Нельзя сказать, что это пророчество, в котором с такою ясностью предсказано было изменение ветхого священства, исполнилось на Самуиле. Правда, хотя Самуил происходит из того самого колена, которое поставлено было Господом на служение алтарю, но он не был из сынов Аарона, потомки которого должны были становиться священниками. И через это была предызображена та перемена, которая впоследствии была совершена Иисусом Христом. Это было пророчество не слова, а самого факта, собственным смыслом своим относившееся к Ветхому, а образным — к Новому завету; фактом оно обозначало то, что священнику Илию сказано было через пророка. Ибо и после того были священники из рода Ааронова, как, например, Садок и Авиафар в царствование Давида (2Цар. XV), а затем и другие, прежде чем наступило время, в которое надлежало совершиться через Христа тому, что было так задолго до того предсказано относительно предстоявшей перемены священства.    В настоящее же время кто, всматриваясь в дело честно, не увидит, что это исполнилось? У иудеев, действительно, не осталось никакой скинии, никакого храма, никакого алтаря, никакого жертвоприношения, и потому никакого священника, о котором в законе Божием было предписано, чтобы он происходил из семени Ааронова. На это и указывается здесь словами упомянутого пророка: «Посему так говорит Господь, Бог Израилев: Я сказал тогда: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так; ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены». Что, упоминая о доме отца его, Он говорит не о ближайшем отце, а о том Аароне, который был поставлен первым священником и из потомксь которого были после него все другие, это показывают предшествующие слова, когда Бог говорит: «Не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священники». Кто из отцов Илии находился в этом египетском рабстве и при освобождении из него был избран во священство, кроме Аарона? Итак, о поколении последнего он сказал в данном случае, что будет время, когда из него не будет более священников: что мы и видим уже исполнившимся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы.   Ученики Господа срывают колосья, как приученные жить уже не по закону. Когда фарисеи стали негодовать на это, то Христос заграждает им уста, указывая на Давида, который по нужде нарушил закон при архиерее Авиафаре. Бегая от Саула, пророк Давид пришел к сему архиерею и обманул его, сказав, что он послан царем по крайней военной надобности. Тут он и ел хлебы предложения, и взял обратно меч Голиафа, некогда посвященный им Богу. Означенных хлебов было двенадцать; они каждый день возлежали на трапезе, шесть на правой и шесть на левой стороне трапезы. Некоторые спрашивают: почему евангелист назвал здесь архиерея Авиафаром, тогда как книга Царств именует его Ахимелехом (1 Цар. 21)? Можно сказать на это, что архиерей тот имел два имени: Ахимелеха и Авиафара. Можно объяснить и иначе, именно: книга Царств говорит о тогдашнем иерее Ахимелехе, а евангелист об Авиафаре, тогдашнем архиерее, и потому показания их не противоречат одно другому. Иерей был на тот раз Ахимелех, а Авиафар был тогда архиереем. В высшем смысле разумей это так: Христовы ученики идут в субботу, то есть в душевном покое (суббота — значит покой); следовательно, когда возымели свободу от страстей и от нападения бесов, тогда совершают путь, то есть делаются и для других путеводителями к добродетели, срывая и искореняя всякие земные и низкие мечтательные произрастания. Ибо кто предварительно не освободится от страстей и не настроит себя к тихому образу жизни, тот не может путеводить других и быть для них вождем ко благу. Глава третья

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

А, что обещание Давидово было, скорее, погрешительное, чем притворное, видно, будто бы, из того, что Давид впоследствии выразил сожаление о невозможности исполнить свое обещание Гефскому царю 339 . Но, принимая во внимание характер Давида, его испытанную любовь к отечеству и его великодушные отношения к Саулу, нельзя предположить, чтобы он решился когда-нибудь поднять руки на отечественный народ свой. Давая притворное обещание Анхусу, Давид, конечно, был уверен, что Господь сам выведет его каким-нибудь образом из его тяжелого положения, – и надежда эта действительно оправдалась. Сожалеть же о невозможности выполнить свое обещание Давид тоже мог притворно; ибо в его положении нельзя было радоваться сему. В награду за преданность и услуги Давида против Евреев, в которых Анхус не сомневался 340 , он хотел сделать его главой и начальником своих телохранителей. Ст. 3. …И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны… Зачем повторяется здесь замечание о смерти Самуиловой 341 , и сближается имя этого пророка с изгнанием волшебников? Сближая имя почившего Самуила с изгнанием