Сохранившаяся до наших дней административная церковная терминология говорит сама за себя: «митрополия», «епархия» (эпархия), «диоцез» и другие, - термины, прежде всего римского административного деления времен императора Диоклетиана.8-е правило Трулльского Собора, повторяя заключительное определение 17-го правила Халкидонского Собора, гласит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». Таким образом, имперская властная вертикаль проецируется и на Церковь, в ней тоже появляется соответствующая вертикаль, заменяющая выборность. Говоря о механизмах назначения и ответственности епископата на нынешнем этапе, необходимо понимать, что такой механизм должен соотноситься с конкретно-историческими условиями, задачи и вызовами, стоящими перед Церковью и современной российской государственностью. Что предлагают идеологи «соборности»? Вернуть выборность? Не так давно у нас вернули выборность губернаторов, что поставило под сомнение единство системы исполнительной власти. Сегодня епископы - это гвардия Президента, они в субъектах Федерации в т.ч. обеспечивают единство, целостность российской государственности. Епископ- человек независимый, несвязанный местными договоренностями, не входящий в провинциальную номенклатуру.Епископ (по крайней мере, областной кафедры) - фигура федерального уровня, подчиненная федеральному центру. В случае установления выборности, местные элиты (в отдельных регионах - этнократии) будут проталкивать своих, нужных кандидатов. Какое благо это принесет стране и православию? Что касается ситуации в Симбирске, то не ясно кто выступил против митрополита, народ или хорошо организованные группы людей. Голос народа может заглушаться, демократия и выборность - это одна из технологий такого заглушения. В «Обращении симбирской паствы» указывается на несоблюдение митрополитом Анастасием канонов, а именно то, что ему в течение года необходимо было дать опровержение обвинений в свой адрес. Однако авторы забывают, что помимо частных правил, регулирующих какие-то отдельные случаи, есть общие установления. Они сводятся к двум моментам: во-первых, церковные каноны имеют силу закона, а законы приравниваются к канонам; во-вторых, более поздний канон (закон) отменяет ранее действовавший. |
Эпарх войска – главный снабженец (интендант) армии. Эпарх двора – см.: префект претория Востока. Эпархика – установления, касающиеся эпарха. См.: закон. Эпархия – административная провинция. По новому административному делению, вошедшему в силу к VIII в., провинции в Византии были заменены фемами. Тем не менее в административном и судебном управлении еще сохранялись Э. Эпибола (эпиволи) – дословно с греч. «прикидка, придача, надбавка», изобретенная с первых веков н. э. римским фиском принудительная система, накладывавшая на землевладельца или свободную крестьянскую общину отрезки государственной или брошенной, пустующей соседней земли, хозяева которой умерли или бежали от тягостей, и за которые надо было вносить подать сверх обычного поземельного налога. Иногда это были земли, на которых еще оставались крестьяне, приписные колоны. В таком случае они тоже переходили с землей к соседнему имущественно более крупному владельцу, который обеспечивал государство поступлением податей. Эдикт префекта претория Зотика, относящийся к 511–512 гг., считается первым четким упоминанием о Э. в Византии. Хроника Йешу Стилита сообщает о «надбавках с деревенских» под 499/500 г. Эпиват – тот, кто эксплуатировал судно, пассажир. Эпиватерия – риторическая прощальная речь. Эпиволи – см.: эпибола. Эпигонаций – см.: епигонатий. Эпиграмма – короткий стих на определенную тему. В византийской Э. преобладал интерес к религиозным предметам, очень часто присутствовало описание разных объектов, таких как декор церквей, икон, реликвариев, одежд, тканей. Наиболее значительные собрания античных и византийских Э. – Палатинская антология (Anthologia Palatina), отредактированная в Х в. и позже, к 1300 г. Максимом Планудой. Другое собрание, представленное в венецианском манускрипте (Marc. gr. 524) конца XIII в., включает большое количество текстов XI-XII вв., которые особенно ценны для истории культуры этого периода. Среди наиболее известных поэтов, упражнявшихся в жанре Э., были Григорий Назаианзин, Агафий Миринейский, Георгий Писида, Феодор Студит , Арефа Кесарийский , Иоанн Геометр , Иоанн Мавропод, Христофор Митиленский, Николай Калликл, Феодор Продром, Мануил Фил. |
