Больше всего мучило батюшку, что эти люди, проработавшие три месяца на чужбине, вернутся к своим семьям и им нечего будет сказать своим женам и детям, а вина ляжет на монастырь и на его совесть. Отец Авель не спал всю ночь, молился апостолу Иоанну Богослову. На следующий день после Литургии к нему среди многих других подошел мужичок в тренировочных штанах «пузырями», в рубашке не первой свежести, с авоськой в руках, а в авоське какой-то сверток газеткой обернут: «Бать, — говорит, — я хочу пожертвовать на монастырь». Отец Авель, погруженный в свои невеселые мысли, поблагодарил — может, человек там огурцов принес или еще чего — и взял сверток. Уже в своем наместническом фанерном домике он развернул газету, а там пачка долларов, причем сумма ровно такая, которая была необходима для того, чтобы расплатиться с рабочими. Откуда этот мужичок пришел? И доллары тогда были редкостью. Такие случаи можно перечислять долго, очень многое здесь в обители делается вопреки человеческой логике. Нет сил, средств, людей, а всё получается.   — Как повлиял опыт афонской жизни архимандрита Авеля на устройство Иоанно-Богословского мо­нас­тыря?  — Опыт — ключевое слово в вашем вопросе. Монашество — это не только жизнь облеченных в соответствующие одеяния людей, по написанному уставу, это еще и особое внутреннее содержание, выражающееся через соответствующее поведение. О семье мы судим по родителям, их достоинствам, по образу общения старших с младшими, членов семьи — с «внешними». Здравие монашеской семьи узнается из тех же признаков. За те годы, которые отец Авель провел на Святой горе, он усвоил многое из тысячелетнего опыта афонского монашества. Унаследованные им в детстве и юности от родителей и духовных наставников добрые качества на Афоне окончательно приобрели тот вид, который оставлял неизгладимый след в памяти всех, кто общался с батюшкой впоследствии. Отец Авель всегда вспоминал в разговорах с монастырской молодежью своих учителей в монашестве отцов Илиана, Исихия, Аверкия. Простые, добрые, кроткие старцы.

http://e-vestnik.ru/church/ioanno-bogosl...

Как представляется, менее вероятным, хотя и не исключённым объяснением вышеописанных особенностей мышления мо­наха Авеля, отражавшихся в его писаниях, может являться попытка целенаправленного создания им образа себя как провидца-юродивого. Наличие подлинного юродства исключается наличием грубых еретических искажений учения Церкви как в приведённых выше фрагментах, так и в других его писаниях. 2. Лжепророчества. Мы имеем достоверные свидетельства в пользу того, что Авель был лжепророком, то есть давал именем Божиим пророчества, которые не сбывались. Приведём примеры. 1) В обоих вариантах автобиографии — в “Житии и страдания отца и монаха Авеля” и в тексте “Жизни и жития отца нашего Дадамия”, написанных им самим, имеется точное указание на то, что Авель-Дадамий должен прожить 83 года и 4 месяца 66 . В исследованиях историков М. Н. Гернета 67 и А. С. Пругавина 68 , анализировавших архивные данные о заключённых Спасо-Ев­фи­миевого Суздальского монастыря, приводится точная дата смерти Авеля, указанная в документах монастыря — 1831 г. Дата рождения Авеля — 1757 год 69 . Таким образом, он прожил 74 года, а не 83, как говорил он в своих пророчествах 70 . 2) Генерал-прокурор князь Куракин в письме на имя императора Павла I писал о том, что митрополит Санкт-Петер­бург­ский Гавриил упрекал Авеля за его предсказания о своём будущем архиерействе 71 . 