Отец Владимир, выслушав рассказ Андрея Георгиевича, сказал: — Постарайся вспомнить имя этого архимандрита. — Никак не могу. Помню, что живет он в Рязанских краях. А имя какое–то ветхозаветное. — Наум? — спросил отец Владимир, имея в виду известного духовника из Троице–Сергиевой лавры. — Н–нет, не Наум… — Ну тогда Авель! — заключил отец Владимир. — Других старцев с ветхозаветными именами у нас вроде нет. — Точно Авель! — обрадовался Битов. — А ты откуда знаешь? — Отца Авеля многие знают. — А где он служит? — поинтересовался Битов. — В Иоанно–Богословском монастыре под Рязанью . — Поразительно!.. И мама говорила, что мне надо ехать к монаху Авелю в Рязанскую область! — А вдобавок у меня в кабинете сейчас сидят два человека, — продолжал отец Владимир. — Один — это архиепископ Павел, он как раз управляет Рязанской епархий, а второй — архимандрит Тихон, у которого скит под Рязанью. И он только что рассказывал, как недавно навещал отца Авеля. В общем, тебе, Андрей, Сам Бог велел как можно быстрее собираться и ехать. И наконец–то исповедоваться и причаститься. А то, что твоей маме даже пришлось прийти к тебе, поверь, это не шутки! — Да знаю я, знаю… — отозвался Битов. — Только все это как–то странно… Отец Владимир тем временем продолжал: — Я попрошу Владыку Павла, тебя примут в монастыре и отведут к отцу Авелю. Машиной туда ехать из Москвы меньше трех часов. Договорились? — Конечно!.. Он собирался в путь несколько месяцев, а когда миновало полгода, отец Авель отошел ко Господу. Мощи святителя Тихона Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет». Для подобной уверенности были все основания. То, что останки Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если православные относились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Образ схимонаха Авеля рисует о. Иосиф (Шорин): «Старец Авель, невысокого роста, как Закхей, немощный, невидный собою, был прост как дитя – стоило новоначальному послушнику позвать его на стакан чая, старец с готовностью шел навестить брата. Его речь была чужда каких-либо новостей и дел монастырских, а всегда он говорил что-нибудь назидательное и утешительное из Священного Писания и Святых отцов, в которых он в безмолвии своем поучался. Приходящим к нему за советом и утешением говорил: “Скорби находящие нужно ради Бога терпеть смиренно и благодушно, ожидая милости Божией”». 26 июля 1906 г. в половине шестого утра схимонах Авель, пробыв в больнице около двух недель, напутствованный Святыми Таинами, мирно почил. «За его смирение Господь судил ему такие торжественные похороны, каких на Валааме никогда и никому не устраивали. Отпевал его архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий... в сослужении с приезжим архимандритом Евгением, о. игуменом Пафнутием и восемью иеромонахами. Во время Литургии академик о. иеромонах Стефан (Твердынский) сказал прекрасную похвальную речь схимонаху Авелю, чего тоже никогда не бывало раньше». Монах Иосиф (Шорин) записал в дневнике: «Буде тебе вечная память, незлобивый старец, сын святого послушания, да упокоит тебя Господь в Своем Небесном Царствии, и аще обрящешь милость Божию, помолись о нас, скорбящих, да поможет нам Господь безропотно, со смирением проходить святое послушание, да поживше в спасительном покаянии, удостоимся получить у Христа Бога велию милость». Схимонах Авель погребен на старом братском кладбище. Бегай людей – и спасешься Схимонах Никита (Евдокимов) (1831–1907) Подвижническая жизнь схимонаха Никиты была неразрывно связана с такими духовными столпами Валаама, как игумен Дамаскин и схимонах Агапий. Изначально духовником будущего старца был великий валаамский игумен, а затем, по смерти последнего, им стал о. Агапий, у которого схимонах Никита «довольно часто бывал... и проходил труднейшую науку – делание Иисусовой молитвы». Схимонах Никита (Николай Евдокимович Филин, а в АФВМ именуется Николаем Евдокимовым) родился в 1831 г. в деревне Григорьково Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. «В учебных заведениях не учился», но получил хорошее воспитание в семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перенося в течение трех лет неописуемые страдания, инок никогда не роптал Некогда в больнице обители Преподобного Сергия на смертном одре лежал иеромонах Артемий, который по своим дарованиям был истинным украшением Сергиевой обители. По неисповедимому Божию Промыслу отец Артемий тяжко заболел. Все тело его покрылось ранами, так что даже белье на него надеть было невозможно. Он совершенно обнаженный лежал на клеенчатом тюфяке, смазанном прованским маслом. Его покрывала лишь одна простыня. Страдания отца Артемия в течение трех лет были неописуемы. На выражения ему со стороны братии искреннего