Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бюст императора Гелиогабала в Капитолийских музеях Гелиогабал, Элагабал (лат. Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus; 204 - 222 ), римский император (июнь 218 - март 222) Сын Юлии Соемии (Soaemias), внук Юлии Мезы (Moesa), родной сестры Юлии Домны, жены императора Септимия Севера . Соемия была замужем за сирийцем Секстом Варием Марцеллом, и ее сын носил сперва имя Авита Вария Бассиана, а затем уже принял имя Марка Аврелия Антонина, выдаваемый матерью и бабкой за незаконного сына императора Антонина Каракаллы (+ 217). После гибели этого последнего, когда на престол вступил Макрин , Соемия с матерью и сестрой Юлией Мамеей поселились в Эмесе (ныне Хомс , Сирия). Здесь сын Соемии был посвящен в главные жрецы бога солнца, Эл(а)-Габала. Красивый мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам бабки он был ими провозглашен императором в июне 218 года, едва достигнув 14 лет от роду. После победы над полководцем Макрина, Юлианом, а затем и над самим Макрином Гелиогабал направился в Рим . По дороге к столице он уже проявил свое самовластие - результат воспитания в духе восточного деспотизма: не ожидая сенатского решения, он принял титулы Pius Felix Proconsul tribunicia potestate. Сенат при нем был совершенно унижен включением в его состав массы азиатов; магистратура сделалась достоянием вольноотпущенников и слуг. Официальной римской религии был нанесен сильный удар введением культа сирийского солнечного бога, в честь которого был выстроен храм на Палатине. Здесь были собраны самые священные для римлян предметы, как то: палладиум, анцилии (щиты Салиев), огонь Весты и другие, которым теперь пришлось отступить на второй план перед изображением черного камня, обозначавшего солнечного бога. Здесь император, называвший себя sacerdos amplissimus dei invicti Solis Elagabali, каждый день совершал богослужение, в сирийском костюме, с подведенными глазами и бровями, с набеленными и нарумяненными щеками, в присутствии всех должностных лиц Рима. В заключение император исполнял священный танец под аккомпанемент инструментов и пение хоров девушек, сопровождавших гимны оргиастическими телодвижениями и верчением вокруг алтарей. Не довольствуясь обыкновенными религиозными церемониями, Гелиогабал устроил торжественное венчание своего бога с привезенной из Карфагена богиней Танит .

http://drevo-info.ru/articles/13680141.h...

Сказав это, она исчезла как дым 268 . И впрямь епископ почувствовал страстное плотское вожделение, но он осенил себя крестным знамением, и враг никак не смог ему повредить. Кроме того, говорят, что Епархий основал на вершине горы в Шантуане монастырь, где теперь часовня, и там он затворялся в дни святого поста; но в великий четверг он в сопровождении клириков и жителей города с торжественным пением гимнов возвращался в свою церковь . Когда Епархий преставился, в епископы рукоположили Сидония 269 , бывшего префекта, по своему положению в свете знатнейшего мужа, происходившего из среды первых сенаторов в Галлии, так что он взял себе в жены дочь императора Авита 270 . Когда в городе Клермоне еще находился Викторий, о котором мы упоминали выше, жил в этом же городе в это же время в монастыре блаженного Квирика аббат Авраам. Он, по милости патриарха Авраама, отличался набожностью и деяниями, как мы об этом рассказали в книге его жития 271 . 