14 страшным для всех народов. Летописец подчеркивает, что Давид снискал международную известность и признание (см. ком. к 14,1). В сражениях с врагами Давид одержал славную победу; в его победе соседние народы увидели проявление Божественной силы и устрашились ( Нав. 2,11 ; 2Пар. 17,10; 20,29 ). Глава 15 1516,43 В рассказе об успешном перенесении ковчега в Иерусалим и устроенном по этому поводу праздновании летописец следует 2Цар. 6,12–19 (15,25 –16,3), от себя добавляя о сделанных Давидом назначениях левитов и об установленном им порядке богослужения. 15:1–24 Летописец обращает внимание (15,2.13–15) на то, что в этот раз Давид переносил ковчег, соблюдая все требования закона Моисеева ( Исх. 25,12–15 ; Втор. 10,8; 18,5 ). 15 устроил... скинию. Скиния с ковчегом в тот момент еще находилась в Гаваоне (16,39). Давид, таким образом, устроил новую скинию. 15 всех Израильтян. См. ком. к 11,1. 15:4–10 Для богослужения Давид созвал представителей всех трех ветвей рода Левия (потомков Каафа, Мерари и Гирсона). С точки зрения летописца, сделанные Давидом назначения левитов важны в качестве образца для восстановленной общины (см. ком. к 6,1–53). 15 Садока и Авиафара. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида. Первый из них служил при скинии Моисеевой в Гаваоне (16,39), второй в Иерусалиме (18,16; 27,34). Позже Авиафар, выступивший на стороне Адонии, был отстранен Соломоном от священства ( 3Цар. 1,7; 2,26.27 ). С точки зрения летописца, именно потомки Садока представляли собой род первосвященников (см. ком. к 6,1–15.48–53). 15 не взыскали Его. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 15 как заповедал Моисей. См. ком. к 16,40. 15:16–24 От себя, помимо сказанного в книге Царств, летописец добавляет подробности, касающиеся музыки и пения, которыми сопровождалось перенесение ковчега. К богослужебным музыке и пению он вообще проявляет значительный интерес (см. 6,31–47; 9,15.16.33; 13,8; 15,28; 16,4–6; 23,5; 25,1–7; 2Пар. 5,12.13 ), который объясняется его заботой о том, чтобы в восстановленной общине храмовое богослужение было организовано должным образом (см. ком. к 6,1–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Она благословляла Бога непрерывно, и дабы те, кто приветствовал Ее, не могли оторвать Ее от хвалы Богу, Она отвечала тем, кто приветствовал Ее: «Благодарение Господу». И вот от Нее пошел обычай, принятый благочестивыми людьми, отвечать приветствующим их: «Благодарение Господу ». Чтобы питаться, Она вкушала ежедневно пищу, которую получала из рук ангела, и Она раздавала бедным ту пищу, которую давали Ей священники храма. Очень часто видели, как ангелы беседовали с Ней и повиновались Ей с великим почтением. И если кто-нибудь, одержимый какой-нибудь немощью, прикасался к Ней, возвращался выздоровевшим тотчас же. Глава VII И тогда священник Авиафар принес большие дары священнослужителям, дабы отдали Марию в жены его сыну. Мария воспротивилась этому, говоря: «Невозможно, чтобы Я познала мужа или муж познал Меня». Священники и все родственники Ее говорили Ей: «Чадами прославляется Бог, как всегда это было в народе израильском». Мария ответила: «Бог прежде всего прославляется целомудрием. Ибо до Авеля не было праведника между людьми, и он был приятен Богу за жертвоприношение свое, и он был злобно убит тем, кто был неугоден Богу. Он стяжал два венца, – жертвы и девственности, ибо тело его пребыло свободным от осквернения. И, далее, Илия 143 , когда был в этом мире, был восхищен на небо, ибо он сохранил тело свое в девственности. Я с детства узнала в храме Господнем, что девственница может быть угодной Богу. И Я приняла в сердце своем решение совсем не знать мужа». Глава VIII И было, когда Мария достигла четырнадцатилетнего возраста, фарисеи сказали, что, по обычаю, женщина не могла долее оставаться молиться в храме. И решили