403. Подвижник Маркиан убедил пустынника Авита ради любви вкусить пищу ранее положенного времени См. также: Пост ; Рассудительность ; Самоукорение . Однажды пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий (ученик Маркиана) вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: “Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы.” Он же отвечал: “Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи.” Великий Маркиан сказал: “Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера.” Когда и этими словами он не убедил чудного Авита, то вздохнул и сказал: “Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь: ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного.” Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это (о Маркиане). Тогда великий Маркиан сказал: “И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же – нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле.” Так рассуждая, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, как не подивиться мудрости этого мужа, по которой он знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, какая какой должна уступать и какой по временам предоставлять преимущество. (Блж. Феодорит. История боголюбцев. С.56). Читать далее |
В эру 491 (=453) во второй год императора Маркиана, Теодорих наследовал своему убитому брату как король и правил тринадцать лет. 543 Поскольку Теодорих вместе с Галлами способствовал приходу императора Авита к власти, он получил поддержку Авита, 544 когда отправился в Испанию из Аквитании с огромной армией. Рехиарий, король свевов, 545 поспешил с войском, чтобы встретить его в двенадцати милях от города Асторга, на реке, называемой Орбиго. Как только началась битва, Рехиарий потерпел поражение: некоторые его солдаты были убиты, другие попали в плен, а много больше обратилось в бегство. В конце концов, бежал и Рехиарий. Раненый копьем и лишенный армии, он был схвачен в Опорто и живым доставлен к королю Теодориху. 546 Когда Рехиария казнили и те, кто выжил после первой битвы, сдались – часть из них была тем не менее казнена, – королевство свевов было почти уничтожено и фактически перестало существовать. Однако свевы, остававшиеся в наиболее удаленной части Галисии, поставили Малдраса, сына Массилы, в качестве своего короля и начали восстанавливать королевство свевов. 547 После того как Рехиария убили, победитель Теодорих отправился из Галисии в Лузитанию. Когда он попытался разграбить город Мерида, то был напуган знамениями святой мученицы Евлалии. Он быстро отступил со всей армией и вернулся в Галлию. Вскоре Теодорих послал часть своего войска под командованием Кеурила в провинцию Бетика, а другую часть – под командой Сумериха и Непотиана в Галисию, где они разграбили и опустошили земли свевов у Луго. В Галлии комит и римский гражданин Агриппин, соперник римского комита Эгидия, сдал Нарбонну Теодориху, чтобы получить поддержку готов. Позднее несколько послов, отправленных Ремисмундом, сыном короля свевов Малдраса, прибыли к Теодориху, прося мира и дружбы. 548 В ответ Теодорих отправил Ремисмунду оружие, подарки и женщину в жены. В качестве посла к Ремисмунду Теодорих назначил Саллу. Когда Салла вернулся в Галлию, он обнаружил, что Теодорих убит собственным братом Эврихом. |
Из Толозы к свевам направлен был арианский епископ Аякс, который переманил их в свою ересь. Когда ставленник вестготского короля Теодорида Агривульф попытался править самостоятельно как король, Теодорид выслал против него отряд, который легко одержал победу над дружиной вышедшего из повиновения вассала. Агривульф был схвачен и обезглавлен. Свевы, как рассказывает Иордан, послали к Теодориду священников, чтобы «молить его о пощаде» 1022 . В русском переводе соответствующего места из Иордана говорится о жрецах 1023 , но переводчик и комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская здесь допускает ошибку: Иордан пишет о contuentes locorum sacerdotes 1024 (священниках этих мест). Со времен правления короля Рехиара свевы приняли православное христианство, после гибели Рехиара они под давлением победителей-вестготов перешли в арианство, но местное латиноязычное население оставалось, разумеется, православным, и посланцами к Теодориду направлены были христианские священники, более вероятно, что православные, но, возможно, и ариане, но только не языческие жрецы. Король, как пишет Иордан, «принял их с подобающей их... сану почтительностью» 1025 и не только не подверг свевов изгнанию из страны, но и разрешил им избрать себе короля из своего народа. Избранным оказался Римисмунд. В действительности свевы восстановили тогда свою независимость от вестготов не столько из-за великодушия Теодорида, как объясняет дело Иордан, сколько опираясь на поддержку со стороны Римского императора Майориана, который был недоволен тем, что Теодорид содействовал поставлению императором его предшественника Авита, оказавшегося кратковременным правителем. Это произошло, вероятно, в 461 г., незадолго до свержения Майориана. На этом сведения о королевстве пиренейских свевов прерываются до середины VI века, когда правивший ими король Харарих вместе со своим народом перешел из арианства в Православие. 