Настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы игумения Магдалина (Чекулаева) представила доклад «Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века». Матушка Магдалина кратко рассказала об истории возникновения обители, начало которой с конца XVII века положила богадельня при кладбищенской церкви в честь великомученика Никиты Готфского, окормляемая иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Традиции благочестивой жизни укрепились в этой общине в XIX столетии, когда ее взяли под свое попечение Оптинские старцы: игумения Магдалина особо подчеркнула значение старческого окормления для духовного расцвета русского женского монашества в позапрошлом столетии, заботу старцев об устроении обителей по общежительному уставу, о духовном состоянии насельниц. Матушка Магдалина сообщила, что в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам обители. Это более 500 писем, написанных с 1836-го по 1910-й годы. В обители почитается как исповедница последняя перед закрытием игумения Серафима (Ильичева; почила в 1943 году, претерпев пять лет ссылки в Казахстан), а также известная подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина), постриженица Никитского монастыря, похороненная на Калитниковском кладбище в Москве. О благодатных дарах матушки Ольги и помощи по молитвам к ней монастырь собрал множество свидетельств и недавно выпустил книгу. Настоятель Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря игумен Авель (Пивоваров) рассказал о почитании постриженика своей обители преподобномученика Андроника (Сурикова), с 1930 года беспрерывно скитавшегося по лагерям и ссылкам, в 1938 году по приговору тройки расстрелянного в Бамлаге и похороненного в безвестной могиле. Отец Авель также сообщил, что в обители чтят память последнего перед ее закрытием в 1931 году настоятеля архимандрита Гурия (Мишанова), осужденного в тот же год вместе с сестрами Спасо-Бородинского монастыря, которых он окормлял. Судьба отца Гурия после вынесения приговора неизвестна, он не прославлен в лике святых, но обе обители — Лужецкая и Бородинская — хранят память о его верном служении Богу и Церкви. Игумен Авель дополнил свой рассказ кратким повествованием о святых, связанных со Спасо-Бородинской обителью, — преподобной Рахили и преподобномученице Александре (Самойловой), подчеркнув, что в честь мучеников и исповедников веры Можайской земли — 38 святых — не только совершаются службы, крестные ходы в дни их мученической кончины, но существует и соборный день их поминовения 15 декабря. Ныне, как сказал отец Авель, рассматривается вопрос составления Собора новомучеников и исповедников Одинцовской епархии (образована в 2021 году), в составе которой находится Можайский благочиннический округ.

http://radonezh.ru/2023/12/22/stavropigi...

Место погребения отца Авеля находится в маленьком храме под алтарной частью Иоанно-Богословского собора. Храм освящен в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Здесь расположена братская костница, устроенная по образцу афонских. Также здесь почивают честные останки последних настоятелей Иоанно-Богословского монастыря, закрытого в 1931 году, архимандритов: Виталия (Виноградова), Тихона (Преображенского) и Зосимы (Мусатова). С именем последнего – отца Зосимы, связана примечательная история. Многие паломники слышат ее от монашествующих, которые проводят экскурсии. Кто не имеет возможности посетить эту святую обитель, тот может отыскать 33 российского научно-познавательного журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», полностью посвященного Богословской обители на Рязанщине, и прочитать, как молодой иеромонах Авель (Македонов), служивший в селе Городищи, после пасхальных молебнов по домам по просьбе одной женщины пошел на кладбище возле села Ходыни, на могилку отца Зосимы, о котором в то время еще ничего не знал. Услышав, что усопший был последним настоятелем Иоанно-Богословского монастыря, отец Авель почувствовал: «как-то прям сердце екнуло». Пока певчие пели у могилы архимандрита стихиры Пасхи, он мысленно к нему обратился со словами: «Батюшка, вот ты игумен монастыря, настоятель монастыря, архимандрит, а я монах. Монах, а вот в монастыре-то не жил, вот так в миру живу, на приходах. И монастыря у нас теперь нет. А я знаю, что когда будет Страшный суд, все монастыри будут отдельно, каждый монастырь будет отдельно стоять перед Господом, как бы общинно, семьями. Я куда денусь? Батюшка, помолись за меня, чтоб Господь допустил… Я буду стараться, как подобает моему брату в миру, но чтоб Господь причислил меня к вашему братству, чтоб я тоже среди вас стоял». Ходынинские прихожане, когда отец Авель бывал свободен, приезжали за ним. И на протяжении всех трех лет, пока он там служил (с 1947 по 1949 годы), он ходил на могилку отца Зосимы и просил: «Батюшка, чтоб меня после смерти причислили к Вашему братству. Чтоб на Страшном Суде я стоял с вами, пусть последним, но чтоб с вами». Прошли десятилетия. В 1989 году отец Авель стал не просто монахом, а наместником вновь открытого Иоанно-Богословского монастыря и… преемником архимандрита Зосимы.