23. И хотя Сидоний всецело был предан служению Господу и вел в миру святую жизнь, против него, однако, ополчились два пресвитера, они лишили его возможности распоряжаться имуществом церкви, вынудили его вести скудный образ жизни и подвергли его, таким образом, величайшему оскорблению. Но милосердие Божие не захотело оставлять эту несправедливость безнаказанной долгое время. А именно, когда один из этих негоднейших и недостойный имени пресвитера, еще вечером грозивший Сидонию выгнать его из церкви, услышал колокольный звон к утренней обедне, он поднялся с ложа, кипя злобой против Божия святого, с неблагодарной мыслью выполнить то, что он задумал накануне. Но когда он вошел в отхожее место и стал отправлять свои естественные потребности, он испустил дух. А снаружи ожидал его возвращения слуга со свечой. Между тем наступил уже день, и его сообщник, то есть другой пресвитер, послал вестника с таким напоминанием: «Приходи, да не опаздывай, чтобы мы вместе исполнили то, что задумали вчера». Но так как тот, бездыханный, не давал ответа, то слуга приподнял дверную занавеску и увидел, что хозяин сидит мертвый на толчке отхожего места.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ II (VI в.), св. (пам. зап. 12 нояб.), 21-й еп. г. Вьенна (ныне Вьен, Франция). В «Хронике» Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) сообщается, что И. занимал кафедру во времена имп. Юстиниана I (527-565). В Мартирологе Адона память святого отсутствует. В составленной в 1068 г. Вьеннским архиеп. Леодегарием «Книге епископов Вьеннской Церкви» (Liber episcopalis Viennensis ecclesiae. 21) сообщается, что до возведения в сан И. был «квестором двора» (лат. quaestor palatii, quaestor regum), однако Леодегарий не уточняет, при дворе какого варварского короля (франкского или бургундского) он занимал эту должность. Став Вьеннским епископом, И. участвовал в 2 общефранк. Соборах - в 549 г. в Аврелиане (ныне Орлеан) и в 552 г. в Паризиях (ныне Париж). В актах Аврелианского Собора его подпись стоит на 2-м месте после подписи Арелатского еп. Аврелиана, что, вероятно, может свидетельствовать об особых привилегиях Вьеннского еп-ства. Об И. упоминается в легенде об основании кор. Гунтрамном еп-ства Мавриена (ныне Сен-Жан-де-Морьен), территория к-рого была выделена из Вьеннского еп-ства. Согласно преданию, изложенному в рукописи X в. из архива еп-ства, И. освятил церковь в Мавриене и рукоположил 1-го еп. Фельмазия (в др. версии предания имя И. не упом.) (Chartes. 1861). В составе сочинения Леодегария и в различных рукописях сохранился текст стихотворной эпитафии И., составленной по заказу его сестры Маркеллы. И. был похоронен возле свт. Авита , еп. Вьеннского, в ц. св. Апостолов (впосл. св. Петра). О его раннем почитании неизвестно. Память святого появляется в бревиариях Вьеннского архиепископства не ранее XV в. С этого времени почитание И. получило развитие и стало более известно, чем почитание Вьеннского архиеп. Исихия I . 1 дек. 1903 г. оно было подтверждено папой Римским Пием X . Ист.: Duchesne. Fastes. T. 1. P. 189-190, 206; Les Canons des Conciles Mérovingiens/Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 329. (SC; 353); Chartes du diocèse de Maurienne/Éd. A. Billiet, J. M. Albrieux. Chambéry, 1861. P. 7-10. Лит.: Leblant E. Inscriptions chrétiennes de la Gaule. P., 1865. T. 2. P. 74-76. N 413; Allmer A., Terrebasse A., de. Inscriptions antiques et du Moyen Âge de Vienne en Dauphiné. Vienne, 1875. Pt. 2: Inscriptions du Moyen Âge antérieures au XVIIe siècle. Vol. 1. P. 84-88; Leroquais V. Les Bréviaires manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934. T. 5. P. 135; Carrafa F. Isichio I//BiblSS. Vol. 5. Col. 90-91; Aubert R. Hésychius//DHGE. T. 24. Col. 300-301; Leclercq H. Hésychius//DACL. T. 15. Col. 3076-3077. Д. В. Зайцев, Э. П. К. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/674952.html