4. Королевство бургундов Восточногерманский народ бургундов, перебравшийся некогда из Скандинавии на берега Вислы, переселился оттуда на Рейн. С пребыванием их на Рейне связан вопрос о времени их обращения в христианство. «По утверждению Орозия, они приняли ортодоксальное христианство в 417 г.; но большинство авторов полагает, что из язычества они сразу перешли в арианство, и случилось это где-то между 413 и 436 гг.» 1026 . В 437 г., при взятии рейнской столицы бургундов Вормса гуннами, погиб король Гундахар и истреблена была большая часть народа. |
536 Флавий-Юлий Майориан (или Майорин), византийский император (457–461 гг.). Он служил в армии, был помощником полководца Аэция. В 456 г., когда Рицимер сверг Авита, Майориан получил командование над отрядом, с которым разбил алеманнов, вторгшихся через Альпы. После этого он, по желанию римлян, был провозглашен в Равенне императором. Майориан сложил с народа недоимки, возобновил институты городских защитников, пытался урегулировать правила вступления в священники и монахи, принял строгие меры против прелюбодеяния, назначил серьезные наказания за вандализм по отношению к древним зданиям. В начале своего правления Майориан нанес поражение вандалам в Южной Италии. На равнинах Лигурии он собрал большое войско, перешел через Альпы, взял Лион и победил Теодориха, с которым потом заключил союз. Силой и убеждением Майориан подчинил себе большую часть населения Испании и Галлии и собрал для похода на вандалов 300 галер в гавани Картахены. Король вандалов Гензерих предлагал мир, но Майориан не принял его. Тогда вандалы при помощи изменников напали на флот у Картахены и уничтожили его большую часть. Теперь Майориан принял мирные условия Гензериха и вернулся в Италию, готовясь к новой экспедиции. Однако солдаты, подстрекаемые наказанными Майорианом администраторами, взбунтовались под Тортоной и низложили Майориана. Как он умер, неизвестно: согласно Прокопию Кесарийскому, он умер от дизентерии, но современник этих событий Идаций сообщает, что он был убит по приказу Рицимера. 539 Протерий (ум. в 457 г.), мученик. Он был пресвитером в Александрии, учеником Кирилла Александрийского . В 451 г. епископ Александрии Диоскор на Халкидонском соборе был низложен и изгнан, и патриархом Александрии был назначен Протерий. Приверженцы Диоскора восстали против избрания Протерия, начали мятеж и сожгли отряд воинов, посланных для их усмирения. Император Маркиан вновь послал усиленный отряд и при этом лишил Александрию различных льгот. Александрийцы смирились и обратились к Протерию, прося его ходатайствовать перед императором о возвращении им прежних льгот (например, ввоза хлеба из Египта). После смерти Маркиана (в 457 г.) опять поднялось восстание, во главе которого были Тимофей Элур и Петр Монг, воспользовавшись отсутствием префекта города. Протерий бежал из Александрии, но во сне ему явился пророк Исайя, который позвал его возвратиться в город, сказав ему, что ждет его. Протерий понял это как предупреждение о мученической смерти и возвратился в Александрию. Восставшие, узнав, что Протерий находится в крестильнице, ворвались туда и убили Протерия и еще 6 человек, которые были с ним. Затем, привязав веревку к телу Протерия, они вытащили его на улицу, сожгли, а прах развеяли по ветру. |
Аполлинарий составлял панегирики императорам Запада, один из которых, Авит, был его тестем, подобного же панегирика удостоился от него и преемник Авита Майориан, а затем и ставленник Льва Анфимий, за что панегиристу поставили статую на площади Траяна, удостаивали звания консула, назначали префектом Рима. «Поэзия Аполлинария, – по характеристике ее знатока И. Н. Голенищева-Кутузова, – полна языческих образов. В его стихах пляшут вакханки и фавны, его героев хранит от бедствий Аполлон, благословляет Паллада... Любимый жанр Аполлинария – свадебная песнь (эпиталама)» 973 . Судя по его стихам, Аполлинария можно было бы принять за такого же язычника, как и Рутилий, но из его биографии хорошо известно, что это было бы ошибочным предположением. Выехав из Рима в Галлию в 469 г., он был