Сохранившаяся до наших дней административная церковная терминология говорит сама за себя: «митрополия», «епархия» (эпархия), «диоцез» и другие, - термины, прежде всего римского административного деления времен императора Диоклетиана.8-е правило Трулльского Собора, повторяя заключительное определение 17-го правила Халкидонского Собора, гласит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». Таким образом, имперская властная вертикаль проецируется и на Церковь, в ней тоже появляется соответствующая вертикаль, заменяющая выборность. Говоря о механизмах назначения и ответственности епископата на нынешнем этапе, необходимо понимать, что такой механизм должен соотноситься с конкретно-историческими условиями, задачи и вызовами, стоящими перед Церковью и современной российской государственностью. Что предлагают идеологи «соборности»? Вернуть выборность? Не так давно у нас вернули выборность губернаторов, что поставило под сомнение единство системы исполнительной власти. Сегодня епископы - это гвардия Президента, они в субъектах Федерации в т.ч. обеспечивают единство, целостность российской государственности. Епископ- человек независимый, несвязанный местными договоренностями, не входящий в провинциальную номенклатуру.Епископ (по крайней мере, областной кафедры) - фигура федерального уровня, подчиненная федеральному центру. В случае установления выборности, местные элиты (в отдельных регионах - этнократии) будут проталкивать своих, нужных кандидатов. Какое благо это принесет стране и православию? Что касается ситуации в Симбирске, то не ясно кто выступил против митрополита, народ или хорошо организованные группы людей. Голос народа может заглушаться, демократия и выборность - это одна из технологий такого заглушения. В «Обращении симбирской паствы» указывается на несоблюдение митрополитом Анастасием канонов, а именно то, что ему в течение года необходимо было дать опровержение обвинений в свой адрес. Однако авторы забывают, что помимо частных правил, регулирующих какие-то отдельные случаи, есть общие установления. Они сводятся к двум моментам: во-первых, церковные каноны имеют силу закона, а законы приравниваются к канонам; во-вторых, более поздний канон (закон) отменяет ранее действовавший.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Эпарх войска – главный снабженец (интендант) армии. Эпарх двора – см.: префект претория Востока. Эпархика – установления, касающиеся эпарха. См.: закон. Эпархия – административная провинция. По новому административному делению, вошедшему в силу к VIII в., провинции в Византии были заменены фемами. Тем не менее в административном и судебном управлении еще сохранялись Э. Эпибола (эпиволи) – дословно с греч. «прикидка, придача, надбавка», изобретенная с первых веков н. э. римским фиском принудительная система, накладывавшая на землевладельца или свободную крестьянскую общину отрезки государственной или брошенной, пустующей соседней земли, хозяева которой умерли или бежали от тягостей, и за которые надо было вносить подать сверх обычного поземельного налога. Иногда это были земли, на которых еще оставались крестьяне, приписные колоны. В таком случае они тоже переходили с землей к соседнему имущественно более крупному владельцу, который обеспечивал государство поступлением податей. Эдикт префекта претория Зотика, относящийся к 511–512 гг., считается первым четким упоминанием о Э. в Византии. Хроника Йешу Стилита сообщает о «надбавках с деревенских» под 499/500 г. Эпиват – тот, кто эксплуатировал судно, пассажир. Эпиватерия – риторическая прощальная речь. Эпиволи – см.: эпибола. Эпигонаций – см.: епигонатий. Эпиграмма – короткий стих на определенную тему. В византийской Э. преобладал интерес к религиозным предметам, очень часто присутствовало описание разных объектов, таких как декор церквей, икон, реликвариев, одежд, тканей. Наиболее значительные собрания античных и византийских Э. – Палатинская антология (Anthologia Palatina), отредактированная в Х в. и позже, к 1300 г. Максимом Планудой. Другое собрание, представленное в венецианском манускрипте (Marc. gr. 524) конца XIII в., включает большое количество текстов XI-XII вв., которые особенно ценны для истории культуры этого периода. Среди наиболее известных поэтов, упражнявшихся в жанре Э., были Григорий Назаианзин, Агафий Миринейский, Георгий Писида, Феодор Студит , Арефа Кесарийский , Иоанн Геометр , Иоанн Мавропод, Христофор Митиленский, Николай