3) Согласно протоколу допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 г., Авель показывал, что ему были открыты “гласом, яко боговидцу Моисею” следующие подробности царствования императора Павла I, которые ему было повелено довести до сведения императрицы и которые он, похоже, внёс и в свою пророческую книгу, содержание которой распространял: “Егда воцарится сын ея (Екатерины II) Павел Петрович, тогда будет покорена под ноги его вся земля Турецкая, и сам султан, и все греки, и будут они его данники; а 2-е , скажи ей, егда сия покорена будет и вера их лжива истребится, тогда будет единая вера и един пастырь по всей земле, тако бо есть писано в Священном Писании Посемже иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам, Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля” 72 . Целью написания книги было донести содержание указанного “пророчества” до императрицы и наследника 73 . Противоречия его содержания историческим событиям, имевшим место позже, самоочевидны.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Он «будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную...На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий». (Р.Белоусов. Вещий Авель.М.,1999 г.с,68). Мы уже упоминали о том, что мистические мотивы в личности Николая II присутствовали неоспоримо. Он неколебимо верил в то, что судьба его трагична, а жизнь сулит ему многие испытания как библейскому Иову И жизнь начала оправдывать его мистические предположения. Во время заграничного турне по странам Востока в 1890 - 1891 гг. в Японии фанатик- самурай набросился на него с саблей, но нанести смертельный удар российскому цесаревичу ему помешали и Николай II отделался двумя небольшими ранами. Это был первый серьезный звонок в будущей череде его жизненных испытаний. Следующий случился 18 мая 1896 году во время его коронации в Москве на Ходынском поле. Посмотреть на процесс коронация молодого Царя собрались многие тысячи людей. Меры безопасности и управления огромной толпой администрацией Москвы были не продуманы. Во время раздачи подарков началась давка, превратившаяся в панику. В результате этой давки 1389 человек погибло и 1300 человек получили ранения и увечия. Таким кровавым «праздником» оказался день коронации последнего Царя из рода Романовых. Мистическая уверенность Николая II в том, что он «обречен на страшные испытания» начинала обретать свою плоть. Следующим тяжелым ударом по психологическому и духовному состоянию Николая II было предсказание вещего Авеля. Вступив на престол Павел I узнал, что один монах по имени Авель предсказал точно год и день кончины Екатерины II, за что и был посажен в тюрьму. Павел приказал привести ему этого монаха. Он поверил в то, что этот монах - провидец. Павел спросил его может ли он провидеть его судьбу. Авель ответил, что может, но боится царского гнева. Тогда Павел заявил Авелю: «Говори как есть и ничего не бойся. И я ничего не боюсь». Тогда Авель сказал Павлу: «Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

31. Qui non potest ut aquila uolare uolitet ut passer, qui non potest ad caelum uolet ad montes, fugiat ante ualles, quae cito corrumpuntur итоге, et ad montes transeat. Transiuit ad montem Segor nepos Abrahae et saluus factus est, quae autem non potuit ascendere affectu femineo reclinata salutem amisit. Adpropinquate montibus aetemis dominus dicit per Michaeam prophetam, surgite hinc, quia non est uobis haec refrigeratio propter spurcitiam. Corrupti estis corruptione, persecutionem passi estis. Et dominus dicit: Tunc qui in Iudaea sunt fugiant in montes, ubi mons Sion et ciuitas pacis Hierusalem non terrenis, sed uiuis constructa lapidibus et decem milia