Начальником над стражею телохранителей и отрядом шестисот царь поставил Ванея, Адорама сделал заведующим пошлинами, Саваф и Ахилай остались заведующими кабинетом, Суса был сделан главным секретарем, а Садок и Авиафар остались первосвященниками (Ср. 2Цар 19.9 – 2Цар 20.26 .). Глава 12 1. Спустя некоторое время страну постиг голод, и Давид обратился к Господу Богу с молитвою пощадить народ и пояснить ему, царю, причину этой напасти и средства к борьбе с нею. На это пророки сказали, что Всевышний требует удовлетворения за тех гаваонитян, которых вполне беззаконно и обманным образом перерезал Саул, тем самым нарушив данную им военачальником Иисусом и старейшинами клятву (Ср. Нав 9.19 ; Нав 10.41 ; Нав 11.9 ). Если Давид предоставит гаваонитянам возможность по собственному усмотрению отомстить за убитых, то Он обещает примириться с народом и избавить народ от тяготеющего над ним бедствия. Узнав таким образом от пророков о воле Божьей, Давид отправил к гаваонитянам посольство с запросом, каковы их требования в данном случае. Гаваонитяне отвечали, что они требуют выдачи семерых потомков из рода Саула для наказания их. Тогда Давид велел отыскать таковых и выдать их гаваонитянам, причем, однако, пощадил Мемфивосфа, сына Ионафана. Получив потомков Саула, гаваонитяне предали их казни сообразно собственному своему усмотрению. Немедленно после этого вновь пошли дожди, и Господь опять сделал почву плодородною, положив конец предшествовавшей этому засухе. Таким образом земля евреев по-прежнему стала богата плодами. Несколько времени спустя Давид пошел походом на филистимлян, сразился с ними, обратил их в бегство и, бросившись за ними в погоню, оставил всех далеко за собою, так что очутился один в поле и почувствовал сильное утомление. Тут его заметил один из врагов, по имени Акмон, сын Арафа. Человек этот был исполинского роста и вооружен копьем, древко которого, по преданию, весило триста сиклов, кольчугою и мечом. Заметив усталость царя, он устремился на него, чтобы нанести смертельный удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф.Я. Покровский IV. Царствование Соломона Деятельность Соломона, опирающаяся на предположение единства в израильском народе и c целью закрепления этого единства Соломон вступает на престол Израиля, по-видимому, крепко объединенного между собою; возмущение Адонии направлялось лично против него. Все действия Соломона опираются на предположение этого единства и имеют в виду еще более закрепить его. He боясь возбудить чрез то разъединение в народе и не встречая его, он строит в Иерусалиме великолепный храм Иегове, переносит сюда ковчег завета из Давидовой скинии и скинию собрания Моисееву из Гаваона со всеми её священными вещами ( 3Цар.8:4 ; 2Пар.5:5 ) и делает таким образом иерусалимский храм единственным центром религиозной жизни Израиля, к чему стремился, но чего не мог достигнуть, как мы видели, Давид. И весь Израиль от входа в Емаф до реки египетской (от самой северной границы до юго-западной) с особенною радостью присутствует при его освящении ( 3Цар.8:1–3,65 ) и расходится, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу своему, Давиду, и народу своему, Израилю (66). Высшие государственные должности, явившиеся в царствование Давида, остаются и при Соломоне, и их занимают частию те же лица, что и при Давиде, частию дети их и другие Давидовы сановники. Главнокомандующим войсками становится после казни Иоава Ванея, начальник царских телохранителей при Давиде. Должность писцов занимают два сановника, Елихореф и Ахия, сыновья Сусы, Давидова писца. Дееписателем остается Иосафат. Государственными податями, вообще всякого рода повинностями, заведывает Адонирам. 