При чтении стихотворений древне-латинских христианских поэтов бросаются в глаза и многие другие характерные частности, в роде выраженного в Psychomachia представления о том, что Роскошь (Luxuria), выезжающая на борьбу с добродетелями, едет с запада (occiduis mundi de finibus) 181 , или указание в письме Павлина к Цитерию на бродяжничество некоторых тогдашних монахов ради сборов подаяний 182 , или сообщения Авита о начитанности его сестры Фусцины в Библии и о знакомстве ее со священной поэзией (nec si quid sacrum nostri cecinere poetae te latet) 183 , сообщения, вообще характерного для тогдашних монахинь. IV глава Язык, метры и вообще те внешние формы, в которых христианские поэты выражали свои мысли, при всем старании авторов держаться классических традиций, во многом разнились от языка, размеров и способов выражения чисто классических: время не могло не наложить на них своей печати. Вследствие этого обстоятельства памятники латинской христианской поэзии получают еще особый интерес, именно интерес литературных явлений, служащих показателями жизни языка и изменявшихся отношений писателей к античной просодии и метрике. С точки зрения истории латинского языка и стихосложения эти памятники представляют много примечательного. Любопытны они и потому, что помогают выяснению причин наблюдаемых в этом направлении отступлений от старых литературных преданий. Лексикон латинских христианских поэтов не есть вполне лексикон традиционный. Ювенк, своим словарем в общем напоминающий классические образцы, не всегда однако является простым подражателем. Он создает и свои выражения: flammivomus в praef. 23, flammipes в II, 564, flammicomans в IV. 201 184 . Следуя развившейся к тому времени склонности употреблять абстрактные слова вместо конкретных, он пользуется словами virtus и gloria для означения Христа, а словами: versutia и fallacia – для означения дьявола. Наименование «virtus» вместо имени «Христос» употребляет и автор стихотворения De Jesu Christo Deo et homine. Автор стихотворной обработки Моисеевых и следующих книг, часто пользующийся классическими оборотами, иногда выражается по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

274 ...вывалились внутренности через задний проход... — О подобной кончине Ария повествует н Руфин в своей «Истории церкви» (I, 13/PL. Т. 21. Col. 483 — 486). 275 После смерти Сидония... — Сидоний умер в 488 или 489 г. 276 ...первым опустился на ложе. — По древнеримскому обычаю, который еще сохранялся в то время среди галло-римского населения, сотрапезники возлежали на ложах, стоящих возле обеденного стола. Этот обычай был воспринят и готской знатью. 277 ...видел я сон... — Различного рода рассказы о сновидениях, в сочинении Григория Турского часто носящие дидактический н пророческий характер, были в то время весьма распространены в житийной литературе. 278 ...как Симон Волхв... — См. прим. 78 к кн. I. По словам христианского писателя Арнобия (III в.), автора «Семи книг против язычников», Симон, обличенный апостолом Петром, пришел в Рим и для доказательства своего могущества с помощью нечистых духов поднялся в воздух. Но Петр помолился, и Симон, упав с высоты. разбился насмерть (II). 279 ...все страстно желали подчиниться их власти... Апрункул, епископ города Лангра, вызвал у бургундов подозрение. — Франки были единственными из завоевателей Галлии, не исповедовавшими арианскую веру, поэтому католическое священство не противилось их вторжению. Бургунды же в то время были арианами: город Лангр находился под их господством. 280 ...ушел из Дижонской крепости — Город Дижон был крепостью (бургом), он имел высокие стены и 33 башни. 281 ...некий Экдиций... — Как сообщает Иордан (§ 239), Экдиций был сыном императора Авита и братом жены Сидония — Папианиллы. К нему сохранились письма Сидония (II, 1; III, 3). 282 ...он с десятью мужами... — Сидоний Аполлинарий говорит, что Экдиция сопровождали всадники в количестве 18 человек (III, 3; Р. 41). 283 ...