7. Разве я не буду - как свирель и гусли без души; ибо если не дадут некотораго различия звуков, как узнать то, что играют на свирели или на гуслях? 9. Так и вы, если скажете какое-либо слово на языке, чуждом вашему эллинскому наречию, будете вследствие этого как бы на воздух говорящими, а не с людьми. 13. Посему говорящий языком, пусть молится, чтобы на греческом языке эллинов могло быть истолковано то, что говорит на чужом языке. Дары Духа были такого рода, что одному давались роды языков, а другому - толкование языков, так что один имел нужду в другом, то есть - кто говорил в том, кто толковал; Церковь же - в том и другом. 14. Если я молюсь, говорит, языком, то дух мой молится, а ум мой безплоден (есть), то есть: Дух Святый, говорящий, знает, что говорит Он во мне, - но ум мой, поелику не знает, что говорит языком, остается без плода в оной молитве. 15. Посему не прошу в молитве, чтобы знать мне значение языка, но если буду молиться духом, то буду молиться и умом. 16. Кроме того: если посредством языка, который получил ты, благословишь духом твоим, то простец, чуждый языка твоего, как может сказать аминь в конце благословения? 17. Хотя бы хорошо ты сказал, но ближний твой не понимает, что ты скажешь; посему - не назидается. 18. Ведь, вы знаете, что я более вас языком говорю, но я нисколько не хвалюсь этим. 19. Но в народе желаю пять слов правильно и с толком сказать и другим быть полезным, нежели тьму слов на языке наговорить; так как не достохвально это, и я не принесу пользы ближним моим. 20. Не будьте дети мыслями вашими, чтобы гоняться за такими (мыслями), которые возмущают простецов и совершенно бесполезны для совершенных. 21-22. В законе написано, что на ином языке и устами иными буду говорить народу сему, и ни так станут выслушивать Меня, говорит Господь (Ис.28:11-12). Итак, если ради народа того даны языки, дабы посредством языков познавали бы время нового Евангелия, то теперь языки в знамение суть не верным, каковы есте вы, но неверным, то есть рассеянным Евреям, - тем, о коих сказано: и так не будут выслушивать Меня, говорит Господь. Пророчество же - не неверным, но верным: ибо если не веруют тому, что говоришь, - то как будут слушать то, что станешь говорить?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/892/...

А когда пришел, взял первенцев наших, призвав апостолов, и поручил им посольство: будьте Моими посланниками. В силах ли мы будем быть ими? «Примите Духа Святаго» (Иоан. 20:22). Ты был распят, а нас что же ожидает? «Примите Духа Святаго» — и: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). С вами, так как Я сам правлю посольство: ведь Я не оставляю вас. После этого Он вознесся и поручил им посольство. И нечего этому удивляться, если даже сам Царь-Отец просит. «Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим» (2 Кор. 5:20). Сам оскорбленный просит. О чем же? «Примиритесь с Богом». О, человеколюбие! О, благость неизреченная! Итак, когда Он вознесся, Он поручил Свое служение апостолам. А положение дела было трудное, вселенная была полна терний, нечестие царило, зло преследовало, алтари пылали, тук осквернял, кровь лилась, природа извращалась, муки рождения презирались, законы и обычаи разрушались, дочерей своих и сыновей приносили в жертву, и все прочие празднества; хор риторов, собрания философов, оргии бесов, сила дьявола, и изощренные мечи, всюду стремнины, всюду утесы, господство привычки, скорби отцов, нечестие и беспутство детей, развращенные законы царей, рабы и господа, начальники и частные люди, богачи и бедняки — все сплелись в нечестии и имели в своем распоряжении много ухищрений. Апостолов же всего было двенадцать, или вернее — одиннадцать, потому что один из них сделался добычей врага. И вот Павел — не обладавший силою слова, не имевший в своем распоряжении ни богатства, ни изощренного языка, ни великого отечества, ни знатности рода, ни крепости телесной, нагой, одинокий, безгласнее рыбы, неизвестный из неизвестных, простец, неученый — обходил вселенную, рассеивая всюду семена благочестия, и все ему противились: один нападал и бичевал, другой хватал и влек в темницу, третий хватал и бросал на сковороду, иной поносил, и так бесчисленное множество врагов. «Отвне — нападения, внутри — страхи» (2 Кор. 7:5).     «Христовы служители? (в безумии говорю): я больше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3959...

