Со стороны языка у него есть недостаток, но мыслью он владеет как истый философ; слов мне не нужно, для меня важны мысли. Мой учитель победил твоего. Как? Простец мудрого, невежда оратора? Да откуда же видно, что победил? Бесстыдный, разве не видишь, что об этом громко вопиют дела? Где Платон? Нигде. Где Павел? Его имя на устах у всех. Где Платон? О нем и не слышно, он предан забвению. Где Павел? Он овладел царственным Римом, где не только при жизни имел силу, но и по смерти одержал победу. Он умер телом, чтобы жить духом; истлела бумага, но остается писание, потому что не чернилами оно написано, но утверждено духом. Солнце потерпит ущерб, но не слова Павла. В самом деле, что говорит даровавший ему эти самые слова? " Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут " (Мф. 24: 35). Если это только слова, обличи, но если слово стало делом, преклонись. " Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут " . Скорее солнце погаснет и небо исчезнет, чем нарушатся слова моего Владыки. И они подтверждаются на опыте событиями, и продолжительностью времени, и нападениями врагов. Удивительно в самом деле, что возвещенное Спасителем не только не разрушилось, но и вопреки усилиям врагов имело успех. Следи тщательно за тем, что я говорю. Проповедал Павел, проповедал Иоанн, рыбак и Евангелист, бросивший сети и взявший Евангелие, оставивший удилище рыбака и воспринявший слово Учителя. Что проповедал и что сказал рыбак? Посмотрим, уловлю ли я слова рыбака и в то же время не рыбака: с одной стороны – рыбака, так как его уста произнесли их, а с другой – и не рыбака, так как это слова Духа. Что же он говорит? " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " (Иоан. 1: 1). Что скажет на это иудей? Он весьма гордится Моисеем, что тот рассек море, разделил и опять соединил волны, преложил воздух, рассек камень, низвел манну, погубил города вместе с людьми и без оружия победил войско. Так поэтому-то ты гордишься Моисеем? Послу­шай же, что сказал Моисей и сравни с тем, что сказал рыбак, чтобы убедиться, как скудно откровение Ветхого Завета и как изобильно откровение благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Ст. 23). Итак, если сойдется весь народ вместе, и все языками заговорят сразу, то простецы, которые войдут туда, не скажут ли, как сказали об апостолах, что они напились сладкого вина (Деян. 2:13), и о нас, что мы подлинно безумны? (Ст. 24). Если же все пророки были бы и назидали бы, войдет же кто неверный или простец, то он обличается от заблуждения своего и судится дурными делами своими. (Ст. 25). И так тайны сердца его явными делаются чрез пророчество, которое открывает тайны его, и таким образом, падая на лице, поклоняется и говорит: истинно Бог есть в них, ибо Он открыл то, что было сокрыто внутри, в сердце. (Ст. 26). Итак, когда сходитесь для совершения служения или единосубботия (воскресного богослужения), то кто знает псалом, пусть поет, кто учение имеет, пусть учит, — и таким образом по одиночке, друг за другом, пусть говорят все к созиданию Церкви. (Ст. 27–28). Если же языком кто говорит и не будет могущего истолковать, то пусть молчит в народе: себе же да говорит молитвами, к Богу изливаемыми. (Ст. 29). Пророки так же двое или трое пусть говорят, а прочие да рассуждают, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали. (Ст. 32). Ибо дух пророчества пророкам подчиняется, то есть что говорил один пророк, то изъяснялось другим пророком. (Ст. 33). Ибо не есть раздора Бог, но мира, то есть не смятения и беспорядка, но благоустроенности и порядка. (Ст. 34). Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат. Говорят, что у них какая-то женщина пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян. (Ст. 37). Посему сказал: если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть знает прежде, что я написал [греч.: «пишу»] вам, потому что это Господни суть заповеди. (Ст. 39). Итак, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать и не препятствуйте тем, которые говорят языками. (Ст. 40). Все же благопристойно, благоразумно и по чину совершайте, как и подобает.   