Возвращение Иисуса Христа в Галилею Ученики срывают колосья в субботу (Мф.12:1–8; Мк.2: 23–28; Лк.6:1–5) На обратном пути в Галилею в одну из суббот, которую евангелист Лука называет первою после второго дня Пасхи, Иисус Христос проходил засеянными полями. Ученики Его, чувствуя голод, начали срывать колосья и, растирая их руками, ели зерна. Как скоро заметили это фарисеи, тотчас же приступили к Иисусу Христу с упреком: «Вот, Твои ученики делают то, что не позволяется делать в субботу!» Христос сказал им в ответ: «Разве вы не слыхали, что сделал Давид, когда взалкал? Вошедши в храм, он вкушал от хлебов предложения и давал вкушать от них своим спутникам, тогда как по закону одни священники имели право есть эти хлебы». Это событие описано в 1Цар.21 и состояло в следующем: царь и пророк Давид, гонимый Саулом, приходит в Номву, где тогда была скиния; он и его спутники томимы были голодом, а между тем первосвященник не имел простого хлеба, которым бы он мог напитать их; тогда этот предлагает путникам хлебы предложения, которые должны съедать одни священники ( Лев.24:8–9 ). Этого первосвященника евангелист Марк называет Авиафаром, между тем при описанном обстоятельстве и.первосвященником и действующим лицом был Ахимелех, отец Авиафара. В объяснение этой разности одни толкователи думают, что Ахимелех носил еще имя Авиафара, как и последний называется еще Ахимелехом ( 2Цар.8:17 ; 1Цар.24:2, 31 ); другие – что евангелист смешивает здесь имена и собственно потому, что Авиафар был долгое время ( 3Цар.1:7, 12, 25 ) первосвященником во время царствования Давида; третьи – что Авиафар как друг Давида по преданию был главным действующим лицом, при посредстве которого совершилось то дело; первосвященником же он называется как преемник отцу в этом звании. «Итак, если Давид, ваша слава, ваша святыня, не осужден зато действие, которого он по закону не имел права совершить, то на каком основании вы осуждаете Моих учеников за действие, не запрещенное законом!» (Потому что закон не позволял только входить на поле ближнего с серпом).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Саул, одержимый стремлением убить Д., пытается осуществить свой план, но его же дети становятся на защиту Д. Дочь Саула и жена Д. предупреждает мужа об опасности, «спустила Мелхола Д. из окна», помогая т. о. ему избежать смерти (1 Цар 19. 11-17). Старший сын Саула Ионафан, к-рый всей душой «прилепился» к Д. и «полюбил его» «как свою душу» (1 Цар 18. 1), неск. раз убеждает отца отказаться от необоснованного преследования, но, не достигнув желаемого, побуждает Д. к бегству (1 Цар 19. 1-7; 20. 1-43). Эта часть повествования оканчивается трогательной сценой прощания Д. и Ионафана, к-рые обещают друг другу быть верными заключенному ими союзу (1 Цар 18. 3; 20. 42). После этих стихов излагается длинная (1 Цар 19 - 2 Цар 1) и полная драматизма история изгнания Д., преследований, предательств, скитаний, сражений, увенчавшаяся в итоге воцарением Д. в Иудее (2 Цар 2. 4) после смерти Саула. Оставив Саула, Д. отправляется в Номву (вблизи Иерусалима - Ис 10. 32), где в то время находился культовый центр. Объявив свящ. Ахимелеху , что он послан с секретным поручением от царя, Д. получает провиант (хлебы предложения, к-рые предназначались в пищу священникам) и меч Голиафа (1 Цар 21. 1-9). Этот эпизод станет причиной гибели 85 номвских священников от руки Доика Идумеянина, одного из слуг Саула (1 Цар 22. 6-23). Из Номвы Д. бежал к Анхусу , царю Гефскому, но и здесь он не чувствует себя в безопасности (1 Цар 21. 10-15). Опасаясь преследования со стороны филистимлян, Д. скрывается в пещере Одолламской к северо-востоку от Гефа. Здесь вокруг Д. собирается небольшой отряд беглых людей. это члены его семьи и «все притесненные и все должники, и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» (1 Цар 22. 1-2). После того как Д. отвел родителей в безопасное место, в Массифу под покровительство царя Моавитского (1 Цар 22. 3-4) (чему могло способствовать моавитянское происхождение от Руфи), он по совету прор. Гада возвращается в родные места в Иудею (1 Цар 22. 5), где к нему присоединяется Авиафар , единственный спасшийся сын Ахимелеха (1 Цар 22. 20-23). То, что в отряде Д. оказался последний из отпрысков старинного священнического рода, а также то, что Авиафар принес с собой ефод (1 Цар 23. 6), безусловно поднимало авторитет Д. и придавало характер религ. легитимности его действиям.

