Дальше от Купола Скалы мы видим другой, серый купол. Он венчает собой храм Гроба Господня. Под ним другая скала – Голгофа, Лобное место. По иудейскому преданию, именно под этой скалой, в глубине ее Адам нашел место своего последнего упокоения. Здесь он сотворен. Здесь обитал. Здесь погребен. Здесь началась история суши и земли, здесь же началась история человека – земли одушевленной и одухотворенной. Если это место обозначать буквой, то это алеф ( ) или альфа ( α) – ведь здесь всему начало. Изгнанники из рая вернулись из Эдема к месту своему, к земле, от которой и взяты были. Сыновья Адама Каин и Авель решили принести Ягве Богу в жертву дары свои. Каинова жертва не была принята Господом, а на Авелеву жертву с благоволением призрел Господь ( Быт.4:4 ). Святая Земля помнит и передает в сказаниях своих, что это было именно здесь. На этой скале под сверкающим в глазах наших куполом стоял жертвенник Авеля. Здесь была принесена приятная Богу жертва Авеля. Отсюда удалился Авель на поле и был по зависти умерщвлен братской рукой ( Быт.4:8 ). Авель означает «пар», «суета». Как пар, развеялась едва начавшаяся жизнь. С тех пор и сама жизнь человеческая превратилась в «пар», в скоротечную суету, в суету сует ( Еккл.1:2 ), как об этом сказал мудрый Екклезиаст. К этой скале, сокрытой ныне под сияющим золотым куполом, после трехдневного пути пришел праотец Авраам, родоначальник веры во единого Бога на земле. Он пришел сюда с сыном своим Исааком, чтобы по слову Единого и Живого Бога принести его в жертву. Здесь Авраам устроил жертвенник, здесь разложил дрова, здесь лег на них связанный Исаак, и сверкнул в солнечных лучах нож праотца. Здесь Малеах Ягве – Ангел Господень – остановил его (см. Быт.22:6–13 ). Не Исаак будет принесен в жертву, но за него и за всех нас, Он Сам, Ангел Ягве, Слово Превечного Отца, воплотившись, будет связан, будет вознесен на древо и принесен в жертву. Только случится это уже не на сей скале, а на той, другой, на Голгофе, на Лобном месте. Там, где вкусивший грех Адам вкусил и смерть свою. Случится это, чтобы смертию смерть попрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ты скажи мне прямо, душу не томя: Симоне Ишунин! Любиши ли мя? Надеюсь, нынешний владыка Симон, архиепископ Брюссельский и Бельгийский, не будет на меня в обиде «за разглашение»: ведь уже истёк 25-летний срок давности... И думали ли мы с ним, что через два года после кончины владыки иеромонах Симон, по окончании ЛДА, защитит кандидатскую работу на тему: «Высокопреосвященный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (очерк жизни и деятельности)» (Л., 1980), а мне доведётся быть её рецензентом? Круг лиц, которым посвящались эпиграммы, порой расширялся. Одно время при владыке в Ленинграде гостевал его давний приятель – архимандрит Авель (Македонов). Они знали друг друга ещё по Рязани, и их связывало много общего (вот кому бы написать воспоминания!). Помню их поездку на Валаам, организованную для студентов и преподавателей ЛДАиС. Впервые я увидел владыку в мирском костюме, – на теплоходе бывает большая «стеснённость», и помимо нашей церковной группы на борту было много посторонних туристов. На валаамский берег владыка Никодим и о. Авель сошли в подрясниках и пешком проделали долгий путь от пристани до монастыря. В те годы владыка Никодим приглашал своего соседа по епархии – митрополита Таллинского и Эстонского Алексия – посетить Валаам и предлагал ему своё содействие. Однако эстонский архипастырь, с благодарностью принимая приглашения, ими в те годы не воспользовался. Ещё до Второй мировой войны он, будучи юношей, посетил с родителями Старый Валаам и навсегда сохранил о нём светлые воспоминания. И он не хотел их разрушать, взирая на царившее там послевоенное запустение. Могли ли в те годы оба архипастыря предполагать, что пройдут годы, и обитель возродится из руин? И что Валаамский монастырь станет ставропигиальным (т. е. находящимся в прямом подчинении Патриарха