angelorum, primitiuorum ecclesia, perfectorum spiritus, iustorum deus, qui in sanguine suo melius locutus est quam Abel. Ille enim uindictam clamauit, hic indulgentiam: ille peccatum fratris accusa t, hic peccatum mundi remisit: ille prodidit crimen, hic texit secundum quod scriptum est quia beati quorum tecta suntpeccata. Кто не может парить, как орёл, пусть порхает, как воробей. Кто не может лететь на небо, пусть летит в горы; пусть бежит, оставляя позади себя долины, быстро повреждающиеся от влаги, и пусть достигнет гор. Племянник Авраама достиг горы Сигор 104 и спасся, а та, которая не смогла подняться на гору из-за женской слабости, обернувшись назад, погибла. Приблизьтесь к горам вечным, говорит Господь устами пророка Михея. Встаньте и уходите отсюда, ибо здесь нет вам покоя за нечистоту. Вы разорены жестоким разорением и претерпели гонение ( Мих.2:9–11 ). И Господь говорит: Находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф.24:16 ), туда, где гора Сион и город мира 105 Иерусалим – не земной, а построенный из живых камней 106 , где десять тысяч ангелов, где Церковь первородных, где духи совершенных, Бог праведных, пролитием крови Своей сказавший больше, чем Авель 107 . Ведь Авель взывал ко мщению, а Господь о снисхождении. Авель обвинял брата в грехе, а Господь освободил мир от греха, Авель сделал преступление явным, Господь покрыл его, как написано: Блаженны те, чьи грехи покрыты ( Пс.31:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Если уж говорить антропоморфно, то воплощение -- зачатие, Тайная Вечеря -- формирование скелета а Пятидесятница -- рождение Церкви. Надеюсь, этот антропоморфизм примете со снисхождением. И -- да, Церковь у нас Апостольская. В Апокалипсисе при описаниии Нового града говорится, что он ограждён стеной на двенадцати основаниях, на них же суть написаны имена апостолов . Сергей Сергеевич 03 ноября 2017г. 17:37 " Очевидно же -- не было... В творении, во времени, до воплощения Бога Слова не было Христа в творении :) " (с) Вы хотите сказать, что христианская Церковь появилась в момент рождения Иисуса Христа? Или Вы хотите сказать, что Иисус стал Христом в момент появления ( рождения ) христианской Церкви? P.S. Игумен Петр ( Мещеринов ), я думаю, ожидал и надеялся на другое обсуждение. Игорь Лысенко, Харьков 02 ноября 2017г. 14:47 Ok. Ваше предостережение, Михаил, принял. С добрыми пожеланиями, Игорь Лысенко иеромонах Авель 02 ноября 2017г. 01:13 Игорь, ужасным должен казаться мир, в котором (совсем никак) не объясняют своих оценок. Ваш комментарий именно таков. Можете пояснить его?.. Игорь Лысенко, Харьков 02 ноября 2017г. 14:41 Уважаемый Авель! Полностью поддерживаю Вашу мысль. Отсутствие объяснения своей оценки в комментарии Михаилу связано с тем, что, во-первых, он был написан Михаилу, а, во-вторых, тем, что наш обмен мнениями с Михаилом имеет давнюю историю, и он (Михаил), уверен, хорошо понимает причины, по которым был сделан этот комментарий. В то же время, не хочу игнорировать Вашу просьбу и в качестве запрашиваемого Вами объяснения предлагаю ознакомиться с моей статьёй под названием " Фундаментализм как диагноз " по этой ссылке: С добрыми пожеланиями, Игорь Лысенко иеромонах Авель 03 ноября 2017г. 12:01 Со статьёй ознакомился. Ваш комментарий понял. Надеюсь, мы здесь все постараемся избежать обсуждения наших личностей. Игорь Лысенко, Харьков 03 ноября 2017г. 17:11 Полностью с Вами согласен, уважаемый Авель. Мой комментарий никоим образом не преследовал цель " посягнуть " на личность Михаила - это был своего рода " крик души " .

