Каин и Авель (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа седьмая К чему ведет попытка «исправить несправедливый миропорядок»? Почему же Господь не принял жертву Каина? Что Каиново есть в нас самих? Сегодня, возлюбленные о Господе боголюбцы и христолюбцы, мы будем говорить о Каине и Авеле. Первое совокупление, первое зачатие, первые родовые тошноты, первые боли и первые страдания испытала и пережила Ева – и родила сына, назвав его Приобретением. Каин – приобретение. «Приобрела я человека от Господа», – сказала она. А Адам в этих первых родах, в этой мистике зачатия и вынашивания узрел тайну рождения всех живущих и дал своей жене имя Хава, то есть Ева, – «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих. Митрополит Филарет (Дроздов) на эту тему рассуждает так: Адам прозрел в своей жене не только мать всех живущих и будущих жить, но он прозрел в ней и Божию Матерь, потому что подлинную Жизнь родила нам Богородица, Она – истинная Хава, истинная Ева и Мария, Святая и Пречистая и пречуждая всякого порока. А Ева внесла большую печаль в мир. Адам и Ева получили от Бога обетование (так называемое Первоевангелие), что семя жены и семя змея будут враждовать между собой и семя жены поразит змея в голову (см.: Быт. 3: 15). И потому они ожидали от жены спасения. Когда родился Каин , взоры отца и матери его были, быть может, устремлены на него с большой надеждой. В нем они желали увидеть какое-то избавление от того, что на них свалилось, и возвращение туда, откуда они были изгнаны. Но Каин, этот первенец, стал первым убийцей. Авель, пастырь, – первый прообраз Иисуса Христа Потом родился Авель, который был похож на легкое дуновение ветерка, что, собственно, и означает его имя. Видимо, он был не от мира сего, был устремленным ввысь, более небесным, чем земным. У них, этих двух братьев, были разные занятия: Авель был пастырем овец, а Каин – земледельцем. Авель – первый прообраз Иисуса Христа: он был убит братом, он девственник – семени после себя не оставил; как и Господь Иисус, был девственным и душой, и телом. И он – пастырь овец, а Господь Иисус Христос – Пастырь Добрый. И вот эти два родных брата стали непримиримыми антагонистами.

http://pravoslavie.ru/91624.html

протоиерей Николай Попов История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство. Сиф (230 год от сотворения мира). Потомки Каина и Сифа Первый сын Адама был Каин (приобретение), второй – Авель (плач, суета, ничтожество). Каин был земледелец, Авель пас овец. Однажды Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель – от первородных стада своего. Бог видел, что Авель приносил жертву свою с усердием, с сокрушением сердца, с верою в будущего Искупителя, а Каин без усердия и без благоговения 38 ; потому Бог милостиво принял дар Авеля 39 , а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. И сказал Каин Авелю: «пойдем в поле». И когда они были в поле, Каин восстал на Авеля, брата своего, и убил его 40 . После сего Бог спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет 41 ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» 42 . Бог сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение 43 , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился Бог людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего 44 . От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни. Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема 45 . Вместо Авеля у Адама родился сын Сиф 46 . После Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адам жил на земле 930 лет. От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи (Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной). Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель). Энох всегда помнил, что с ним везде Бог, и благоугождал Богу, потому Бог взял его 47 . Мафусал, сын Эноха, жил 969 лет. Вообще люди жили в это время до 900 лет и более 48 ( Быт. 4, 5 ). Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) 49 . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пустынные тайны монаха Авеля В издательстве «Царское Дело» вышла книга Елены Душеновой 30.10.2021 2230 Время на чтение 12 минут Фото: Предоставлено автором Какую смерть напророчил в конце XVIII – начале XIX века монах Авель Государям Екатерине II, Павлу I, Александру I? Какие откровения были явлены ему в пустынных местах России? Каким он видел будущее нашей страны? На эти и многие другие вопросы помогут ответить архивные документы и рукописи самого Авеля. В православно-патриотических кругах есть значительная группа людей, которые особенно почитают монаха Авеля, жившего в XVII–XVIII веках, как пророка-страстотерпца. Образ этот был в значительной степени создан благодаря художественной литературе, и прежде всего творчеству П.Н. Шабельского-Борка. Кем же был в действительности этот монах? Обратимся к архивам и наследию самого Авеля. У этого человека было четыре имени. В крещении он был назван Василием, в постриге — Авелем, затем некие духи нарекли его Дадамеем, а еще он именовал себя иеромонахом Адамом и, кроме того, почитал себя предтечею Гоговым. Свою биографию-житие Авель изложил в нескольких вариантах — как Авеля и как Дадамея. В земном плане они практически идентичны. Из «Жития и страданий отца и монаха Авеля» следует, что родился он в деревне Акулово Тульской губернии в 1757 году и крещен 7 марта — в этот день Церковь празднует память в числе херсонских священномучеников епископа Василия. При этом жизнеописатель уверенно называет даты собственного зачатия, «основания» его, младенца, во чреве матери, там же, во чреве, его «изображения», день появления на свет — «в самое равноденствие» мартовское — и, наконец, продолжительность земной жизни: 83 года и 4 месяца. С помощью несложных арифметических действий можно подсчитать, что Авель, по его собственному предсказанию, должен был умереть в июле 1840 года. Правда, тут провидец просчитался, но это пустяки, ведь, согласно данному «житию», «когда от Адама будет семь тысяч и триста и пятьдесят годов» (т.е. в 1850 году — Авель полагал, что Христос родился в мир в 5500, а не в 5508 году от сотворения мира), душа его «изобразится» в ангела и процарствует 1050 лет, после чего (в 2900-м году) «мертвые возстанут и живые обновятся; и будет всем решение и всем разделение» — следовательно, настанет Страшный суд.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/30/pu...