Калликл, Феодор Продром, Мануил Фил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О податной системе, которая делала возможными случаи, подобные рассказанному здесь, см. Zachariae, Jus Graecoroman., III, 393, и нашу статью в Журнале Министерства Народного Просвещения: «Материалы для внутренней истории Византийского государства» 1880г., август, стр. 393. Очень любопытно употребление слова в смысле податного округа меньших размеров; этим объясняется терминология акта о разделе империи в 1204 году (Tafel, Fontes rer. Austriac, XII, 468 и passim), между тем как у Дюканжа нет толкования на это выражение. Арависс – написание более правильное), город и область (эпархия), упоминаемые в письмах Иоанна Златоустог о из ссылки, находился во второй Армении вместе с Кукусом: Hieroclis synecdem. (при издании Константина Багрянор.) р. 397; после считался в третьей: Патканов, Армян. геогр., стр. 34. Церковь св. Павла с сиротским домом или богадельнею (орфанотрофием) встречается много раз: см. Ducange, Constantinopol. Christiana, II, 141. То, что племянник старшего Кекавмена, неизвестно по брату или по сестре – избирает местом своих операций Армянский округ, подтверждало бы вполне другие указания на армянское происхождение фамилии, если бы самое имя Майя звучало более по-армянски. Но до сих пор оно встречалось только в городах далматинских (см. ниже объяснение к § 220) и в южной Италии, откуда, именно из города Бари, происходил известный любимец короля сицилийского Рожера II и великий эмир, Майо, ненавистный феодальной аристократии вследствие своего низкого происхождения; Hugon. Falcandi histor.: Murator. VII, 265. § 101. О друге, чтоб ему не останавливаться в твоем доме Если имеешь друга в ином месте, и он проезжает городом, в котором ты живешь, не помещай его в своем доме, но пусть он пристанет в другом месте, а ты посылай ему все нужное, и он еще более будет тебе благодарен. Если же ты остановишь его в своем доме, то послушай, сколько из-за этого родится неприятностей. Во-первых, ни жена твоя, ни дочери твои, ни снохи твои не будут иметь свободы выходить из комнаты своей и распоряжаться в доме как следует. А если уже им будет необходимая нужда выйти, то друг твой вытянет шею и устремит на них свои глаза; когда ты стоишь вместе с ним, то конечно, он притворно потупит свою голову, но все-таки будет подсматривать, какая у них походка, как они поворачиваются, как подпоясаны, и какой у них взгляд; просто сказать: будет их оглядывать с головы до ног, а после станет передразнивать пред своими домашними и осмеивать. Точно также он найдет дурными твою прислугу, твой стол, весь порядок. Еще будет расспрашивать о твоем имуществе: есть ли у тебя то, есть ли другое. Но что много об этом говорить? Если он найдет удобный случай, он будет делать любовные знаки твоей жене, будет на нее смотреть бесстыдными глазами; если может, то и соблазнит ее; если ж и нет, то все-таки, когда уйдет, похвастает, чем не следует; а если он не скажет, то враг твой в ссоре с тобою будет о том кричать. § 102. О дочерях, как их следует воспитывать

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КИПРСКИЙ [греч. Γεργιος Κπριος] (VII в.), визант. географ. О его жизни ничего не известно, кроме места рождения - г. Лапиф на Кипре. Географический трактат Г. К. сохранился в составе компиляции IX в., приписанной некоему Василию Армянину из Ялимбаны. В сочинении содержится информация об административно-территориальном делении Византии. Списки городов, крепостей, «климатов», островов, гаваней и проч. (по-видимому, неполные) составлены по областям империи: Италийская «эпархия» (префектура) с центром в Риме, Африка, Египет и Восток, включая Сирию, Палестину, Месопотамию, Армению и Кипр. В рукописной традиции к трактату Г. К. примыкают перечни церковных кафедр. Соч.: Georgii Cyprii Descriptio orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lipsiae, 1890. Amst., 1970r. Лит.: Honigmann E. Die «Notitia» des Basileios von Ialimbana//Byz. 1934. T. 9. P. 205-222; Laurent V. La «Notitia» de Basile l " Arménien//EO. 1935. T. 34. P. 439-472; Grumel V. La «Notitia» de Basile de Ialimbana: Essai sur la date de composition//REB. 1961. T. 19. P. 198-207; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 531-532; Kazhdan A. George of Cyprus//ODB. T. 2. P. 837-838. П. В. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164377.html

