Защищение Господом учеников, востерзавших колосья в субботу, изложено у ев. Марка несколько короче, чем у ев. Матфея, но совершенно согласно с ним (см. Мф.12:1–8 и прим.). – «При первосвященнике Авиафаре». По сказанию 1Цар.21:1 ., первосвященником в то время, о котором здесь идет речь, был не Авиафар, а Авимелех; Авиафар же был сын его ( 1Цар.23:6 ), уже после него унаследовавший по закону первосвященническое звание. В изъяснение этого предполагали (Евф. Зигаб.), что и отец и сын носили оба эти имени, чему по-видимому благоприятствуют указания 2Цар.8и 1Пар.24:6, 31 , где, наоборот, Авимелех называется сыном Авиафара. Но, кажется вернее предположить, что ев. Марк потому поставил имя Авиафара вместо имени отца его, что сын был более известен и любезен сердцу еврея, чем отец, что в этом не было, собственно говоря, хронологической неточности. Сын первосвященника был законным ему преемником, и в этом качестве помогал отцу в исправлении его обязанностей, в чем мог. Поэтому нет ничего особенно странного в том, что он в устах народа носил название первосвященника еще при жизни отца своего, название, которое он должен был унаследовать потом. Кроме этого, Авиафар оставил сообщество Саула, преследовавшего Давида, и сделался другом этого последнего, принесши к нему с собой ефод, составлявший одну из принадлежностей первосвященнического облачения. – Он долго правил должность первосвященника при царе Давиде, и было очень естественно, что при повествовании об этом царе и при имени его припоминалось и соединялось с ним имя не Авимелеха, но Авиафара, как первосвященника. – Впрочем, во всяком случае верно исторически, что рассказываемое здесь событие случилось во времена Авиафара, первосвященника впоследствии при царе Давиде. – «Суббота для человека, а не человек для субботы»: суббота дана для человека, для достижения через нее высоких нравственных целей, для успокоения от трудов, забот и треволнений житейских; для того, чтобы отклонить внимание его от мира и устремить к Богу Творцу и Отцу; для того, чтобы отвлечь его мысли от временного, настоящего и суетного и обратить к вечному, будущему, непреходящему. Следовательно, и в субботу должно делать то, что споспешествует духовному благосостоянию человека, и он не должен останавливаться в таковой полезной себе и ближним деятельности ради того, что извращенные человеческие (иудейские) учения запрещают то или другое делать в субботу. – «Сын человеческий есть господин и субботы»: см.прим. к Мф.12:8 . Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ахимелех Ахимелех (брат царя) – имя следующих лиц: а) ( I Цap. XXI, 1 ). Некоторые думают, что Ахимелех был то же самое лицо, что и Ахия; но другие полагают, что Ахия был сын Ахитува и его преемник по священству и что Ахимелех доводился ему братом и был преемником в той же самой должности. Для нас не существенно важно, какое из этих мнений более справедливое. Давид, во время бегства от Саула, прибыл в Номву, где жил первосвященник Ахимелех. Он сказал о себе, что сильно спешит по важному царскому делу, и таким образом получил от него несколько хлебов предложения, а также меч Голиафа, который сохранялся в числе некоторых священных вещей. Доик, идумеянин, главный слуга Саулов, который случайно находился в Номве и был свидетелем свидания между Давидом и Ахимелехом, рассказал об этом Саулу, который немедленно призвал к себе Ахимелеха и всех священников, бывших с ним ( I Цap.XXII, 17 ). Он обвинил их в умышленной поддержке и вспоможении своему врагу, а те отвечали заявлением своего незнания о неприязненных отношениях со стороны Давида к Саулу или его царству. Впрочем, это объяснение, при всей своей вероятности, нисколько не помогло им, и царь приказал своим воинам избить их. Когда воины отказались