Писатель М.Янсон приводит в своей брошюре «Валаамские старцы» характеристику старца Авеля: «Поражал он всех... своею удивительной нестяжательностью и вольною Христа ради нищетою. Нравом он был прост и добр, а ясным умом и сострадательным сердцем был как бы евангельское дитя, имея в себе “мудрость змеиную и простоту голубиную”. В обращении он был искренен и откровенен. За прямоту и правдивое слово его не раз переводили из скита в скит. Но он удивлял всех покорностью и послушанием. Бывало, хозяин скита, не стерпев его обличений, а потому и устроивший его перевод в другой скит, объявлял ему, что, дескать, собирайся-ка, отец Авель, на другое послушание, тебе, мол, отец игумен благословил перебраться в скит на Святой остров. И тотчас отец Авель спокойно снимает мантию, берет клобук, а в небольшую ручную корзиночку кладет книгу, взятую из библиотеки для чтения, чай, сахар, спицы для вязания чулок, надевает на себя одежду и идет из кельи. – Вот, – говорит, – я уже и готов. – А что же, отец Авель, разве войлок постельный и подушку не возьмешь с собой? – спрашивает его кто-нибудь. – А зачем мне они? – отвечает он. – В каждом скиту найдется все это. – Ну а самовар-то разве тоже не возьмешь? – И самовар там найдется... К чему мне таскаться с вещами из скита в скит? Я взял, что мне надо, а остальное на месте найдется». В келье у него ничего не было, но он всем был доволен, постоянно пребывая в мирном и покойном состоянии духа. Незадолго до своей кончины о. Авель жил в Предтеченском скиту в дальней келье. В это время посетил его один из братии, желая получить духовное наставление. Старца в то время в келье не оказалось – он был на послушании. Брат дождался возвращения схимонаха Авеля, попросил разрешения войти, а затем спросил: – Батюшка, скажите мне что-нибудь на пользу душевную: как мне жить в обители, чтобы спасти душу? Старец стал просто и очень назидательно говорить брату о послушании, о том, как нужно разумно проходить его, живя в монастыре, о смирении, столь необходимом для стяжания благодати Божией. «Свои слова старец основывал на Святых отцах, часто ссылаясь на авву Дорофея , Иоанна Лествичника , Исаака Сирина . Так все у него выходило поучительно, просто и духовно усладительно. Закончил старец свою беседу самоукорением: “Вот, брат, говорю-то я так, а сам живу по-другому, нет у меня самого ни терпения, ни послушания, ни смирения... Только вот святой Иоанн Предтеча, в скиту которого живу я, грешный, покрывает меня, нерадивого, исполненного всяких немощей и страстей...” При этих словах слезы покатились из глаз старца... »

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 мая 1989 года был освящен Богословский собор и начались уже не просто регулярные, а ежедневные богослужения. Летом 1990 года навестить отца Авеля приехал его любимый племянник Коля, старший лейтенант Николай Македонов. Коля всегда очень уважал отца Авеля, был его духовным чадом, воспитывался в благочестивой семье, с детства был знаком с духовенством Рязани, часто молился в алтаре при служении многих святителей и иереев, имена которых мы произносим сейчас с благоговением. И вот приехал он в отпуск, и отец Авель ему сказал: «Я ничем тебя не связываю, живи спокойно, отдыхай, гуляй, ходи на Источник». Коля прожил в обители несколько дней, а затем направил начальнику Рязанского военного училища, в котором служил, рапорт об отставке. Через год он был зачислен в монастырь и летом 1991 года пострижен своим дядей в монашество с именем Иосиф и стал главным помощником батюшки на все оставшиеся годы. У них с батюшкой сложилась удивительная симфония: отец Авель молился, благословлял, а отец Иосиф исполнял, строил и устраивал. Поначалу у него не было опыта ни в стройке, ни в руководстве, но пришлось овладеть всеми профессиями: и бухгалтера, и прораба, и за дисциплиной братии следить. Позднее, в 1998 году Святейший Патриарх и Синод призвали отца Иосифа к архиерейскому служению. Но даже тогда, будучи рязанским викарием, владыка не оставил монастырь, и когда отец Авель ушел в 2005 году на покой, стал его священноархимандритом. Теперь владыка Иосиф мудро и энергично управляет Иваново-Вознесенской епархией. Сам я пришел в монастырь в 1998 году, когда большинство бытовых проблем уже были решены. Только по рассказам старшей братии знаю, как зимой спали на одном матрасе, а другим укрывались, потому что не было денег купить уголь для отопления. Господь помогал тогда, помогает и теперь. Бывали и совершенно чудесные случаи. Отец Авель вспоминал, как однажды монастырское начальство находилось в очень серьезной ситуации: бригада строителей из ближнего славянского зарубежья закончила работу, а у монастыря нет денег с рабочими расплатиться.

http://e-vestnik.ru/church/ioanno-bogosl...