И вот они оказались в тылу осажденных, в то время как те все еще со стен пускали стрелы. После того как из центра города донесся сигнал трубы, осаждающие захватили ворота, открыли их и также вступили в город. И когда народ в городе оказался между двумя отрядами и его стали истреблять с обеих сторон, Годегизил нашел убежище в церкви еретиков, где и был убит вместе с епископом ариан. Франки же, которые были при Годегизиле, все собрались в одной башне. Но Гундобад приказал не причинять никому из них никакого вреда. Когда же он захватил их, то отправил в изгнание в Тулузу к королю Алариху. А сенаторы и бургунды, которые сочувствовали Годегилизу были убиты. Гундобад же покорил всю область, которая теперь называется Бургундией, и среди бургундов установил более мягкие законы 319 , по которым они не должны были притеснять римлян. 34. Но после того как Гундобад понял, что учения еретиков ложны, он признал, что Христос, Сын Божий, и Святой Дух единосущны Отцу и попросил святого Авита, епископа города Вьенна, тайно его миропомазать. На это ему епископ сказал: «Если ты и в самом деле веруешь в то, чему учил нас Сам Господь, ты должен следовать этому. А Господь говорит: «Если кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» 320 . Так же говорил Господь святым и возлюбленным своим блаженным апостолам, когда Он им возвещал об испытаниях во время предстоящих гонений: «Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас за Меня к правителям и царям для свидетельства перед ними и всеми язычниками» 321 . Поскольку ты сам король, то ты не боишься того, что кто-нибудь нападет на тебя, но ты страшишься восстания народного и поэтому открыто не признаешь Создателя. Оставь это неразумие и признайся всенародно в том, во что ты, как ты сам говоришь, веруешь сердцем. Ибо так говорит и блаженный апостол: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

С таковой же полнотой во второй части рассматриваются произведения Авита. Именно, сначала устанавливается хронология его писем, затем говорится об его гомилиях и даётся краткий очерк его богословских мыслей, наконец подробно разбираются стихотворные произведения его: „De spiritalis historiae gestis“ и поэма „De virginitate“: излагается содержание этих произведений и, при этом, указывается влияние Виргиния на Авита в „De spiritalis historiae gestis“. Автор не повсюду уразумевает точный смысл в указанных произведениях Авита. Но кто знает, как труден для уразумения язык в произведениях древне-христианской поэзии, тот будет снисходителен к неверностям в переводе, допущенным автором. Более важно то, что в сочинении встречаются опрометчивые суждения, поспешные выводы и отсутствует проверка передаваемых сведений. На стран. 32 ч. 2. автор говорит: „Мы имеем 23 крошечных отрывка (Авитовых) обличений арианской ереси, в большинстве случаев выуженных из сочинений диакона Флора“. Но как Авит мог выудить из Флора, когда Флор жил в 9 веке? И это – не случайный недосмотр. Столь же важный недостаток в сочинении г. Казанцева составляет спутанность и неясность в —110— суждениях, вследствие чего очень трудно сказать, как он судит о том или другом предмете. На стран. 44 ч. 2. читаем следующее: „Главную основу идеям Авита дал уже угасший на Востоке и умирающий на Западе хилиазм. Оттуда Авит заимствовал идею о последней кончине мира через огонь, о блаженстве праведников после этого истребления мира. Конечно, и в хилиастических чаяниях Авит имел уже основу для представления о каком-то полу-духовном, полу-плотском блаженстве праведников, но эта идея могла быть заимствована им прямо готовой из сочинения Августина о граде Божием“. Ср. ещё стран. 153–157 ч. 2., на которых о поэме Авита „De virginitate“ то говорится, что „это вовсе не поэма на библейские сюжеты, а весьма плохой панегирик“, то говорится, что „это панегирик не лучший и не худший других панегириков, напр. Аполлинария Сидония, предшественника Авита, и Фортуната, панегириста последующего времени, но гораздо лучшее произведение других придворных панегиристов“, то говорится, что „это произведение не хуже других панегириков, а так как освежено ещё введением в панегирик нового элемента Библии, то может считаться даже одним из лучших произведений этой весьма плохой литературы“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда вандалы оставили дымящийся от пожаров Рим, остав­шимся в нем малочисленным сенаторам и гражданам, разорен­ным, обескураженным и растерянным, было не до избрания императора. Род Феодосия