Бесы хорошо умеют различать истинную святость от неистинной. Первой они боятся, а над второй издеваются. Помните, в книге Деяний рассказывается, как бес поступил с семью сынами иудейского первосвященника Скевы, которые заклинали бесноватых именем Господа Иисуса: злой дух сказал: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. А апостолу Павлу духи повиновались (Деян. 19, 13—16). Поэтому я думаю, – говорю ему, – нам, грешникам, лучше скрывать свое доброе, если оно и есть. Вот – мое мнение вам.Потерпевший замолчал, но я не был уверен, согласился ли он со мною. Ему, по-видимому, хотелось лучше оставаться с хорошим мнением о себе и " пострадать " за правду, чем сознать себя недостойным ни того, ни другого.Да, и в " добрых делах " каждому нужно ведать свою меру. Без меры и добро не есть добро, – учит святой Исаак Сирин.Когда мы возвращались в тот же вечер из Кронштадта в Петроград, то ко мне на пароходе обратился с вопросом какой-то простец из богомольцев, бывший на той же Литургии у отца Иоанна:– Что-то я слышал, батюшка звал нас всех на обед, а обеда-то не было?! А-а?Я понял наивность души этого посетителя и спокойно разъяснил ему, что под " пиром " батюшка разумел святое причащение. И повторил поселянину мысль поучения. Он понял и успокоился:– Вот оно что! А я-то думал, он обедать позвал.Много лет спустя, уже за границей, мне привелось самому быть участником подобной исповеди. Но должен откровенно сознаться, что она на меня не произвела такого действия, силы и мира, какие почти всегда сопровождают отдельную, личную, тайную, обычную исповедь. А у отца Иоанна была особая сила Божия. Чудеса отца Иоанна Кронштадтского Задача этих записок заключается отчасти в том, чтобы писать о том, что я лично видел или по крайней мере сам слышал от достоверных свидетелей. Об этом и запишу.О чудесах его знали по всей России. Одна мать привела своего сына, страдавшего глазами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1224...

Бог же – всемогущ: Он совершенно и точно знает все будущее, настоящее и прошедшее. Ибо Ему известен порядок дел Его, о всех вещах, творимых Его руками, Он имеет отчетливое сведение: все, открывающееся нам в мире, кажется как бы выходящим из-за крова, и что нам кажется нечаянным, Он предуведал то от века. И никогда Провидение Божие не может измениться в своих премудрейших распоряжениях. Но так как распоряжения эти – глубочайшая и непостижимая бездна, то многие, видя бесчисленные беззакония и злодеяния остающимися без наказания по Божиему долготерпению, а избранных Божиих исправляемыми и испытываемыми многими скорбями, впадают в бездонную глубину неверия. Они думают, что Бог не обращает никакого внимания на дела человеческие, и не видят они никакого различия между праведными и злыми людьми. Екклезиаст говорит: Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы ( Еккл 9, 2 ). Все это кажется нам неразумным, случайно происходящим, подобно тому как простец видит часы, показывающие время: он видит поверхность часов и часовую стрелку; он не знает внутреннего механизма часов и думает, что стрелка сама собой движется и обращается случайно, а не по преднамеренному устройству. Но механик весьма хорошо понимает часовое устройство. Так точно Провидение Божие для нас, простецов, непостижимо, скрыто от нас; но оно заключает в себе всеобъемлющий порядок разумного и справедливого мироправления. Мы видим внешний порядок мировых и частных происшествий и явлений; но чудное, премудрое Провидение Божие, приводящее в движение всемирный механизм и его сохранение и направление его деятельности, для нас сокрыто, и видеть его мы не можем. Отсюда происходит, что многие, видя противоречие, по понятию человеческому, между благополучием злых и неблагополучием добрых людей, утверждают, что нет Провидения Божия, а все делается волей и разумом человеческим или же происходит по слепому счастью или несчастью; иначе думают и рассуждают верящие в высочайшую Премудрость Бога и в Его Провидение, все направляющее ко благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на