Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но зависть победила, и, спустя несколько дней Каин убил Авеля на поле (по преданию, это было 14 нисана – в тот же день, когда после пострадал Господь). Тогда Бог сказал ему: – Где Авель, брат твой? – Разве я сторож брату своему? – дерзко ответил Каин. – Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Отныне она не даст тебе плода. Ты будешь стенать и трястись на земле, – сказал ему Бог. Каин и тут не раскаялся, а лишь выразил возмущение «несправедливостью» Божией: – Наказание мое больше, чем можно понести. Ты сгоняешь меня с земли и от лица Твоего я скроюсь, и всякий, кто встретится со мной, убьет меня. Но Бог поставил на Каине печать, чтобы никто не убил его. И ушел Каин от Божия Лица и создал город, который назвал в честь своего сына. Потомки Каина создали цивилизацию без Господа, их девизом стала любовь к себе до ненависти к Богу. Один из потомков Каина изобрел многоженство (Ламех), другой – скотоводство (Иавал), третий – музыку (Иувал), четвертый – металлургию (Тувалкаин), пятая (дочь Ноема) – проституцию. Все они потом были обожествлены язычниками. Христиане знают, что Авель – древнейший прообраз Христа. Его жертва – образ Евхаристии, благоприятной жертвы, приносимой за живых и мертвых. Авель был убит братом в тот самый день, что и Господь был распят. Кровь Авеля вопиет к Богу об отмщении – и Кровь Христа вопиет к Отцу о прощении уверовавших и о наказании отвергших. Церковь до Потопа (Быт. 5) После смерти Авеля Адам и Ева родили третьего сына – Сифа, от которого происходим все мы, а также других детей. Потомки Сифа были верны Богу. При рождении сына Сифа – Еноса на земле было установлено общественное богослужение. Люди вместе стали призывать имя Господне. Первые люди, еще не растленные отравой греха, жили много сотен лет. Благодаря этому изначальное райское Откровение дошло неискаженным до времен Авраама, а от него – до Моисея. Об этом сохранились предания у очень многих языческих народов. Но вопреки воле Бога, потомки Сифа (их называли тогда «сыновьями Божиими») впали в необузданный блуд. Один из потомков Сифа – Енох пытался обратить своих родственников к покаянию, но его проповедь не была успешной. Однако Бог наградил праведника, взяв его живым на Небо, так что и до сих пор он не увидел смерти. Он вернется на землю лишь в самом конце, чтобы предупредить людей о великой последней каре Бога – огненном потопе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 14–16). Устанавливая заповедь любить ближнего, Бог призывает: “делай справедливое и доброе пред очами Господа” (Вт. 6, 18). Из заповеди «любить ближнего» были сделаны все установления закона, запрещающие совершать зло по отношению к человеку. Из десяти заповедей (Исх. 20, 3–17) последние четыре содержат запреты вредить человеку. Заповеди одновременно являются законами. Первый из этих законов: “не убий” (Исх. 20, 13; Вт. 5, 17). Он юридически выразил ту важнейшую богословскую истину, что все люди — творения Божии — составляют Его достояние, на которое ни один человек не может посягать. Закон, наказывающий убийство, древнее синайских установлений. Благословляя патриарха Ноя и его сыновей, Господь предостерег послепотопное человечество от этого преступления: “кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию” (Быт. 9, 6). По Моисееву закону, человеку запрещено лишать другого человека того дара, который дал ему Господь: “не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь” (Лев. 19, 16). Человечество рано, еще в начале своего бытия, запятнало себя этим пагубным преступлением. Старший сын Адама и Евы убил брата своего Авеля. По учению святых отцов, смерть Авеля — прообраз смерти Иисуса Христа. “Сей характер прообразования, — пишет святитель Филарет Московский, — открывается во всех частях истории Авелевой. 1) Авель есть пастырь и начальник пастырской жизни естественной: Иисус Пастырь и Пастыреначальник в жизни духовной. 2) Авель приносит Богу жертву, без сравнения приятнейшую, нежели Каинова: Иисус приносит жертву крестную, единую достойную Бога и упраздняющую все жертвы обрядовые. 3) Жертва Авеля сопровождается его мученичеством: жертва Иисуса сопутствуется Его смертию. 4) Авель страждет от зависти первородного брата: Иисус страждет от ожесточения первенца народов — Израиля. 5) Кровь Авеля говорит в нем через веру к милосердию Божию, и невинностью своею вопиет против убийцы к правосудию Божию: кровь Иисуса вопиет к Отцу небесному о помиловании всего рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