272 Первосвященники – Авиафар и Садок. Азария, сын Садока, священник, быть может, придворный, исполнявший тоже, быть может, что и Ира при Давиде ( 3Цар.4:2–6 ; ср. 2Цар.8:16–18; 20:23–26 ). К этим прежним должностям Соломон присоединяет две новые: должность начальника над домом царским, которую занимал некто Ахисар, и должность начальника над приставниками, которые поставлены были им в 12 областях царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После факта служения золотому тельцу при Синае в дальнейшей истории Израиля вплоть до религиозной реформы Иеровоама, первого царя израильского, нет прямых указаний, за исключением, быть может, Нав.24:14 , на существование у него культа тельца. Во все это время ничего неизвестно и о каких-либо политических сношениях Израиля с Египтом. С прекращением этих последних стоит, таким образом, в связи, судя до аналогии с прежним, прекращение и религиозного влияния Египта на Израиля, – что может опять доказывать именно египетское происхождение золотого тельца при Синае. Важно и то, что Иеровоам, введший культ тельца в израильском царстве, жил некоторое время пред этим в Египте ( 3Цар.11:40 ) и стоял, во всяком случае, в дружественных к нему отношениях и теперь. Близко предположение видеть египетское влияние и в его религиозной реформе. Указывают, правда, или лучше стараются указывать существование культа тельца у Израиля и во время между пребыванием его при Синае и Иеровоамом. И если верить этим указаниям, то действительно культ этот был общераспространен среди него, был господствующим культом во все время до Иеровоама. Так статую тельца или статую со смешенным видом тельца и человека устрояют Гедеон ( Суд.8:27 ) и Миха ( Суд.17:18 ); статуя такая стоит в скинии в Номве ( 1Цар.21:9 ); ее приносит с собою Авиафар, спасшийся от избиения Саулом номвских священников ( 1Цар.23:6,9; 30:7 ). Эти статуи не единственные, а лишь более ценные и предполагают множество других, более простых. 332 Но во всех этих местах, за исключением Суд.17:18 , может и вовсе не быть речи о каком-либо изображении божества. Во всех них, за указанным исключением, говорится собственно об ефоде, на ефод обращается внимание и в культе Миха ( Суд.17:18 ). Общее основание видеть в ефоде именно статую бога находят в самом имени ефода. Ефод () означает будто бы «образ в окладе». 333 Это его значение подтверждают ссылкою на Ис.30:22 , где , от одного корня с ефод, означает, прежде всего, металлический оклад идола, а потом будто бы и самый идол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ношение на сердце имен Израилевых означало, во-первых ту глубокую общность сердечных ощущений и желаний, основанных на любви и законах Господних, которая должна была связывать первосвященника с народом, которого он представлял пред Господом; во-вторых, будучи великим судьею своего народа и объявляющим народу судные приговоры над ним Господа, первосвященник должен был иметь «сердце мудрое и разумное». (Сравни 3 Царст. III, 12). 591 (Ст. 30). Урим и Тумим. Первое затруднение в объяснении этих слов уже возникает от того, что текст семидесяти, Сирийский текст и наш текст (также и Остервальд) говорят: «На наперсник судный возложи Урим и Туммин». А Вульгата, узак. Англ. Библия, Лютер читают: " В наперсник судный вложи Урим и Туммим» Silvestre de Sacy переводит: «Vous graverez sur le rational da jugement (ces deux mote) Doctrine et Verité». Славянская наша библия говорит: «И да возложиши на слово судное (т. е. на наперсник) явление и истину». Самые слова Урим и Туммим до сих пор не объяснены удовлетворительно. Кажется, что их значение Свет и Истина; но многие переводят также, «Свет и Право». Отто Герлах говорит, что в Египте судья носил на шее особое