церквей («христианский поселок» (vicus christianorum); впосл. квартал Сент-Алир). В V в. власть в Арвернии принадлежала местной сенаторской аристократии. Укреплению позиций крупных землевладельцев способствовала политическая и экономическая нестабильность; в этих условиях свободные крестьяне прибегали к покровительству аристократов, к-рые пытались наладить жизнь в регионе. Во время вторжения варваров г. Арверн был осажден вандалами (407). После этого в Галлии на правах федератов были расселены герм. племена: вестготы - в Аквитании, бургунды - в долине Роны и др. Арверния меньше др. областей Галлии пострадала от варваров, не было здесь и федератов; местная знать стала принимать активное участие в политической жизни Галлии. В годы правления имп. Гонория (395-423) арвернцы выступали на стороне узурпаторов Константина III и Иовина. При поддержке вестготов галльская знать провозгласила императором Авита Эпархия (455-456), ранее занимавшего должность префекта претория Галлии. Однако после поражения, нанесенного ему военачальником Флавием Рицимером, имп. Авит отрекся от власти и вскоре умер, вероятно возвращаясь в Арвернию. В Италию Авита сопровождал его зять Сидоний Аполлинарий, позднее назначенный префектом Рима; в 469 г. Сидоний вернулся в Арвернию и возглавил партию знати, которая выступала за сохранение Галлии в составе Римской империи и за борьбу с варварами. Высокопоставленный чиновник Серонат, передавший кор. вестготов Эвриху (466-484) значительную часть Аквитании, был схвачен арвернцами и казнен за предательство. В 470 г. Сидоний был возведен на Арвернскую епископскую кафедру и организовал защиту от вестготов, неоднократно пытавшихся захватить область. Однако в 475 г. имп. Юлий Непот уступил Арвернию вестготам; по приказу Эвриха еп. Сидоний был схвачен и провел несколько лет в заключении. Григорий Турский утверждал, что вестготы, исповедовавшие арианство, притесняли правосл. духовенство, однако точных сведений об этом нет. Арвернская знать оказала поддержку вестготам: в сражении вестготов с франками на Вогладском поле (вероятно, Вуйе, близ г. Пуатье) (507) погибло много воинов из Арвернии, в т. ч. сенаторы, которых вел в битву Аполлинарий Младший, сын еп. Сидония ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 37). После одержанной победы франки захватили значительную часть вестготских владений в Аквитании, в т. ч. г. Арверн.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Эпарх войска – главный снабженец (интендант) армии. Эпарх двора – см.: префект претория Востока. Эпархика – установления, касающиеся эпарха. См.: закон. Эпархия – административная провинция. По новому административному делению, вошедшему в силу к VIII в., провинции в Византии были заменены фемами. Тем не менее в административном и судебном управлении еще сохранялись Э. Эпибола (эпиволи) – дословно с греч. «прикидка, придача, надбавка», изобретенная с первых веков н. э. римским фиском принудительная система, накладывавшая на землевладельца или свободную крестьянскую общину отрезки государственной или брошенной, пустующей соседней земли, хозяева которой умерли или бежали от тягостей, и за которые надо было вносить подать сверх обычного поземельного налога. Иногда это были земли, на которых еще оставались крестьяне, приписные колоны. В таком случае они тоже переходили с землей к соседнему имущественно более крупному владельцу, который обеспечивал государство поступлением податей. Эдикт префекта претория Зотика, относящийся к 511–512 гг., считается первым четким упоминанием о Э. в Византии. Хроника Йешу Стилита сообщает о «надбавках с деревенских» под 499/500 г. Эпиват – тот, кто эксплуатировал судно, пассажир. Эпиватерия – риторическая прощальная речь. Эпиволи – см.: эпибола. Эпигонаций – см.: епигонатий. Эпиграмма – короткий стих на определенную тему. В византийской Э. преобладал интерес к религиозным предметам, очень часто присутствовало описание разных объектов, таких как декор церквей, икон, реликвариев, одежд, тканей. Наиболее значительные собрания античных и византийских Э. – Палатинская антология (Anthologia Palatina), отредактированная в Х в. и позже, к 1300 г. Максимом Планудой. Другое собрание, представленное в венецианском манускрипте (Marc. gr. 524) конца XIII в., включает большое количество текстов XI-XII вв., которые особенно ценны для истории культуры этого периода. Среди наиболее известных поэтов, упражнявшихся в жанре Э., были Григорий Назаианзин, Агафий Миринейский, Георгий Писида, Феодор Студит , Арефа Кесарийский , Иоанн Геометр , Иоанн Мавропод, Христофор Митиленский, Николай Калликл, Феодор Продром, Мануил Фил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранившаяся до наших дней административная церковная терминология говорит