С февраля 1950 года начинается новый период его жизни – служение на Ярославской земле. Там о. Авель исполнял послушание настоятеля храма святого царевича Димитрия в Угличе (с февраля по июнь 1950 г.), откуда был также смещён по указанию местного уполномоченного по делам религий; затем был настоятелем в Смоленской церкви села Феодоровское (1950 – 1955 гг.), где духовным чадом о. Авеля стал Сергей Новиков, будущий митрополит Рязанский и Касимовский Симон; затем состоял клириком Ярославского кафедрального собора (1955-1960 гг.). Ревностное служение не осталось незамеченным со стороны соответствующих органов советской власти. В местной ярославской прессе против о. Авеля была организована клеветническая кампания, которая, впрочем, не достигла своей цели. Тем не менее, уполномоченный Совета по делам религий в Ярославской области потребовал немедленного отстранения о. Авеля от священнослужения. Батюшка был вынужден покинуть пределы Ярославской области. С апреля 1960 года о. Авель вновь служил на Рязанской земле. В 1969 г. он удостаивается сана архимандрита и становится настоятелем кафедрального Борисо-Глебского собора города Рязани. 17 февраля 1970 г. по благословению Святейшего Патриарха архимандрит Авель направляется ОВЦС на Святую Гору Афон в Грецию для несения иноческого послушания в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Послушание на Святой Горе продолжалось почти 9 лет. В 1978 году, уже будучи игуменом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, о. Авель выехал в Россию, чтобы участвовать в отпевании и похоронах митрополита Никодима (Ротова), с которым архимандрит Авель близко общался еще с юношеских лет в Рязани, а затем и впоследствии, но вернуться на Святую Гору ему не довелось. В соответствующих органах был якобы «потерян» его греческий паспорт. Необходимо было его восстанавливать. Однако, митрополит Ювеналий, тогда возглавлявший ОВЦС, во исполнение просьбы почившего митрополита Никодима, всегда заботившийся об о. Авеле, передал ему распоряжение высшей церковной власти - остаться в России.

http://pravoslavie.ru/75677.html

Его друг Борис Ротов был на два года моложе и принял постриг в 1947 году, достигнув совершеннолетия. Вскоре владыка рукоположил его во иеродиакона, а в 1949 году – во иеромонаха. С 1950 года оба друга служили в Ярославской епархии, куда был назначен на кафедру их духовный отец, и в разное время даже в одной церкви во имя святого царевича Димитрия в Угличе (1950) и кафедральном Феодоровском соборе, где о. Авель служил в 1955–1960 годах, а о. Никодим – в 1952–1956 годах. В 1950–1955 годах о. Авель был священником храма во имя иконы Смоленской Богоматери в селе Фёдоровское. Его ревностное служение было отмечено возведением в сан игумена (1953). С началом хрущёвских гонений на Церковь в местной печати начали появляться клеветнические статьи на игумена Авеля, что стало поводом для местного уполномоченного по делам религий требовать его удаления из епархии. И в 1960 году о. Авель вернулся в родную Рязанскую епархию, где сначала служил в Христорождественском храме в селе Борец Сараевского района, а с декабря 1960 года – клириком кафедрального Борисоглебского собора г. Рязани. В 1965 году его возвели в сан архимандрита, в 1969 году он был назначен настоятелем собора. Все эти годы продолжалась духовная дружба между ним и о. Никодимом (Ротовым), который тогда уже был митрополитом Ленинградским и Ладожским (с 1963 года) и председателем ОВЦС (с 1960 года). Владыка Никодим много внимания уделял Свято-Пантелеимоновскому монастырю на Афоне. Именно по его рекомендации 17 февраля 1970 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I принял определение направить архимандрита Авеля на Афон для несения монашеского послушания. В Свято-Пантелеимоновский монастырь о. Авель прибыл с иеромонахом Виссарионом (Великим-Остапенко), и в первый же день игумен обители Илиан попросил его служить литургию. Вот как вспоминал об этом о. Авель: «После причастия не было ни дьякона, ни пономарей – я потреблял Святые Дары, а он, игумен, читал в алтаре благодарственные молитвы. Вдруг говорит мне: „Пойдём, я тебе твоё место сейчас покажу“. Вывел меня на солею, а там трон игумена, резной, под балдахином, со ступеньками. „Это моё место, – кивнул отец Илиан. – А вот рядом стасидия – ваше место...“ Старые монахи объяснили мне, что до революции это был трон наместника игумена. Игумен избирается пожизненно, а наместник всё время с ним и помогает во всём. „Но находиться в стасидии вам будет некогда, – добавил отец игумен. – То в алтаре, то на клиросе...“».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