Иерусалим, но Сам Господь защитит его и истребит нападающих, на народ же еврейский Господь изольёт дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о единородном сыне [ 12 ]. Тогда откроется дому Давидову источник, омывающий грехи их, и уничтожится всякая память о идолах и лжепророках; поражен будет Пастырь и рассеются овцы [ 13 ]. Господь создает благодатное царство, небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но за то искушенное и святое. Наконец, народы языческие еще раз окружат Иерусалим, но Господь восстанет на его защиту и поражение, и тогда будет единственный день, ведомый только Господу: не станет света, светила удалятся, будет ни день, ни ночь; лишь к вечеру явится свет [ 14 ]. Из Иерусалима потекут живой воды, он станет средоточием нового царства, в котором будут обитать только праведники, — ничего нечистого не будет в нем более. ( гл. 12–14 ) [ 15 ]. Память 9 февраля Страдание святого мученика Никифора В великой Антиохии Сирийской, жили — некий пресвитер, по имени Саприкий, и простец, — гражданин Никифор. Они питали друг к другу такую любовь и так были дружны, что некоторые считали их родными братьями. После многих лет такой дружбы, им позавидовал ненавидящий всё доброе, диавол и посеял в них такие плевелы вражды, что они не желали даже встречаться друг с другом на дороге: так они возненавидели друг друга; и насколько прежде между ними царили любовь и дружба, настолько после, по действию сатаны, воскипела у них друг к другу ненависть и вражда. Прожив в такой ненависти и вражде друг с другом довольно долгое время, Никифор, придя в себя и уразумев, что эту вражду сеет диавол, стал просить своих друзей и соседей, чтобы они отправились к пресвитеру Саприкию и умолили бы его простить его, кающегося, и возлюбить прежнею любовью; но пресвитер не захотел оставить своей вражды против него. Тогда Никифор снова послал других друзей с тою же просьбою, но пресвитер и их слушать не захотел. Он также отверг и в третий раз посланных и не послушал их моления, и, таким образом, не преклонился на милость, дабы простить брата, смиренно ищущего прощения. Наоборот, ожесточив сердце свое, он оставался неумолимым, забыв слова Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «прощайте, и прощены будете» (Лук. 6:37); и еще: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой… Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.5:23–24; 6:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Глава 11 Лучше бы было, если бы вы умом своим с некоторым снисхождением поняли то, что я (скромно) высказываю с некоторым неразумием, то есть в похвалу себе; но хорошо и то, что вы слушаете меня ( 2Кор.11:1 ). Ведь я говорю во имя Того, Кто говорил во плоти, подтверждая чудесами проповедь Свою, и (во имя) Таинств Его. Таким образом я утвердил и 2Кор.11:2 . обручил вас в святой истине, решив представить в последний день пред Христом. 2Кор.11:3 . Но боюсь, чтобы как змий... Еву... прельстил лукавством своим и отделил от Бога, так... не были бы повреждены помыслы ваши теми самыми апостолами змия, и чтобы вы не уклонились от простоты святости, которую имеете во Христе, то есть от истины святости Христовой. 2Кор.11:4 . Ведь [ибо] если... кто приходит 32 к вам и иного Христа некоего проповеду ет, Коего мы не проповедали вам, или другой какой-либо дух [дар] получаете чрез них, коего вы, пока мы были у вас, не получили, или другое Евангелие возвещают вам, коего не приняли вы от нас, то вы хорошо терпели бы и слушали бы слова тех, кто хулят нас. 2Кор.11:5 . Ибо так думаю о себе, что ничего я не дал вам менее, чем высшие Апостолы дают своим ученикам. 2Кор.11:6 . Если же и простец [неискусен] я словом, – как говорили, – но не... знанием, – то есть не в отношении к истине и проповеди моей, – но во всем... мы явлены были вам: и в истинном Евангелии, и в духовных дарах. 2Кор.11:7 . Или разве грех совершил я тем, что себя унизил, не восхвалил, дабы возвысились вы кротостью и унижением, которое получили от нас? Или, быть может, я унижен тем, что даром Евангелие Божие благовестил вам? Или тем, что 2Кор.11:8 . у других церквей брал я, чтобы отдать вас другому оброку и покончить дело ваше? 33 А если чего недоставало мне, Когда я был у вас, как это засвидетельствуете сами вы, то никому из вас мы никогда не досаждали, прося чего-либо. Но после терпения моего 2Кор.11:9 . недостаток мой восполнили не дети вашего города, но братия, пришедшие из Македонии; они-то, говорю, и восполнили нужду мою. И не только в этом сберегал я себя, чтобы не быть для вас в тягость, но и

