403. Подвижник Маркиан убедил пустынника Авита ради любви вкусить пищу ранее положенного времени См. также: Пост ; Рассудительность ; Самоукорение . Однажды пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий (ученик Маркиана) вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: “Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы.” Он же отвечал: “Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи.” Великий Маркиан сказал: “Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера.” Когда и этими словами он не убедил чудного Авита, то вздохнул и сказал: “Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь: ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного.” Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это (о Маркиане). Тогда великий Маркиан сказал: “И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же – нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле.” Так рассуждая, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, как не подивиться мудрости этого мужа, по которой он знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, какая какой должна уступать и какой по временам предоставлять преимущество. (Блж. Феодорит. История боголюбцев. С.56). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В эру 491 (=453) во второй год императора Маркиана, Теодорих наследовал своему убитому брату как король и правил тринадцать лет. 543 Поскольку Теодорих вместе с Галлами способствовал приходу императора Авита к власти, он получил поддержку Авита, 544 когда отправился в Испанию из Аквитании с огромной армией. Рехиарий, король свевов, 545 поспешил с войском, чтобы встретить его в двенадцати милях от города Асторга, на реке, называемой Орбиго. Как только началась битва, Рехиарий потерпел поражение: некоторые его солдаты были убиты, другие попали в плен, а много больше обратилось в бегство. В конце концов, бежал и Рехиарий. Раненый копьем и лишенный армии, он был схвачен в Опорто и живым доставлен к королю Теодориху. 546 Когда Рехиария казнили и те, кто выжил после первой битвы, сдались – часть из них была тем не менее казнена, – королевство свевов было почти уничтожено и фактически перестало существовать. Однако свевы, остававшиеся в наиболее удаленной части Галисии, поставили Малдраса, сына Массилы, в качестве своего короля и начали восстанавливать королевство свевов. 547 После того как Рехиария убили, победитель Теодорих отправился из Галисии в Лузитанию. Когда он попытался разграбить город Мерида, то был напуган знамениями святой мученицы Евлалии. Он быстро отступил со всей армией и вернулся в Галлию.  Вскоре Теодорих послал часть своего войска под командованием Кеурила в провинцию Бетика, а другую часть – под командой Сумериха и Непотиана в Галисию, где они разграбили и опустошили земли свевов у Луго. В Галлии комит и римский гражданин Агриппин, соперник римского комита Эгидия, сдал Нарбонну Теодориху, чтобы получить поддержку готов. Позднее несколько послов, отправленных Ремисмундом, сыном короля свевов Малдраса, прибыли к Теодориху, прося мира и дружбы. 548 В ответ Теодорих отправил Ремисмунду оружие, подарки и женщину в жены. В качестве посла к Ремисмунду Теодорих назначил Саллу. Когда Салла вернулся в Галлию, он обнаружил, что Теодорих убит собственным братом Эврихом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Толозы к свевам направлен был арианский епископ Аякс, который переманил их в свою ересь. Когда ставленник вестгот­ского короля Теодорида Агривульф попытался править самостоя­тельно как король, Теодорид выслал против него отряд, который легко одержал победу над дружиной вышедшего из повинове­ния вассала. Агривульф был схвачен и обезглавлен. Свевы, как рассказывает Иордан, послали к Теодориду священников, чтобы «молить его о пощаде» 1022 . В русском переводе соответствующего места из Иордана говорится о жрецах 1023 , но переводчик и коммен­татор Иордана Е. Ч. Скржинская здесь допускает ошибку: Иордан пишет о contuentes locorum sacerdotes 1024 (священниках этих мест). Со времен правления короля Рехиара свевы приняли православное христианство, после гибели Рехиара они под давлением победителей-вестготов перешли в арианство, но местное латиноязычное население оставалось, разумеется, православным, и посланцами к Теодориду направлены были христианские священники, более вероятно, что православные, но, возможно, и ариане, но толь­ко не языческие жрецы. Король, как пишет Иордан, «принял их с подобающей их... сану почтительностью» 1025 и не только не под­верг свевов изгнанию из страны, но и разрешил им избрать себе короля из своего народа. Избранным оказался Римисмунд. В дей­ствительности свевы восстановили тогда свою независимость от вестготов не столько из-за великодушия Теодорида, как объ­ясняет дело Иордан, сколько опираясь на поддержку со сторо­ны Римского императора Майориана, который был недоволен тем, что Теодорид содействовал поставлению императором его предшественника Авита, оказавшегося кратковременным пра­вителем. Это произошло, вероятно, в 461 г., незадолго до свер­жения Майориана. На этом сведения о королевстве пиренейских свевов пре­рываются до середины VI века, когда правивший ими король Харарих вместе со своим народом перешел из арианства в Пра­вославие. 