Великого в его потомстве по мужской линии угас с гибелью Валентиниана III. В империи тогда оста­вался один законный император – Маркиан, но, по уже сложив­шейся традиции, кроме автократора, который имел резиденцию в Новом Риме, на Западе должен был быть свой отдельный импе­ратор. Генералы, командовавшие войсками, расквартированны­ми в западных провинциях, не стали дожидаться распоряжений о назначении императора для Запада, и 10 июля в галльском Арелате войска и народ аккламировали императором своего полко­водца Авита, происходившего из знатного рода романизованных галлов. Римский сенат вынужден был подчиниться воле армии и, пользуясь своей старой привилегией, давно ставшей архаи­ческой формальностью, утвердил совершенное уже избрание и пригласил Авита в Рим. 1 января 456 г. зять Авиты Аполли­нарий Сидоний произнес перед сенаторами панегирик новому императору, в вознаграждение за что был удостоен бронзовой статуи на площади Траяна. Император Маркиан признал Авита своим соправителем. Римские сенаторы однако не настроены были поддерживать овладевшего верховной властью провинциала, вступив в тай­ный сговор с военачальником из числа варваров свевом Рицимером, матерью которого была дочь вестготского короля Валлии. Удостоенный звания комита, он был ближайшим сподвижни­ком Аэция, за убийство которого отомстил участием в сверже­нии Валентиниана. Недовольный тем, что Авит был поставлен без совещания с ним и опираясь на тайную поддержку сената, Рицимер поднял против него мятеж. После того как он овладел Римом, сенат объявил Авита низложенным, и тот бежал вначале в Плаценцию, а затем на свою родину – на юг Галлии, где был настигнут убийцей уже в сентябре 456 г. Власть в Риме и в кон­тролируемых римской армией западных провинциях оказалась в руках Рицимера, который однако не стал императором из-за своего арианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кассиан написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских». Другое его сочинение, которое подробно описывает Геннадий, – это 24 «Собеседования» со знаменитыми египетскими аввами о разных предметах нравственного христианского учения. 517 Филипп (ум. 455/456 гг.) участвовал в переводе Вульгаты. Сохранилось его письмо и фрагменты комментариев. 518 Флавий Маркиан, византийский император (450–457 гг.). Выходец из солдатской семьи и сам начинавший как простой солдат, он в течение 15 лет служил при византийском полководце Аспаре и его сыне Ардавуре. В 450 г., после смерти Феодосия II, он был возведен на престол сестрою Феодосия, Пульхерией, которая была женой Маркиана. Вскоре после своего воцарения он отказал Аттиле в дани, а при вторжении гуннов в Италию в 452 г. он послал вспомогательные войска для поддержки Валентиниана III. В 455 г. Маркиан признал Авита западноримским императором. Одним из крупнейших событий его правления был Халкидонский собор, созванный Маркианом в 451 г. 519 Епархий Авит, знатный галльский магнат (родом из Оверни), состоял на службе у западноримских императоров: он был префектом Галлии и командовал находящимися там римскими войсками. В451 г. он вместе с полководцем Аэцием склонил вестготского короля Теодориха II к активным действиям против гуннов. В 455 г. Авит с помощью короля Теодориха II был провозглашен императором в Арле, не спрашивая согласия римского сената. Сенат признал этот факт и пригласил Авита в Рим. Несмотря на кратковременность правления, Авит сумел многое сделать для укрепления империи. В 455 г. он фактическим поддержал Теодориха II в его войне против свевов, которые опустошали римские провинции Картахена и Тарракон в Испании, в результате свевы были разбиты и их королевство утратило самостоятельность. Авит планировал начать крупные военные действия против вандальского королевства в Африке, но не успел. Однако рммлянам сопутствовал успех в операциях на Сицилии и в морском сражении у Корсики, хотя это и не изменило положения и господство вандалов на море сохранилось. В том же 455 г. Авит сумел восстановить власть римлян в Паннонии. Кроме того, он заключил выгодные договоры с алеманнами и франками. Однако сенат затеял переговоры с Рицимером, варваром по происхождению (он был сыном свевского вождя и дочери вестготского короля), который до того состоял на службе у императоров Валентиниана III и Петрония Максима. В 456 г. он поднял мятеж против Авита. Авит был разбит в битве при Пьяченце, был вынужден принять епископский сан, после чего