5. А в эти дни Хуппа, который некогда был управляющим королевской конюшней Хильперика 1664 , вторгся в область города Тура и хотел похитить скот и прочее имущество. Жители же, догадавшись о его намерениях, собрали большое количество народа и начали его преследовать. Они отняли у него украденную им добычу и убили двух его слуг. Сам же Хуппа бежал полуодетым. В то время также схватили двух его слуг, связали их и отправили к королю Хильдеберту. Король же приказал бросить их в темницу и допросить, чтобы вызнать, с чьей помощью Хуппе удалось ускользнуть и почему преследователи его не схватили. Они ответили, что это произошло не без коварства викария 1665 Анимода, в руках которого находилась судебная власть в этой области. И король немедленно послал письмо графу города с приказанием связать Анимода и доставить его к нему. Если же Анимод попытается оказать сопротивление, то применить к нему силу и убить его, ежели граф желает снискать расположение короля. Но Анимод, выставив поручителей, без сопротивления отправился туда, куда ему было приказано. Когда он предстал перед доместиком Флавианом 1666 , ему и его товарищу учинили допрос 1667 . И после того как Анимода признали невиновным, он примирился с ним 1668 и получил приказание возвратиться домой. Однако прежде чем уехать, он одарил этого доместика. Сам же Хуппа, вновь собрав некоторых из своих слуг, задумал похитить себе в жены дочь покойного Бодегизила 1669 , епископа Ле-Мана. Но когда он ночью ворвался с отрядом своих людей в виллу Марей, чтобы осуществить свой план, Магнатруда, госпожа виллы и мать этой девушки, разгадала его намерение и, выступив против него со слугами, прогнала его, причем многие из отряда Хуппы получили ранения; и они не без позора удалились оттуда. 6. А в Клермоне узники, после того как по воле Божьей у них спали кандалы и двери тюрьмы отворились, ночью вышли и укрылись в церкви. Когда граф Евлалий 1670 приказал опять заковать их в кандалы, как это было раньше, кандалы внезапно разбились, как хрупкое стекло. Так с помощью епископа Авита 1671 заключенные были избавлены от темницы и им была возвращена свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Авита Вьеннского, Драконция, Альдхельма Малмсберийского), в т. ч. испанских (Пруденция, св. Исидора Гиспальского, св. Евгения II Толетского и св. Ильдефонса), а также Жития Эмеритских отцов, так и сочинения рим. писателей (Помпея Трога, Ювенала, Вергилия, Катона), особенно позднеантичных грамматиков (Доната, Клавдия, Мавра Сервия Гонората). В завещании Сихилы упомянуты и богослужебные книги - Псалтири, Антифонарии, Лекционарии (Liber commicus), Liber ordinum и др. Вероятно, «неоготские» устремления астуро-леонских правителей включали укрепление т. н. испано-мосарабского обряда. Из числа сохранившихся литургических рукописей этого обряда подавляющее большинство было создано в североиспан. скрипториях в X-XI вв. Продолжением традиций вестгот. эпохи было и широкое распространение т. н. пактового монашества, отличавшегося тем, что монашеская община была основана на формальном договоре (pactum) между аббатом и всеми насельниками. Эта традиция получила развитие в Галисии под влиянием св. Фруктуоза, еп. Браги († 665), который считался одним из отцов испанского монашества, а с VIII в.- также в Леоне, Кастилии и Ла-Риохе. Мост паломников в Пуэнте-ла-Рейна, пров. Наварра. 1-я пол. XI в. Испанская марка, территориальный центр которой окончательно оформился после захвата франками Барселоны, объединяла 5 еп-ств с кафедрами в Барселоне, Жироне, Эльне, Уржеле и Вике. Положение Церкви здесь было лучшим, нежели в Астурии: в ряде еп-ств поддерживалась непрерывная епископская преемственность, покровительство со стороны франк. правителей и местной знати способствовало строительству храмов и мон-рей. Так, в 80-х гг. IX в. на средства Вифреда I Волосатого, гр. Барселоны, Озоны, Жироны, Уржеля и Серданьи были основаны мон-ри Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Жоан-де-лез-Абадесес, впосл. ставшие важными духовными и культурными центрами Каталонии. Поскольку Таррагона, древняя митрополия Сев.-Вост. Испании, оставалась в руках араб. правителей, еп-ства Испанской марки находились в юрисдикции архиепископа Нарбонского.