изображение правды с закрытыми глазами, сделанное из сапфира (лаппис-лаззули), которое носило имя истина. В Уриме и Туммиме он видит тот же обычай, но с важным добавлением слова свет, который отличал резко истину в религии откровения от истины в среде народов, которых Господь «попустил ходить путями их». Но что же такое были Урим и Туммим? В Числах XXVII, 21, есть указание, что посредством Урима первосвященник вопрошал Господа, У Ездры II, 63, видно, что первосвященника с Уримом и Туммимом после Вавилонского плена не было, и Иудеи ждали, что восстанет такой первосвященник. При Сауле был еще первосвященник с Уримом (I Царств. XX40;III, 6); при Давиде, по-видимому, Авиафар вопрошал для него Господа также Уримом, ибо Давид сказал ему: принеси Ефод» (I Царств. XXIII, 9). Есть указания и последующие, что Давид вопрошал Господа (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3. Однако если мы совершаем тяжкие грехи – блудные, плотские и нечистые или лелеем памятозлобие на ближнего, то мы не должны ни в коем случае приближаться к Святым Тайнам до тех пор, пока не принесем достойным образом покаяния. 298 Этому нас научает и Закон в Писании, когда Давид вместе со своими отроками ел в Вифлееме хлебы предложения, которые первосвященник Авиафар не дал им вкусить до тех пор, пока не спросил, чисты ли они от греха [совокупления] с женщинами (см. 1Пар. 21:2–6 ). 299 4. Поскольку же мы, люди, будучи плотскими и немощными, смешиваемся со многими грехами, не соблюдая себя от [заражения] прегрешениями, то Бог даровал нам множество [видов] жертв для отпущения этих прегрешений; если мы принесем их Ему, то предварительно нам [следует] очистить себя для того, чтобы приступить к Божественным Тайнам. Ибо и милостыня есть жертва, очищающая грехи: «Милостынями и верами очищаются греси» ( Притч. 15:27 ). И еще Писание гласит: «Милостыня мужа прощает ему великие грехи». 300 5. Есть еще и иная жертва для отпущения [наших] грехов. Ведь пророк Давид говорит: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50:19 ). Поэтому если мы приносим таковые жертвы, то, даже имея [обычные] человеческие ошибки, сможем, со страхом, трепетом, сокрушением и исповеданием [грехов], приступить к Святым Тайнам, подобно тому как приступила ко Христу кровоточивая, плача и трепеща вследствие [своей] нечистоты кровотечения (см. Мф. 9:20 ). 6. «Есть грех к смерти» ( 1Ин. 5:16 ) и есть грех к покаянию; есть грех, средство для излечения которого можно найти, и есть грех неисцеляемый. Но истинное покаяние может исцелить все [грехи]. 301 Ведь иное прощение имеет тот [христианин], который со страхом [Божиим], трепетом, исповеданием [грехов] и сокрушением приступает к Божественным Тайнам; и иное наказание обретает тот, кто без всякого страха и с презрением приступает [к ним]. Поэтому, братия, давайте приступать к Божественным и Пречистым Тайнам со всем смиренномудрием, исповеданием [грехов], страхом [Божиим] и трепетом. Ибо приступающим [к ним] недостойно и с презрением не только не дается отпущение грехов, но диавол еще более набрасывается на них. А приступающие к Божественным Тайнам со страхом [Божиим] не только освящаются и получают отпущение грехов, но и изгоняют диавола из самих себя. Послушайте об этом необычайное повествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

