Суету вещей человеческих, испытанную прародителями. Но сим не объясняется то, почему сей, а не другой сын, получил имя от суеты. Наконец, тщету той надежды, которую прародители полагали на первого своего сына. В самом деле, могло статься, что они переменили о нем свои мысли еще до рождения другого и наименованием Авеля хотели исправить погрешность, сделанную в наименовании Каина. Вникая в обстоятельства рождения Каина и Авеля, можем находить в них некоторые отдаленные начала того крайнего несходства, которое после открылось между сими братьями. Каин произошел от Адама, свежим, так сказать, ядом греха напоенного; Авель родился от Адама, с продолжением времени, более очищенного покаянием и смирением себя под крепкую руку Божию. Каин был сын надежды, Авель – сын сокрушения; сии различные чувствования родителей могли иметь влияние на рождение, воспитание и образование детей. Образ жизни 2. Авель был пастырь овец, а Каин был земледелец. Что Авель был пастырь овец, а Каин земледелец, сие сказывает Моисей для того, чтобы показать происхождение различных жертв, ими принесенных. Но поскольку внутреннее расположение человека имеет влияние на свободное избрание рода жизни, и, взаимно, избранный род жизни – на внутреннее состояние, то два различных рода жизни, избранных детьми Адама, рассматривать можно также в отношении к их личным качествам. Земледелие требует более телесной силы; скотоводство, состоя в попечении о живущих тварях, дает некоторое упражнение сердечной благости ( Npum. XII. 10. XXVII. 23 ). Земледелие привязывает к земле; жизнь пастушеская, по обычаю древних, есть жизнь кочевая и странническая и потому особенно любезная тем, которые признают себя странниками и пришельцами на земле ( Ebp. XI. 9. 10. 13 ). Жертвоприношения 3. Случилось в конце года, что Каин принес от плода земли дар Господу. 4. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; 5. а на Каина и на дар его не призрел, и Каин сильно огорчился и потупил взоры. 6. Тогда Господь сказал Каину: для чего ты огорчился? и для чего потупил взоры? 7. Если делаешь доброе, то не поднимешь ли чела? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Тебя искушает вожделение его, но ты господствуй над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так как эта Ева первая была обольщена змеем и сделалась зачинщицей греха, – злой демон, называемый также сатаною, некогда говоривший с нею через змея, и теперь действующий в увлеченных им людях, называется Еван. 77 Демон еще называется драконом ( ποδεδρακναι), потому что убежал от Бога; в начале же он был ангел. О нем много можно говорить; но теперь я опущу это исследование; ибо в другом сочинении 78 у нас было рассуждение. 29 . Итак, когда Адам познал жену свою Еву, она заченши родила сына, которому имя Каин и сказала: «приобрела человека чрез Бога». 79 И заченши опять родила другого, которому имя Авель. «Он сделался пастырем овец; Каин же занимался земледелием». 80 Но слишком долго было бы рассказывать, а тем более объяснять эту историю; любознательные относительно подробностей этой истории могут научиться из самой книги, которая надписывается «Бытие мира». 81 Когда же сатана увидел, что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти и, видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире, и до ныне она ходит по всему роду человеческому. Бог же по Своему милосердию, и Каину, так же как Адаму, хотел дать случай к раскаянию и исповеданию, говоря: «где Авель брат твой?» Но Каин с грубостью отвечал Богу: «не знаю; разве я сторож брата моего?» Тогда разгневанный Бог сказал: «что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты от земли, которая открыла себя, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей; жалким и трясущимся будешь ты на земле». 82 И с того времени устрашенная земля не принимала крови человека, и даже никакого животного; 83 так что очевидно, не она, а преступивший человек причина смерти. 30 . Сам Каин также имел сына, которому имя Енох. И построил он город, который назвал именем сына Еноха. С того времени начали строить города, и это еще прежде потопа, а не как ложно говорит Гомер: «нигде не был еще построен город человеческий».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Теперь уже первые люди не одни: образовалось семейство, а вместе с ним стали вырабатываться и новые отношения. С приращением семейства увеличились потребности, для удовлетворения которых понадобилось усиленное приложение труда. Уже с первых дней нового положения, в которое люди поставлены были грехопадением, потребности оказались разнообразными: требовалось добывать пищу и одеяние. Соответственно этому произошло у первых людей и разделение труда: первый сын Каин стал обрабатывать землю, для удовлетворения первой потребности – питания, а второй – Авель стал заниматься скотоводством, для добывания шерсти, а также и молока. Выбор рода труда и занятий первых братьев конечно зависел от различия их характеров и склонностей. Занятия еще больше разделили их, и между первыми братьями скоро произошло соперничество, кончившееся страшными злодеянием, какого дотоле еще не видела земля. «Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел». Причину этого конечно нужно видеть как в качестве самых даров, так и во внутреннем расположении для принесения их. Авель принес лучшее из своего стада и следовательно с полными расположением, а Каин то, что легко ему досталось и следовательно без внутреннего участия. 3 Увидев предпочтение, оказанное брату, Каин сильно огорчился и омраченное лицо его поникло. На нем появились зловещие черты. Но совесть заговорила в Каине: «почему ты огорчился и от чего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но Каин не послушался предостережения и отворил греху дверь своего сердца. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, – совершив невиданное еще землею злодеяние. В этом факте некоторые видят выражение преобладания земледелия над пастушеством, как начала высшей ступени культуры. Но он имеет большее значение, чем простая культурноисторическая эмблема. Каин является первым человеком, который дал волю греху. Возобладав над сердцем, грех не замедлил заявить свое существо и во внешнем деле. Здесь также впервые происходит борьба двух поколений в человеческом роде. Начинаясь от этого первого убийства, кровавый поток проходит чрез всю историю, – причем Каины непрерывно убивают Авелей. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pervob...