возложить руки на священников Господних, царь приказал Доэку напасть на них. Иноплеменник сделал это и умертвил их, а также истребил мечом город Номву, где жили священники, и всех мужчин, женщин и детей, равно и стада, какие нашлись там. Авиафар, сын Ахимелеха, был единственное лицо, которое спаслось, – он убежал с ефодом к Давиду. В Ев. от Марка ( Mk.II, 26 ) вместо имени Ахимелеха ( I Цap. XXI, 1–10 ) упоминается имя Авиафар. Подобное кажущееся противоречие объясняется тем обстоятельством, что Ахимелех, подобно сыну своему Авиафару, носил два имени, именно: Ахимелех и Авиафар (Свящ. Истор. Ветх. Зав. протоиер. Богословского, I, 236, в примечании); б) ( I Цap. XXVI, 6 ) – хеттеянин, один из главных воинов Давида в пустыне Зиф. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Святая Нина рассказала этот сон ученице своей Сидонии, дочери Авиафара. Сидония отвечала ей: " Странница и пришелица в стране нашей и избавившая нас от вечного плена греховного проповедью твоей! Ты слышала и знаешь всю печальную историю о том, как действовали наши отцы против Небесного Того Человека, как несправедливо возненавидели Его, как напрасно и беззаконно пролили кровь Его, как они через это были посрамлены и рассеяны по всему миру; знаешь, как уничтожилось царство их, и отнято от рук их святилище Божие и дано народу чуждому, и как этот то чуждый народ наследовал призвание Божие и восприял славу евреев. Иерусалиме, Иерусалиме, - в восторге продолжала Сидония,—ты широко раскидываешь крылья свои и собираешь к себе все народы со всех концов вселенной. Вот и сюда пришедшая от тебя жена сия изменит обычай и чакон этой страны " . Затем, глядя на святую Нину, Сидония заключила: " Твой сон знаменует то, что место это будет обращено тобой в духовный сад, который будет приносить божественные плоды вовеки " . Воодушевленная словами Сидонии, и зная, что царь Мириан втайне сочувствует христианской вере, святая Нина решились открыто проповедовать Евангелие царствия Божия, утверждая истину благовестил многими чудесами и знамениями. Вместе с ней в проповедании слова Божия приняли самое деятельное участие ее тайные ученики: Авиафар, бывший первосвященник, дочь его Сидония, шесть еврейских женщин и сторож царского сада с супругой. Авиафар-первоевященник по ревности своей был подобен св. ап. Павлу. Хорошо знакомый с Ветхим Заветом по самому положению своему, а Новому наученный святой Ниной, он с особенным успехом спорил о вере со своими единоплеменниками. Ревность Авиафара о Христе и о Его учении была так велика и горяча, что евреи не могли спокойно смотреть на него и хотели побить камнями. Авиафар уже был схвачен своими врагами, но царь Мириан, узнав об этом, послал своих слуг и избавил его от рук убийц. Так поступал царь потому, что имел желание сам принять веру истинную, так как он много слышал о дивных чудесах, совершенных именем Христовым в Греции и Армении, поэтому-то он и не препятствовал проповедям святой Нины и учеников ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Глава 4 1–19. Придворные и высшие чиновники Соломонова управления. 21–34 (евр.5:1–14). Содержание двора Соломона: его чрезвычайная мудрость. 3Цар.4:1 .  И был царь Соломон царем над всем Израилем. Вступительное замечание к перечню служащих Соломона (ср. 2Цар.8:15 ). 3Цар.4:2 .  И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока священника; В принятом тексте LXX ( Αζαρας υς Σαδκ) нет слова «священника» ´ιερες, евр. когенс; членом: гакоген часто обознач. первосвященника ( Исх.29:30 ; Лев.21:10 и др.); но во многих текстах LXX (44, 92, 106, 120, 123, 134, 144, 236, 242, 244, 247 у Гольмеса), в Комплют., Альдинск., у Акилы, Симмаха, в Вульг. и слав.