7:19), — т. е. удивился я чрезмерности обетований, обратив взор на себя самого, но и это мало в сравнении с Твоим могуществом. Потом, продолжив хвалебную песнь и умоляя подтвердить обетование, присовокупил: «и ныне, Господи мой, Господи, слово, еже глаголал вси о рабе Твоем и о доме его, увери до века» (2 Цар. 7:25). А что умолял он о подтверждении сказанного обетования, свидетельствует о сем присовокупленное: «яко Ты Господь Вседержитель Бог Израилев, отверзл еси ухо рабу Твоему, глаголя: дом оный созижду тебе» (2 Цар. 7:27), — т. е. Ты открыл неведущему, что созиждешь дом оный, ради которого буду я славен у всех человеков; умоляю же подтвердить сие обетование. Вопрос 23. Почему Давид разрушил большую часть сирийских колесниц (2 Цар. 8:4 )?    Божественный закон повелевает царям не иметь в употреблении многих коней (Втор. 17:16), чтобы надеяться не на них, но на Божию силу. Соблюдая закон сей, Давид разрушил большую часть колесниц. Но можно слышать, как и в псалмах воспевает и говорит он: «не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32:16—17). Исполнил же Давид и благословение патриарха Исаака, данное Иакову, когда сказал он: «буди господин брату твоему» (Быт. 27:29). И Давид порази Идумею и постави в ней стражу (2 Цар. 8:13, 14). Сказанное же во всей Идумеи поставил подстерегающих означает, что в каждом городе поставил стражей, ибо воинов, которых иные называют поставленными в засаде, писатель наименовал подстерегающими. Потом присовокупил: «и быша вси идумеане раби Давиду» (2 Цар. 8:14). Так исполнил он праотеческое предречение. Писатель же, намереваясь повествовать, как сей божественный муж впал в беззаконие, почел необходимым показать прежде добродетель мужа, давая нам знать, что это было прегрешением не всегдашнего, но случайного направления воли. Ибо говорит: «бе Давид творяй суд и правду над всеми людьми своими» (2 Цар. 8:15). Потом перечисляет начальников и говорит, что одному вверено было такое, а другому другое начальство. Упомянул и о священниках Садоке и Авиафаре (2 Цар. 7:17). Но думаю, что здесь есть ошибка в письме, потому что не Ахимелех сын Авиафара, но Авиафар сын Ахимелеха. А словами фелефи и херефи называет писатель пращников и стрелков. Человеколюбивый ко врагам Давид мог ли не помнить о друзьях? Почему и спрашивал: «есть ли еще оставшийся в дому Саули, и сотворю с ним милость Ионафана ради?» (2 Цар. 9:1). По расположению к Ионафану не обращал он внимания на неприязнь Саула. Потом удостаивает милостей Мемфиваала:сделав его владетелем всего имущества Саулова и приказав постоянно быть ему при себе и разделять царскую трапезу (2 Цар. 9:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тотчас Саул приказал призвать первосвященника со всеми священниками, жившими в Номве. Когда они пришли, Саул сказал Ахимелеху: «послушай, сын Ахитува! зачем вы сговорились с сыном Иессеевым против меня, потому что ты дал ему хлеба и меч, и вопрошал об нем Бога, чтобы утвердить его во враждебных на меня замыслах». Ахимелех отвечал: «неужели между всеми слугами твоими найдется кто-нибудь вернее Давида? он зять твой, участник в твоих советах, знаменит в дому твоем. И возможное ли дело, чтобы я стал вопрошать для него Бога во вред тебе?» Несмотря на это оправдание, Саул произнес смертный приговор Ахимелеху и всем священникам, пришедшим с ним в числе осмидесяти пяти человек. Никто из Евреев, предстоявших царю, не осмелился наложить на них рук. Саул обратился к Доику: Идумеянин убил всех. После этого и самая Номва, со всеми ее жителями и скотом, истреблена была мечем Сауловым. Спасся один Авиафар, сын Ахимелехов: он прибежал к Давиду и принес с собою первосвященнический ефод, посредством которого можно было получать Божеские ответы. 