О податной системе, которая делала возможными случаи, подобные рассказанному здесь, см. Zachariae, Jus Graecoroman., III, 393, и нашу статью в Журнале Министерства Народного Просвещения: «Материалы для внутренней истории Византийского государства» 1880г., август, стр. 393. Очень любопытно употребление слова в смысле податного округа меньших размеров; этим объясняется терминология акта о разделе империи в 1204 году (Tafel, Fontes rer. Austriac, XII, 468 и passim), между тем как у Дюканжа нет толкования на это выражение. Арависс – написание более правильное), город и область (эпархия), упоминаемые в письмах Иоанна Златоустог о из ссылки, находился во второй Армении вместе с Кукусом: Hieroclis synecdem. (при издании Константина Багрянор.) р. 397; после считался в третьей: Патканов, Армян. геогр., стр. 34. Церковь св. Павла с сиротским домом или богадельнею (орфанотрофием) встречается много раз: см. Ducange, Constantinopol. Christiana, II, 141. То, что племянник старшего Кекавмена, неизвестно по брату или по сестре – избирает местом своих операций Армянский округ, подтверждало бы вполне другие указания на армянское происхождение фамилии, если бы самое имя Майя звучало более по-армянски. Но до сих пор оно встречалось только в городах далматинских (см. ниже объяснение к § 220) и в южной Италии, откуда, именно из города Бари, происходил известный любимец короля сицилийского Рожера II и великий эмир, Майо, ненавистный феодальной аристократии вследствие своего низкого происхождения; Hugon. Falcandi histor.: Murator. VII, 265. § 101. О друге, чтоб ему не останавливаться в твоем доме Если имеешь друга в ином месте, и он проезжает городом, в котором ты живешь, не помещай его в своем доме, но пусть он пристанет в другом месте, а ты посылай ему все нужное, и он еще более будет тебе благодарен. Если же ты остановишь его в своем доме, то послушай, сколько из-за этого родится неприятностей. Во-первых, ни жена твоя, ни дочери твои, ни снохи твои не будут иметь свободы выходить из комнаты своей и распоряжаться в доме как следует. А если уже им будет необходимая нужда выйти, то друг твой вытянет шею и устремит на них свои глаза; когда ты стоишь вместе с ним, то конечно, он притворно потупит свою голову, но все-таки будет подсматривать, какая у них походка, как они поворачиваются, как подпоясаны, и какой у них взгляд; просто сказать: будет их оглядывать с головы до ног, а после станет передразнивать пред своими домашними и осмеивать. Точно также он найдет дурными твою прислугу, твой стол, весь порядок. Еще будет расспрашивать о твоем имуществе: есть ли у тебя то, есть ли другое. Но что много об этом говорить? Если он найдет удобный случай, он будет делать любовные знаки твоей жене, будет на нее смотреть бесстыдными глазами; если может, то и соблазнит ее; если ж и нет, то все-таки, когда уйдет, похвастает, чем не следует; а если он не скажет, то враг твой в ссоре с тобою будет о том кричать. § 102. О дочерях, как их следует воспитывать |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КИПРСКИЙ [греч. Γεργιος Κπριος] (VII в.), визант. географ. О его жизни ничего не известно, кроме места рождения - г. Лапиф на Кипре. Географический трактат Г. К. сохранился в составе компиляции IX в., приписанной некоему Василию Армянину из Ялимбаны. В сочинении содержится информация об административно-территориальном делении Византии. Списки городов, крепостей, «климатов», островов, гаваней и проч. (по-видимому, неполные) составлены по областям империи: Италийская «эпархия» (префектура) с центром в Риме, Африка, Египет и Восток, включая Сирию, Палестину, Месопотамию, Армению и Кипр. В рукописной традиции к трактату Г. К. примыкают перечни церковных кафедр. Соч.: Georgii Cyprii Descriptio orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lipsiae, 1890. Amst., 1970r. Лит.: Honigmann E. Die «Notitia» des Basileios von Ialimbana//Byz. 1934. T. 9. P. 205-222; Laurent V. La «Notitia» de Basile l " Arménien//EO. 1935. T. 34. P. 439-472; Grumel V. La «Notitia» de Basile de Ialimbana: Essai sur la date de composition//REB. 1961. T. 19. P. 198-207; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 531-532; Kazhdan A. George of Cyprus//ODB. T. 2. P. 837-838. П. В. К. Рубрики: Ключевые слова: |