Понятно, что на нехристианских пророчествах и целительствах процветает масса авантюристов, погружая общество в состояние психоза. На примере поразительной судьбы прорицателя монаха Авеля видно то, какими основными признаками обладают предсказания христианские. Прежде всего, Авель боролся с тёмными духами и победил их. (Волхвы, спириты, оккультисты к тёмным силам наоборот обращаются, вызывая их). Только после этого ему дается дар предвидения. И не от неких «высших сил», а как он сам говорил на допросах, «меня научил писать сию книгу тот, кто сотворил небо и землю, и вся иже в них. Тот же и повелел мне и все секреты составлять». Все признаки его прозрения соответствуют тем, которые описаны в «Откровении святого Иоанна Богослова». Он, по его словам, «был вознесен на небо», где и увидел некие две книги, содержание которых лишь пересказал в своих писаниях». Поэтому практику предсказаний по просьбе тех или иных людей он отвергал, объясняя им, что он не провидец, и что он только тогда предсказывал, когда вдохновенно было «велено ему, что говорить». И что чрезвычайно важно для понимания природы предсказаний, предназначались они не для всех людей, а лишь для крепких духом, лишь для тех, кто может их вынести: «Но не всем скажи и не всем напиши, а токмо, избранным моим, и токмо святым моим: тем напиши, которые могут вместить наши словеса и наши наказания, тем и скажи, и напиши». Примечательно и то, что Авель на допросах, которым подвергался, отвечал на вопросы спрашивающих лишь после того, как добивался у них ответа: есть Бог и дьявол или нет?.. Напомню, что монах Авель предсказал, как говорят, с точностью до часа смерть Екатерины Великой, за что и был заточён в тюрьму. Причем, предсказал за девять лет до её кончины, но не найдя способа сообщить ей об этом, изложил это в книге, которая получила известность среди церковных иерархов, государственных сановников и стала известна самой Императрице. Он предсказал так же судьбу Павла I. Нашествие Наполеона и сожжение Москвы, а также – великую войну с немцами. Наконец, он предсказал трагическую судьбу последнего царя Николая II… Напомню, что умер монах Авель в 1841 году…

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

В Послании ап. Павла к Евреям Авель предстает первым в ряду свидетелей веры с самого начала священной истории (Евр 11. 1 сл.). По замыслу автора этого послания причина отвержения Богом жертвоприношения К. была связана с верой; ни вид, ни содержание, ни момент совершения жертвы были неважны: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр 11. 4). Слова о том, что посредством своей веры Авель «и по смерти говорит еще» (Евр 11. 4b; см. также 12. 24), очевидно, являются переосмыслением выражения «голос крови» из Быт 4. 10 ( Attridge H. W. The Epistle to the Hebrews: A Comment. on the Epistle to the Hebrews/Ed. H. Koester. Phil., 1989. P. 316). К. в экзегезе древней Церкви Мн. древние авторы считали, что таинство спасительных страданий Господних и Его жертвы за грехи мира были предобразованы в убийстве Авеля ( Melito. Pasch. 58-59, 69; Euseb. Demonstr. I 10; Greg. Magn. Moral. III 17 Авель становится символом всех гонимых и умерщвленных праведников в истории, чья кровь была невинно пролита ( Iren. Dem. 17; ср.: Idem. Adv. haer V 14. 1; Orig. Exhort. ad martyr. 50. 1). К.- «человекоубийца и нечестивец» ( Orig. Exhort. ad martyr. 50. 1), напротив, стал прообразом как еретиков, так и иудеев, которые «убили Христа, пастыря овец бессловесных, предображенного Авелем» ( Aug. De civ. Dei. XV 7; Idem. Contr. Faust. 12. 13; Beda. Homiliarum evangelii. I 14//PL. 94. Col. 71a). Некоторые св. отцы разделяли представление о том, что отвержение жертвы К. «должно было быть выражено каким-либо видимым способом» ( Aug. De civ. Dei. XV 7). Принятие Господом жертвы Авеля, к-рое передано в МТ через глагол   - «смотреть» (в синодальном переводе «призрел»), согласно «Гекзаплам» Оригена, было передано в переводе Феодотиона глаголом επυρισεν, в Вульгате - inflammavit («сжигать, воспламенять» - Genesis/Ed. J. W. Wevers. Gött., 1974. S. 96. (Septuaginta. VTG; 1). Этот вариант чтения нашел отражение в христ.