http://pravenc.ru/text/674995.html

2. А на следующее утро, когда король посещал святыни, чтобы там помолиться, он подошел к нашему жилищу, ибо там находилась базилика святого аббата Авита, о котором мы упоминали в книге о Чудесах 1264 . Признаюсь, я поднялся ему навстречу обрадованный и, сотворив молитву, попросил его удостоить вкусить в моем доме Святые Дары блаженного Мартина. Он не отказался, вошел приветливо и, вкусив из чаши, пригласил нас на обед и ушел радостный. В то время Бертрамн, епископ Бордо и Палладий, епископ Сента, были в большой немилости у короля из-за того, что они приняли выше упомянутого мною Гундовальда 1265 . Но больше всего гнев короля навлек на себя епископ Палладий, потому что тот часто его обманывал. В самом деле, незадолго до этого остальные епископы и вельможи короля подвергли их допросу, выясняя, зачем они приняли Гундовальда и зачем по его [Гундовальда], не имеющему силы, повелению рукоположили Фавстиана в епископы Дакса 1266 . Однако епископ Палладий, сняв вину за рукоположение Фавстиана с митрополита Бертрамна, возложил ее на себя, говоря так: «У моего митрополита сильно болели глаза, а меня, обобранного и униженного, привели против моей воли в это место. И я вынужден был сделать только то, что приказывал тот, кто уверял, что он получит всю власть над Галлией». Когда об этом стал известно королю, он так сильно разгневался, что с трудом согласился пригласить на обед тех, кого он до этого не принимал. И вот когда вошел Бертрамн, король спросил: «Кто это?» Ведь он давно его не видел. И сказали ему: «Это Бертрамн, епископ города Бордо». Тогда король обратился к нему со словами: «Вот спасибо тебе за то, что ты так сохраняешь верность своему роду! Ведь тебе следовало бы знать, любезнейший отче, что ты доводишься нам родственником по нашей матери 1267 , и ты не должен был напускать эту чуму на своих родичей». Когда Бертрамн выслушал эти и подобные им слова, король обратился к Палладию, молвив: «Да и ты, епископ Палладий, достоин не большей благодарности. Ибо ты трижды, – что недостойно и говорить о епископе, – нарушил клятву мне, отправив письма, полные коварства. В одних письмах ты просил у меня прощения, а в других письмах приглашал брата моего 1268 . «Господь да будет судьею в деле моем» 1269 , ибо я всегда старался содействовать вам как отцам церкви, а вы все время хитрили со мной». А епископам Никазию и Антидию король сказал: «Скажите же и вы, святейшие отцы, что вы предприняли для блага нашей страны и сохранности нашего королества?» 1270 . В то время как те безмолвствовали, король, омыв руки и получив благословение от епископов, сел за стол с радостным и довольным выражением на лице, словно он ничего и не говорил о неверности по отношению к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Однако эти синоды были всего лишь поместными и стали причиной раскола. В Северной Африке и в Риме преобладало августиновское учение, хотя и в несколько смягченной форме. В декрете папы Геласия, 469 г., de libns recipiendis et non recipiendis (по существу, этот его декрет положил начало знаменитому католическому Index librorum prohibitorum), произведения Августина и Проспера Аквитанского помещены среди санкционированных церковью книг, труды же Кассиана и Фауста из Рийе – среди книг апокрифических или запрещенных. Даже в Галлии в начале VI века мы встречаем очень способных и выдающихся защитников этого учения, особенно в лице Авита, архиепископа Вьенны (490 – 523), и Цезария, архиепископа Арля (502 – 542). С ними был связан Фульгенций из Руспа (ум. в 533), от имени шестидесяти африканских епископов смещенный вандалами и живший тогда на Сардинии 1887 . Споры заново разгорелись среди скифских монахов, которые, с их рвением к монофизитскому теопасхитству, ненавидели все связанное с несторианством и призывали сначала – папу Гормизду, а потом, с гораздо большим успехом, и сосланных африканских епископов осудить полупелагианство. Эти перипетии в конце концов привели к триумфу умеренного августинианства, которое мы могли бы назвать полуавгустинианством, по аналогии с полупелагианством. На синоде в Оранже (Араузио) в 529 г., на котором председательствовал Цезарий Арелатский, полупелагианская система, но без упоминания ее сторонников у была осуждена в двадцати пяти капитулах или канонах, а августиновское учение о грехе и благодати было одобрено, но без учения об абсолютном или партикуляристском предопределении 1888 . Похожего результата достигли на синоде в Валенсе (Валенции), состоявшемся в том же году, о котором больше ничего не известно 1889 . Синод в Оранже имеет большую важность по причине его августинианских решений в области антропологии и сотериологии. Так как в его капитулах много повторений (в основном из Библии, трудов Августина и его последователей), будет достаточно привести только выдержки, в которых содержатся утверждающие формулировки наиболее важных постулатов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1053 По этой фразе В. Клингшерн делает вывод, что этот эпизод был составлен по рассказу очевидцев (Klingshirn W. Cæsarius of Arles. Life.., P. 28, n. 59). 