И вот они оказались в тылу осажденных, в то время как те все еще со стен пускали стрелы. После того как из центра города донесся сигнал трубы, осаждающие захватили ворота, открыли их и также вступили в город. И когда народ в городе оказался между двумя отрядами и его стали истреблять с обеих сторон, Годегизил нашел убежище в церкви еретиков, где и был убит вместе с епископом ариан. Франки же, которые были при Годегизиле, все собрались в одной башне. Но Гундобад приказал не причинять никому из них никакого вреда. Когда же он захватил их, то отправил в изгнание в Тулузу к королю Алариху. А сенаторы и бургунды, которые сочувствовали Годегилизу были убиты. Гундобад же покорил всю область, которая теперь называется Бургундией, и среди бургундов установил более мягкие законы 319 , по которым они не должны были притеснять римлян. 34. Но после того как Гундобад понял, что учения еретиков ложны, он признал, что Христос, Сын Божий, и Святой Дух единосущны Отцу и попросил святого Авита, епископа города Вьенна, тайно его миропомазать. На это ему епископ сказал: «Если ты и в самом деле веруешь в то, чему учил нас Сам Господь, ты должен следовать этому. А Господь говорит: «Если кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» 320 . Так же говорил Господь святым и возлюбленным своим блаженным апостолам, когда Он им возвещал об испытаниях во время предстоящих гонений: «Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас за Меня к правителям и царям для свидетельства перед ними и всеми язычниками» 321 . Поскольку ты сам король, то ты не боишься того, что кто-нибудь нападет на тебя, но ты страшишься восстания народного и поэтому открыто не признаешь Создателя. Оставь это неразумие и признайся всенародно в том, во что ты, как ты сам говоришь, веруешь сердцем. Ибо так говорит и блаженный апостол: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» 322 . |
С таковой же полнотой во второй части рассматриваются произведения Авита. Именно, сначала устанавливается хронология его писем, затем говорится об его гомилиях и даётся краткий очерк его богословских мыслей, наконец подробно разбираются стихотворные произведения его: „De spiritalis historiae gestis“ и поэма „De virginitate“: излагается содержание этих произведений и, при этом, указывается влияние Виргиния на Авита в „De spiritalis historiae gestis“. Автор не повсюду уразумевает точный смысл в указанных произведениях Авита. Но кто знает, как труден для уразумения язык в произведениях древне-христианской поэзии, тот будет снисходителен к неверностям в переводе, допущенным автором. Более важно то, что в сочинении встречаются опрометчивые суждения, поспешные выводы и отсутствует проверка передаваемых сведений. На стран. 32 ч. 2. автор говорит: „Мы имеем 23 крошечных отрывка (Авитовых) обличений арианской ереси, в большинстве случаев выуженных из сочинений диакона Флора“. Но как Авит мог выудить из Флора, когда Флор жил в 9 веке? И это – не случайный недосмотр. Столь же важный недостаток в сочинении г. Казанцева составляет спутанность и неясность в —110— суждениях, вследствие чего очень трудно сказать, как он судит о том или другом предмете. На стран. 44 ч. 2. читаем следующее: „Главную основу идеям Авита дал уже угасший на Востоке и умирающий на Западе хилиазм. Оттуда Авит заимствовал идею о последней кончине мира через огонь, о блаженстве праведников после этого истребления мира. Конечно, и в хилиастических чаяниях Авит имел уже основу для представления о каком-то полу-духовном, полу-плотском блаженстве праведников, но эта идея могла быть заимствована им прямо готовой из сочинения Августина о граде Божием“. Ср. ещё стран. 153–157 ч. 2., на которых о поэме Авита „De virginitate“ то говорится, что „это вовсе не поэма на библейские сюжеты, а весьма плохой панегирик“, то говорится, что „это панегирик не лучший и не худший других панегириков, напр. Аполлинария Сидония, предшественника Авита, и Фортуната, панегириста последующего времени, но гораздо лучшее произведение других придворных панегиристов“, то говорится, что „это произведение не хуже других панегириков, а так как освежено ещё введением в панегирик нового элемента Библии, то может считаться даже одним из лучших произведений этой весьма плохой литературы“. |
