Чтобы правильно оценить значение этих фактов, нужно обратить внимание на характер их. Одна часть этих фактов, представляет собой жертвоприношения пред ковчегом завета, находящимся вне скинии. Сюда относятся: жертвоприношение в Вефиле во время войны Израильтян с Вениамитянами ( Суд.20:26 , Суд.21:4 , срв. Суд.20:27 ), принесение жертвы жителями Вефсамиса при возвращении ковчега от Филистимлян ( 1Цар. 6:14–15 ), жертвоприношения Давида при перенесении ковчега из дома Аведдара в Иерусалим и при поставлении ковчега в новоустроенную Давидом скинию ( 2Цар.6:13 , 2Цар.6:17 ; 1Пар.15:26; 1Пар.16:1). Приносил жертвы пред ковчегом завета в Давидовой скинии Соломон по возвращении своем из Гаваона ( 3Цар.3:15 ). Наконец, судя по тому, что, с одной стороны, Авиафар, один из двух первосвященников, служивших одновременно при Давиде, служил, как весьма вероятно, при скинии Давидовой пред ковчегом завета, – с другой стороны, судя по тому, что при этой Давидовой скинии существовал жертвенник ( 3Цар.3:15 ), – на основании всего этого можно предположить, что пред ковчегом завета во времена Давида жертвоприношения совершались вообще неоднократно. Все эти жертвоприношения обусловливались присутствием ковчега завета, на том основании, что ковчег завета, собственно, очистилище было местом постоянного пребывания Бога, обычным местом откровения Его, согласно постановлению об этом Самого Господа ( Исх.25: 21–22 ). С таким значением, как места пребывания Бога, представляли себе ковчег и Израильтяне; например, после поражения их Филистимлянами, евреи говорят: «возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ); Филистимляне, узнав о прибытии ковчега в еврейский стан, говорят: «Бог тот пришел к ним в стан»; «кто избавит нас от руки Этого сильного Бога?» ( 1Цар.4:7–8 ); жители Вефсамиса говорят о ковчеге завета: «кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?» ( 1Цар.6:20 ); вообще, по представлению свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Этот шаг показывает, что юноша всерьез принял вызов Саула. Рама — центр оппозиции Саулу. И тщетно люди царя пытаются найти беглеца. Остается до конца тайной, о чем говорили тогда Давид и Самуил, о чем они совещались. Однако вскоре Давид приобретает себе еще одного союзника в лице Авиафара, священника из Номвы, последнего отпрыска семейства Илия, некогда хранившего Ковчег завета. Это семейство служило при ефоде, по приказу Саула скоро все Номвинские священники были перебиты за помощь Давиду. Спасся один Авиафар, который явился к Давиду и принес с собой ефод. Ефоду придавался особый смысл, на нем совершалось гадание. Ефод был одним из элементов мистического обращения, и не случайно его хранили особо. В течение некоторого времени Давид скрывается в горах и пустынях, к нему стекаются всевозможные беглые люди, недовольные, различные искатели приключений. Из этих отчаянных людей образуется довольно большой отряд, которым прекрасно управляет Давид и своим великодушием и отвагой покоряет даже разбойников. Когда он однажды скрывался, то встретил некую женщину Авигею и очень она ему понравилась. Она тоже, видимо, почувствовала, что он неравнодушен к ней, но у нее был жестокий кровожадный муж по имени Навал, который жестко обошелся с Давидом. Хотя Давид стерег его стада, но когда пришло время платить, то муж Авигеи отказался. Давид сказал, что сегодня ночью он истребит все мужское и обнажив мечи отряд Давида пошел на этого человека. И тут его жена Авигея почувствовала, что дело будет кровавое, предупредила это пришествие тем, что послала к нему слуг и дала все, что только можно было: и вина, и смокв, и упитанных тельцов и сама встретила его и сказала: ты не вмени греха моему супругу, потому что он человек жестокий и злой и прими все это в дар. И Давид сказал, что благословен Господь, Бог Израиля, который послал тебя на встречу мне и благоразумен ответ и ныне ты благословенна, что не допустила меня идти на пролитие крови и отомстить за себя. Он говорит: «Но, — жив Господь, Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, — если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене. И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот я послушался голоса твоего и почтил лице твое. И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский». (1 Цар. 25, 34-36)

