И, очевидно, Авель был согласен на всё, но этот даже жертву Богу . Посмотрите дальше – нужны ли Богу жертвы? Есть ответ в самом тексте. 4-й стих: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» ( Быт. 4:4–5 ). – Вот Иоанн Златоуст говорит: вот где и ответ есть: Богу жертвы не нужны. Он принимает не жертву, а сердечное расположение, с каким человек приносит жертву. С верой, с любовью, с благоговением, – и призрел Господь на Авеля, – на его сердце, а потом уже и на дар его. А на Каина – который это делал небрежно, без веры – не призрел. Как это выразилось? Ну, художники обычно изображают на картинах что? Дым от жертвы Авеля идёт столбом к небу, дым от жертвы Каина стелется по земле. Он увидел это по состоянию Авеля, что он приносит жертву с особым чувством, а он этого чувства не переживает и не испытывает. Мы же всё сейчас сдвинули: я сначала смотрю на дар, а потом на человека – в зависимости от того, какой в руке у человека дар, так я и буду с ним разговаривать. Сердечное настроение никого не интересует. Вот. И призрел Господь на Авеля и на дар его, . И поникло лице его, – Каина. И вот посмотрите ещё, насколько близок Бог к человеку, даже после грехопадения. Он сразу чувствует внутри себя Божий зов, Божий голос: Почему поникло лицо твое? Когда делаешь добро, не поднимаешь ли лица своего? А если делаешь зло, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. – Вот это и написано в 6-м стихе: отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Вот передана вся внутренняя ситуация. Читаю : « приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову Авелево жертвоприношение угодно Богу (см. Быт. 4:4 ) в силу внутреннего расположения приносящего его, а не материального качества жертвы. Авель представляет правдника, к которому Бог благоволит, в противоположность злому, который отвергается. Но злой подстерегает правдника, чтобы его умертвить» (см. Пс. 9:27–32 ), – и ссылки безконечные на тексты Священного Писания. – Таков всеобщий закон. И кровь правдных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды (см. Быт. 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И сказал Бог: «Проклята земля за твои дела, в печали будешь питаться все дни твоей жизни». И сказал Господь Бог: «Когда прострете руки и возьмете от дерева жизни, – будете жить вечно». И изгнал Господь Бог Адама из Рая. И поселился он против Рая, плачась и возделывая землю, и порадовался сатана о проклятии земли. Это первое наше падение и горькая расплата, отпадение от ангельского жития. Родил Адам Каина и Авеля. Каин был пахарь, а Авель пастух. И понес Каин в жертву Богу плоды земные, и не принял Бог даров его. Авель же принес первенца ягненка, и принял Бог дары Авеля, Сатана же вошел в Каина и стал подстрекать его убить Авеля. И сказал Каин Авелю: «Пойдем в поле». И, когда вышли, восстал Каин на Авеля и хотел убить его, но не сумел это сделать. И сказал ему сатана: «Возьми камень и ударь его». И убил Каин Авеля. И сказал Бог Каину: «Где брат твой?» Он же ответил: «Разве я сторож брату моему?» И сказал Бог: «Кровь брата твоего вопиет ко мне, будешь стенать и дрожать до конца жизни своей». Адам и Ева плакали, а дьявол радовался, говоря: «Кого Бог почтил, того я заставил отпасть от Бога, и вот ныне горе на него навлек». И плакались по Авеле тридцать лет, и не истлело тело его, и не умели его похоронить. И повелением Божьим прилетели два птенца, один из них умер, другой же ископал яму и положил в нее умершего и похоронил его. Увидев это, Адам и Ева выкопали яму, положили в нее Авеля и похоронили с плачем. Когда Адаму было 230 лет, родил он Сифа и двух дочерей, и взял одну Каин, а другую Сиф, и оттого пошли плодиться люди на земле. И не познали сотворившего их, исполнились блуда, всякой нечистоты, убийства, зависти, и жили люди как скоты. Только Ной один был праведен в роде людском. И родил он трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. И сказал Бог: «Не будет дух мой пребывать среди людей»; и еще: «Истреблю то, что сотворил, от человека и до скота». И сказал Господь Бог Ною: «Построй ковчег в длину 300 локтей, в ширину 80, а в вышину 30»; египтяне же называют локтем сажень. Сто лет делал Ной свой ковчег, и когда поведал Ной людям, что будет потоп, посмеялись над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И