сама за себя: «митрополия», «епархия» (эпархия), «диоцез» и другие, - термины, прежде всего римского административного деления времен императора Диоклетиана.8-е правило Трулльского Собора, повторяя заключительное определение 17-го правила Халкидонского Собора, гласит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». Таким образом, имперская властная вертикаль проецируется и на Церковь, в ней тоже появляется соответствующая вертикаль, заменяющая выборность. Говоря о механизмах назначения и ответственности епископата на нынешнем этапе, необходимо понимать, что такой механизм должен соотноситься с конкретно-историческими условиями, задачи и вызовами, стоящими перед Церковью и современной российской государственностью. Что предлагают идеологи «соборности»? Вернуть выборность? Не так давно у нас вернули выборность губернаторов, что поставило под сомнение единство системы исполнительной власти. Сегодня епископы - это гвардия Президента, они в субъектах Федерации в т.ч. обеспечивают единство, целостность российской государственности. Епископ- человек независимый, несвязанный местными договоренностями, не входящий в провинциальную номенклатуру.Епископ (по крайней мере, областной кафедры) - фигура федерального уровня, подчиненная федеральному центру. В случае установления выборности, местные элиты (в отдельных регионах - этнократии) будут проталкивать своих, нужных кандидатов. Какое благо это принесет стране и православию? Что касается ситуации в Симбирске, то не ясно кто выступил против митрополита, народ или хорошо организованные группы людей. Голос народа может заглушаться, демократия и выборность - это одна из технологий такого заглушения. В «Обращении симбирской паствы» указывается на несоблюдение митрополитом Анастасием канонов, а именно то, что ему в течение года необходимо было дать опровержение обвинений в свой адрес. Однако авторы забывают, что помимо частных правил, регулирующих какие-то отдельные случаи, есть общие установления. Они сводятся к двум моментам: во-первых, церковные каноны имеют силу закона, а законы приравниваются к канонам; во-вторых, более поздний канон (закон) отменяет ранее действовавший.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

О податной системе, которая делала возможными случаи, подобные рассказанному здесь, см. Zachariae, Jus Graecoroman., III, 393, и нашу статью в Журнале Министерства Народного Просвещения: «Материалы для внутренней истории Византийского государства» 1880г., август, стр. 393. Очень любопытно употребление слова в смысле податного округа меньших размеров; этим объясняется терминология акта о разделе империи в 1204 году (Tafel, Fontes rer. Austriac, XII, 468 и passim), между тем как у Дюканжа нет толкования на это выражение. Арависс – написание более правильное), город и область (эпархия), упоминаемые в письмах Иоанна Златоустог о из ссылки, находился во второй Армении вместе с Кукусом: Hieroclis synecdem. (при издании Константина Багрянор.) р. 397; после считался в третьей: Патканов, Армян. геогр., стр. 34. Церковь св. Павла с сиротским домом или богадельнею (орфанотрофием) встречается много раз: см. Ducange, Constantinopol. Christiana, II, 141. То, что племянник старшего Кекавмена, неизвестно по брату или по сестре – избирает местом своих операций Армянский округ, подтверждало бы вполне другие указания на армянское происхождение фамилии, если бы самое имя Майя звучало более по-армянски. Но до сих пор оно встречалось только в городах далматинских (см. ниже объяснение к § 220) и в южной Италии, откуда, именно из города Бари, происходил известный любимец короля сицилийского Рожера II и великий эмир, Майо, ненавистный феодальной аристократии вследствие своего низкого происхождения; Hugon. Falcandi histor.: Murator. VII, 265. § 101. О друге, чтоб ему не останавливаться в твоем доме Если имеешь друга в ином месте, и он проезжает городом, в котором ты живешь, не помещай его в своем доме, но пусть он пристанет в другом месте, а ты посылай ему все нужное, и он еще более будет тебе благодарен. Если же ты остановишь его в своем доме, то послушай, сколько из-за этого родится неприятностей. Во-первых, ни жена твоя, ни дочери твои, ни снохи твои не будут иметь свободы выходить из комнаты своей и распоряжаться в доме как следует. А если уже им будет необходимая нужда выйти, то друг твой вытянет шею и устремит на них свои глаза; когда ты стоишь вместе с ним, то конечно, он притворно потупит свою голову, но все-таки будет подсматривать, какая у них походка, как они поворачиваются, как подпоясаны, и какой у них взгляд; просто сказать: будет их оглядывать с головы до ног, а после станет передразнивать пред своими домашними и осмеивать. Точно также он найдет дурными твою прислугу, твой стол, весь порядок. Еще будет расспрашивать о твоем имуществе: есть ли у тебя то, есть ли другое. Но что много об этом говорить? Если он найдет удобный случай, он будет делать любовные знаки твоей жене, будет на нее смотреть бесстыдными глазами; если может, то и соблазнит ее; если ж и нет, то все-таки, когда уйдет, похвастает, чем не следует; а если он не скажет, то враг твой в ссоре с тобою будет о том кричать. § 102. О дочерях, как их следует воспитывать

