На верхней части противоположной стены – 3-й Вселенский Собор, Эфесский, на котором присутствуют Святые патриархи: Кирилл Александрийский , Иувеналий Иерусалимский Акакий Милетинский, Преподобный Авксентий, Далмат игумен и другие. Патриарх Александрийский Кирилл осуждает несторианскую ересь. На заднем плане картины видны удаляющиеся с собора еретики. На нижней части этой (южной) стены 4-й Вселенский Собор, Халкидонский в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии. На соборе участвуют Святые: Григорий Нисский , Преподобный Авксентий, патриархи: Анатолий Константинопольский Иувеналий Иерусалимский. Св. Анатолий опровергает лжеучение Евтихия, и собором утверждается догмат о соединении во Христе Божества и человечества неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно. На верхней части восточной стены – 5-й Вселенский (Константинопольский 2-й) Собор, на котором заседали: Евтихий патриарх Константинопольский, Аполлинарий патриарх Александрийский, Домн патриарх Антиохийский, епископ Сосузы, представитель Евстахия Иерусалимского и другие Святители. На нижней части этой стены – 6-й Вселенский (Константинопольский 3-й) Собор. Вблизи императора Константина, Погоната восседают: Св. Георгий патриарх Константинопольский, папские местоблюстители Феодор и Георгий, Стефан Светильник, Проклий Понтийский, Иоанн Афинский, Андрей Критский и другие. Этот собор постановил признавать во Христе две воли. На верхней части западной стены – 7-й Вселенски! (Никейский 2-й) Собор, на котором присутствуют императрица Ирина и сын ее император Константин и Святые: Тарасий патриарх Константинопольский, патриархи восточные местоблюститель папы Римского Петр и епископ Петр. Император Константин держит икону Спасителя, а императрица Ирина – икону Богоматери. Один из Святителей показывает хартию, на которой написано: «Аще кто не поклонится иконам и честному кресту, анафема да будет». На нижней части этой стены – поместный Константинопольский собор, на котором присутствуют императрица Феодора и отрок Михаил, держащие в руках иконы, Мефодий патриарх Цареградский, Преподобные Арсений, Иоанн и Исаия. Придел во имя Св. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11) Из проживающих в Константинополе именитых православных болгар имеют быть избираемы и определяемы некоторые в епитропии патриархии и другие общественные учреждения. 12) Для воспитания детей, обретающихся в столице православных болгар, и изучения их собственного языка будет устроена приготовительная школа в ограде болгарской церкви, под надзором патриархии. 13) Отправляемыя к митрополитам, епископам и христианам, находящимся в чисто болгарских епархиях, официальные по церковным делам бумаги имеют быть писаны по-гречески и по-болгарски. 14) Патриархия имеет приложить все потребное тщание к скорейшему разбору и решению представляемых ей основательных прошений и предложений со стороны болгар. 15) В случае нужды имеют быть посылаемы от патриархии достойные духовные лица для ревизии действий находящихся в Болгарии митрополитов и епископов, равно как и всех вообще духовных лиц и учителей, а также и для исправления могущих открыться проступков их и опущения». 257 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, T.II; докум. 73. Копия с этого мнения хранится в азиатск. департ. министр. иностр. дел, 128. 258 Записка эта вызвана письмом князя А. Б. Лобанова-Ростовского, 28 февраля– 12 марта, и депешею его от того же числа, кои были переданы митрополиту Филарету, для прочтения, графом А. П. Толстым. 259 Г. Теплов, в своем исследовании «Греко-болгарской церковный вопрос», говорит, что патриарх, по возвращении Илариона и Авксентия из ссылки в Константинополь, «пробовал мириться с ними и предлагал даже епархии, лишь бы они просили прощения» (стр. 420), а патриарх Анфим 6-й, вступивший на патриар. престол, после Григория 6-го, 9 сентября, 1871 г., при встрече болгарск. депутации, во главе которой стоял Иларион, «обнял Илариона» (стр. 824). 260 Собор, осудивший Илариона, Авксентия и Паисия, состоял из двадцати семи лиц. В нем участвовали настоящие и бывшие патриархи константинопольские; Иоаким 2-й, Григорий 6-й и Анфим 6-й, а также патриархи: александрийский Каллиник, антиохийский Иерофей и иерусалимский Кирилл 2-й. См. депешу кн. Лобанова, от 28 февраля, в бум. м. Филарета, 95, т. II; док. 74–75. По письму архимандрита Антонина, от 6 марта, к графу А.П. Толстому, в соборе принимали участие шесть вышеназванных патриархов, двадцать один митрополит и шесть епископов. Там же, док. 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