1Цар. 23 Давид узнал, что Филистимляне сделали нападение на Кеилу, город Иудина колена. Он отразил их и получил богатую добычу. Об этом донесено было Саулу; и он надеялся захватить Давида в Кеиле; но Давид, будучи извещен от Бога о предстоящей опасности, не только со стороны Саула, но и со стороны жителей, удалился из Кеилы. Он держался неподалеку от Хеврона в пустыне Зиф, на местах наиболее безопасных. Саул неутомимо преследовал его, но не мог найти. Сын Саулов, Ионафан, отыскал его в лесу и ободрил. «Не бойся», говорил он, «Саул, отец мой, не поймает тебя. Ты будешь царем у Израиля; а я буду вторым по тебе; это знает и Саул, отец мой». Они снова клятвою подтвердили взаимный завет дружбы и расстались: Ионафан возвратился к себе в дом, а Давид остался в лесу. Пришли к Саулу в Гиву Зифеи, и донесли ему, что Давид скрывается в их местах. Саул, поблагодаривши их, приказал им выследить, как можно вернее, все те места, в которых бывает Давид, и пошел сам вслед за ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Псалом 51 1 . В конец, разума Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Учение Давида». 2 . Внегда приити Доику Идумейску 328 , и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов (см. 1Цар. 21:1 . Сн. Пс. 33:1 ). Давид, гонимый Саулом, на пути к Гефскому царю Анхусу, был в священническом городе Номве, где была тогда скиния, взял от первосвященника Авимелеха или Ахимелеха священ. хлебы предложения и меч Голиафов. Доик, бывший тогда при скинии прозелитом (ибо сказано: удержан пред Господем, т.е. при скинии), видел это и поспешил донесть Саулу, у коего состоял в качестве главного пастуха мулов (старейшина от пастырь Сауловых. 1Цар. 21:7 ). Саул, раздраженный поступком Авимелеха, призвав его к себе и всех священников, приказал их умертвить Доику, после того, как отроцы Сауловы не хотяху возложити рук своих на иереи Господни ( 1Цар. 22:17 ). Этот же злой Доик, по приказанию Саула, истребил город Номву, всех в нем живших и даже самый скот до овчате. Спасся к Давиду один Авиафар, сын Авимелеха. Давид, узнав о сем, написал сей псалом с целию поощрить обидимых к терпению и твердости и показать правдивость суда Божия (Бл. Феод.). В Доике одни из толковников видят Иуду предателя, другие Рапсака и даже антихриста 329 . 3 . Что хвалишися во злобе сильне? «Пророк обращает слово, – говорит св. Афан., – как бы к самому Сириянину (т.е. к Доику), или действовавшему в нем диаволу». – Доик замышлял беззаконие и неправду против Давида весь день, или по Симмаху: «всякий день». – С Евр.: «Что хвалишься злодейством, сильный? милость 330 Божия всегда (со мною)». 4, 5 . Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть. С Евр.: «Гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный»! – Т.е. Доик свое коварство соделал для Номвы и ее жителей бритвою. Как бритвою истребил всех их. Неправду умысли язык твой. Неправда Доика состояла в том, что он питал злобу к Давиду, ложно и злонамеренно донес Саулу, что Давид с Авимелехом будто бы составили заговор противу Саула ( 1Цар. 22:13 ), чего на самом деле не было. С Евр. ст. 5: «Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 33 Пред Авимелехом. О сем надписании есть два мнения. Бл. Феод. говорит: «Авимелехом пророк назвал Авиафара, как имевшего два имени. Поскольку Давид бежал, не открыл о своем бегстве Иерею, но сказал, что исполняет одну царскую обязанность: то и говорится, что измени лице, как поступивший не по обычной ему правде». Так думает и св. Афанасий Александ. Но св. Василий В. и другие толковники под Авимелехом разумеют Анхуса – царя Филистимского, пред которым, как показывает свящ. история, Давид измени лице свое ( 1Цар. 21:10–15 ), т.