312 В печатном издании Дневника дается уточнение; «В минувшую русско-турецкую войну (1877–1878 гг. – Примеч. ред.) греки опубликовали в константинопольских газетах, что русские иноки – заговорщики, что в их монастырях целые арсеналы и все они собираются для совещаний в Пантелеимоновском монастыре под председательством о. Иеронима, монастырского духовника. На Афон на военном корабле прибыл паша, осмотрел, перетрусил, но положительно ничего не нашел и настолько был очарован о. Макарием и престарелым духовником, что, поехавши в Константинополь, исхлопотал о. Макарию пред султаном высокий орден Меджидие» (Дневник студента. С. 90–91). 315 «Современные известия – политические, общественные, церковные, ученые, литературные и художественные» – ежедневная газета, издававшаяся в Москве с 1868 г. Издатель-редактор Н.П. Гиляров-Платонов . Издание прекратилось вследствие смерти издателя-редактора 13 октября 1887 г. 316 Формальным основанием для такого необычного разделения монахов по месту пострига являлся синодальный указ от 19 марта 1836 г., согласно которому «русские подданные, получившие монашеское пострижение на Афоне, в России не признаются, доколе не выполнят трехлетнего послушнического искуса в одном из российских монастырей» (РГИА, Ф. 797. Оп. 83. Д. 59, Л. 24). 318 Четьи-Минеи – сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Известны четыре сочинения этого рода. Первые русские Четьи-Минеи были составлены под редакцией святителя Макария, митрополита Московского (1428–1563), в бытность его архиепископом Новгородским. В них почти за каждым житием были приведены поучения или слова для чтения в день памяти святого. Существуют Четьи-Минеи Германа Тулупова из Старицы, составленные в 1627–1632 гг., и свящ. Иоанна Милютина, написанные в 1646–1654 гг. Четвертый, наиболее известный, сборник такого рода принадлежит перу святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651–1709). Его Четьи-Минеи, содержащие 13 томов, выдержали самое большое число изданий, см.: Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием: В 24 т. СПб., 1868–1917; Жития святых: В 12 кн. 1991–1994. Афонский патерик – сборник кратких житий и изречений святых подвижников Афона. Впервые издан на русском языке в 1860 г. афонским Пантелеимоновым монастырем, см.: Азария, мон. Афонский патерик или Жизнеописание святых во Святой Афонской горе просиявших: В 2 ч. СПб., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

3327. Дом Константинопольского патриарха Нектария (381–397) был сожжен арианами в 388 г. 3328. Сын императора Феодосия Аркадий, август с 383 г. 3329. Часть римского права, регламентирующая отношения между римлянами и чужеземцами. 3330. См.: Ириней Лионский, haer. 1. 1 ; Тертуллиан, adu. ualent.; блж. Августин, haeres. 11. 3331. Юпитер, Юнона, Аполлон, Диана, Минерва, Марс, Нептун, Венера, Церера, Либер, Меркурий, Вулкан. 3332. Память семи братьев Маккавеев отмечалась 1 августа. 3333. См.: Числ 21:21–31; 21. 1–3; Исх. 14:4. Цар. 25:1; 1Езд. 1. 3334. Ср.:2 Цар. 7:8–16. 3335. Имеется в виду узурпатор Магн Максим. 3336. После поражений под Сисцией (совр. Сисак в Хорватии) и Петавионом (совр. Птуй в Словении) Максим бежал в Аквилею. 3337. Речь идет об Андрагафии, который, оставив армию под Сисцией, возглавил морскую флотилию Максима. Узнав о смерти Максима, покончил с собой. 3338. Войско Феодосия состояло из готов, гуннов и аланов. 3339. Ср.: Рим. 5:6. 3340. См.: Лк. 7:43. 3341. Ср.: Суд. 6:28–31. 3342. Ср.: Ин. 8:18–19. 3343. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду указ от 388 г. (Cod. Theod. 16. 5. 14), запрещавший собрание еретических сект. – Примеч. пер. 3344. См.:4 Цар. 23:3–25. 3345. См. примеч. к epist. 73. 13. 3346. Комит Востока. 3347. Аркадий и Гонорий. 