Беседы о каинитах и сифитах Каин и Авель Продолжаем наши беседы на Книгу Бытия. Тема следующей беседы: «Каин и Авель». Прочитаем первый стих 4-й главы: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» ( Быт.4:1 ). Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, был Каин – первый человекоубийца на земле. Но здесь надо заметить, что он, Каин, рожденный после грехопадения, родился в этот мир уже как следствие и мутация греха. В этом смысле первый человекоубийца не он, а дьявол . Сказано о сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Все эти качества мы можем обнаружить в Каине. Чей образ в падшем человечестве? Если первый человек Адам был сотворен «по образу Божию» ( Быт.1:27 ), то его потомки рождались по его (Адама) падшему подобию и образу. Сказано: «и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему» ( Быт.5:3 ). Как и в Послании сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Мутации греха через кровь наших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуального бытия. Что и позволило Давиду сказать: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутацией сознания. Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола «канна» («приобретать») и переводится дословно – «приобрела я». Ева , родив Каина, восклицает именно эти слова: «приобрела я…» Далее она говорит: «…человека от Господа». Что означают эти слова? Иными словами, она как бы говорит: «Создавая меня и моего мужа, Бог делал это один, а теперь и мы имеем отношение к тому, что Он чрез нас совершает». Прежде всего в ее словах звучит глубокое упование и надежда на пророчество о «семени жены» ( Быт.3:15 ). Она хочет, чтобы Тот, Который сокрушит главу змея и семя его, пришел как можно быстрее. Как эти надежды созвучны с богослужебным прошением – «от бесовския крови очисти мя». Стремление к лучшему заложено в каждом из нас, но – увы! – не каждый может его реализовать в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Бог смотрел не на то, что приносили в жертву, а на сердце человека. Жертва, которую человек приносил с покаянием и верою (во что?) была приятна Богу, так как Он видел, что человек любит Его, а жертва, которую человек приносил без веры и любви, не была Ему приятна. Помните, кто принес Богу жертву очень малую, двух только голубей, Лк.2:22–39 , а между тем угодил Ему, потому что любил Его и был смирен? – Пресвятая Дева Мария. – Когда? Когда она принесла Младенца Иисуса в 40-й день по Рождестве во храм. – Почему принесла Она такую малую жертву? Потому что Она была бедна и большей жертвы принести не могла. – Какая жертва была угодна Богу, а какая разгневала Его видно из того, как Он отнесся к жертве сыновей Адама и Евы – Каина и Авеля. Каин, старший сын, был земледелец, Быт.4:2 . Авель – нас стада. Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес лучших животных из своего стада. Авель, видно, нес жертву Богу от сердца, он принес самое лучшее, что у него было; Каин принес жертву, не думая благодарить Бога, может быть, и не самое лучшее, что у него было, а главное без любви к Богу. Какой вы еще пример знаете, когда Господь осуждает человека, хотя, по-видимому, он все исполняет, что требуется? – Фарисей в притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:10–14 ). – И призрел, т. е. принял, обратил внимание, Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. Каин не так огорчился тем, что Бог не призрел на дар его: ему неприятнее было то, что Бог призрел на Авеля. Он позавидовал брату. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь добро, то не поднимаешь-ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей сердца твоего лежит грех , т. е. он близко от тебя. Представьте себе, что вы за дверью, но она заперта. Вы близко от класса, только дверь отделяет вас, а все же войти нельзя. Дверь отперта – и одним шагом вы уже в классе. Так и грех был близко от Каина, но Бог предостерегал его. Он говорил ему: грех у дверей сердца твоего лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Каин не должен был впустить грех к себе. А почему Каин мог господствовать над грехом, хотя грех и заманивал его; почему он мог делать добро, даже если ему хотелось делать зло? – Потому что у него была свободная воля и разум, чтобы отличать, что добро, что зло.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быт. 4 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, Нет сомнения, что жертвоприношения учреждены Самим Богом как средство приблизить душу человека к Богу и освятить её благодарностию к Творцу. Жертвоприношения суть первое богослужение и существуют у всех народов, которые не дошли до скотского состояния. Они указывают на живое соотношение человека к Богу в первые времена человечества. Нельзя достоверно сказать, приносил ли Авель в дар Богу млеко и руны или же закалал от первородных агнцев (см. след. стих); по всей вероятности, кровавая жертва существовала, хотя разрешение употреблять мясо в пищу последовало уже после потопа (гл. IX). Заклание животных должно было существовать и как средство для одежды, но здесь жертва напоминала человеку о смерти и, вероятно, была заповедана человеку после грехопадения, хотя нигде нет прямого на то указания. Жертвы эти, по мнению м. Филарета, были жертвы всесожжения. Быт. 