267 ...что на зывается теперь ризницей... — В подлиннике: quod modo salutatorium dicitur. Salutatorium — первоначально зал для официальных приемов. Затем так была названа экседра (ротонда), соединенная с церковью, в которой обычно находились епископы до начала богослужения и где они принимали прихожан. Иногда такая комната называлась secretarium: теперь — ризница (sacristia); в таком значении это слово встречается у Григория Турского также в кн. VI (гл. 11) и кн. VII (гл. 22). (См.: Du-Cange. Glossarium mediae et infimae Latinitatis. P., 1938. Т. 7. Р. 295). 268 ...исчезла как дым. — Выражение заимствовано из «Жития св. Мартина» Сульпиция Севера (Гл. 24. § 8/CSEL. Т. 1. Р- 134). 269 ... в епи скопы рукоположили Сидония... — Сидоний Гай Соллий Аполлинарий (ок. 430 — 488 или 489) — позднеримский писатель, автор стихотворений, писем и панегириков, интересных не только как литературные произведения, но и как материал для характеристики быта галло-римской знати конца V в. и взаимоотношений ее с варварами. Был префектом Рима в 467 г. (при императоре Антемии), с. 471 г. — епископом в Клермоне. 270 ...он взял себе в жены дочь императора Авита. — Ее имя Папианилла. (См.: Сидоний Аполлинарий. Письма V, 16). 271 ...как мы об этом рассказали в книге его жития. — О житии аббата Авраама см.: Григорий Турский. Житие отцов (III, 1/MGH.SRM. Т. 1. Р. 672 — 673). 272 Об этом мы подробнее рассказали в предисловии к той книге... — Это произведение Григория, посвященное мессам, сочиненным Сидонием, не сохранилось. 273 Арий (год рожд. предположит. 280, умер в 336) — александрийский пресвитер, основоположник одной из самых распространенных ересей — арианства. Арий отрицал церковное учение о единой сущности троицы, утверждая, что Христос, сотворенный богом, не единосущен с ним и не равен ему, ибо бог-отец предвечен, а Христос создан им, следовательно Христос ниже отца. Признанное ересью арианство вследствие жестоких гонений не нашло распространения среди населения Римской империи, но зато оно было воспринято германскими варварскими племенами (кроме племени франков). См. прим. 2 к кн. I.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Учение Августина о предопределении вызвало богословские споры, которые продолжались почти сто лет. Против этого учения и за него были выдвинуты почти все возможные доводы, в результате чего родилась промежуточная точка зрения, к которой мы сейчас и обратимся. §159. Полупелагианство См. работы в §146. Источники I. Иоанн Кассиан (ум. в 432): Collationes Patrum xxiv, особенно xiii. В Opera omnia, cum commentaries D. Alardi Gazaei (Gazet), Atrebati (Atrecht или Arras, Франция), 1628 и 1733; репринт с добавлениями в Migne, Patrologia, tom. xlix-1 (tom. i, pp. 478–1328), также несколько раз публиковалось отдельно. Викентий Леринский (ум. в 450), Фауст из Рийе (ум. в 490 – 500) и другие полупелагианские авторы, см. в Gallandi, Biblioth., tom. x, и Migne, Patrol., tom. 1, lui. II. Августин : De gratia et libero arbitrio; De correptione et gratia; Depraedestinatione sanctorum; De dono perseverantiae (все в десятом томе бенедиктинского издания). Проспер Аквитанский (ученик и поклонник Августина, умер в 460): Epistola ad Augustinum de reliquiis Pelagianae haereseos in Gallia (Августин, Ep. 225, и в Opera Августина, tom. x, 780), также De gratia et libero arbitrio (contra Collatorem). Иларий : Ad Augustinum de eodem argumento (Ep. 226 в Epp. Aug., и в tom. x, 783). Также августинианские писания Авита из Вьенны, Цезария из Арля, Фульгенция из Руспа и других. (См. Gallandi , Bibl., tom. xi; Migne, Patrol., vol. Ii.) Acta синода в Оранже, 529 г., в Mansi, tom. viii, 711 sqq. Литература Jac. Sirmond : Historia praedestinatiana. Par., 1648. Johann Geffken : Historia Semipelagianismi antiquissima (более верно – antiquissimi). Gott., 1826 (только до 434). G. Fr. Wiggers : Versuch einer pragmatischen Darstellung des Semipelagianismus in seinem Kampfe gegen den Augustinismus his zur zweiten Synode zu Orange. Hamburg, 1833 (вторая часть уже упомянутого труда об Августине и пелагианстве). Очень подробный труд, но, к сожалению, без указателя. См. также Walch , Schröckh и соответствующие разделы более поздних трудов об истории церкви и учений.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