1054 Цезарий выкупал пленников, захваченных остготами с территории, контролируемой бургундами, во время войны 508–510 гг. (Schmidt L. Die Ostergermanen. Munich. 1941, P. 157). 1055 Писец Мессиан вместе с аббатом Эгидием в 514 г. вручал папе Симмаху письменное послание для подтверждения привилегий Арльской церкви (Epistolæ Arelatenses genuinæ//MGH Epistolæ, T. 3/ed. W. Gundlach. Berlin. 1892, P. 42), также косвенное упоминание об этом есть в письме Эннодия (Ennodius. Epistulæ, IX, 31). 1056 Дьякон Хельпидий был врачом Теодориха Великого, упоминания о нем можно найти у Авита, Эннодия, Прокопия Кесарийского, Кассиодора (Helpidius, 1//PLRE, Т. 2, Р. 537). 1057 Папа римский Симмах (498–514 гг). Цезарий прибыл в Рим, скорее всего, ранней осенью 513 г (Klingshirn W. Cæsarius of Arles. The Making... P. 127). Он собирался получить от папы подтверждение интересующих его вопросов, которые изложил в письме (Cæsarius. Epistolæ, 7а), и получил от него не совсем полное удовлетворение своих вопросов (Ibid., 7b). 1058 Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными крестами. На концах – обшитые черным шелком кусочки свинца. Право ношения паллиума во время литургии принадлежит папе римскому (за каждой мессой) и особо отличенным им иерархам Церкви (по Великим Праздникам). Паллиум архиепископов символизирует подчинённости папе и их особую близость к Святому Престолу. 1061 «Никогда не проходило ни часа, ни даже момента, когда бы он не занимался молитвой или не предавался чтению» – Sulpicius Severus. Vita Martini, 26//CSEL, 1/ed. C. Halm. Vena. 1866, P. 136. 1062 «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи» – Псалтырь 18,15. 1063 Подпись епископа Евхерия стоит под решениями всех галльских соборов, созванных в 524–531 гг., но какую кафедру он занимал, неизвестно. 1065

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сермона – использовавшееся ромеями арабское слово, означающее длинное беспалубное судно. Серов Вадим Валентинович – российский византинист конца ХХ – начала XXI вв., доктор исторических наук, профессор кафедры истории Средних веков Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия). Основной круг научных интересов – финансы и финансовая политика ранневизантийских императоров (от Анастасия Дикора до Маврикия). Переводчик и публикатор ранневизантийских правовых источников (см.: закон), касавшихся римской финансовой и административной политики IV-VI вв. Серы (греч., лат. seres – «шелковые люди») – у греков и римлян название китайцев, производящих шелк и известных им по контактам на внутриазиатских дорогах, где проходили караваны с шелком. Имя «сины» было дано тем китайцам, путь которых лежал по морю, через Индию в страны Средиземноморья. Серры – город в Македонии, важный церковный центр, первоначально подчиненный Фессалонике, а в середине IX в. возведенный в ранг архиепископии. Был столицей фемы Стримон. Сеута – важный портовый город на северо-восточном побережье Африки. Сигма – часть Триконха, тронного зала, построенного в Большом императорском дворце при василевсе Феофиле в 30-е гг. IX в. Это была полукруглая галерея, получившая название по своей С-образной форме (греческая буква сигма). Крыша С. опиралась на 15 колонн из дорогого камня. Сида – приморский город в Памфилии, на южном побережье Малой Азии. См.: Кивириоты. Сидон (совр. Сайда) – важный портовый город на Средиземном море к югу от Бейрута. Экономическое значение города основывалось на производстве стекла, добыче пурпура и производстве пурпурной ткани, которую в Византии называли сидонской. В 637 г. С. захвачен арабами. Сидоний Аполлинарий – позднеримский писатель из Лугдуна в Галлии, представитель провинциальной знати, зять римского императора Авита, префект Рима. С 461 г. жил в своем поместье Авитак. С 470 г. – епископ города Клермона в центральной Галлии, в 471–476 гг. находился в ссылке в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, Фавсту как представителю южно-галльской монашеской традиции, сохранившей связи с христианским Востоком, было известно и греческое представление об исхождении Духа от одного Отца (ex substantia Patris existere) 129 . С похожей картиной мы сталкиваемся и у Геннадия Марсельского, который в середине 490-х написал догматический трактат De ecclesiasticis dogmatibus («О церковных догматах»), ранее приписывавшийся Августину. В самом начале