Образ кротости. Явление силы и ревности по вере не препятствует развитию в человеке духа кротости. Господь Христос, обнаруживая полноту силы при обличении нечестивых книжников и фарисеев, в Себе носил такую кротость и мягкость, по которой Он, по слову пророческому, трости надломленной не сломал, чуть тлеющего огня светильни не угасил ( Мф.12:20 ). Таким является и верный последователь Его святитель Николай. В гармоническом сочетании энергии и кротости наиболее сказывается его духовная цельность. Именно это свойство наиболее привлекает к себе детей, почему и святитель Николай в христианских странах Запада именуется «другом детей». И как драгоценен этот высокий образец для людей нынешнего времени, у которых сила вырождается в насильничество, а вместо кротости выступает именуемое непротивленчество. Воздержания учителя. Святитель Николай, по житийному сказанию, в дни младенчества своего груди матерней не принимал в постные дни. Тем более в зрелом возрасте он явил всю полноту воздержной и строгой жизни по укладу церковному. Воздержание в пище является первой обязательной ступенью для развития силы духа, для торжества в нас духа над плотью. Без самоограничения всяческого никто из святых Божиих не восходил на духовную высоту. Христианская религия есть религия креста. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ), сказал Сам Господь. И людям нынешнего века, желающим уврачевать свои нравственные недуги, необходимо возвратиться к простоте древнецерковного уклада жизни и начать его с первой ступени – с соблюдения церковных постов. Остальное духовная жизнь постепенно приложит. Яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. В основных свойствах своих и в своей жизни святитель Николай явил перед своим духовным стадом и перед своими почитателями то, что собой составляет истину. Для христиан истина не есть неуловимое искомое, но есть сама жизнь по вере, есть жизнь во Христе. Такой истиной обладает всякий простец разумом, который вкусил истинной духовной жизни. Благодатная духовная жизнь являет человеку такую широту и глубину воззрения, которые совершенно закрыты для оземленившегося рассудка мирского. Потому-то старцы духовные способны бывают одним словом осветить потемки душ обращающихся к ним людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Современное человечество хвалится прогрессом, культурой, цивилизацией, а между тем постоянно слышатся жалобы, что тяжело жить в центрах этой культуры, этой цивилиза­ции: в нравственном отношении едва ли человечество идет вперед, по крайней мере душою отдыхаешь не тогда, когда бываешь в среде этих культурных, просвещенных в высшей сте­пени корректных и деликатных, но холодных сердцем людей, а когда перенесешься мыслию к своим простецам-зырянам или алеутам и колошам отдаленной Аляски. Среди этих некуль­турных детей природы скорее можно встретить людей, которые, восприняв простым детским сердцем Христово учение, становятся истинными детьми Божиими. Мне припоминается рассказ одного московского купца из жизни покойного Митрополита Московского Иннокен­тия. Святитель обедал у этого купца, церковного старосты, после освящения церкви. В числе гостей было немало и почетного духовенства. Святитель вспоминал свое давнее прошлое, свою жизнь на Алеутских островах. Все с большим вниманием слушали его рассказы о дале­кой, неведомой стране, об обитающих там народностях. Один протоиерей спросил владыку: “А каковы были ваши колоши, Владыко?” “Да получше меня и получше тебя”, – ответил простец Митрополит. Ученому протоиерею не понравился такой ответ, и он замолчал. Это не скрылось от старца святителя, и он сказал ему: “Может быть, тебе не понравилось такое сравнение? Так послушай, что я тебе расскажу. Раз, когда я был еще попом, приходит ко мне поздно вечером издалека один колош исповедоваться. Ночь была темная, когда я отпустил его, и на дворе были уже спущены собаки. Чтобы оборониться от них, колош взял у меня в сенях метельник (насадку от метлы). Прошло часа два – слышу: кто-то стучится. Окликаю – это мой колош! Спрашиваю: “что тебе? “ – “Да вот, бачка: я взял у тебя палку отмахнуться от собак, возьми ее назад!” – “Да Бог с тобой, – говорю, – иди с Богом, давно бы уже был дома”. – “Нельзя, бачка: я взял – тебя не спросил, велишь – так возьму. – “Возьми, возьми, она тебе пригодится, видишь, говорю: глухая полночь”. Колош мой успокоился и пошел домой с моим метельником. – “Ну, вот”, заключил полушутя покойный архипастырь – согласись, брат: мы с тобой так ведь не сделали бы?”