1884, и альбом к этому исследованию – Свод изображений лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI по XIX век, СПБ. 1884. Выполнение библейских сюжетов в лицевой Библии Грозного вобщем остается на почве русской передачи византийского искусства: одновременная передача последовательных событий, условная перспектива с стилизованным изображением гор и деревьев – все это особенности, хорошо известные в нашей старой иконографии предшествующих веков. Изображается повествование книги Бытия. 1 гл. 4 ст.: и родишася Адаму сынове: Каини Авель, Каинбе делая землю, Авель же бысть пастырь овцам. В облаках, вверху над землею помещен Господь Вседержитель с благословляющей рукой, с Богом Сыном и Духом Святым (в виде голубя) на лоне. На верхнем фоне земли, среди деревьев, изображенных в виде трилистников, радостно встречаются Адам и Ева. Внизу, вправом и левом углах от зрителя, даются две одинаковые картины: рождение Каина налево и рождение Авеля направо; и в том и в другом изображении одинаковые пещеры в горах, Ева с младенцеми Адам; разница только в том, что при рождении Каина Адамлевою рукою производит жест печали, при рождении Авеля проявляет радость. Выше, за горами и деревьями, изображены занятия Каина и Авеля: Каинна поле лопатою копает землю; Авель в долине, между горами, пасет овец: он трубит в рог, овцы прислушиваются к его звуку. Непосредственное чувство сумело уместить – и при том не без красоты и живости – на скромной странице книжного листа целый ряд сложных сюжетов из жизни двух человеческих поколений, развивающейся при особом Божием промышлении об этих поколениях. Божие наблюдение за добром и злом в человеческой жизни, начиная с самого рождения человека, придает всему изображению величественный характер: жизнь – не случайное стечение обстоятельств, а осмысленное выполнение высшего предназначения; добро не может быть лишено награды, а зло не может избежать заслуженного возмездия: жизнь полна глубокого смысла и высокого значения. Рисовальщик одухотворил священный текст, вдохнул в него свое проникновенное религиозное чувство. К начальным словам книги Левит – възва Господь Моисея, рече ему ис храма свидения господня: глаголи к сыном израилевом и рцы к ним – дано следующее изображение: в верхнем углу Господь Саваоф с благословляющей рукой; ниже – скиния свидения ввиде шатра, скрестом на верху, на завесе – херувим; кругом скинии горы спокрывающими их облаками, справа и слева гор, у их подошвы – толпы народа; в середине, у входа из скинии стоит Моисей, вещающий народу слова Божии, обращенный лицом к Господу Саваофу, как бы благоговейно выслушивающий повеления Господа с неба 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Переходим к обозрению предызображений Креста Христова, какие, по свидетельству богослужебных книг, ветхозаветные времена представляют после падения Адамова. 7. Авель, сын Адама, умерщвленный братом своим Каином, по учению Святой Церкви предызображал Господа Иисуса Христа, умерщвленного Иудеями. Авель, для умерщвления, был вызван Каином в поле ( Быт.4:8 ). Господь Иисус Христос , для предания Его крестной смерти, был изведен Иудеями на Голгофу, находящуюся за стеною города Иерусалима. «Изшел еси Иисусе, нося Крест Твой, да якоже Авель от Каина, от Иудеев постраждеши: изыди и ныне и взыщи мене заблудшаго» (в кн. Акаф. Божеств. страстем Христовым, кан. Кресту, пес. 6, тр. 1). Земля, обагренная кровию невинного Авеля, сделалась проклятою ( Быт.4:11–12 ), но обагренная кровию невинного Иисуса, она соделалась благословенною. «Древле убо проклята бысть земля, Авелевою очервленившися кровию братоубийственною рукою: Боготочною же Твоею кровию благословися окроплена» (Окт. гл. 1, в нед. утра, кан. крестовоскр., пес. 7, троп. 1). 