послать глашатая ко всем коленам израилевым, дабы все сошлись на третий день. Когда весь народ собрался, Авиафар, первосвященник, встал и поднялся на самую высокую ступень, дабы видел и слышал его весь народ. И когда сделалось великое молчание, он сказал: «Внимайте мне, чада Израиля, и да примут уши ваши мои слова. С тех пор как храм сей был воздвигнут Соломоном, он содержал в себе много девиц, достойных восхищения, дочерей царей, пророков и священников; затем, достигнув приличного возраста, они вышли замуж, и они были угодны Богу, следуя обычаю тех, кто был прежде них. Но ныне, с Марией, вводится новый путь угождения Господу, ибо Она сотворила Богу обет пребывать в девственности, и я полагаю, что по прошению нашему и ответу Бога мы узнаем, кому Она должна быть вручена для хранения».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

«И Нов, город священников, поразил он острием меча: как мужчин, так и женщин, как подростков, так и грудных младенцев, и волов, и ослов, и овец — острием меча» ( 1Цар. 22:19-20 ). Единственный, кому удалось спастись в результате этой резни, был юный сын первосвященника Ахимелеха Авиафар (Эвьятар), который бежал из Нова и сумел добраться до Давида. Последний, чувствуя свою вину за гибель целого города, не просто принял Авиафара, но и пообещал защищать его даже ценой своей жизни. «В конце концов, — сказал Давид, — другого убежища у тебя все равно нет — тот, кто ищет моей души, ищет и твоей». Но и Авиафар прибыл к Давиду не с пустыми руками: он успел прихватить с собой из Нова одежду первосвященника, а вместе с ней и «урим» и «туммим», позволявшие ему вопрошать Бога для царя. И то, что этот один из важнейших для израильтян религиозных артефактов находился теперь в лагере Давида, должно было послужить для всего народа подтверждением, что Бог поддерживает сына Иессея и считает его притязания на корону законными. Давид, лучше чем кто-либо другой, понял, что уничтожение Нова было прежде всего акцией устрашения: таким образом Саул решил показать, что может ожидать тех, кто осмелится оказать хоть какую-то помощь или укрыть у себя победителя Голиафа. Теперь у Давида поистине должна была гореть земля под ногами… Глава седьмая. Гон Впервые в настоящем деле Давиду пришлось испытать своих людей, когда филистимляне осадили небольшой пограничный город Кеиль (Кеилу) и стали грабить уже собранный, но еще не увезенный в амбары урожай. Жители Кеиля каким-то образом сумели известить Давида о набеге врага и запросили о помощи. Узнав об этом, в лагере Давида возроптали: его обитатели откровенно боялись вступать в схватку с таким сильным и хорошо вооруженным врагом. Но Давид, говорит Библия, вопросил с помощью священника Авиафара «урим» и «туммим», и Бог через них обещал ему победу над филистимлянами. Скептически настроенные историки считают, что, даже если Давид и в самом деле обратился к оракулу, свой выбор он сделал гораздо раньше. Обращение кеилетян означало, что они видят в нем и его «армии» нечто большее, чем просто сборище «лихих» людей, — силу, которая куда ближе, чем царская армия, и за помощью к которой можно обратиться в случае беды. Таким образом, это был поистине миг выбора: станет ли Давид для окрестных жителей «князем», негласным правителем и защитником тех мест, где не так сильна власть Саула, либо так и останется атаманом очередной, пусть и довольно большой шайки разбойников. И тот, кто по-настоящему знал Давида, понимал, что на самом деле выбора у него не было.