-русск. слово это имеется: по евр. т., греч. кодд. и слав. Азария сам был священник (или первосвященник); по Вульг. и русск., – только сын Садока (священника или первосвященника). По ( 1Пар.6:9 ; евр.5:35), Азария был внуком, а не сыном первосвященника Садока. Возможно, что в ст. 2 данной главы Садок не тождественен с первосвященником этого имени: последнее встречалось нередко ( 4Цар.15:33 ; Неем.3:4,29,13:13 ). 3Цар.4:3 .  Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; «Писцы», ( евр. соферим, греч. γραμματες, лат. scribae) ведали всю письменную часть двора, – письмоводство, корреспонденцию, указы, дипломатическую переписку. «Дееписатель» (евр. мазкир,, греч. ναμιμνσκων, лат. a commentariis, слав. «напоминатель»), вероятно – докладчик, канцлер. Вместе с «писцами» ведал государственный архив. 3Цар.4:4 .  Ванея, сын Иодая, военачальник; Садок и Авиафар – священники; Ванея, ср. 3Цар.2:35 . Удаленный Соломоном Авиафар ( 3Цар.2:26–27 ) называется как бы в качестве действительного первосвященника или потому, что в начале царствования Соломона был таким (Philippson), или же потому, что «Соломон отнял у Авиафара начальство ( ρχ), но не лишил его священства ( Ιερωσνη), потому что сан священства имели тогда не по рукоположению, а по родовому преемству» (блаженный Феодор, вопр. 15); невероятно предположение Клерика и др. о помиловании Авиафара Соломоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Среди первосвященников были потомки как Елеазара, так и Ифамара. Сначала первосвященство являлось уделом рода Елеазара как старшего сына Аарона, потому во время Моисея и Иисуса Навина после смерти Аарона первосвященниками были Елеазар и затем его сын Финеес. Однако в конце эпохи судей первосвященником стал Илий, потомок Ифамара; то, что Илий – потомок Ифамара, видно из сопоставления 1Пар.24:3 (Ахимелех, современник Давида – потомок Ифамара) и 3Цар.2:27 (отец Ахимелеха Авиафар – потомок Илия). Затем первосвященниками были потомки Илия, но после того как при Соломоне был отстранен от служения и отправлен в ссылку последний первосвященник из рода Илия Авиафар (за поддержку Адонии, противника Соломона), первосвященником стал Садок, потомок Елеазара ( 1Пар.6:4–8 ), и потомки Садока были первосвященниками вплоть до разрушения Первого храма (например, 2Пар.31:10 ). После возвращения из плена и построения Второго храма первосвященство также долгое время принадлежало роду Садока вплоть до 171 года до Р.Х., когда Менелай из колена Вениаминова при поддержке Сирийского царя Антиоха Епифана сверг Иасона, последнего первосвященника из дома Садока ( 1Мак.4:23–27 ). В 152 году до Р.Х. первосвященство перешло к Ионафану Маккавею, представителю священнического рода Асмонеев, которым и принадлежала власть в Израиле около 100 лет вплоть до римского завоевания Палестины. В помощь священникам Господь определил левитов. И хотя отделение левитов происходит после избрания Аарона и его сыновей, оказанное им предпочтение не связано с тем, что из этого колена происходили Моисей и Аарон. Причиной избрания именно колена Левия была верность левитов истинному Богу во время поклонения народа золотому тельцу ( Исх.32:26–28 ). Есть все основания полагать, что изначально, после того, как при истреблении всех первородных в Египте Бог пощадил первенцев Израиля, именно первенцы каждого израильского семейства были предназначены для служения Богу, в этом и должно было выражаться их посвящение Ему. Однако участие всех колен израильских в поклонении золотому тельцу осквернило народ и сделало его недостойным высокого служения при святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Если все, совершаемое для храма, безгрешно ради святости храма, то все, совершаемое по причине служения Сыну Божию, настолько более должно быть признаваемо безгрешным, насколько Он святее бездушного храма. Если