБУРГСкИЙ [лат. Bertholdus Ratisbonensis; нем. Berthold von Regensburg] (ок. 1210, Регенсбург (?) - 14.12.1272, там же), блж. католич. Церкви (пам. 14 дек.), нем. проповедник, носивший прозвище Rusticanus (лат.- селянин, простец). Ок. 1226 г., очевидно, вступил в регенсбургскую общину францисканцев , одну из первых в Германии. Возможно, Б. Р. учился в орденской школе Магдебурга (основана в 1228) у Бартоломея Английского. Предположение, что Давид Аугсбургский, друг и помощник Б. Р. в проповеднической деятельности, был его наставником в монастырской школе, не находит подтверждения в источниках. Достоверные сведения о Б. Р. появляются с 40-х гг. XIII в., когда он начинает свою проповедническую деятельность в южногерм. землях империи, в Эльзасе, Силезии, Чехии. В 1246 г. он вместе с Давидом Аугсбургским провел визитацию в жен. бенедиктинских мон-рях Обер- и Нидермюнстер в Регенсбурге. В 1263 г. папа Урбан IV поручил Б. Р. вместе с Альбертом Великим проповедовать крестовый поход против вальденсов . С этой целью Б. Р. побывал в Тюрингии, в швейцар. землях, и, возможно, во Франции, где встречался с франц. кор. Людовиком IX Святым. Проповедническая деятельность принесла Б. Р. громкую славу при жизни, авторитет его был настолько велик, что, по сообщениям хронистов, он нередко выступал посредником и миротворцем как во внутрицерковных конфликтах, так и между мирянами. Последние годы своей жизни Б. Р., вероятно, провел в Регенсбурге. Его могила в мон-ре францисканцев в ср. века была местом паломничества. Во время Тридцатилетней войны останки Б. Р. были укрыты монахами от осквернения в надежном месте, а с 1692 г. хранятся в стеклянном реликварии в кафедральном соборе Регенсбурга. Сохранилось более 300 лат. проповедей Б. Р. в составе 5 сборников. Сборники «Rusticanus de Dominicis» (Простец о днях воскресных), «Rusticanus de sanctis» (Простец о святых), «Соттипе Sanctorum Rusticani» (Простец о сообществе святых) составлены самим Б. Р. в 1250-1255 гг. Под вопросом остается принадлежность ему сборников «Sermones ad religiosos et quosdam alios» (Проповеди к монахам и некоторым другим), «Sermones speciales et extravagantes» (Особые проповеди и Проповеди, не включенные в предыдущие сборники). В проповедях, находившихся под влиянием Бернарда Клервоского , папы свт. Григория I Великого , Б. Р. демонстрирует знание канонического права, теологических сумм и глосс XII-XIII вв., упоминает сочинения 19 отцов Церкви, античных писателей Сенеки , Аристотеля ; легенды и примеры заимствованы им в основном из проповедей Жака де Витри . Рукописная традиция сохранившихся проповедей Б. Р. сложна и обильна, что является препятствием для их издания и дальнейшего изучения (из 300 сохранившихся лат. проповедей опубликовано только 20).

http://pravenc.ru/text/78206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010