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вурцы – знатный род, пришедший на ромейскую службу с восточных окраин Византии. Среди В. наиболее известен полковдец конца Х в., дука Антиохии Михаил Вурца, примкнувший к бунту Варды Склира, но затем перешедший на сторону василевса Василия II (976–1025 гг.). Входы – процессии духовенства в византийской Божественной литургии. Различают Великий В. – внесение Святых Даров в виде освященного красного вина и хлеба-просфоры из жертвенника (професиса) в центральную часть алтаря и возложение их на престол. Малый В., появившийся с 570-х гг., – вынос Евангелия из диаконика. Газа – древний город на крайнем юге Палестины. Его портом на Средиземном море являлась Майюма. В ранневизантийское время Г. была важным церковным и монашеским центром, в котором христианство окончательно победило во второй половине V в. Кроме того, она славилась хорошими школами риторики и мимов, а также экспортным производством амфорной тары для вина. Виднейшие представители риторской школы в Г. – Эней Газский, Прокопий Газский и Хорикий. Галата – район Константинополя на противоположном берегу бухты Золотой Рог. см.: Пера; Сика. Галатия – континентальная область, римская, а затем византийская провинция (эпархия) на севере и в центре Малой Азии, ставшая со временем частью фемы Вукелариев. На юге граничила с провинцией Писидией. Гален (129–199 гг.) – великий греческий врач, сын математика и архитектора из Пергама. В 157–161 гг. – врач гладиаторов в Пергаме, после этого с короткими перерывами практиковал в Риме, где, видимо, и умер. С 169 г. – придворный медик римских императоров. Г был последним крупным представителем научной медицины в античности. В многочисленных сочинениях Г. отражены все достижения медицины того времени, а также его собственные исследования в области анатомии, физиологии, патологии и фармакологии. Ко всем дошедшим до него произведениям Гиппократа Г. составил комментарии, в которых стремился синтезировать медицину своего времени с медициной Гиппократа. Уже в IV в. труды Г. получили высокую оценку и стали главным источником для византийских медицинских справочников и руководств. См.: Оривасий Пергамский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, именно такую же синодальную концепцию управления Церковью как частью, государственного аппарата, в конце XVII в. - начале XVIII в. «лукавые греки» (потомки византийцев) «любезно подарят» молодому Московскому государству Алексея Михайловича и Российской империи его сына Петра Великого. Острота проблемы была также в том, о чем писал в начале XX в. проф. В. В. Болотов: «В то время христианство в главной своей массе совпадало с пределами классического мира, и сложившиеся под влиянием естественных задатков и истории черты национального характера греков и римлян привнесли свою долю влияния в практическую выработку подробностей этих новых отношений». с.41] То есть первоначальный ареал быстрого распространения христианской веры практически совпадал с границами эллинистического (греко-римского) мира. Поэтому черты раннехристианской церковной организации изначально базировались на городской полисно-муниципальной традиции. Сохранившаяся до наших дней административная церковная терминология говорит сама за себя: «митрополия», «епархия» (эпархия), «диоцез» и другие, - термины, прежде всего римского административного деления времен императора Диоклетиана. Однако позднее, в «эпоху великого переселения народов», религиозно-культурный фон Восточно-Римской империи все более и более выходил за пределы классического греко-римского мира. Поэтому вопрос об отношениях между Церковью и государством, по своему существу, всегда был вопрос юридический. Римляне были, прежде всего, прагматиками и поэтому этот народ всегда отличался административным, военным и правовым талантом, тогда как греки этого таланта не имели вовсе. Именно по этой причине государственный дух военно-юридического сознания римлян не мог терпеть разномыслия и разногласия в среде подданных Империи уже после принятия в 380 г. Эдикта Феодосия Великого. Отсюда же растут корни всех репрессивных мер имперской власти по насильственному «объединению» всех разномыслящих христианских общин (православных, ариан, несториан, монофизитов, монофилитов, павликиан, богомилов и пр.).

