Мы выше говорили, что только царь мог войти к женам своего предшественника, и потому просьба Адония, в связи с составленным уже заговором, представляется несомненно прямой изменой. Из слов Соломона (3 Ц. II, 22–24) очевидно, что он, не только немедленно понял значение просьбы Адония, но и догадался, или узнал о заговоре, в котором участвовали Авиафар и Иоав: «И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: «а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? Проси ему также и царства; ибо он мой старший брат; и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин (военачальник), друг«… …»ныне же – Адония должен умереть». С решительностью владыки востока Соломон принимает меры, долженствующие раз навсегда обеспечить спокойствие государства и престола его. Адония умирает от руки Ванея, и от руки его же погибает и Иоав, думавший найти убежище в ограде скинии, у жертвенника 332 . Авиафара Соломон лишает священства и удаляет в Анафоф, священнический город в уделе Вениамина по Иисусу Навину XXI, 18, который находился в трех милях на север от Иерусалима 333 и недалеко от Гаваона. Авиафара Соломон предупреждает, что только священнический сан спасает его от смерти: «И исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (II, 27). С этого времени линия первосвященников правильно продолжается в род Садока, потомка старшего сына Ааронова Елеазара, и двойственность первосвященников из двух линий сынов Аароновых прекращается 334 . Отныне Соломон царствуешь спокойно и мирно в Иерусалиме. Но прежде чем мы перейдем к царствованию Соломона, мы должны сказать несколько слов о двух книгах, из которых одна заключает в себе песнопения Давида, а другая относится по-видимому ко времени царствования Давида, но начертана в стране чужеземной и сделалась известною в Палестине лишь во времена Соломона. Глава VIII. Псалтирь Пред нами книга, которая не только отвечала требованиям души человеческой до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа, но которая осталась драгоценною и человеку просвещенному великим светом истины и благодати, внесенной в мир воплощенным Словом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Свидетельство Авиафара-первосвященника об обращении его к вере во Христа святой и блаженной Ниной. Вот что говорит Авиафар. Первосвященство досталось мне по жребию в том году, когда святая и блаженная Нина пришла во Мцхета. В то самое время я получил от священников еврейских из Антиохии письмо следующего содержания. " Так как Господь разделил царство Израилево на три части, и исчезли у нас пророки, и те, в коих еще обитал Дух Божий, говорили, что уже все исполнилось по речению древних пророков, и вот рассеялись мы по всем странам, и римляне покорили страну нашу, и гнев Божий видимо тяготеет над нами, то ты рассмотри теперь Книгу (Библию) и познай в ней написанное " . В этом же письме, продолжает Авиафар, написано было и о смерти Того, Который на земле называл Себя Сыном Божиим, и о том, что в убиении Его были виновны отцы наши. Речь шла и о том, как часто отцы наши и прежде согрешали пред Богом и забывали Его, за что Господь попускал им скорби и бедственный плен. В скорбях же своих они обращались и взывали к Богу, и Господь немедленно отвращал от них постигавшее их бедствие. Как мы знаем по Писанию, таких обращений и спасений их было семь. " Но теперь, - писали они, - так как некоторые из отцов наших наложили руки на Сына Безмужной Матери и убили Его, то отнял Господь милость Свою от нас. Он разрушил и уничтожил царство наше, удалил нас от храма святого Своего, совершенно пренебрег род наш. Вот уже прошло триста лет и более с того времени, как Он не стал слушать молений наших и не веселит уже сердца наши радостью, какую давал прежде нашим отцам. Поэтому теперь мы думаем, что Человек Тот был с небес " . И многое другое написали нам антиохийские иудеи. Когда я узнал обо всем этом, то начал расспрашивать у женщины Нины о Христе: Кто Он был и для чего Сын Божий приходил на землю. Тогда святая Нина отверзла уста свои, и полилась речь ее подобно текущей из ключа воде, и по нашим книгам она рассказала мне все, от начала творения мира. Она Пробуждала меня от сна неведения, вразумляла меня, неразумного, отвращала меня от ложных преданий и обычаев наших отцов и убеждала меня оставить веру иудейскую. Наконец она убедила меня. Я уверовал в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, страдавшего, умершего, воскресшего, Который снова приидет со