Московского и всея Руси), а Святейший Патриарх Алексий II станет его священноархимандритом? В начале 1970-х годов о. Авель загорелся желанием поехать на Афон, что в те годы было весьма непросто. Однако владыка как председатель Отдела внешних церковных сношений, употребил всё своё влияние, чтобы мечта его друга осуществилась. Для этого подвижнику пришлось принять греческое гражданство и дать обязательство пожизненного пребывания на Святой Горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Чарторыйский. Т. 1. С. 262–263. Там же. Там же. Цит. по: Богданович М. И. История царствования императора Aлekcahдpa I и Россия в его время. С. 48. См.: Русский Архив. 1866. Т. 1. Стб. 111–113. См.: Санкт-Петербургский вестник. 1779. Ч. 4. С. 196. Показательно, что этот перевод помещен был в журнале, тесно связанном с кругом великого князя. Надлер В. Император Aлekcahдp I и идея Священного союза. В 5 т. Рига, 1886–1892 (далее: Надлер). Т. 1. С. 15. Из разговора с Е. Мещерской. Цит. по: Пушкин А. С. Евгений Онегин/Изд. подг. А. Тархов. М., 1978. С. 258. Режисидами в XIX веке называли заговорщиков-убийц. Их разделяют на три рода: одно колеблет землю, другое разрывает ее, третье извергает пламя. — Примеч. Н. М. Карамзина. Цит. по: Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза. М., 1986. С. 257–259. См.: Житие и страдания отца и монаха Авеля//Русская Старина. 1875. [Публ. М. И. Семевского] (далее: Авель); Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812–1826 гг.//Русская Старина. 1875. Ильин-Томич А. А. Васильев Василий//Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т. 1. А — Г. М., 1989. Авель. С. 417. Здесь и далее цитаты из «Жития» — по этому изданию. Бороздин А. Селиванов Кондратий//Русский биографический словарь. Т. 18. С. 283. См. подробнее: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977. Кубалов Б. Сибирь и самозванцы//Сибирские огни. 1924. С. 166. В их числе в конце концов оказался и Кондратий Селиванов. Подробнее см.: Пругавин А. С. Суздальские узники (1800–1836)//Былое. 1907. С. 67. Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1863. Кн. 4. С. 217–222. Почему Ермолов именует о. Авеля «образца 1795 года» — отцом Авелем, а не послушником Василием Васильевым — не вполне ясно. То ли дело в ретроспективном «уточнении» мемуаристом данных его собственной памяти, то ли в том, что послушник Василий Васильев уже тогда, до пострига, именовал себя «Авелем». Здесь не место в деталях обсуждать, чем представления об «имперской» сакрализации государя в России XVIII века отличаются от «царской», сформулированной Иваном Грозным в его переписке с Курбским, а та — от «княжеской», и в чем они сходятся; невозможно говорить о монаршей харизме и об отличии ее от харизмы епископской — прежде всего потому, что для Александра Павловича все эти «дефиниции» — пустой звук. Подробно проблематика, связанная с различными (в первую очередь социокультурными; во вторую — и с некоторыми незначительными натяжками — собственно религиозными) аспектами сакрализации монархии в России, рассматривается в работе: Успенский Б. А. Царь и Бог//Избранные труды. В 2 т. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. Т. 1. См. также: Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство… М., 1883; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916; Попов К. Чин священного коронования (исторический очерк образования чина)//Богословский вестник. 1896. Т. 2. Апрель-май; и др.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