сожаления он всегда с какой-то райской улыбкой отвечал: «Мне надо еще больше страдать за свое недостоинство перед Богом». Из его уст не слышны были жалобы на тяжесть креста. С покорностью воле Божией он терпел все до последнего вздоха и мирно скончался смертью праведника. Иеромонах Вифанского скита отец Серафим Он видит благодатный сон: является ему в небесной славе Царица Небесная Современник архимандрита Леонида (Кавелина) , смиренный инок Вифанского скита Сергиевой Лавры иеромонах Серафим в свое время много потрудился для сооружения в родном скиту храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Замечательной кончины удостоил его Господь по молитвам Богоматери. Как-то Великим постом он простудился и тяжело заболел. В ночь на Великий Четверток отец Серафим видит дивный, благодатный сон: является ему в небесной славе Царица Небесная с двумя светлыми юношами – Ангелами. Вручая болящему отцу Серафиму просфору, Она возвестила, чтобы он взял часть сего хлеба и подкрепился, ибо ему предстоит далекий путь, и стала невидима. В Великий Четверг иеромонаха Серафима еще раз напутствовали Святыми Тайнами, и он в тот же день мирно скончался. Погребли его на паперти при входе в созданный им храм. Вифанский инок Авель Инок был извещен о своей кончине митрополитом Платоном Среди братии Вифанского скита проживал инок, отец Авель. По своей кротости он воистину был подобен своему небесному покровителю, праведному Авелю. Простота его была детская, незлобие – голубя, нищета – великая. Свою келлию он никогда не запирал, да и взять там было нечего. На кровати вместо матраца лежала рогожа, а вместо одеяла – какие-то лохмотья. Подушкой ему служил мешок, набитый соломой. Белья у него в запасе никогда не было. Данное ему из рухольной 15 белье изнашивалось обычно до основания. Потому он, будучи звонарем, нередко ходил звонить, так казалось многим, без белья, в одном рваном ватном подряснике. Здоровье его явно хранил Господь за молитвы святителя Божия митрополита Платона 16 . Видеть его всегда было приятно, потому что сам облик его, благодатный и светлый, вносил в душу приятное ощущение. Из редкой скромности Авель, по наставлению Иисуса, сына Сирахова, не учащал ноги своей к другу своему, боясь наскучить ему. Лишь в крайнем случае и только к немногим братиям он приходил по какой-либо особой необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Таким образом, в свою новую книгу отец Авель не поместил жизнеописание преподобного Серафима Саровского . Возникает несколько предположений по этому поводу, но наиболее основательно звучит версия о том, что у отца Авеля существовал замысел издать житие Преподобного отдельной книгой. Ему удалось это осуществить, однако пока точно неизвестно, когда именно. На сегодняшний день существует «Сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. Второе издание, исправленное и дополненное, – иеромонаха Авеля», изданное в 1862 году в московской типографии «Семена». В делах Московского комитета духовной цензуры сохранилось прошение от декабря 1862 года о разрешении к печати этой книги, составленное игуменом Саровской обители Серафимом (Пестовым): «Представляя при сем в оный Цензурный Комитет книгу под заглавием: Жизнь старца Серафима, учиненною на книге автором ея Сергиевой Лавры иеромонахом Авелем надписью, ступленную с правом вновь напечатать ту книгу в пользу вверенной моему управлению Саровской Пустыни, всепокорнейше прошу Цензурный Комитет разрешить вновь отпечатать жизнеописание старца Серафима» 48 . Отдельного первого издания этого жизнеописания преподобного Серафима Саровского пока не обнаружено, но нужно сказать, что во втором издании книги «Общежительная Саровская пустынь», вышедшем в 1860 году, отец Авель поместил дополнительную главу «Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений». Возможно, с этого «Краткого сказания» и печаталось жизнеописание преподобного Серафима в 1862 году. Конечно, в основе жизнеописания преподобного Серафима, составленного иеромонахом Авелем, также как и в основе творения отца Георгия, лежит «Сказание», составленное иеромонахом Сергием. Но отец Авель, зная преподобного Серафима лично и опираясь на данные монастырского архива, внёс свои дополнения и уточнения в жизнеописание саровского старца. Например, им были уточнены даты: посвящения Преподобного в сан иеродиакона (декабрь 1786 года, ранее назывался 1785 год) и возвращения подвижника из пустыни в Саровскую обитель (1810 год, ранее 1809). По словам В.А.Степашкина 49 , в архиве Саровского монастыря, в деле «Записки иеромонаха Авеля и собранные им материалы по истории монастыря» есть конкретное подтверждение того, что 19 марта 1875 года преподобный Серафим был пострижен в рясофор.