Я нахожу, что св. Авель принял на себя много прообразов Христа. Как Спаситель есть начальник и первый праведник для всех обновленных после времен закона, также и для всех древних людей начальник праведности — Авель. Ни в обновлении человечества, которое обновил Господь всех, ты не найдешь чего–нибудь более первичного, чем тело Господне, ни в ветхом поколении людей не найдешь праведности, просиявшей раньше Авеля. Тот начальник ветхих праведников, а этот начальник и новых праведников и воистину обновляемых святых. Вот почему Спаситель закрепил память об Авеле, как начале всякой праведности. Он сказал иудеям: « да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником » (Мф. 23:35). Он поставил началом праведности Авеля, гонимого людьми, но увенчанного Богом. И заметь удивительную вещь. Так как Авель первый был сподвижником праведности, то он первый удостоился и пострадать за благочестие. Он стал прообразом Христа, пострадавшего за истину, а кровь Авеля сделалась близкой к крови Владычней, имея тесную близость по вере. Именно, спасительная кровь есть училище для всей вселенной; ничто нас не наставляет так в благочестии, как кровь Владычня, говорящая истиной, как бы языком. Возопила кровь Авеля, вопиет и кровь Христова. Но та вопиет, умоляя, а эта — принося умилостивление миру. Так как кровь Владычня подобно трубе прогремела во все концы мира и кровь Авеля говорила к Богу, то апостол, напомнив о той и о другой крови, при сравнении на большую высоту поднял поистине высочайшую кровь; он сказал: « Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева » (Евр. 12:22–24). Он говорит, моля за грешников и принося умилостивление миру, потому что кровь Христова — окропление вселенной, кровь Христова — избавление людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

13. Пелагий (ок. 360 — после 418) — монах, создатель христианского учения (пелагианства), распространившегося в странах Средиземноморья в начале V b.; в противовес концепции благодати и предопределения Августина его учение делало акцент на нравственно-аскетическом усилии самого человека, отрицая наследственную силу греха. 14. Фрустрация (обман, неудача) — психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо цели. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий или же агрессивность и т. д. 15. Каин — в библейской мифологии старший сын Адама и Евы. " И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени. Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его " (Быт. 4: 2–8). Библейский текст легенды о Каине и Авеле весьма краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие преданий, представляющих различные толкования конфликта между братьями в послебиблейской литературе, которые, однако, сходятся в том, что в основе деяния Каина лежали зависть и ревность по отношению к Авелю 16. Иосиф и его братья — в библейской мифологии Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили; был продан братьями в рабство за особое положение в семье, повлекшее за собой их зависть, обострявшуюся как оттого, что Иосиф передавал отцу какие-то порочащие братьев сведения, так и под впечатлением от двух его сновидений, в которых рисовалось первенство Иосифа в роду. После долгих злоключений Иосиф стал править Египтом. Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Египет, он поселил их в этой стране. В своих произведениях Э. Фромм неоднократно обращается к образу Иосифа. Его интерес обусловлен сновидениями Иосифа, позволяющими рассматривать его как классический пример толкователя снов, прорицателя, в истории которого особое значение имели вещие сны, наполненные растительными (например снопы, связанные братьями), а также астральными (солнце, луна, звезды как образы матери и отца) символами

http://predanie.ru/book/220206-dusha-che...