1. Что знаменовали имена Каина и Авеля и каково было их нравственное поведение? – Имя Каин означает приобретение. Называя так своего первенца, Ева думала, что в лице его она приобретает то обещанное от Бога семя – мужа, который будет поражать змия в главу. Имя Авель означает суета. Полагают, что второго сына своего Ева назвала так потому, что, обманувшись в наименовании первого своего сына, она не чаяла видеть добра и от второго. Но и тут Ева ошиблась; Авель оказался добрым семенем от Бога. По свидетельству ап. Иоанна, Канн и Авель в нравственном отношении являли противоположность: «дела Каина были злы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3:12 ). Посему Каин и ненавидел добродетельного брата своего. 2. Какое значение имели жертвы Каина и Авеля, и почему Бог жертву Авеля принял милостиво, а жертву Каина нет? – Каин и Авель принесли жертвы Богу от плода трудов своих, и, очевидно, жертвы их имели общее значение благодарности Богу за благословение Божие на дела рук их, явленное в урожае плодов для Каина и в прибытке овец, в их здоровье и тучности для Авеля. Кроме этого кровавая жертва Авеля знаменовала, по смыслу установления ее Богом ( Быт.3:21 ), виновность человека пред Богом, заслуживающую смертной казни, и искупительную жертву обетованного Семени, Мессии, смерть которого избавляет грешных людей от смерти вечной и проклятия Божия. По свидетельству ап. Павла ( Евр.11:4 ), жертва Авеля была лучше жертвы Каиновой тем, что Авель принес свою жертву с покаянным сознанием своих грехов и с верою в избавление чрез страдания обетованного Семени, а Каин не имел ни этого сознания, ни такой веры. Отсутствие покаянного смирения и веры Каин и явно обнаружил тем, что по скупости и нелюбви к остальным членам семейства неправо, недобросовестно разделил плоды урожая; он обделил других членов семейства, сам при общем хозяйстве корыстно пользуясь трудами их ( Быт4:7 ). Посему-то жертва Авеля была угодна Богу, а жертва Каина нет, и Господь явно выразил Свое благоволение Авелю. 3. Как Господь выразил Свое благоволение к жертве Авеля? – Без сомнения благоволение Божие к жертве Авеля было выражено явным для всех и при том чудесным каким-либо знамением. По мнению толковников, основанному на параллельных сказаниях Писания, таким знамением служил ниспосланный с неба огнь на жертву Авеля подобно тому, как напр. огнь небесный попалил жертвы при освящении скинии ( Лев.9:24 ), при освящении храма Соломонова ( 2Пар.7:1 ) и жертву пр. Илии на Кармиле ( 3Цар.18:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

е. что бы на лобном месте глава рода человеческого чрез воскресение Христа обрел со всем народом воскресение» 77 . 2. Авель Второй Патриарх – Авель. Основанием того, что он есть образ Иисуса Христа, служат слова Апостола: приступисте к ходатаю завета новаго Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева ( Евр. 12:24 ). Здесь указывает Апостол на слова Иеговы к Каину: глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт. 4:10 ), и сравнивает смерть Авелеву с смертию Спасителя. Сие сравнение дает видеть в Авеле образ Христа. Главные черты сего сходства заключаются в пастырской жизни Авеля, в его жертвоприношении, в мученической смерти его, в ее причине и следствиях. Отцы Церкви так раскрывают сии черты прообразовательной жизни и смерти Авеля: «Убит Авель, говорит св.Златоуст, первый проповедник правды, который во многом был подражателем Христа, во многом изображал Христа. Ибо как для тех, кои обновляются по Законе, Спаситель есть вождь и первый праведник: так Авель был главою правды всех древних людей. Вопияла кровь Авелева, вопиет кровь Христова. Та вопияла изобличая, a сия вопиет принося миру примирение» 78 . «Разсмотри в Каине и Авеле таинство Христа, разсуждает св. Кирилл, чрез которое мы спасены. С Каином должно сравнить Израиля, о котором писано: сын Мой первенец израиль ( Исх. 4:24 ). первородного израиля второй по времени явился Христос, также сын Адама. Израиль думал чтить Бога, принося Ему вещи временные и скоропреходящие и малоценные, и всеми силами привязан был к заботам о временном (ибо Каин занимался земледелием, а Авель был пастырем овец). Пастырем умного стада поставлен Еммануил, и Он есть пастырь добрый ( Ин. 10:14 ). Израиль, чтивший Бога вещами земными, приносивший жертвы законные, услышал глас Божий чрез Пророка: Что Ми множество жертв ваших? Исполнен есмь всесожжений овних, и тука агнцев, и крове юнцов и козлов не хощу. Ниже приходите явитися Мне. И аще принесете Ми семидал, всуе; кадило, мерзость Ми есть ( Ис. 1:11 , след.). Это очевидно то, что Бог не внял жертве Каина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