http://bogoslov.ru/article/5576946

Кем же был в действительности этот монах? Обратимся к архивам и наследию самого Авеля. У этого человека было четыре имени. В крещении он был назван Василием, в постриге — Авелем, затем некие духи нарекли его Дадамеем, а еще он именовал себя иеромонахом Адамом и, кроме того, почитал себя предтечею Гоговым. Свою биографию-житие Авель изложил в нескольких вариантах — как Авеля и как Дадамея. В земном плане они практически идентичны. Из «Жития и страданий отца и монаха Авеля» следует, что родился он в деревне Акулово Тульской губернии в 1757 году и крещен 7 марта — в этот день Церковь празднует память в числе херсонских священномучеников епископа Василия. При этом жизнеописатель уверенно называет даты собственного зачатия, «основания» его, младенца, во чреве матери, там же, во чреве, его «изображения», день появления на свет — «в самое равноденствие» мартовское — и, наконец, продолжительность земной жизни: 83 года и 4 месяца. С помощью несложных арифметических действий можно подсчитать, что Авель, по его собственному предсказанию, должен был умереть в июле 1840 года. Правда, тут провидец просчитался, но это пустяки, ведь, согласно данному «житию», «когда от Адама будет семь тысяч и триста и пятьдесят годов» (т.е. в 1850 году — Авель полагал, что Христос родился в мир в 5500, а не в 5508 году от сотворения мира), душа его «изобразится» в ангела и процарствует 1050 лет, после чего (в 2900-м году) «мертвые возстанут и живые обновятся; и будет всем решение и всем разделение» — следовательно, настанет Страшный суд. Поделившись этими «откровениями», Авель продолжает повествование о своем земном бытии, сообщая, что в 19 лет он пустился странствовать и через девять лет, 1 октября 1785 года, оказался в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Каким образом он был принят в число послушников, теперь сказать трудно. Видимо, кое-какие факты своей биографии он скрыл. Дело в том, что согласно Царским указам, монастыри не имели права принимать мужа при живой жене, а от крепостных крестьян требовалось предъявить отпускное письмо от помещика. Между тем к моменту появления на Валааме крепостной крестьянин вотчины Льва Александровича Нарышкина Василий Васильев был вот уже 11 лет как женат и имел трех сыновей. Тем не менее, на острове он пробыл больше двух лет, и там, в одной из валаамских пустынь, получил от незримых сил дар «прорицания судеб будущего» и повеление покинуть обитель, дабы сообщить миру (а главное — Царице Екатерине) «тайное и претайное».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/30/pu...

Э. Н. П. Иконография Каин убивает Авеля. Мозаика кафедрального собора в г. Монреале. 1180-1190 гг. Каин убивает Авеля. Мозаика кафедрального собора в г. Монреале. 1180-1190 гг. Изображения А. известны по памятникам христ. искусства, иллюстрирующим текст кн. Бытия (4. 2-8). Как правило, А. представлен безбородым юношей, в хитоне и гиматии или в пастушеской милоти, в руке посох. Наиболее распространенным сюжетом является эпизод жертвоприношения А. и Каина (4. 4-6). Уже в IV в. в росписи катакомб Виа-Латина А. и Каин изображены приносящими Богу свои дары: пастух А. держит в руках овечку, земледелец Каин - связку колосьев. Эта иконография сохраняется в мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151 гг., и кафедрального собора в г. Монреале (Юж. Италия). 1180-1190 гг., где за жертвоприношением следует изображение убийства А. В мозаике вимы Сан-Витале в Равенне, 547-548 гг., жертвоприношение А. представлено рядом с жертвоприношением Мелхиседека, в Сан-Аполлинаре-ин-Классе , VII в.?,- с жертвоприношением Авраама. С агнцем на плечах (см. Пастырь добрый) А. изображен в мозаике Сан-Марко в Венеции, XIII в. С XI в. изображение А. встречается в композиции «Сошествие во ад» (миниатюра в Евангелии XI в. в Великой лавре на Афоне); росписи собора Мирожского монастыря , сер. XII в.; ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г. Авель. Фреска ц. Спаса на Ильине в Новгороде. 1378 г. Авель. Фреска ц. Спаса на Ильине в Новгороде. 1378 г. В миниатюрах рукописей, подробно иллюстрирующих историю Адама и Евы, кроме названных сюжетов изображается младенец А. на руках Евы и А., пасущий свои стада (Пятикнижие Ашбурнхама. VII в. Paris. nouv. acq. lat. 2334. P. 6). В росписях Санта-Мария Антиква в Риме, IX в., представлено погребение А. В XVI-XVII вв. эти сюжеты получают широкое распространение в рус. искусстве: в миниатюрах рукописей (Лицевой летописный свод, 60-70-е гг. XVI в.; Хронограф, кон. XVI в.; лицевые Библии XVII в.); в иконах ( «Четырехчастная» из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.; «Сотворение мира», 1630 г. (ГИМ); дверь в жертвенник, XVII в. (ГИМ)); в монументальной живописи (Успенский собор Свияжского мон-ря, 2-я пол. XVI в.; ц. свт. Николая (Николы Надеина), 1640 г., и ц. свт. Николая (Николы Мокрого), 1673 г., в Ярославле; ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме, 1652 г.; ц. Воскресения в Ростовском Кремле, ок. 1675 г.).

