На вопрошание «Где Авель, брат твой?», которым Господь дает Каину последнюю возможность спастись, последний отвечает дерзко и с духовной точки зрения самоубийственно: «не знаю, разве я сторож брату своему». Прямая ложь Господу — это признак осатанелости, охватившей Каина. «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (пролитая на землю кровь обязательно даст «всходы»; в ВЗ подмечено, что кровь невинно убиенного принесет беду злодеям, в НЗ интонация стала иной: на мученической крови стоит и побеждает Церковь). И ныне проклят ты … будешь изгнанником и скитальцем на земле». И если Авель открывает собою длинный список страдальцев за веру, то Каин становится архетипом безбожного, бездуховного человека, оставленного Богом или, скорее, оставившего Его, того самого «праха», которым питается «семя змея». «Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь … и всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Каин воспринимал благодать как магическую защиту, и теряя ее, не о Боге тоскует, а о своей «шкуре») И сказал ему Господь: всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня». Последнее сообщение звучит на первый взгляд странно, но его смысл раскрывается в двух аспектах. Если в Каине видеть просто грешного человека, то речь может идти о том, что нераскаянный грех (некоторые связывают слова «Каин» и «раскаянье») не приводит немедленно к возмездию и гибели, что Господь отводит достаточное время для исправления; в общем случае это так и есть. Но Каин не просто грешник, он отмечен специальным «знамением» (4, 15), «печатью» атеизма и человеконенавистничества (такую печать, к примеру, большевики 20-30-х годов нашего века). Каина и его потомков, духовных «каинитов», Господь запрещает убивать, ибо их самих собственными их способами победить невозможно; они, забыв о небесном, достигли могущества в приспособлении к земному, и в случае чего на месте одной отрубленной головы явится семь куда более злейших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Но люди не чистосердечно раскаялись, и старались сделать виновниками других. Адам сказал: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел... Жена сказала: Змей обольстил меня, и я ела ( Быт.3:12–13 ). Таким образом, первая исповедь была не чистосердечна и следствием ее явилось изгнание Адама и Евы из рая и осуждение их на смерть. Далее люди должны были жить вне рая. Вот Каин кончает убийством жизнь своего брата Авеля. Господь спросил Каина: Авель, брат твой, где? А ведь Он – всеведущий, разве Он не знал, где Авель? И вторая исповедь была не чистосердечна. Каин грубо ответил: Разве я сторож брату своему? ( Быт.4:9 ). Затем, в продолжение 120 лет, Ной убеждал людей покаяться и исповедать свои грехи, и он не мог этого достигнуть. И вследствие этого явилось их потопление в водах потопа. Затем, в Ветхом Завете, в истории Скинии и Храма, люди приносили жертвы и исповедовали свои грехи – это их действие было прообразом той Жертвы, которую принес Господь за наши грехи. Затем, у народа израильского был год очищения, в этот год люди приносили жертвы за себя и за израильский народ. Затем пророки предлагали людям исповедать грехи. Наконец, на рубеже Ветхого и Нового Заветов явился Иоанн Предтеча. Он начал свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). И люди каялись и исповедовали свои грехи, и они очистились. И не только иудеи, но и язычники. Затем Христос Спаситель начинает Свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). И Он, Всеведущий, когда исцелял больных, то всегда спрашивал: «Веруешь ли? И обещаешь ли больше не грешить?» И только в этом случае исцелял. Последней исповедью была исповедь разбойника. Разбойник исповедовал свои грехи, говоря: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, – и исповедал в поруганном, всеми оставленном, преданном – Господа. И за это получил отпущение грехов. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю, – сказал ему Господь ( Лк.23:40–43 ). Затем, после Воскресения, Господь принимает исповедь отвергшегося Петра и сподобляет его дойти до страданий и крестной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Обращение к Пергамской Церкви начинается такими словами (Откровение, вторая глава с 12-го по 17-й стих): Откр.2:12–13 . «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Как я уже говорил вам, братья и сестры, любое библейское пророчество имеет значение для тех времен, когда оно произносилось, для всех последующих периодов истории Церкви, и особенно пророчество имеет значение для самых последних времен. По поводу послания к Пергамской Церкви святой Андрей, архиепископ Кесарийский, пишет: «Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский, мечом