http://pravenc.ru/text/168470.html

После смерти Амнона ( 2Цар.13:28–29 ) и Авессалома ( 2Цар.18:9–15 ) Адония был старшим из сыновей Давида и мог считать себя законным наследником престола, а красивая наружность его, почитавшаяся у древних евреев весьма желательной и ценной принадлежностью носителя царской власти ( 1Цар.9:2 ; 2Цар.14:25 ), могла располагать в его пользу и народ. Подобно Авессалому ( 2Цар.15:1 ), Адония заводит у себя конницу, колесницы и курьеров скороходов – в качестве атрибута царской власти ( 1Цар.8:11 ; Иер.17:25 ). И Давид не имел твердости обуздать честолюбивые замыслы и этого сына. Между тем, хотя царская власть в Израиле уже при первом царе Сауле обнаружила тенденцию к наследственности ( 1Цар.23:17,24:21 ), не было закона, чтобы отцу на престоле наследовал именно старший из сыновей его: выбор себе преемника считался правом царствующего государя ( 3Цар.1:17,20 и др.); ср. ( 2Пар.11:22 ). И выбор Давида пал на Соломона, хотя он был лишь одиннадцатым сыном его. Если военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар стали на сторону Адонии, то это не говорит о законности притязаний последнего: оба эти сановника, некогда преданные сподвижники Давида (Иоав: ( 2Цар.2:13,11:1 ; 1Пар.11:6,8 и др.); Авиафар: ( 1Цар.22:20 ; 2Цар.8:17,15:24 ) ) пред смертью его изменяют ему, по-видимому, лишь из соперничества – Иоава с Ванеею ( 2Цар.8:18,23:20,30 ; 1Пар.11:22–23 ), а Авиафара – с Садоком ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:3 ). Пророк Нафан, не раз выступавший в царствование Давида в качестве посредника между царем и Богом ( 2Цар.7:2–17,12:1–25 ), стал на сторону Соломона, конечно, не по пристрастию к последнему (он был близок к Соломону и по преданию был воспитателем его ( 2Цар.12:25 ) ) и не по обиде на Адонию ( 3Цар.1:10–26 ), а потому, что знал волю Божию о Соломоне ( 2Цар.7:12–13 ; 1Пар.22:9–10 ). Семей – не враг Давида ( 2Цар.16:5–13 ), казненный впоследствии Соломоном ( 3Цар.2:46 ), а, может быть, лицо тождественное с Шимеем ( 3Цар.4:18 ). Рисий (евр. Реи, LXX: Ρησε), по некотор. код., как 82 и 108 у Гольмеса – в нарицательном смысле: Σαμαας κα o ταροι κτο ο ντες δυνατο – как и Семей, вероятно, один из близких придворных Давида (у Иосифа Флавия, Иудейские Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   фарисеи думают, что Иисус подвергает сомнению авторитет Библии, то Он просто призывает иначе посмотреть на эту проблему.     2:23,24. Поскольку в Галилее фарисеев было немного, и едва ли их можно было встретить в субботу на поле (если только они не следовали повсюду за Иисусом), то, вероятно, о действиях учеников Иисуса доложили местные учителя, к которым Марк прилагает здесь более узкое понятие «фарисеи». (Как и другие древние авторы, Марк осовременивал древние выражения и опускал подробности, казавшиеся ему несущественными.) Не исключено также, что фарисеи могли странствовать вместе с Иисусом.     2:25. Согласились или нет оппоненты Иисуса с Его доводом, но Он сослался на библейский прецедент, который доказывает возможность поступиться библейским установлением в исключительном случае; поэтому они не могли наказать Его в местном религиозном суде. Защищая Своих учеников, Иисус упоминает «бывших» с Давидом; хотя не совсем ясно, были ли люди с Давидом (1 Цар. 21:1); Давид утверждал, что были (ср.: 21:2). Либо Иисус признает правдивость утверждения Давида, либо, исходя из общепринятой оценки этого прецедента, Он делает вывод, что священник поверил Давиду на слово и отдал предпочтение не ритуальному закону, а насыщению голодного.     