А чтобы этого достигнуть, нужно было некоторые данные, относящиеся непосредственно к вопросу и служащие ключем, могущим разгадать загадку, обойти молчанием, как, напр., письмо Льва великого к Анатолию от марта 458 года, или же письмо блаженного Авита Иоанну константинопольскому; другие данные нужно было истолковать превратно, как, напр., указы Маркиана и Валентиниана от 454 года, или письмо Льва к Юлиану от марта 453 г., и наконец, нужно было создавать такие комбинации, которыя решительно противоречат началам здравой критики. Защищая Льва, пока он в письмах от 454 г. восстает против этого правила, они принуждены впоследствии осуждать его, когда он вступает в иные отношения с Анатолием; далее, они принуждены осуждать пап: Адриана II, при котором состоялся собор 869 года, Иннокентия III, при котором состоялся латеранский собор, и Евгения IV, подписавинаго первым Decretum eoncilii Florentini, наконец, они принуждены усумниться в доброкачественности своего Corpus juris canonici, на видном месте которого красуется текст даннаго правила. Ко всему этому последовательно должно было привести их стремление - представить определение нашего правила противозаконным. Конечно, они этого не высказывают, однако к подобному заключению, особенно при ухищрениях некоторых из них согласовать между собою последние действия папства с первыми, должен придти каждый, кто читает все эти многочисленные их толкования, будь он православный или римско-католик, если только сколько-нибудь знаком с церковной историей IV и V веков. К этому определению собора мы еще вернемся при толковании правил Трулльского собора, который повторил в своем 36 правиле это определение и установил поименно порядок старшинства меаду пятью первопрестольными патриархами. Примечания 153. В Василикахъ, в которыя эта новелла внесена, читаем: Ne rapta nubat raptori. Sed et si huic eonjugio consentiant parentes, deportantur (LX,58,4), и далее: Nefariae enim sunt hujusmodi nuptiae(5). 154. οο ε ο о... ευ. Privilegia ecclesiarum eanctorum patrum canonibas instituta.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

3. При нем процветал Ориген , который 377 посеял на земле дурные плевелы и явил всякую нечистоту. И стал мучеником Леонид, отец Оригена . 4. Заболев, император скончался на войне. 5. Выиграв войну в Британии, он от моря до моря перегородил этот остров стеной в тысячу стадиев 378 . 70. Антонин379 Антонин, сын Севера, процарствовал 6 лет и 2 месяца 380 . Он заколол собственного брата на груди у матери 381 . 2. Некий математик Серапион сказал, что умрет 382 Антонин и наследует ему Макрин, и показал ему пальцем на стоявшего вместе с сенаторами. А тот от гнева (скорее же от судьбы) не заметил лицо Макрина, но приказал казнить другого рядом. Макрин же постарался добраться до Антонина и, когда Антонин слез с коня на охоте, отослав центуриона в нужник, убил его мечом, сказав ему: «Как ты зарезал брата, так и я тебя!». 3. При Антонине Ориген оставил различные произведения, в том числе и так называемые Гексаплы с толкованием еврейского текста [Писания]. 71. Макрин Макрин процарствовал один год и два месяца 383 . 2. Некий Евтихиан, взяв Авита, увенчал его диадемой, как незаконнорожденного сына Антонина, и провозгласил самодержцем. Дав золота воинам, он завязал битву с Макрином; потерпев поражение, Макрин бежал и был зарезан вместе со своим сыном. 72. Авит Авит процарствовал три года и девять месяцев 384 . Он был женоподобен, так что даже взял себе Иерокла в законные мужья. 2. Был он зарезан за свою нечистоту, дурно лишившись жизни. И воцарился Александр, его двоюродный брат. Авит 385 молил врача сделать его своим искусством двуприродным посредством отсечения переднего органа 386 . 73. Александр, [сын] Мамеи Александр, [сын] Мамеи, процарствовал 13 лет и 8 месяцев 387 . При нем случился голод в Риме, так что они даже ели человеческое мясо. 2. Пойдя походом на персов, он потерпел сокрушительное поражение и, брошенный всеми, был зарезан 388 . И воины выбрали Максимина. 3 . Мамея, мать Александра, была благочестива и пригласила к себе Оригена , находившегося в Антиохии, чтобы обучиться христианским таинствам. 