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

Между высшими сановниками Давида упоминаются постоянно два священника (первосвященника): Садок и Авиафар ( 2Цар.20:25; 15:35 ; 3Цар.1:7,8 ), или Садок и Ахимелех, сын Авиафара ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:6 ), или просто Ахимелех ( 1Пар.24:3,31 ) или же Авимелех, сын Авиафара ( 1Пар.18:16 ). О Садоке прямо известно, что он был первосвященником в Гаваоне ( 1Пар.16:39 ). Следовательно, другой должен быть первосвященником в Иерусалиме. Эвальд. Geschichte. III. 182. Гретц. Geschichte. I. 243. Weiss. David und seine Zeit. Münster. 1880. S. 188. Значительную трудность для понимания представляет неодинаковое название другого, наряду с Садоком, первосвяшенника: то Авиафаром, то Ахимелехом, сыном Авиафара или просто Ахимелехом, то Авимелехом, сыном Авиафара. Последнее имя, очевидно, ошибочно; в той же кииге Паралипоменон, он называется Ахимелехом ( 1Пар.24:6,3,31 ). Но упоминание об Ахимелехе, сыне Авиафара, там, где, по-видимому, должна быть речь об Авиафаре, сыне Ахимелеха, встречает различные объяснения. Винер. (Biblisches Realwörmerbuch. I. 39), Эвальд (Geschichte III. 182) видят во всех таких местах ошибку переписчика, поставившего одно имя на место другого. Кейль справедливо находит невероятным, чтобы перестановка сделана была в столь многих местах ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:3,6,31), тем более, что в ст. 3 и 31 имя Ахимелех стоит без сопоставления с именем Авиафара. Более вероятным он находит взгляд Берто и По ним первосвященник Авиафар, сын Ахимелеха, имел сына также Ахимелеха, – случаи, когда дед и внук имеют одинаковые имена не редки (cp. 1Пар.6:8–16 ). Этот (младший) Ахимелех отправлял первосвященнические обязанности наряду со своим отцом, который жил ещё прв Соломоне ( 3Цар.2:27 ). В этом своем свойстве он упоминается наряду с Садоком, быть может, потому что Авиафар был болен или по другой какой причине. Сына, правоспособного по летам для священнослужения, Авиафар мог иметь; если предположить, что при смерти отца его было ему лет 30–35, при смерти Саула лет 40 и при воцарении Давида над всем Израилем 48 лет, то у него мог быть 25-летний сын (Кейль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22:20–23. Авиафар. Только одному священнику удалось спастись от резни в Номве. Авиафар, сын Ахимелеха, бежал в стан Давида, взяв с собой священный эфод (23:6). Как только Авиафар рассказал о том, что сделал Саул, Давид признал свою вину и принял священника в дружину. В этом событии сосредоточен основной смысл эпизода, ибо отныне в стане Давида появился представитель Бога, а Саул лишился предмета, связывавшего его с Богом. Впоследствии Авиафар использовал эфод, вопрошая Бога для Давида (23:9–12) и освящал своим присутствием объявленную вне закона дружину. Кроме того, этот эпизод демонстрирует исполнение пророчества о роде Илия ( 1Цар. 2,3 ), ибо к нему принадлежали умерщвленные священники Номвы. 23:1–28 Саул преследует Давида 23:1. Кеиль. Расположенный в восточной части Шфелы, у границы с территорией филистимлян, Кеиль (Khirbet Qila, в 6 милях к северо-западу от Хеврона), вероятно, часто подвергался набегам. В амарнских табличках Кеиль упоминается как город, господство над которым оспаривали правители Иерусалима и Хеврона. 