совершаемое в храме несомненно безгрешно, потому что установлено Богом, то не менее безгрешно и совершаемое по соизволению Сына человеческого, Который есть, по ст. 8, Господин и субботе, т. е. имеет власть и отменить и сохранить в силе закон о субботе. Примеч. У ев. Марка в повествовании Господа о поступке Давида встречаем указание, что это было при первосвященнике Авиафаре. Между тем иерей, дававший Давиду хлебы, по 1Цар. 21, 1 , был Авимелех, а сын его Авиафар, по убиении отца прибежавший к Давиду ( 1Цар. 22, 20 ), упоминается как первосвященник во время позднейшее. Но этот самый Авиафар четыре раза называется в Писании и Авимелехом, сыном Авиафара, а именно: 2Цар. 8, 17 ; 1Цар. 18, 16; 24, 6, 13 . Так что – один Господь истинно знал, кого как звали! Ст. 9–13 заключают повествование об исцелении сухорукого, чем Иисус Христос снова показал, что в Его очах избавление человека от страданий важнее соблюдения закона о субботнем покое, что посему и вообще можно прерывать этот покой ради дел благотворения. У ев. Марка (3, 4) Иисус Христос Сам (в отличие от Матф. 10 ) вопрошает фарисеев: достоит ли в субботы добро творити, или зло творити, или зло творити, душу спасти, или погубити? Душей называется здесь жизнь; «погубить душу» значит здесь: «дозволить человеку умереть от беспомощности». Зло творити также означает здесь отказ в помощи, напр. врачебной. Марк. гл. 3, ст. 5. И воззре на них с гневом, – вот пример святого гнева, который превыше всякого себялюбия и соединен не с досадою на других, но со скорбию о них – скорбя о окаменении сердец их. По ев. Матф. гл. 12. ст. 11, Господь спросил еще при этом: кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и аще впадет сие в субботы в яму, не имет ли ее и измет? Ответ ожидается утвердительный: всякий так поступит: один, боясь лишиться овцы, следовательно руководясь корыстолюбием, нарушая субботу греховно, другой – из жалости к созданию Божию, руководясь добротою сердца и нарушая субботу не – греховно. Ст. 12. Кольми убо лучше есть человек овчате? Насколько превосходит человек овцу, настолько больше должно и любить его, настолько же позволительнее прервать для его исцеления и субботний покой. Ст. 14. Иисус же разумев (убийственные замыслы раздраженных фарисеев) отъиде оттуду, т. е. из Иудеи в Галилею. Исполнение на Иисусе Христе пророчества о Кротком Отроке Господнем, ответ Иисуса Христа на обвинение Его в изгнании бесов силою Веельзевула, важность греха против Духа Святого, нераскаянность фарисеев; похвала слушающим и исполняющим слово Божие

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Ахимаас Ахимаас (брат гнева) – имя двух лиц: а) ( I Цap. XIV, 50 ) – отец Ахинфамы, жены ц. Саула; б) ( II Цap. XV, 36, XVII, 17–20 ) – сын и преемник Садока первосвященника. Во время возмущения Авессалома Садок и Авиафар, другой священник, расположились в Иерусалиме вместе с Хусием, другом Давида, тогда как Ахимаас и другой юноша, сын Авиафара, Ионафан, расположились у источника Рогель, недалеко от города, и они согласились между собою, что все то, что Хусий услышит относительно намерения Авессалома, он сообщит об этом Садоку и Авиафару, а те своим сыновьям Ахимаасу и Ионафану, чрез которых известие должно дойти до Давида. Когда Авессалом отверг совет Ахитофела и принял совет Хусия, Садок и Авиафар немедленно были уведомлены об этом, вследствие чего последние распорядились со всевозможной скоростью послать об этом весть Давиду. Но может быть, для избежания подозрений известие было послано с одной женщиной. Эту передачу увидел один юноша, который немедленно отправился в путь и уведомил об этом Авессалома. Ахимаас и его спутники тем не менее отправились в путь, и когда они прибыли в Бахурим, местоположение которого в настоящее время