3348. Мятеж 387 г. в Антиохии с низвержением императорских статуй, которому посвящены знаменитые «Беседы о статуях» свт. Иоанна Златоуста. 3349. Узурпатора Максима. 3350. Написано в марте 386 г., во время конфликта между императрицей Юстиной, поддерживающей ариан, и свт. Амвросием. В ходе конфликта от святителя потребовали отдать одну из базилик арианам, см.: epist. 75а, 76, 77; блж. Августин, conf. 9. 7. См. также: Liebeschuetz. Р. 124–136. 3351. Арианский епископ г. Дуросторум (ныне г. Силистра в Болгарии) Меркурий по прибытии в Медиолан взял себе имя Авксентий в честь епископа–арианина Авксентия, предшественника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. 3352. Император Валентиниан I (364–375). 3353. См.: Сократ, hist. eccl. 4. 1; Феодорит, hist. eccl. 3. 16.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

367 С подлинника, написанного на отношении графа Д. А. Толстого. Опись 95, т. IV; докум. 369 См. Выше: Мнение митрополита Филарета о предприятии экзарха Стоиловича печатать в Константинополе церковно-богослужебные книги на славянском языке. 370 С собственноручного подлинника, хран. в архиве Св. Синода. Опись 29; докум. 4. Отношение, от 15 апреля, 1866г., за 2178, см. опись 105; докум. 5, с 2-мя приложениями под 5-а и 5-б. 371 Настоящее письмо есть ответ митрополита на отношение графа Д.А. Толстого, от 26 май, 1866 г., за 3197, в коем граф, вследствие депеши Н.П.Игнатьева, от 10–12 того же месяца, о возникшей в среде греческого духовенства мысли о том, чтобы вселенский патриарх обратился к Синодам Российскому и афинскому за содействием к разрешению греко-болгарской распри, просил митрополита дать своемнение, признает ли он, с своей стороны, означенную мысль удобоисполнимою и целесообразною. 372 Куза, Александр, князь румынский, с янв. 1859 г., под влиян. римско-катол. духовенства, в стремл. ослабить значение правосл. церкви, закрыл до 30 мон., конфисковал их имущества, прервал сношения с конст. патриархом, присвоив себе право назначать епископов. Епископы протестовали против таких самоуправн. действий Кузы, послед. чего и было сношение Св.Синода с патриархом константинопольским Софронием 3-м. В след. году Куза был изгнан из Румынии, и на престол избран принц Карл (8 апр., 1866 г.), ныне король румынский. 374 С собственноручного чернового подлинника, хран. в архиве Св. Синода. Опись 94; m.III; докум. 134. 375 Рафаил, природн. болгарин; некоторое время служил при еписк. Авксентии диаконом, и удален за безнравственность, после чего пристал к партии Цанкова; вместе с последним сопровождал Иосифа Сокольского в Рим, а по удалении Иосифа в Россию, сделался главою адрианопольской униатской общины; по его наущению униаты селения Гиокче-Бунар в 1862 г. выгнали димотийского митрополита, разорвали ему рясу и вырвали из бороды волосы. Рукоположение Рафаила в сан епископа совершено в Константинополе, в ноябре, 1865г. Для сего папою был нарочно прислан епископ Сембратович. На хиротонии присутствовало все австрийское посольство в полной форме. См 95, т. IV; докум 196 и 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

379 См. выше: Заметка митрополита Филарета, по прочтении депеши посланника нашего в Константинополе о тяжкой болезни бывшего епископа болгарского Авксентия. 380 Григорий 6-й, с 10 февр., 1867 г., вторично: в авг., 1871 г. отказался от престола; † 1882 г., подр. см. о нем «Совр. церк. Вопросы», Т.И. Филиппова, 1882 г., ч.I, и Русск. Вестн. 1882 г., июнь, стр 822–824. 