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Плинфовидным (πλινθον), думаю, названо то же, что у светских писателей именуется продолговатым четвероугольником (πλασιον), а это есть вид четвероугольного воинского строя. Посему как ныне у римлян так называемому магистру вверяется начальство над окружающими царя стражами, разумею щитоносцев и копьеносцев, так и Ванеа предводительствовал царскими телохранителями, а прочее войско состояло под военачальством Иоава. Вопрос 41. Как должно разуметь сказанное: «Садок и Авиафар иереи, и Иодай, сын Иеферов» 10 быстъ жрец Давидов (2Цар.20:26)? Садок и Авиафар имели сан первосвященнический, а сей, будучи священником, жил внутри царского дома, находясь всегда при Божественном кивоте и совершая жертвоприношения царевы. Вопрос 42. Почему, когда гаваонитян умертвил Саул, по смерти его наказан был за сие народ израильский (2Цар.21:1)? Завет с гаваонитянами заключил весь народ; в клятвах участниками были и Елеазар иерей, и Иисус пророк ( Нав.9:15 ). Посему потомкам поклявшихся должно было не нарушать договоров, но и преступающего закон царя убедить, чтобы сохранил клятву. Посему-то по смерти царя израильтяне терпели наказание голодом. А чрез сие премудро всем Распоряжающийся научает нас, что хотя по долготерпению и не налагает Он тотчас казни за нарушение законов, но впоследствии подвергнет справедливому наказанию точно так же, как и тогда, по прошествии уже сорока лет, заключил утробу облаков, землю подверг немощи бесплодия и обитателей ее наказал голодом. Царь же, не зная причины ниспосланной Богом кары, вопросил праведного Судию. Когда же узнал, что воздается сим за неправедное умерщвление гаваонитян, самих обиженных сделал судьями. Ибо сказано: «и рече Давид ко гаваонитяном: что сотворю вам? и чим умолю, и благословите достояние Господне?» ( 2Цар.21:3 ). Но иудеи не внимают словам сим, что и семя Авраамово возымело нужду в благословении хананеев. Высоко думают они о предках и не хотят понять, что добродетель гораздо славнее прародительского благородства; и, по слову божественного апостола: «еже от естества необрезание, закон совершающее, осудит того, иже писанием и обрезанием преступник закона» ( Рим.2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

То есть на самом деле никаких «бывших с ним» не существовало, Христос ссылается здесь не на реальную историю, а на гипотетическую ситуацию: первосвященник, поверив, что с Давидом должен следовать целый отряд, дал разрешение воинам этого отряда есть священные хлебы при условии, что они ритуально чисты. Христос ссылается на это разрешение как на прецедент, потому что Ему важна в данном случае не фактическая точность рассказа Давида (ее как раз и не было), а сама позиция Ахимелеха: оказывается, в определенных ситуациях есть священные хлебы можно и простому человеку. Именно такой вывод особенно важен был в контексте полемики Христа с фарисеями. В особенности остро стоит вопрос о неточностях библейского текста. Речь идет о двух категориях. Во-первых, существуют расхождения между различными библейскими книгами: Мф (1:1–17) и Лк (3:23–38) приводят не совсем одинаковые родословия Христа, данные переписи Давида различаются в книгах Царств и Паралипоменон (4Цар 24и 1Пар 21:5 ). Кстати, в Мк 2 (этот отрывок параллелен только что рассмотренному нами Мф 12:3–4 ) приведено другое имя тогдашнего первосвященника – Авиафар, а по книге Царств Авиафар был первосвященником после Ахимелеха. Кроме того, существуют расхождения между библейским текстом и данными современной науки. Например, Книга Даниила называет Навуходоносора отцом вавилонского царя Валтасара (5:11), тогда как по вавилонским источникам мы точно знаем, что его отцом и непосредственным предшественником на троне был Набонид, а Навуходоносор II был более дальним и непрямым родственником Валтасара. Следовательно, автор Книги Даниила либо просто не знал этих деталей, либо назвал Навуходносора «отцом» в том смысле, что он был славным предком и предшественником Валтасара. Фундаменталисты склонны видеть в любом указании на подобные неточности текста подрыв авторитета Священного Писания. При этом они допускают возможную порчу текста в ходе его переписывания (так можно объяснить часть расхождений между библейскими книгами), но изначальный текст, по их мнению, был полностью свободен от ошибок, в т.ч. и в плане естественнонаучных и исторических фактов. Следовательно, для наиболее последовательных фундаменталистов любые научные данные, которые противоречат библейскому тексту, должны быть отвергнуты. Однако вопрос о том, насколько хорошо согласовываются данные науки с тем, что говорит Библия по тому или иному поводу, актуален не только для них, и разрешить его бывает непросто. 1.3.3. Библия как Священная История