2:26. Авиафар еще не был первосвященником, когда Давид получил хлебы предложения, но Марк использует это понятие в обычном для своего времени значении: «первосвященником» тогда называли всехчленов священнического рода, обладавшего административной властью, к каковому принадлежал и Авиафар, когда Давид пришел к его отцу, Ахимелеху.     2:27. Хотя Иисус заявляет о Своем праве толковать субботние установления как наделенный властью Сын Человеческий (Дан. 7:13,14), Его оппоненты, без сомнения, подумали, будто Он подразумевает, что поскольку суббота была создана для людей (на это обращали внимание и другие еврейские учителя), то человек имеет право делать в субботу все, что хочет («сын человеческий» — арам, идиома, обозначающая человека, и слушатели Иисуса, вероятно, подумали, что Он имел в виду именно это и не претендовал на роль Сына Человеческого из Дан. 7:13,14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Давид скрывается из Гивы и бежит в Раму к старому Самуилу. Этот шаг показывает, что юноша всерьез принял вызов, брошенный Царем. Рама — центр оппозиции Саулу. И тщетно люди, посланные туда царем, пытаются найти беглеца. Когда же сам Саул устремляется в погоню, припадок безумия парализует его в Раме. Остается тайной, о чем совещались Давид и Самуил. Но, несомненно, пророк принял сторону Давида. А вскоре Давид получил союзника в лице Авиафара — священника из Номвы, последнего отпрыска семейства Илия, некогда охранявшего Ковчег. Это семейство служило при Эфоде, но по приказу Саула все номвские священники были перебиты за сочувствие Давиду. Спасся один Авиафар, который явился к Давиду и принес с собой Эфод [ 536 ]. В течение некоторого времени будущий основатель Святого Града скрывается в горах и пустынях. К нему стекаются всевозможные бродяги, беглые слуги, недовольные, искатели приключений. Из этих отчаянных людей вне закона образуется большой отряд дружинников. Давид умеет великолепно управлять этим грубым народом. Его великодушие, отвага и сильная воля покоряют даже разбойников. Отряд вынужден постоянно менять свое местопребывание. Саул, одержимый манией, уже не может более жить спокойно в Гиве. Он забрасывает дела и рыщет по горам в поисках Давида. Несколько раз случай внезапно сталкивает их, но Давид неизменно проявляет благородство по отношению к своему бывшему господину. Женитьба Давида на вдове богатого землевладельца (Саул выдал Мелхолу за другого) улучшает положение его отряда. Теперь это уже внушительный лагерь, располагающий своими стадами и землями. Но чем больше укрепляется Давид, тем настойчивее становятся преследования Саула. В конце концов Давид со своими людьми вынужден просить убежища у филистимского царя Анхуса, который с радостью принимает его, довольный тем, что Израиль лишился такого вождя. Анхус дает своему новому вассалу во владение город Секелаг, откуда Давид делает постоянные набеги на бедуинские племена. По тогдашним понятиям это означало «оставить наследие Ягве и служить богам чужим» [ 537 ]. Но Давид и в Секелаге оставался верным Богу отцов. При нем неразлучно находился пророк Ягве и Авиафар с Эфодом, через который Давид постоянно вопрошал Бога [ 538 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