http://pravoslavie.ru/94432.html

Мы имеем косвенные свидетельства в пользу того, что Авель со своими “пророчествами”, к которым относились с большим доверием в столичных светских салонах, мог быть в той или иной степени ангажированным в большие политические интриги своего времени, (возможно, в связи с деятельностью масонов) — слишком политизированным был характер его “про­рочеств”. В этом ключе становится объяснимым таинственный источник его огромного богатства. Существующий в настоящее время образ Авеля как православного подвижника-монаха и истинного пророка о судьбах России, присутствующий в том числе и в православных изданиях, представляется нам не соответствующим фактам, реально имевшим место в прошлом. Остаётся только удивляться, в силу чего все эти факты, доступные для широкого читателя на протяжении более чем столетия, традиционно игнорируются теми, кто пишет о прорицателе Авеле. 1 Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя. Пророчества дому Романовых//Литературная учеба. Кн. 1. М., 1993; Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000; Россия перед вторым пришествием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993; Каверин Н. Православная мифология ХХ века//Благодатный огонь. 13. 2005. 3 Там же; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя…; Россия перед вторым пришествием. 9 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. Письмо 453. Москва-Париж, 1996. 12 Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941. С. 168; Ильин-То­мич А. А. Васильев Василий//Русские писатели 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989; Каратыгин П. Граф Павел Сергеевич Потемкин//Исторический вестник. Т. XIII. СПб., 1883; Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.; Русский биографический словарь. Т. 1. М., 1999. 20 Имеется в виду по-видимому допрос в Тайной экспедиции весной 1796 года, после которого Авель был заключён в Шлиссельбургской крепости. 24 “Книги”, которые писал Авель, представляли собой тетрадки с его сочинениями. Первая такая книга была написана им не позже 1796 года и рассматривалась во время следствия в Тайной экспедиции в том же году (см. далее текст). После первого ареста он продолжал заниматься сочинительством и распространением своих творений, в которых записывал свои “пророчества”, “открове­ния” и т. п. Начиная с середины 90-х годов XVIII века эти писания распространяются в самиздате (Сахаров И. П. Записки. С. 959) и в настоящее время (авторские и подложные) — в интернете.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Наиболее подробно опубликованы документы, связанные с обстоятельствами первого заключения Авеля в 1796 году 22 . Некоторые важные для нас материалы дела 1796 года специально будут рассмотрены ниже. Важно отметить, что, согласно данным историков 23 , в это время не известно ни одного случая фальсификации следственных материалов со стороны органов безопасности, аналогичной известным фальсификациям НКВД-КГБ в ХХ веке. Что касается последующих заключений, то опубликованные документальные материалы, касающиеся причин и обстоятельств этих событий, как и вообще жизни Авеля, весьма скудны. Приводим то, что нам известно из опубликованных документов в связи с обстоятельствами этих арестов. Вторичное заключение Авеля в мае 1800 года последовало вследствие обнаружения у него при скандальных обстоятельствах во время присутствия его в Валаамском монастыре некоей “книги” 24 и “листка”, написанных им самим (доклад митрополита Санкт-Петербургского Амвросия генерал-прокурору Оболь­­я­нинову 25 ). После ознакомления с содержанием этого листка Обольяниновым последовало высочайшее повеление (со стороны Павла I) о заключении Авеля в Петропавловской крепости 26 . Как пишет анонимный автор статьи в “Русском архиве” — “Ве­роятно к этому времени и относится предсказание Авеля о кончине Павла Первого” 27 . Свидетельства об этом предсказании и информация об истинных причинах привоза Авеля из Валаамского монастыря в Санкт-Петербург и о его заключении в этот раз в опубликованных документах отсутствуют. В марте 1801 г. (после смерти Павла I и воцарения Александра I) Авель переводится по распоряжению митрополита Амвросия в Соловецкий монастырь для заключения, где не позже 17 октября того же года по указу Святейшего Синода освобождается и переходит в число монашествующих этого монастыря 28 . На основе опубликованных документов нельзя определить, ни когда Авель ушёл из Соловецкого монастыря, ни обстоятельств ухода. По словам того же анонима, “выпущенный на волю, Авель написал третью книгу с предвещанием взятия Москвы неприятелем, за что его снова заточили на многие годы в Соловецкий монастырь” 29 . К сожалению, эту информацию анонимный автор не подкрепляет никакими документальными ссылками.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Далее здесь и неудобно и бессмыслено. Геннадий, Санкт-Петербург 14 февраля 2020г. 13:29 Ничего я не терял. Пишу здесь только о Вашей реакции на слова Егора Торского. Ни о времени, ни об " А " и " В " из обсуждаемой статьи я здесь ничего не писал. Вы пишете неправду. Для чего? иеромонах Авель 16 февраля 2020г. 15:05 Повторюсь здесь последний раз: Я писал о приведённой автором цитате, а вы применили мой комментарий ко всей статье. Геннадий, Санкт-Петербург 16 февраля 2020г. 22:00 Как можно чей-то комментарий применить к статье? Я не понимаю того, что Вы здесь написали. иеромонах Авель 06 февраля 2020г. 15:48 Вы же решили опровергнуть такую возможность рассуждениями о том, что «Бог существо бесполое». Вообще-то Бог воплотился в теле, имеющем половые признаки. Он воплотился в мужском теле. И после воскресения и вознесения оно, я думаю, не потеряло свои мужские признаки. Хм)) Но ведь эти признаки по человеческой природе, а не по Божеской... природы остаются неслитны, то есть природное свойство чел.природы не вносит в Божескую природу ничего. Геннадий, Санкт-Петербург 07 февраля 2020г. 12:05 По-вашему, человеческая природа Иисуса Христа к Богу не имеет никакого отношения? По-вашему, после воскресения или вознесения Иисуса Христа она прекратила свое существование? Егор Торской писал о человеческой природе, и не подменял ее божественной природой. иеромонах Авель 08 февраля 2020г. 09:29 Орос Халкидонского собора гласит, что природы во Христе остаются неслитны, то есть их свойства не изменяются, а более того -- подчёркиваются. Это в контексте моего первого сообщения говорит о том, что вышеестественное бытие человека в вечности по причастию Богу не имеет полового аспекта, потому что и природа Божества не имеет пола, а свойства чел.природы Христа не сообщают природе Божества ничего, не изменяют Его природу. Геннадий, Санкт-Петербург 10 февраля 2020г. 19:07 Отец Авель, неужели Вы совершенно не понимаете того, что Вам пишут? О человеческой природе шла речь, а не о божественной. Отсутствие пола, полового влечения и прочих естественных страстей в божественной природе не аннулирует их наличия в человеческой природе в период времени, предшествующий всеобщему воскресению.