74. Максимин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С одной стороны, распространение и утверждение самой тройческой доктрины, с другой – включение добавления Filioque в текст Символа веры . Понятно, что первое могло осуществляться на уровне принятия его авторитета. Второе же могло произойти только после, вследствие определенной деформации экклезиологического самосознания в пределах Римской кафедры, которое позволило бы изменить текст Символа веры без соборного согласия всей Вселенской Церкви. Итак, в отношении распространения самой доктрины можно сказать, что уже в V, VI, VII вв. августиновское решение об исхождении Святого Духа было признано весьма авторитетным и в значительной части латинской Церкви учили о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Среди сторонников Filioque этого времени можно указать святого Павлина Ноланского († 431), святого Виктриса Руанского († 407), леринских и провансальских авторов – Фавста Риезского, Геннадия Марсельского, святого Евхерия Лионского, святого Проспера Аквитанского, папу святого Льва Великого ; в последующем веке святого Кесария Арльского, святого Фульгенция Руспского, святого Авита Виенского, Боэция, папу святого Гормизда; в VII в. следует упомянуть папу святого Григория Великого († 604), испанцев святого Исидора Севильского и святого Ильдефонса, а также послание папы Феодора в Константинополь в 643 г. В текст Символа веры первой ввела Filioque, по-видимому, Испанская Церковь . Сейчас несколько дискуссионным является в церковно-исторической науке вопрос о том, когда это произошло; может быть, это было на Толедском Соборе в 405 г., но, скорее всего, это произошло на III Толедском Соборе в 589 г. Здесь уже мы определенно имеем свидетельства о том, что III Толедский Собор упоминает Filioque. Следует указать и на то, что включение Filioque в текст Символа веры именно в Испании связан еще и с другими обстоятельствами. Испания надолго была завоевана вестготами – варварами, которые были обращены в христианство , сосланными к северным пределам империи арианскими епископами. В результате готы, часть которых от язычества перешла к христианству, восприняли его в виде арианства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Святой Григорий Турский в своей «Истории» называет имена многих епископов, занимавших кафедры Галлии. Так, цепь преем­ства своих предшественников по кафедре он начинает со свято­го Мартина Турского, за которым последовали Брикций, Арменций, Евстохий, Перпетуй, Волузиан, Вер и Лициний, на 11-м году служения которого умер Хлодвиг. Григорий Турский упомина­ет также нескольких епископов бургундского города Клермона: Артемия, Венеранда, Рустика, Намация, Епархия, Сидония – зна­менитого поэта и оратора, который был зятем императора Авита. Почти всех названных им епископов Григорий Турский именует святыми. Среди них он особенным образом выделяет епископа Реймса Ремигия, который совершил крещение Хлодвига. Возда­вая хвалу святителям, возглавлявшим церкви Галлии, Григорий Турский цитирует некоего Павлина, возможно, это был епископ Ноланский: «Если же ты посмотришь сегодня на достойных епи­скопов Господних, как, например, на Эксуперия из Тулузы, или на Симплиция из Вьенна, или на Аманда из Бордо, или на Диогениана из Альби, или на Динамия из Ангулема, или на Венеранда из Клермона, или на Алития из Кагора, или, наконец, на Пегасия из Периге, то, как ни порочен наш век, ты все же безус­ловно увидишь, что они самые достойные хранители всей веры и благочестия» 1089 . 6. Завоевание Британии англосаксами Оставленные Римской империей бритты в середине V века подвергались грабительским нападениям пиктов с севера и скот­тов со стороны моря, из Ирландии. Набеги варваров побудили бриттов к объединению. В результате появилось королевство логров во главе с Вортигерном, предки которого, возможно, принадлежали к местной романизованной знати и который был приверженцем получившего распространение в Британии пелагианского учения, отвергнутого Кафолической Церковью. Коро­левство логров, расположенное в юго-западной части Британии, было самым сильным из примерно десяти подобных ему бритт­ских королевств. В 453 г. логры в сражении со скоттами одержа­ли победу, убив верховного короля Ирландии по прозвищу Ниал Девяти Заложников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Несмотря на пленение