вскоре погиб, вероятно, во время попытки бегства в Галлию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   31. В эру 491 (­AD 453) во второй год императора Маркиана, Теодорих наследовал своему убитому брату как король и правил тринадцать лет. Поскольку Теодорих вместе с Галлами способствовал приходу императора Авита к власти, он получил поддержку Авита, когда отправился в Испанию из Аквитании с огромной армией. Рехиарий, король Свевов, поспешил с войском, чтобы встретить его в двенадцати милях от города Асторга, на реке называемой Орбиго. Как только началась битва, Рехиарий потерпел поражение: некоторые его солдаты были убиты, другие попали в плен, а много больше обратилось в бегство. В конце концов, бежал и Рехиарий. Раненый копьем и лишенный армии, он был схвачен в Опорто и живым доставлен к королю Теодориху    32. Когда Рехиария казнили и те, кто выжили после первой битвы сдались — часть из них была тем не менее казнена — королевство Свевов было почти уничтожено и фактически перестало существовать. Однако Свевы, остававшиеся в наиболее удаленной части Галисии, поставили Малдраса, сына Массилы, в качестве своего короля и начали восстанавливать королевство Свевов. После того, как Рехиария убили, победитель Теодорих отправился из Галисии в Лузитанию. Когда он попытался разграбить город Мерида, то был напуган знамениями святого мученика Евлалия. Он быстро отступил со всей армией и вернулся в Галлию.    33. Через короткое время, Теодорих послал часть своего войска под командованием Кеурила в провинцию Бэтика, а другую часть — под командой Сумериха и Непотиана — в Галисию, где они разграбили и опустошили земли Свевов у Луго. В Галлии, комит и гражданин Агриппин, соперник Римского комита Эгидия, сдал Нарбонну Теодориху, чтобы получить поддержку Готов. Позднее, несколько послов, отправленных Ремисмундом, сыном короля Свевов Малдраса, прибыли к Теодориху, прося мира и дружбы. В ответ Теодорих отправил Ремисмунду оружие, подарки и женщину в жены. В качестве посла к Ремисмунду Теодорих назначил Саллу. Когда Салла вернулся в Галлию, он обнаружил, что Теодорих убит собственным братов Эврихом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

35. Итак, когда, как мы сказали, в Клермоне умер епископ Каутин 580 . очень многие домогались епископства, предлагая много денег, но еше больше обещая. А именно пресвитер Евфразий, сын покойного сенатора Еводия, скупив у евреев много ценных вещей, послал их через своего родственника Берегизила королю, чтобы таким образом добиться того, чего он не мог достичь своими заслугами. Хотя он был и приятным собеседником, но в делах нечист и очень часто спаивал варваров 581 , а голодных редко насыщал. Причина, которая ему помешала добиться этого, я думаю, состояла в том, что он хотел достичь этой чести с помощью людей, а не с помощью Бога. Остаются неизменными слова, сказанные Господом устами святого Квинциана 582 : «Из рода Гортензия не будет никого, кто руководил бы Божьей Церковью » 583 . И вот когда клирики собрались в церкви в Клермоне, то грамоту на избрание 584 получил архидиакон Двит, хотя он и не обещал ничего духовенству. Он отправился с нею к королю. Но ему задумал помешать Фирмин, который тогда занимал должность графа в этом городе. Однако сам Фирмин не пошел к королю, но послал своих людей, которые просили короля отложить благословение Авита, по крайней мере, на одно воскресенье; если король это сделает, то они дадут ему тысячу золотых. Король же отказал им. Но блаженный Авит, который, как мы сказали, был архидиаконом, в то время, когда горожане Клермона собрались, был избран клиром и народом и получил епископскую кафедру. Король же так почитал его, что несколько отошел от канонической строгости, приказав благословить его в своем присутствии 585 ; при этом он сказал: «Да удостоит он меня принять причастие из его рук». По милости короля посвятили Авита в сан епископа в городе Меце. Приняв епископство, Авит во всем показал себя достойным уважения человеком: к народу относился справедливо, бедным раздавал имущество, вдов утешал, сиротам оказывал большую помощь. А уж если к нему приходил чужестранец, он так его любезно принимал, что тому казалось, будто он нашел отца и отчизну. Так как Авит отличался большими благодеяниями и чистосердечно соблюдал все угодное Господу, гася во всех нечестивую страсть к роскоши, то он насаждал святую чистоту Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010