4. Королевство бургундов Восточногерманский народ бургундов, перебравшийся неког­да из Скандинавии на берега Вислы, переселился оттуда на Рейн. С пребыванием их на Рейне связан вопрос о времени их обра­щения в христианство. «По утверждению Орозия, они приняли ортодоксальное христианство в 417 г.; но большинство авторов полагает, что из язычества они сразу перешли в арианство, и слу­чилось это где-то между 413 и 436 гг.» 1026 . В 437 г., при взятии рейн­ской столицы бургундов Вормса гуннами, погиб король Гундахар и истреблена была большая часть народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

536 Флавий-Юлий Майориан (или Майорин), византийский император (457–461 гг.). Он служил в армии, был помощником полководца Аэция. В 456 г., когда Рицимер сверг Авита, Майориан получил командование над отрядом, с которым разбил алеманнов, вторгшихся через Альпы. После этого он, по желанию римлян, был провозглашен в Равенне императором. Майориан сложил с народа недоимки, возобновил институты городских защитников, пытался урегулировать правила вступления в священники и монахи, принял строгие меры против прелюбодеяния, назначил серьезные наказания за вандализм по отношению к древним зданиям. В начале своего правления Майориан нанес поражение вандалам в Южной Италии. На равнинах Лигурии он собрал большое войско, перешел через Альпы, взял Лион и победил Теодориха, с которым потом заключил союз. Силой и убеждением Майориан подчинил себе большую часть населения Испании и Галлии и собрал для похода на вандалов 300 галер в гавани Картахены. Король вандалов Гензерих предлагал мир, но Майориан не принял его. Тогда вандалы при помощи изменников напали на флот у Картахены и уничтожили его большую часть. Теперь Майориан принял мирные условия Гензериха и вернулся в Италию, готовясь к новой экспедиции. Однако солдаты, подстрекаемые наказанными Майорианом администраторами, взбунтовались под Тортоной и низложили Майориана. Как он умер, неизвестно: согласно Прокопию Кесарийскому, он умер от дизентерии, но современник этих событий Идаций сообщает, что он был убит по приказу Рицимера. 539 Протерий (ум. в 457 г.), мученик. Он был пресвитером в Александрии, учеником Кирилла Александрийского . В 451 г. епископ Александрии Диоскор на Халкидонском соборе был низложен и изгнан, и патриархом Александрии был назначен Протерий. Приверженцы Диоскора восстали против избрания Протерия, начали мятеж и сожгли отряд воинов, посланных для их усмирения. Император Маркиан вновь послал усиленный отряд и при этом лишил Александрию различных льгот. Александрийцы смирились и обратились к Протерию, прося его ходатайствовать перед императором о возвращении им прежних льгот (например, ввоза хлеба из Египта). После смерти Маркиана (в 457 г.) опять поднялось восстание, во главе которого были Тимофей Элур и Петр Монг, воспользовавшись отсутствием префекта города. Протерий бежал из Александрии, но во сне ему явился пророк Исайя, который позвал его возвратиться в город, сказав ему, что ждет его. Протерий понял это как предупреждение о мученической смерти и возвратился в Александрию. Восставшие, узнав, что Протерий находится в крестильнице, ворвались туда и убили Протерия и еще 6 человек, которые были с ним. Затем, привязав веревку к телу Протерия, они вытащили его на улицу, сожгли, а прах развеяли по ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аполлинарий составлял панегирики императорам Запада, один из которых, Авит, был его тестем, подобного же панеги­рика удостоился от него и преемник Авита Майориан, а затем и ставленник Льва Анфимий, за что панегиристу поставили ста­тую на площади Траяна, удостаивали звания консула, назнача­ли префектом Рима. «Поэзия Аполлинария, – по характеристике ее знатока И. Н. Голенищева-Кутузова, – полна языческих обра­зов. В его стихах пляшут вакханки и фавны, его героев хранит от бедствий Аполлон, благословляет Паллада... Любимый жанр Аполлинария – свадебная песнь (эпиталама)» 973 . Судя по его стихам, Аполлинария можно было бы принять за такого же язычника, как и Рутилий, но из его биографии хорошо известно, что это было бы ошибочным предположением. Выехав из Рима в Галлию в 469 г., он был вскоре