франков, Гундобаду удалось избе­жать новой войны с Хлодвигом, и позже, в 507–510 гг., он как союзник франков воевал против вестготов. В сражении, состо­явшемся в долине Вогладе около Пуатье, войска вестготов были побеждены, а их король Аларих пал в этой битве. Вестготы вынуж­дены были после этого оставить почти все свои владения в Гал­лии, и они были разделены между франками и бургундами, но из-за вмешательства Теодориха Великого, выступившего в защи­ту интересов своих побежденных сородичей, бургунды вынуж­дены были передать занятый ими Прованс остготскому королю. Если верить Григорию Турскому , находясь во Вьенне, Гундо­бад тайно принял от православного епископа этого города святого Авита миропомазание, тем самым присоединившись к Православ­ной Церкви, но, несмотря на увещевания епископа, призывав­шего его открыто и всенародно исповедовать истину: «Ведь ты, король, боишься народа, не зная, что лучше: или чтобы народ сле­довал твоей вере, или чтобы ты потакал слабости народной? Ибо ты – глава народа, а не народ – глава тебе... Ведь “Бог поруга­ем не бывает”, потому что Он не любит того, кто из-за земной власти не исповедует его в этом мире» –... Гундобад... до конца своей жизни упорствовал в своем безрассудстве и не хотел все­народно признать единосущность Троицы 1033 . По словам того же историка, Гундобад «среди бургундов уста­новил более мягкие законы, по которым они не должны были при­теснять римлян» 1034 . Эти законы изложены в так называемой «Бур­гундской правде», в подлиннике – «Lex Burgondionum» или «Lex Gundobada» (Закон Гундобада), который дошел до нас в поздней­шей редакции, относящейся уже к 530-м годам. По характери­стике Л. Мюссе, «“Бургундская правда” – один из самых римских среди всех варварских кодексов – недвусмысленным образом утверждает равенство в статусе между римлянами и бургундами 1035 . «Правда» позволяет римлянам носить оружие и служить в армии, допускает смешанные браки, назначает одинаковый вергельд – денежный штраф за убийство бургундов и галло-римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Большое значение придавалось исповеданию тайных грехов; но священник считался скорее советником, чем судьей, и форма его отпущения была не судейской, а молитвенной. Отпущение обыкновенно давалось немедленно после исповеди, а предписанное покаяние совершалось впоследствии, так что в то время, как в древние времена кающиеся на время отлучались от полного общения церкви, теперь они постоянно оставались в ней. Наказание отлучением во франкской церкви сделалось гораздо более строгим, чем это было раньше. Собор вернский постановляет, что отлученное лицо «не должно входить в церковь , ни принимать пищи или питья вместе с каким-либо христианином; не может оно принимать от него подарков или целовать его, или соединяться с ним в молитве, или приветствовать его» 2909 . Предполагают, что строгость этого определения заимствована была из обычая друидов – с целью сильнее повлиять на грубых новообращенных христиан, которые без должного уважения относились к чисто духовному покаянию. Право отлучения несомненно придало весьма много влияния духовенству, хотя это влияние вполне выступило лишь в более поздний период. Испытания были различного рода. Испытание посредством судебного состязания или поединка 2912 употреблялось не только для открытия преступлений, но и в гражданских делах, как напр. в спорах касательно пределов собственности. Отон Великий прибегал к нему даже как к средству решения юридического вопроса, участвуют ли по смерти человека дети умершего сына в наследии своих живых дядей 2913 . Такой способ обращения к божественному суду был введен в бургундских законах арианским королем Гундобальдом, современником Хлодвига несмотря на противодействие Авита, епископа вьеннского. Оно не необычно было и среди франков, но в Англии по-видимому неизвестно было до норманнского завоевания. Лицам, которые неспособны были подвергаться этому испытанию вследствие престарелого возраста, пола, телесной слабости, или монашеского или церковного положения, позволялось бороться при посредстве особых бойцов, которые обыкновенно нанимались и считались классом зазорных людей 2914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—254— фанатизма арианствующих германцев. Ужас