Митрополичого округу в Казахстан на з митрополитом Астанайським Олександром паломницьку до православних святинь 3 листопада 2012 р. 22:48 27-31 октября 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась паломническая поездка делегации Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан во главе с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром к православным святыням Польши. В поездке владыку Александра сопровождали секретарь Митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; руководитель информационного отдела Округа протоиерей Евгений Иванов; руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин, сотрудники митрополии. 27 октября в аэропорту Варшавы делегацию из Казахстана встречал архиепископ Люблинский и Холмский Авель . По прибытии из Варшавы в г. Люблин митрополит Александр посетил епархиальное управление и Преображенский кафедральный собор, где совершил молебен перед чудотворной Люблинской иконой Божией Матери. 28 октября , в неделю 21-ю по Пятидесятнице, митрополит Александр возглавил церковные торжества в Люблине в честь Люблинской иконы Божией Матери. Глава Митрополичьего округа совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе — древнем храме, освященном святителем Петром (Могилой), митрополитом Киевским и Галицким. Владыке Александру сослужили архиепископ Люблинский и Холмский Авель, епископ Супрасльский Григорий, духовенство Люблинской и Белостокской епархий Польской Православной Церкви, члены казахстанской делегации в священном сане. Решением Синода Казахстанского Митрополичьего Округа архиепископ Люблинский и Холмский Авель был удостоен ордена «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана». По окончании богослужения митрополит Александр вручил награду владыке Авелю. Епископ Супрасльский Григорий был награжден медалью «140-летия учреждения Туркестанской епархии». Во второй половине дня митрополит Александр в сопровождении архиепископа Авеля посетил достопримечательности Люблина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2566786...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Схимонах Николай был верным сподвижником великого старца и общего духовника русских святогорцев иеросхимонаха Арсения. Из жизнеописания последнего известно, что, находясь в Киево-Печерской Лавре, будущий старец Арсений нашел там себе спутника по имени Никита, уроженца Тульской губернии, который с этого времени до самой смерти, более сорока лет, во всех скорбях, трудах и подвигах был ему соучастником. Взяв благословение у киевских чудотворцев и помолившись им, отправились они далее в путь. В Молдавии, в Балашевском скиту, их обоих постригли в монашество и нарекли Алексею имя Авель, а спутнику и сотруднику его Никите — Никандр. Здесь же, не желая жить по своей воле, они совместно решили одному у другого быть в послушании и не разлучаться до самой смерти. Так и исполнили они это на самом деле. Хотя отец Никандр и желал отца Авеля иметь себе за пастыря, потому что тот был уже иеромонах и духовник, но отец Авель никак не соглашался быть за старца. Поэтому и решили жить одному у другого в послушании, по-братски. На Афоне они продолжали исполнять свой договор и были друг у друга в полном послушании. Они не только жили вместе, но и воспитывали друг друга. Великий старец Арсений со своей безграничной добротой и любовью благотворно влиял на отца Никандра. Видя его Божественную любовь к людям, отец Никандр и сам умилялся и падал ему в ноги, плакал и просил прощения за свое жестокосердие, хоть и сам имел милостивое сердце. Так блаженные старцы соревновались в любви. Вскоре оба постриглись в великую схиму. Отец Авель, духовник, наречен был Арсением и принял схиму от одного схимонаха, Арсения. А отец Никандр наречен был Николаем и принял схиму от своего же собрата отца Арсения, и стали они уже как старец с учеником. Жили они по пустынному уставу. Никаких попечений житейских не имели: не занимались ни садом, ни огородом. Хотя у них и были масличные деревья, но они за ними не смотрели. Когда поспевали плоды, то отцы приглашали одного из нуждающихся, бедных людей и ему поручали набрать себе плодов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=283...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Встреча Авеля Македонова с митр. Никодимом Ротовым   Авель (Македонов)     Встреча Авеля Македонова с митр. Никодимом Ротовым     Когда отец Авель исповедовал перед безбожниками веру, архимандрит Никодим по Божьей милости стал владыкой, он занял пост председателя Отдела внешних церковкмх сношений. Его возможности на далеких широтах земного шара, промыслительно, оказались весьма велики. — Мы наконец-то встретились, — поделился нахлынувшим чувством братской любви архимандрит Авель, — и, конечно, обрадовались друг другу.   Вспомнили, как еще мальчишками мечтали найти духоносного старца, который нас пострижет в монахи; представляли себе, как выкопаем в земле пещеру -подальше от суеты — и будем в ней жить, чтобы никто не знал. Господь все дал, что хотели!   ...Близилась полночь.     «Старец, а старец», — позвал отца Авеля его друг (старцем часто его называл владыка Дими­трий). «Чего ты?» — «А знаешь, я только что на Афоне был». — «Заснул, что ли?» — «Нет, наяву. Недавно вернулся».   И он рассказал, как ехал из Иерусалима в СССР через Гре­цию, как на афонской пристани Дафни встретился с благодат­ным старцем, игуменом Русского монастыря Илианом, как узнал что Свято-Пантелеимоновский вымирает, что вымирает Русский   Афон ...» самому «молодому» насельнику — семьдесят, а другим — под сто, и они лежат недвижимы... А греки ждут, когда все русские перемрут, чтобы взять монастырь в свои руки.   — Владыка Никодим обо всем доложил Патриарху и Сино­ду и активно начал собирать пополнение, — вспоминал подробности той эпохи наместник Иоанно-Богословского монастыря. — Предложил и мне уехать на Святую Гору.   Нашлись люди, которые стали меня отговаривать. Я ответил так: «Если б рая не было, я, может быть, и не поехал бы с уже насиженного места. Но знаю, что рай есть, и что его не купишь, также по наследству он не перейдет. Рай мне Матерь Божия дает. Так как же я Ей откажу, если Она призывает:   «Иди ко Мне и потрудись в Моем саду».   Отвечу, что ли: «Не хочу, мне дома хорошо...»