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Действительно: " Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны " (Прем. Солом. 9:14), Бог же - всемогущ. Он совершенно и точно знает все будущее, настоящее и прошедшее. Ибо Ему известен порядок (чин) дел Его о всех вещах, творимых Его руками, Он имеет отчетливое представление и обо всем, открывающемся нам в мире как бы по предуведению, и обо всем, что нам кажется нечаянным, Он предуведел то от века. И никогда провидение Божье не может измениться в своих премудрейших распоряжениях. Но так как эти распоряжения - глубочайшая и непостижимая бездна, то многие, видя бесчисленные беззакония и злодеяния остающимися без наказания по Божьему долготерпению, а избранных Божьих исправляемыми и испытываемыми многими скорьбями, то, повторяю, многие , думая, что Бог не обращает никакого внимания на дела человеческие, впадают в бездонную глубину неверия, когда не видят никакого различия между праведными и злыми людьми. Екклезиаст говорит: " Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы " (Еккл. 9:2). Все это кажется нам бывающим без разумного устройства, случайно происходящим. Это подобно тому, как селянин, или вообще простец, видит часы, показывающие время: он видит поверхность часов и часовую стрелку; он не знает внутреннего механизма часов, и думает, что стрелка сама собой движется и обращается случайно, а не по преднамеренному устройству. Но механик весьма хорошо понимает часовое устройство. Так же и провидение Божье для нас простецов непостижимо, скрыто от нас, но оно заключает в себе всеобъемлющий порядок разумного и справедливого мироправления. Мы видим внешний порядок мировых и частных происшествий и явлений, но чудное, премудрое провидение Божье, приводящее в движение всемирный механизм, его сохранение и направление его деятельностл, для нас скрыты и видеть их мы не можем. Отсюда происходит, что многие, видя противоречие, по понятию человеческому, между благополучием злых и неблагополучием добрых людей, утверждают, что нет провидения Божьего, а все делается волей и разумом человеческим, или же происходит по слепому счастью или несчастью. Иначе думают и рассуждают верящие в высочайшую премудрость Бога и в Его провидение, все направляющее к благу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Его современники думали, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно». И в этой бессмертной проповеди Апостольской огромное значение имело живое воспоминание о виденной ими Фаворской славе, как об очевиднейшем доказательстве добровольности Искупительной Христовой Жертвы. Возносясь мысленно на Фаворскую гору, где Свет Божества облистал некогда учеников Христовых, не забудем, возлюбленные, что и мы с вами призваны быть свидетелями и хранителями Правды Божией в мире. Кто бы ты ни был: старец или юноша, сильный или немощный, простец или ученый, но если ты христианин – помни, что и ты должен быть участником великого дела Божия. А дело Божие, дело Церкви Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о добровольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет. И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни. Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды – к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами по милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве 1-го часа: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И загорелось сердце Закхея, глубоко заблудшее и почти ослепшее в удалении от Бога. Неудержимым порывом повлекло его к Небесному Пастырю, как раз и искавшему по городам и весям еврейским Своих заблудших овец. И вот, избалованный вниманием многочисленных слуг и рабов, почтенный начальник мытарей, судя по всему человек уже пожилой, бросается встречать показавшегося вдали божественного Учителя, стараясь обогнать других, всячески пытается получше разглядеть Его. Но — увы! Никто в таком случае не считался ни с богатством, ни с влиятельным положением. Здесь каждый старался быть поближе к небывалому Чудотворцу; многие рвались коснуться если не Самого Его, то, по крайней мере, воскрылия ризы Его, ибо и от них исцелялись все. Непроницаемо плотной стеной толпился вокруг Него народ, так что и при высоком росте Спасителя трудно было видеть Его, а Закхей к тому же был мал ростом. Однако слишком уж велико было желание Закхея видеть Того, Кто скоро дарует и ему спасение. Как мальчик или последний простец, бежит Закхей к ближнему дереву, взбирается повыше на смоковницу и — о радость! — видит Его, собственными глазами созерцает всю полноту любви, чистоты, величия и бесконечной доброты, которые лились из очей всемилостивого Спаса — друга мытарей и грешников. Но вот радость переполняет его раскаявшееся сердце, ибо за этот беззаветный сердечный порыв Святейший Гость оказывает ему великую милость и честь, о которых он, конечно, не мог мечтать. «Закхей! сойди скорее, — слышит он голос Христа, — ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Но люди всегда люди: даже божественного Учителя не побоялись они покритиковать, когда Он поступил вопреки их желаниям и взглядам, зайдя к великому грешнику Закхею. Слишком уж не любили его за службу римским властям и за корыстолюбие, за то, что обижал людей. Ведь открытая всевидящим очам Сердцеведца перемена в душе этого недавнего лихоимца неведома была никому. И вот поднялся великий ропот в теснившейся многолюдной толпе народа. «Как же, зачем и почему к грешному человеку?» — с горьким осуждением недоумевали они, перенося свои укоры с заведомо многогрешного Закхея на бесконечно Благого Гостя его… Все это заметил и слышал Закхей и поспешил пристыдить своих порицателей, поспешил выявить перед всеми, что не ошибся в нем Господь, оказав ему такую великую честь. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», — с твердым намерением и с искренним раскаянием сказал он Спасителю, сразу же по голосу совести своей сотворив в ответ на милость Господа достойный плод покаяния. И если велика бывает на небе, по свидетельству Спасителя, радость ангелов об обращении грешника, то какой же была радость Самого Царя ангелов об обращении обретенного Им Закхея?! И эта радость Христова звучит в Его словах: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». И затем добавляет, что и Сам Он пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком. - " А кто скажет хулу на Святаго Духа тому не простится " . Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех. - " Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям " и прочее. Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: " не бойтесь убивающих тело " . Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного мудрых по плоти (1 Кор. 1, 26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, - у тебя будет иной образ речи. " Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить " . Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тотчас научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения. Чтобы научить нас, как мало должно радеть о житейском и заниматься земным, Господь отсылает от Себя того, кто просил Его распоряжения о разделе отцовского наследства, и потому говорит: " кто поставил Меня судить или делить вас? " Поскольку человек этот не стал просить того, что полезно и нужно для спасения, а просил Его быть делителем земного и временного имения, то Господь отсылает его как беспокойного и нежелающего научиться ничему нужному; впрочем, делает это кротко, а не грозно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010