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Совершенно ложно думают, будто знать евангелие весьма легко и будто все мы, составляющие христианское общество, знаем евангелие. Просто евангелие для чистых сердцем, но для нашего общества многое в нем сокрыто, наше христианское общество столь нуждается собственно в евангельском научении! Но согласимся и с тем, что члены современного христианского общества знают евангельское учение. Однако, кто станет отрицать, что для многих из них это есть знание теоретическое, не сопровождающееся духовным перерождением, – знание книжное, мертвое. Как еще много здесь дела для истинного проповедника, для его живого, трогающего, убеждающего и возрождающего слова. Только живое слово проповедника может придать дух и жизнь этому теоретическому знанию и в его слове одинаково нуждаются простец и ученый богослов 15 . Ф.М. Достоевский в лице о. Зосимы мастерски начертил образ такого проповедника, который живым словом привлекает к себе сердца всех, простецов и ученых, – а ведь этот образ, будем помнить, снят с живой действительности. Наконец, даже пережив духовное возрождение, человек христианин не становится выше нужды в живом возрождающем слове проповедника. Духовное возрождение по отношению ко времени своего совершения не может быть сравниваемо с рождением физическим. Физически человек рождается в полноте органической жизни; не таково рождение духовное. Ветхий человек живет в нас и после того, как мы рождаемся духовно; в членах наших продолжает действовать закон греха и тогда, когда мы соуслаждаемся закону Божию. Христианин все время своей жизни нуждается в возрождающем слове проповедника 16 ... И ныне, и в нашем христианском обществе – жатвы много и много требуется делателей.. § IX Указывая последнюю цель проповеди в духовном возрождении слушателей и средство для достижения этой цели – в любви проповедника, в подвиге его самоотречения, путем которого христианская жизнь непрерывно передается из поколения в поколение, мы, однако были бы далеки от истины, если бы не ограничили своей мысли. Самоотречение проповедника – это то, что требуется от человека для содействия божественным целям, но собственно действующая сила в возрождении человека есть божественная благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Собственно, так и должно понимать смысл самого названия романа— «Идиот». В нынешнем обиходе слово это выражает крайнюю степень умственной несостоятельности. Таким и видят часто князя его окружающие: в обычном значении определение «идиот» звучит часто. Но так судят люди, коим «посредственность одна по плечу и не странна»,— при всей их претензии на уровень выше заурядного. Христос— для еллинов безумие , но такими же эллинами-язычниками являются по сути и те, кто видит «идиота» в Князе Христе: они поклоняются кумиру ложну , языческому идеалу земных сокровищ , и не могут должно оценить невинную мудрость Мышкина. Изначально, в древнем греческом языке, слово «идиотис» обозначало частного человека, живущего нормами, могущими отличаться от установлений общества в целом: эти нормы он мог вырабатывать для себя самостоятельно, не следуя во всём диктату социума. (Для обозначения безумия названное слово употреблялось скорее как эвфемизм, но со временем иносказательный смысл вытеснил в других языках все остальные значения.) Таков князь Мышкин. Его частность , детскость, обусловлена и тем, что из своих не столь и многих лет он значительнейшую долю пребывал в состоянии затемнённого сознания, идиотом в обыденном смысле, и повреждённый грехом мир не успел испортить его душу: князь живёт чистыми детскими впечатлениями, он черпает все нормы поведения и мышления из христианской по природе души своей, из Писания, которое он, как обнаруживается, знает неплохо. Гордыня не внесла раздвоение в его внутренний мир, хотя двойственность мысли он уже успел распознать в себе (не свободен же он вовсе от первородного греха). Это определяет своеобразие ума идиота . «Отсюда и его удивительный ум,— писал Ильин.