383 6-го января, 1848г., папа Пий IX издал на имя титулярного сидонского митрополита энциклику «litterae ad orientales», в коей приглашал восточных христиан соединиться с римскою церковию, принять учение об исхождении Св. Духа и от Сына и признать главенство папы, обещая при этом сохранение всех их догматов, обрядов и чина богослужебного. На эту энциклику восточные патриархи: Анфим константинопольский, Иерофей александрийский, Мефодий антиохийский и Кирилл иерусалимский ответили окружным посланием, в котором писали, что восточные христиане не могут довольствоваться обещаемою терпимостию в догматах и обрядах, и желают пересмотра и перемены многих нововведений римской церкви. «Не православие ценится по кафедре, а кафедра получает значение о православия», писали, между прочим, патриархи. «Нет столь святой кафедры, которая бы не подлежала возможности впасть в заблуждение; и папы и патриархи могут подлежать анафеме.» См. лет. церк. соб. стр. 800–801. 384 Кирилл, (Наумов), магистр XVIII курс, с.-петерб. дух. ак., еписк. мелитопольский, начальн. дух. миссии в Иерусалиме с 13 окт., 1857 г.; отозван 22 июня 1863 г.; †10 февр., 1866 г. 386 Разумеется проект патриарха Григория VI, состоявший из 18 статей. Подроб. см. «Совр. церк. вопросы», г. Филиппова, стр. 58 и далее. 387 См. выше: Мнение митрополита Филарета о несогласиях между греками и болгарами по церковным делам. 388 С собственноручного чернового подлинника, хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 95; m.V; докум. 238. Читать далее Источник: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1899. - XXIV, 396 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

39 Партия грека-владыки – это зажиточные и старейшие горожане, составляющие при митрополии «димогеронтию», народный совет, в подражание патриаршему в Константинополе, ведающий судные дела селян и денежные владычные сборы. 40 Александр Ласкарис, иеродиакон греческой церкви в Пере; в 1858 году поступил в С.-Петербургскую академию и в 1860 году, по распоряжению своего начальства, отправился за границу для учебных занятий; скончался в сане митрополита Сисанийского, в Македонии. 41 Примечание А. В. Рачинского к стр. 167). – Стефан Богориди (греч. Вугоридис) – богатый молдавский фанариот, турецкий сановник, князь Самоский (сын его соперничал с Алекою Куза в достижении молдо-влашского княжества). Старик, сознав ли на старости свое болгарское происхождение или чтобы приобрести сторонничество болгар, был первым сильным ходатаем пред Портою за болгар: он же пожертвовал константинопольской болгарской общине свой дом в Галате, недалеко от патриархии в Фанаре, – дом, послуживший почвою и основным камнем для болгарских в Константинополе церкви и училища. В этом доме начались и продолжались собрания болгар. Здесь жили первые епископы болгар: Стефан Ковачевич, Иларион Макариупольский, Авксентий Костендильский; отсюда же посвященный во епископа Полянинского архимандрит Парфений отправился в свою епархию. Неискренность патриархии в назначении первых болгарских епископов видна из характера назначенных. Ковачевич оказался недостойным проходимцем и постыдно умер. Илариона возвели в сан епископа с титулом небывалой «Макариупольской» епархии: на него же потом жаловался патриарх Иоаким, что он эпилептик и ученик еретика. Каириса-Авксентия, переводили из епархии в епархию и уже ослабленного годами и болезнями назначили болгарам с титулом «Костендильского». Назначения истинно достойного – смиренного Парфения – посольство наше достигло с невероятными затруднениями. Анфим, бывший впоследствии экзархом болгарским, должен был притворяться и искусно притворялся в Халкинском богословском училище ярым грекоманом, так что шумленцы во все время пребывания его их титулярным, ни разу его не принимали. Впрочем, неприятие много зависело от влияния на шумленских старшин американских методистов, которые успели учредить в Шумле гражданскую общину, ведавшую церковными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