77 Простота и ясность пророческой речи противопоставляется изысканности литературного «аттического» стиля, модного в поздней Византии. 78 А вот и образец «высокого стиля» от самого Феоктиста (в данном случае – заимствование у Пселла). Michael Psellus. Oratio in decollationem Ioannis Baptistae 331//Michaelis Pselli orationes hagiographicae/ed. E. A. Fisher. Stuttgart; Leipzig, 1994. P. 306 (ε μν ρασσομνη ε δ ρηρεισμνη). 79 Вероятно, автор здесь уподобляет созерцание математическим наукам, которые в философских школах античности (пифагорейцы, платоники) являлись науками, предваряющими занятия собственно философией. 80 Энтелехия – термин аристотелевской метафизики, полное осуществление цели, реализация потенции. 81 Ирида – богиня радуги, посредница между богами и людьми. В издании Пселла речь идёт об Эриде. 82 Греч. ορανθεν, но у Пселла ορανθι, что гораздо естественнее; Michael Psellus. Oratio in decollationem Ioannis Baptistae 350–351//Op. cit. P. 307 (σπερ τν ριν μθος π γς βανειν κα ορανθι στηρζειν μυθεεται κεφαλν). 84 Восхваление аскетических добродетелей святого, начиная со слов: «грязный, с немытыми ногами...» и до этого места является переработкой довольно большого отрывка из «Слова на усекновение главы Иоанна Крестителя» Михаила Пселла (Michael Psellus. Oratio in decollationem Ioannis Baptistae//Op. cit. P. 290–323). 85 Κατορθματα – в ц.-сл. «исправления», то есть дела добродетели, выполняемые со многим трудом и старанием. 86 Гора Св. Авксентия (также Скопа, ныне Хейшда, Турция) – гора в 12 км к юго-востоку от Халкидона, часть Вифинского Олимпа. С V в. здесь существовало несколько монастырей. В XII–XIII в. значимый монашеский центр; См.: Крюков А. М. Авксентия святого гора//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 147. 88 Об этих подвижниках, наряду со свв. Афанасием и Феолиптом, упоминает свт. Григорий Палама как о предшественниках исихазма: «Мужи, свидетельствовавшие незадолго до нас и отличившиеся силой Святого Духа... Я говорю о богослове... Феолипте, предстоятеле Филадельфийской Церкви... об Афанасии, который много лет украшал патриарший престол и мощи которого почтил Господь; о Ниле, приехавшем к нам из Италии, соревнователе великого святого Нила; о не уступающих ему ни в чём Селиоте и Илии; об удостоившихся пророческого дарования Гаврииле и другом Афанасии» (Gregorius Palamas. De hesychastis I, 2, 12//PG. 150. Col. 1116CD. Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер., послесл. и комм. В. Вениаминова. М., 1995. С. 53). Об Илии и Ниле Итале ничего больше не известно; Афанасий Липентрин (или Лепендрин; Λιπεντρηνς, Λεπενδρηνς), который, по всей вероятности, может быть отождествлён с «другим Афанасием» из цитаты свт. Григория, – один из будущих лидеров арсенитов (сторонников изгнанного императором Михаилом VIII патриарха Арсения Авториана), состоявший в переписке с патриархом Григорием II Кипрским .