славой па землю, ибо воистину Он есть Чаяние языков и Слава Израиля. Я удостоился с дочерью моей Сидонией принять очищающее от грехов Крещение водой и Духом и сподобился приобщиться истинных Тела и Крови Христа Иисуса, Сына Божия, Агнца, за грехи всего мира закланного в жертву, вкушение Которого воистину сладостно. В твердом исповедании этой святой веры удостой, Господи, меня и дочь мою разрешиться от уз плоти. Я видел собственными моими глазами много знамений и чудес, совершенных в мои дни во Мцхете святой Ниной " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Ст. 22. …И отвечал царь Соломон... матери своей (Вирсавии)... а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии?.. Странной представляться может просьба Адонии о позволении жениться ему на жене своего отца; ибо таковые нечестивые браки решительно воспрещены законом Моисеевым 425 . Вероятно, Адония основывал возможность своего брака с Ависагой на том обстоятельстве, что она была, хотя законной, но только формальной, а не действительной женой Давида 426 . ... Проси ему также и царства, – продолжал Соломон своей матери об Адонии, – ибо он мой старший брат; и ему священник Авиафар и Иоав... военачальник, друг. Т. е., не очевидно ли, что своим искательством руки Ависагиной – мой старший брат обнаруживает свое посягательство на трон и, следовательно, на мое низложение? Исполни я желание его, – и он, конечно, примет это как благодарность с моей стороны за уступку царственных прав, будто бы, принадлежавших ему по старейшинству; и, конечно, не замедлит снова заявить эти нрава, при пособии преданных ему: Иоава военачальника и Авиафара первосвященника. Ст. 23–24. …И поклялся царь Соломон Господом, говоря ныне же Адония должен умереть... Эта поспешность вызывалась нуждою тотчас же предупредить междоусобную войну, которую предвидел Соломон со стороны коварного и честолюбивого брата своего, раздраженного отказом получить руку Ависаги. Впрочем, Адония заслужил себе смерть уже и прежним своим мятежом, еще при жизни своего отца. По словам блаж. Феодорита, Соломон, радея о безмятежии царства, повелел умертвить Адонию 427 . Ст. 27. …И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме… Это слово Господа возвещено было, некогда, пророком Самуилом, что первосвященническое достоинство отнято будет от потомства Илиева и передастся в другую фамильную ветвь Ааронову 428 . Авиафар, потомок Илиев, по общему мнению, происходил от корня Ифамара, младшего сына Ааронова. Садок же, к которому перешло теперь первосвященническое достоинство, происходил от корня Елеазара, старшего сына Ааронова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тогда сказал ему первосвященник Авиафар: «Вспомни, Иосиф, как погибли Дафан и Авирон, потому что они презрели волю Бога; с тобой случится то же, если ты будешь противиться тому, что Бог тебе приказывает». Иосиф ответил: «Я не противлюсь воле Божией, я хотел бы знать, который из моих сыновей должен иметь Ее женой. Пусть дадут Ей нескольких девиц, подруг Ее, с которыми Она жила бы в ожидании». Тогда сказал первосвященник Авиафар: «Ей дадут нескольких девиц, дабы утешить Ее, пока наступит день, когда ты примешь Ее. Ибо Она не может быть соединена браком ни с кем другим». Тогда Иосиф взял Марию с пятью другими девицами, чтобы они были с Марией в его доме. Этих девиц звали Ревекка, Сафора, Сусанна, Авигея и Захель, и священники дали им шелку, льна и пурпура 147 . И бросили они жребий о том, какая работа достанется каждой из них. И вышло, что жребий указал Марии прясть пурпур, дабы сделать завесу для храма Господня, и сказали Ей другие девицы: «Как Ты, младшая из всех, Ты удостоилась получить пурпур». И говоря это, они принялись, как бы в насмешку, называть Ее царицей дев. И когда они говорили так между собою, ангел Господень явился посреди них и сказал: «То, что вы говорите, не будет насмешкой, но осуществится вполне точно». Они были устрашены присутствием ангела и словами его и стали умолять Марию простить их и молиться за них. Глава IX На другой день, когда Мария стояла у колодца, ангел Господень явился Ей и сказал: «Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Себе в духе Твоем. Вот придет свет с неба 148 , дабы обитать в Тебе и через Тебя засиять в целом мире». И на третий деть, когда Она пряла пурпур руками Своими, явился Ей юноша, красоту которого невозможно описать. Увидев его, Мария была охвачена страхом и стала дрожать, и он сказал Ей: «Не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Бога. Вот Ты зачнешь и родишь Царя, царство Которого будет не только над всей землей, но и над небесами и будет царствовать во веки веков. Аминь». Глава X Когда это происходило, Иосиф был в Капернауме, занятый работами по своему ремеслу, ибо он был плотник, и он пробыл там девять месяцев. Возвратившись в дом свой, он нашел Марию беременной, и он задрожал всеми членами своими и, полный тревоги, он вскрикнул и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