405 Видимо, имеется в виду великий молебный канон «Скорбных наведени…», который не читается, а целиком поется, или канон Божией Матери «Параклитикос». 406 Фондаричный – искаженная форма от «архондаричный» (гостиничный) – монах, заботящийся о питании и ночлеге паломников. 408 Йованович Милой окончил КДА в 1853 г. со степенью магистра богословия. 29.03.1853 г. пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре с именем Михаил. 12.04.1853 г. рукоположен во иеродиакона, а 16.04.1853 г. – во иеромонаха. В 1869 г. он посетил Киев в связи с 50-летием преобразования Киево-Могилянской академии в Киевскую Духовную академию, тогда же был избран ее почетным членом. Митрополит Михаил много сделал для освобождения своей родины. Однако уже первые годы независимости Сербии (1878) были омрачены посягательством Скупщины (выборного представительного органа государственной власти) на права Православной Церкви. Против этого горячо восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 г. был удален проавстрийски настроенным королем Миланом с митрополичьего престола и на несколько месяцев посажен в тюрьму. Митрополит вынужден был жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В июле 1883 г. прибыл на Афон, где в августе того же года освятил главный храм русского скита «Новая Фиваида» в честь всех Афонских святых. 410 Афонской академией (Афониалой) называлось училище, преобразованное в 1752 г. из духовной школы, открытой ватопедскими монахами (1746–1748). В 1754 г. вблизи Ватопеда было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся, Училище стало крупнейшей греческой школой на территории Турции. Здесь преподавали знаменитые греческие богословы: Евгений Булгарис, Афанасий Паросский, св. Косма Этолийский и др. Во время греческого восстания 1821 г. здание училища было разрушено. 411 В июле 1753 г. училище возглавил Евгений Булгарис (Елевферий Булгар, 1716–1806), получивший образование в Янине у Афанасия Анфракитиса, а затем в Падуе, где он изучал богословие и философию. С 1767 г. – референдарий (чиновник по особо важным делам) Константинопольского патриарха. В 1772 г. был приглашен ко двору Императрицы Екатерины II и назначен библиотекарем при дворе. С 1775 г. – архиепископ новоучрежденной Славенской и Херсонской кафедры. С 1779 г. на покое, член ИСПбАН.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

412 Известность Евгения Булгариса привлекла в училище новых учеников, и к концу 1753 г. количество их выросло с 20 иноков до 70, а в 1758 г. – около 200. Однако «из-за светского уклона обучения» деятельность Евгения Булгариса вызывала недовольство афонских старцев и Константинопольского патриарха Кирилла V, который в то время находился на покое и проживал на Афоне. 16.02.1859 г. Евгений Булгарис вынужден был покинуть Афон, а училище возглавил Николай Зерзулис, до этого преподававший математику в Патриаршей школе в Константинополе. Постепенно училище пришло в упадок и в 1799 г. прекратило свое существование. См.: Афон/ПЭ. Т. 4. С. 128. 413 Качание в песке – имеется в виду так называемое «купание в песке» в жаркую погоду животных, птиц. 416 Согласно еп. Порфирию (Успенскому) , постройка Ватопедской церкви началась в 383 г. в память спасения от потопления не сына, а племянника императора Феодосия. Тогда же около Ватопедской церкви за высокой оградой были построены помещения для клириков, описанные в начале V в. преподобными Варнавой и Софронием как монастырь, но не иноческий, а так называемый клерикальный. В нем проживали священники, дьяконы, чтецы, певцы афонского города Диона (Ватопедиона), все неженатые, но не принимавшие монашеских обетов, так как в то время Афон находился под священноначалием Солунского епископа и Римского папы. См.: Там же. С. 46–65). Аркадий Флавий (377–408), сын Феодосия Великого, византийский император (с 395 г.), коронован в 383 г. 418 По мнению еп. Порфирия (Успенского) , речь идет о племяннике императора Феодосия, который во время путешествия из Рима в Константинополь на торжество по случаю провозглашения Аркадия Августом (16 января 383 г.) попал в страшную бурю недалеко от Афона. Спасшийся у Ватопедской пристани от угрожавшей ему опасности, он сухим путем прибыл в Константинополь. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 2. С. 46–65. 419 Епископ Порфирий (Успенский) объясняет название обители иначе, ссылаясь на старинные афонские и даже ватопедские дееписания, в которых начиная с XI в. и до XVI в. ватопедская обитель писалась как Βατοπεδου, что значит Ватова равнина (см.: Там же. С. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

480 Архимандрит Зографской обители Анатолий – главный из проэстосов Зографа, албанец, имевший российское подданство, так как провел в России около 20 лет, находился при миссии в Афинах; был награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 3-й степени (см.: Письма Святогорца, С. 326; Муравьев А.Н. Письма с Востока. С. 267). 482 Речь идет об архиепископе Павле (Лебедеве Петре Васильевиче, 1827–1892). С 23.06.1871 г. – епископ Кишиневский и Хотинский; 1.04.1879 г. возведен в сан архиепископа. Получил прозвание «апостола Бессарабии». Архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1882–1887), член Св. Синода. 483 [настоящего экзарха Грузии, а тогда бывшего архиепископом Кишиневским] – восстановлено по: Там же. С. 143. 484 Хронологическая неточность: Лев (Флавий) VI Философ (866–912), византийский император с 886 г. 485 По зографскому преданию, монастырь основал в X в. тремя братьями-монахами Моисеем, Аароном и Иоанном, выходцами из Охриды (см. примеч. к гл. III, л. 48 – ссылка 477). 486 На основании древних арабских рукописей еп. Порфирий (Успенский) считал, что монахи из Фануилевого монастыря близ Лидды (в Сирии) в 1094–1095 гг. переселились на Афон в старый Зограф и принесли с собой досточтимую икону святого великомученика Георгия, опасаясь поругания и мести мусульман, которым угрожали крестоносцы. В 1099 г. церковь св. Георгия, в которой находилась икона, была разрушена мусульманами, чтобы крестоносцы не воспользовались ее деревянными стропилами для постройки осадных машин. См.: Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие. С. 249–252. 489 Подробнее см.: Путеводитель по Святой Афонской горе и указатель ее святынь и прочих достопримечательностей, 5-е изд. М., 1888. С. 54–57. 493 Иоанн XI Векк, патриарх Константинопольский (1275–1282), при поддержке которого византийскому императору Михаилу VIII Палеологу (1261–1281), рассчитывавшему на политические выгоды от сближения с Западом, удалось провести в Византии церковную унию, принятую на Лионском соборе (1274), с признанием первенствующей роли римского папы и с введением в Символ веры filioque (об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына Божия).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

580 В печатном издании Дневника после этих слов следует: «Он после долгой борьбы с собою и мучившими его бесами обратился на истинный путь; вместе с этим он обратил в лоно Православной Церкви около 1000 человек, совращенных им прежде в сектантство („...всех нами убежденных во всех местах, по данным нам ими подпискам, оказалось до 700 человек (Вразумление. С. 44). – Примеч. ред.]. После этого (нынешний) о. Паисий сделался ревностным христианином, стараясь принести Богу плоды достойного покаяния. Но хотя совесть его и очищена была покаянием, полного мира в своей душе он не находил, ревность о спасении не покидала его, и он, оставив свою жену, пошел на Афон, где и подстригся в монахи. Это было в 1866 году. По прошествии некоторого времени старцы, видя в нем влиятельного человека, послали его на послушание в константинопольское подворье, как центральное [ср.: Вразумление. С. 44–45. – Примеч. ред.]