пред Господом от сынов Израилевых (Лев. 24, 5—9); эти хлебы как бы предлагались Тому, перед Кем были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их сменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть священники на том святом месте, где они были положены (Лев. 24, 9). В Первой книге Царств, в главе 21, сказано, что Давид, гонимый Саулом, пришел в Номву (где тогда была скиния) к священнику Ахимелеху и просил у него хлеба для утоления мучившего его и спутников его голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения. Передавая слова Иисуса, Евангелист Марк называет Авиафаром того первосвященника, при котором Давид ел хлебы предложения, тогда как в книге Царств он называется Ахимелехом. Эту неточность Евангелиста в передаче слов Иисуса объясняют тем, что Авиафар был сыном и преемником первосвященника Ахимелеха, а также другом Давида; при жизни еще своего отца Авиафар помогал ему в исполнении обязанностей первосвященника, а по смерти его был так долго первосвященником при царе Давиде, что при имени царя Давида невольно вспоминалось имя Авиафара, как современного ему первосвященника. Во всяком случае, исторически верно то, что Давид вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения (Мк. 2, 26). Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, — если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, — то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи. А что фарисеи неправильно понимали этот закон, — что в нем вовсе не содержится безусловного воспрещения что-либо делать, это Иисус разъяснил указанием на священников, которые в храме по субботам совершают священнодействия и жертвоприношения, убивают жертвенных животных, снимают с них кожу, приготовляют их для принесения в жертву и сжигают, однако невиновны (Мф. 12, 5) в нарушении субботнего покоя? Если служители храма невиновны в том, что нарушают покой субботнего дня, то тем более невиновны служители

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Несмотря на молодые лета, в каких Соломон вступил на престол, он не замедлил показать опыты своей твердости и прозорливости, и чрез это предотвратить всякие покушения против своей царской власти. Действие прозорливости и правосудия его первый испытал на себе брат его Адония. Однажды он разговорился пред Вирсавиею, что «царство принадлежало ему, и что весь Израиль надеялся видеть его царем; но уж так Богу угодно было отдать царство брату» и просил содействия Вирсавии, чтобы она расположила сына своего Соломона даровать ему одну милость. Мать Соломонова взялась ходатайствовать за Адонию. Но Соломон с первого раза понял, что если Адония получит, о чем просит, то весь народ будет видеть, что он есть прямой и ближайший наследник царя Давида. И потому Соломон отдал повеление предать его смерти. Между тем он знал, что в предприятиях Адонии помогали ему Авиафар и Иоав. Призвавши Авиафара, царь сказал ему: «ты заслужил смерть. Но я тебя теперь не лишу жизни, потому что ты носил ковчег Господень перед отцом моим, Давидом, и разделил несчастия моего отца: ступай же в Анафоф, и останься в своем имении». Авиафар был потомок Илиев: таким образом, на нем окончательно совершился гнев Божий, возвещенный дому Илия. Слух о правосудии и гневе царском дошел до Иоава: он бежал в скинию и ухватился за роги жертвенника. Царь послал Ванею убить его при самом жертвеннике, чтобы очистить престол Давида, отца своего, от крови, которую пролил Иоав напрасно. После этого Ванея вместо Иоава получил главное начальство над войском. Позвал Соломон и Семея и сказал ему: «выстрой себе дом в Иерусалиме и живи в нем, и никуда не уходи. В противном случае, знай: если ты выйдешь, в тот же день, как только перейдешь через поток Кедрон, будешь предан смерти. Это значит, что кровь на голове твоей». Семей прославил великодушие царя и три года жил безвыходно в Иерусалиме. Но от него бежали двое слуг и укрывались у