У каждой из этих партий были свои доводы в пользу поддерживаемого кандидата, причем политические, религиозные и личные мотивы были переплетены у них настолько тесно, что одни были попросту невозможно отделить от других. Иоав и Авиафар были рядом с Давидом со времен его молодости, еще с той поры, когда он скрывался в пещерах и пустынях от царя Саула. Адония, родившийся в годы правления Давида в Хевроне, вырос у них даже не на глазах, а на руках. Оба они, несомненно, любили этого принца. В планах Давида — передать трон младшему сыну от любимой жены — им виделось прямое нарушение Закона. Ведь в Торе ясно сказано: «Если будут у человека две жены, одна любимая, а другая нелюбимая… и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» ( Втор. 21:15-17 ). Соломон же казался им недостойным престола не только в силу своего раннего возраста (хотя и поэтому тоже!), но по той простой причине, что они слишком хорошо помнили историю его рождения. Дело в том, что еврейский закон, с одной стороны, запрещает мужчине продолжать жить в браке с изменившей ему женой, но, с другой стороны, запрещает женщине после развода выходить замуж за мужчину, с которым она изменила мужу. Если смотреть на роман Давида с Вирсавией без тех «адвокатских» доводов, которые приводились выше, то брак Давида с Вирсавией был незаконным, а Соломон не только не мог стать престолонаследником, но и вообще должен был быть объявлен незаконнорожденным. Кроме того, у Иоава были и свои личные причины не любить Соломона: каждый раз, когда он видел этого сына Вирсавии, он невольно вспоминал, как, выполняя волю царя, содействовал убийству ее мужа, своего старого боевого товарища. Однако и у Нафана были свои соображения по поводу того, почему Давида должен сменить на троне именно Соломон. Да, конечно, дело было и в личной привязанности — Нафан любил Соломона никак не меньше, чем Иоав и Авиафар любили Адонию. Но Нафан был из тех людей, для которых вопросы веры и судьба государства всегда значили куда больше личных интересов.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Царственный сын принял ее со всевозможными выражениями любви и уважения: он встал на встречу ей, поклонился ей и приказал поставить для нее другой престол по правую сторону от себя. Она изложила пред ним свою «небольшую просьбу» и просила его не отказать ей. «И сказал ей царь: проси мать моя; я не откажу тебе» 133 . Затем она в немногих, но роковых словах, высказала просьбу, которая неминуемо привела Адонию к смерти. «Дай Ависагу, сунамитянку, Адонии, брату твоему, в жены», сказала она своему царственному сыну. Но каким ужасом наверно была она поражена, когда эта небольшая просьба сразу привела Соломона в непонятный для нее гнев! Быстро сообразив своим юным проницательным умом тайную мысль Адонии, Соломон вскричал: «а зачем ты просишь Ависагу сунамитянку для Адонии? проси ему также и царство; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар, и Иоав, сын Саруин, военачальник – друг!» Это сразу решило судьбу Адонии. Соломон видел, что интриги его старшего брата можно прекратить лишь с его жизнью, и он тут же воскликнул: «ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престол Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть»! И приговор вскоре был приведен в исполнение. Страшное известие о смерти Адонии быстро дошло и до его тайных приверженцев. Они также должны были теперь потерпеть за свой крамольный дух. Так как к этому заговору видимо оказался причастным опять и священник Авиафар, то он удален был от священства; лишен был жизни также и опасный Иоав, несмотря на то, что он искал убежища в скинии. Вместе с тем той же участи подвергся и Семей, который хотя и прощен был Давидом за свое злобное издевательство и злословие над ним, но при этом обнаружил такую ненависть к Давиду, что его отнюдь невозможно было терпеть при себе юному царю. Все это должно было показать всем, что преемником Давида был отнюдь не слабый и робкий юноша. Он сразу