http://pravenc.ru/text/71275.html

По толкованию св. Иоанна Златоуста , жертва Каина была отвергнута Богом именно вследствие дурного расположения сердца будущего убийцы. Вспомним также, что Каин принёс жертву Богу от плодов земли, которую он возделывал, т.е. просто взял первые попавшиеся плоды. Авель же, любовно выбрал тук (нежное мясо) первенцев стад, которых он разводил ( Быт.4:3 ). Вспомним, что и в реальной истории примитивное земледелие уступило место более прогрессивному скотоводству. В этом смысл т.н. неолитической революции, происшедшей ок. 10 000 лет до н. э. Вот в какой мере идея жертвы древнее и первичнее идеи священства! Вместе с тем Авель открывает череду святых Божьих и является отдалённым прообразом Иисуса Христа (тоже пастыря словесных овец). И, убитый братом, Авель, являет прообраз совершенной жертвы. С идеей жертвы тесно связана идея жертвенника. Это наше главное литургическое понятие. Очень важно, что хотя жертвоприношения существовали ещё до Потопа, слово «жертвенник» [мизбеах] впервые употребляется в Библии по выходе Ноя из Ковчега ( Быт.8:20 ). Т.о. жертвенник в своём литургическом значении (а не просто куча камней, как у Каина и Авеля) связывается с заключением Общего Завета со всем человечеством (восстановителем которого является Христос, архиерей по типу Мельхиседекову, совершенный Агнец). Впервые мы встречаем упоминание об Агнце в Быт.15:9 , когда Бог заключает Ветхий Завет с Авраамом. Здесь трёхлетний овен упомянут в числе других жертвенных животных и птиц. Заменительная роль Агнца впервые проявляется, когда Авраам приносит его в жертву вместо сына Исаака. Наконец, во время Исхода из Египта Агнец прямо выступает как образ искупления и очищения. И сама пасхальная трапеза – яркий образ единения народа с её учредителем, Богом. На это указывают даже условия приготовления Агнца: без раздробления на части (ибо он – символ единства и целостности). Все вкусившие его вступают в общение с Господом. Пресный хлеб, с которым вкушают Агнца – символ очищения (удаление порочной закваски египетского рабства). Именно с момента Исхода из Египта Агнец и все последующие жертвы становятся прообразами той высшей Жертвы, которую принесёт Сын Божий для восстановления разорванного единства людей с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архимандрит Власий (Перегонцев) рассказывал, что отличительной чертой батюшки Ипполита была доброта и милостивое сердце. «Отец Ипполит снисходительный был очень. Если некоторые иноки позволяли себе злоупотреблять спиртым, то он брал вину на себя. “Да, да, ладно, это я, это я, у меня была бутылочка, это я, я поклоны буду класть, назначь мне поклоны…” Понимаете, он готов был за брата провинившегося нести наказание, у него была такая жертвенность, любовь такая была – именно любовь. И как он скажет: “И усе!” Не все – и усе! Это его любимое слово было, “и усе!”». Архимандрит Авель вспоминал отца Ипполита: «Мы, случалось, отправлялись куда-нибудь вместе пешком, так он всю дорогу шел с дорожной палкой-посохом в руке. Говорят, потом он и в России так ходил. Простой, прямой человек. И такой миролюбивый. Я никогда не замечал, чтобы он роптал или жаловался. «Я устал, мне тяжело», – таких слов от него не слышали. Хоть уставать-то было, в общем, от чего». Трудолюбивый