— Правда ли, старик, что ты мой отец? — спросил Nabeл I Селиванова. — Я греху не отец. — Отец, я хотел уготовать тебе золотой венец, а теперь прикажу посадить тебя в каменный мешок… — Павел, Павел. Я хотел было жизнь твою исправить, а за это накажу тебя лютою смертью. Встреча закончилась для Селиванова плачевно; только 6 марта 1802 года Александр Павлович — уже не великий князь, а русский царь — выпустит Селиванова из смирительного дома при Обуховской больнице, чтобы встретиться с ним впоследствии перед самым Аустерлицем. Но брат Авель в отличие от Селиванова и подобных ему сектаторов, во-первых, не самочинствовал. Пророчества, прежде чем возгласить принародно, давал на прочит светскому начальству и отцам-настоятелям монастырей, в которых обретался. Во-вторых, Авелю оказывал доверие один из самых прозорливых и молитвенно глубоких старцев той одновременно и мало- и легковерной эпохи, отец Назарий, вытребованный в 1778 году из Саровского монастыря на Валаам для восстановления обители. Втретьих, о нем церковным преданием сохранена добрая память, несмотря на то, что Авель скончал дни свои в исправительно-трудовом Спасо-Евфимиевском монастыре Владимиро-Суздальской епархии, где содержались монахи-ослушники и склонные к ересетворчеству миряне. Вчетвертых, Авель избежал одной из самых распространенных на Руси духовных прелестей — безблагодатного, «театрализованного», без особого призвания принятого на себя подвига юродства. Впятых же, и в главных, все его мрачные предсказания имели одну неприятную особенность — они сбывались. Первой жертвой прозорливости брата Авеля пала государыня Екатерина. Будущий генерал и покоритель Кавказа, человек отнюдь не восторженный и не склонный к мистическим переживаниям, Алексей Петрович Ермолов оставил мемуар об этом роковом предвидении. На излете екатерининской эпохи Ермолов пережидал опалу в Костромской ссылке и здесь на обеде у губернатора Лумпа стал свидетелем того, как некий монах Авель предсказал близкую кончину государыни «с необычайной верностию». В «Житии» о том поведано возвышеннее — и подробнее: был Авель послушником монастыря Святого Николая Чудотворца, «и написал он в той обители книгу мудрую и премудрую… в ней же написано о царской фамилии». Отец настоятель переправил ее в Костромскую консисторию, оттуда она попала к правящему архиерею; епископ Павел пришел в ужас: «Сия твоя книга написана под смертною казнию». Только после этого книга очутилась в руках губернатора (Ермолов скорее всего и присутствовал при «наружном осмотре» подозрительного ясновидца).