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, Быт. 4 а на Каина и на дар его не призрел. Каким образом выражено было благоволение Божие, мы не знаем. Из сравнения – Лев. 9:24 ; Суд. 6:21 ; 1Пар. 21:26 ; 2Пар. 7:1–3 ; 3Цар. 18 – можно судить, что Бог свидетельствовал своё благоволение ниспосланием небесного огня, сожигающего жертву. Почему обе жертвы не были приняты одинаково, объясняется последующим обличением Божиим. С одной стороны, Авель приносил свою жертву с детским смирением и чувством глубокой благодарности милосердному Богу, даятелю всех благ; Каин же приносил жертву с неверием, гордостью и, может быть, с целию купить милость Божию жертвоприношением, обрядом и предложением дара. В Каине мы провидим уже идолопоклонство, которое зиждется на обрядовых отношениях человека к Высшему Существу, не зная ничего о возвышении и очищении духовных сил и стремлений человека и о единой жертве Богу – духе сокрушённом и смиренном. В Каине мы видим первообраз фарисеев, понимавших только обрядовую часть религии и как бы не хотевших знать ничего о душе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин». Как свидетельствует Библия , «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего» ( Быт.4:3–4 ). Нам не открыто, чтобы Бог уже тогда учил, как надо совершать Ему служение. И поэтому тут дело не в ослушании Каина, а именно в вере Авеля. Он поверил, что надо делать именно так. От отца, Адама, он должен был узнать о грехопадении, о проклятии всей твари за вину человека. И еще до того, как Бог вменил это в обязанность, – он поверил, что надо именно вот так, прямым убийством пред Богом жертвенного животного, признать и исповедать свой первоначальный грех. Каин же, очевидно, понял богослужение так, что надо просто поделиться с Богом своими прибытками. И Бог призрел именно на жертву Авеля. Далее Апостол пишет, что верою же Авель «и по смерти еще говорит». Позже, после потопа, Бог скажет Ною и его потомкам: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя. Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» ( Быт.9:5 ). А Душа Авеля, значит, еще тогда верою провидела этот закон неизбежного воздаяния, отмщения, закон справедливости. «Верою Енох» понял, какой образ жизни угоден Богу, и настолько понял, что «Бог переселил его» на небо живым. «А без веры угодить Богу невозможно, – продолжает Апостол, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Потому что связь с Богом – связь с живой личностью, бесконечно близкой, более чем видимой и более, чем существующей. «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо», о грядущем всемирном потопе, начал строить на суше огромный плавучий дом, веря, что этот нелепый дом совершенно необходим. И интересно, что этой своей верою «осудил он весь мир». Значит, и все могли верить в грядущее всемирное бедствие, все должны были чувствовать его справедливость и его неизбежность. Но – или не верили, или верили только «в душе». А живая вера должна побуждать к соответствующим делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Глава 11 Евр.11:1 .  Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых». Ибо невидимое видим мы верою. Она делается для нас оком к созерцанию уповаемого и не пришедшее еще в бытие показывает уже состоявшимся. Когда все мертвые еще во гробах, вера живописует нам воскресение и научает представлять бессмертие в прахе тел. Потом Апостол показывает славных прежде бывших святых, прославившихся верою. Евр.11:2 .  В ней свидетельствованы древние. «В сей бо свидетелствовани Быша древнии», то есть древле жившие, до закона и под законом просиявшие святые. На первом же месте поставляет Апостол первоначально преданное нам в письмени. А первое в письмени преподанное нам учение – таково: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), и прочее, сказанное о творении. Евр.11:3 .  Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. «Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти». Ибо не телесное око видело, как созидал Бог всяческих, но вера наставила нас, что присносущный Бог сотворил не сущее. Ибо сему нет примера у людей, однако же, ничему подобному не научаемые природою, наставницею необычайного имеем веру. Люди созидают из существующего, а Бог всяческих из несуществующего произвел существующее. Евр.11:4 .  Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. «Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу, еюже свидетелствован бысть быти праведник, свидетелствующу о дарех его Богу: и тою умерый еще глаголет». «Множайшею» назвал Апостол как драгоценнейшую. И сие явно из обвинения, изреченного Каину; ибо сказал ему Бог: «еда аще право принесл еси, право же не разделил еси» ( Быт. 4, 7 )? Следовательно, Авель и разделил право, и принес благочестно; то же и другое сделал, имея наставницею веру. А сие: «еще глаголет», значит: до настоящего времени славен, пресловут и восхваляется всеми благочестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Далее мы читаем: «И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт.4:2 ). Рождается второй ребенок, и, похоже, опять Ева дает ему имя. «Авель» означает «суета», «изменяемое» и «неопределенное», от глагола «гаваль», означающего «дышать», «дуть» и даже «пар». И здесь на память приходит текст из Библии: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак.4:14 ). Жизнь Авеля действительно представляется слишком малой и незавершенной. То немногое, что мы узнаем о нем, предшествует, предваряя свидетельство о его смерти. И потом только слава Небесная… Вторая часть рассматриваемого стиха ставит перед нами вопрос достаточно сложный. «…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец». Известно, что еще Адам был создан для того, чтобы возделывать и охранять землю ( Быт.2:15 ). В Книге Иисуса, сына Сирахова сказано: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» ( Сир.7:15 ). Скотоводство как некая противоположность земледелию легализуется для нужд человечества в полном объеме только после Потопа, когда Бог разрешил употреблять в пищу мясное ( Быт.9:3 ). До этого события «пастырь овец» обеспечивал своей деятельностью больше ритуальные потребности, не считая шерсти животных, которую могли использовать для изготовления жилищ и одежды. Иными словами, Авеля больше занимали религиозные вопросы, связанные с ритуальными тонкостями. Чему подтверждение мы найдем далее. Во второй половине рассматриваемого стиха имя Авеля стоит перед именем Каина, который был первенцем. Это связано с теми внутренними характеристиками, которые дает их жизнедеятельности Писание. К Авелю могут быть применимы слова: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет.2:5 ). Вся его жизнь и смерть – как одна великая жертва, благоприятная Богу. Каин – полная противоположность своему брату Авелю. Его имя значит также «металлическое копье». Он оберегает, охраняет свое добро, он же строит и первый город – крепость для своего сына. Его назначение – не жертвовать, а собирать и даже отбирать… Земледелец уже при жизни поглощен интересами, связанными с прахом, в который он должен будет и возвратиться. Сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Здесь для Каина земледелие есть не только «память смертная» как ожидание суда, но, прежде всего, направленность к материальному, заземленному, не способному подняться над повседневностью. Пот тела для него важнее жертвенной крови; он настоящий «аммей ха-арец» (человек земли, простолюдин).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Зачем вообще нужна была жертва Спасителя, который отдал Свою жизнь на Кресте? Здесь необходимо вспомнить к чему привел первородный грех. Святые отцы не воспринимали первородный грех как некое оторванное событие, которое просто совершилось. Грех является болезнью, которая заразила все человечество и приносит различные плоды. У любой болезни есть определенная симптоматика. Так же и здесь, человечество заразилось болезнью греха, вступило в союз с врагом рода человеческого – диаволом, и, как следствие этого, человечество стало порождать из себя самые разные болезни. Первенец Адама, в котором Ева ждала Спасителя, оказался первым убийцей. Мы знаем, что жертва Каина Богом не была принята, так как была принесена из худшего, по принципу: «На тебе Боже, что нам не гоже». «И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт. 4:8 ). Так совершилось первое убийство в мире, и совершилось оно в четырнадцатый день первого месяца (в тот самый день, когда Господь был распят на Кресте). Здесь мы можем наблюдать параллель: Авель – невинная жертва зависти, он служил Богу, который является образом Христа Спасителя, также убитого из зависти. Как Христос был выведен за ворота города, так и Авель был выведен в поле. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» ( Быт. 4:9 ). «Господь не хочет смерти грешника, а чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез. 33:11 ). Он хочет покаяния любого грешника, в том числе и убийцы, хотя грех Каина, в некотором смысле, несравненный грех. Каин — изобретатель этого зла как такового. И повторяется история с Адамом, которого Господь в раю вопрошал: где ты? То есть Адам убил сам себя, а Каин убил своего брата. И вот Бог опять отыскивает человека, желая его спасения. И отвечает Каин Богу: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» ( Быт. 4:9 ). В этих словах уже видно презрение к жертве. И сказал Господь: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» ( Быт. 4:10-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Изложение содержания. – До грехопадения у Адама и Евы не было детей; первенцем их по грехопадении был Каин, а вторым Авель. Возросши, эти сыновья Адама разделили между собою труды для удовлетворения нужд семейства: Авель был пастырем овец, служивших для жертв Богу и для одежды, а Каин специально занимался земледелием для пропитания. Однажды братья приносили жертвы Богу, каждый от трудов своих: Каин от плодов земли, а Авель – от первородных стада своего. Господь особенным чудесным образом выразил Свое благоволение к Авелю и к его жертве, а Каину не выразил. Каин сильно огорчился, и от зависти и злобы омрачилось лице его: у него назревали братоубийственные замыслы. Господь, чтобы предупредить злодеяние, явился Каину