обоюдоострым называет или Евангелие, образующее сердца людей и разделяя верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви». Итак, послание Ангелу Пергамской Церкви. Сказано: место, где престол сатаны. Возможно, это покажется вам странным, но в начале XIX века в Пергаме немецкими археологами производились раскопки, и археологи обнаружили капище сатаны, из красного мрамора. Этот алтарь был перевезен в Германию, где его вместе со многими статуями и рельефными изображениями языческих богов можно увидеть в Пергамон-музее в Берлине. Куда, в какие страны и в какие столицы были привезены другие камни престола сатаны из древнего Пергама, и куда потом их вставили или растащили, доподлинно никто не может утверждать. Известна только судьба того камня, который находится на Красной площади в Москве. Это было ритуальное и мистическое действо, бесовская мистика. По учению блаженного Августина , она существует со времен грехопадения рода человеческого. Параллельно существуют два народа. Помните, у Адама и Евы было два сына: Каин и Авель. Каин – это родоначальник линии каинитов. Авель был убит, и вместо благочестивого Авеля Господь послал нашим прародителям Сифа. Сиф – это родоначальник сифитов. Каиниты – это сторонники зла, убийств, идолопоклонства и культа сатаны. Потому что сатана и есть первый человекоубийца от начала, как сказано в Писании. Потому, что сатана, совратив наших прародителей, духовно умертвил и Адама, и Еву, лишив их благодатного общения с Богом в Раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Он сделал, говорит Златоуст, праведное дело, не видя примера ни в ком. В самом деле, на кого взирая, он так почтил Бога? На отца и мать? Но они оскорбили Бога за Его благодеяния. На брата? Но и он не почтил Его. Таким образом, он сам собою совершил доброе дело. И тогда как он был достоин чести, что он получает? Умерщвляется». – «Ею получил свидетельство, что он праведен» (Ср. Быт 4:4 ). «Как же еще иначе было засвидетельствовано, что он – праведник? Огонь, говорится (в Писании), сошел и сожег его жертвы. Вместо «призрел Господь на Авеля и на дары его», один переводчик читает: и воспламенил. Итак, Бог и словами и делом засвидетельствовал, что он праведник» (Злат.). – «Ею он и по смерти говорит еще». «Чтобы не привести их в отчаяние, апостол показывает, что Авель отчасти получил вознаграждение. Какое? То, что о нем, говорит, много воспоминают…, брат убил его, но не убил вместе с ним его славы и чести… Это и есть признак жизни, когда все прославляют, превозносят и ублажают; убеждающий других быть праведными, конечно, «глаголет». Не столько действует слово, сколько его страдание. Как небо, делаясь только видимым, «глаголет», – так и он, будучи воспоминаем» (Злат.). Евр.11:5 .  Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. Евр.11:6 .  А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. «Он (Енох) показал веру больше Авелевой… Хотя он жил и после Авеля, но случившееся с Авелем могло отвратить его от добродетели… Авель почитал Бога, и Бог не избавил его. Какая польза умершему от того, что брат его наказан?.. Ничего такого Енох не сказал и не подумал, но оставил все это, зная, что если есть Бог, то без сомнения есть и мздовоздаятель, хотя тогда еще ничего не знали о воскресении…» (Злат.). «Переселение Еноха произошло вскоре, в самом начале, для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти, на уничтожение власти диавола… Он сперва попустил смерти поразить праведника, желая сыном устрашить отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал. «…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5). Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами! Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его. «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7) Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его»(Быт. 4:7) …Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло… Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

http://pravmir.ru/kain-i-avel/