этого трактата Геннадий приводит тринитарную формулу, в которой сочетаются элементы августиновского учения о Троице как едином Боге и «двойном исхождении» Св. Духа с древним учением о «монархии» Отца: «Веруем в то, что единый Бог есть Отец, Сын и Святой Дух (unum esse Deum Patrem, et Filium, et Spiritum sanctum). Он Отец, поскольку имеет Сына; Сын, поскольку имеет Отца; Святой Дух, поскольку исходит от Отца и Сына (ex Patre et Filio procedens) и совечен Отцу и Сыну (Patri et Filio coaetemus). Итак, Отец – это Начало Божества (principium deitatis), Который как всегда был Богом, так и всегда был Отцом, от Которого рожден Сын и от Которого Святой Дух – не Рожденный, поскольку Он не есть Сын, и не Нерожденный, поскольку Он не есть Отец, и не сотворенный, поскольку Он не произошел из ничего, но от Бога Отца и Бога Сына Бог исходящий (ex Deo Patre et Deo Filio Deus procedens)» 130 . To же самое учение о «двойном исхождении» почти в тех же самых выражениях мы встречаем и у других галльских богословов конца V–VI вв.: Юлиана Померил (ум. 498) 131 , Авита, епископа Вьеннского (ум. 523) 132 , Елевферия, епископа Турнейского (ум. 531) 133 , Григория, епископа Турского (ум. ок. 594) 134 , Венанция Фортуната, епископа Пиктавийского (ум. ок. боо) 135 . Более того, это учение встречается и в так называемом «Афанасиевском Символе» (Symbolum Athanasianum), известном также по своим начальным словам как «Символ Quicunque», который, как предполагают, был составлен неизвестным автором в южной Галлии во второй половине V века (между 430 и 500) и впоследствии приобрел огромный авторитет как на Западе, так и на Востоке 136 . Как считается, этот Символ несет в себе характерные особенности тринитарной доктрины Августина, что выражается в нетипичном для других вероучительных формул изначальном утверждении веры не в единого Бога Отца, а в Троицу как единого Бога, а также в учении об исхождении Св. Духа от Отца и Сына:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Великий Маркиан, проведав о его приходе, открыл дверь, принял его и повелел дивному Евсевию сварить, если есть, бобов и репы. Когда они насладились взаимной беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, после чего Евсевий вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: " Поди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы " . Тот же ответил: " Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера; бывает, что я по два и три дня подряд провожу без пищи " . На эти слова великий Маркиан ответил: " Ради меня измени ныне своё обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера " . Когда и это не убедило чудного Авита, то, говорят, он вздохнул и сказал: " Я очень беспокоюсь и мучаюсь тем, что ты предпринял такие усилия, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, но обманулся в надеждах и увидел обжору и человека невоздержного " . Но когда чудный Авит опечалился такими словами и сказал, что для него приятнее было бы съесть мясо, чем услышать подобное, тогда великий Маркиан изрёк: " И мы, любезный, проводим жизнь подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем её обыкновенно при наступлении ночи; но мы знаем, что дело любви дороже поста. Первая есть дело Божественного законоположения, последний же — нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле " . Ведя подобные беседы, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились, отныне созерцая друг друга только духом. 13. Так кто же не подивится мудрости этого мужа? Управляемый ею, он знал и время поста, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей: какая из них должна уступать другой и какую по временам следует предпочитать другой. 14. Я знаю и еще одно повествование, показывающее его совершенство в вещах божественных. Пришла к нему из отечества сестра его со своим сыном, который был уже мужем зрелым и одним из первенствующих в городе Кире, и принесла ему в изобилии всё необходимое для жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Другие ученые исследования, а равно и специальные статьи в журналах Byzantinische Zeitschrift, Византийский временник, Revue de TOrienm Chretien и других изданиях указаны в соответствующих местах в примечаниях. 1448 В некоторых изданиях этот император фигурирует как Тиверий Третий. Эта разница в счете номера определяется следующим: берется или не берется в расчет преемник Августа император Тиберий (14–37). 1449 По приводимым на следующих страницах данным хорошо видно, сколь сложна была византийская система мер, ибо нередко одна и та же единица имела в разных ситуациях разное цифровое выражение. Более подробная информация по данным вопросам может быть заимствована из работы Э. Шильбаха. У него же есть и обширная библиография всех исследований и источников по метрологии. 