   В Европе христианство распространилось между готами и другими германскими племенами.    Готы научились вере Христовой от пленных христиан еще в III веке. В IV веке (360 г.) епископ их Улфила составил готскую азбуку и перевел Библию на готский язык. Когда вестготы, теснимые гуннами, получили от Валента дозволение поселиться в Мизии и Фракии, они, в угодность императору, должны были принять арианское вероисповедание. От вестготов арианство перешло к остготам, свевам, вандалам, бургундам и лангобардам. Вандалы, утвердив свое господство в Карфагенской области, воздвигли жестокое гонение на православных. Оно продолжалось до покорения их царства Велисарием (533 г.). В следующем столетии вся Северная Африка подпала власти магометан, и Церковь Карфагенская, сиявшая великими учИтелями, каковы Тертуллиан, святитель Киприан и блаженный Августин, исчезла под гнетом исламизма. Остготы оставались арианами до разрушения их царства Велисарием (553). Вестготы отреклись от арианства и присоединились к Православной Церкви при короле Рикареде на Толедском Соборе (589). Еще ранее сделали это свевы и бургунды. Долее же всех оставались в арианстве лангобарды: они совершенно оставили его лишь при короле Гримоальде (671).    В Галлии христианство было уже в прежнем периоде, но в V веке в ней поселились новые народы — бургунды и франки, пришедшие из-за Рейна. Бургунды были арианами, а франки язычниками. Дочь бургундского короля Клотильда, вступив в супружество с франкским королем Клодвигом, учредила при своем дворе христианское Богослужение, крестила своих детей и все усилия прилагала к обращению своего супруга. Непрестанные сердечные увещания Клотильды и указания на совершавшиеся тогда чудеса при гробе святого Мартина Турского подействовали, наконец, на его сердце. В битве с аллеманами при Толбиаке, когда победа стала клониться на сторону его врагов, он воззвал к христианскому Богу о помощи, и победа была одержана. Тогда, в 496 году он принял святое крещение от православного Реймского архиепископа святого Ремигия; франки последовали его примеру. В 517 году (по убеждению Вьенского епископа Авита) и бургунды оставили арианство и присоединились к Католической Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Подпишитесь на наш Телеграм Святитель Григорий Турский. Скульптура работы Жана Марселлина. 1853 В конце своего главного труда «История франков» святитель Григорий Турский, 1430-летие со дня кончины которого отмечается 17 ноября, перечисляет написанные им книги и умоляет преемников — Турских епископов «не допустить… чтобы эти книги были уничтожены или заново написаны, как если бы из них выбирали одно, пренебрегая другим». Насколько потомкам удалось исполнить завещание святителя, мы сейчас и разберемся, перечислив известные сочинения свт. Григория Турского , отмечая и то, в каком состоянии они до нас дошли. История франков Это самое известное и масштабное сочинение святителя, дошедшее во всей полноте и доступное на всех языках христианского мира. Свт. Григорий Турский подчеркивает в нем свою необразованность и неначитанность. Исследователи часто некритично воспроизводят эту оценку, не обращая внимания на то, что это стандартный риторический прием — самоуничижение автора, которое ничего не говорит о реальном уровне образования. В действительности свт. Григорий Турский знаком с трудами своих предшественников — Евсевия Кесарийского , Павла Орозия, блаженного Иеронима , он цитирует галльских авторов вроде Сидония Аполлинария и Авита Вьеннского, о чьих трудах мы знаем только по этим цитатам, епископ работает с документами, приводит житийные тексты, но, конечно, главный его источник — устное предание, не только церковное, но и франкский дружинный фольклор. «История франков» — это целостный, связный рассказ от сотворения мира до конца VI века. В центре повествования — становление галльской Церкви и «игра престолов» меровингских протогосударственных образований, оцениваемая, впрочем, sub specie aeternitatis, с точки зрения конечного торжества Церкви. Христианство побеждает язычество, правая вера побеждает ересь, правоверный король побеждает народы чуждые истине — вот историософия свт. Григория Турского. Но любим мы его не только за глубокую историософию, но и за насыщенный деталями пейзаж франкского общества, за простой и красочный язык, за неожиданный психологизм и вполне ожидаемую сказочность.