Откуда ты пришел ? Диавол, скрыв от стыда поражение, употребляет свое прежнее выражение: я ходил по земле и обошел ее (ст. 2). Для этого ли ты уходил? Этого ли просил? Ты ли сказал: отдай мне имения Иова? Почему умалчиваешь о своем нападении, чтобы уничтожить венец победы? Скажи о борьбе, окаянный, скажи о нападении, чтобы возвестить о победе. Но что скрыл диавол из зависти, то воздает возвышенному любомудрию праведника Владыка всех. Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова (ст. 3)? Я знаю то, что ты скрываешь. Ведь Бог часто спрашивает не для того, чтобы узнать, но чтобы испытать расположение духа спрашиваемых, сознаются ли честно. Так спросил Он Каина: где Авель, брат твой (Быт. 4:9)? Хотел его, сделавшего зло, поставить хотя бы обвинителем самого себя, чтобы это самоосуждение смягчило тяжесть обвинения. Ведь всякий, осуждающий самого себя, смягчает негодование своего судии. Итак, как тогда Бог спрашивал Каина: где Авель, брат твой ? [на что тот, подумав, что вопрос предлагается вследствие незнания, отвечал: не знаю; разве я сторож брату моему (Быт. 4:9)?] и когда обнаружилось его душевное расположение, тогда обличил его преступление такими словами: голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (ст. 10), — так (и в других случаях), если, спросив, увидит намерение быть скрытным, обличает виновника злого дела. И здесь, после того как, спрашивая диавола, не получает от него сознания в поражении, которое он потерпел, он Сам напоминает ему об его поражении и прославляет победу праведника. Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (ст. 3)? Вникните тщательно, прошу вас, и не оставляйте без внимания этих слов божественного Писания. В первом свидетельстве совершенно не упомянуто: незлобив (в русском переводе этого слова нет), а во втором (появляется это слово). В первый раз Бог говорит: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Под именем дома надобно разуметь женщин. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. Быт. 50:9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. Быт. 50:10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане Определить это место очень трудно, тем более, что наш перевод не сходится с другими переводами. М. Филарет переводит «дошли до гумна Атадова за Иорданом», так переводит и Англ. Библия, О. Герлах и Остервальд. Приняв этот перевод, можно принять и мнение Англ. Библии, которая говорит, что Моисей писал это, находясь в пустыне, т. е. на юго-востоке от Иордана, и для него в то время за Иорданом значило – на запад от Иордана. Это соответствует и указанию блаж. Иеронима, который полагал, что гумно Атада и Абель Мицраим (плач, или поле Египетское) находились между Иерихоном и р. Иорданом в месте, называемом Бет-хогла. О. Герлах думает, что печальная процессия не могла прийти прямо из Египта к Хеврону, а, вследствие враждебного настроения жителей, должна была обогнуть с юга горы Сеир, подняться к северу мимо Мёртвого моря до переправы на Иордане, и отсюда ( Быт. 50:13 ) в землю Ханаанскую пошли лишь сыновья Иакова с телом отца своего. Если бы можно было идти прямою дорогою из Египта в Хеврон через Герар или Вирсавию, тогда не нужно бы было печальной процессии доходить до Иордана (см. карту Палестины Ленормана и др.). и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. Быт. 50:11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане. Плач Египтян, или Авель Мицраим, как принято писать в некоторых переводах, означает, смотря по произношению, равнину – Авель и плач – Абель (О. Герлах и Англ. Библия). Мицраим, как известно, имя Египта от родоначальника египтян, сына Хамова ( Быт. 10:6 ). И в этом месте м. Филарет, Остервальд, Англ. Библия и О. Герлах переводят «за Иорданом». Быт. 50:12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Покорившись Ему, противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак. 4:7 ). Только противостойте ему твердою верою ( 1Петр. 5:9 ) и с оружием правды в правой и левой руке ( 2Кор. 6:7 ). Станьте, препоясав умственные чресла ваши истиною, прекратив тем самым брожение беспорядочных помыслов, и облекшись в броню праведности сердечных расположений, и обув ноги воли нашей в готовность жить по евангельским заповедям, что и означает благовествовать мир, а паче всего возьмите всесильную уверенность в Боге – тот щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения как соединение с Господом в Таинствах возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие, данное человекам во спасение ( Еф. 6:14–17 ). И помните, что оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10:4–5 ), Который есть Путь ( Ин. 14:6 ) для тех, кто идет путем духовного делания со всем усердием, терпеливо преодолевая встречающиеся на этом пути всевозможные трудности и соблазны, и одновременно Дверь ( Ин. 10:9 ), вводящая «в ведение тех, кто успешно преодолел весь путь добродетелей». 14 Вошедших же во внутреннейшее за самую завесу Слова, куда предтечею за нас вошел Иисус ( Евр. 6:19–20 ), ожидает не только утерянное наслаждение плодами Духа, но и такое созерцание, о котором свидетельствуют испытавшие его, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Авель «Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго». 