вскоре поставлен епископом Клермон-Феррана. Очевидно, что христианином он был и раньше, когда писал стихи, насыщенные мифологическими мотивами, образами, персонажами, но все это было только литературой, подобно тому как поэты и художники эпохи Ренессанса и классического века обильно черпали из сокровищницы греко-римской мифологии, не становясь от этого религиозными язычниками. Вопросом при этом остается, насколько религиозны они были как христиане. Во всяком случае, став епископом, Аполлинарий уже не писал стихов об Аполлоне и Афине Палладе. С этих пор в его литературном творчестве главное место занимает эпистолография – он писал письма, в которых рассказывал о родной ему Галлии и о Риме, об исторических событиях, о варварских королях, с которыми ему случалось встречаться, и эти его письма представляют собой ценный исторический материал. V век дал немало талантливых прозаиков и поэтов – латиноязычных и грекоязычных, но ни один из них не обладал даром великого мастера слова; художественный гений классических народов в эпоху, когда завершалась христианизация общества, реализовался в храмостроительстве и храмовых мозаиках – в искусствах, которые отвечали насущным потребностям времени и выражали его духовную ориентацию. Христианские церкви строились в Константинополе и Риме, в Фессалониках и в Равенне, на относительно благополучном Востоке и разоренном варварами и почти утраченном империей Западе. |
В его глазах, с нравственной точки зрения греческая философия превосходит учение священных книг Ветхого Завета. А если это так, то с какой же стати отказывать языческим мыслителям в вечном блаженстве потому, что они не знали Христа? Разве Евангелие не есть только реформа естественного нравственного закона (legis naturalis reformatio)? Неужели мы согласимся населить ад людьми, жизнь и учение которых обнаруживает совершенно евангельское и апостольское совершенство и которые ни в чем или приблизительно ни в чем не отступают от христианской религии» 84 ? При преподавании риторики часто пользовались позднейшими пособиями и иногда заимствовали примеры из Свящ. Писания; но во многих школах (напр. в флерийской с XI века) пользовались также Цицероном (или, по крайней мере, сочинением из классического периода „Rhetorica ad Herennium») и Квинтилианом. С начала XII века стали обращать особое внимание на диалектику. Из соединения учения Аристотеля с богословием развилась схоластика, характер которой известен и которая во всяком случае не могла способствовать процветанию наук. С тех пор при изучении языка на первый план выдвигается практическая цель: уменье читать, писать и говорить на латинском языке, но не на классическом, а на позднейшем. Вместе с тем произошла перемена и относительно чтения литературных произведений. Хотя древние классики и теперь не предаются совершенному забвению, но ознакомление с произведениями их в подлинном тексте начинает выходить из школьной практики. Их заменяют отчасти произведениями древних христианских писателей, и в особенности Пруденция, Авита, Ювенка (которого титулуют христианским Виргилием, Vergilius christianus), Аратора, Седулия и Сульпиция Севера, а отчасти произведениями из позднейшего времени. Но главным образом вытесняются из школьного употребления сначала классики, а затем и древнехристианские писатели особого рода руководствами или сборниками, которые составлялись обыкновенно в школьном латинском языке и по своему содержанию представляли большей частью пеструю смесь древне-классических элементов с христианскими. |
Во время пребывания в Исаврии Илл выяснил из показаний Эпиника, что интриги против него исходили от Верины, и потребовал от Зенона письмом хартии о своей личной безопасности, заявляя, что он не уверен в отношении к нему самого Зенона. Император выдал хартию с ручательством за его безопасность. Тогда Илл потребовал выдачи ему Верины как виновницы покушения на него. Верина доказала свою враждебность к нему также высылкой из столицы некоего Пампрепия. То был египтянин, родом из Фиваиды, учившийся в Афинах, где он постиг, как думали современники, тайные науки. Он оставался язычником и, явившись в Константинополь, после того, как был за что-то удален из Афин, искал, как человек, стоявший на высоте образования и владевший словом, соответственных занятий, выступая с публичными речами. После одной из них он обратил на себя внимание Илла и через него получил кафедру красноречия в Константинопольском университете с соответственным окладом. Илл приблизил его к себе и оказывал ему поддержку. Воспользовавшись отсутствием Илла, Верина добилась через Ариадну того, что Зенон выслал Пампрепия