http://blog.predanie.ru/article/devyat-k...

Lyon, 1570). После пожара Е. провел реформу монашеской жизни. При первых настоятелях мон-рь напоминал вост. лавру: монахи вместе трапезничали, собирались на молитву и совместно трудились, но каждый жил в собственной келье и свободно располагал своим временем. При восстановлении мон-ря вместо множества келий Е. построил общий дормиторий (xenodochium). В новых условиях монахи все вещи отдавали настоятелю или эконому для общего пользования; для братии вводилась единая трапеза, послабления допускались только для больных. Согласно Житию, в мон-ре практиковались службы канонических часов и чтение во время трапезы. Этот обычай, известный прп. Иоанну Кассиану Римлянину как каппадокийский ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 17), был введен свт. Иларием в основанном им мон-ре в пригороде Арелата (ныне Арль). Составитель Жития Е., подчеркивая, что преподобный использовал опыт свт. Илария Арелатского и др. выходцев из Леринского мон-ря, был знаком с трудами свт. Василия Великого и прп. Пахомия Великого , вместе с тем отмечал, что преподобный не копировал слепо опыт вост. подвижников, а приспосабливал его к местным особенностям. Т. о., в Кондадисконе возникла особая традиция общежительного монашества, к-рая, возможно, оказала влияние на прп. Венедикта Нурсийского ( Vogüé. 1961. Passim). За полгода до смерти Е. тяжело заболел, однако не ослабил строгости подвижнической жизни, присутствуя на всех уставных богослужениях и вкушая пищу раз в день. Перед кончиной ему было видение преподобных Романа и Лупикина, к-рые готовили для него погребальные носилки. По словам составителя Жития, Е. скончался тихо, как бы уснув. В Житии сообщается, что Е. прожил более 60 лет, поступив в мон-рь в 7-летнем возрасте. По косвенным сведениям можно уточнить годы жизни святого: аллеманы могли нападать на земли пров. Б. Секвания в 70-90-х гг. V в.; под 496 и 515 гг. в Житии упоминается матрона Сиагрия, к-рая была еще жива во время составления произведения. Сохранилось также послание свт. Авита , еп. Вьеннского († ок.

http://pravenc.ru/text/186917.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРОЗИЙ [Лат. Orosius; также Павел Орозий, Paulus Orosius] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет. Жизнь и деятельность О жизненном пути О. известно крайне мало; больше всего сведений сохранилось о его деятельности в период с 414 по 418 г. Наиболее важными источниками, содержащими свидетельства об О., являются его произведения, письма блж. Августина ( 430), еп. Гиппонского, и краткая биографическая заметка Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.) в соч. «О знаменитых мужах» ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 39). Второе имя О., Павел, в ранних источниках не засвидетельствовано; оно впервые встречается лишь в VI в. и, по предположению исследователей, может быть связано с ошибочной расшифровкой переписчиками лат. сокращения титула «пресвитер» - «p.» (см.: Vilella. 2000. S. 94. Not. 3). Точная дата рождения О. неизвестна; приблизительная датировка выводится из некоторых косвенных свидетельств блж. Августина - между 375 и 380 гг. Существует неск. версий относительно родины О. (обзор см.: Lacroix. 1965. P. 33-34). В качестве основного в научной лит-ре закрепилось представление о том, что О. происходил из г. Бракара Августа (ныне Брага, Португалия), относившегося к пров. Галлеция диоцеза Испания. Как подтверждение этого рассматривается упоминание об О. его современника, пресв. Авита, уроженца этого города; обращаясь в письме к жителям города, последний замечает, что, встретившись с О., он почувствовал присутствие их всех (см.: Avitus. Epistola ad Palchonium// Vanderlinden. 