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Еще один случай был на Успение, только вот я уже не помню, в каком году. Отец Авель тогда еще был в силе, часто служил, и тогда как раз возглавлял богослужение. Он произнес отпуст и давал крест богомольцам. К нему подошла женщина со своим сыном, который учился тогда в начальных классах школы, страдал сильной близорукостью и был близок к слепоте. Она стала просить молитв отца Авеля о сыне. Отец Авель сказал: «Пойдите, помажьте ему глаза маслом из лампадки от иконы Успения Божией Матери». Когда мать помазала мальчику глаза, он стал говорить: «Мама, как щиплет ужасно, жжет глаза!» И потом вдруг: «Я вижу!» Они остались до конца дня, женщина ко многим подходила, рассказывала, как улучшилось зрение ее сына, даже говорила более решительно: «Мой сын прозрел». Слепоты там изначально, конечно, не было, но улучшение было явное, и главное, что произошло оно мгновенно. Вот то, что вспомнилось сразу. Хотя, может быть, не стоит вспоминать каждую из деталей долгой жизни отца Авеля, ведь вряд ли нужно знать всем все и обо всем. Есть какие-то сокровенные вещи, которые так и должны остаться сокровенными.   – Как вы думаете, почему люди особенно любили батюшку?   Иеромонах Мефодий: Почему его так любили люди? Потому что, с одной стороны, он долго прожил в монастырях, в Иоанно-Богословском – 16 лет, на Афоне – 10 лет, но и на приходах много лет провел. Поэтому понимал как мирских людей, так и монахов. Но он никогда не разделял людей на монашествующих и немонашествующих. Для него все были едины. Отец Авель противился такому отношению, что «вот монахи пусть постятся, а нам, мирским, поститься не надо». Он очень строго спрашивал: «Почему вы думаете, что если вы в миру, то вам в церковь ходить не надо, молиться не надо?» Но когда к нему приезжали хозяйки, мамы большой семьи, и каялись: «Батюшка, я не успеваю прочитать молитвы…», то он говорил: «Ты с детьми возишься, по дому хлопочешь – этим и спасаешься». Так он рассуждал. А если человек имел возможность ходить в храм, то батюшка не давал ему никаких послаблений.

http://pravoslavie.ru/put/080724130747.h...

Прежде всего святитель Николай делает акцент на том, что грех является причиной всех нестроений и бед человечества. Так было в раю, так будет и до скончания века. Адам, преступивший Божию Заповедь, грехом, как мечом, отделил весь род человеческий от Главы-Творца . Однако, как образы Божии, люди имели возможность стремиться к единению с Господом через видимые действия. Из Библии известно, что Каин [iv] и Авель [v] приносили жертвы Богу от того, что имели. После изгнания из рая люди были убеждены, что соединение с Богом оплачивается страданием. Однако страдание это они переносили на животных или растения, принося их в жертву Богу, не решаясь взять на себя это жертвенное страдание [vi] . Но, принося видимые жертвы, человек не должен был забывать и о внутренних жертвах, т.е. «иметь дух сокрушен» (ср.Пс.50,19). Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, рассуждая о поступке Каина, замечает, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению преподобного, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а от небрежения и поэтому была отвергнута [vii] . Сербский святой учит, что преступление Каина символично для всех преступлений человека по отношению к человеку до конца истории. Хотя Каин и Авель были братьями по крови, не были таковыми по духу. Ибо если Авель верил в Бога и вел себя в соответствии с Его заповедями, то дух Каина был помрачен демонской завистью [viii] . Нежелание Каина бороться со страстью зависти подтолкнуло его к убийству. Вот как пишет об этом святитель в книге «Война и Библия»: «Тот, кто воюет сам с собой, может неуклонно идти правильным путем к истинной цели. Если же человек не воюет против себя, то он воюет против Бога и людей» [ix] . Эту же мысль святой так развивает в своем последнем труде «Единый Человеколюбец»: «Все внешние размолвки, ссоры и войны проистекают изнутри, из разобщенности человеческой души, из внутреннего противоборства Богу и самому себе» [x] . Таким образом, после грехопадения не только были нарушены отношения между человеком и Богом, но и отношения людей между собой [xi] . По словам святителя Николая, Каин, как плод непослушания Евы [xii] , научаемый [xiii] и подталкиваемый дьяволом [xiv] , убил брата своего Авеля еще и по той причине, чтобы освободиться от уз общества, чтобы лишь его личность действовала на свете. То есть Каин захотел быть «Я» без «Мы» [xv] . Здесь можно увидеть, как святитель косвенно затрагивает тему соборности Церкви и корни еретического понимания папства в Западной Церкви. Эта тема проходит лейтмотивом через книгу «Из окна темницы».