Глава 15 (Ст. 1–10). Опять сказал о возстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк. 24:34, 36), и Двенадцати (Ин. 20:19. Мф. 28:9, 17. Мк. 16:14); явился и свыше пятисот (пятистам) братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того, как явился Иакову и Апостолам всем, то есть седмидесяти двум, — после всех явился и мне, как худшему между апостолами (Деян. 9:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 3). Но боюсь, чтобы как змий Еву прельстил лукавством своим и отделил от Бога, так не были бы повреждены помыслы ваши теми самыми апостолами змия, и чтобы вы не уклонились от простоты святости, которую имеете во Христе, то есть от истины святости Христовой. (Ст. 4), Ведь (ибо) если кто приходит [буквально с греч.: «тот, кто приходит», приходящий проповедует] к вам и иного Христа некоего проповедует, Коего мы не проповедали вам, или другой какой-либо дух (дар) получаете чрез них, коего вы, пока мы были у вас, не получили, или другое Евангелие возвещают вам, коего не приняли вы от нас, то вы хорошо терпели бы и слушали бы слова тех, кто хулят нас. (Ст. 5). Ибо так думаю о себе, что ничего я не дал вам менее, чем высшие Апостолы дают своим ученикам. (Ст. 6). Если же и простец (неискусен) я словом, как говорили, но не знанием, — то есть не в отношении к истине и проповеди моей, — но во всем мы явлены были вам: и в истинном Евангелии, и в духовных дарах. (Ст. 7–8). Или разве грех совершил я тем, что себя унизил, не восхвалил, дабы возвысились вы кротостью и унижением, которое получили от нас? Или, быть может, я унижен тем, что даром Евангелие Божие благовестил вам? Или тем, что у других церквей брал я, чтобы отдать вас другому оброку и покончить дело ваше? [по синодальному переводу (русскому): Другим церквам я причинял издержки, получил от них содержание для служения вам (2 Кор. 11:8)] А если чего недоставало мне, Когда я был у вас, как это засвидетельствуете сами вы, то никому из вас мы никогда не досаждали, прося чего-либо. Но после терпения моего недостаток мой восполнили не дети вашего города, но братия, пришедшие из Македонии; они-то, говорю, и восполнили нужду мою. И не только в этом сберегал я себя, чтобы не быть для вас в тягость, но и во всем (чтобы) не в тягость мне быть вам, я старался и постараюсь. (Ст. 10). Подлинно, есть истина Христова во мне, которая не изменяется, поелику сия похвала моя до настоящего дня не будет уничтожена не в нашем только городе; но во всех странах Ахаии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Этих последних Иисус, Сама Истина, не назвал глупцами, как мы называем их. Назвал Он их слепцами, чуть более мягко. И еще Он назвал их " мудрыми и разумными " . Какая тонкая ирония! Это они сами себя считали мудрыми и разумными, а на самом деле были совершенно слепы и глупы. Вот эти слова Иисусовы: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (простецам) (Мф. 11 , 25). Ту же самую мысль выражает апостол Павел, когда пишет к коринфянам, что Бог избрал немудрое в глазах мира, немощное и незнатное, чтобы посрамить то, что - опять же в глазах мира - премудро, сильно и благородно (см.: 1 Кор. 1 , 27). Наилучшую характеристику дал тот же Павел как себе, так и другим апостолам, сказав: хотя я и невежда (простец) в слове, но не в познании (2 Кор. 11 , 6). Глупцами были те, кто, называя себя мудрыми, обезумели [ 8 ], по слову того же славного Павла. К таким глупцам относились фарисеи, книжники, саддукеи и первосвященники, а за ними и язычники Пилат и Ирод. Хотя они были кровными врагами друг другу, но тем не менее из-за Христа постепенно стали сближаться [ 9 ], пока в конце концов все они не согласились - раз и навсегда в одном Существе - убить Того, Кого Бог послал и Кого простой народ принял как Мессию. В то время как народ обоготворяет Христа, наслаждается Его словами и восхищается Его делами, старейшины еврейские, охваченные пылкой завистью и звериной яростью, силятся поймать Его на слове и задают Ему такие преглупые вопросы: Глупый же Пилат, хотя и находит, что Христос ни в чем не виновен, однако умывает руки и произносит смертный приговор Ему! [ 19 ] Есть ли глупость бОльшая под небом? Глупый Ирод, который ради угождения танцовщице усекнул праведного Иоанна, ожидает от Иисуса, чтобы Он, как некий индийский факир, явил перед ним какое-нибудь чудо, какой-нибудь фокус-покус, ради увеселения. А когда Мессия не доставил ему такого удовольствия, он одел Его в белую смирительную рубашку [ 20 ]. Возьмем лишь один пример, один из многих, в ярких красках рисующий портрет и простеца, и глупца. Однажды, когда стало известно, что Иисус пришел в Капернаум, нахлынул народ, чтобы Его увидеть и услышать, а многие принесли своих больных, чтобы Он их исцелил. И четверо из них принесли некоего человека расслабленного (полностью парализованного) и через кровлю дома с трудом спустили его пред Ним. Сказал Господь расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. И человек стал здоров. Обрати внимание теперь, Феодул, как простецы и глупцы разделились тут, как вода и масло. Смотри, каковы простецы: Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам, и каковы глупцы: Он (то есть Иисус Исцелитель) богохульствует. Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? [ 21 ]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Два-три случайно попавших на язык слова — и он, счастливый и довольный, гордо несет их напоказ. Само собой разумеется, что убежденному писателю с этой стороны не может представиться никаких надежд. Солидный читатель никогда не выкажет ему сочувствия, не подаст руку помощи. В трудную годину он отвернется от писателя и будет запевалой в хоре простецов, кричащих: ату! В годину более льготную отношения эти, быть может, утратят свою суровость, но не сделаются от этого более сознательными. И в том и в другом случае впереди стоит полное одиночество и назойливо звучащий вопрос: где же тот читатель-друг, от которого можно было бы ожидать не одного платонического и притом секретного сочувствия, но и обороны? 3. Читатель-простец Читатель-простец составляет ядро читательской массы; это — главный ее контингент. Он в бесчисленном количестве кишит на улицах, в театрах, кофейнях и прочих публичных местах, изображая собой ту публику, к услугам которой направлена вся производительность страны, и в то же время ради которой существуют на свете городовые и жандармы. Он — покупатель и потребитель. Все, что таят в себе недра торговых помещений, начиная от блестящего магазина с зеркальными окнами и кончая вонючей мелочной лавочкой, ютящейся в подвальном этаже, — все это он износит, истребит, выпьет и съест. Понятно, что при таком обширном круге деятельности, ежели дать ему волю, то он будет метаться из стороны в сторону, и ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому движения его строго регулируются городовыми, которые наблюдают, чтобы он не попал под вагон и вообще шел в то место, куда следует идти. В последнее время за ним начали зорко следить и газетчики. Для газетчика простец составляет очень серьезный предмет забот. Он — подписчик и усердный чтец; следовательно, его необходимо уловить, а это дело нелегкое, потому что простец относится к читаемому равнодушно и читает все, что попадет под руку, наблюдая лишь за тем, как бы не попасть в ответ. Газетчик знает это и мотает себе на ус: «надобно устроить так, чтобы простец читал именно мою газету».

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Сестру, как маленькую, уводили от дедушки первой, а мы вели разговор за дедушкиным шоколадом. Это было единственное время, когда нам позволялось говорить с дедушкой. – Дедушка, ты был в двенадцатом году? – спрашивал брат Арсений, который был посмелее меня. – Был, мой друг, был, – отвечал дедушка и лукаво улыбался. – А ты воевал? – Воевал, мой друг. И брат восторженными глазами начинал смотреть на дедушку, который невозмутимо продолжал: – Как же! воевал, вот так же, как ты изволил воевать с китайской чашечкой. Арсений глубоко вздыхал и укоризненно отвечал деду: – Ах, дедушка, какой ты! Но дедушка и на это отвечал: – Седой, мой друг, седой да старый – вот какой. И тут же привлекал к себе брата Арсения, усаживал на колени, причем белый Пальмерстон недовольно подвигался, чтобы дать место брату, но не сходил с колен, прижимаясь к дедушке… Брат Арсений прощал деду все коварство с 12-м годом и слушал, затаив дыхание, что рассказывал дед. А дед рассказывал со слов своего отца о князе Италийском, как он называл Суворова. Когда я стал учить географию и узнал слово «итальянский», я никак не мог согласиться, что эти два слова об одном и том же: мне все представлялось, что «италийский» – это что-то высокое, что-то единственное, грозное, прекрасное, снег и огонь, а «итальянский» — это что-то скучное и маленькое, с границами, реками и обрабатывающей промышленностью, что-то учебное и противное… – Князь Италийский был величайший полководец, – говаривал нам дедушка, – и величайший простец, да, любезный, вот что привлекательно, величайший простец. – Он не учился, дедушка? – перебивал брат Арсений недоуменно. – Нет, учился, мой друг, и прекрасно при этом изволил учиться, но он был простец сердцем, сердцем простец, что в свете редчайше встречается. И дед на время обрывал свой рассказ, задумавшись, мы торопили его и слушали, ловя слова на лету, а потом у себя в детской, когда кончался дедушкин час и madame уводила нас на антресоли, мы переживали долго про себя дедушкин рассказ, вспоминая с братом вслух все подробности.