http://pravenc.ru/text/1319891.html

Архимандрит Авель необычайно любил богослужение, и, пожалуй, единственное, за что он строго взыскивал со всех, невзирая на лица и звания, – это неблагоговейное отношение к службе. Будучи, на мой взгляд, весьма мягким духовником и игуменом, он мог довольно строго одернуть того, кто отвлекается во время службы, разговаривает или, небрежно совершая богослужение, делает ошибки. Зная многие стихиры и тропари наизусть, хотя некоторые из них читаются и поются раз в год, батюшка мог даже через весь храм поправить уставщика – выйти из своей стасидии на амвон и громко, с возмущением, спросить, обратившись в сторону клироса: «Вы что там поете?!» Немощный отец Авель быстро вышел из алтаря на амвон и громко сказал: «Сейчас нужно читать “Христос воскресе!”» Однажды монах по ошибке начал монотонно и негромко произносить перед шестопсалмием обычные слова: «Слава в вышних Богу», хотя были дни Пасхи и следовало трижды читать «Христос воскресе». Немощный отец Авель быстро вышел из алтаря на амвон и громко сказал: «Сейчас нужно читать “Христос воскресе!”», – на что многочисленные богомольцы, не слишком разбирающиеся в уставе и посчитавшие, что это батюшка их приветствует, громогласно ответили: «Воистину воскресе!». Память у батюшки была феноменальная. Впрочем, это было не просто свойство памяти, а скорее последствие той духовной собранности, того целомудрия, то есть способности «цельно мудрствовать», которая была присуща старцу, сумевшему собрать воедино при помощи благодати Божией человеческое естество, расколотое грехом. Эта особая его собранность была заметна, когда он молился (несколько раз я это чувствовал, когда ехал рядом с ним, безмолвно молящимся, в машине) или отвечал на вопросы паломников и духовных чад. Также это часто проявлялось по отношению к особенностям совершения службы. Нередко можно было увидеть такую картину: он, 78-летний старец, прослуживший в священном сане более 50 лет, спрашивает у молодого иеромонаха, какие особенности богослужебного устава были на сегодняшний праздник в прошлом году, а последний не может ничего вспомнить… Многие братия, имевшие священный сан или подвизавшиеся на клиросе, вели дневник, в котором отмечали различные небольшие, но важные, по мнению их игумена, нюансы совершения служб.