23:1–5. Филистимляне. Информацию о филистимлянах – одном из народов, населявших Ханаан и враждовавших с Израилем, см. в коммент. к 4:1. 23:9–12. Использование эфода для получения оракула. О предсказании будущего с помощью эфода см. коммент. к Суд. 8:27 . Действенность обращения к Богу Давида и Авиафара являет разительный контраст отсутствию божественного водительства у Саула. 23:7. Город с воротами и запорами. Как важный пункт на перекрестке дорог, ведущих с севера на юг через Шфелу и на восток в Иудею, Кеиль был хорошо укреплен для защиты от нападений. Следует отметить, что в 23филистимляне напали не на сам город, а на гумна, расположенные вне городских стен. Саул надеялся, что стены города станут для Давида западней, ибо понимал, что здесь захватить его будет намного проще, чем на открытой местности. Раскопки в этом районе не проводились. 23:14. Неприступные места в пустыне Зиф. Селение Tell Ziph находится в 11 милях к юго-востоку от Кеиля и в 5 милях к юго-востоку от Хеврона. Несмотря на принадлежность Иуде, эта степная местность была мало заселена, и сюда устремлялись беженцы в поисках укрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Псалом 33 «Псалом – Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отъиде». Давид, убежав от Саула, пришел в Номву – город Иерихонский, где, найдя знаменитейшего священника Авимелеха, сказал ему, что он послан по некоему делу от Саула, почему потребовал хлебов и меча. Но, не нашедши других, кроме священных – хлебов предложения, взял их и ел как сам, так и товарищи его, по нужде вопреки повелению закона; так как одним священникам позволялось есть сии хлебы (1). Сверх сего Давид взял оружие Голиафа, которое там хранилось, как вещь, посвященная Господу (2). Уйдя из Номвы, он отправился в Геф к иноплеменнику – царю Гефскому – Анхусу. Поелику же люди Анхуса узнали Давида и тайно говорили о нем; то, убоясь сего, Давид притворился беснующимся, делая туда и сюда бесчинно движение рук, барабанил в ворота и когда падал на землю, из уст его текли пены и катились по подбородку его. Таким образом, быв сочтен помешанным, он отпущен иноплеменниками и спас жизнь свою. Такова история по изложению 1-й книги Царств (гл. 21). Некоторые с Феодоритом называют Авимелехом Ахимелеха, как носившего два имени, и изменением лица называют притворство, употребленное Давидом, дабы не поняли его, состоявшее в том, что будто он послан Саулом. (1) Слова Феодорита: хотя таковая пища предоставлена была одним иереям, но ею предызображались благодатные таинства, и предъотверзалась верующим дверь Божественного дара. Ибо теперь уже не для одних иереев отделена Божественная пища, но причастие Божественных даров предлагается (всем) желающим. (2) В 1-й книге Царств повествуется, что Давид потребовал у Авимелеха копья и меча, но взял только один меч Голиафов, потому что там не было копья его: и сказал иерей: – вот меч иноплеменника Голиафа, которого ты поразил в юдоли Ила; он завернут в одежду; если хочешь взять его, то возьми себе... и дал оный ему( 1Цар. 21:9 ). Почему ж 1-я Царств повествует, что Давид при священнике Авимелехи взял хлебы предложения, а Господь говорит, что он это сделал при Авиафаре: как он, говорит, вошел в дом Авиафара, архиерея (Мк.2:26). Ответствуем, что, быть может, Господь говорит это потому, что Авиафар был сын Авимелеха и жил в те же годы, в которые жил и отец его, как это открывается из той же 1-й книги Царств: и спасается сын Авимелеха, коего имя Авиафар и возвестил Авиафар Давиду ( 1Цар.22:20 ). А Феодорит полагает, что Авиафар имел два имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Отсюда Нина ходила иногда в город, и в Еврейском квартале старалась разузнавать, где находится хитон Господень, о котором разсказывала ей