8. В событии принесения Исаака, сына Авраамова, в жертву предызображалось принесение Господом Иисусом Христом Самого Себя в жертву на Кресте. В писаниях св. отцов и учителей Церкви указываются многие черты сходства между тем и другим событием; но в богослужебных книгах таких указаний очень немного. Приведем одно из них. Исаак нес на раменах своих дрова всесожжения, на которых должен был принестись отцом своим в жертву ( Быт.22:6 ): Господь Иисус Христос нес на раме Своем древо Бреста, на котором благоволил за грехи мира принестись в жертву Своему Отцу небесному. «Грядеши, якоже Исаак истинный, на рамо Твое Крест восприем, да на нем жертву о моих гресех принесеши Отцу в воню благоухания» (в кн. Акаф. Божествен. страстем Христовым канона Кресту песни 6 троп. 2). 9. Виденная Иаковом во сне чудная лествица предызображала Крест Христов 2 . Лествица стояла на земле, а верх ее касался небес ( Быт.28:12 ): Крест Христа Спасителя стоял также на земле и в тоже время духовною высотой своею коснулся небес. Силою и действиями его с верою поклоняющиеся ему и с терпением и преданностью придержащиеся его восходят, как по Лествице, в небесные, блаженные обители, утраченные некогда грехом. «О Божественныя лествицы, восклицает о Кресте песнопевец, еюже восходим на небеса, возносяще в песнех Христа Господа!» (сент. 14 дня утра, – на велицей вечерни, на хвалитех стихира). «Вознесся, сопривлекл еси падшия, воздвигл еси естество земное, престолу Божию спрославился еси, Кресте, высото великая, мирский мосте, душу мою от страстей глубины вознеси вскоре» (см. в канонике, кан. Кресту, пес. 4, троп. 3). «Крест водрузися на земли и коснуся небесе: не яко древу, досягшу высоту, но Тебе на нем исполняющему всяческая: Господи, слава Тебе» (Окт. гл. 3, в среду утра, по 1 кафизме седален крестный).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Прилетели — а там и приземляться-то некуда. Только что выпал снег хороший. Сели куда-то в огород. Видим — сам отец Николай идет. И матушки бегут,что-тошумят. Потом рассказали. Оказывается, после службы и трапезы все по кельям разошлись — и вдруг отец Николай стал всех звать. Ходит, по кельям стучит. Выходите, кличет, матушки, к нам гости едут, матушка игуменья Иерусалимская, отец-наместник с братией монастыря. Они говорят: «Батюшка, ты в своем уме? Кто к нам едет? Пароходы не ходят. Ложись, отдыхай». И вдруг — вертолет, шум. А ведь тогда не то что мобильников, вообще связи с островом не было. И ведь называл уже отец Николай матушку игуменьей Иерусалимской, хотя о ее будущем совсем никто не знал… Авель (Македонов) — И рязанская земля, место вашего нынешнего служения, известна старцами, такими, как архимандрит Авель… — Когда я только приехал в Рязань, на одном из епархиальных советов мы сидели с ним рядом. И я предложил обратиться с просьбой к Святейшему Патриарху Алексию ходатайствовать перед правительством РФ о том, чтобы нам возвратили Рязанский кремль. Это было для всех неожиданно, но решение о таком ходатайстве мы приняли. И тут отец Авель встает — и бух на колени со слезами. А потом рассказал, как еще в те времена, когда все изымалось и закрывалось, старцы пророчествовали, что придет время — и все вернется. — И что же, вернули? — Успенский собор вернули. Храмы практически все, за исключением одного — Духовского. Постепенно все возвращается. И это тоже чудо. — С  отцом Авелем связана история, в которой вы участвовали. Ее в своей книге описал архимандрит Тихон (Шевкунов). Когда в вашем присутствии протоиерею Владимиру Вигилянскому позвонил писатель Андрей Битов и рассказал, что во сне к нему приходила умершая мать и просила исповедоваться у старца Авеля в Рязанской области… — Да, помню эту ситуацию. Тут ведь что важно. Для чего нам даются некоторые необычные повороты в жизни? Чтобы встряхнуть, помочь отойти от суеты. Нам некогда, мы вертимся. А надо чаще выпадать из этой суетной череды. Иногда в буквальном смысле слова. Как у меня в юности было, когда упал я с мотороллера, разбился, а пока лежал на больничной койке, многое переосмыслил и встал на новый путь. Потому что суета не дает сосредоточиться на душе, подумать о смысле жизни. А вот богослужение позволяет.