сохранилось письмо блаженного Сидония... — См.; Сидоний Аполлинарий. Письма (VI, 12: Р. 101). 284 ...обе Ак витании... — В подлиннике: Germaniae; видимо, ошибка Григория, следует читать — «города Аквитании» (Aquitaniae urbes). Aquitaniae urbes, возможно, означали в то время соседние провинции. В самом деле, три провинции, расположенные в центре Луары, назывались иногда тремя Аквитаннямн. (См.; Jacobs A. Geographie de Gregoire de Tours et de Fredegaire. P.. 1861 — 1862. Т. 2. Р. 339). Сидоний в 6 письме (VIÏ Р. 100), откуда Григорий позаимствовал сюжет рассказа, называет девять городов Аквитании, подвергшихся разорению: Бордо, Родез. Перигё, Лимож, Жаволь. Комменж, Оз, Базас и Ош.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Папа Симмах поддержал последние три пункта петиции, но первый и самый главный для Цезария пункт поддержал лишь частично 951 . Дело в том, что сам папа Симмах детально рассматривал вопрос о возможном отчуждении церковного имущества в 502 г. и постановил, что церковное имущество можно передавать в ведение монастыря, достойного клирика или пилигрима только в качестве узуфрукта. Причем это решение было принято в контексте защиты Симмаха от нападок сторонников антипапы Лаврентия и соответствовало его собственным политическим интересам 952 . И он, естественно, не мог в этом вопросе пойти навстречу Цезарию. Не получив полного удовлетворения по своей петиции, Цезарий получил от папы Симмаха очередное подтверждение своих прав на диоцезы, находящиеся за р. Дюранс, которые de facto находились под контролем епископа Вьенны Авита. Это решение не могло изменить фактическую ситуацию, однако Цезарий всячески пытался помешать Авиту превратить этот контроль из статуса de facto в статус de jure 953 . Кроме того, папа Симмах подтвердил притязания кафедры Арля как митрополии и для Второй Нарбоннской провинции, которая тоже подчинялась власти короля Италии. И, наконец, Цезарий удостоился высшей чести от папского престола и был назначен папским викарием в Галлии, т. е. своим официальным представителем. Из-за объективной невозможности своего непосредственного участия в делах Галлии и дабы не потерять свой престиж на Западе, папский престол вынужден был последовать такой политике и делегировать свои права непосредственно на места. Такая практика уже существовала в Испании и в Иллирике, где были свои викарии. Такая политика папства и для самой Галлии была совсем не нова. Попытка усиления Арльского епископата и превращения его в проводника папской политики в Галлии была произведена папой Зосимом еще в 417 г., но она встретила решительную оппозицию провинциального духовенства, и уже в 428 г. папа Целестий был вынужден отказаться от этой идеи 954 . Однако в 513 г. папа Симмах решил повторить эту попытку и снова назначить викарием епископа Арля. Таким образом, Цезарий стал первым после почти столетнего перерыва, кто был назначен викарием Галлии. Его основная функция состояла в представлении интересов папского престола путем созыва соборов по проблемам, интересующим Рим, передавая в ведение Рима только те проблемы, которые не могут быть решены на уровне этих соборов. Так, в его ведении было снабжение клириков, идущих в Рим, специальным сопроводительным письмом, чтобы только подтвержденная викарием информация о делах в Галлии доходила до Римского престола 955 . Это назначение должно было показать наличие тесной связи и большого доверия между епископом Арля и Римом, а также подразумевало передачу Цезарию на правах викария контроля над всей Галлией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Момбрицио ( Mombritius B. Sanctuarium seu vitae sanctorum. P., 1910. T. 2. Р. 91) и др. В XIX в. во Франции издавались книги и брошюры для народного чтения с пересказом Мученичества и чудес И., приводились молитвы, гимны, литании и проч. (напр.: La vie et les miracles de saint Julien, patron de la ville de Brioude, et de saint Ferréol, martyrs, compagnons. Brioude, 1828; Vie et miracles de saint Julien, patron de l " église paroissiale de Brioude. Brioude, 1833; Vie de saint Julien martyr. Toulouse, 1861). Почитание К V-VI вв. относятся сведения о распространении и укреплении почитания И. в обл. Арверния, а затем и во всей Галлии. По свидетельству Григория Турского, празднование памяти И. 28 авг. было установлено в 1-й пол. V в. св. Германом , еп. Автиссиодурским (Осерским), во время посещения Бривата ( Greg. Turon. Virt. Iul. 29). Однако эти сведения вряд ли достоверны. Григорий Турский также упоминал о том, что имп. Авит (455-456), происходивший из знатного арвернского рода, будучи лишен власти, бежал в Бриват, чтобы укрыться от врагов. В пути он скончался и был похоронен близ могилы И. ( Idem. Hist. Franc. II 20). Упоминания о почитании И. содержатся в соч. Арвернского еп. Сидония Аполлинария (470 - до 490), зятя имп. Авита. Сидоний сообщал о чудесах, которые совершались у могилы мученика ( Sidon. Apol. Carmina. XXIV 16-19), и об обретении во Вьенне головы И., к-рого он называл «нашим покровителем» (послание к Мамерту (474) - Idem. Ep. VII 1. 7). В послании к Аполлинарию (472) предположительно говорится о паломничестве арвернских аристократов к гробнице И. (Ibid. IV 6. 1-3). Приблизительно в это время над могилой И. была построена базилика, в сооружении к-рой принял участие дукс Викторий, наместник вестгот. кор. Эвриха (466-484) ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 20; Idem. Virt. Iul. 9; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. III 13//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 98). При археологических раскопках остатки этого храма не были обнаружены, но в 2002-2006 гг. к востоку от базилики исследованы остатки баптистерия VI в.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

После смерти Теодориха II вестготы сложили с себя статус федератов и за 10 лет до падения Зап. Римской империи вышли из ее состава ( Sidon. Apol. Ep. VI 6. 1; VII 6. 4). Политика конунга Эвриха (466–484) была направлена на укрепление самостоятельности Вестготского королевства и расширение его территории. В 468 г. гот. войска вторглись в Испанию, захватили Эмериту Августу (совр. Мерида), опустошили Лузитанию и Астурию ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 468). В 472 и 473 гг. Г. покорили Помпелон (совр. Памплона) и Цезаравгусту (совр. Сарагоса), приморские города и центр Тарраконской пров. (Chronica Gallica. 651). Прор. Даниил во рву львином. Капитель ц. Сан-Педро де ла Наве близ Саморы, Испания. Кон. VII в. Прор. Даниил во рву львином. Капитель ц. Сан-Педро де ла Наве близ Саморы, Испания. Кон. VII в. В 469 г. вестготы начали войну в Галлии за Аквитанию Первую. Часть городов сдалась без боя, но г. Арверны (совр. Клермон-Ферран), где борьбой руководил бывш. префект Рима еп. Сидоний Аполлинарий († после 480) и сын бывш. имп. Авита Экдиций, стойко сопротивлялся ( Sidon. Apol. Ep. III 3. 3; 7. 3; VII 7. 3–6). Не прекращая осады Арверн, вестготы предприняли наступление на Вторую Нарбонскую пров. и Приморские Альпы, откуда открывался путь в Италию. Ожесточенная борьба с бургундами, римлянами Сиагрия и франками помешала Эвриху осуществить план покорения всей Галлии. В 475 г. был заключен мирный договор, согласно к-рому Рим признал полную независимость Эвриха и все завоевания в Галлии и Испании. Экспансия вестготов в Галлию закончилась завоеванием Прованса. В 476 г. Эврих ввел войска в область к востоку от р. Родан (совр. Рона) и после столкновения с бургундами занял Арелат (совр. Арль) и Массилию (совр. Марсель) ( Iord. Get. 244). К 477 г. галльские завоевания Эвриха были признаны предводителем варваров-федератов в Италии Одоакром (476–493). Вестготы начали вторгаться в сев.-зап. области Италии, и Одоакр вынужден был уступить Эвриху земли по Родану, составлявшие последние владения империи в Галлии ( Iord. Get. 224). Натиск франков вестготы сдерживали вступая в союз с бургундами, герулами, варнами, тюрингами ( Sidon. Apol. Ep. VIII 3. 3; 8. 5; Cassiod. Varia. 3. 3).