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/14/...

Еще одна претензия сформулирована так: «черты раннехристианской церковной организации изначально базировались на городской полисно-муниципальной традиции. Сохранившаяся до наших дней административная церковная терминология говорит сама за себя: «митрополия», «епархия» (эпархия), «диоцез» и другие, - термины, прежде всего римского административного деления времен императора Диоклетиана» . Ничего в этом антицерковного нет, к тому же 38-е правило Трулльского Собора, повторяя заключительное определение 17-го правила Халкидонского Собора, гласит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». И ныне Русская церковь руководствуется этим каноном, когда устанавливает границы епархий в соответствии с административным делением государств. Таким образом, самой прочной государственно-политической базой для России является Византия. С религиозно-философской же точки зрения, Ромейская держава была подлинным христианским царством – она длилась 1000 лет. Это было тысячелетнее царство. Государство Константина – наша точка отсчета в истории, абсолютный ориентир русского проекта, высшая стратегия нового объединения всех православных народов. Но теперь же, Великая Империя стала предметом негативных публичных высказываний. Долг православного традиционалиста, патриота России, сказать слово в защиту Византии. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 21.07.2020 28.08.2017 16.02.2017 20.01.2016 20.08.2015 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/special_opinion/slovo...

Карависиана – Корабельная (от греч. каравиа – «судно»). Ранняя морская фема на юге Малой Азии и части островов Эгейского и Ионического морей, поделенная на две части (между 710–732 гг.). См.: Кивириоты., Кефалиния. Каравит – дословно с греч. «корабельщик»; важный член экипажа корабля, ответственный за груз, судовой писец и бухгалтер. Караяннопулос (Karayannopulos) Яннос – известный греческий византинист второй – третьей четверти ХХ в. Особенно углубленно занимался проблемами византийской налоговой системы и финансов. Вместе с немецким византинистом Гюнтером Вайсом (Weiss) в 1982 г. издал в Вейсбадене фундаментальный справочник по византийским письменным источникам 324–1453 гг., который остается наиболее востребованным среди византинистов. Кардинал – высший после Папы церковный чин в Католической Церкви. К., главные советники и помощники Папы, составляют высший слой папской администрации – Римской курии. К. с VI в. назначаются Папой, который на особом собрании – консистории – объявляет имена новых К. Поначалу они были из числа епископов семи ближайших к Риму городов и должны были помогать Папе в светских делах. К. считаются князьями Церкви. С X в. коллегия К. приобрела внутреннюю структуру, предусматривающую разделение санов на К.-епископов, К.-священников (пресвитеров) и К.-диаконов (последние часто являлись епископами, стоявшими во главе диоцезов). В 1059 г. Папа Николай II ввел процедуру выборов нового Папы, согласно которой глава католиков выбирается К.-епископами (позже в коллегию были включены К.-пресвитеры и К.-диаконы). Внешние отличия кардинальского сана – красная шапочка, красная (фиолетовая во время поста и траура) шапка с двумя шелковыми шнурами с кистями на концах, кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон и герб. Кария – провинция (эпархия) на крайнем юго-западе Малой Азии. См.: Книд. Карл Великий (771–814 гг.) – выдающийся государственный деятель, с 771 г единовластный правитель, король франков. В 773 г. занял Павию, столицу лангобардов в Италии, и стал королем франков и лангобардов. В течение следующей четверти века К. В. создал государственное образование, равных которому не было со времен императорского Рима, причем осуществил это при поддержке Римских пап. В 802 г. начал переговоры с византийской императрицей Ириной (797–802 гг.) о заключении брака, что могло бы объединить территории Востока и Запада под одной короной, но в результате дворцового переворота Ирина была свергнута своими придворными во главе логофетом геникона Никифором Геником и отправлена в ссылку на эгейский остров Лесбос, где спустя год умерла. Византийская империя была спасена от унижения, но отныне в мире стало существовать две христианские империи, а не одна. См.: Каролингская