Когда вандалы оставили дымящийся от пожаров Рим, оставшимся в нем малочисленным сенаторам и гражданам, разоренным, обескураженным и растерянным, было не до избрания императора. Род Феодосия Великого в его потомстве по мужской линии угас с гибелью Валентиниана III. В империи тогда оставался один законный император – Маркиан, но, по уже сложившейся традиции, кроме автократора, который имел резиденцию в Новом Риме, на Западе должен был быть свой отдельный император. Генералы, командовавшие войсками, расквартированными в западных провинциях, не стали дожидаться распоряжений о назначении императора для Запада, и 10 июля в галльском Арелате войска и народ аккламировали императором своего полководца Авита, происходившего из знатного рода романизованных галлов. Римский сенат вынужден был подчиниться воле армии и, пользуясь своей старой привилегией, давно ставшей архаической формальностью, утвердил совершенное уже избрание и пригласил Авита в Рим. 1 января 456 г. зять Авиты Аполлинарий Сидоний произнес перед сенаторами панегирик новому императору, в вознаграждение за что был удостоен бронзовой статуи на площади Траяна. Император Маркиан признал Авита своим соправителем. Римские сенаторы однако не настроены были поддерживать овладевшего верховной властью провинциала, вступив в тайный сговор с военачальником из числа варваров свевом Рицимером, матерью которого была дочь вестготского короля Валлии. Удостоенный звания комита, он был ближайшим сподвижником Аэция, за убийство которого отомстил участием в свержении Валентиниана. Недовольный тем, что Авит был поставлен без совещания с ним и опираясь на тайную поддержку сената, Рицимер поднял против него мятеж. После того как он овладел Римом, сенат объявил Авита низложенным, и тот бежал вначале в Плаценцию, а затем на свою родину – на юг Галлии, где был настигнут убийцей уже в сентябре 456 г. Власть в Риме и в контролируемых римской армией западных провинциях оказалась в руках Рицимера, который однако не стал императором из-за своего арианства. |
Кассиан написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских». Другое его сочинение, которое подробно описывает Геннадий, – это 24 «Собеседования» со знаменитыми египетскими аввами о разных предметах нравственного христианского учения. 517 Филипп (ум. 455/456 гг.) участвовал в переводе Вульгаты. Сохранилось его письмо и фрагменты комментариев. 518 Флавий Маркиан, византийский император (450–457 гг.). Выходец из солдатской семьи и сам начинавший как простой солдат, он в течение 15 лет служил при византийском полководце Аспаре и его сыне Ардавуре. В 450 г., после смерти Феодосия II, он был возведен на престол сестрою Феодосия, Пульхерией, которая была женой Маркиана. Вскоре после своего воцарения он отказал Аттиле в дани, а при вторжении гуннов в Италию в 452 г. он послал вспомогательные войска для поддержки Валентиниана III. В 455 г. Маркиан признал Авита западноримским императором. Одним из крупнейших событий его правления был Халкидонский собор, созванный Маркианом в 451 г. 519 Епархий Авит, знатный галльский магнат (родом из Оверни), состоял на службе у западноримских императоров: он был префектом Галлии и командовал находящимися там римскими войсками. В451 г. он вместе с полководцем Аэцием склонил вестготского короля Теодориха II к активным действиям против гуннов. В 455 г. Авит с помощью короля Теодориха II был провозглашен императором в Арле, не спрашивая согласия римского сената. Сенат признал этот факт и пригласил Авита в Рим. Несмотря на кратковременность правления, Авит сумел многое сделать для укрепления империи. В 455 г. он фактическим поддержал Теодориха II в его войне против свевов, которые опустошали римские провинции Картахена и Тарракон в Испании, в результате свевы были разбиты и их королевство утратило самостоятельность. Авит планировал начать крупные военные действия против вандальского королевства в Африке, но не успел. Однако рммлянам сопутствовал успех в операциях на Сицилии и в морском сражении у Корсики, хотя это и не изменило положения и господство вандалов на море сохранилось. В том же 455 г. Авит сумел восстановить власть римлян в Паннонии. Кроме того, он заключил выгодные договоры с алеманнами и франками. Однако сенат затеял переговоры с Рицимером, варваром по происхождению (он был сыном свевского вождя и дочери вестготского короля), который до того состоял на службе у императоров Валентиниана III и Петрония Максима. В 456 г. он поднял мятеж против Авита. Авит был разбит в битве при Пьяченце, был вынужден принять епископский сан, после чего вскоре погиб, вероятно, во время попытки бегства в Галлию. |