показал глубокое понимание истинных нужд своего престола, и впоследствии в его притчах мы находим отголоски этих событий, подавших повод к некоторым мудрым изречениям, как бы представляющим идеал царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Эта речь понравилась собранию, и священники тянули жребий о двенадцати коленах израилевых, и жребий пал на колено Иудино, и первосвященник сказал на другой день: «Пусть все, у кого нет жены, придут и принесут посох в руке своей». И было, что Иосиф пришел вместе с юношами и принес посох свой. И когда все они отдали первосвященнику посохи, которые принесли, он принес жертву Богу и вопросил Господа, и сказал ему Господь: «Отнесите все посохи в Святая Святых, и пусть они будут там и прикажи всем тем, кто принесли их, прийти на следующее утро, дабы ты возвратил им их. И выйдет из конца одного из посохов голубица, которая улетит на небо 144 , и тому, чей посох будет отличен этим знамением, должна быть поручена для хранения Мария». На другой день все они пришли. И первосвященник, возжегши фимиам, вошел в Святая Святых и вынес посохи. И когда он раздал их все, в количестве трех тысяч, и не из одного из них не вылетела голубица, первосвященник Авиафар снова одел священные одежды и двенадцать колокольчиков, и, войдя в Святая Святых, он предложил жертву. И когда он пребывал в молитве, ангел явился ему, говоря: «Вот этот малый посох, который ты принял за ничто; когда ты возьмешь его и отдашь, на нем явится знамение, которое я указал тебе». Этот посох был Иосифа, и он был старый и жалкий на вид, и Иосиф не хотел спросить свой посох из боязни быть вынужденным взять Марию. И в то время как он смиренно стоял позади всех, первосвященник Авиафар закричал ему громким голосом: «Приди и возьми твой посох, ибо тебя ждут». И Иосиф приблизился устрашенный, ибо первосвященник позвал его, сильно возвысив голос. И когда он протянул руку, чтобы принять свой посох, тотчас же из конца этого посоха вылетела голубка 145 белее снега и необыкновенной красоты, и, долго летав под сводами храма, она устремилась к небесам. Тогда весь народ приветствовал старца, говоря: «Блажен ты в старости своей, и Бог избрал и указал тебя, дабы Мария была поручена тебе». И сказали ему священники: «Прими Ее, ибо на тебе проявилось избрание Божие». Иосиф, оказывая им великое почтение, сказал им в смущении: «Я стар и у меня есть сыновья 146 ; зачем даете вы мне эту [девицу]».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

1Пар.27:24 .  Иоав, сын Саруи, начал делать счисление, но не кончил. И был за это гнев Божий на Израиля, и не вошло то счисление в летопись царя Давида. Назначение левитов в качестве судей ( 1Пар.26:29 и д.) служило в руках Давида средством к централизации власти. Но чтобы эта мера не показалась коленам тяжелой, нарушающей племенное устройство народа израильского, Давид оставляет за ними некоторое самоуправление: каждое колено имеет, как и при Моисее ( Чис.2:3 и д.), своего непосредственного начальника. 1Пар.27:18 .  у Иуды – Елиав, из братьев Давида; у Иссахара – Омри, сын Михаила; Вместо «Елий» LXX читают «Елиав " , разумея старшего брата Давида. Предоставление ему власти начальника в колене Иудовом вполне понятно. 1Пар.27:23 .  Давид не делал счисления тех, которые были от двадцати лет и ниже, потому что Господь сказал, что Он умножит Израиля, как звезды небесные. Для Давида было важно исчисление способных к войне; но таковыми были лица старше двадцати лет; поэтому имевшие меньше лет не вошли в перепись. 1Пар.27:24 .  Иоав, сын Саруи, начал делать счисление, но не кончил. И был за это гнев Божий на Израиля, и не вошло то счисление в летопись царя Давида. Ср. 1Пар.21:6 . 1Пар.27:32 .  Ионафан, дядя Давидов, был советником, человек умный и писец; Иехиил, сын Хахмониев, был при сыновьях царя; 1Пар.27:33 .  Ахитофел был советником царя; Хусий Архитянин – другом царя; 1Пар.27:34 .  