http://bogoslov.ru/article/4498619

В 1852 году архимандрит Сергий назначен был в настоятели Серпуховского Высоцкого монастыря; но, прожив там девять лет, снова возвратился в лавру, на покой, и здесь вскоре же, именно в ноябре 1861 года, мирно скончался. Получив известие о его кончине, митрополит Филарет писал о. наместнику лавры: «Мир душе о. архимандрита Сергия. Кроткий всегда, он получил кроткую и кончину» 3 . Он был действительно старец необыкновенно кроткий, добрый и приветливый, – подражатель своего великого старца – преподобного Серафима. Отец Авель был в то время, как я видел его первый раз, гробовым монахом, то есть стоял при мощах преп. Сергия, и именно в стопах его, у южных алтарных дверей Троицкого собора. Редко случалось мне видеть такое идеально-иноческое лицо, как у старца Авеля, – бледное, изможденное, но чрезвычайно благообразное, кроткое и спокойное. Как будто он был создан для того, чтобы стоять при стопах преподобного Сергия, «наставника монахов и собеседника ангелов». Начало иночества он положил в Сарове, куда пришел в 1829 году, и, значит, не менее четырех лет прожил там при старце Серафиме, был свидетелем его блаженной кончины и погребения. В 1839 году он пришел в лавру. Наместник, о.архимандрит Антоний, принял его с любовью и скоро назначил ему послушание – стоять при мощах преподобного Сергия, которое и нес он в течение десяти лет (1840–1850 гг.). О Саровской пустыни, где видел таких подвижников, как старец Серафим, о. Авель не мог забыть, и живя в лавре: не раз он ездил туда по благословению о. наместника, а в 1854 году, ища пустынного уединения, задумал даже совсем переселиться в Саров. Митрополит Филарет всегда очень неохотно отпускал монахов из лавры и прочих своих монастырей в монастыри других епархий, и неблагосклонно смотрел на такие монашеские переезды, поэтому и намерение о. Авеля не одобрил, хотя и не препятствовал ему ехать в Саров. О своем свидании с ним, бывшем 9-го ноября, на другой же день владыка писал о.наместнику: «Вчера вечером, когда, утомленный в продолжение дня, я пресек занятие делами с викарием, не окончив, мне сказали, что иеромонах Авель хочет прийти ко мне взять благословение в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Адам, по грехопадении своем, изгнан из земного рая; он ведет на земле трудную и горестную жизнь, он более не то Вечным любимое и осыпанное благодеяниями Его творение, он скитающийся, изгнанник; смерть есть предел его несчастий. Иисус Христос, для заглаждения беззакония рода человеческого, оставляет небо, оставляет престол славы, облекается в наши немощи, ведет бедную и многотрудную жизнь; в Нем не видят более Того Бога, пред Коим трепещет вселенная, Того вечного Слова, возлюбленного Своим Отцом, в Котором почивает нежнейшее Его благоволение. Он не находит места, где приклонить главу Свою: все как будто убегает Его и знать Его не хочет; поносная смерть оканчивает презрение, коим Его обременяют. Можно ли найти естественнейшее и вместе удивительнейшее применение! Следующие не менее будут разительны. Авель Жертвоприношение Авеля приемлется с благоволением; жертвоприношение его брата отвергается. Бог также отринул жертвоприношения закона для принятия токмо непорочной жертвы, закланной за спасение человеков. Авель верою принес Богу жертву, превосходнейшую жертвы Каиновой; верою он оправдан. Верою и превосходством жертвы благоговение закона Христианского преимуществует пред благоговением Синагоги, и сия-то жертва освятила Церковь . Авель падает под ударами своего брата; Каин внезапно нападает на него и его убивает. Иисус Христос уступает козням злых; Он задерживается, как разбойник; умирает по повелению и под ударами врагов Своих. Кровь Авеля возносится до небес для испрошения наказания Каину. Кровь Иисуса Христа восходит до престола Вечного для испрошения прощения людям. Бог отмщает за убийство Авеля, предавая Каина непрестанным угрызениям совести и скитающейся и изгнаннической жизни. Он отмщает за убийство Иисуса Христа, соделывая богоубийственный народ скитающимся, бродящим, презираемым по всей земле. Ной Имя Ноя значит утешителя, имя Иисуса означаешь Спасителя. Бог определил истребить всех людей; но Ной обрел благодать пред лицем Его, поскольку он был праведен, и сердце его исполнено было живой веры: Всемогущий сохраняет его для нового населения земли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