е. притворился безумным и был отпущен Анхусом (или с Евр.: «был изгнан»). «Почему же надписание именует Авимелеха, а история передает имя Анхуса? – вопрошает св. Василий В., – и решает тем, что «Авимелех», как гласит предание, было общее имя царей Филистимских; но что каждый из них имел и собственное имя, подобно тому, как все Египетские цари называются Фараонами, а имеют и другие собственные имена. «Пред сим-то Авимелехом 230 или Анхусом Давид измени лице, когда был принесен на руках домочадцев, бил в городские ворота, и, как сказано, слины своя точаше по браде... И таким образом Давид был отпущен, как неистовый, и спасся в Одолламской пещере ( 1Цар. 22:1 )». Содержание псалма недовольно оправдывает сказанное, как заметил и бл. Феодорит (См. 1Цар. 21:13 ). Но и с последним не легко согласиться, потому что 1) не вполне доказано, что Авимелех назывался и Авиафаром; Авиафар был сын и преемник Авимелеха в первосвященстве; 2) пред Авимелехом первосвященником (убитым Саулом) Давид не изменял лица, не притворялся, как пред Анхусом; 3) если держаться Еврейского текста, – не был изгнан первосвященником; 4) в псалме сем Давид благодарит Бога за избавление от бедствий, а особенных бедствий Давид в Номве не испытал. Псалом сей есть и благодарственный по случаю избавления от всех скорбей ст. 5, и вместе поучительный, изображающий Божие благоволение к праведникам 231 . 2 . Благословлю – благодарю, песнословлю, на всякое время, выну и проч. Возможно ли это? Возможно, отвечает св. Василий В., потому что «у внутреннего человека есть некоторые духовныя уста, коими он может всегда благодарить Господа. Мысль о Боге, однажды напечатленная, и как бы печатию утвержденная во владычественной силе души (уме), может быть названа похвалою Божиею». С Евр.: «Благословляю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Но вот святая Нина почувствовала нужду в полном уединении, – ей надо было помолиться, собраться с духом, так как она знала, что ей предстоит еще много трудов. Садовник указал ей за стенами города на одну пустовавшую хижину, сплетенную из прутьев и покрытую дёрном. Она скрыта была от взоров людей среди колючих кустарников, и подходы к ней завалены были большими камнями. Нина поселилась тут, Анастасия приносила ей хлеб. Они вместе молились, а потом беседовали. Однажды святая Нина рассказала Анастасии о нешвенном хитоне Господнем, который должен находиться в Мцхете. И та посоветовала ей пойти к первосвященнику еврейской общины Авиафару. Когда Нина пришла в еврейский квартал, она услышала там знакомую речь, к какой привыкла на улицах Иерусалима. Авиафар, который стал главным раввином по жребию только в этом году, встретил ее радушно. Он был прямой потомок Элиоза, человека, принесшего в Мцхету священный хитон Господень. Жена его скончалась, и он жил вдвоем с дочерью Сидонией. Авиафар пребывал в тяжких сомнениях. Он никогда не заглядывал в Новый Завет , этой Божественной Книги и совсем не было в их общине. И вот Господь открыл святой Нине, что она может не таиться перед раввином и его дочерью. Она сказала Авиафару, что исповедует веру Христову и что пришла сюда как посланница Самой Божией Матери с данным Ею крестом, что Иверия – Ее удел, и должна быть просвещена христианством. Тогда он попросил Нину рассказать ему все, что она знает о Христе. Три дня без перерыва шла их беседа. Авиафар сосредоточенно слушал, поставив локти на стол и охватив руками голову. Сидония в отдалении сидела за прялкой и тоже слушала. Устами Нины говорил Святой Дух. Она вспомнила все места из ветхозаветных пророков, где предвещались новозаветные события, а потом стала читать и толковать Евангелие. Как потом писал сам Авиафар, «святая Нина пробуждала меня от сна неведения, вразумляла меня неразумного, отвращала меня от ложных преданий и обычаев наших отцов и убедила меня оставить веру иудейскую. Я уверовал в Господа Иисуса Христа Сына Божия, страдавшего, умершего, воскресшего и опять имеющего прийти со славою на землю, ибо Он воистину есть чаяние языков и слава Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010