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в Константинополе на Пасху по требованию богомольцев Епископ Иларион Макариопольский во время Пасхальной св. Литургии на Великом входе не упомянул имя Вселенского Патриарха, а произнес каноническую формулу отделения «всякое епископство православное» и тем провозгласил отделение Болгарской Церкви от Вселенской Патриархии. Одна за другой все болгарские церковные общины по всей Болгарии последовали его примеру и отделялись от Вселенской Патриархии. К Епископу Илариону Макариопольскому присоединились епархиальные Архиреи – Митрополит Авксентий Велешский, Митрополит Паисий Филиппопольский (Пловдивский), грек по происхождению, и Митрополит Гедеон Софийский, тоже грек. Высокая порта была засыпана заявлениями болгарских городов и сел, что они отделяются от Патриархии. На созванном соборе 24.11.1861 г. Вселенская Патриархия лишила архиерейского сана Илариона Макариопольского, Авксентия Велешского и Паисия Пловдивского и по ее настоянию турецкая власть сослала их в заточение. Митрополит Софийский Гедеон тоже поплатился церковным заточением. Перед отъездом в ссылку Епископ Иларион и Митрополит Авксентий обратились с «Заветом к болгарскому народу», в котором завещали болгарам не прекращать борьбу за восстановление Болгарской Церкви, не уклоняться ни налево к католицизму, ни направо к фанариотству и не покоряться Вселенской Патриархии, но идти прямым путем Божией правды верности к Православию и к Православной Церкви. Тем временем католики, чтобы не упустить добычу, поспешили подтолкнуть своих последователей объявить унию. 18 декабря 1860 г. пятеро духовных лиц и около 180 человек болгарских ремесленников в Константинополе подписали письмо к Константинопольскому католическому архиепископу с заявлением, что желают заключить унию с Римско-католической церковью. Папа Пий IX ответил положительно на их заявление и пригласил болгарскую делегацию в Рим, где 8.IV.1861 г. рукоположил малограмотного и недалекого архимандрита Иосифа Сокольского (бывшего гайдука) во униатского «архиепископа болгарского и апостолического наместника для болгарских униатов» и его обрядили в схиму (!).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если, таким образом, житие Парфения Лампсакского показывает нам целую ответственную, перед правительством, общину красильщиков пурпурных тканей, выделка которых составляла государственную монополию, то житие пр. Авксентия (V в.) ведёт нас в константинопольские мастерские шёлка, сосредоточенные в части города, называвшейся Βαττοπóλιον 783 . Перед нами уже не обширные мануфактуры, а скромный ремесленный труд мастеров шёлкового дела, вероятно, предшественников тех серикариев, о которых в X веке говорит Устав Эпарха, и которые работали в своих ργαλεοις с наёмными рабочими или рабами, образовывая особую коллегию, и выделывая только низшие сорта шёлковых тканей 784 . Подобно им, мастера, изображённые в житии Авксентия, работают в своих эргастериях с помощью наёмных подёнщиков, причём нередко страдают от безработицы до такой степени, что вынуждены закрывать мастерские. Высшие сорта шёлковых тканей, и особенно пурпур, как в IV, так и в последующих столетиях, выделывались исключительно в царских мануфактурах. Житие патриарха Антония Кавлея из X в. называет нам одного из управляющих этими мануфактурами (τς βασιλεου τν σηρν στουργας) 785 , а в книге «De ceremoniis» не раз упоминаются «управляющие мастерскими» (ρχοντες τν ργοδοσων) 786 , причём, несомненно, имеются в виду те самые царские монополии пурпура и шитых золотом тканей или парчи, о пожаре которых сообщает Феофан под 793 годом. Другими центрами шёлковой индустрии, кроме Константинополя, являлись Пелопоннес и Фивы. Мы уже приводили замечательное место из жития пр. Никона Метаноите показывающее, что в Спарте в X в. существовала значительная еврейская община, члены которой являлись особенно искусными мастерами по отделке шёлковых тканей 787 . Диалог «Тимарион» указывает на ту видную роль среди товаров Солунской ярмарки, которую играли шёлковые φσματα из Виотии и Пелопоннеса 788 . Вениамин Тудельский, как мы уже говорили, пишет, что в Фивах жило до 2.000 опытнейших по всей Греции серикариев-евреев. Цеца восхваляет прозрачность, блеск и лёгкость фиванских тканей 789 . Оттон Фрейсингенский, в качестве центров шёлковой индустрии в Греции, кроме Фив, называет также Коринф и Афины 790 . Наконец, Михаил Акоминат сообщает интересные подробности о добывании пурпурных раковин на острове Кеос, куда за ними приезжали купцы из Халкиды, Афин и Каристы 791 . Этими известиями, насколько мы можем судить, исчерпываются