http://bogoslov.ru/article/6021874

Настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы игумения Магдалина (Чекулаева) представила доклад «Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века». Матушка Магдалина кратко рассказала об истории возникновения обители, начало которой с конца XVII века положила богадельня при кладбищенской церкви в честь великомученика Никиты Готфского, окормляемая иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Традиции благочестивой жизни укрепились в этой общине b XIX столетии, когда ее взяли под свое попечение Оптинские старцы: игумения Магдалина особо подчеркнула значение старческого окормления для духовного расцвета русского женского монашества в позапрошлом столетии, заботу старцев об устроении обителей по общежительному уставу, о духовном состоянии насельниц. Матушка Магдалина сообщила, что в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам обители. Это более 500 писем, написанных с 1836-го  по  1910-й годы. В обители почитается как исповедница последняя перед закрытием игумения Серафима (Ильичева; почила в 1943 году, претерпев пять лет ссылки в Казахстан), а также известная подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина), постриженица Никитского монастыря, похороненная на Калитниковском кладбище в Москве. О благодатных дарах матушки Ольги и помощи по молитвам к ней монастырь собрал множество свидетельств и недавно выпустил книгу. Настоятель Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря игумен Авель (Пивоваров) рассказал о почитании постриженика своей обители преподобномученика Андроника (Сурикова), с 1930 года беспрерывно скитавшегося по лагерям и ссылкам, в 1938 году по приговору тройки расстрелянного в Бамлаге и похороненного в безвестной могиле. Отец Авель также сообщил, что в обители чтят память последнего перед ее закрытием в 1931 году настоятеля архимандрита Гурия (Мишанова), осужденного в тот же год вместе с сестрами Спасо-Бородинского монастыря, которых он окормлял. Судьба отца Гурия после вынесения приговора неизвестна, он не прославлен в лике святых, но обе обители — Лужецкая и Бородинская — хранят память о его верном служении Богу и Церкви. Игумен Авель дополнил свой рассказ кратким повествованием о святых, связанных со Спасо-Бородинской обителью, — преподобной Рахили и преподобномученице Александре (Самойловой), подчеркнув, что в честь мучеников и исповедников веры Можайской земли — 38 святых — не только совершаются службы, крестные ходы в дни их мученической кончины, но существует и соборный день их поминовения 15 декабря. Ныне, как сказал отец Авель, рассматривается вопрос составления Собора новомучеников и исповедников Одинцовской епархии (образована в 2021 году), в составе которой находится Можайский благочиннический округ.

http://patriarchia.ru/db/text/6086179.ht...