волшебников и гадателей при Сауле, священный повествователь, вероятно, хочет этим дать понять, что изгнание это произошло еще давно, когда был жив Самуил, и по влиянию на Саула этого пророка Божия, который, конечно, указал новоизбранному царю Израильскому на строгие прещения закона Божия против волшебников 342 . Повторяются же здесь эти оба факта в виде вступления к тому, о чем рассказывается дальше. Ст. 4. …И собрались Филистимляне и пошли и стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе… Сонам город находился в колене Иссахаровом 343 , в равнине Иезреельской (Ездрелонской). Гора Гелвуй находилась в том же колене, в южной части Сунемской долины. Ст. 6. …И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков… Каким образом при Сауле мог быть урим, когда, носивший его, первосвященник был с Давидом? Вероятно, Саул поставил себе другого первосвященника, хотя это было вопреки закону Моисееву; ибо законный первосвященник Авиафар действительно удалился к Давиду 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В последнем отношении цель вернее может быть достигнута для израильского народа в том случае, если скиния собрания и ковчег завета будут соединены по-прежнему в одном городе и в прежнем виде. Давид, конечно, хорошо сознает это и все-таки этого не делает. По-видимому, он делает даже противоположное. Он переносит ковчег завета в Иерусалим и помещает его в новой, нарочито для него построенной, скинии ( 2Цар.6:17 ; 1Пар.16:1 ), учреждает при ней особый штат священников и левитов ( 1Пар.16:4–6,37,38 ) с особым первосвященником во главе. Таковым становится Авиафар, сын Ахимелеха, разделявший с ним тягости скитальческой жизни. 238 Но в то же самое время и скиния в Гаваоне не оставляется в забвении. При ней остается прежний первосвященник Садок, из линии Елеазара; 239 к ней назначается особый штат священников и левитов ( 1Пар.16:39–42 ). Скиния в Гаваоне имеет, по-видимому, в богослужебном отношении даже преимущество пред скиниею иерусалимскою: кажется, при ней только совершается то богослужение, которое должно совершаться по закону Моисеву при скинии собрания. «Садока, священника, и братьев его, священников, оставил Давид, говорится, пред жилищем Господним, что на высоте в Гаваоне, для возношения всесожжений Господу на жертвеннике всесожжения постоянно, утром и вечером, и для всего, что написано в законе Господа, который Он заповедал Израилю» ( 1Пар.16:39,40 ); тогда как относительно лиц, поставленных к скинии иерусалимской, говорится: «и поставил (Давид) на службу пред ковчегом Господним из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа, Бога Израилева,.. с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах, а Ванею и Озиила, священников, чтобы постоянно трубили пред ковчегом завета Божия» (16:4–6). О жертвоприношениях при ней, кроме исключительных случаев, например, перенесения в нее ковчега завета ( 1Пар.16:1 ; 2Цар.6:17,18 ; ср. 3Цар.3:15 ), нет и речи и они едва ли приносимы были по уставу Моисееву, – это было бы нарушением закона о единстве постоянного места для жертвоприношений ( Лев.17:4 ; Втор.12:13,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью ( I Цap. III, 3 , Nc. XLIV ). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах ( III Цap. III, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В псалме 108 говорится о страданиях псалмопевца, и провозглашаются проклятия на неназванного врага. «Здесь нам нужна великая внимательность, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – потому что сказанные слова при одном их произношении и с первого взгляда смущают многих невнимательных. Весь этот псалом наполнен проклятиями; вся речь проникнута ими и обнаруживает в говорящем сильный и пламенный гнев, который не останавливается на самом нечестивце, но простирает наказание на детей, и на отца, и на мать его и не довольствуется одним несчастием, но прилагает бедствия к бедствиям». 228 Кто же этот человек, который вызвал такой гнев и проклятия? Многие комментаторы считают, что проклинаемым был предатель Доик Идумеянин. Об его преступлениях рассказывается в 1 книге Царств (см. 1 Цар., гл. 21–22). Когда Давид, спасавшийся бегством от Саула, пришел в священнический город Номву, то первосвященник Ахимелех дал ему для пропитания священные хлебы предложения из скинии, а также дал хранящийся у него меч сраженного Давидом Голиафа. При этом Ахимелех не знал, что Давид спасается от Саула, так как Давид скрыл это, сказав, что послан царем со спешным поручением. В это время в Номве находился Доик Идумеянин – начальник пастухов царя Саула. Он донес Саулу, сказав: «Я видел как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува, и тот вопросил о нем Господа 229 , и дал ему продовольствие и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему» ( 