24:8). Итак, доколе говорится это ныне, не будем отчаиваться, но имея благие надежды на Господа, и помышляя о бездне Его человеколюбия, изгнав из совести все злое, с великим усердием и надеждою возьмемся за добродетель и покажем самое глубокое покаяние, дабы, здесь сложив все грехи, с дерзновением могли мы стать пред судилищем Христовым и получить царство небесное, которого да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. О ПОКАЯНИИ БЕСЕДА ВТОРАЯ Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: я согрешил. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость — сказать слово: я согрешил? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаждаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание говорит: « Станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться » (Ис. 43:26): скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное: произнеси слово, откройся в грехе, и скажи: я согрешил. Но откуда известно, скажет кто–нибудь, что, если я первый скажу грех, то разрешу грех? В Писании есть пример и такого человека, который исповедал грех — и загладил его, и такого, который не исповедал — и был осужден. Каин умертвил брата своего Авеля из зависти, — убийство было следствием зависти; он убил его, взяв его с собою в поле. И что же говорит ему Бог? « Где Авель, брат твой? » (Быт. 4:9) Тот, кто знает все, спрашивает не по неведению, но чтобы привлечь убийцу к покаянию. А что Он спрашивал не по неведению, это доказал сам вопросом: « Где Авель, брат твой? » Каин же отвечал: « Не знаю; разве я сторож брату моему? » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3 . Итак, когда Господь пришел к Марии и Марфе, сестрам Лазаря, то, увидев толпу иудеев, сказал: «Где вы положили его?» 528 . Неужели не знал, где положен Лазарь, Господь, Который, находясь далеко, сообщил, что Лазарь умер, и Чье божественное величие было везде? 529 Господь сделал это по старому обыкновению. Ведь и Адаму Он сказал подобным образом: " Адам, где ты? " 530 Он спросил не потому, что не знал, где Адам, а для того, чтобы Адам мог исповедать свой грех собственными устами и получить прощение в грехе. Он спросил и Каина: «Где Авель, брат твой?» 531 . А тот ответил: «Не знаю» 532 . Он спрашивал Каина не потому, что не знал где Авель, а для того, чтобы, услышав отрицательный ответ, обличить его в убийстве брата. И Адам, исповедавшись в совершенном грехе после вопроса Господа, получил прощение; а Каин, ответив «нет», был осужден на вечное наказание. Так и здесь, когда Господь сказал: «Где вы положили его?» 533 , не потому спрашивал, что не знал, где был положен Лазарь, а для того, чтобы у гробницы Лазаря собралась толпа иудеев, и чтобы они стали свидетелями против себя самих, если бы не поверили такому чуду, несмотря на то, что увидели божественную власть Христа при воскресении Лазаря. Ибо ранее Господь говорил им: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, и познайте, что Отец во Мне и Я в Нем» 534 . И когда Он приблизился к гробнице, то сказал окружавшим Его иудеям: «Отнимите камень " 535 . Что мы скажем об этом? Неужели Господь, Который Своею силою отомкнул засовы преисподней, не мог одним повелением отодвинуть камень от гробницы? Но Он попросил, чтобы люди сделали то, что могли сделать люди, а то, что могла сделать божественная сила, Он явил Своею властью. Отнять камень от гробницы было в человеческих силах, а для того, чтобы отнять душу у преисподней, была нужна власть. Впрочем, Он с легкостью, если бы пожелал, мог бы отодвинуть камень от гробницы одним словесным повелением, ибо словом Он сотворил мир! 4 . И вот, когда отняли камень от гроба, Он сказал громким голосом: «Лазарь! иди вон!» 536 показав тем самым, что Он тот, о котором написано: «Глас Господа силен, глас Господа величествен» 537 , и в другом месте: « Вот, Он даст гласу Своему глас силы» 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

4 Познал Адам жену свою, Еву, – она зачала и родила Каина, и сказала: «Обрела я человека, дар от Господа обрела! » 2 Потом родила она Авеля, брата Каина. Авель пас овец, а Каин возделывал землю. 3 Когда пришло время для жертвоприношения, Каин принес Господу плоды земли, 4а Авель – наилучший дар из первого приплода стада своего. Господь одобрительно посмотрел на Авеля и его жертвоприношение, 5оставив Каина и его жертвоприношение без Своего одобрения. Каин сильно разгневался, и взор его поник. 6Тогда сказал Господь Каину: «Отчего ты так сильно разгневался? Отчего поник взор твой? 7Если намерения твои добры, разве не поднимаешь ты голову? А если недобры, грех притаился у порога. Овладеть тобой он хочет, но ты можешь господствовать над ним». 8Каин сказал брату своему Авелю: «Выйдем в поле» . И как только они вышли в поле, набросился Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9«Где же Авель, брат твой?» – спросил Господь Каина. «Не знаю, – ответил тот, – разве я сторож моему брату?» 10И сказал Господь: «Что ты сделал?! Я слышу, как кровь брата твоего вопиет ко Мне с земли! 11 И ныне ты проклят: отвергнут землей, что впитала кровь брата твоего, твоей рукою пролитую. 12 После этого земля уже не станет приносить богатых урожаев, сколько бы ты ни возделывал ее; будешь изгнанником ты и скитальцем». 13«Наказание это слишком тяжело для меня, не снести мне его, – сказал Каин Господу, – 14вот, Ты теперь гонишь меня с земли. Я должен скрываться от Тебя, быть изгнанником и скитальцем; и первый встречный может убить меня». 15Но Господь сказал ему: «Случись такое – всякий, кто убьет Каина, не уйдет от семикратного отмщения а». И, чтобы никто, встретившись с Каином, не убил его, дал Господь Каину особый знак б Своей защиты. 16Тогда ушел Каин с того места, где явился ему Господь а, и поселился в земле Нод б, к востоку от Эдема. Каин и его потомки 17Познал Каин жену свою, она зачала и родила Ханоха. В те дни Каин основал город, назвав его именем сына своего Ханоха. 18У Ханоха родился Ирад, который стал отцом Мехияэля; от Мехияэля родился Метушаэль, а от Метушаэля родился Ламех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