и по-сельски хозяйственный отец Ипполит был назначен экономом обители. То же послушание нес в Русике преподобный старец Силуан, тоже выходец из крестьянской семьи. Схимонах Силуан отошел ко Господу на Святой Горе почти за тридцать лет до того, как туда приехал иеромонах Ипполит. «На Афоне мне было очень тяжело от влажного, сырого воздуха, – рассказывал старец Ипполит, – но как бы ни было там трудно, Силуан Афонский мне помогал». В феврале 1970 года в Пантелеимонов монастырь прибывает иеромонах Авель (Македонов; † 2006). 11 июля 1975 года состоялась его интронизация как игумена. Иеромонах Ипполит стал его правой рукой, экономом обители. «Когда я жил на Святой Горе, мог всем поделиться с отцом Авелем, мы очень хорошо понимали друг друга», – вспоминал отец Ипполит. Даже после приезда новых монахов в русскую обитель, греки не оставляли попыток «прибрать ее к рукам». Как-то раз пришел к отцу Авелю секретарь светского губернатора Афона, побеседовать: «Патер Авель, вам очень трудно, мы это знаем и вам сочувствуем. Но взяли бы вы в монастырь побольше греков, было бы вам на кого опереться…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поэтому я вижу деление на гномическое и природное -- искусственным. Вообще, о делениях можно у прп.Максима исповедника почитать. Одним из делений, которые надо превзойти человеку, является сексуальное. И превосходится оно сверхъестественной жизнью в вечности (ну, некоторые может уже и здесь -- Богородица, Иоанн Предтеча, например). Неких " гномических " и " природных " делений у него нет. Потому-то я и решил выяснить, а что за деления, которых Бог не устанавливал?... Насколько помню, есть и деление на тварное и нетварное... Здесь в онтологическом смысле, но не как эффект времени в сознании человека. Геннадий, Санкт-Петербург 07 февраля 2020г. 12:15 " поэтому я вижу деление на гномическое и природное -- искусственным. " ( О.Авель ). Я Вам уже писал, что это деление не я ввел, а святые отцы, в частности, преподобный Максим Исповедник. ( Без " гномического " ( gnome ) нет и гномической воли человека отличной от его природной, естественной воли ). иеромонах Авель 08 февраля 2020г. 09:38 Термин ввёл прп.Максим исповедник, но не деление, которое вы не можете обосновать и которого у прп.Максима такого нет. У него иное содержание связки терминов " природное " и " рождаемое гномической волей " . А если вы говорите о гномэ как таковом, то оно принадлежит природе человека равно, как и чувства, эмоции, неукорные страсти; и здесь прп.Максим деления не вводил, ибо это обозначало бы раздвоенность и противоречие в природе каждого человека вне зависимости от его состояния -- райского ли, падшего ли, в вечности ли. Нет такого в его пяти делениях. Геннадий, Санкт-Петербург 10 февраля 2020г. 19:22 " А если вы говорите о гномэ как таковом, то оно принадлежит природе человека равно, как и чувства, эмоции, неукорные страсти;.. " (О.Авель ) Перечитайте мои комментарии, особенно, тот, где я писал: " тело, душа, ум - это " природное " в человеке, а содержание ( содержимое ) ума - это " гномическое " . Разумеется, говоря о человеке, я веду речь только о человеческой, а не о какой-то другой, природе.

http://bogoslov.ru/article/6021874

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010