из Константинополя. Тот уехал в Пергам и дал знать о своем изгнании Иллу. Илл вызвал его к себе в Исаврию, сошелся с ним еще ближе и, оценив его образование и умелость в устройстве всяких дел, давал ему разные административные поручения. Когда Илл, устроив дела в Исаврии, возвращался назад, Зенон выехал к нему навстречу вместе с высшими сановниками двора, и свидание состоялось за 50 миль от Халкидона. По возвращении в Константинополь Илл занял пост магистра оффиций (479 г.). Приехавший с ним Пампрепий был назначен квестором. Верина была выдана Иллу. Он передал ее брату своей жены, Матрониану, и тот, с большой свитой из исавров, увез ее в Тарс. Там в церкви она была пострижена в монахини и препровождена в крепость Долистанд в Исаврии. 1150 Так сложились отношения при дворе по возвращении 3енона на царство. Судьба Римского престола. Мир с вандалами. Готы в Империи По возвращении на престол Зенону пришлось утвердить авторитетом императорской власти важные перемены, происшедшие в Западной империи, узаконить то, что совершалось без всякого участия восточного двора, объявить навсегда упраздненным императорский престол на Западе. Юлий Непот, занявший трон с соизволения Льва, не мог на нем удержаться. Против него восстал магистр армии Орест. В свои молодые годы Орест состоял на службе у Аттилы и сопровождал его послов в Константинополь. Его судьба в протекшие после смерти Аттилы два десятилетия нам неизвестна; но в 475 году он был в Италии, и Непот назначил его магистром армии в Галлии вместо вызванного оттуда Экдиция, сына Авита. Причины бунта Ореста неизвестны. Непот бежал (28 августа 475 г.) из Равенны в Салону в родной ему Далмации, где у него были большие земельные владения. Орест провозгласил императором своего малолетнего сына Ромула-Августула (31 октября 475 года), но в следующем году произошел новый и на этот раз более решительный, чем прежние, переворот. |
Четыре года спустя, в 548 г., в мир иной отошел внук Хродехильды блистательный король Теодеберт. В источниках существует две версии обстоятельств его кончины. Одна из них принадлежит Григорию Турскому , который пишет, что король «начал болеть. Врачи приложили много стараний по уходу за ним, но ничего не помогало, ибо Господь уже призывал его к себе… После… продолжительной болезни, ослабев от недуга, он испустил дух» 844 . Иной рассказ о смерти Теодеберта находим у византийского историка Агафия Миринейского: «Когда он однажды отправился на охоту, огромный бык с великолепными рогами (это мог быть зубр. – В.Ц.) … бросился на него. Теодиберт… остановился, искусно соскочил с лошади, чтобы встретить копьем. Тот же… наскочил со всего размаха на дерево средней величины, ударил его лбом, и сломанное дерево рухнуло на обоих. Случайно самая большая из ветвей так сильно ударила Теодиберта по голове, что, получив тяжелую и смертельную рану, он тотчас упал на землю и, с трудом унесенный своими домой, умер в тот же день» 845 . Согласовать эти две версии можно лишь полагая, что на охоту король выехал тяжело больным. У Теодеберта остались после его смерти рожденные от галлоримлянки Деотерии сын Теодебальд и дочь Бертоара, к которой за год до смерти ее отца безуспешно сватался остготский король Тотила. Теодебальду, когда умер его отец, было 13 лет. «Хотя он был, – по словам Агафия, – еще совершенно юн и находился под попечением и присмотром своего учителя, однако отечественный закон призвал его на царство» 846 : он был провозглашен королем и получил в наследство отцовские владения, которые своими размерами превосходили те, что принадлежали братьям его деда Хильдеберту и Хлотарю. В самом начале правления Теодебальда произошли перемены в окружении короля. Влиятельный при его отце Парфений, которого франки ненавидели за то, что он дерзнул обложить их подушной податью наравне с галло-римлянами, бежал из столицы королевства Меца с помощью двух епископов, имена и титулы которых неизвестны, стремясь попасть в Трир, и как рассказывает Григорий Турский , «по пути туда Парфений, лежа ночью в постели, внезапно громко воскликнул во сне: «Эй, кто тут есть? Бегите сюда, помогите погибающему!». Все присутствовавшие проснулись от его крика и спросили, в чем дело. Тот ответил: «Мой друг Авзаний и моя жена Папианилла, которых я некогда убил, требуют меня на суд, говоря: «Приходи держать ответ… пред Господом в нашем присутствии… Парфений… из-за ревности убил ни в чем не повинную жену и друга» 847 . В Трире Парфения спрятали в церкви, в ларе, но люди, жаждавшие его крови, ворвались в храм и извлекли его из ларя, «ликуя и говоря: «Предал Бог врага нашего в руки наши». Затем они били его кулаками, плевали в лицо и, связав за спиной руки, побили камнями около колонны» 848 . Так погиб дальний потомок Римского императора Авита. |