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

1 Голиаф из Гефа, единоборец стана Филистимского, оскорбляет израилитян и хулит Бога Израилева; 12 Давид, навещавший братьев, слышит насмешки Голиафа; 28 он убеждает Саула позволить ему выйти против Голиафа; 41 Давид убивает Голиафа камнем из пращи и отрубает ему голову; 52 Израиль прогоняет Филистимлян. 1 Давид и Ионафан; 5 Зависть Саула; попытки убить Давида; 17 Мелхола, дочь Саула, отдана Давиду в жены. 1 Ионафан говорит доброе о Давиде и вынуждает у Саула клятву, что он не умертвит его; 8 но Саул снова пытается погубить Давида, а Мелхола помогает ему скрыться; 18 Давид спасся в Раме у Самуила и его сонма пророков; даже Саул «во пророках». 1 Давид и Ионафан заключили завет дружбы для себя и потомства своего навеки; 17 Саул упрекает Ионафана за его любовь к Давиду; 35 Ионафан извещает Давида об опасности для его жизни. 1 Священник Ахимелех помогает Давиду и его людям, отдав им хлебы предложения, а также меч Голиафа; 10 Давид бежит к царю Гефскому; спасается, притворившись безумным. 1 В пещере Адолламской 400 мужей Давидовых с другими беженцами присоединились к нему; 3 Давид укрывает своих родителей у царя Моавитского и уходит в землю Иудину; 6 Доик Идумеянин доносит Саулу о помощи священника Ахимелеха, оказанной Давиду, и по приказу Саула поражает Ахимелеха, весь его дом и Номву, город священников; 20 спасся один только Авиафар, сын Ахимелеха, убежавший к Давиду под его защиту. 1 Давид освобождает жителей Кеиля от Филистимлян, но Авиафар предостерегает его, что они предадут его Саулу; 15 Давид скрывается в пустыне Зиф, но Зифеи тоже донесли об этом Саулу; 24 Саул погнался за Давидом, который еле скрылся от него. 1 Давид сберегает жизнь Саула в пещере в пустыне Ен-Гадди, 8 и этим доказывает Саулу свою верность ему; 16 Саул смягчается и возвращается домой. 1 Навал отказывается дать Давиду и его людям хлеба и поносит его; 14 Авигея, жена Навала, привозит дары свои Давиду и отвращает его гнев; 36 после скоропостижной смерти Навала Авигея становится женою Давида; 43 он берет себе в жену также Ахиноаму, но теряет Мелхолу.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

8 Садок, сын Ахитува. Согласно 1Пар. 6,3–8.50–53 , он был левитом и через Елеазара возводил свой род к Аарону. Наряду с Авиафаром, внуком Ахитува ( 1Цар. 22,20 ; этого Ахитува не следует путать с отцом Садока, носившим то же имя), Садок назван здесь одним из двух священников Давида. В царствование Соломона Авиафар был отстранен от первосвященнического служения за то, что поддержал Адонию в его притязаниях на престол ( 3Цар. 1,7.8 ), а его место занял Садок ( 3Цар. 2,35 ). Отстранение Авиафара от служения явилось довершением Божиего суда над домом Илия (см. 1Цар. 2,31 и ком.). Род же Садока становится в дальнейшем наиболее выдающимся родом священников ( Езд. 7,1.2 ; Иез. 40,46; 43,19; 44,15 ). Сераия писцом. Имя писца воспроизводится в тексте ВЗ по-разному (Суса в 20,25 и 1Пар. 18,16 ; Сива в 3Цар. 4,3 ), и это обстоятельство заставляет предположить, что он был не израильтянином, а происходил родом, скорее всего, из Египта, страны с древними традициями письма и государственной службы. В Израиле, судя по всему, писцы входили в число наиболее высокопоставленных чиновников ( 4Цар. 12,10; 25,19 ). 