254–255). 1835 Без даты Иеромонах Авель пострижен в рясофорные монахи (ТПЖ. 213). 1837 Без даты Иеромонах Сергий (в миру Стефан Васильев) из Спасо-Вифанского монастыря составил первое жизнеописание преподобного Серафима (Д. 418; ЖП. 37). При составлении жития он, видимо, использовал некий текст, который был составлен в Саровской обители, но не дошел до нашего времени (ЖП. 37). Через наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония житие было передано на рассмотрение митрополиту Филарету (Дроздову) , и тот внес в текст рукописи свои исправления (Д. 418). 20 июня В этот день пострижен в монашество инок Спиридон Пестов, будущий настоятель Саровской обители ( Ав. 183 ). 29 сентября В иеродиаконы пострижен монах Серафим Пестов, будущий настоятель Саровской обители. Пострижение совершил Тамбовский епископ Арсений ( Ав. 183 ). 16 ноября Письмо иеромонаха Илариона иеромонаху А.: «Рано, брате, угодил еси в начальство, в котором надобно быть адамантскому сердцу, дабы устоять. Но не сам поискал еси... не унывай... просись, если возможно, за неспособностию, от начальства...» ( Ав. 152–153 ). 1838 Без даты Иеромонах Авель (Ванюков) лишен рясофора «по доносу настоятеля оной пустыни игумена Нифонта за несоблюдениеим, Ванюковым, общежительных правил. По резолюции Его Преосвященства, как неблагонадежный для монашеской жизни, уволен он из сей пустыни и из здешней епархии вовсе, для чего и возвращен ему... увольнительный его вид». Иеромонах Авель относился к числу почитателей старца Серафима и был в немилости у игумена Нифонта. Митрополит Серафим (Глаголевский) Ему вменялось в вину то, что он, якобы, «... содействовал к выходу из Сарова теперешнему казначею Вифанскому Сергию (Васильеву, автору первого жития преподобного Серафима – В. И.) и прочей перешедшей оттуда братии в Лавру и Вифанию, отчего отец Игумен возымел на него негодование...» (Степашкин В. А., Мавлиханова Е. А. Культурное наследие: наш древний молодой Саров. Саров, 2004. С. 87). 6 января Митрополит Филарет (Дроздов) пишет письмо наместнику Троице-Ссргиевой Лавры архимандриту Антонию о том, что Синод пока не позволяет публиковать житие старца Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Я нахожу, что св. Авель принял на себя много прообразов Христа. Как Спаситель есть начальник и первый праведник для всех обновленных после времен закона, также и для всех древних людей начальник праведности — Авель. Ни в обновлении человечества, которое обновил Господь всех, ты не найдешь чего–нибудь более первичного, чем тело Господне, ни в ветхом поколении людей не найдешь праведности, просиявшей раньше Авеля. Тот начальник ветхих праведников, а этот начальник и новых праведников и воистину обновляемых святых. Вот почему Спаситель закрепил память об Авеле, как начале всякой праведности. Он сказал иудеям: « да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником » (Мф. 23:35). Он поставил началом праведности Авеля, гонимого людьми, но увенчанного Богом. И заметь удивительную вещь. Так как Авель первый был сподвижником праведности, то он первый удостоился и пострадать за благочестие. Он стал прообразом Христа, пострадавшего за истину, а кровь Авеля сделалась близкой к крови Владычней, имея тесную близость по вере. Именно, спасительная кровь есть училище для всей вселенной; ничто нас не наставляет так в благочестии, как кровь Владычня, говорящая истиной, как бы языком. Возопила кровь Авеля, вопиет и кровь Христова. Но та вопиет, умоляя, а эта — принося умилостивление миру. Так как кровь Владычня подобно трубе прогремела во все концы мира и кровь Авеля говорила к Богу, то апостол, напомнив о той и о другой крови, при сравнении на большую высоту поднял поистине высочайшую кровь; он сказал: « Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева » (Евр. 12:22–24). Он говорит, моля за грешников и принося умилостивление миру, потому что кровь Христова — окропление вселенной, кровь Христова — избавление людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010