31. В эру 491 (AD 453) во второй год императора Маркиана, Теодорих наследовал своему убитому брату как король и правил тринадцать лет. Поскольку Теодорих вместе с Галлами способствовал приходу императора Авита к власти, он получил поддержку Авита, когда отправился в Испанию из Аквитании с огромной армией. Рехиарий, король Свевов, поспешил с войском, чтобы встретить его в двенадцати милях от города Асторга, на реке называемой Орбиго. Как только началась битва, Рехиарий потерпел поражение: некоторые его солдаты были убиты, другие попали в плен, а много больше обратилось в бегство. В конце концов, бежал и Рехиарий. Раненый копьем и лишенный армии, он был схвачен в Опорто и живым доставлен к королю Теодориху 32. Когда Рехиария казнили и те, кто выжили после первой битвы сдались — часть из них была тем не менее казнена — королевство Свевов было почти уничтожено и фактически перестало существовать. Однако Свевы, остававшиеся в наиболее удаленной части Галисии, поставили Малдраса, сына Массилы, в качестве своего короля и начали восстанавливать королевство Свевов. После того, как Рехиария убили, победитель Теодорих отправился из Галисии в Лузитанию. Когда он попытался разграбить город Мерида, то был напуган знамениями святого мученика Евлалия. Он быстро отступил со всей армией и вернулся в Галлию. 33. Через короткое время, Теодорих послал часть своего войска под командованием Кеурила в провинцию Бэтика, а другую часть — под командой Сумериха и Непотиана — в Галисию, где они разграбили и опустошили земли Свевов у Луго. В Галлии, комит и гражданин Агриппин, соперник Римского комита Эгидия, сдал Нарбонну Теодориху, чтобы получить поддержку Готов. Позднее, несколько послов, отправленных Ремисмундом, сыном короля Свевов Малдраса, прибыли к Теодориху, прося мира и дружбы. В ответ Теодорих отправил Ремисмунду оружие, подарки и женщину в жены. В качестве посла к Ремисмунду Теодорих назначил Саллу. Когда Салла вернулся в Галлию, он обнаружил, что Теодорих убит собственным братов Эврихом. |
35. Итак, когда, как мы сказали, в Клермоне умер епископ Каутин 580 . очень многие домогались епископства, предлагая много денег, но еше больше обещая. А именно пресвитер Евфразий, сын покойного сенатора Еводия, скупив у евреев много ценных вещей, послал их через своего родственника Берегизила королю, чтобы таким образом добиться того, чего он не мог достичь своими заслугами. Хотя он был и приятным собеседником, но в делах нечист и очень часто спаивал варваров 581 , а голодных редко насыщал. Причина, которая ему помешала добиться этого, я думаю, состояла в том, что он хотел достичь этой чести с помощью людей, а не с помощью Бога. Остаются неизменными слова, сказанные Господом устами святого Квинциана 582 : «Из рода Гортензия не будет никого, кто руководил бы Божьей Церковью » 583 . И вот когда клирики собрались в церкви в Клермоне, то грамоту на избрание 584 получил архидиакон Двит, хотя он и не обещал ничего духовенству. Он отправился с нею к королю. Но ему задумал помешать Фирмин, который тогда занимал должность графа в этом городе. Однако сам Фирмин не пошел к королю, но послал своих людей, которые просили короля отложить благословение Авита, по крайней мере, на одно воскресенье; если король это сделает, то они дадут ему тысячу золотых. Король же отказал им. Но блаженный Авит, который, как мы сказали, был архидиаконом, в то время, когда горожане Клермона собрались, был избран клиром и народом и получил епископскую кафедру. Король же так почитал его, что несколько отошел от канонической строгости, приказав благословить его в своем присутствии 585 ; при этом он сказал: «Да удостоит он меня принять причастие из его рук». По милости короля посвятили Авита в сан епископа в городе Меце. Приняв епископство, Авит во всем показал себя достойным уважения человеком: к народу относился справедливо, бедным раздавал имущество, вдов утешал, сиротам оказывал большую помощь. А уж если к нему приходил чужестранец, он так его любезно принимал, что тому казалось, будто он нашел отца и отчизну. Так как Авит отличался большими благодеяниями и чистосердечно соблюдал все угодное Господу, гася во всех нечестивую страсть к роскоши, то он насаждал святую чистоту Господню. |
| |