после же Ахитофела Иодай, сын Ванеи, и Авиафар, а Иоав был военачальником у царя. В ( 1Пар.18:15–17 ; 2Цар.8:15–18 и 2Цар.20:23–26 ) в качестве первых сановников Давида названы, кроме Иоава, другие лица. Подобное различие объясняется тем, что в настоящем случае указаны не сановники Давида вообще, а близкие к нему лица, его советники, как бы входящие в состав его семьи. По крайней мере, Ионафан – его дядя (по 1Пар.20:7 – племянник), Иехиил – воспитатель его детей, Ахитофел, не менее Хусия – близкий друг царя: «человек мира моего, ядый со мною хлебы», как выражается о нем сам Давид ( Пс.40:10 ). Отношениями этих лиц к Давиду в достаточной мере объясняется тот факт, что они исчисляются после тех, кто исполнял не общегосударственные обязанности, а служил самому царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар. 1:1, 5–53 Наконец, Давид состарился; немощи старчества держали его на одре. В это время один из сынов его, который следовал по рождению за Авессаломом, по имени Адония, начал явно разглашать, что ему придется царствовать; и так же, как некогда Авессалом, стал являться перед народом окруженный многочисленною свитою. Он сообщил свои намерения Иоаву и первосвященнику Авиафару, которые ему и помогли. Раз он созвал братьев своих и всех приверженцев своих на пиршество, которое приготовлено было за городом близ источника Рогиля. Он намерен был провозгласить себя царем. Тогда Нафан пророк, которому Адоний не смел доверить своих видов на престол, пришел к Вирсавии и сказал ей, что она должна позаботиться о своей безопасности и о безопасности сына своего Соломона; а для этого присоветовал ей идти к Давиду и напомнить ему обещание, данное ей, что по смерти его воцарится сын ее Соломон. Вирсавия пришла к царю и поклонилась ему до земли. На вопрос: «что ей нужно?» она сказала: «Государь! ты некогда Господом Богом твоим клялся рабе твоей, и сказал мне: после меня непременно царствовать будет твой сын Соломон. А теперь, вот, провозгласил себя царем Адоний, между тем как ты, государь мой, царь, и не знаешь об этом. Он заколол множество волов и овец, и собрал к себе на пир всех сыновей царских с Авиафаром священником и Иоавом военачальником, но раба твоего Соломона он не пригласил. Теперь, государь мой, царь! взоры всех Израильтян обращены на тебя, в ожидании, что ты объявишь им, кто должен воссесть на престоле государя моего, царя, после него? Иначе, случись, что государь мой, царь, уснет с отцами своими: тогда меня и сына моего Соломона постигнет тяжкая участь». В это время, как она говорила с царем, докладывают, что пришел Нафан пророк. Представши пред Давида царя, Пророк поклонился ему лицем до земли и сказал: «Государь мой, царь! ты ли сказал, чтобы Адония царствовал после тебя? У него теперь большое пиршество, к которому приглашены все сыновья царские, военные начальники и священник Авиафар: вот они едят и пьют перед ним, и делают ему приветствия: да живет царь Адония! Между тем он не приглашал ни меня, раба твоего, ни священника Садока, ни Ванею, ни Соломона, раба твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

9. Я рассказываю это не для того, чтобы обвинить Евангелистов в обмане (оставим это нечестивым — Цельсу, Порфирию, Юлиану), но чтобы уличить моих порицателей в невежестве, и прошу у них как милости, чтобы они простили мне в простом письме то, что волей-неволей им придется прощать Апостолам в Священном Писании. Марк, ученик Петра, так начинает свое Евангелие: “Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исайи пророка: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Мк 1:1–3) 27 . Это пророчество составлено из двух пророков, Малахии и Исайи. Сказанное сперва: “Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою” (Мал 3:1) 28 находится у Малахии. А последующее: “Глас вопиющего в пустыне” (Ис 40:3) и т. д. можно прочесть у Исайи. Как же Марк в самом начале своего писания приписал Исайе пророчество “Вот, Я посылаю Ангела Моего”, которого у Исайи нет, а принадлежит оно, как мы сказали, Малахии, последнему из двенадцати пророков? Пусть отвечает на этот вопрос невежественное предубеждение, я же буду смиренно молить о прощении за ошибку. Тот же Марк рассказывает, как Спаситель говорит к фарисеям: “Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников?” (Мк 2:25–26; Лк 6:34). Прочтем Самуила, или книгу Царств, как ее обычно называют, и обнаружим, что первосвященника звали не Авиафар, а Ахимелех — тот самый Ахимелех, который потом был вместе с другими священниками убит Доиком по приказу Саула (1 Цар 21:2–6; 22:9–20). Перейдем к апостолу Павлу. Он пишет к коринфянам: “если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор 2:8–9). В этом месте многие, следуя бредням апокрифов, говорят, что это свидетельство содержится в Откровении Илии; тогда как в еврейском тексте у Исайи можно прочесть: “Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал для надеющихся на него” (Ис 64:4).

http://pravmir.ru/pismo-lvii-k-pammaxiyu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010