http://pravoslavie.ru/75634.html

На следующий день, 16 июля, Владимир получил аттестат. Еще через три дня было назначено венчание с «девицей православного вероисповедания Валентиной Алексеевной Барановой». Накануне, 18 июля, молодые расписались в ЗАГСе, без справки из ЗАГСа не венчали. На следующий день состоялось венчание. Оно происходило в Троицком храме села Норского, где уже начал тогда свое служение духовный друг Владимира Недосекина иеромонах Авель (Македонов). (В приходе отца Авеля было немало «мологских» – так называли в народе переселенцев: жителей, которые перебрались сюда с затопленных пойменных земель реки Мологи.) В Норское жених с невестой, родителями и друзьями плыли по Волге на пароходе. Венчальные иконы держали в руках. Перед венчанием в Троицком храме иеромонах Авель исповедал молодых. Совершали венчание соборно, служили: архимандрит Исаия (Ковалев), будущий епископ Углический, викарий Ярославской епархии, иеромонах Никодим (Ротов) и иеромонах Авель (Македонов). Весь путь от храма до церковного дома, где состоялась свадьба, был усыпан цветами. Свадебный праздник и стол устроил для молодых иеромонах Авель (Македонов). Шафером у 18-летней невесты был Владимир Поярков (будущий митрополит Ювеналий). Глава 3. Служение в Ярославской епархии Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – Таинство священства! Оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно... Прп. Ефрем Сирин . Из Слова о священстве Первые приходы На третий день после венчания, 21 июля 1953 года, 27-летний Владимир был рукоположен архиепископом Димитрием (Градусовым) во диакона, а еще через неделю, 28 июля, во иерея. Рукоположение происходило в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля. Перед рукоположением Владимир Недосекин над Крестом и Евангелием дал клятвенное обещание – присягу будущего пастыря: «Клянусь перед Господом и Его Животворящим Крестом и Пречистой Матерью свято соблюдать и хранить в чистоте все догматы Православной Церкви и ничего не нарушать и не изменять, строго подчиняться всем распоряжениям как духовной, так и гражданской власти, в чем целую Крест и Святое Евангелие».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Всё это преодолел Авель и за то сказа ему безвестная и тайная Господь о том, что будет всему миру». Обо всём этом Авель написал в своей первой книге «мудрой и премудрой» и показал её настоятелю, а тот архиерею. Последний ужаснулся: «Сия твоя книга написана смертною казнию», - сказал он иноку и отослал её генерал-прокурору Самойлову, с чего я и начала рассказ… На престол после Екатерины «взошёл» император Павел, а Самойлова сменил князь Куракин. Он-то и обнаружил книжечку в архивах Тайной Экспедиции и дал прочесть Павлу. Император повелел представить ему арестанта Авеля, имя которого уже тогда было известно всему Петербургу, пред свои царские очи. -Твоя, - говорит царь, - вышла правда. Я тебя милую. Теперь скажи, что ждёт меня и моё царствование. -Почто себе печаль предречь меня понуждаешь? – ответил Авель. – Царства твоего будет всё равно, что ничего. Ни ты не будешь рад, ни тебе рады не будут. И помрёшь ты не своей смертью. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушён будешь злодеями, коих греешь на царственной груди своей. В страстную субботу погребут тебя. Надо сказать, что Павел, несмотря на грозные предсказания, проникся к смиренному иноку и поселил его в Невской Лавре. Можно даже сказать, что он единственный из царских особ так благосклонно отнёсся к иноку. Но наперекор ему поступил всесильный губернатор граф Пётр Алексеевич Пален – он отправил вещего инока в мрачный каземат Петропавловской крепости - «за смущение духовного покоя Его Величества». А потом сослал его в Соловецкий монастырь. …Услышав страшный шум, Павел вскочил с постели, спрятался за решётку. Ворвавшиеся в комнату Николай Зубов (муж дочери Суворова), Беннигсен и другие офицеры выволокли императора из-за каменной решётки. Зубов ударил Павла золотой табакеркой по лбу. Император упал, но подавал ещё признаки жизни. Тогда кто-то из бунтовщиков снял свой шарф, и им-то Павел был задушен. Из спальни выбежал Беннигсен, и, притворив за собой дверь, вложил в ножны шпагу.

http://radonezh.ru/analytics/veschy-avel...

После VIII века появляются новые действующие лица — Авель, первый ветхозаветный праведник, и Иоанн Креститель, последний ветхозаветный пророк. Оба они — невинноубиенные мученики. Авель — первый из людей, испытавший смерть; причем не просто умерший, но убитый в момент своего жертвоприношения Богу. Как правило, он изображается за своей матерью Евой, в пастушьей одежде из овечьих шкур. Образ Иоанна Крестителя напоминает слова, сказанные им про Христа: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29) (см. рис. 4). В XIII веке в состав иконографии включается образ Моисея, держащего в руках рог — трубу юбилея. Звуком этого инструмента в Ветхом Завете возвещается юбилейный год, означающий отпущение долгов и свободу, провозглашается победа и восшествие нового царя. На древнерусских иконах Моисей обычно изображается со скрижалями, оборачивающимся к праведникам, стоящим за ним (рис. 7). Кровные узы Богочеловека Как мы видим, состав иконографии довольно строго определен; образы постоянных ее участников связаны с определенной идеей. При довольно важной для этой иконы теме сыновства и отцовства и Авель, и Иоанн Креститель являются только сыновьями: их образы актуализируют Сыновство Христа и жертвенность Его служения. Одновременно привносится тема братских отношений. Тема братства, столь прозрачная в образе Авеля, в случае Иоанна Крестителя становится еще и естественным родством Христа (согласно преданию, Богородица и святая Елизавета были двоюродными сестрами). Позже появляются образы других праведников, но они не являются неизменными. Все же постоянные участники иконы «Анастасис» оказываются связаны между собой кровными узами: все они — члены одной семьи, история которой вмещает историю человечества от сотворения до искупления. Христос является Творцом Адама, но одновременно Он по милосердию Своему стал потомком Адама и Евы. Авель — сын Адама и Евы. Присутствующие здесь Давид и Соломон — праотцы Христа по плоти. Можно сказать, что икона Воскресения представляет собой портрет большой семьи. Обратим на это родство внимание, оно выражает удивительное отношение Бога к человеку: люди оказываются семьей Бога, ради нас ставшего Человеком.

http://e-vestnik.ru/culture/izobrazit_ne...