6:70.) Так должно уподобить Каину и Израиль, о котором написано: «сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4:22). После же первородного Израиля как бы вторым по времени и самым младшим явился Христос, Который и Сам был сын Адама. Потому-то и Сыном Человеческим Он мудро и смотрительно именовал Себя повсюду (См. напр.: Мф. 8:20; Мф. 9:6; Мф.10:23; Мф.11:19; Мф.12:8, 32, 40 и др. Мк. 2:10, 28; Мк.8:38; Мк.9:9, 12, 31 и др. Лк. 5:24; Лк.6:5, 22; Лк.7:34; Лк.9:22, 26, 44 и др. Ин. 1:51; Ин.3:13—14; Ин.6:27, 53, 62 и др.). Но Израиль думал чтить Бога приношением вещей привременных и легко увядающих, и весьма неважных, и как бы весь ум свой прилагал к занятиям земным. Ибо Каин обратился к земледелию, Авель же был пастырь овец, так как Еммануил управляет словесным стадом, и Сам «есть Пастырь добрый» (Ин. 10:11), Который «на месте тучне» и на пажити хорошей, как написано (Ис. 30:23), пасет вышние и земные стада. К Нему взывало и пророческое слово: «паси люди Твоя жезлом стражбы твоей, овцы наследия Твоего» (Мих. 7:14).    Итак, Израиль чтил Бога земными вещами, плодонося дела, совершаемые по закону, и посвящая нежеланные для Него жертвы. Поэтому и слышал из уст святых слова: всесожжения овнов твоих, «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня» (Ис. 1:11—13). И еще: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6:20). Это ясно означается тем, что Бог не обратил внимания на жертвы Каина. Праведный же Авель, то есть Христос, дароприносил Богу первородное из словесных стад, то есть мягких сердцем, младенчествующих злобою, избранных по добродетелям и в уподоблении Ему носящих славу первородства. Ибо собрание званных чрез веру к освящению именуется у божественного Павла Церковью «первенцев, написанных на небесах» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

IV. Времена допотопные, 2256 лет Так сильно было упование первых человеков о грядущем Искупителе, что уже при рождении своего первенца, Каина, воскликнула Ева: «приобрела я человека Богом.» Но вопреки всех её надежд, сей Каин показал в себе высшую степень развращения рода человеческого, нуждающегося в Искупителе, и сделался убийцей брата своего Авеля, который, невинной смертью , преобразовал божественное страдание сего Искупителя. Каин возделывал землю, Авель же был пастырем овец, и верой принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, и призрел Бог на дар его, а жертву Каина отвергнул. – Здесь, при самом начале повести о роде человеческом, мы уже видим приношение жертвы, о которой не упоминалось в раю, ибо тогда еще не прогневал человек Бога; но, вместе с падением, обнаружилась нужда умилостивления, и кровь животных знаменовала божественную кровь единородного Сына Божия, которая одна только могла искупить мир от греха, сообщая таинственную силу и предобразовательным жертвам. Огорчился Каин отвержением жертвы и, не смотря на благое предостережение Господа, который хотел, чтобы заглянул он в мрачное сердце и почувствовал свое недостоинство, позвал брата в поле и там убил его; но и после столь ужасного злодеяния, не хотел Господь смерти грешника, хотя изрекал клятву над ожесточенным. «Где Авель, брат твой?» спросил Он Каина; и услышав нераскаянный ответ: «разве я страж брата моего?» сказал: «глас крови брата твоего вопиет ко мне от земли! И ныне проклят ты на земле, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей; когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником, и станешь скитаться по землею» – «Велико преступление мое и непростительно, воскликнул Каин, вот, Ты изгоняешь меня от лица земли, и от лица Твоего я скроюсь; буду изгнанником и стану скитаться по земле; всякий же, кто встретится со мною, может убить меня.» Но Господь сказал: «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» и положил на нем знамение, дабы никто, встретив его, не убил, и, чтобы угрозой ещё большей казни, сделать само убийство ненавистным роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010