1Цар. 22, 9–10 ). Саул призвал Ахимелеха и весь дом его отца, всех священников из Номвы. Не послушав оправданий Ахимелеха, Саул повелел умертвить его и всех священников из Номвы. «Но слуги царя не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних» ( 1Цар. 22, 17 ). Тогда Саул повелел сделать это Доику. «И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод. И Номву, город священников, поразил мечем; и мужчин, и женщин и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом. Спасся один только сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и убежал к Давиду» ( 1Цар. 22, 22, 18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. До взятия Давидом Иерусалима его столицей в течение семи лет был Хеврон. Цари Иудеи и Израиля (Третья книга царств 2:12) 2 весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя. Адония явно принимает желаемое за действительное (1,7–10). ибо от Господа это было ему. Этими словами Адония как бы признает священное право Соломона на престол, но последующая его просьба отдать ему Ависагу свидетельствует о противоположном. 2 чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. Ввиду того, что в древности на Ближнем Востоке царю полагалось иметь богатый двор и многочисленную семью, желание Адонии получить в жены Ависагу вполне понятно. Находясь при Давиде, Ависага оставалась девственницей (1,1–4), и поэтому формально это желание Адонии не было противозаконным ( Втор. 22,30 ). Тем не менее, если бы Адонии удалось сделать Ависагу своей женой, это явилось бы открытым вызовом молодому царю (ср. 2Цар. 3,6.7; 12,8; 16,20–24 ). 2:18–20 Вирсавия соглашается исполнить просьбу Адонии, однако непонятно, чем объясняется такое ее решение: либо она поддалась на уловку царевича, либо просто хотела закончить разговор, заранее зная, каким будет ответ Соломона. 2 села по правую руку его. Т.е. на самое почетное место ( Пс. 109,1 ; Мф. 20,21 ). 2 И поклялся царь Соломон Господом. Соломон призвал Господа покарать его, если Адония не понесет наказание за дерзкое посягательство на царскую власть (см. ком. к 1,17). 2 укрепивший меня и посадивший меня на престоле. См. ст. 12. и устроивший мне дом, как говорил Он. Судя по 11,42 и 14,21, Ровоам, сын и наследник Соломона, родился приблизительно в то время, когда его отец воцарился над Израилем (ср. 1Пар. 22,9.10 ). 2 ты достоин смерти, но... я не умерщвлю тебя. Принимая во внимание, что священник Авиафар в свое время носил ковчег Божий ( 2Цар. 15,24.25.29 ) и делил с Давидом тяготы и лишения ( 1Цар. 22,20–23; 23,6–9; 30,7 ; 2Цар. 17,15; 19,11 ), Соломон смягчает наказание и изгоняет его в родовое владение в Анафофе. Анафоф располагался в шести километрах к северо-востоку от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Господи, Господи, прими дух мой, ибо лучше для меня умереть, чем жить». И девицы, которые были с Марией, сказали ему: «Мы знаем, что никакой человек не прикасался к Ней, мы знаем, что Она пребыла беспорочно в чистоте и девственности, ибо Она хранима Богом и Она всегда пребывала в молитве. Ангел Господень каждый день беседовал с Ней, пищу свою Она получает каждый день от ангела Господня. Как же мог оказаться на Ней какой-нибудь грех ? Ибо, если ты хочешь, чтобы мы открыли тебе наши мысли, – никто не мог сделать Ее беременной, разве ангел Господень!» Иосиф сказал: «Зачем хотите вы меня обмануть и заставить поверить, что ангел Господень сделал Ее беременной? Может быть, кто-нибудь представился ангелом Господним с целью обмануть Ее». И сказав это, он плакал и говорил: «С каким лицом пойду я в храм Божий? Как осмелюсь я взглянуть на служителей Божиих? Что делать мне?» И он думал скрыться и отпустить Марию. Глава XI И когда он решил скрыться ночью, чтобы спрятаться в отдаленных местностях, вот, в эту самую ночь, ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию женою своей, ибо то, что Она носит в Себе, – это от Духа Святого. Она родит Сына, который будет назван Иисусом. Он спасет народ свой, и он искупит его грехи». Иосиф, встав, возблагодарил Бога, и он говорил с Марией и девицами, которые были с Ней, и он рассказал им свое видение, и он положил утешение свое в Марии, говоря: «Я согрешил, ибо у меня было подозрение против Тебя». Глава XII После того случилось, что прошел слух, будто Мария была беременна. И Иосиф был взят служителями храма и приведен к первосвященнику, который начал, вместе с священниками, осыпать его упреками, говоря: «Зачем обманул ты брак Девы, настолько достойной восхищения, что ангел Божий вскормил Ее, как голубицу, в храме Божием, Которая никогда не хотела взглянуть на мужчину и была так чудесно наставлена в законе Божием? Если бы ты не сделал насилия, Она осталась бы Девой доныне». И Иосиф сотворил клятву, что никогда не прикасался к Ней. Первосвященник Авиафар сказал ему: «Жив Господь! Мы дадим тебе пить воду свидетельства Господня, и грех твой проявится сейчас же».