Мне кажется, что термин " апофатическое мышление " есть нечто абсурдное, ибо мышление как раз и занимается формированием " мнений " , а мнения препятствуют зарождению апофатического восприятия. Наверное, слово мышление в данном случае лучше заменить на слово восприятие. Михаил, Пятигорск 21 марта 2016г. 22:05 " Бытие цельно, неделимо и взаимопроницаемо " Откуда это взято?! Явно не у отцов Церкви. " И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они - твари, однако же, каждая созданная вещь по роду, в своей сущности, какою сотворена, такою и пребывает. " (Свт. Афанасий Великий). иеромонах Авель 02 июня 2017г. 13:36 Михаил, Пятигорск 03 июня 2017г. 12:35 Почему Вы решили, что я это не читал? :) иеромонах Авель 05 июня 2017г. 11:39 Тогда откуда сомнение в цельности и взаимопроницаемости бытия? :) Михаил, Пятигорск 05 июня 2017г. 20:39 Потому что бытие не единосущно. Не из одной сущности состоит. иеромонах Авель 08 июня 2017г. 23:05 Мы же только о тварной природе говорим?.. Кстати, недавно попадалась на глаза цитата из свт.Афанасия (но сейчас уже не вспомню где, поленился сохранить ссылку), где он говорит о единстве творения. Природы каждого из видов творений различные, можно и сущности сказать (в терминологии прп.Максима исповедника -- логосы сущих), но " сделаны " -то они из одного " материала " . А то при общении с ангелами святые переживали бы только божественную благодать, " видели " бы логос ангела (если им было бы позволено), но не его самого, чистое божественное откровение без возможности познать участие ангела в нём; а демоны не могли бы повелевать стихиями и животными, не могли бы прикасаться к ним даже, и к нам. Михаил, Пятигорск 09 июня 2017г. 09:08 Не из одного материала. Материя - это материя, а дух - это дух. иеромонах Авель 10 июня 2017г. 14:53 Тогда объясните, как у общего логоса творения две разные реализации -- " материя " и " дух " ?.. По вашему получается, что у тварного нет общего логоса и прп.Максим исповедник, и свт.Григорий Нисский ошибаются, видя единство.

http://bogoslov.ru/article/4875172

Второй сын Адама – Авель, убитый братнею рукою, по изъяснению святого апостола, был прообразом Иисуса Христа, пострадавшего за спасение рода человеческого: приступисте к Ходатаю Завета Нового Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева ( Евр. 12, 24 ). Авель был пастырь овец ( Быт. 4, 2 ) и верою, как свидетельствованный Богом праведник ( Мф. 23, 35 ), множайшую жертву паче Каина принесе Богу, – и тою умерый еще глаголет ( Евр. 11, 4 ), глаголет, как замечает святитель Филарет Московский , своею «верою к милосердию Божию и невинностью своею к правосудию Божию». Христос, Пастырь овцам великий (13, 20), Пастыреначалъник ( 1Пет. 5, 4 ) и Посетитель душ наших (2, 25), принес Самого Себя в жертву крестную, Праведник за неправедники (3, 18), и единем приношением совершил есть во веки освящаемых ( Евр. 10, 14 ), всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них (7, 25). Кровь Христова лучше глаголет, нежели Авелева, потому что «вопиет к Отцу Небесному о помиловании всего рода человеческого» (свт. Филарет Московский ): «Убит Авель, – говорит святитель Иоанн Златоуст – первый проповедник правды ( 2Пет. 2, 5 ), который во многом изображал Христа. Ибо как для тех, которые обновляются по законе, Спаситель есть вождь и первый праведник, так Авель был главою правды всех древних людей. Вопияла кровь Авелева, вопиет кровь Христова: та вопияла изобличая, а сия вопиет, принося миру примирение». Иисус Христос указывает на соответствие времени потопа с временем пред Своим будущим пришествием ( Лк. 17, 26–27 ; Мф. 24, 37–39 ). Но т. к. в другом месте Священного Писания ( 1Пет. 3, 20–21 ) говорится о прообразовательном значении потопа вообще в отношении к благодатному Царству Христову, то Ной является прообразом Христа и в первом Его пришествии на землю. Самое имя Ноя, означающее покой, святые Отцы считают прообразовательным: «Христос есть истинный Ной, – говорит святитель Кирилл Александрийский , – т. е. оправдание и успокоение, ибо Гавриил Архангел предвозвестил Святой Деве, что Христос дарует нам покой ( Лк. 1, 30–33 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010