8 Ванея. Ванее, имеющему на своем счету значительные военные заслуги (23,20–22), в будущем представится случай продемонстрировать глубокую преданность Давиду и Соломону ( 3Цар. 1,8.36.37 ), а убив по приказанию Соломона Иоава, он станет главным царским военачальником ( 3Цар. 2,34.35; 4,4 ). над Хелефеями и Фелефеями. См. ком. к 1Цар. 30,14 . первыми при дворе. В древнееврейском тексте данной фразы стоит слово «священниками». Вообще маловероятно, чтобы царские сыновья могли быть священниками. Можно, однако, предположить, что, обосновавшись в Иерусалиме, Давид решил возобновить служение царя-священника по образцу Мелхиседека, который являлся одновременно «царем Салимским» и «священником Бога Всевышнего» ( Быт. 14,18 ; ср. Пс. 109,4 ). В книге Паралипоменон ( 1Пар. 18,17 ) вместо «священниками» сказано «первыми при царе». Вероятнее всего, сыновья Давида были кем-то вроде дворцовых управляющих или распорядителей. Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Стр. 173. 240 Общее мнение ученых, касавшихся этого предмета, таково, что при иерусалимской скинии, устроенной Давидом для ковчега завета, совершалось такое же самое богослужение, какое и при Моисеевой скинии в Гаваоне. Одни высказывают его прямо, у других оно подразумевается как само собою понятное. Прямо высказывают его, между прочим, Буддей, Генгстенберг, Кейль. «Что общественное богослужение учреждено было и при этой Давидовой скинии (в Иерусалиме) также, как и при Моисеевой в Гаваоне, это, говорит Буддей, известно из 1Пар.16:37 и сл.». Отсюда произошло то, чго было два первосвященника, – Авиафар, который пребывал в Иерусалиме при Давиде, и Садок, который послан был в Гаваон к Моисеевой скинии; ст. 39 и сл. Buddei Historia ecclesiastica Veteris Tesmamenmi. Tom. poster. Edit. tert. 1729. p. 129. Генгстенберг повторяет буквально эти слова Буддея и с теми же ссылками, прибавляя от себя, что «святилище в Иерусалиме заняло с самого начала первенствующее положение». Geschichte des Reiches Gottes unter d. A. B. P. 2. H. 2. S. 122. «Вероятно при первосвященнике Авиафаре ( 2Цар.6 ; 1Пар.13 и 15, 1 – 16, 42) было устроено здесь (в Иерусалиме), говорит Кейль, богослужебное место с правильным при нем богослужением ( 2Цар.8:17; 20:25 ; 1Пар.2:26 ), между тем как священник Садок и его братья назначены были для служения при скинии свидения в Гаваоне, так что с того времени до построения храма у Израиля было два святилища и богослужебных места». Руководство к Библ. Археологии. Ч. I. стр. 149. У нас это мнение высказывают преосвященный Филарет, митрополит московский, и г. Богородский. ,,Богослужение продолжалось при обеих скиниях, Моисеевой и Давидовой, и поручено было двум священникам, Авиафару в Иерусалиме, и Садоку в Гаваоне». Начертание церковно-библейской истории. Москва. 1840. Изд. 7. Стр. 244. По Богородскому, Давид оставил при скинии в Гаваоне «первосвященника, Садока, со всем необходимым штатом священников и левитов, которые и продолжали совершать всенародное богослужение в Гаваоне наряду с иерусалимским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

252 Позднее, когда Давид стал уже царем над всем Израилем, каждая такая часть состоит из 24,000 мужей ( 1Пар.27:1 ). О внутреннем составе их, – состоит ли каждая из них из воинов одного колена, – неизвестно; можно предполагать на основании всей предшествовавшей истории, что воины из одного и того же колена соединяются по возможности в одну группу; но из неравенства численного состава колен можно заключать, что о полном проведении принципа коленной сопринадлежности едва ли может быть речь. Подобное можно предполагать и о начальниках подразделений этих частей, – тысяченачальники, стоначальники и пр. набираются по возможности из глав семейств и поставляются над воинами одного с ними колена. Но главное начальствование над целым отделением из 24 тысяч принадлежит лицу, заявившему о себе своею храбростью. Сравнение имен главных начальников отделений с именами некоторых богатырей ( 1Пар.27:2–15 ; 2Цар.23:8 и дал.; 1Пар. 11:11 и дал.) открывает сходство между теми и другими и дают основание предполагать, что во главе отделений войска стоят именно эти богатыри. 