Если верить воспоминаниям Д. Давыдова, в 1826 г. он называет Николая I словом “змей”. Всё это заставляет предполагать, что Авель мог быть использован заинтересованными лицами для создания определённых настроений в обществе — “пророчест­вовал” ли он сам или целенаправленно распространялись слухи о его “пророчествах” до событий или постфактум. Именно этот политически ориентированный характер его предсказаний весьма беспокоил представителей власти. Например, во время допроса 5 марта 1796 г. и даже после вынесения приговора ещё раз снова подробно обсуждалось всё, касающееся вышеупомянутого провокационного предсказания Авеля и неоднократно ставился вопрос о связях Авеля с другими лицами 82 . Активная деятельность со стороны масонов в то время по оказанию влияния на Павла I и их ставка на него в политических планах хорошо известны (дело Новикова). Об активном участии масонов во всех политических кризисах, во время которых и в связи с которыми распространялись предсказания Авеля, свидетельствуют историки 83 . Личное знакомство обер-прокурора А. Н. Голицына, известного масона и покровителя разного рода мистиков, с делом Авеля и его неоднократное покровительство ему документально известны 84 . На тесную связь Авеля и А. Н. Голицына указывал и известный церковный историк и агиолог граф М. В. Толстой 85 . Косвенно в пользу связи Авеля с влиятельными силами свидетельствует удивительный факт, приводимый тем же М. В. Тол­стым 86 . При кончине в распоряжении крепостного крестьянина Василия Васильева (монаха-“нестяжателя” Авеля), проведшего значительную часть жизни в казематах и тюрьмах, оказалось 10,5 тысяч рублей ассигнациями. Эту сумму Авель пожертвовал перед смертью на устроение нового иконостаса в церкви Святителя Николая в Спасо-Евфимиевом монастыре и на нужды монастыря. (Сумма соответствующая по современным меркам примерно 110 Для сравнения — годовое жалование профессора Московского университета в 30 е годы XIX века составляла 300 рублей в год.) По словам самого Авеля, приведённым в его завещании, как утверждал М. В. Толстой 87 , тот кормил свою семью, оставленную в миру, в течение всей своей жизни, — на какие деньги?

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Сергей 30 апреля 2016, 14:22 " Ня хочут " многие православные барышни разделять трагизм бытия. А ведь этим путём Господь вёл( вернее выводил ) известного подвижника благочестия 20 века схиарх. Софрония Сахарова. Память смертная это величайший дар Божий! Она меняет человека. За ней " охотятся " , её вымаливают, используют специальные аскетические приёмы к её стяжанию. Я не являюсь носителем этого благодатного дара, но... Зайдите в хоспис, посмотрите на хрипящих стариков и старух. Многие из них уже никогда не обретут сознания. А ведь это те же самые длинноногие красавицы, на которых останавливается взгляд. Это загорелые с красивыми торсами физкультурники, только... спустя несколько десятков лет. А ещё раньше... Счастливые крестины ( или регистрация в советское время ), радость в доме, накрытый стол с шампанским. Я, как и автор, в некоторой степени заражён этой дуальностью бытия. Видение красоты текущего момента, без осознания его во временной полноте - это плоская фотография. Кому что нравится... иеромонах Авель 30 апреля 2016, 14:20 Тогда без самооправдания и ради совершенства поучимся у свт. Игнатия (Брянчанинова): ( Иван 1981 30 апреля 2016, 13:22 Дорогой отец Авель! Вы решили вот так грубо и безапелляционно поучать чуть ли не всех, высказавшихся в обсуждении? Поводимому Ваше совершенство для Вас самого совершенно бесспорно. Не грубите людям, батюшка. Не надо. иеромонах Авель 30 апреля 2016, 12:03 Смотрю, что тут уже всё почти только совершенные христиане комментарии оставляют... Только совершенство их отчего-то сомнительно: разве они уже забыли труд и горечь покаяния, осознание суеты тварного мipa и пустоты его?... Забыли , что дар радования о Христе -- это дар, а не заслуга?... А если не забыли, то отчего не понимают душу христианина несовершенного, который видит тварную добрОту мipa, но сожалеет о том, что она тленна и ещё не взошла в Вечность Бога?... Что тут не понятного?... Или уже присвоили себе дар Христов?.. по ап.Павлу: " что хвалишься как не получивший? " ( http://bible.optina.ru/new:1kor:04:07 )

http://pravoslavie.ru/92923.html