неизвестно, то скрылись в колодце во избежание наблюдения со стороны своих преследователей. Женщина дома, близ которого они скрылись, покрыла устье колодца покрывалом и насыпала на него крупы, так что не было ничего заметно, и, когда посланники Авессалома приблизились к этому месту и спрашивали, где Ахимаас и Ионафан, она обманула их, сказав, что молодые люди очень спешили и перешли реку вброд. Таким образом они избегли опасности и в то время, как их преследователи возвратились в Иерусалим, поспешили к Давиду со своей вестью. Вследствие усиленной просьбы Ахимаас был уполномочен передать известие о смерти Авессалома его отцу, Давиду. Он опередил Хусия, который был прежде отправлен с тою же вестью; впрочем, прежде, чем он передал известие, прибежал Хусий и рассказал о печальном событии. По Флавию, Ахимаас был впоследствии первосвященником, на что указывается и в ( INap. VI, 8, 15 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

пришедшие... из Гефа. По всей видимости, Давид установил добрые отношения с жителями Гефа еще во время своего пребывания у гефского царя Анхуса ( 1Цар. 27,1–12 ). 15 Еффею Гефянину. Этот чужестранец в скором времени станет одним из доверенных военачальников Давида наряду с Исавом и Авессой (ст. 21, 22; 18,2.5.12). 15 вчера. Это нужно понимать, видимо, в условно-фигуральном смысле (см. ком. к ст. 18). 15 там будет и раб твой. Преданность, выказываемая иноземцем Давиду, особенно замечательна на фоне измены своему царю многих израильтян. 15 поток Кедрон. Протекающий с севера на юг поток Кедрон отделял Иерусалим от Елеонской горы. по дороге к пустыне. В Септуагинте это место, древнееврейский текст которого допускает некоторые разночтения, переведено как «масличный путь в пустыне». 15 Садок... Авиафар. См. ком. к 8,17. ковчег Божий. См. ком. к 1Цар. 3,3; 4,3 . 15 возврати ковчег Божий. Давиду (в противоположность старейшинам Израиля в 1Цар. 4,3 ) явно чуждо магическое толкование чудесной силы ковчега. 15 пусть творит со мною, что Ему благоугодно. Давид смиренно принимает всевышнюю волю Господа (ср. слова Илии в 1Цар. 3,18 ; также 10,12 и ком.), но это не мешает ему принимать практические меры для спасения своей жизни (ст. 27,28, 32–36). 15 возвратись в город с миром. Садок, Авиафар и его сыновья окажут Давиду ощутимую помощь в борьбе с Авессаломом (17,15–21). 15 на равнине в пустыне. Предположительно имеется в виду местность поблизости от реки Иордан (17,16). 15 гору Елеонскую. См. ком. к ст. 23. голова у него была покрыта; он шел босой. Выражение скорби и печали ( Есф. 6,12 ; Ис. 20,2–4 ; Иер. 14,3.4 ). 15 разрушь совет Ахитофела. Давид молит Господа о том, чтобы тот покарал изменившего друга за предательство. Измена Ахитофела нашла свое отражение в горестных словах Пс. 40,10 , которые в НЗ применены к предательству Иудой величайшего из сынов Давида ( Ин. 13,18 ). См. также Пс. 3 , называемый «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». 15 Хусий. После молитвы Давида Господь посылает ему того, кому предназначено было расстроить планы восставших. Имя Хусий встречается также в 3Цар. 4,16 и в 1Пар. 27,33 , где, как и в данной главе, он назван другом царя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