воспитательница ея Ниофора, слышавшая о нём от Евреев, приезжавших из Иверии в Иерусалим на праздник Пасхи. В городе обратился к Нине Еврейский первосвященник Авиафар (потомок Елиоза, привёзшего в Мцхет хитон Спасителя), желая услышать от неё о Христе, и скоро, вместе с дочерью своею Сидонией, приняли хриспанскую веру и стали помогать Нине в распространении её между жителями. Таким образом св. Нина положила основание веры в Иисуса Христа, но обращённые ею, за неимением священника, не были еще просвещены святым крещением. Новообращённый Авиафар разсказал св. Нине, что знает от отца своего и что сохраняется предание и у многих других о том, что хитон Иисуса Христа хранится под кедром в виноградниках царскаго сада, где жила прежде Нина. Под тенью его часто молилась она, чтобы Господь привёл народ Иверии к познанию истинного Бога. Чудные видения подкрепляли веру, с которой она ожидала исполнения молитв своих. Однажды, заснув после обычной молитвы, она увидела сон, который потом повторялся не раз: ей представилось множество чёрных птиц, направлявших полёт свой к реке Арагве; опустившись в воду, они вылетели из неё – белыми, как снег, и, рассеявшись на ветвях кедра, оглашали всю окрестность дивным пением. Св. Нина рассказала ученице своей Сидонии это сновидение. – «Иерусалиме, Иерусалиме! – вдохновенно отозвалась Сидония, – ты широко раскидываешь крылья свои и собираешь к себе все народы со всех концов вселенной! Вот и сюда пришедшая от тебя жена сия Нина, изменит обычаи и закон этой страны»... и затем, обратясь к Нине, прибавила: – твой сон означает, что место это будет обращено тобою в духовный сад, который приносит Божественные плоды вовеки... Эти слова воодушевили св. Нину, и она с усиленной ревностью открыто проповедовала Евангелие Царствия Божьего. Вместе с нею участвовали в проповеди и просвещённые ею Авиафар, дочь его Сидония, шесть Еврейских женщин и сторож царского сада со своей женой. Из них Авиафар, бывший первосвященник, по ревности своей был подобен Апостолу Павлу и, хорошо знакомый с ветхим заветом, он с успехом действовал на своих соплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Bibl. Commentar. Die Bücher Samuels. S 265). Ho и это предположение трудно принять: в таком случае между главными сановниками упоминался бы не сам первосвященник, a его помощник, и в книге Паралипоменон только этот последний. Другое предположение о болезни Авиафара, нужно прибавить, продолжительной, которая мешала бы ему отправлять свою должность, ни на чем не основано; из Библии видно напротив, что Авиафар принимает деятельное участие в делах царствования Давида и даже в посдедние его годы ( 2Цар.15:24,35 ; 3Цар.1:7; 2:26,27 ). Есть еще мнение, по которому и Ахимелех, отец Авиафара, назывался еще Авиафаром и Авиафар назывался другим именем Ахимелех (Leuchner у Винера. Real-Wörterbnch. I. 39). 239 К этому времени Садок был уже первосвященником, как можно заключать из глагола – оставлять (в прежнем состоянии), употребленного относительно оставления его священником в Гаваоне. Первосвященство перешло к нему, вероятно, таким образом. После истребления номвских священников с их первосвященником Ахимелехом из линии Ифамара ( 1Цар.22:11–20; 14:3 ; 1Пар.24:3 ) и перенесения скинии в Гаваон первосвященнический сан был перенесен, кажется, опять в линию Елеазара. В конце царствования Саула мы видим первосвященника ( 1Цар.28:6 ), но законный преемник убитого Ахимелеха, сын его Авиафар, был в это время с Давидом ( 1Цар.22:20–23; 30:7 ); следовательно, тот первосвященник, к которому обращался Саул за советом (28: 6), мог быть из линии Елеазара. Быть может, первосвященником гаваонским был в это время Ахитув, отец Садока ( 1Пар.6:8 ). При вступлении Давида на престол всего Израиля Садок был еще молодым и, кажется, еще не был первосвященником; в это время он со своим родом, наряду с другими, пришел в Хеврон, чтобы воцарить Давида ( 1Пар.12:28 ). Возможно, что он стал первосвященником после своего отца в первые годы царствования Давида до перенесения ковчега завета в Иерусалим, – в каковой должности был оставлен и после перенесения и именно в Гаваоне. По Богородскому, Садок был уже первосвященником во время воцарения Давида над северными коленами, Еврейские цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИМЕЛЕХ Ахимелех [Евр.  ,   - брат царя], свящ. из Номвы во времена правления царя Саула , сын Ахитува (1 Цар 21-22). Имя А. встречается в пунийской эпиграфике и остраконах из Самарии. Скрываясь от Саула, Давид убежал в Номву и, сказав А., что выполняет тайное поручение царя, попросил у него хлеб и оружие. А. передал ему хлеб, предназначенный только для священников, и меч Голиафа , после чего Давид удалился. Узнав об этом через Доика Идумеянина, Саул вызвал А. и обвинил его в предательстве. Не принимая оправданий А., царь приказал убить его вместе с остальными 85 священниками Номвы. Но люди царя не решились это сделать, и тогда поручение Саула исполнил Доик, к-рый убил священников и разорил Номву (1 Цар 22. 16-19). Спастись удалось только сыну А., буд. первосвященнику Авиафару , к-рый примкнул к Давиду (1 Цар 22. 20-23). При описании окружения царя Давида также упоминается первосвященник А., сын Авиафара (2 Цар 8. 17; 1 Пар 24. 6, 31). Однако далее сообщается, что Авиафар оставался первосвященником одновременно с Садоком на протяжении всего правления Давида (2 Цар 20. 25; 3 Цар 1. 7; 2. 35). Вероятно, в этих стихах по вине переписчика произошла перестановка имен А. и Авиафар, что подкрепляется свидетельством из Пешитты , где Авиафар правильно назван сыном А. (2 Цар 8. 17). Можно предположить, что разночтения в написании имени А. в ВЗ нашли отражение и в Евангелии от Марка (2. 26), где история с предоставлением Давиду «хлебов предложения» связывается не с А., а с Авиафаром. При этом имя священника отсутствует как в параллельных местах Евангелий (Мф 12. 3-4; Лк 6. 3-4), так и в нек-рых греч. рукописях V-VI вв. (Вашингтонский, Безы кодекс) и древнесир. версии НЗ. Существуют также попытки объяснить это разночтение тем, что А. носил двойное имя, а также фактом присутствия Авиафара во время встречи царя Давида с А. ( Euseb. Comment. in Ps. XXXIII//PG. 23. Col. 289-292; см. Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 27). Лит.: Moyer J. C. Ahimelech//ABD. Vol. 1. P. 117; Caird C. B. , Little G. The Interpreter " s Bible/Ed. G. A. Butteick. Neshville, 1989. P. 996-1004. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77190.html

264 (Ст. 10–11). Финеес являлся представителем Божия правосудия, потому в псалме CV, 30 сказано: «и возстал Финеес и произвел суд, – и остановилась язва» Она остановилась потому, что сами израильтяне (т. е. Финеес) возмутились против греха и наказали его, как наказанием Ахана (Иис. Hab. VII 4, 5 и 25 по сравн. с VIII 1 и 21) отвратился гнев Божий и Израиль сделался вновь торжествующим (при взятии Гая). Заслуга Финесса главнейше заключается в чистоте сердца его, «которое возревновало по Господе» (Так поступил в последующие времена и Маттафия, убив иудея приносившего идольскую жертву в Модине: ибо возревновал Маттафия и затрепетала внутренность его и воспламенилась ярость его по закону» I Маккав. II, 24). Право, «возревновав по закону» сделаться в важных и исключительных случаях и судьею преступления и исполнителем наказания, там где это преступление является опасным соблазном для народа, – признано преданием и раввинским учением за каждым иудеем, под названием вошедшим позже в употребление а именно « права возревнования: jus Zelotyparum» (Сравни Псалом XLVIII 10 и Uoahha II, 14. 