http://pravmir.ru/babushkin-den/

337. Отклик сектанта Еще бранное анонимное письмо из армии, конечно, от баптиста или совращенного ими православного воина. Думаю, что не простой крестьянин писал его: вероятнее, что это про­изведение какого-нибудь вожака-сектанта и писано оно не просто для того, чтобы уколоть монаха, а скорее, нарочито сочинено для распространения среди совращенных, чтобы про­изводить на них возможно более сильное впечатления якобы знанием Писания. Довольно сказать, что на пяти восьмушках автор указывает ровно 60 мест из Свящ. Писания, якобы подтверждающих его, прямо скажу, – глупые мудрования. Заслуживает внимания тот поле­мический прием, какой употребляется автором: он забрасывает читателя вопросами, с таким апломбом, с такою уверенностью в своей правоте, что простец-читатель, которому попадет такое письмо, не успеет опомниться от одного вопроса, как пред ним уже поставлен другой, третий и т. д. Ответы, предполагается, должны как бы подразумеваться сами собой: дело-де так ясно, что не стоит тратить времени на ответы, тогда как на самом деле иногда вопрос так бессмыслен, цитируемое место из Библии так мало или вовсе никакого не имеет отношения к вопросу, что только руками разведешь. А несчастный простец-читатель, для которого, по- видимому, и сочиняются такие апологии баптизма, – хотя и посылаются они мне или другим защитникам православного учения, – простец, говорю, будет поражен, забросан, уничтожен мнимою силою таких вопросов. Помню, когда-то я читал вот в таком же вопросительном стиле статьи покойного изменника Православию, апологета папизма Астромова: такой метод забрасывать читателя вопросами без ответов на них усердно практиковался Астромовым и имел успех особенно у дам, искательниц спасения у иезуитов. Автор сравнивает проповедь православного пастыря с “пулеметом, в который вложена лента, и пока она не сойдет, пулемет не остановится”: он хочет сказать, что мы, православ­ные, пишем по заученным формулам нашего катехизиса; а на самом деле его бесконечные вопросы скорее напоминают пулемет, только направляемый в пустое пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Прежде простец говорил: «мы люди темные», — в надежде укрыться под этим знаменем от вменяемости; теперь он стал избегать такого признания, потому что понял, что оно ни от чего его не освобождает, но, напротив, дает право распорядиться с ним по произволению. — Ты темный человек, — говорили простецу в дореформенное время, — ступай, бог тебя простит! А в пореформенное время начали говорить уж так: — Коли ты сам признаешь, что ты темный человек, — стало быть, молчи! А будешь растабарывать — расправа с тобой короткая. Разница, как всякий согласится, не маленькая. Ошибочно, впрочем, было бы думать, что современный простец принадлежит исключительно к числу посетителей мелочных лавочек и полпивных; нет, в численном смысле он занимает довольно заметное место и в культурной среде. Это не выходец из недр черни, а только человек, не видящий перед собой особенных перспектив. И ненавистники и солидные ожидают впереди почестей, мест, орденов, а простец ожидает одного: как бы за день его не искалечили. Ожидание это держит его в страхе и повиновении. Даже почувствовав под ногами более твердую почву, он остается верен воспоминаниям об исконной муштровке и, судя по всем видимостям, вовсе не намерен забыть о них. Он редко обращает свою мысль к голосу собственного рассудка, собственной совести, и, напротив, чутко и беспокойно присматривается и прислушивается к афоризмам, исходящим из солидных сфер. И хотя бы последние представляли собою бессвязное и неосмысленное бормотание, он принимает их к сведению. Вообще это — человек, не знающий самостоятельной жизни, несмотря на то, что вся масса основного общественного труда лежит исключительно на его плечах. Этот труд он выполняет с замечательным рвением, но и в этом случае личная его инициатива отсутствует, а руководящим началом служит внешний толчок. Благодаря внедрившейся в его жизнь дисциплине руководить и распоряжаться его действиями не представляет никакого труда. Не мудрствуя лукаво, он следит за движениями указующего перста, совершенно равнодушный к тому, что таится в той дали, куда этот перст направлен. Ввиду этой легкости и сама руководящая (солидная) сторона не считает для себя обязательным обдумывать свои указания, а действует наудачу, как в данную минуту вздумается. Словом сказать, и руководители и руководимые являются достойными друг друга, и вот из этого-то взаимного воздействия, исполненного недомыслий и недомолвок, и создается то общественное мнение, которое подчиняет себе наиболее убежденных людей.