поставлен епископом Клермон-Феррана. Очевидно, что христианином он был и рань­ше, когда писал стихи, насыщенные мифологическими мотива­ми, образами, персонажами, но все это было только литературой, подобно тому как поэты и художники эпохи Ренессанса и клас­сического века обильно черпали из сокровищницы греко-римской мифологии, не становясь от этого религиозными язычни­ками. Вопросом при этом остается, насколько религиозны они были как христиане. Во всяком случае, став епископом, Аполли­нарий уже не писал стихов об Аполлоне и Афине Палладе. С этих пор в его литературном творчестве главное место занимает эпистолография – он писал письма, в которых рассказывал о род­ной ему Галлии и о Риме, об исторических событиях, о варвар­ских королях, с которыми ему случалось встречаться, и эти его письма представляют собой ценный исторический материал. V век дал немало талантливых прозаиков и поэтов – лати­ноязычных и грекоязычных, но ни один из них не обладал даром великого мастера слова; художественный гений классических народов в эпоху, когда завершалась христианизация общества, реализовался в храмостроительстве и храмовых мозаиках – в искусствах, которые отвечали насущным потребностям време­ни и выражали его духовную ориентацию. Христианские церкви строились в Константинополе и Риме, в Фессалониках и в Равен­не, на относительно благополучном Востоке и разоренном вар­варами и почти утраченном империей Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В его глазах, с нравственной точки зрения греческая философия превосходит учение священных книг Ветхого Завета. А если это так, то с какой же стати отказывать языческим мыслителям в вечном блаженстве потому, что они не знали Христа? Разве Евангелие не есть только реформа естественного нравственного закона (legis naturalis reformatio)? Неужели мы согласимся населить ад людьми, жизнь и учение которых обнаруживает совершенно евангельское и апостольское совершенство и которые ни в чем или приблизительно ни в чем не отступают от христианской религии» 84 ? При преподавании риторики часто пользовались позднейшими пособиями и иногда заимствовали примеры из Свящ. Писания; но во многих школах (напр. в флерийской с XI века) пользовались также Цицероном (или, по крайней мере, сочинением из классического периода „Rhetorica ad Herennium») и Квинтилианом. С начала XII века стали обращать особое внимание на диалектику. Из соединения учения Аристотеля с богословием развилась схоластика, характер которой известен и которая во всяком случае не могла способствовать процветанию наук. С тех пор при изучении языка на первый план выдвигается практическая цель: уменье читать, писать и говорить на латинском языке, но не на классическом, а на позднейшем. Вместе с тем произошла перемена и относительно чтения литературных произведений. Хотя древние классики и теперь не предаются совершенному забвению, но ознакомление с произведениями их в подлинном тексте начинает выходить из школьной практики. Их заменяют отчасти произведениями древних христианских писателей, и в особенности Пруденция, Авита, Ювенка (которого титулуют христианским Виргилием, Vergilius christianus), Аратора, Седулия и Сульпиция Севера, а отчасти произведениями из позднейшего времени. Но главным образом вытесняются из школьного употребления сначала классики, а затем и древнехристианские писатели особого рода руководствами или сборниками, которые составлялись обыкновенно в школьном латинском языке и по своему содержанию представляли большей частью пеструю смесь древне-классических элементов с христианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Во время пребывания в Исаврии Илл выяснил из показаний Эпиника, что интриги против него исходили от Верины, и потребовал от Зенона письмом хартии о своей личной безопасности, заявляя, что он не уверен в отношении к нему самого Зенона. Император выдал хартию с ручательством за его безопасность. Тогда Илл потребовал выдачи ему Верины как виновницы покушения на него. Верина доказала свою враждебность к нему также высылкой из столицы некоего Пампрепия. То был египтянин, родом из Фиваиды, учившийся в Афинах, где он постиг, как думали современники, тайные науки. Он оставался язычником и, явившись в Константинополь, после того, как был за что-то удален из Афин, искал, как человек, стоявший на высоте образования и владевший словом, соответственных занятий, выступая с публичными речами. После одной из них он обратил на себя внимание Илла и через него получил кафедру красноречия в Константинопольском университете с соответственным окладом. Илл приблизил его к себе и оказывал ему поддержку. Воспользовавшись отсутствием Илла, Верина добилась через Ариадну того, что Зенон выслал Пампрепия из