Нельзя в этом случае не упомянуть еще одного выходца из Саровской обители, в это же время нашедшего приют в Троице-Сергиевой лавре и написавшего третье по времени житие прп. Серафима, — иеромонаха Авеля (Ванюкова). В 1848 г. он издал книгу «Краткая духовная лествица, возводящая христианина к любви Божией», в которой даны, помимо жизнеописания прп. Серафима, жития многих других замечательных старцев Саровской пустыни. О. Авель был родом из казанских мещан и поступил в Саровскую пустынь в 1830 г. В 1838 г. он, как и иеромонахи Сергий и Георгий, также был вынужден выйти из Сарова. Он был лишен рясофора «по доносу настоятеля оной пустыни игумена Нифонта за несоблюдение им, Ванюковым, общежительных правил. По резолюции Его Преосвященства, как неблагонадежный для монашеской жизни, уволен он из сей пустыни и из здешней епархии вовсе, для чего и возвращен ему увольнительный его вид». Иеромонах Авель относился к числу почитателей старца Серафима и был в немилости у игумена Нифонта. Ему вменялось в вину то, что он якобы «...содействовал к выходу из Сарова теперешнему казначею Вифанскому Сергию (Васильеву, автору первого жития преподобного Серафима. — Прим. авт. ) и прочей перешедшей оттуда братии в Лавру и Вифанию, отчего отец Игумен возымел на него негодование...» . Год от года молва о праведной жизни прп. Серафима росла. Многие люди чувствовали необычайную духовную мощь о. Серафима. Так, например, Николай Мотовилов однажды высказался по этому поводу: «Отец игумен, Нифонт, — великий раб Божий, но и тут в Саровскую пустынь я не для него приезжал и приезжаю, хотя и весьма много его уважаю за его святыню, но лишь для одного только батюшки отца Серафима, о коем я думаю, что и в древности мало было таких святых угодников Божиих, одаренных силою Илииною и Моисеевою» . Наблюдая рост славы прп. Серафима, Авель решил издать его жизнеописание отдельно. До сих пор неясно, когда он осуществил свой замысел. Известно лишь, что в 1862 г. его книга о старце Серафиме вышла вторым изданием . Возможно, Авель посчитал за первое издание расширенное жизнеописание прп.

http://bogoslov.ru/article/6192688

Вы увидите, что я разделил небольшое это сокращение Истории на многие части. Разделение сие, обращая по временам ум ваш на некоторые великие события, к коим вы можете относить все прочие, облегчит вашу память. Каждое из событий, наиболее достопамятных, называется эпохою, что значит остановка; поскольку на оном останавливаются для рассмотрения, как бы с неподвижной точки, всего прежде или после случившегося; сим легким способом мы можем избегать анахронизмов, то есть, таких погрешностей, в которых смешиваются времена. Периодом называют последование деяний, случившихся от одного достопамятного события до другого. Вся Священная История разделяется на шесть периодов. Первый простирается от сотворения мира до потопа, то есть, от Адама до Ноя. Второй представляет нам понятие об Истории людей от потопа до призвания Авраама, родоначальника народа Иудейского. Третий показывает размножение нового сего народа до вшествия его в землю Ханаанскую, которую Бог назначил ему в наследие. Четвертый излагает разные перевороты происходившие в сем новом народе до века его величия, когда Соломон соорудил храм Вечному. Пятый начинается от сооружения храма и продолжается до пленения Вавилонского. Наконец, шестой представляет состояние сего народа, от возвращения им себе свободы, до пришествия Мессии. Период первый Евгений. Спустя несколько времени после грехопадения, Адам и Ева имели двух сынов. Старший назван Каином, а младший Авелем. Каин упражнялся в земледелии; а Авель провождал пастушескую жизнь. Каин представляет собою первого из отверженных, а Авель первого из избранных, чему долженствовало случаться во все продолжение Религии: церковь Сатаны восстает против Церкви Божией; и отсюда-то начинается долговременное сие гонение, которым злые не престанут угнетать праведных до скончания веков. Авель приятен был Господу, и живая вера его придавала цену его жертвоприношениям; Каин же своим нечестием и скупостью отдалил от себя сердце Божие; вместо того, чтобы войти в самого себя, вместо того, чтоб переменить поведение, он взирает на брата своего с подлою токмо завистью. Зависть превращается вскоре в непримиримую ненависть, а ненависть доводит его до убийства. Тщетно сам Бог хочет излечить ожесточенную сию душу; Каин презирает увещания Вечного; нападает нечаянно на своего брата, и приносит его в жертву своей ярости. Так некогда должен был умереть под ударами нечестивцев праведник по превосходству, которого прообразованием был благочестивый Авель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

4) Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что “на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет”. Попытки подследственного доказать, что он писал одно, а имел в виду другое, ни к чему не привели 74 , “пророк” оказался в итоге в Шлиссельбургской крепости, а “пророчество” не выполнилось. 5) В протоколах того же допроса 1796 года указывается пророчество Авеля, содержание которого было получено им “свы­ше”; на Божественности этого “откровения” он особенно настаивал даже перед лицом грозного следователя Тайной экспедиции. Цитируем Авеля: “Процарствует мати его (Павла I), Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог” 75 . Между тем хорошо известны годы её царствования 1762–1796 — то есть всего 34 года царствования. Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18:20–22). 3. Ересь. Согласно донесению об Авеле генерал-поручика Заборовского графу А. Н. Самойлову от 19 февраля 1796 г., “сде­­лан был ему допрос, но без великого успеха, кроме тёмного показания о некоем еврее Феодоре Крикове, которого Авель признавал Мессиею и котораго он видел в Орле” 76 . При допросе, осуществлённом несколько ранее преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским, Авель называл себя “пред­течей Гоговым” 77 . Епископ Павел также свидетельствовал о вере Авеля в уже состоявшееся пришествие ожидаемого иудеями Мессии в лице некоего еврея Феодора Крикова и о путешествии его для свидания с Криковым в г. Орел 78 . Епископом Павлом взгляды Авеля были квалифицированы как ересь.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Так, на один из самых распространенных вопросов, которые задают старцам благочестивые юноши и девушки, желая узнать о том, к чему их больше призвал Господь - к женитьбе или монашеству, батюшка нередко отвечал следующим образом: «Ты знаешь, чадо, возможно, Господь мне и открыл Свою волю о тебе... Но я тебе ее не скажу, так как вижу, что ты не готов еще ее понести достойно. Везде будут великие трудности: и в семейной жизни, и тем более в монашеском делании. Столкнувшись с неприятностями, ты по малодушию станешь винить меня, говоря: это, мол, отец Авель меня благословил на такой путь, а я вот теперь страдаю...» Монашество батюшка считал, в духе апостола Павла, самым прямым и простым способом угодить Богу. Он не то чтобы убеждал своих мирских чад принимать постриги, но иногда по-детски удивлялся: как это все благочестивые люди не постригаются? Помню, как однажды я провожал его после Литургии до дома, и он с воодушевлением рассказывал мне, как хорошо быть монахом и что, пробыв монахом почти 60 лет, никогда не пожалел об этом. В доказательство он привел мне шуточную историю о том, как совсем недавно ему приснился сон, будто бы он - женатый. «Если бы ты знал, Димочка, как я благодарил Бога, когда проснулся и понял, что это сон и я - монах». Отец Авель с величайшей любовью и почтением относился и к благочестивым мирянам, живущим семейной жизнью. Особенно он чтил многодетных, был к ним очень внимателен и всячески опекал. Батюшка вообще считал, что отсутствие многодетности в современных семьях - это одно из значительных знамений апостасийного процесса и во многом причина развала семей, процветающего эгоизма и прочих неурядиц, постигших наше Отечество. Мне запомнилось, как однажды в монастыре к старцу подошел некий средних лет господин интеллигентного вида и громко, с пафосом, так, чтобы это услышали другие паломники, спросил: «Батюшка, что ж это происходит?! Почему нас, русских людей, так все обижают и жить нормально не дают?!» На что отец Авель вместо ответа спросил его: «А где твои дети?» Мужчина, смутившись и, видимо, сразу поняв, к чему старец спрашивает это, что-то невнятно пробормотал про единственного сына, на что батюшка и резюмировал, строго сказав, что в этом-то и есть большая часть нашей общенациональной проблемы: один - максимум, два ребенка в семье.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010