Анхуса, Гефского царя. Узнавши об этом, Семей отправился сам в Геф и привел оттуда рабов своих. Соломон призвал Семея, напомнил ему запрещение, наложенное на него с заклятием, чтобы он не отлучался из Иерусалима; также привел ему на память оскорбления, какие он делал Давиду, и повелел казнить его смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Садок Садок (праведный) – имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: а) ( II Цap. VIII, 17 ) – сын Ахитува, достигший звания первосвященника во дни Давида и Соломона. По словам I кн. Пар. ( I Nap.XXIV, 3 ), он был из потомства Елеазара. В своей молодости он отличался храбростью, и, когда Давид прибыл в Хеврон по смерти Саула, Садок присоединился к нему с 22 главами дома своего отца и значительным числом воинов, и с этого самого времени он навсегда остался верным судьбам сына Иессеева. Во время бегства Давида из Иерусалима по случаю возмущения Авессалома Садок и Авиафар, вероятно около этого времени заступивший место Ахимелеха, хотели было последовать за ним и с этой целью действительно оставили было Иерусалим, унесши с собою Ковчег Завета; но, впрочем, по усиленной просьбе царя они возвратились в город и ожидали в нем исхода событий. Попытка Адонии вступить на престол своего отца снова оказалась пробным камнем верности этих первосвященников. Авиафар перешел на сторону Адонии, но Садок остался верным Давиду и занял главную роль в осуществлении мер, обеспечивающих престол Соломона. Им Соломон был помазан на царство и провозглашен царем в Гионе ( 4Цap. I, 8–39 ). По удалении Авиафара Садок остался один первосвященником. Неизвестно, как долго после того он пользовался первосвященством, но, несмотря на то, в лице его исполнилось то, что предсказано было первосвященнику Илию, что от его племени отнимется первосвященство и дастся верному священнику ( I Цap. II, 30–35 ); и действительно, первосвященническое достоинство от рода Ифамара снова перешло в старейший род Елеазара ( I Nap. VI:4–8, 50–53, XXIV:3, 6, 31 ), хотя Авифар и после носил еще титул отца; б) ( I Nap. VI, 12 ) Садок – второй первосвященник, почитаемый современником ц. Манассии; по указанию I кн. Пар. ( I Nap.VI, 12 ) и I Ездры ( I Eзд.VII, 2 ) – сын Ахитува II и отец Селлума; в) ( Heeм. III, 4 ) – сын Бааны, одно из лиц, помогавших в восстановлении стены Иерусалимской по возвращении из плена; г) ( Неем. Х, 21 ) – из глав народа при Неемии, давших обязательство быть верными Богу; д) ( Heeм. III, 29 ) – сын Иммера, священник, помогавший в восстановлении Иерусалимской стены; е) ( Heeм. XIII, 13 ) – один из книжников во дни Неемии. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Встаньте, убежим, говорит он своим слугам, – ибо не будет нам спасения от Авессалома... чтобы он.... не истребил города мечом». Но по-видимому всего сильнее действовало в его душе глубокое сознание собственного своего греха и убеждение, что он, согласно пророчеству Нафана (XII), должен горем и страданием загладить содеянный грех 291 . У Давида оставались однако верные друзья в Иерусалиме: оба первосвященника – Садок и Авиафар, и Хусий, один из советников Давида, ставший по совету самого Давида на сторону Авессалома, но остававшийся верным Давиду 292 . Для него, как и для умного Ахитофеля, было очевидно, что если бы Авессалом в этот же день (XVII, 1) решительно преследовал отца своего и истребил бы, настигнув его, немногочисленную его стражу, то он утвердился бы на престоле. Вследствие этого Ахитофель настаивал на решительных действиях, но Хусий советовал медлить, доколе Авессалом не соберет