Константинополя. Тот уехал в Пергам и дал знать о своем изгнании Иллу. Илл вызвал его к себе в Исаврию, сошелся с ним еще ближе и, оценив его образование и умелость в устройстве всяких дел, давал ему разные административные поручения. Когда Илл, устроив дела в Исаврии, возвращался назад, Зенон выехал к нему навстречу вместе с высшими сановниками двора, и свидание состоялось за 50 миль от Халкидона. По возвращении в Константинополь Илл занял пост магистра оффиций (479 г.). Приехавший с ним Пампрепий был назначен квестором. Верина была выдана Иллу. Он передал ее брату своей жены, Матрониану, и тот, с большой свитой из исавров, увез ее в Тарс. Там в церкви она была пострижена в монахини и препровождена в крепость Долистанд в Исаврии. 1150 Так сложились отношения при дворе по возвращении 3енона на царство. Судьба Римского престола. Мир с вандалами. Готы в Империи По возвращении на престол Зенону пришлось утвердить авторитетом императорской власти важные перемены, происшедшие в Западной империи, узаконить то, что совершалось без всякого участия восточного двора, объявить навсегда упраздненным императорский престол на Западе. Юлий Непот, занявший трон с соизволения Льва, не мог на нем удержаться. Против него восстал магистр армии Орест. В свои молодые годы Орест состоял на службе у Аттилы и сопровождал его послов в Константинополь. Его судьба в протекшие после смерти Аттилы два десятилетия нам неизвестна; но в 475 году он был в Италии, и Непот назначил его магистром армии в Галлии вместо вызванного оттуда Экдиция, сына Авита. Причины бунта Ореста неизвестны. Непот бежал (28 августа 475 г.) из Равенны в Салону в родной ему Далмации, где у него были большие земельные владения. Орест провозгласил императором своего малолетнего сына Ромула-Августула (31 октября 475 года), но в следующем году произошел новый и на этот раз более решительный, чем прежние, переворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Четыре года спустя, в 548 г., в мир иной отошел внук Хродехильды блистательный король Теодеберт. В источниках существует две версии обстоятельств его кончины. Одна из них принадлежит Григорию Турскому , который пишет, что король «начал болеть. Врачи приложили много стараний по уходу за ним, но ничего не помогало, ибо Господь уже призывал его к себе… После… продолжительной болезни, ослабев от недуга, он испустил дух» 844 . Иной рассказ о смерти Теодеберта находим у византийского историка Агафия Миринейского: «Когда он однажды отправился на охоту, огромный бык с великолепными рогами (это мог быть зубр. – В.Ц.) … бросился на него. Теодиберт… остановился, искусно соскочил с лошади, чтобы встретить копьем. Тот же… наскочил со всего размаха на дерево средней величины, ударил его лбом, и сломанное дерево рухнуло на обоих. Случайно самая большая из ветвей так сильно ударила Теодиберта по голове, что, получив тяжелую и смертельную рану, он тотчас упал на землю и, с трудом унесенный своими домой, умер в тот же день» 845 . Согласовать эти две версии можно лишь полагая, что на охоту король выехал тяжело больным. У Теодеберта остались после его смерти рожденные от галлоримлянки Деотерии сын Теодебальд и дочь Бертоара, к которой за год до смерти ее отца безуспешно сватался остготский король Тотила. Теодебальду, когда умер его отец, было 13 лет. «Хотя он был, – по словам Агафия, – еще совершенно юн и находился под попечением и присмотром своего учителя, однако отечественный закон призвал его на царство» 846 : он был провозглашен королем и получил в наследство отцовские владения, которые своими размерами превосходили те, что принадлежали братьям его деда Хильдеберту и Хлотарю. В самом начале правления Теодебальда произошли перемены в окружении короля. Влиятельный при его отце Парфений, которого франки ненавидели за то, что он дерзнул обложить их подушной податью наравне с галло-римлянами, бежал из столицы королевства Меца с помощью двух епископов, имена и титулы которых неизвестны, стремясь попасть в Трир, и как рассказывает Григорий Турский , «по пути туда Парфений, лежа ночью в постели, внезапно громко воскликнул во сне: «Эй, кто тут есть? Бегите сюда, помогите погибающему!». Все присутствовавшие проснулись от его крика и спросили, в чем дело. Тот ответил: «Мой друг Авзаний и моя жена Папианилла, которых я некогда убил, требуют меня на суд, говоря: «Приходи держать ответ… пред Господом в нашем присутствии… Парфений… из-за ревности убил ни в чем не повинную жену и друга» 847 . В Трире Парфения спрятали в церкви, в ларе, но люди, жаждавшие его крови, ворвались в храм и извлекли его из ларя, «ликуя и говоря: «Предал Бог врага нашего в руки наши». Затем они били его кулаками, плевали в лицо и, связав за спиной руки, побили камнями около колонны» 848 . Так погиб дальний потомок Римского императора Авита.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