и милостиво обличил его в том, что его недовольство на Бога и злоба против брата несправедливы; потому что он по жадности несправедливо разделил плоды урожая, а смиренный брат охотно ему подчиняется, как старшему (гл. IV, 1–7). Но Каин не послушался голоса Божия; он зазвал брата своего в поле и убил его, думая, что никто не узнает о его преступлении. Один всеведущий Бог видел это преступление, да земля, обагренная кровью праведника, была свидетельницею против братоубийцы. Господь не замедлил явиться Каину, чтобы вызвать его на покаяние; но тот остался упорно нераскаянным. Тогда Господь сказал братоубийце, что голос крови брата его вопиет от земли об отмщении; посему проклятие от земли ляжет на него навсегда, так что возделываемая им земля не будет более давать для него своего урожая и сам он будет вечно трепетать, скитаясь отверженыым изгнанником на земле (ст. 8–12). Обличенный преступник трусливо выразил опасение, что другие люди не простят его тяжкого преступления и что, как только Господь выгонит его из места обитания Адамова семейства, всякий, кто встретится с ним, убьет его. Господь сказал, что этого не будет, потому что за убийство Каина отмстится всемеро. После этого Господь положил знак на Каине, чтобы встретившийся с ним не убил его (ст. 18–15). Отмеченный «знамением», братоубийца сделался ужасом для остальных членом Адамовой семьи; посему он вынужден был удалиться с своею женою из того общества, среди которого являлся Господь, и ушел в землю Нод, на восток от Едема (ст. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Иоанн Златоуст , со своей стороны, подчеркивает, что Каин совершил не один грех, а целых семь: «первый грех тот, что он позавидовал брату за Божие к нему благоволение: и этого одного греха уже достаточно было, чтобы наказать его смертью; второй – что он позавидовал собственному брату; третий – что употребил хитрость; четвертый – что совершил убийство; пятый – что убил брата; шестой – что первый совершил убийство; седьмой – что солгал Богу» 1114 . Жертвоприношение Авеля и Каина. Каин убивает Авеля. Миниатюра из Псалтири. 1160 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В контексте Литургии, однако, важен не образ Каина, а образ Авеля: именно на него обращается первоочередное внимание. Принесенная им жертва стала прообразом всех последующих жертвоприношений, в том числе и евхаристической жертвы, а сам невинно убиенный Авель стал прообразом распятого Христа. Священномученик Ириней Лионский пишет о «страдании Праведного, вначале предызображенном в Авеле и описанном пророками, совершившемся же в последние времена в Сыне Божием» 1115 . Согласно толкованию, приписываемому прп. Ефрему Сирину , Авель, «возбудив к себе зависть добродетелью… смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков» 1116 . Согласно святителю Амвросию Медиоланскому , Каин представлял собой прообраз иудейского народа, а Авель – прообраз Христа, претерпевшего смерть от Своих братьев по плоти 1117 . «Ноевы жертвы» После Авелевых даров в молитве упоминаются Ноевы жертвы. История потопа занимает существенное место в книге Бытия. Эта история завершается тем, что по окончании потопа Ной, выйдя вместе со всеми спасенными из ковчега, первым делом принес жертву Господу: И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, всё движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:18–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была Евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих Евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без нее, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея, или по преданию предшественников Моисея (вы) уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим; так что все это видимое произошло от того невидимого, то есть или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом. (Ст. 4). Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное, — потому что вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, — так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник  . Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, — но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит ею, то есть свидетельствуются ею (жертвой) (Быт. 4:4–5). (Ст. 5). Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти: ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, — то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу в продолжении трехсот лет до своего переселения (Быт. 5:21–24. Сир. 44:15). (Ст. 6). А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог, и что Он для ищущих Его Мздовоздаятелем бывает, — то не станет (человек) добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. (Ст. 7). Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо , то есть о событиях, которые случились через сто и двадцать лет после получения им откровения, — и по страху своему перед угрозой об отдаленных наказаниях (предстоявших людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег с великим трудом для спасения дома своего. Верой осужден мир, который не поверил, — и та же вера соделала Ноя наследником обетования (Быт. 6:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010