. Послушание его теперь состоит в том, чтобы вразумлять подобно ему заблудших богомольцев, отправляющихся на поклонение в Иерусалим или на Афон. Он говорил нам, что иногда по целым ночам беседует с заблудшими, которых очень много бывает, и большею частью успевает в обращении их» (Дневник студента. С. 193). 582 Л.98 об.– 129 пустые. На л. 129 о., автором сделаны приписки: «Барский говорит: в Ватопеде «... библиотека великая, яже тогда имеяше близ двух тысящей книг различных, рукописных же и печатных, кожаных же и бумажных, ветхих и новых, еллинских, латиногреческих и латинских, духовных же и внешних, еще же и неудобообретаемых, яковы суть Исаака Сира, Симеона Новаго Богослова , и прочих сим подобных в печать греческую еще не произведенных…» (Барский, Ч. 2-я. 1785 г. 632 стр.). (Имеется в виду: Григорович-Барский В.Г. Пешеходца Василия... 1785. Ч. 2. С. 632.) В Московской Синодальной библиотеке хранится весьма значительное числи древних афонских рукописей, которые были приобретены всего более патриархом Никоном . Патриарх Никон собирал древние рукописные книги (прежде всего греческие) для исправления по ним новых изданий богослужебных книг (знаменитая «книжная справа» Никона). Основную часть их (около 500) привез в 1655 г. с Афона иеромонах Арсений (Суханов) ; еще несколько десятков преподнесли патриарху Никону в последующие годы представители афонских монастырей, приезжавшие за милостыней. Самая древняя рукопись – Евангелие VII–VIII вв,, остальные относятся к IX–XVII вв. Кроме богослужебных книг, здесь встречаются духовно-нравственные сочинения и даже труды античных авторов, явно не имеющие отношения к «книжной справе». См.: Белокуров С. Собрание патриархом Никоном книг с Востока. СПб., 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

5 Марта, 1861 г. 253 О болгарском деле по сведениям, от 7 февраля, полученным уже после отлучения епископа Илариона 254 I. В письме папы сказано, что «многие духовные и светские болгары» обратились к нему c письмом о присоединении к римской церкви. Чистая ли это истина? Унию приняли 1 архимандрит, 1 иеромонах, 1 священник и 1 диакон, и ни одного епископа. Это не многие духовные. Но если (дабы слово непогрешительного было без погрешимости) предположить, что письмо к папе подписали и епископы Иларион и Авксентий, то как согласить сие с сведением, что Иларион подписал и адрес к евангелическому союзу; и то и другое как согласить с известием, что он решился держаться в пределах православия? Надобно ожидать, не выяснится ли направление Илариона, после того, как он узнал о произнесенном на него отлучении от церкви. II. Примечательно, что папа в письме своем высказывает от имени болгар все свои преимущества, и называет римскую церковь не только «матерью», но и «госпожою» или «хозяйкою» (maitresse) всех прочих церквей, представляя таким образом все прочие церкви домочадцами или рабами римской церкви. Вот куда пришли болгары путем искания независимой иерархии. III. Болгары просят Порту дать им отдельную иерархию под начальством «архиепископа всех болгар», имеющего пребывание в Константинополе. Кто же даст благословение архиепископу всех болгар быть в сем звании? Турецкое правительство? Итак, болгары хотят, чтобы высшим источником их иерархии была магометанская власть? Скажут: патриарха константинопольского утверждает же турецкое правительство. Это совсем иное. Патриарх существует на древнем церковном основании. Лицо патриарха избирается церковию. Утверждение со стороны турецкого правительства здесь означает только то, что оно избранного, по существующим церковным правилам патриарха, и с своей стороны признает и допускает действовать. Но «архиепископ всех болгар» до сих пор не существует. Его надо будет создать, что, по церковным правилам, может сделать только патриарх с синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010