160]. Подобно святым мужам и подвиг святых жен был многообразен. Девица Юлиания " считалась ученейшей и усерднейшей в вере " [с. 178]. Блаженная Сальвия, страдая от различных недугов, " не ложилась спать на постель " и не позволяла, чтобы ее носили на носилках [с. 175]. Добрая Азелла отличилась примерной кротостью [с. 167]. Славная Геласия " с ревностью проходила путь бессмертия и благочестно несла иго девства " . Никогда солнце не заходило в ее гневе [с. 178]. Девственница Таора безвыходно в рубище (ветхая, изодранная одежда) " сидела в келье за своим делом " [с. 170]. Старица Аматалида, проведя восемьдесят лет в подвиге, достигла полнейшего бесстрастия [с. 170]. Мужественная Вазианилла " благоговейно упражнялась в добродетели " [с. 167]. Подвижница Усия была " во всех отношениях почтеннейшая " [с. 167]. Многих других блаженных жен превзошла " достойная Бога " Авита, ибо " совершенно освободилась от всякого греха " . К жизни святой, воздержной и добродетельной она привела " от жизни рассеянной и роскошной " своего мужа с дочерью [с. 167]. О преподобных Мелании и Олимпиаде в " Лавсаике " рассказывается более подробно. Блаженная Мелания, оставшись молодой вдовой (на двадцать втором году жизни), " обручила себя Вечному Жениху " и возлюбила Его до конца земных дней. Продав свое имение, она отправилась к святым отцам в Нитрийскую гору. Из вырученного от продажи она щедро помогала храмам, монастырям, заключенным в темницах, странникам... " Никто из приходивших не отходил от нее без пособия " . Блаженная раздала все до последней монеты и " из своего имущества прекрасно выработала для честной главы своей неувядаемый венец славы и, украсившись им, с великим дерзновением перешла ко Господу " [с. 159-162]. Святая Мелания наставила и утвердила в вере и свою внучку - младшую Меланию - с ее мужем. Родители младшей Мелании заставили ее вступить в брак. Но после смерти двух сыновей она предалась богоугодной жизни и уговорила мужа отказаться " от всех мирских благ " . Ревность по Боге она возбудила и в своих родственниках, " так что и они стали вести, подобно ей, богоугодную жизнь " [с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1 См. о Ю. А. Кулаковском : Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский (1855–1919) и его «История Византии»//Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1. С. 435–445; Юлиан Андреевич Кулаковский (1855–1919): Библиографический указатель (К 80-летию со дня смерти)/Сост. и вступит, статья А. А. Пучкова. К., 1999; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его рукопись о бургундском епископе Авите// Кулаковский Ю. А. Школа и мировоззрение Авита, епископа Вьеннского. К., 1999. С. III–XXVIII. Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб., 1999. С. 299–306,354,355; Перевалов С. М. Ю. А. Кулаковский и его труды по истории аланов// Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 5–42; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. К., 2000; Л. В. етюди Юлiaha Кулаковського//Cxiдuuй cbim. К., 2000. 1–2’97. С. 52–83; Л. В. Кулаковський: сюжети класичного (80-mi роки XIX К., 2000. 1 –2’98. С. 149–166; Пучков А. О. Конструювання Кулаковським характеру античного та icmopiя: зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 59. С. 3–12; Матвеева Л. В. История Крыма// Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 2002. С. 3–75 (см. рец.: Пучков А. О. Про нове видання «Прошлого Тавриды» Кулаковського//Мовата icmopiя: Перюд. зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 60. С. 15–18); Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его исследование тектоники античного мировоззрения// Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире: Избранные работы. СПб., С. 5–44. Литература о Кулаковском растет с каждым годом. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 14 «И пусть хранится до девятого года (лат.) . См.: Гораций . Наука поэзии, 388; ср.: Квинтилиан . Воспитание оратора, X 4, 2. 18 Васильев А. А.Лекции по истории Византии. Т. 1. Время до эпохи крестовых походов (до 1081 года). Пг., 1917. С. 33–35. Издательством «Алетейя» в 1998 г. выпущен в свет объемистый двухтомник «Истории Византийской империи» А. А. Васильева под редакцией А. Г. Грушевого, частью переведенный с последнего американского издания, частью – составленный на основании нескольких книжек, охватывающих историю Византии, которые были выпущены А. А. Васильевым в России до отъезда за рубеж; цитата о Ю. А. Кулаковском в этом издании относится к с. 81 –82 первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010