— Этот блаженный, этот наивный ребёнок, этот простец, мнимо бестактный человек на самом деле умнейший из всех. С удивлением один за другим отмечают это и все остальные, пока чистосердечный и смышлёный гимназист Коля не выскажется прямо: «что умнее вас и на свете ещё не встречал». Аглая находит для этого такие верные слова: есть два ума, ум в главном— важнейший разум, и ум во второстепенном— обыденный рассудок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Нельзя не признать, что это краткое сказание Антония чрезвычайно величественно; оно характеризует титаническую силу Антония. И эта титаническая сила сказывается особенно ярко, если мы сопоставим с ней несчастные потуги Ивана Карамазова избавиться от докучливых приставаний темной силы, мучившей Карамазова в образе «джентельмена-приживальщика». А, вот, другая мистическая картина, которая представилась однажды прозорливому Антонию, и которая выразила перед ним власть темной силы над людьми. Эта мистическая картина так грандиозна и так оригинальна, что невозможно предположить, чтобы она могла быть выдумана воображением человеческим. Рассказал ее простец Антоний 115  своему другу Афанасию, как он эту картину пережил, а Афанасий этот рассказ записал. Картина эта принадлежит к числу тех мистических первоисточников, которые потом воодушевляли поэтов, подобных Данте, в их творчестве, воодушевляли поэтов, подражавших при помощи своего воображения мистическому проникновению. Но то у поэтов было и есть плод воображения человеческого. Здесь же видение Антония есть озарение человека, постигающего истину. Это, как бы, блеск молнии, осветивший действительность. Послушаем, что об этом пишет св. Афанасий. «Однажды, — читаем мы в житии св. Антония, — Антоний вел разговор с пришедшими к нему о состоянии души по смерти и о том, где будет её местопребывание. В следующую ночь зовет его некто свыше, говоря: встань, Антоний, выйди и посмотри. Антоний выходит и, возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный, и касается главою облаков и что восходят еще некие, как бы окрыленные, и первый простирает к последним руки, и одним преграждает путь, другие же перелетают через него и, миновав его, безбедно возносятся вверх; на последних великан сей скрежещет зубами… Отверзся ум Антония и уразумел он, что это есть прохождение душ, — что стоящий великан есть враг, завидующий верным, и он подпавших власти его удерживает и возбраняет им идти далее; но не может задержать непокорившихся ему, потому что они проходят выше его…» 116

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

Св. Ипполит задаётся целью показать в своём большом сочинении «Философумена»: что «учения их (т.е. гностиков) получили своё начало из эллинской мудрости, из положений философских систем, из преданий и обрядов, мистерий и из гаданий астрологов» (предисл.). Св. Епифаний свидетельствует: «все ереси из эллинских басен», имея в виду прежде всего гностицизм. Что же касается свидетельства св. Иустина и другого свидетельства Иринея (к ним можно ещё прибавить Тертуллиана и Евсевия) о непосредственном влиянии демонов на еретиков, то, нам думается, эта точка зрения этическая: великим поборникам христианства казалось делом невозможным отказываться от христианского учения или извращать его; а если кто это делал, то «не иначе как под влиянием злых демонов». Взгляд Иринея корректируется им самим; вероятно, то же мы нашли бы и у Иустина, если бы владели его ересеологическими сочинениями. Это тем более вероятно, что он был не монах-простец, а философ: для него более ясно было, чем для кого л., откуда взялись гностические системы 106 . – Если же г. Рыбинский провоцирует, то смысл его запоздалой провокации тот, чтобы подстрекнуть меня высказаться о гностицизме, как явлении демоническом будто бы согласно «руководящей норме» свв. отцов, а потом указать – да и без указания все заметили бы – на нелепость основной точки. – Свои инсинуации г. Рыбинский направляет, между прочим, на мои «научно-литературные приёмы» (стр. 4, 30) – это теперь и прежде. В своём ответе (стр. 49) я указал г. Р-му, что мне, отстаивающему в данном вопросе традиционную точку зрения, отнюдь нет нужды прибегать к каким л. особым приёмам, вот г. Р-му другое дело... Г. Рыбинский, конечно, признал, что я защищаю обычную точку зрения на самарянство (стр. 6), тем не менее он не хочет отказать себе «в удовольствии» поинсинуировать, приглашая «благодарного читателя» (рецензента?) взять на себя труд» так или иначе уличить оппонента г. Р-го в отсутствии научных приемов и в противоречии (стр. 19–20). Желая помочь «благосклонному читателю» в его будущей работе, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Таковы сутки русского священнослужителя — «боголюбца». Быть может, цитата слишком длинна, но с историко–культурной точки зрения отнюдь не скучна. Этот перечень эмоционально окрашен — и очень ярко. Аввакум не простец, но ведь и не схимник. Это белый поп, многосемейный человек, он