царил во всём западном католическом мире, и вот в это-то тяжелое для православия время могущественный вождь франков становится в ряды его исповедников! Прямым следствием крещения Хлодвига и было быстрое распространение его владений в Галлии; на нём теперь покоились надежды православного населения всех западных областей, и ему легко было, опираясь на них, сломить силу вестготов и бургундов. Вот что писал к Хлодвигу Авит, еп. Вьены, первое лицо в православном населении бургундского королевства. «Ваша вера – наша победа, провидение избрало Вас решителем нашего времени. Греция может еще хвалиться, что она имеет православного властелина, но она не одна владеет теперь этим драгоценным даром и остальному миру дан теперь свет». Итак, по словам Авита, в лице Хлодвига-христианина и остальному, т. е. западноевропейскому миру, дан «свет!» Это значит, что принявши христианство по католическому исповеданию, Хлодвиг стал как бы внешним главой, покровителем западного православного христианства, представителем религиозного единства запада. Не даром его называли «новым Константином»! Западная церковь перенесла на него те идеи, которые христианский мир привык соединять с именами лучших христианских императоров, как Константин или Феодосий Великий, и вступила с ним в тесный союз. «Наша мать- Церковь , – писал папа Анастасий, получивши известие о крещении Хлодвига, – радуется рождению в Боге такого короля. Продолжай, славный и знаменитый сын, радовать твою мать; будь железной колонной для её поддержания, и она даст тебе, в свою очередь, победу над врагами». – В словах папы ясна мысль, определившая надолго историю Запада: отныне папа и король в союзе должны воспитывать народы запада и руководить их судьбами. с., Следствия нового положения Хлодвига, созданного переходом его в христианство, не замедлили обнаружиться во внутренних переменах строя франкского государства. Подчинив себе большую часть Галлии и став в отношение к коренному населению её в положение наследника западного императора, Хлодвиг необходимо должен был изменить свои прежние воззрения на характер королевской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V 17. 3). В Галлии прп. Иоанн Кассиан упоминает отличные от вост. (т. е., очевидно, зап.) чины, назначавшие антифонное пение псалмов в количестве 18, 20, 30 и более для ночного и 18 для дневного богослужения (De inst. coenob. II 2). Значение термина «А.» в ранних памятниках могло варьироваться. Одно из древнейших монашеских правил на Западе (Ordo monasterii. 2), составленное, вероятно, ок. 395 г. свт. Алипием , еп. Тагаста, содержит упоминание о пении 2 А. на малых часах и 4 на вечерне ( Taft. P. 94-96). В «Уставе Учителя» (Regula Magistri; Италия, 1-я четв. VI в.) «А.» назывался псалом с рефреном, в качестве к-рого в воскресенья и праздники пели «аллилуия». В службах этого устава А. значительно больше, чем респонсориев ( Taft. P. 122-125). В Уставе прп. Венедикта Нурсийского ( ок. 549) говорится об антифонном пении псалмов: на бдении (vigilia) - Пс 94 и др. 6 (под воскресенье - 12) изменяемых псалмов (Гл. 9, 11, 15); на будничной утрене - Пс 50 (Гл. 13); на вечерне - 4 псалмов из числа Пс 109-116, 128-132, 143-147 (Гл. 15, 17, 18). На малых часах антифонное пение предписано только для больших общин (Гл. 17) ( Taft. P. 135, 139). В то же время А. упоминаются наряду с псалмами, т. е., вероятно, им нетождественны (Гл. 45, 47); можно предположить, что словом «А.» обозначались рефрены к псалмам (Гл. 24). В дни памяти святых и праздники А. должны были соответствовать смыслу празднования (Гл. 14). В монастырской практике галликанского обряда (Уставы Цезария и Аврелиана Арльских, 1-я пол. VI в.) термин «А.» означал псалом с рефреном или с «аллилуия». А. пелись на всех службах суточного круга, кроме 1-го часа и 2-й ноктурны. 1 А. приходился на 6 обычных псалмов. А. 1-й ноктурны названы «малыми», видимо вследствие их сокращения до неск. стихов. Сведения об антифонном пении в составе кафедрального богослужения содержатся в проповедях Цезария, соч. «О девстве» свт. Авита Вьенского ( 518 или 525), в 18-м правиле Турского Собора 567 г. (Taft. P. 103-106, 149-151; Elberti. P. 196-197).

http://pravenc.ru/text/115824.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010