160]. Подобно святым мужам и подвиг святых жен был многообразен. Девица Юлиания " считалась ученейшей и усерднейшей в вере " [с. 178]. Блаженная Сальвия, страдая от различных недугов, " не ложилась спать на постель " и не позволяла, чтобы ее носили на носилках [с. 175]. Добрая Азелла отличилась примерной кротостью [с. 167]. Славная Геласия " с ревностью проходила путь бессмертия и благочестно несла иго девства " . Никогда солнце не заходило в ее гневе [с. 178]. Девственница Таора безвыходно в рубище (ветхая, изодранная одежда) " сидела в келье за своим делом " [с. 170]. Старица Аматалида, проведя восемьдесят лет в подвиге, достигла полнейшего бесстрастия [с. 170]. Мужественная Вазианилла " благоговейно упражнялась в добродетели " [с. 167]. Подвижница Усия была " во всех отношениях почтеннейшая " [с. 167]. Многих других блаженных жен превзошла " достойная Бога " Авита, ибо " совершенно освободилась от всякого греха " . К жизни святой, воздержной и добродетельной она привела " от жизни рассеянной и роскошной " своего мужа с дочерью [с. 167]. О преподобных Мелании и Олимпиаде в " Лавсаике " рассказывается более подробно. Блаженная Мелания, оставшись молодой вдовой (на двадцать втором году жизни), " обручила себя Вечному Жениху " и возлюбила Его до конца земных дней. Продав свое имение, она отправилась к святым отцам в Нитрийскую гору. Из вырученного от продажи она щедро помогала храмам, монастырям, заключенным в темницах, странникам... " Никто из приходивших не отходил от нее без пособия " . Блаженная раздала все до последней монеты и " из своего имущества прекрасно выработала для честной главы своей неувядаемый венец славы и, украсившись им, с великим дерзновением перешла ко Господу " [с. 159-162]. Святая Мелания наставила и утвердила в вере и свою внучку - младшую Меланию - с ее мужем. Родители младшей Мелании заставили ее вступить в брак. Но после смерти двух сыновей она предалась богоугодной жизни и уговорила мужа отказаться " от всех мирских благ " . Ревность по Боге она возбудила и в своих родственниках, " так что и они стали вести, подобно ей, богоугодную жизнь " [с. |
1 См. о Ю. А. Кулаковском : Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский (1855–1919) и его «История Византии»//Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1. С. 435–445; Юлиан Андреевич Кулаковский (1855–1919): Библиографический указатель (К 80-летию со дня смерти)/Сост. и вступит, статья А. А. Пучкова. К., 1999; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его рукопись о бургундском епископе Авите// Кулаковский Ю. А. Школа и мировоззрение Авита, епископа Вьеннского. К., 1999. С. III–XXVIII. Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб., 1999. С. 299–306,354,355; Перевалов С. М. Ю. А. Кулаковский и его труды по истории аланов// Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 5–42; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. К., 2000; Л. В. етюди Юлiaha Кулаковського//Cxiдuuй cbim. К., 2000. 1–2’97. С. 52–83; Л. В. Кулаковський: сюжети класичного (80-mi роки XIX К., 2000. 1 –2’98. С. 149–166; Пучков А. О. Конструювання Кулаковським характеру античного та icmopiя: зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 59. С. 3–12; Матвеева Л. В. История Крыма// Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 2002. С. 3–75 (см. рец.: Пучков А. О. Про нове видання «Прошлого Тавриды» Кулаковського//Мовата icmopiя: Перюд. зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 60. С. 15–18); Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его исследование тектоники античного мировоззрения// Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире: Избранные работы. СПб., С. 5–44. Литература о Кулаковском растет с каждым годом. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 14 «И пусть хранится до девятого года (лат.) . См.: Гораций . Наука поэзии, 388; ср.: Квинтилиан . Воспитание оратора, X 4, 2. 18 Васильев А. А.Лекции по истории Византии. Т. 1. Время до эпохи крестовых походов (до 1081 года). Пг., 1917. С. 33–35. Издательством «Алетейя» в 1998 г. выпущен в свет объемистый двухтомник «Истории Византийской империи» А. А. Васильева под редакцией А. Г. Грушевого, частью переведенный с последнего американского издания, частью – составленный на основании нескольких книжек, охватывающих историю Византии, которые были выпущены А. А. Васильевым в России до отъезда за рубеж; цитата о Ю. А. Кулаковском в этом издании относится к с. 81 –82 первого тома. |
| |