http://isihazm.ru/?id=1975

С 1989 года старец Ефрем Филофейский и его последователи основали 17 монастырей по периметру Соединенных Штатов, в которых подвизаются монашествующие разных национальностей, а паломники (и паломницы) из разных стран и континентов постигают святогорские монашеские традиции и азы молитвы Иисусовой. Об афонском старце Ефреме много лет назад рассказывал мне другой афонский игумен – священноархимандрит Авель (Македонов) , бывший в 1970-е годы настоятелем русского Пантелеимонова монастыря, а в 1989 году получивший благословение возобновить монашескую жизнь в порушенной Иоанно-Богословской обители под Рязанью. Тогда слова «Святая Гора» мало кому что говорили, как мало кто мог отличить покрой афонской скуфейки от русской. Но вскоре афонский устав, которому стало следовать монастырское братство, доносившиеся с клироса распевы и Чин о Панагии после литургии стали нам знакомыми и родными. Насельников в монастыре были единицы, и мы, совсем молоденькие, нарушая все афонские уставы, по благословению игумена готовили для братии обед и тут же, в трапезной, под иконами и картинами с афонскими сюжетами, ночевали; сажали вокруг убогого домика, где поначалу поселился вновь назначенный наместник, розовые кусты, а долгими зимними днями пили чай с вареньем из царских яблочек и слушали рассказы старца о Святой Горе Афонской . При воспоминаниях о братии монастыря своего и соседних на казавшихся васильковыми глазах отца Авеля появлялись слезы. Один такой рассказ и был о старце Ефреме – его сомолитвеннике и сотруднике, игумене монастыря Филофей. «Какая любовь, какой силы молитва, – смотря вдаль, повторял отец Авель. – Ведь он – ученик самого Иосифа Исихаста!» Уже позже я разглядела, что глаза отца Авеля, казавшиеся васильковыми, были орехового цвета, и намертво усвоила, что Святая Гора – монашеская республика, куда женщинам вход запрещен. Слова старца сливались с чтением из патериков и его потешными рассказами о некоей журналистке, пробравшейся на Афон под видом мужчины. Она уже было ступила на отплывавший на материк корабль, как из моря «выпрыгнула» акула и поглотила ее. «А акул в тех местах отродясь не водилось!» – заключал отец Авель, и в глазах его прыгали смешинки.