1451 Буквально это слово означает «указательный палец». В реальности оно здесь употреблено в значении – «расстояние от большого пальца до указательного». 1452 Меры 9b; l1b употреблялись в землемерных, землеустроительных работах. Известны они в основном по египетскому материалу. 1 См. о Ю. А. Кулаковском : Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский (1855–1919) и его «История Византии»//Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1. С. 435–445; Юлиан Андреевич Кулаковский (1855–1919): Библиографический указатель (К 80-летию со дня смерти)/Сост. и вступит, статья А. А. Пучкова. К., 1999; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его рукопись о бургундском епископе Авите// Кулаковский Ю. А. Школа и мировоззрение Авита, епископа Вьеннского. К., 1999. С. III–XXVIII. Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб., 1999. С. 299–306,354,355; Перевалов С. М. Ю. А. Кулаковский и его труды по истории аланов// Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 5–42; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. К., 2000; Л. В. етюди Юлiaha Кулаковського//Cxiдuuй cbim. К., 2000. 1–2’97. С. 52–83; Л. В. Кулаковський: сюжети класичного (80-mi роки XIX К., 2000. 1 –2’98. С. 149–166; Пучков А. О. Конструювання Кулаковським характеру античного та icmopiя: зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 59. С. 3–12; Матвеева Л. В. История Крыма// Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 2002. С. 3–75 (см. рец.: Пучков А. О. Про нове видання «Прошлого Тавриды» Кулаковського//Мовата icmopiя: Перюд. зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 60. С. 15–18); Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его исследование тектоники античного мировоззрения// Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире: Избранные работы. СПб., С. 5–44. Литература о Кулаковском растет с каждым годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Такое понимание также придает смысл награде, ибо без возможности выбрать зло выбор добра не является заслугой 727 . Добро обретает ценность только в сравнении с его противоположностью 728 . Подобно Кассиану и на основе своего собственного монашеского опыта Фавст настаивает на том, что жизнь есть борьба, поле битвы, на котором человек должен усиленно стремиться к победе, к достижению блаженства в вечности 729 . На протяжении всего трактата Фавст старается обозначить свой средний путь между крайностями – пелагианством и учением о предопределении, характерным для августинизма. По необходимости он должен был отвергнуть первое как официально осужденное Церковью. В то же время, используя аргумент, согласно которому ложным в пелагианстве является его крайний характер, он мог выдвинуть такой же аргумент и против элементов предопределения в августинизме, утверждая, что они являются противоположной крайностью по сравнению с пелагианством и потому равным образом ложны. Такая тактика позволила Фавсту представить свои собственные взгляды как средний путь между ошибочными крайностями, а потому как нормативное Предание Церкви. Такой средний путь означал отстаивание необходимости в деле спасения как человеческого действия, так и Божественной благодати, так что одно не уничтожает другого. В данном случае сохранялся августиновский акцент на необходимости благодати 730 . Однако по той причине, что эта аргументация была направлена прежде всего против учения о предопределении, главное, что хотел сохранить Фавст, это человеческое действие. Детерминизм следует отвергнуть, а человеческую свободу и ответственность утвердить. Задача была в том, чтобы напрямую связать спасение человека с его свободной волей и действием, которым содействует благодать. Ответ Фавсту Соборы в Арле и Лионе и взгляды самого Фавста представляли собой тот консенсус, который был достигнут в Южной Галлии и сохранялся более половины столетия, пока не был официально отвергнут на II Оранжском соборе 731 . Однако в то же время некоторые из наиболее глубинных основ августинизма не оставались без защиты, например, в лице Авита Вьеннского, который был рукоположен во епископа около 490 г., то есть во время смерти Фавста. В своем трактате De spiritalis historiae gestis («О духовной истории») он акцентирует человеческую порочность и неспособность как результат грехопадения. Трактовка возникновения веры сопровождается принижением человеческого действия: не может быть никакого движения к добру прежде действия благодати. Это выраженно августинианское произведение свидетельствует о том, что в Галлии была и серьезная оппозиция Фавсту. Насколько она была распространенной и организованной, остается неясным 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010