Монаха Авеля Ванюкова постригают в Троице-Сергиевой Лавре в иеромонахи (ТПЖ. 213). 1854 В 1854 году вернулся в Саровскую пустынь иеромонах Авель Ванюков, но прожил там неполных два года (ТПЖ. 214). 1856 Иеромонах Авель Ванюков вернулся в Троице-Сергиеву Лавру (ТПЖ. 214). 1858 17 мая По кончине игумена Исайи «по общему братскому избранию» на должность строителя пустыни определен казначей иеромонах Серафим Пестов ( Ав. 183 ). 15 сентября Письмо к строителю пустыни Серафиму Пестову от архиепископа Варшавского (бывшего епископа Тамбовского, совершавшего пострижение Серафима во иеродиакона) Арсения. Поздравляет с назначением на должность строителя и просит молитв ( Ав. 185 ). 1861 Летом 1861 года настоятель Серпуховского Высотского монастыря Сергий Васильев, автор первого жития преподобного Серафима, по собственному прошению был уволен из монастыря и вернулся в Троице-Сергиеву Лавру. Скончался осенью этого же года после пятидневной болезни. Незадолго до смерти передал в библиотеку лавры 115 рукописных и 822 печатных книги (ТПЖ. 176). 1865 Без даты Иеромонах Авель Ванюков принял великую схиму (ТПЖ. 214). 8 апреля В Италии, где при смерти находится цесаревич Николай Александрович, прибегают к помощи мантии преподобного Серафима, надеясь на чудо. Из дневника фрейлины А. Ф. Тютчевой: «Приехал великий князь Александр Александрович, выехавший из Петербурга в пасхальное воскресенье, когда еще не было известно об угрозе. Доктора не позволили ему войти к брату. Мы с великой княжной Марией Александровной ездили встречать его на железную дорогу. Он вначале не сознавал истинного положения своею брата. Горячка продолжалась у цесаревича до вечера, потом он стал узнавать окружающих и спросил, почему возле него новый доктор. Ночью [хотели] решили оставить его одного под предлогом того, чтобы его не беспокоить. Я несколько раз за ночь заходила в коридор около его спальни и прекрасно слышала, что там происходило. Он возбужденно и жалобным голосом звал своего лакея. Рихтер подходил к нему, просил успокоиться и говорил, что его слуги уже спят.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Это, кстати, ещё один пункт, который я не стал писать в сегодняшнем своём предыдущем комментарии: если предположить делание Терстегена непрелестным, то отсутствие Причастия в его жизни оставляет его делание доновозаветным. Если его делание считать нормальным, то к чему тогда устроенная Христом Церковь?.. Как можно приближением ко Христу упразднять Его же дело?... Обсуждения по этому поводу были под более ранними переводами... архимандрит Авель, Одесса 25 июня 2018г. 23:50 Отец Варнава, конечно возможно, но вот слова которые может Вы не поняли: " Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов " (Матф.8:11,12). Свт. Николай Сербский: " ...В то время как евреи, которым Царство сперва и было предложено, и доныне продолжают УПОРСТВОВАТЬ в своем неверии во Христа. И за это они в большей степени, чем все прочие народы, рассеяны по всему миру, согнаны со своих мест, презираемы и ненавидимы народами, среди коих поселились как пришельцы " . Можете ли Вы опровергнуть то, что протестанты, конечно, не в такой степени, как евреи, УПОРСТВУЮТ в своём неверии, пусть не Христа, но в то, что дал Христос, как Глава Церкви? архимандрит Авель, Одесса 23 июня 2018г. 17:10 Отец Петр, можете почитать книгу прп. Варсонофия Оптинского " Духовные беседы. Келейные записки " , а также книгу епископа Петра (Екатериновского) " Указание пути ко спасению " . Скажите, что говорит Терстеген о подготовке ко причастию, о причащении и как это связано с рождением свыше? Игумен Петр (Мещеринов) 24 июня 2018г. 14:01 Я читал эти книги. Терстеген не пишет ничего о причащении, следуя в этом Антонию Великому, Марку Подвижнику, Исаие Отшельнику и прочим отцам Добротолюбия. Предметом его рассмотрения были другие вещи. архимандрит Авель, Одесса 24 июня 2018г. 14:30 Вы можете сказать, что читая отцов Добротолюбия можно, хоть капельку предположить, что можно возрасти духовно, не ходя в храм, без исповеди и причастия?