http://pravoslavie.ru/63574.html

А.А. Кострюков Жизнеописание Часть 1. На Родине Глава 1. Под сенью Боголюбской иконы Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости. Приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Недалеко от Рязани есть небольшое село Городище. Может быть, село было бы ничем не примечательно, если бы не святыня, находящаяся в местной церкви. Это – один из списков Боголюбской иконы Божией Матери. До революции она находилась в соседнем селе Тюшеве и почиталась богомольцами. Архимандрит Авель (Македонов, 1927–2006), в послевоенные годы служивший в селе Городище, донес до нас немало рассказов об этой иконе. Так, после закрытия храма икона находилась в избе местного плотника, который приспособил ее в качестве двери. Когда хозяин решил обстругать святой образ рубанком, то был жестоко наказан, его парализовало. А сама икона после этого долгое время пролежала в чулане. В праздник Пасхи 1947 г. иеромонах Авель по просьбе жителей обходил дома. Пастырю удалось уговорить хозяйку дома вернуть икону в храм. Торжественным крестным ходом чудотворный образ был перенесен в Георгиевскую церковь села Городище. После возвращения иконы в храм был такой случай. Священник отдал образ на реставрацию, но художник испортил его, бездарно закрасив. Опечаленный пастырь закрыл икону материей, а когда через некоторое время открыл – увидел, что икона вновь обрела первозданный облик 1 . Немногие знают, что с селом Городище и Боголюбской иконой связано имя подвижника благочестия архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) . В 1948 г., на закате земной жизни, архипастырь прибыл в Москву на Совещание глав и представителей Поместных Церквей. Но прежде чем вернуться в Болгарию, архипастырь пожелал посетить свою малую родину – Рязань. Побывал иерарх и в селе Городище. Здесь владыку встретила Боголюбская икона Божией Матери – та самая икона, которую он особо почитал с самого детства. Жизненный путь архиепископа когда-то начался возле этой иконы...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Закрыть itemscope itemtype="" > Грех Каина Слово на чтение книги пророка Исаии в среду 2 седмицы Великого поста 11.03.2020 1006 Время на чтение 6 минут Вкушение Адамом запретного плода казалось небольшим грехом, но оно открыло дверь большему. Плоду вражды. Так издревле тот, кто живет по плоти, гонит того, кто живет по духу. Нам показано на примере Каина, как опасны зависть, ненависть, злоба и всякого рода безлюбовность. Если принять их в сердце и лелеять их в нем, они могут вовлечь человека в страшный грех убийства. Вся история человечества без конца показывает, сколь многие последовали Каинову греху. Тот, кого Каин убил, был его младший брат, которого он должен был защищать. Это был добрый брат, никогда не причинявший никому зла. Сам Бог сказал Каину, что произойдет, если он будет упорствовать в своем замысле. Каин прикрыл его видимостью дружбы и доброты. Он сказал Авелю: «Пойдем в поле». В одной из древних рукописей сказано, что Каин утверждал, что не существует ни будущей жизни, ни суда, ни воздаяния, и что когда Авель говорил в защиту истины, Каин воспользовался этим как возможностью напасть на него. Писание простыми и ясными словами открывает нам причину, по которой тот убил его: оттого что дела его были злы, а дела его брата праведны. Убив брата, он нанес удар Самому Богу. Он ненавидел Авеля, потому что Бог любил его. Смерть начала царствовать в мире с того времени, как согрешил Адам, но только здесь дается нам ее описание. И вот мы видим, что первый умерший — святой, тот, кто был принят и возлюблен Богом. Первый отправившийся в могилу, пошел на небо. Поистине, первый умерший — мученик, и он умирает за веру. В смерти Авеля нет проклятия, в ней — венец славы. И мы видим суд и осуждение первого убийцы. Господь сказал Каину: «Где брат твой, Авель?» Он спрашивает его, чтобы тот мог покаяться в своем преступлении, ибо кто хочет быть оправданным перед Богом, должен обвинить себя. Что же Каин? Он отрицает свою вину, он дерзает покрыть намеренное убийство ложью: «Не знаю». Так в Каине диавол явил себя как человекоубийца и лжец от начала. Все, кто в слепоте и ожесточении сердечном желают скрыть грехи от Бога, прощающего исповедующих свой грех, — наследники Каина. Каин обвиняет Небесного Судию в безумии и несправедливости, отвечая на Его вопрос вопросом: «Разве я сторож брату моему?» О, если бы он смирил себя и сказал: «Разве я не убийца брата моего?» Но подобно Адаму и Еве, он обвиняет Бога и Его Промысл, говоря: «Разве я сторож?» И мы знаем, как многие говорят языком Каина, обвиняя в своем грехе не кого-нибудь, а Самого Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/11/gr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010