http://pravmir.ru/starcy/

Итак, в ближневосточной религиозной культуре и мифологии персонажа соответствующего архетипу младенца-жертвы видимо нет. И очевидным образом в ветхозаветной традиции нет такого персонажа, и это отсутствие важно, мне кажется, оно зияет на месте некоего умолчания о бывшем герое мифа. Мы предполагаем, исходя из тех этимологических совпадений, о которых говорили выше, что Авель мифологически тождественен Пуруше, Имиру и иным мифологическим персонажам, соответствующим архетипу прачеловека-жертвы. В мандейской религии Авель (Хибил) почти занимает место Христа, он не земной сын Адама и Евы, а небесный проточеловек, посланный на Землю, чтобы пострадать. Это – самостоятельная традиция. Она связывает образ первого Адама в котором находилось все сущее, известный в традиции иудаизма (Адам Кадмон) с индоевропейским образом первой жертвы. Заметим, что если эта гипотеза справедлива, она приводит нас к заключению, что «основной миф», о котором постоянно говорит современная наука о мифах и религиях  — это вовсе не миф о громовнике -змееборце, а миф о жертве, разорванной на куски, о зерне, упавшем в землю и умершем… о Христе. Это означает, что в прабиблейской мифологии, в метаистории Авель был тем первочеловеком – жертвой, из которого сотворен мир. II. Мученик – в основе богословия и богослужения: учиться смотреть. Мы можем ощутить этот исчезнувший миф и в Новом Завете, разумеется, в богословски-переосмысленном виде, в статусе образа, а не факта. В том, что Христос это Агнец, закланный до сотворения мира. Вот как об этом рассказывает Владыка, опираясь на протопопа Аввакума: «Бог Отец, Премудрая Любовь, обращается к Сыну Своему, Которым всему надлежит быть созданным, и говорит Ему: Сыне, сотворим мир! _ И сын отвечает: Да, Отче! – И Отец говорит Сыну: Да; но этот мир отпадет от Нас – в грех, и для того, чтобы его спасти, Тебе надо будет стать человеком и умереть. И Сын отвечает: Да будет так, Отче! И советом, любовью, всемогуществом Св.Троицы создается тот мир, в которм мы живем, не такой, каким его сделало человеческое отпадение… а тот, в совершенной гармонии с Богом…».

http://pravmir.ru/videt-smotret-ne-otvor...

Если же на божественной литургии, под видом хлеба и вина, при носятся в жертву Богу Отцу за живых и усопших тело и кровь Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, а божественная литургия составляет средоточие православного богослужения, то, значит, сущность Единому Триэпостасному Богу подобающего почитания и поклонения (которое по греческий называется λατρεα) у православных христиан состоит в евхаристическом жертве, священнодействуемой на божественной литургии. Жертвенное богослужение, или воздаяние Богу почитания и поклонения посредством жертвы, современно происхождение человеческого рода. «Первая жертва, вероятно, принесена была ещё в раю. Догадываются, что кожаные ризы, в которых облек Бог Адама и жену его, сделаны были из кожи зверя, принесенного в жертву. Авель же приносит в жертву от первородных стада своего ( Быт. 4:4 ). Невероятно, чтобы сам Авель избрал жертвенное Богослужение, как и вообще невероятно, чтобы жертва была изобретением человеческим. Разум сам собою никогда не мог придти к мысли угождать Богу проливанием крови животных, или крови животного умилостивлять гнев Божий за беззакония человеческие. В средстве, очевидно, нет ничего соответствующего цели. Жертва Авели необходимо наводит на мысль, что Авель научился приношению в жертву первородных от Адама, Адам от Бога» 19 . У иудеев жертвенное богослужение было установлено Богом, как преобразование искупления. Язычники чтили своих богов жертвами, потому что у них от первоначального откровения по преданию сохранилась мысль о жертвенном богослужении. Христос – Спаситель, отменил кровавые жертвы ветхозаветные, установил новую, высшую и совершеннейшую жертву тела и крови Своей, или, как выражается св. Иоанн Златоуст 20 , «вместо заклания бессловесных, повелел приносить (в жертву) Самого Себя». И в настоящее время жертвенное богослужение совершается не только у православных христиан, но и у не православных, отделившихся от вселенской церкви в V (армян, несториан, коптов, якобитов, маронитов и аббиссинцев) и в IX–XI веке (латинян). Одни только протестанты, отменившие у себя святейшую жертву тела и крови Христовой, священнодействуемую на божественной литургии, сущностью и средоточием своего богослужения поставили только то, что издревле предшествовало евхаристии, т. е. чтение священного Писания, проповедь , пение духовных гимнов и возглашение молитв. 4) Прилагаются ли на литургии в тело Христово частицы, вынимаемые из просфор за святых, живых и усопших?