http://bogoslov.ru/article/5884346

По воцарении Павла графа Самойлова сменил князь Алексей Куракин, в год с небольшим получивший первый чин, первое звание и первый орден империи. Головокружительное возвышение требовало сильных крыльев. Услуживать императору приходилось неустанно. Книга мудрая и премудрая обнаружилась в кабинете Самойлова как нельзя кстати. (Не любимец ли Куракина, служивший в его канцелярии титулярный советник Михаила Сперанский обратил на нее внимание?) Смелого, мужественного, честного христианина, который не устрашился всесильной развратницы, мужеубийцы, похитительницы престола и накликал на нее смерть, немедля предъявили Павлу Петровичу. «Император же Павел принял отца Авеля во свою комнату, принял его со страхом и с радостию и рече к нему: „Владыко отче, благослови меня и весь дом мой: дабы ваше благословение было нам во благое“». В благодарность за оказанные мистические услуги послушник был отведен в Александро-Невскую лавру и по именному указу царя митрополитом Гавриилом посвящен в сан инока. Спустя год брат Авель вернулся туда, где началась его иноческая жизнь, — на Валаам, к отцу игумену Назарию. И тут случилось то, чего никто не ожидал. Брат Авель ничему не научился из опыта девятимесячного пощения в Шлюшельбургской крепости. Он принялся за старое. Спустя три года на Валааме была составлена другая книга, подобная первой, и еще важнее; отдал ее брат Авель отцу игумену; тот, показав отцу казначею и некоторым из братии, отослал правящему архиерею, в Петербург. «Митрополит же… видя в ней написано тайная и безвестная, и ничто же ему понятна; и скоро ту книгу послал в секретную палату, где совершаются важные секреты и государственная документы». Как раз в это самое время генерал Пален завершал плетение паутины дворцового заговора; в нитях этой паутины уже начал запутываться наследник престола; ее серебряная вязь коснулась армии и полиции. Тучи над троном сгустились — все это чувствовали. Опасному сочинению странного монаха вновь дали ход: генерал Макаров, сменивший на боевом посту павшего Куракина, доложил Павлу; Павел разгневался — Авеля снова отправили в крепость; и снова на 9 месяцев 10 дней.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

IV. Каин и Авель. Наиболее ярким прообразом Церкви в святоотеческой лит-ре является прав. Авель. Свт. Амвросий Медиоланский аллегорически интерпретирует образы Каина и Авеля, сопоставляя первого с иудеями, второго с христ. народом из язычников, в принесенном Авелем в жертву ягненке видит прообраз таинства Евхаристии (De Cain et Abel I 2, 3). Блж. Августин считает Авеля образом «Града Божия» - странствующей Церкви, гонимой миром, т. е. Каином (De civ. Dei. 15. 1, 18; 18. 51). Для свт. Киприана Карфагенского он является прототипом первого мученика (Ep. 56; Exhort. mart. 5). Согласно истолкованию Павлина Милостивого, еп. Ноланского, это образ страждущего праведника - Христа (Ep. 38. 3). Свт. Иоанн Златоуст (In Gen. 19. 6) и блж. Феодорит Кирский (Quaest. in Gen. 45) рассматривали его как совершенный образ христианина, который засвидетельствовал истину своей кровью. В творениях мн. св. отцов прав. Авель предстает прообразом страждущего Христа ( Ambros. De incarn. Dom. 1. 4; Aug. Con. Faust. 12. 9-10; Greg. Nazianz. Or. 25. 16; Ioan. Chryst. Adv. Iud. 8. 8), у свт. Кирилла Александрийского наиболее ярко показано, что убийство невинного праведника содержит в себе прообраз жертвы Христа, превосходящей собой все ветхозаветные жертвоприношения (Glaph. in Pent. 1. 1). Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек V. Ной и потоп. Типология этих образов широко разрабатывалась в святоотеческих творениях. Так, свт. Амвросий Медиоланский сопоставляет акт Крещения с потопом, в к-ром так же уничтожаются грехи, как в водах потопа Господь уничтожил развращенное грешное человечество (De myster. 3. 10-11); ковчег является прообразом Церкви, потому что только внутри нее возможно спасение (De Noe et Arca 8). Подобно тому как Ной с помощью деревянного ковчега спас человечество от уничтожения, Христос посредством крестного древа спас людей от вечной смерти ( Iust.

http://pravenc.ru/text/153739.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010