империя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до н. э.) – царь Эпира с 306 г до н. э., один из могущественнейших властителей эпохи эллинизма. Стремился создать в Западном Средиземноморье великую державу, подобную империи Александра Македонского на Востоке (см.: Македония). Вел успешные войны в Македонии, Фессалии, Италии и на Сицилии. После поражения от римлян при италийском Беневенте в 275 г. до н. э. и очередного захвата Македонии (274 г до н. э.), вторгся в Пелопоннес (273 г. до н. э.) и погиб во время уличных боев в Аргосе (272 г. до н. э.). Писец – скриб, графис, апографевс, каллиграф. Мог быть чиновником в канцелярии или членом корпорации тавуллариев, хотя и без права участвовать в голосовании. Писидия – провинция (эпархия) в южной части Малой Азии, соседняя с территорией, населенной исаврами. На севере граничила с провинцией Вторая Галатия, на западе – с Фригией, на востоке – с Ликаонией, на юге – с Памфилией; главный город – Антиохия Писидийская. См.: Созополь. Писцина – купель для Святого крещения. Питиунт – портовый город на черноморском побережье Кавказа, важный торговый и церковный центр. Питтакий – вид грамот. Пифагор (ок. 540–500 гг. до н. э.) – греческий философ с эгейского острова Самос. Покинув родину, путешествовал в Египет, Вавилон и обосновался в городе Кротоне в южной Италии, где основал религиозно-философское братство – пифагорейскую школу. Провести границу между учением П. и его учеников, например, в области математики и теории музыки, крайне сложно. П17;фия – прорицательница, которая восседала в античных Дельфах на золотом треножнике. VI17;фoc – высокий, большой яйцевидный или шарообразный керамический сосуд без ручек, с широким горлом диаметром 25–40 см. Предназначался для хранения зерна, муки, соленой рыбы, оливкового масла и других жидких и сыпучих веществ. Изготовлялся преимущественно из керамики. Иногда имел заостренную веретенообразную форму и заканчивался небольшой ножкой, которую вместе с нижней частью тулова П. вкапывали в пол или устанавливали в специальное углубление, вырубленное в скале.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ликанд – область на юго-западе Малой Азии с одноименным городом. Клисура в 908 г. Стала фемой около 914–916 гг. См.: Лакапы. Ликакрониты – дословно «волкоголовые», название пехотного войска из Фригии в VI в. Ликаония – область и одноименная провинция (эпархия) на юге Малой Азии. На западе граничила с Писидией и Фригией, на севере – с Киликией и Исаврией. Важный город – Иконий (совр. турец. Конья). Ликия – горная местность в юго-восточной части Малой Азии. В 43 г. стала римской провинцией. См.: ладан, Николай Мирликийский. Лимен – обычное название залива с причалом. Другое название – статий. Лимес – римский пограничный оборонительный вал, система фортификационных сооружений; наиболее известный – рейнско-дунайский Л. Вдоль Л. жили солдаты и лимитаны – крестьяне, которые в обмен на обязательства по защите границы пользовались налоговыми льготами. Лимитан – византийский солдат пограничной службы, наделенный земельным наделом. Липсанотека – дословно с греч. «костехранилище», «костотека»; место при христианском храме или в мартирии, где хранили мощи. Липшиц Елена Эммануиловна – известный советский византинист третьей четверти ХХ в., особое внимание уделяла истории Византии VII-IX вв., византийскому суду и праву. Переводчик и издатель «Эклоги» и «Геопоники». Лира (греч.) – струнный музыкальный инструмент, более простой конструкции, чем кифара. Античная Л. была двух типов: с корпусом из панциря черепахи («хелис») с мембраной в виде этого панциря и двумя изогнутыми стойками из рогов антилопы по бокам корпуса; барбитос с мембраной такой же формы, но более длинными стойками, слегка изогнутыми наружу. В Средние века этот музыкальный инструмент получил, видимо, и среднеазиатское происхождение. Л17;сис – резолюция василевса, императорский ответ на какой-либо запрос. Лита (лат.) – барьер рынка, например, ограда конного рынка. См.: вофр. Литаврин Геннадий Григорьевич (1925–2009 гг.) – ведущий советский и российский византинист второй половины ХХ – начала XXI вв., академик Российской АН, специалист в области славяно-византийских отношений, особое внимание уделял проблемам истории Византии и Болгарии, Руси IX-XI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010