337 Между тем для непредубежденного читателя и здесь ефод представляется всего естественнее, как первосвященническая одежда. «В 17:4,5, кажется мне, говорит Кениг, имеется в виду сказать следующее: Миха владел не только литым и резным образом, но и полным, снабженным всеми принадлежностями, святилищем; вследствие этого он приобрел и священническую наплечную одежду и терафимы, а также и священника, который должен был носить ту наплечную одежду. Именно многократное сильное указание на священника, как главное посредством чего Миха и данитяне считали обеспеченною свою связь с Иеговою (Суд . 17:13; 18:4,5,6,19,24,30), кажется, выражает мысль повествователя, что ефод нужная вещь для совершения важнейшей священнической функции». 338 Ничто не вынуждает видеть статую и в ефоде в скинии номвской ( 1Цар.21:9 ). Здесь не говорится, что ефод «стоит в доме Божием в Номве и за ним находится меч Голиафа, обернутый в одежду» (Фатке), а говорится: «вот меч Голиафа филистимлянина,.. завернутый в одежду, позади ефода». Смысл этих слов вполне исчерпывается предположением, что меч Голиафа, завернутый в одежду, висел на крючке на стене, а поверх него на том же крючке висел и ефод. Основание видеть статую в ефоде, упоминаемом в 1Цар.23:3,9; 30:7 , указывается лишь в том, что Авиафар «приносит его в своих руках к Давиду»; но это значит лишь то, что Авиафар не ходил постоянно в ефоде, а надевал его лишь при отправлении своей должности ( Исх.28:29,30 ). 339 А что Давид сам вопрошал Иегову чрез ефод, это никоим образом не следует из двух последних мест книги Царств. Таким образом, ни имя – ефод, ни упоминание о нем в разных местах и в разнообразных отношениях не дают основания видеть в нем статую, а не первосвященническую одежду. He говорим уже о том, что во всех приведенных выше местах нет, да по существу дела и не может быть, ни малейшего указания на то, что эта предполагаемая статуя имела вид тельца или смешанный вид человека и тельца. Если держаться указанного выше взгляда Фатке на тожество истукана и литого кумира с ефодом в 17 и 18 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20:18 )?    Савей, восстав против Давида, а потом спасаясь бегством, укрылся в город Авель, а это город в Палестине, именуемый ныне Авела. Посему, когда военачальник расположил войско для осады города, одна весьма мудрая жена напомнила ему о Божественных законах. А Божественный закон повелел сперва отправить посольство, а потом уже ополчаться на тех, которые будут противиться. Сие и сказала жена: «аще оскудеша, яже положиша верный Израилев?» — т. е. не надобно преступать предписанного законами. Потом присовокупила: «аз есмь мирная утверждений Израилевых; ты почто потопляеши достояние Господне?» (2 Цар. 20:19) — т. е. поелику ты по закону Божественному не присылал посольства, то извещаю тебя, что город не имеет враждебных намерений, но желает мира. Посему не разоряй города — не иноплеменного, а одноплеменного, покорного тому же Богу и Владыке. Военачальник, выслушав слова сии, сказал, что не желает ни войны, ни осады, а только желательно ему иметь в своих руках того, кто восстал против царя. Посему мудрая жена, узнав причину осады, убедила правителей города не ввергать город в опасности войны, но вспомнить о благочестии и правдивости царя, о доблестных его подвигах в войнах и о том, что по его трудам пользуются они ненарушимым миром. Сими словами сделала, что голова мятежника брошена в стан к Иоаву и осада снята. Вопрос 40. Что значит сказанное: «над плинфовидным и над сильными»?    Плинфовидным (πλινθον), думаю, названо то же, что у светских писателей именуется продолговатым четвероугольником (πλασιον), а это есть вид четвероугольного воинского строя. Посему как ныне у римлян так называемому магистру вверяется начальство над окружающими царя стражами, разумею щитоносцев и копьеносцев, так и Ванеа предводительствовал царскими телохранителями, а прочее войско состояло под военачальством Иоава. Вопрос 41. Как должно разуметь сказанное: «Садок и Авиафар иереи, и Иодай, сын Иеферов быстъ жрец Давидов» (2 Цар. 20:26 )?    Садок и Авиафар имели сан первосвященнический, а сей, будучи священником, жил внутри царского дома, находясь всегда при Божественном кивоте и совершая жертвоприношения царевы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010