1946. P. 188-189). Геннадий Марсельский говорит об О. как о «пресвитере испанского происхождения» (presbyter hispanus genere - Gennad. Massil. De vir. illustr. 39). Др. гипотезы относительно родины О. строятся на интерпретации оговорок, сделанных им в соч. «История против язычников». Напр., в XIX в. возникло предположение, что О. род. или провел значительную часть жизни в Тарраконе (ныне Таррагона, Испания), т. к. он называет ее «наша Тарракона» (см.: Oros. Hist. adv. pag. VII 7. 22. 8; M ö rner. 1844. P. 19; Fear. 2010. P. 2). О полученном О. образовании ничего не известно, однако его труды свидетельствуют о том, что он хорошо знал Свящ. Писание, сочинения христ. авторов и языческую классическую лит-ру.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

И еще в 415 – 416 гг. зимою Августин с церковной кафедры говорил, что в Иоан. 15, 26 Христос «sic ait «de Patre procedit», ut non diceret «de Me non procedit», и что Св. Дух «simul de utroque procedit». Α в 427 – 428 гг. в сочинении против арианского епископа Максимина Августин признает за совершенно твердое («satis sit ergo nobis quia – -»), «quia de utroque procedit (Spiritus sanctus)». (Swete, 123 – 130). dd) Конечно это воззрение не сделалось сразу догматическим учением западной церкви. Собранные у Каспари наставление оглашаемым («изъяснение символа»), именно s.Ambrosii exhortatio ad neophytos de symbolo, Explanatio symboli ad inimiandos (b санкт-галленской ρκп. VII – VIII в.), самого Abrycmuha sermo 213, s. Faustini tractatus de symbolo (nocлe 490 r.?),Tracmamus symboli [мeждy V – IX в.] в «Missale Florentinum» (ркп. начала XII в.), – не преподают учения, что Св. Дух и от Сына исходит. Лишь изъяснение «символа апостольского» в венской ркп. X в. содержит слова: «Credo in Spiritum sanctum ex Patre et Filio procedentem». ee) Августиновское Filioque наиболее сочувственно было принято в христианской письменности в Галлии и Африке. Евхерий, ел. лугдунский († 454: ex Р. et F.), Фауст, еп. рейиский († 485: ex utroque), Геннадий, пресвитер массилийский († 495: ex Р. et F.), Юлиан Померий, пресвитер арелатский († 498: ex Ρ. et F.) Авит, еп. виеннский († 523: a Filio et Ратге[впрочем некоторые документы, связанные с именем Авита виенского, составляют подлог Жерома Винье в XVII в.]), Фульгенций, еп. руспский († 533: de Ρ. et F.), диакон карфагенский Фульгенций Ферранд († 550, ученик Фульгенция, еп. pycnckoroSpirimus sancti ab utroque procedere), держались воззрение блаж. Августина, которое нашло себе последователей и на пиренейском полуострове (Турибий, еп. астурикский (в 447 г.), собор толетский 589 г.). ff) Менее сочувствовали августиновскому воззрению в Италии. Во второй половине V в. еп. Никита аквилейский учил об исхождении Св. Духа от Отца «с таким эмфазом, что можно думать, что или Filioque было неизвестно в аквилейской церкви, или же Никита считал это воззрение ненужною для простой веры тонкостью». Swete, 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1348 В части города, называвшейся Гонории, был храм Пресвятой Богородицы, ктиторшей которого была эта щедрая благотворительница. О ее благочестии и верности православию помянуто в житии св. Саввы Освященного. Юлиана, вместе с Анастасией, женой Помпея, посещала св. Савву во время его пребывания в Константинополе в 512 году. 1349 Захария-ритор приписывает инициативу введения в Константинополе прибавки к Трисвятому патриарху Тимофею, объясняя это его происхождением из Антиохии, где «со времен Евстафия» водворилась эта форма Трисвятого. Возражения «еретиков» Тимофей отстранял таким аргументом: ангелы в своих славословиях не могли возглашать, что Господь пострадал за них, а люди, напротив, должны это делать, так как Иисус Христос воспринял плоть от нас и был распят за наши грехи. Zacharias. 