http://pravenc.ru/text/531505.html

Вообще о грузинском духовенстве того времени, конечно, в его лучших представителях, должно сказать, что, хотя магометане и старались его привлечь на свою сторону, оказывая ему милости и благоволение, оно всегда служило примером твёрдости и непоколебимости в вере и любви к своему отечеству. Пастыри грузинской церкви в эти несчастные времена являлись примирителями враждовавших царей и непокорных феодалов, а также и сотрудниками их в подвигах на пользу отечества; они ободряли унывавший народ, разделяли с ним все горести и подкрепляли его силы внушением ему надежды на Провидение; некоторые же из них томились в узах и от голода, но ничто, даже пытки и страдания, не могло заставить их забыть священные обязанности своего сана 99 . Но и здесь, как и среди прочих сословий страны, были и такие пастыри которые пользовались бедственными обстоятельствами времени в своих личных и эгоистических интересах, на несчастье других создавая собственное благополучие, и образовали собой ряды непризванных деятелей на ниве Христовой. К счастью народа, таких пастырей было немного. Глава IX. Борьба грузинского духовенства с римско-католической пропагандой. Попытка мусульман обратить Сионский собор в мечеть. Нашествие персидского шаха Надира. Вторжение в страну турок и персидского шаха Ага-Магомета-хана. Присоединение Грузии к России В бедственные времена нашествия на Грузию персов и турок иверскому духовенству приходилось ещё бороться с постепенно усиливающейся римско-католической пропагандой. Дело в том, что с начала XVII века, когда прочно организованное латинское миссионерство наводнило собой все государства мира, римские монахи разных орденов во множестве стали посещать и Грузию. Так, с 1625 года утвердились в ней миссионеры Феотинского ордена, а ещё ранее, именно в 1615 году, в городе Гори появилось в первый раз несколько монахов капуцинского ордена и, наняв там дома, пытались сблизиться с жителями. Оба эти ордена, одновременно действовавшие в Грузии, не были похожи на прежних католических миссионеров. Они держались строгого и разумного плана в своих действиях, были чрезвычайно осторожны, а потому и весьма опасны для иверской церкви. Капуцины явились в виде медиков, предлагавших свои услуги народу даром, чем, разумеется, приобрели любовь народа и имели среди него успех, особенно у армян. Папа Урбан VIII, извещённый о благотворной и не безрезультатной для римской курии деятельности католических миссионеров, послал в 1626 году особого проповедника Авита-Боли к грузинскому царю с наказом «основать постоянную миссию» в г. Гори. Этот опытный в своём деле дипломат, явившись под видом врача и почитателя древней Иверии, успел приобрести расположение царя и войти в сношение с грузинским католикосом Захарией, вследствие чего католические миссионеры добились согласия открыть в городе каплицу и убедили грузинское правительство снестись по этому поводу с папой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 515 г. Королевство франков впервые столкнулось с агрессией со стороны северных германцев. Григорий называет их данами, в ту пору известными на континенте более других скандинавов. В действительности это были выходцы из Швеции – гауты во главе со своим королем Хлохилаихом. Это был своего рода пролог бедствий, обрушившихся на континентальную Европу тремя столетиями позже, – норманнского ужаса (furor normannorum). Морские разбойники высадились в пределах королевства Теодориха, в устье Рейна, ограбили местных жителей – фризов и хаттуариев, и, захватив добычу, в том числе много пленников, отправились на судах в обратный путь. Теодорих направил туда своего сына Теодеберта с отрядом воинов. Настигнув противника, франки разбили их в морском сражении и отняли награбленное. В битве пал король морских разбойников Хлохилаих. В 522 г. трагические события, происшедшие в королевском доме Бургундии, где по подстрекательству своей второй жены король Сигизмунд приказал задушить собственного сына Сигириха, по матери внука Теодориха Великого, которого мачеха клеветнически обвиняла в стремлении свергнуть отца и