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

В письменном наследии схимонаха Агапия отчетливо прослеживается главная, центральная тема, звучащая во всех поучениях и наставлениях старца, – это тема любви. Любые добродетели, приобретенные подвижником, не имеют силы без любви. Что это за чувство, схимонах Агапий пытается выразить в нескольких словах: «... Воля тогда совершенно покоряется духовному разуму и сердце бывает исполнено к ближнему любви истиной и милостью без разбору лиц». И продолжает: «На духовной Божией любви, как к Богу, так и к ближнему, все наше спасение основано. Все законы и пророки на сих двух заповедях содержатся. Иоанн Златоуст так пишет: что мы делаем без любви к Богу и ближнему, там Христос уже не имеет где главы подклонити... » Подводя итог, старец Агапий говорит о цели своего назидательного слова: «... чтобы вы любили не одно голое слово, но проводили бы его до чувства сердца и с помощью Божией благодати принуждали бы себя к исполнению всякого доброго дела, памятуя, что только нуждницы восхищают Царствие Божие. Наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением». Сын светлого послушания Схимонах Авель (Осколков) (1839–1906) Схимонах Авель (в миру Алексей Петрович Осколков) родился 31 января 1839 г. в деревне Ездоковской Яренского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. В монастырь поступил 2 сентября 1868 г.; определен в послушники в июне 1872 г.; пострижен в монашество 17 марта 1880 г. с именем Акакий; в схиму – 28 марта 1898 г. с именем Авель. Жил схимонах как непосредственно в монастыре, так и в скитах: Всех святых, Святоостровском, Германовском, Александро-Свирском и Предтеченском. Об этом вспоминал в одном из своих дневников монах Иосиф (Шорин): «На моей памяти в течение пятнадцатилет пребывая в схиме, отец Авель был немногостяжательным. Он, как легкая птичка на крыльях святого послушания, легко перелетал с острова на остров, из скита в скит. Пожив в обители, посылался на остров святого Германа, оттуда – опять в обитель, из обители – в Предтеченский скит, из него – в скит преподобного Александра Свирского , оттуда – в скит Всех святых, а потом опять к святому Предтече. Живя в Александро-Свирском скиту, посылался хозяином с молодыми братьями-рыбаками на дальний Тихвинский остров. Старец идет на послушание и выдерживает на утлой малой ладье бурю, при которой едва не потонул в пучине Ладоги».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

…Лиссабонское землетрясение отдалось в Америке; но удары имеют всегда один центр…»  Н. М. Карамзин. О московском землетрясении 1802 года Глава 1. Авель и Павел Брат Авель Год 1796. Ноябрь. 7–8. Александр Павлович — полковник в Семеновском полку. Алексей Аракчеев — комендант С.-Петербурга, генерал-майор с квартирой в Зимнем дворце. Ноябрь 19,25. Тело Nempa III, покоившееся в Александро-Невской лавре, вынуто из гроба и переложено в новый гроб, на который Павлом собственноручно возложена корона Российской империи: опальный отец нового императора посмертно коронован. Переворота 1762 года не было. Убийства тоже не было. Декабрь. 2, 5. Гроб торжественно перенесен в Зимний дворец и поставлен рядом с гробом Екатерины; затем оба погребены в Петропавловской крепости. Последствия переворота 1762 года также считать небывшими. Четырежды — в 1801, 1802, 1812, 1825м — на жизненном горизонте Александра Павловича возникал странноватый монах Авель. Брат Авель пророчествовал. В напечатанном «Русской Стариной» (с досадными выпусками «некоторых мистических измышлений» ) «Житии и страданиях отца и монаха Авеля» о начале его пророческой деятельности сказано так: «…пришел в самую северную страну и вселился там в Валаамский монастырь, который Новогородской и Санкт-Петербургской епархий, Сердобольской округи… В то время в нем был начальник игумен Назарей: жизни духовной и разум в нем здравый. И принял он отца Авеля в свой монастырь как должно, со всякою любовию; дал ему келью и послушания и вся потребная; потом же приказал ему ходить вкупе с братиею в церковь, и в трапезу, и во вся нужная послушания. Отец же Авель пожил в монастыре токмо един год, вникая и присматривая всю монастырскую жизнь и весь духовный чин и благочестие, и видя во всем порядок и совершенство, как в древле было в монастырях, и похвали о сем Бога и Божию Матерь». После переселения тридцатилетнего Авеля в пустынь (что само по себе удивительно: благословение на жительство в пустыни получали лишь немногие опытные, «искушенные» монахи; отнюдь не послушники) у него начались борения с врагом, в которых он «показался страшный воин».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