17 ). 265 (Ст. 12–13). Господь вследствие особой любви Финееса к Иегове и спасения «ревностью» народа от дальнейших бед заключает с ним «особый завет мира» (ст. 12) и «священства вечного». И действительно священство от Елеазара, отца Финееса до первосвященника Илии, около 350 лет непрерывно находится в потомстве Финееса. Почему первосвященство переходит из потомства Финееса к Илию из дома Ифамара (Что Илий был из дома Ифамара, доказывается тем, что в 3 Ц. II, 27 удаленный от первосвященства Авиафар назван потомком Илия. Ахимелех назван сыном Авиафара, в 2 Ц. VIII, 17. А в 1 Паралип. XXIV, 3 тот же Ахимелех назван потомком Ифамара) мы не знаем, но Dom Calmet делает замечание, что по всей вероятности потомки Финееса временно сделались недостойными перед лицом Бога и Израиля к занятию звания первосвященника. Но уже при Сауле восстает на первосвященство Садок опять из потомства Финеесова. (При Давиде было два первосвященника Авиафар, из потомства Илия и Садок 2 Ц. VIII, 17, XV, 24, XVII, 16; 3 Ц. I, 7 – 8 1Nap. XXIV, 1–3 , но вследствие поддержки Адония против Соломона Авиафар отстраняется от священства, а Садок один признается первосвященником, 3 Ц. II 27,35). Потомство Садока дает Израилю первосвященников до пленения Вавилонского и Ездра, между прочить происходит от этого рода Финеесова (1 Ездры VII 1 – 5). Предание признает, что с кратким перерывом при Илие, а потом при Давиде потомство Финееса постоянно священнодействовало, пока не было упразднено «Первосвященником великим» ( Ebp. IV, 14 ), «по чину Мелхиседека» id. VII, 17, 21), который однажды совершит жертву, принесши Самого Себя. (Jd: ibid; 27)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Авиафар ясно видел, что царь ищет опоры для своей власти в сословии священников и в возвышении этого сословия полагает залог народно-государственного благополучия. Но он видел также, что при естественном соперничестве двух священнических линий, Елеазаровой и Ифамаровой, победа должна остаться на стороне более многочисленной и сильной, Елеазаровой, состоявшей из 16 родов, главой которой был Садок 393 . Очевидно, дело клонилось к тому, что наследование первосвященства останется только в линии Елеазара, что с построением храма, когда богослужение сосредоточится в одном центре, и другой первосвященник сделается лишним, в действительности первосвященником будет Садок, а Авиафар и все его потомки должны будут остаться простыми священниками. Авиафар, не полагая, что пророчество Самуила об отнятии первосвященства от дома Илия 394 приходит в исполнение, решился, подобно Иоаву, обеспечить высокое преимущество своего рода содействием замыслу Адонии, который, в случае удачи, уже не предпочел бы ему Садока. На стороне Адонии были, по-видимому, и остальные дети Давида, недовольные предпочтением младшего старшим 395 . Но и на стороне Соломона была могущественная партия (если только понятие партии приложимо к сторонникам порядка и законности), зорко наблюдавшая за противной партией и готовая каждую минуту привести в исполнение известное ей решение царя, хотя бы последний, в своем кажущемся полузабытьи и не обнаружил настойчивости для приведения своей воли в исполнение. Главным лицом между приверженцами Соломона был пророк Нафан, представитель теократического начала, значению которого в государстве и благотворному влиянию на жизнь Давид не поставлял препятствий и о сохранении которого благомыслящие люди заботились и на будущее время. А залогом продолжения установленного Давидом порядка дел казалось утверждение на престоле намеченного самим Давидом наследника. Другим важным лицом здесь был первосвященник Садок, тоже представитель теократического начала в монархии, проявлявшегося в деятельности священников и левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010