7, 9, р. 129. 1350 Malala.407 сл., короче Evagr. 3, 44; Marc. Сот. s. а. (Chron. min. II 97– 98). – В житии св. Саввы (гл. 54) бедствия Марина вложены как грозное пророчество в уста св. Саввы за его противодействие сложению ста фунтов золота с населения Палестины, о чем он ходатайствовал. 1352 Theoph.153, 26. Jean de Nik. с. 89, p. 497. Много живых подробностей об этом тревожном времени сохранил Захария (7, 9–12, с. 122–136); см. также статью: Getzer. Josua Stylites und die damaligen kirchlichen Parteien des Ostens//Byz. Zeitsche 1892, 34–49). 1354 Текст послания монахов см.: Житие св. Саввы, гл. 75; письма императора – Usener. Der heilige Theodosius, с. 60–61. 1356 Скифия, как все земли по течению Дуная, была страной латинского языка, который здесь утвердился со времени первых стоянок войск на Дунае при Августе. Помимо других доказательств, это подтверждает Иордан латинским языком своей «Истории готов», написанной в 551 году.Те аланы, к которым он принадлежал по крови, имели пребывание в Скифии. Епископы городов Скифии и Нижней Мезии писали свой ответ имп. Льву по делу Тимофея Элура в 457 году на латинском языке. См.: Mansi . 7, 545–547. Таким образом, в этих местах могла быть агитация с Запада. О протесте Виталиана знали не только в Риме, но и в далекой Галлии, как свидетельствует о том письмо Авита, епископа Вьенны. ( Aviti Ep. 42), обращенное к Виталиану, от имени Сигизмунда еще при жизни Гундобала. (P. L. 59.).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В этом оригинальном стихотворении, под образом некоего дерева, растущего в средине земли над источником, представлен Христос, а под разными моментами возрастания дерева, с событиями, которые здесь совершаются, мыслятся разные моменты в истории жизни Спасителя и в истории основанной Им Церкви. Сюда также может быть, кажется, отнесена, на основании некоторых деталей, поэма De Phoenice, приписываемая Лактанцию . В этой поэме, по всей вероятности написанной в ту пору, когда в сознании автора еще живы и свежи были мифологические представления, но когда он все же был уже довольно близко знаком и с некоторыми библейскими и христианскими представлениями, эти представления выразились достаточно заметно, частью в описании рощи, где живет Феникс, напоминающем библейское представление рая, особенно же – в представлении об этой удивительной птице, как существе способном к религии и обязанном чтить Бога, существе счастливом, вследствие свободы его от уз Венеры, наслаждающемся смертью, потому что смерть приводит его к вечной жизни 54 . Есть памятники описательной поэзии. Предметом ее бывали, например церкви. Аполлинарис Сидоний дал краткое, но содержательное описание одной церкви в Лионе 55 , Фортунат описал кафедральную церковь в Нанте и кафедральный собор в Туре 56 . Описывался внутренний мир человека и внешние обстоятельства жизни. Таковы: автобиография Павлина из Пеллы, носившая заглавие Eucharisticos 57 в соответствие проведенной здесь мысли о благодарности Богу за все, стихотворение замечательное по своему содержанию, так как здесь отчетливо обрисовывается простая, христиански настроенная душа автора со всеми ее стремлениями, а также представлена и внешняя жизнь автора; сделанное Павлином Ноланским , в стихотворении к Цитерию, описание путешествия по морю некоего Мартиниана 58 и т. п. Есть памятники литературы писем, например, письма Авита ad Fuscinam sororem de laude virginitatis, Павлина – к Авзонию и Иовию. Составляя свои стихотворения на христианские темы, латинские поэты на свои труды смотрели как на служение Христу и Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010