занять его место, послужили поводом для вмешательства со стороны Меровингов. Вдова Хлодвига Клотильда происходила из бургундского дома. Отец Сигизмунда Гундобад был убийцей своего брата Хильперика и его жены, утопленной в реке. Это были родители Клотильды. И вот теперь их дочь нашла момент, удобный для мести. Позвав сыновей в Тур, где она спасалась при базилике святого Мартина, Клотильда обратилась к ним со словами: «Да не раскаюсь я в том, что я вас, дорогие мои дети, воспитала с любовью. Разделите со мной обиду и постарайтесь умело отомстить за смерть моего отца и моей матери» 830 . Сыновья откликнулись на этот призыв и в 524 г. вторглись в Бургундию, одержав вскоре победу над Сигизмундом и его братом Годомаром. Король Сигизмунд был пленен и оказался в руках Хлодомера, а тот, несмотря на увещевания аббата Авита пощадить пленника и его близких, велел утопить Сигизмунда вместе с его женой и сыновьями в колодце около деревни Коломны вблизи своей столицы Орлеана. Между тем Авит предсказал ему, что если он не отступит от замышленного им злодеяния, то и его самого, и его детей постигнет подобная участь. Бургунды продолжали войну под предводительством Годомара, и в ходе сражения в Везеронсе близ города Вьенна они заманили Хлодомера притворным бегством далеко от расположения собственных войск, так что он оказался в гуще врагов, которые отрубили ему голову и подняли ее, насадив на шест. После гибели Хлодомера его вдову Гунтевку взял в жены ее деверь король Хлотарь, а оставшихся сиротами детей Теодовальда, Гунтара и Хлодовальда стала воспитывать их бабка Клотильда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Авит побежден был Ремиком и сделался епископом в галльском городе Плаценции.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.86). С.Б. Дашков считает, что «некоронованный властитель Италии Рицимер поднял мятеж, Авит был низложен и казнен». (С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.1996 г. с.41) Иордан вообще пропускает Авита в перечне императоров Западной Римской Империи (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 236. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.105). 135 Майориан (имп. 457–461 гг.). По сообщению Иордана: «После Максима, по повелению Маркиана, императора Восточного, Западную империю получил в управление Майориан (Maiurianus), однако, и он правил недолго, потому что, когда двинул войско против аланов, нападавших на Галлию, был убит в Дертоне, около реки по названию Гира.» (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 236. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.105). Прокопий сообщает что Майорин умер от дизентерии. (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.VII, 14. Последнее издание – М., 1993 г. с.195) По мнению А.А. Чекаловой – пересказывая Приска Понийского; комм. 62 к первой книге «Войны с вандалами», с.504. По поводу места его смерти также косвенно называет Галлию: «... вернулся в Лигурию и во главе пешего войска двинулся сухопутным путем к Геракловым столпам, намереваясь в этом месте перейти через пролив и дальше идти прямо на Карфаген». (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.VII, 11. Последнее издание – М., 1993 г. с.195). Феофан же сообщает, что «Майорин убит патрицием Рекимером в Тартионе» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88), правда, ниже он же, видимо, чтобы согласовать сообщения разных источников, вводит второго Майорина, правившего после императора Олибрия, повторяя ошибку Прокопия – и сообщает, что этот Майорин умер от поноса. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.94) По сообщению Iohan. Antioch. c. 87 Майорин бежал в Далмацию, где имел большие владения и был убит 7 августа 461 г. 138 Евагрий имеет в виду ту заслугу Маркиана, которую он оказал Церкви созванием Собора в Халкидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Указует же и выгоды победы, чтобы воинов соделать более ревностными; потому что, говорит он, борьба с поднебесными, то есть небесными, чинами, и наградою за борьбу сию уготовано Царство Небесное» 1525 . Подчеркивая тяжесть такой борьбы, блж. Феодорит предполагает, что истинный аскетизм есть трудолюбие ( φιλοττονα); таким «трудолюбцем», например, считает он преп. Македония («История боголюбцев», XIII, 3). Но одновременно каждый подвижник является и подлинным любомудром (см. слова Авита в главе о Маркиане: III, 12), ибо стяжает «философию по Христу», которая несравнима ни с какой «внешней мудростью». Обретение же этого высшего любомудрия невозможно без волевого усилия человека, обращения его свободного произволения не к тленным и преходящим благам мира сего, а к Божественной Красоте. Или, как говорит сам блж. Феодорит в Предисловии к «Истории боголюбцев» (5), победу святым доставляет «не их природа, сама смертная и преисполненная бесчисленными страстями, а их воля, привлекшая к себе благодать Божию». Поэтому иноческое житие в глазах блж. Феодорита является непрестанным и неустанным преодолением этой смертной природы. Монахи должны постоянно усмирять и порабощать тело свое (cp. 1Кор. 9:27 ). Однако речь идет не о преодолении телесного начала в человеке как такового, но о подчинении плоти, позволяющей греху действовать в нас: ведь «не члены наши произвели грех , но нашими членами наклонность души к худшему дала свободу действенности греха» 1526 . Сама же по себе телесная природа необходима и для жизни, и для спасения души: «Тело, по преступлении заповеди соделавшись смертным, приняло в себя страстные движения; ибо при их посредстве совершается все касающееся настоящей жизни; пожелание нужно не только ради пищи, но и ради чадородия, ради земледелия и ради других искусств; когда нет пожеланий, ничто это не делается. Оно содействует нам и к преуспеянию в добродетели, ибо не желающий оного не выносит трудов, нужных для сего. Оно производит в нас и божественную любовь. Посему соразмерность пожелания есть содейственница добрых дел, а неумеренность его производит невоздержанность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

160].    Подобно святым мужам и подвиг святых жен был многообразен.    Девица Юлиания «считалась ученейшей и усерднейшей в вере» [с. 178]. Блаженная Сальвия, страдая от различных недугов, «не ложилась спать на постель» и не позволяла, чтобы ее носили на носилках [с. 175]. Добрая Азелла отличилась примерной кротостью [с. 167]. Славная Геласия «с ревностью проходила путь бессмертия и благочестно несла иго девства». Никогда солнце не заходило в ее гневе [с. 178]. Девственница Таора безвыходно в рубище (ветхая, изодранная одежда) «сидела в келье за своим делом» [с. 170]. Старица Аматалида, проведя восемьдесят лет в подвиге, достигла полнейшего бесстрастия [с. 170]. Мужественная Вазианилла «благоговейно упражнялась в добродетели» [с. 167]. Подвижница Усия была «во всех отношениях почтеннейшая» [с. 167]. Многих других блаженных жен превзошла «достойная Бога» Авита, ибо «совершенно освободилась от всякого греха». К жизни святой, воздержной и добродетельной она привела «от жизни рассеянной и роскошной» своего мужа с дочерью [с. 167].    О преподобных Мелании и Олимпиаде в «Лавсаике» рассказывается более подробно.    Блаженная Мелания, оставшись молодой вдовой (на двадцать втором году жизни), «обручила себя Вечному Жениху» и возлюбила Его до конца земных дней. Продав свое имение, она отправилась к святым отцам в Нитрийскую гору. Из вырученного от продажи она щедро помогала храмам, монастырям, заключенным в темницах, странникам... «Никто из приходивших не отходил от нее без пособия». Блаженная раздала все до последней монеты и «из своего имущества прекрасно выработала для честной главы своей неувядаемый венец славы и, украсившись им, с великим дерзновением перешла ко Господу» [с. 159—162].    Святая Мелания наставила и утвердила в вере и свою внучку – младшую Меланию – с ее мужем. Родители младшей Мелании заставили ее вступить в брак. Но после смерти двух сыновей она предалась богоугодной жизни и уговорила мужа отказаться «от всех мирских благ». Ревность по Боге она возбудила и в своих родственниках, «так что и они стали вести, подобно ей, богоугодную жизнь» [с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010