наши познания о текстильных промыслах в Византии. Чтобы покончить вообще с ремёслами, так или иначе относящимися к изготовлению одежды, следует отметить молчание и агиографических, и, кажется, всех прочих источников, касательно портняжного ремесла. Конечно, это молчание объясняется вполне случайными причинами. Портные и их эргастерии, несомненно, существовали в византийских городах, и сообщение Палладиева Лавзаика о том, как один «мирской портной» (ρπτης κοσμικς) приходит наниматься в женский монастырь 792 , является достаточно убедительным в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл , во второй раз. Вторичного патриаршествования Кирилл достиг следующим образом. В окрестностях Никомидии скитался некто Авксентий, обманщик, выдававший себя за монаха и за пустынника и чудотворца. Его-то послал Кирилл в Константинополь и обманом стал там проповедовать, как вдохновенный Богом, перекрещивание всех, обращающихся в православие из какой бы то ни было ереси, возбуждал народ против патриарха Паисия, как латиномысленного и армянина по вере и одного только Кирилла провозглашал законным и истинным патриархом. Народ взволновался и бросился в патриархию, с бесчестием изгнал Паисия и возвел, с соизволения султана, Кирилла. После этого Авксентий и двое из его последователей повешены правительством, как возмутители общественного спокойствия, а Кирилл, едва успокоив гнев султана подарком в 250 тысяч пиастров, получил повеление, в силу которого заставил их принять новые постановления о перекрещивании. Но, как говорится, нет худа без добра, – и «этот патриарх Кирилл сделал дело достохвальное, приносящее большую честь и ему, и всему духовенству; именно, он учредил на Афоне, при общем содействии духовенства и мирян, патриаршескую греческую школу (γυμνασιον), пригласив туда учителем философии ученого и благочестивого Евгения Булгариса, который содействовал возрождению наук в Греции своими переводами на греческий язык лучших по тогдашнему времени руководств к логике, метафизике, богословию и риторике. Сначала приснопамятный Евгений учил в Янине, а оттуда перешел в македонский город Козану и там, распространяя образование в народе, в то же время приготовлял для него и будущих наставников. Из Козаны он был приглашен на Афон, где нашел и сотрудника, наставника эллинской словесности, приснопамятного Неофита Грамматика, саном иеродиакона, родом из Пелопоннеза, знатока эллинской словесности и многоученого. Впрочем, эта афонская школа существовала только пять лет (1753–1758). Потом она была уничтожена, потому что Неофит отказался от учительства, а Евгений был приглашен в константинопольское высшее училище. Но ученики афонской школы разнесли во многие места Греции неугасимый свет учения. А Кирилл, патриаршествовав 5 лет, низложен с престола и сослан на Афонскую гору, где богоугодно провел остаток жизни, безмолвствуя и умилостивляя Бога покаянием 65 . Преемником же Кирилла был 1757 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свидетельства Палладия позволяют утверждать, что ряд епископов Иллирика, Фракии и Италии был объединен в конце IV в. в рамках своеобразной коалиции. Ее члены воспринимали себя как представителей истинной Кафолической Церкви, противоборствующей добившимся признания своей ортодоксальности со стороны императорской власти еретикам – омоусианам: «И хотя ты (т.е. свт. Амвросий) таким образом упомянул Авксентия, что не уточнил, о ком ты говоришь, о ныне здравствующем ли, т.е. об (Авксентии) Доросторском, или об (Авксентии) Медиоланском, который почил, не получив себе преемника, однако да станет тебе известно, что как Палладий Ратиарский, так и Авксентий среди других союзников святого, достойного всяческого почтения и преданнейшего вере учителя Демофила, где бы ни было угодно организовать дебаты, с помощью всемогущего Бога, даруемой через единородного Его Иисуса Бога нашего, не уклонятся от участия в славном и спасительном состязании». 