15 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовном мудровании Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 4:1–8 Употребляемые категории: · АДАМ – ум человеческий · ЕВА – органы восприятия · АВЕЛЬ – духовное мудрование · КАИН – плотское мудрование · ОВЦЫ – неразумные движения души и плоти Стремящийся к неразумным удовольствиям ум человеческий естественным образом ниспадает в неестественную ему область чувственных вещей, переходя из страны духа – в страну плоти, для возделывания той земли, из которой он когда-то был взят Духом Святым ( Быт. 3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Причащаться: …..“И, взяв чашу и благодарив, сказал: …..примите её и разделите между собою … …..И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: …..сие есть тело Мое, которое за вас предается; …..сие творите в Мое воспоминание ” …..[Лк. 22.17-19]; Всегда молиться: “Просите, и дано будет вам … ибо всякий просящий получает … тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” и “должно всегда молиться” [Мф. 7.7-11; Мф. 18.1]; …..Питаться Словом: …..“не хлебом одним будет жить человек, …..но всяким словом, …..исходящим из уст Божиих” …..[Мф. 4.4], А кто отступит от сего, Тот – не Его: “кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра”, а “Я и Отец - Одно” [Мф. 12.50; Ин.10.30]. …………..Мирянин. ………….13.01.13 г. Мирянин. 01.07.17г. иеромонах Авель 22 июля 2017г. 16:11 Здесь : [ Отец Авель, пожалуйста, объясните ваше высказывание: Кстати, всё чётче проявляется ущербность такого, скажем так, " околопротестантского " направления богословской мысли к дохалкидонскому состоянию (о неслитности и нераздельности естеств во Христе), а направления делания -- к доновозаветному. ] Раз попросили написать в основной ветке, то напомню проблему, по поводу которой я выразил это мнение. Суть её в том, что если Терстеген стремился к всецелому посвящению себя Богу, то почему в своём делании он не столкнулся с проблемой неложных Таинств Тела и Крови Христа? Халкидонский собор описал образ соединения двух естеств во Христе: " ...в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно... " . То есть до этого ороса могли быть различные мнения по поводу того, что подразумевать под единением с Богом для человека. Например. Если предположить, что Терстеген, заботясь о внутрь-пребывании, считал достаточным для своего спасения созерцания Божества (и следующих за этим добродетелей), и это созерцание, соучастие в благодати считал единением с Ним, причём полным, совершенным, которое оставалось только раскрывать, то до Халкидона такое мнение не осуждалось бы ещё как еретическое, особенно если бы такой человек приобщался Христовых Тайн. Это считалось бы его мнением, опытом, пока он (в итоге?) не стал бы отрицать необходимость приобщения Телу и Крови Христа (и как следствие возникали бы у него сомнения по поводу воплощения Бога и Самой воплотившейся Личности).

http://bogoslov.ru/article/5405606

прот. Константин Буфеев 2. О заботливом отношении Святых к животным 2.1. Пастушество «Праведный Авель». Фрагмент фрески «Жертвоприношение». Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Москва. Современный мастер Священное Писание свидетельствует, что пастушеское занятие является древнейшим на земле. Уже в первом поколении от Адама был известен этот благородный род деятельности: И был Авель пастырь овец , а Каин был земледелец ( Быт.4:2 ). Многие праведники Ветхого Завета – праотцы, пророки, цари подолгу занимались пастушеским ремеслом, проводя время со стадами в дикой пустынной земле. Двадцать лет ( Быт.31:41 ) пас стада своего тестя Лавана патриарх Иаков (Израиль). Бытие, гл. 30 29. Рече же Иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене ; 30. мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество; и благослови тя Господь пришествием моим. 29. И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне ; 30. ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим. Сорок лет пас овец своего тестя Иофора пророк и боговидец Моисей – пока не явился ему Бог при купине и не призвал его на служение своему народу. Исход, гл. 3 1. Моисей же бягие пасый овцы Иофора тестя своего, священника Мадиамска. И гнаше овцы в пустыню , и прииде в гору Божию Хорив. 2. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. 2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Псалмопевец Давид прежде своего помазания на царство в Израиле пас стада отца своего Иессея. 1 книга Царств, гл. 16 11. И рече Самуил ко Иессею: не достало ли уже детей? И рече Иессей: еще есть един мал, и сей пасет на пажити. Ирече Самуил ко Иессею: посли и приведи его, яко не возляжем, дóндеже приидет той семо. 12. И посла, и введе его. И той чермен, добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010