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Думая, что Саул послал его, Ахимелех дал Давиду, по его просьбе, и меч Голиафа, хранившийся при храме. Давид ушел далее, к Анхусу, царю гефскому. Шел и боялся: вдруг тот узнает в нем Давида, поражавшего «свои десятки тысяч». Тут впервые является знак исступленности, юродства Давида. Он прикидывается безумным, играет роль – не без успеха. «Чертил на дверях ворот и пускал слюны на бороду свою». Но Анхус проявил явное здравомыслие. Разбранил слуг, что они пустили безумного «сумасбродствовать» перед ним. «Может ли такой ходить в мой дом?» Давида выгнали и он ушел – в пещеру Адулламскую, потом в землю Моавитскую, затем в Иудею, в лес Хареф. К нему собрались братья его и весь дом отца, а также угнетаемые и притесняемые и все душевноогорченные. Давид становится прибежищем обиженных, отряд его растет, достигает четырехсот человек. А Саул разузнал, что священник Ахимелех принял Давида – донес идумеянин Доик, в тот же день приходивший к Ахимелеху. Этому Дойку повелел Саул истребить всех священников в Номве – и самого Ахимелеха. Тот так и сделал, даже больше, в духе времени: «Как мужчин, так и женщин, отроков и грудных младенцев, и волов, и ослов, и ягнят, все острием меча». Один Авиафар, сын Ахимелеха, спасся. Прибежал к Давиду, рассказал о случившемся. Давид задумался. Он видел у Ахимелеха этого идумеянина. «Я знал, что он непременно донесет Саулу». Знал, но что нужно ему было, сделал. Давид и не притворялся. Знал и сделал, ибо такова его судьба. Да, вот совершил грех: безвинно погиб из-за него Ахимелех и столько еще других. «Я повинен за всякую душу семейства отца твоего» – но он идет, продолжает идти, он помазанник Божий, чрез все тягости и грехи надо выйти в вожди Израиля. О, насколько покойней, безгрешней – юным Орфеем сидеть у дубравы, воспевать Бога, играть на гуслях. Начинается время Псалмов, исступленных восхвалений, покаяний, стонов – просьб и жалоб. «Боже! именем Твоим спаси меня и крепостию Твоею дай мне суд. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих. Ибо чуждые восстали на меня и сильные ищут души моей».

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

«И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока, священника; Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; Ванея, сын Иодая, — военачальник; Садок и Авиафар — священники. Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана, священника, — друг царя. Ахисар — начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, — над податями» ( 3Цар. 4:2-6 ). По распространенному мнению, перед нами — список «членов правительства» Соломона, составленный, видимо, в самом начале его правления, а затем редактировавшийся в соответствии с происходившими при дворе переменами. Имя попавшего в опалу и сосланного в Анатот священника Авиафара, вероятно, задержалось в этом списке по ошибке. Одновременно из списка видно, что Соломон сохранил возле себя часть министров, служивших еще его отцу, а также приблизил к себе сыновей некоторых верных слуг Давида, составивших, таким образом, второе поколение израильской аристократии. В числе последних оказались и два сына пророка Нафана — Азария (Азария-гу) и Завуф (Заувуд), причем первого, как мы увидим, Соломон сделал одним из высших лиц в государстве, а второго просто держал при себе в качестве друга и советника. Не вызывает удивления и то, что многократно упоминавшийся на этих страницах Ванея назван в качестве главнокомандующего армией. И дело не только в том, что Ванея был одним из самых близких и верных Соломону людей. Начавший свою армейскую карьеру простым бойцом в армии Давида, он участвовал во многих сражениях, а после мятежа Авессалома стал начальником гвардии критских и филистимских наемников. Его назначение «министром обороны» и главнокомандующим армией после казни Иоава было вполне закономерным и ожидаемым шагом. Просматривая этот список сановников, мы не можем не остановиться на имени Адонирама, сына Авды, и не вспомнить, что он так же, как и Ванея, верно служил еще Давиду. При этом имя Адонирам имеет явно финикийское происхождение, а имя отца писцов Елихорефа (Элихарефа) и Ахии — Сивы — вне всякого сомнения, является египетским. И это означает только одно: следуя принципам своего отца, Соломон отнюдь не чурался иноплеменников и охотно вводил их в свое окружение и назначал на высшие посты, если они этим постам соответствовали. Вопрос о том, проходили ли эти сановники гиюр или хранили верность религии своих предков, остается открытым. По всей видимости, часть из них и в самом деле были прозелитами, а часть — нет.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010