Архимандрит Авель необычайно любил богослужение, и, пожалуй, единственное, за что он строго взыскивал со всех, невзирая на лица и звания, - это неблагоговейное отношение к службе. Будучи, на мой взгляд, весьма мягким духовником и игуменом, он мог довольно строго одернуть того, кто отвлекается во время службы, разговаривает или, небрежно совершая богослужение, делает ошибки. Зная многие стихиры и тропари наизусть, хотя некоторые из них читаются и поются раз в год, батюшка мог даже через весь храм поправить уставщика - выйти из своей стасидии на амвон и громко, с возмущением, спросить, обратившись в сторону клироса: «Вы что там поете?!» Немощный отец Авель быстро вышел из алтаря на амвон и громко сказал: «Сейчас нужно читать " Христос воскресе! " » Однажды монах по ошибке начал монотонно и негромко произносить перед шестопсалмием обычные слова: «Слава в вышних Богу», хотя были дни Пасхи и следовало трижды читать «Христос воскресе». Немощный отец Авель быстро вышел из алтаря на амвон и громко сказал: «Сейчас нужно читать " Христос воскресе! " », - на что многочисленные богомольцы, не слишком разбирающиеся в уставе и посчитавшие, что это батюшка их приветствует, громогласно ответили: «Воистину воскресе!». Память у батюшки была феноменальная. Впрочем, это было не просто свойство памяти, а скорее последствие той духовной собранности, того целомудрия, то есть способности «цельно мудрствовать», которая была присуща старцу, сумевшему собрать воедино при помощи благодати Божией человеческое естество, расколотое грехом. Эта особая его собранность была заметна, когда он молился (несколько раз я это чувствовал, когда ехал рядом с ним, безмолвно молящимся, в машине) или отвечал на вопросы паломников и духовных чад. Также это часто проявлялось по отношению к особенностям совершения службы. Нередко можно было увидеть такую картину: он, 78-летний старец, прослуживший в священном сане более 50 лет, спрашивает у молодого иеромонаха, какие особенности богослужебного устава были на сегодняшний праздник в прошлом году, а последний не может ничего вспомнить... Многие братия, имевшие священный сан или подвизавшиеся на клиросе, вели дневник, в котором отмечали различные небольшие, но важные, по мнению их игумена, нюансы совершения служб.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Однажды девочка побывала в Петербурге в доме графа Остен-Сакена и, возвратившись, подбежала сразу к старцу. «Смотрела, смотрела я на него, - рассказывает она дальше, - да и говорю ему спроста: «Батюшка Фёдор Кузьмич! Как вы на императора Александра Павловича похожи!» Как только я это сказала, он весь в лице изменился, поднялся с места, брови нахмурились, да так строго на меня: «А ты почём знаешь? Кто это тебя научил так сказать мне?» Я и испугалась. «Никто, - говорю, - батюшка, это я так, спроста сказала, я видела во весь рост портрет императора Александра Павловича у графа Осен-Сакена, мне и пришло на мысль, что вы на него похожи и так же руку держите, как он». Ничего не сказал ей на это старец, повернулся только и вышел в другую комнатку, и, как она увидела, обтёр рукавом рубашки полившиеся из глаз его слёзы».  Поведал Павлу инок Авель и о том, что на смену Александру 3 придёт Николай 2, подобный Иову Многострадальному (Николай родился 6 мая, в день святого, претерпевшего самые ужасные испытания). На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим. И ещё предсказал Авель, что будет война великая. Кровь и слёзы напоят землю. Павел сказал тогда: «Запечатлей же, преподобный отец, речёное тобою, я же вложу предсказание твоё в нарочитый ларец, положу мою печать и до праправнука моего писание твоё будет нерушимо храниться здесь, в кабинете Гатчинского дворца». …11марта 1901 года в столетнюю годовщину кончины императора Павла состоялась панихида. Петропавловский собор был полон молящихся. Гробница императора Павла утопала в живых цветах. После заупокойной литургии император Николай 2 в сопровождении свиты прибыл в Гатчинский дворец для исполнения воли своего предка. Он вскрыл ларец, достал из него конверт с собственноручной надписью Павла: «Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины». Царь прочёл послание и горько заплакал. А что было дальше, знает каждый – мрачные пророчества Авеля сбылись с поразительной точностью. …За свою долгую 80-летнюю жизнь Авель просидел в тюрьме 21 год.

http://radonezh.ru/analytics/veschy-avel...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010