живет в миру, но так, словно руководствуется строгим монастырским уставом. Конечно, были охотники до такой жизни, из них потом и вышли старообрядцы. Однако были и те, кто «дуровал» и «раздувал ус». «Чепь» их не пугала: об этом свидетельствуют рассказы самого Аввакума о том, как за суровость в «духовных делах» его в Юрьевце «среди улицы били батожьем и топтали». Это не начальствующие лица, это толпа «попов, и мужиков, и баб… человек с тысячу и с полторы их было». Воевода не шел во главе толпы и ее не подзуживал, он бросился спасать Аввакума. «Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил» [Аввакум, 64]. Считается, что верность дониконовскому обряду сохранило от четверти до трети великорусского населения. Как-никак, это меньшинство. Что до большинства, оно не приняло идею оцерковленного человека. Эта идея, во–первых, противоречила общему движению к секуляризованной культуре. Эта идея, во–вторых, вообще трудно прививалась к национальному древу. Убедиться в этом можно при разборе того важнейшего художественного открытия XVII в., которое Д. С. Лихачев определил как «открытие характера» [Лихачев, 1970, 6–24]. Суть дела, согласно Д. С. Лихачеву, заключается в следующем. В средневековом историческом повествовании человек «абсолютизируется» — он либо абсолютно добр, либо абсолютно зол. Переходы от одного состояния в другое возможны (в том случае, например, когда язычник становится христианином), но это не постепенный, сопровождаемый колебаниями и рефлексией процесс, а резкая, мгновенная метаморфоза. Авторы первых десятилетий XVII в. уже не считают злое или доброе начало в характере человека чем–то исконным, раз навсегда данным. Изменчивость характера, как и его контрастность, сложность, противоречивость, теперь не смущают писателя. Напротив, он доискивается причин такой изменчивости, указывая, наряду с общим постулатом о «свободной воле», на тщеславие, властолюбие, влияние других людей и проч.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Сохраняемый милостью Божию от нападений вражих , взамен терпел подвижник укоризну от человеков – келейники причиняли ему много неприятностей, тяготились им, и поносили его в глаза, они часто переменялись и не всегда были людьми благонравными, так что иные из них были затворнику тяжки. Нарекания от старшей братии, из коих иные глумились над его крайней простотою и необразованностью; другие, подметив в нём слабости невинные, перетолковывали их в дурную сторону и сторого за них осуждали, например, за имение самовара и питие чая, которое затворник изредка себе позволял, всё это причиняло ему скорби. Очень немногие иноки питали глубокое к нему уважение и любили его как отца, почитая в нём силу и крепость духа. Но и эти немногие, опасаясь насмешек от других, лишь тайно и очень нечасто посещали его келию, стараясь не обнаружить к нему своего уважения. Затворник, отличаясь крайней простотою и почти детским простосердечием, малоопытен был в книгах святоотеческих, не мог и не умел преподавать слово назидания языком книжным, за это его тоже осуждали старшие. - «На что ты нам сдался, такой простец, и какая польза нам от такого затворника, как ты, который и на спасение никого наставить не сумеет?» - говорили ему не раз. - «Простите меня, невежду безграмотного – говаривал обычно в ответ затворник на подобные речи – и помолитесь, чтобы мне хоть самому спастись». Любил он выслушивать от своих собеседников изречения свято-отеческие, с благодарностью принимая дельные указания младших летами, но более его знакомых с творениями святых отцов. По рассказу одного из них, затворнику была прочитана только что изданная книжка Игнатия Брянчанинова «Плачь инока», которая привела его в восхищение. Как тут всё верно сказано – говорил он со слезами – вот я не могу так выразить словами, а тут вот в сердце всё так чувствуется, как там написано. В то время в Святогорской пустыни был в числе братии один послушник из мещан города Севска, Орловской губернии, Фёдор Шаронин, посвятивший себя нелёгкому подвигу юродства Христа ради. Которое под покровом малоумия и при помощи трудов телесных и беспрекословного послушания своему старцу, привели его к преуспеянию духовному. В словах и действиях Феди, как звали послушника в обители, таилась глубокая духовная мудрость и прозорливость. Преосвященный Филарет, епископ Харьковский, любил выслушивать резкие речи юродивого Феди, который обходился с ним запросто, как с равным себе, и всегда умел сказать что-либо на пользу души владыки.