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Период 1. Церковь патриархальная Религия после падения первых человеков. Нарушив заповедь Божию, человек, во-первых, бесконечно оскорбил своего Создателя; во-вторых, заразил грехом все существо свое, созданное добрым; помрачил ум и развратил волю и сердце; и наконец, подверг себя и свое потомство проклятию и смерти – временной и вечной. Избавиться от всех этих зол собственными силами он никогда не был бы в состоянии; ему оставалось вечно страдать за свою вину. Но Господь не восхотел подвергнуть человеков заслуженной ими вечной гибели. По своему милосердию Он определил послать на землю единородного Сына Своего, чтобы загладить человеческие грехи и уничтожить их плачевные последствия. Это в первый раз открыл Он, когда обещал Адаму, что Семя жены некогда сотрет главу змея. От человека требовалось теперь, чтобы он с верою, надеждою и любовью ожидал своего Искупителя. Вера в сего Искупителя и составила сущность религии человека после падения. Исполнение Своего обетования Господу угодно было отложить слишком на 5 тысяч лет. Во все это время Он приготовлял людей к принятию обещанного Спасителя. § 4. Каин, Авель, Сиф. Смешение племен Предсказанная вражда между семенем диавола и Семенем жены, между людьми неверующими и верующими, между добрыми и злыми, обнаружилась уже в семействе первых человеков. По изгнании из рая у Адама и Евы родились – сперва сын Каин, а потом Авель. Первый занимался земледелием, a последний пас овец. Однажды они принесли Богу жертвы, каждый от своих трудов. Каин принес дар Господу от плодов земных, а Авель – лучшую из овец своих. Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина отвергнул, так как она была принесена без живой веры и сердечной любви. Каин сильно огорчился и потупил свои взоры. Черты его лица изменились; от зависти и злобы он исхудал. Бог видел, что происходило в сердце Каина и, явившись ему, предостерегал его от греха. Но Каин не послушался Божьего предостережения, пригласил Авеля прогуляться по полям и убил его. Напрасно Каин избрал для совершения своего злодейства уединенное место: вездесущий Бог видел его и спросил убийцу: «Каин, где брат твой?» Каин дерзко отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему?» Видя такую нераскаянность, Бог сказал свирепому братоубийце: «что ты сделал? кровь брата твоего вопиет ко мне. И ныне проклят ты от земли сей, обагренной кровью брата твоего от руки твоей. Стеня и трясыйся, скитаться ты будешь по ней». Каин в ужасе воскликнул: «наказание мое больше, нежели снести можно! Всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Но Господь сказал: «всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро». И сделал Господь Каину знамение, по которому последующие люди могли бы узнать братоубийцу и с ужасом бежали бы от него. После своего злодейства, не смея показаться на глаза родителям, Каин убежал от них и поселился в другом месте. Постоянно мучимый страхом, он оградил свое жилище стеною и таким образом основал первый город, который назвал, по имени сына своего, Енохом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Схимонахиня Клавдия стала духовной матерью моей мамы, а духовным отцом – архимандрит Авель (Македонов), в схиме Серафим, к которому в возрождающийся из руин Иоанно-Богословский мужской монастырь на Рязанской земле она однажды поехала с матушкой Клавдией. С тех пор мама стала туда ездить. Она читала много духовной литературы, жития святых, слушала рассказы схимонахини Клавдии о монашестве, и у нее появилось желание принять тайный постриг. Отец Авель сначала постриг ее в иночество с оставлением мирского имени, затем в мантию – с именем Параскева, в честь святой великомученицы Параскевы. Мне было 13 лет – я не сразу об этом узнала. А Вы батюшку-подвижника батюшку-святогорца видели, беседовали с ним? Я тоже у него бывала. Последний раз мы с мамой попали в Пощупово буквально за четыре дня до его кончины. И знаете, ведь именно отец Авель подарил мне такую часть монашеского облачения, как параман, когда я еще была в миру. Жизнь показала: не просто так! С батюшкой (точнее с его духовной дочерью) у меня связана еще одна памятная история – тоже из мира Божественной тайны. Моим духовным отцом стал архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры, к которому отвезла меня однажды прихожанка нашего Покровского храма. Как-то отец Наум говорит мне: «Надо тебе сшить подрясник». В то время найти черный материал было непросто. Мы с мамой отправились в большой московский магазин «Ткани» на Ленинс ком проспекте – выбрали черный сатин и школьную ткань. А где шить? Сели в поезд «Березка» и в половине двенадцатого ночи были уже в Рязани, у схимонахини Елены – духовного чада отца Авеля. Еще одна удивительная матушка! Много лет она исполняла послушания псаломщицы, алтарницы, просфорницы, регента в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где на кладбище за церковью была похоронена блаженная Любушка Рязанская. Когда мы у матушки появились, давление у нее было очень высокое. Но что значит послушание монашеское? Она села за швейную машинку, а мне сказала: «Читай акафист Боголюбской иконе Божией Матери».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/08/duhovn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010