значительную силу из воинов всего Израиля. И был принят совет Хусия и Ахитофель удавился (XVII, 1 – 23) 293 . Между тем Давид, оставив в Иерусалиме весь дом свой и своих наложниц (XV, 16), с шестьюстами человек стражи переходит поток Кедрон и подымается на гору Масличную на пути своем к пустыне. Народ Иерусалима провожает его и плачет; первосвященник Садок выносит ковчег Божий на плечах левитов, чтобы следовать за царем; Авиафар также присутствуешь при этом шествии, но Давид уговаривает их возвратиться и указывает им, что оба сына первосвященников могут служить посланными для извещения Давида в пустыне обо всем, что происходит в Иерусалиме и о намерениях Авессалома, которые передает им верный друг Давида Хусия, которого он также уговаривает, как мы уже говорили, сделать вид, что он передался на сторону Авессалома (гл. XV) 294 . В то время, когда Авессалом, выступивший из Хеврона, входит в Иерусалим, провозглашая себя царем, – Давид, в одежде покаяния, босой, с головой, покрытой пеплом, идешь с плачем в изгнание (XV, 30), тоскуя о грехах своих и о стыде своем. Первую остановку маленький отряд его делаешь у Беф-Мерхата, – имя, которое означает «далекий дом», вероятно один из домов, стоявших еще на западном склоне горы Масличной по дороге к Иордану (XV, 17), хотя принадлежавших еще к предместьям Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он собрал себе конников и колесницы, и каждый день выходил пред врата дома своего, ласково приветствуя мимоходящих и сожалея, что нет суда в Израиле: «кто поставит меня судьей? Говорил он, тогда бы оказал всякому правду;» такими льстивыми речами привлек к себе сердце народа. Четыре года спустя, Авессалом коварно испросил у Царя дозволения идти в Хеврон, принести там жертвы, обещанные им еще во дни своего изгнания; с миром отпустил его отец; множество людей последовало за сыном царским, не подозревая измены, и вместе с ними бывший советник Давида, Ахитофел, а между тем, соглядатаи распустили молву, во всех коленах Израиля, что воцарился Авессалом. – Гонец прибежал к Давиду из Хеврона с вестью, о возмущении сына, и горестный отец поспешил оставить Иерусалим, со всеми присными, чтобы не навлечь гибели на них и на город. «Удалимся, говорил он, ибо нет нам спасения от Авессалома!» и пеший вышел из дома своего, оставив только десять жен для его охранения; пешие следовали за Царем, все его домашние и шесть сот ратных иноплеменников, родом из Гефа. «Зачем и ты идешь с нами? Сказал бегущий Царь вождю их Еффею, давно ли переселился ты из родины твоей? Возвратись, пришелец, и живи с новым Царем. – Мне ли влечь тебя за собой, когда еще не знаю сам, куда иду? Возврати с собой и братьев, Господь же да помилует вас!» «Жив Господь, и жив владыка мой Царь! Отвечал Еффей, в жизни и смерти буду с тобой» и последовал за бегущим. Все люди переходили с плачем поток Кедрский, и Царь их вместе с ними; путь их обращен был к пустыне. И вот Первосвященники, Садок и Авиафар, вышли также, со всеми Левитами, и вынесли с собой кивот завета Божия, ожидая исхода всех людей; но благочестивый Царь сказал Садоку: «возврати кивот Божий, и да станет на месте своем; если обрету благодать пред очами Господа, Он возвратит меня, покажет мне опять красоту своего кивота; если же не благоволит ко мне, вот я пред лицом Его; да совершит со мной свою благую волю. Возвратись с миром, ты и Авиафар с сыновьями вашими, а я остановлюсь в пустынном месте, доколе не придет мне от вас какая либо весть,» и возвратились Первосвященники с кивотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010