http://pravicon.com/info-2459

Также особенно привлекал юного Анастасия и другой стих того же 50-го псалма: Научу беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся ( Пс. 50, 15 ). Здесь – некое предуказание на его будущее святительское призвание. Анастасию было от силы семь лет, когда он однажды купил бумагу и склеил страницы в тетрадь. На вопрос матери, что он собирался из нее сделать, он ответил, что намерен записывать в такие тетради слова Божии. Да, бывают дети, превосходящие мудростию старцев. За таких детей Христос благодарил Отца, скрывшего свои тайны от мудрых и ученых, но открывающего их кротким и незлобивым младенцам с чистым сердцем. Анастасий мог бы сказать о себе словами Псалмопевца Давида: На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет ( Пс. 70, 6 ). С самых ранних своих лет он сильно отличался от окружавших его детей и редко общался со своими сверстниками. В Селибрии его называли Анастасий Простец. Весьма одаренный как в светских, так и в духовных науках, юный Анастасий не мог, однако, заниматься ими у себя на родине. Бедность родителей (его отец потерял зрение), отсутствие средней школы вынудили его уехать из родных мест. Мальчику было четырнадцать лет, когда, получив материнское благословение, взвалив на плечи котомку с вещами, он отправился в порт Селибрии, чтобы добраться до Константинополя. В порту готовился к отплытию небольшой пароход. Анастасий попросил капитана взять его в качестве бесплатного пассажира. Капитан, видя возраст мальчишки, сказал ему с усмешкой: “Пойди, парень, прогуляйся, а потом приходи!” Анастасий понял, что ему отказали, но внутренний голос подсказал ему остаться на причале. Капитан запустил двигатель, но пароход не трогался с места. Он прибавил обороты, но судно не двигалось. Тогда растерянный взгляд капитана встретился с умоляющим взглядом Анастасия. “Поднимайся”, – сказал расстроенный и раскаявшийся капитан. Мальчик стрелой влетел на судно. Наконец-то! И корабль вышел в море. Радости юного избранника Божия не было конца. Погруженный в себя, он славил Бога и благодарил Его. Время от времени Анастасий устремлял в небо взор, исполненный благодарности. “На землю” его вернул вид контролера, проверявшего у пассажиров билеты. У мальчика билета не было, его охватил страх. Капитан, который посадил его на корабль, находился в машинном отделении. “Что мне делать? – думал Анастасий. Что я ему скажу? Поверят ли мне, если скажу, что я беден и что у меня нет денет?” Страх душил мальчика... Он скажет правду, всю правду, просто и уверенно... В конце концов почему ему не должны поверить? И когда контролер оказался перед ним, Анастасий сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Есть и другие весьма благотворные и похвальные виды общественной деятельности для образованной женщины; таковы, например, разные виды благотворительности. Итак, вот задача открываемого ныне здесь учреждения: дать лицам женского пола высшее образование и тем подготовить их к высшей общественной деятельности. Всякого рода знание полезно, но только тогда, когда при нем сохраняется вера в Бога и благочестие. Если учение – свет, а неучение – тьма, то и учение без веры и благочестия тоже тьма. Неграмотный простец, но добросовестный полезнее для общества, чем бессовестный недоучка. А переучка хуже недоучки. Самая высшая ученость только тогда полезна, когда она соединена бывает с верою в Бога и благочестием. Надеемся, что открываемое учреждение при помощи Божией исполнит свою задачу во всей возможной полноте. Призывая Божие благословение на открываемые Высшие учебные богословские курсы, объявляем таковые открытыми. Значение школьного воспитания Речь к прихожанам Галерной Гавани о необходимости устройства церковно-приходской школы при храме Милующей иконы Божией Матери Отрадно видеть здесь это многочисленное собрание. Еще отраднее видеть этих детей, вместе со взрослыми слушающих, поучающихся и поющих священные песни. Честь и хвала родителям и воспитателям, приведшим с собою сюда и детей. Они исполнили заповедь Христа, повелевавшего допускать детей и не препятствовать им приходить к Нему ( Мф.19:14 и др.). Счастливы и дети, имеющие таковых родителей и воспитателей. Отрадно видеть в здешнем углу города прекрасно устроенную многолюдную церковно-приходскую школу для детей местных обитателей; отрадно видеть и множество детей, учащихся в этой школе и поющих в местном храме. Но еще отраднее видеть сирот не только в этой школе учащихся, но призреваемых здесь, питаемых, одеваемых, при уходе за ними столь тщательном, что такого они не имели бы, быть может, если бы у них были родители. Кому слава, кому благодарение за все это? Прежде всего – Богу! Велико имя Христово! Сколько бедных людей питается этим именем! Сколько сирот воспитывается средствами, собранными во имя Христово! Сколько бедных людей, получающих милостыню Христа ради! Справедливо изречение старых людей, что Господь богатым дал на пропитание богатство, а бедным – Свое святое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010