1023 В 380 г. Демофил, сначала епископ Берои, а затем преемник Евдоксия на константинопольском престоле, был изгнан императором Феодосием из восточной столицы Империи, после того как отказался поставить подпись под никейским символом. 1024 В то же время, как видно из приведенного выше отрывка, именно Демофила Палладий воспринимает в качестве главы того течения, к которому он сам принадлежит. Остальные правоверные епископы для Палладия – это consortes Демофила. В качестве главы «арианского» течения бывший константинопольский епископ де факто был признан и Феодосием, поскольку именно он представлял «ариан» на т.н. «соборе ересей» созванном императором в Константинополе в 383 г. 1025 Объясняется ли лидирующее положение Демофила в среде епископата Балкано-Дунайского региона исключительно тем обстоятельством, что он занимал ранее константинопольскую кафедру и продолжал восприниматься своими сторонниками как законный епископ восточной столицы Империи, или здесь определяющую роль играли его личные качества и авторитет, установить не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Барабанов Н. Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в.//Византийский временник. 1989. Т. 50. С. 139–146. Бармин А. В., Буганов Р. Б. Иоанн XI Векк//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 489–492. Беляева E. Г., Масиэль Санчес Л. К. Адрианополь//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 325–326. Бернацкий М. М. Иосиф Калофет//ПЭ. 2011. Т. 26. С. 42–43. Буганов Р. Б. Иоанн XII//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 492. Вишняк М. А. Личность святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского согласно его житию, составленному Феоктистом Студитом. Магистерская диссертация. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2014. Жаворонков П. И. Андроник II Палеолог//ПЭ. 2001. Т. 2. С. 417–418. Жаворонков П. И. Византийская империя. Исторический очерк. II. Время Палеологов//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 158–161. Каждан А. П. Рецензия на: The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials/an Edition, Translation and Commentary by A.-M. M. Talbot. Washington, 1975//Византийский временник. 1978. Т. 39 (64). C. 252–255. Крюков А. М. Авксентия святого гора//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 147. Макаров Н. А., Гайдуков П. Г., Седов Вл. В., Бейлекчи В. В. Печать Константинопольского патриарха Афанасия из Переславского Спасо-Преображенского Собора//Российская археология. 2015. 4. С. 196–202. Мейендорф И. , протопр. История Церкви и восточно-христианская мистика/сост. и общ. ред. И. В. Мамаладзе. М.: Институт ДИ-ДИК, 2003. Мейендорф И. , протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение/пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. Изд. 2-е, испр. и доп. для русского перевода. СПб.: Византинороссика, 1997. (Subsidia byzantinorossica; т. 2). Острогорский Г. А. История Византийского государства/пер. с нем. М. В. Грацианского, ред. П. В. Кузенкова. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Попов И. Н. Афанасий III (II) Синаит//ПЭ. 2002. Т. 4. С. 50. Попов И. Н. Иоанн IV Дука Ласкарь//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 595. Попов И. Н. Латрос//ПЭ. 2015. Т. 40. С. 170–174.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Литература: Творения святителя Епифания, епископа Кипрского. Ч. 1–4. М., 1880–1881. Ч. 5–6. М., 1882–1886. – Творения святых отцов в русском переводе, изданные при Московской Духовной Академии. Т. 42, 44, 46, 48, 49. Святитель Герман, Патриарх Константинопольский Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из самых знатных сенаторов, был убит по приказу завистливого императора Константина Погоната (668–685), а мальчика Германа оскопили и отдали на обучение монахам. Еще в отрочестве он глубоко изучил Священное Писание. Когда же достиг совершеннолетия, то за святость жизни был поставлен епископом города Кизик. Вместе с Патриархом Константинопольским Киром он бесстрашно противостоял монофелитской ереси. Император-еретик Филипп Бардин (711–715) изгнал их обоих из