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский старец Даниил. Подростки и плотские грехи Афонский старец Даниил Катунакский. Подростки и плотские грехи   Афонский старец Даниил Катунакский - это старец-простец. Отец Даниил уже более 60-ти лет живет на Афоне . Сначала он жил в Великой Лавре, потом в братстве Ефрема Катунакского. А сейчас стал его преемником. В  лексиконе старца много древнегреческих слов, потому что он учился по богослужебным книгам.   Нам кажется, что современному человеку, невероятно изворачивающемуся в своем лукавстве, лучше подходят безыскусные наставления такого простеца, освященного Богом, чем заумные проповеди известных ораторов, которые зачастую сами не понимают то, о чем говорят. Для нас каждое слово, которое произнес Даниил Катунакский, подобно чистому золоту, потому что оно говорится не от ума, а из опыта. Через незамысловатые слова старец-простец передает душе нечто большее - духовное устроение, являющееся подлинным ориентиром для ищущих сердец.   Отец Даниил больше 60 лет живет на Святой Горе. Сначала он жил в Великой Лавре, а позже - в братстве Ефрема Катунакского, приемником которого он теперь стал. Старец говорит на греческом, но видео сопровождается переводом на русский язык. «Каждый, кто хочет жить около Бога, обязательно должен найти душевный мир. А мы говорим, например: «А что у нас в семье происходит?». Если в семье супруги не хранят между собой любовь, с детьми ничего не получится. Современным детям не приносят пользы ни наказания, ни ругань. Им нужно дать хороший пример добра. У нас в семьях как зачастую бывает? Вечером мать уходит, дети не знают, куда она пошла. Ночью отец ушел, дети не знают, куда он пошел. Дети ушли, родители не знают, где они, и живут в таком недоразумении. В современном мире человек, естественно, быстро возвращается на свои злые дела. Поймите, это происходит естественно. Как же мы хотим собрать детей, не прилагая усилий?», - отметил отец Даниил. Святогорец рассказал, в каком возрасте грех является самым опасным.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=2...

Батюшка немного помолчал, а потом говорит: – Я тоже расскажу одну повесть, про то, как хорошо верить в простоте. И рассказал историю, которую я только годы спустя нашел в тоненькой книжке про старца Свято-Троицкой Сергиевой Лавры схиархимандрита Захарию, а тогда впервые услышал ее из уст отца Геннадия. Вопрошавший понял это буквально: вытесал себе крест, взвалил на плечи – и пошел, куда вела дорога Один деревенский простец пришел в храм, ничего толком не понимая, и услышал в проповеди, что надо идти за Христом, взяв свой крест. Оставшись после службы, он спросил у батюшки: «Как это?» «А очень просто: возьми крест и иди прямо», – ответил тот. Вопрошавший понял это буквально: вытесал себе крест, взвалил на плечи, потом дошел до своего храма, обогнул его и пошел прямо, куда вела дорога. Через какое-то время дорога привела его к монастырю. Привратник доложил о нем игумену. Тому, когда он выслушал пришедшего, пришлась по сердцу его удивительная простота, и он сказал: «Оставайся у нас, будешь храм сторожить». Стали его оставлять в церкви на ночные дежурства. Вскоре заметили, что он хлеб приворовывает. Как-то раз кто-то из братии, проходя ночью мимо храма, прислушался и услышал, что этот новоприбывший с кем-то там разговаривает. Заглянул в окно: никого… Странно… Стали за ним присматривать. Вызвал его в итоге игумен и говорит: «Рассказывай, мы все равно все про тебя знаем. С кем ты там ночью разговариваешь?» «Батюшка, я на вторую ночь увидел, что вверху, над иконами – человек, я ему и говорю: “Ты что там делаешь? Небось, есть хочешь? Спускайся вниз”. Он спустился. Я половину хлеба ему дал. Он мне столько интересных историй рассказал! На следующую ночь я уже взял для него вторую порцию хлеба…» – «И что? Он этот хлеб брал и действительно ел?!» – «Да, батюшка, мы с ним вот так ужинали вместе. Он сказал, что скоро заберет меня к себе». «Вот тебе еще хлеба, – говорит ему игумен, – попроси у Него: пусть Он и меня заберет!» И что же… по прошествии нескольких дней умер простец, а через неделю – и игумен.

http://pravoslavie.ru/114707.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010