253 Главное начальствование над всем войском принадлежит Иоаву ( 2Цар.8:16; 20:23 ). Иоав – родственник Давида, 254 – как и Авенир, начальник войска Саула, был родственником царя, – но он достигает своего высокого положения в войске, благодаря своей личной храбрости и опытности ( 1Пар.11:6 ). И набор войска в последней своей инстанции находится в руках особого общегосударственного чиновника, писца, который ведает коленные, родовые и семейные списки граждан, подлежащих воинской повинности, освобождая от неё тех, которые по закону имели право на то. Наряду с ним общегосударственное значение имеет и другой начальник «дееписатель», – канцлер, государев докладчик о разных вещах, а также и летописец важнейших событий. 255 Иоав – главный начальник войска, Иосафат – дееписатель, Садок и Авиафар (Ахимелех) первосвященники, Сераия (=Суса?) – писец, Ванея – начальник царских телохранителей упоминаются, как главные сановники Давида, a вместе с тем и общегосударственные ( 2Цар.8:16–18 ; 1Пар.18:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

44:10–14 Хотя в прошлом иноплеменники занимали некоторые должности при храме (напр., были телохранителями и скороходами), теперь, согласно Иезекиилю, для них вход вообще запрещен. Их должности переходят к левитам, которые осквернили себя идолопоклонством ( Чис. 1,50–53 ; 2Пар. 8,14.15 ). Те священнические семьи, которые впадали в идолопоклонство до вавилонского плена (8,6), теперь будут исполнять лишь второстепенные и вспомогательные функции. Само же священство будет ограничено лишь потомками сынов Садока (ст. 15; 40,46). 44 священники из колена Левиина, сыны Садока. Садок был первосвященником вместе с Авиафаром во время царствования Давида ( 2Цар. 8,17; 15,24–29 ). В дальнейшем, когда Авиафар поддержал притязания на престол Адонии ( 3Цар. 1,7 ), Садок остался единственным первосвященником, потому что он принял сторону Соломона. Священство и раньше было ограничено только сыновьями Аарона среди левитов ( Исх. 28,1 ; Лев. 8,2–7 ; 1Пар. 6,48–53 ), но Иезекииль провидит и дальнейшее ограничение вплоть до единственной семьи уже среди потомков Аарона. 44 К мертвому человеку никто... не должен подходить. Прикосновение к покойнику делало человека ритуально нечистым. Священники, и особенно первосвященники, были обязаны избегать подобных контактов ( Лев. 21,1–12 ). 44 Я их удел. Ср. Чис. 18,20–24 ; Втор. 10,9; 18,1–5 ; Нав. 13,33; 18,7 . 44 Никакой мертвечины... не должны есть священники. Запрещение есть мясо животного, найденного мертвым, распространялось на всех израильтян ( Лев. 11,39.40 ; Втор. 14,21 ). Глава 45 45:1–8 Разделение страны на уделы будет подробно изложено далее, в гл. 47; 48; сейчас же речь идет только о выделении священного участка земли. Иезекииль провидит священный участок в центре страны, длиной примерно в тринадцать км (25 тысяч локтей) по каждой стороне, причем он еще должен быть разделен на три части (ср. Откр. 21,16 ). Северная зона (около двадцати пяти квадратных миль английская квадратная миля составляет 259 гектаров) выделяется левитам. Центральная часть предназначена для святилища и священников. Южная зона, половинного размера по сравнению с двумя другими, отводится самому городу. Территория на восток и на запад в шестьдесят четыре квадратных мили выделяется князю, а вся остальная площадь страны к северу и к югу должна быть поделена между другими коленами. Интересно, что в видении Иезекииля сам храм находится за пределами города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010