страны. Вскоре правитель умер, скончался вдали от родины и Патриарх Кир. На Константинопольский патриарший престол был возведен святой Герман. За свои подвижнические труды и верность Святой Церкви он удостоился от Господа дара провидеть будущее. Когда святитель Герман входил в храм во Имя Святой Софии Премудрости Божией, чтобы совершить свое первое патриаршее Богослужение, к нему подошла беременная женщина Анна и сказала: «Благослови, отче, зачатое в моем чреве». Патриарх взглянул на нее и ответил: «Да благословит тебя Господь молитвами святого первомученика». Этими словами он предсказал, что у нее родится мальчик, соименный святому первомученику Стефану. Вскоре Анна родила мальчика и назвала его Стефаном. Возмужав, он стал иноком и подвизался на Авксентиевой горе, а позже мученически пострадал за святые иконы (память 28 ноября) в правление нечестивого императора Константина Копронима (741–775). Дальнейшая жизнь святителя Германа прошла под знаком непримиримой борьбы с ересью иконоборчества. Эта ересь возникла при императоре Льве Исавре, который, будучи ее убежденным сторонником, прилагал большие усилия к ее распространению. Он приказал удалять из храмов иконы и сжигать их. Святитель Герман неоднократно увещевал императора. Во время одной из бесед с ним он сказал: «Вселенские Соборы повелели нам не истреблять, но почитать святые иконы. Я готов пролить кровь за образ Христа моего, Который пролил Свою кровь, чтобы обновить падший образ моей души. Бесчестие, которое ты наносишь образу Христову, прямым образом относится и к Самому Христу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1190 г. 117) Леонтий Аскет, из игуменов обители апостолов, находящейся на холме св. Авксентия. Император Исаак дал ему имя Феотокия (Богородичный), уверяя с клятвою, что сама Пресвятая Богородица во сне явила ему Леонтия и повелела избрать в патриарха. Впрочем, патриаршество его продолжалось только семь месяцев. 1191 г. 118) Досифей, родом венецианец, из иноков монастыря Студийского, произведенный в патриарха иерусалимского, откуда с согласия императора Исаака поступил на престол церкви константинопольской. Сие последнее обстоятельство послужило предлогом для архиереев церкви константинопольской низложить его, как восхитителя чуждого престола. Приговор этот опять утвержден императором Исааком. 1193 г. 119) Георгий , Ксифилин, из великих сосудохранителей. При нем, 1195 г., воцарился Алексей Ангел Комнин, ослепив и заключив в темницу брата своего Исаака, но и сам умерщвлен 1203 г. Алексеем , сыном Исаака, который, в свою очередь, лишен жизни Алексеем Дукою – Марцуфлом, ослепленным и потом убитым латинянами 1204 г. Правив 6 лет и 9 месяцев, блаженный Георгий мирно почил во Господе. Спустя два месяца на его место производится 1199 г. 120) Иоанн , Каматер, из диаконов и хартофилаксов. Он правил кормилом церкви четыре года, т. е. до 12 апреля 1204 г., когда крестоносцы (франки и латины), внезапно напав на Константинополь, овладели им и объявили императором Валдуина, а патриархом Фому Марокина, родом венецианца, подручника папского. Никакая кисть не может изобразить в настоящем виде тех притеснений и жестокостей, которые испытали православные в Константинополе от поклонников папы, который именно требовал, чтобы греческое духовенство или признало его своею главою, или было казнимо. Вследствие чего иноки и священники были ввергаемы в темницу, а св. храмы заключаемы. Такое порабощение Константинополя продолжалось даже до 1261 года. Впрочем, несчастные потомки Комнина, равно как многие из важных светских и духовных особ, спасаясь бегством, удалились в азийскую Никею, которая с сего времени даже до изгнания латинян из Константинополя сделалась резиденцией как императоров греческих, так и патриархов 27 . Императором объявлен Феодор Ласкарис, зять Алексея Ангела Комнина, а блаженный Иоанн, после пленения Константинополя, удалившись в Дидимотих, письменно отказался от патриаршего престола. На место его избран 1206 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010