это жестокосердый богач. Но и тот даже из ада, где ему было уже не до других, и тот вопиял к небу о милосердии к своим братьям. Так думаете ли вы, что Авель в горней обители не вопиял к Богу о прощении Каину? Думаете ли, что именно невинно пролитая кровь Авеля не вопияла о милости к брату Каину, именно себе в награду за напрасную смерть? Разве Авель мог быть счастлив в небе, когда Каин погибал? Разве отец и мать их обоих, несчастные Адам и Ева, пролив потоки кровавых слез над сыном убитым, над сыном убийцей, могли изрекать Каину только проклятия? Разве и Отец небесный мог изрекать Каину только проклятия? Аще вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный…Разве забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего? Но аще и забудет сих жена. Аз не забуду тебе, глаголет Господь. Отец небесный проклял временную судьбу Каина, проклял его удачу в главном его занятии земледелием, осудил его на долгую муку стонать и трястись за свою жизнь, за свое земное благосостояние; но осудил без сомнения для того, чтобы к концу его жизни научить его говорить не так, как он сперва говорил, что наказание мое больше, нежели снести можно, а наоборот: искуси мя. Боже, и испытай мя; разжи утробы моя и сердце; чтобы в минуту смерти, испуская последний вздох, он имел дух сказать не так, что вина моя вящше, еже оставитися ми, а наоборот: несть грех побеждаяй милосердие Божие. Помилован ли Каин? На это смею ответить только, что кровь Авеля была прообразом крови Господа нашего Иисуса Христа. Вот братия Господни, кровожадные Евреи, мняся службу приносити Богу, вывели Христа Господня вне града своего в поле и убили. Кричали они: кровь Его на нас и на чадех наших. И кровь эта пала на них и на чад их и жгла их, как и продолжает жечь, в продолжение тысячелетий. Но вот к тем же Евреям апостол Павел пишет: вы, хотя и богоубийцы, приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, к торжествующему собору и к церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю новаго завета Иисусу, и к жертвенной крови кропления, лучше говорящей, нежели Авелева ( Евр. 12:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ибо, как Адам является главой всех людей в этом мире, являясь их началом и отцом, так и Владыка Христос по отношению к телу Церкви является главой и отцом будущего века. Этот также сподобился называться образом Бога 151 . С еще большим основанием это относится к Владыке Христу, так и апостол говорит: «Он – образ Бога невидимого». Он единственный и первый из людей благодаря Богу явил из ребра женщину без семени. А Владыка Христос во плоти один, без семени, из женщины вышел, осуществив исотимию и необходимость природы. И он же первый из людей согрешил, обольщенный дьяволом . Владыка (D. 34) Христос за него необходимое возвратил, благоразумно разорвав долговое обязательство и победив врага. Об Авеле 152 Это праведный Авель, который первый из всех людей неправедно убитый, показал, что основания смерти являются непрочными. Поэтому и убитый он все еще говорит, предвещая воскресение мертвых, которое Владыка Христос первым из всех на своем примере показал и уничтожил кажущуюся силу смерти. Авель является именно тем, кто, как в загадке, изобразил страсти Христа, кто был неправедно убит братом из зависти к добрым делам, о котором и апостол Павел в «Послании к евреям» говорит: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к мириадам ангелов, к торжественному собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» 153 . Сиф 205 154 прожил 707 всего 912 (D. 35) Енос 190 всего 625 прожил 715 всего 905 Каинан 170 всего 795 прожил 740 всего 910 Малелеил 165 всего 960 прожил 730 всего 895 (Р. 21) Иаред 162 всего 1122 прожил 800 всего 962 Енох 165 всего 1287 прожил 200 всего 365 О пророчестве Еноха 156 Он предсказал, говоря: «Се идет Господь с мириадами своих святых сотворить суд над всеми и между ними всех нечестивых обличить в порочных словах, которые произносили нечестивые грешники против них» 157 . Это тот Енох, над которым решение смерти было не властно; ибо Бог забрал его, чтобы он не видел смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

иеромонах Авель 12 февраля 2016, 12:52 И никого не удивляет здесь, что обвинения в экуменизме (в частности по поводу этого документа) происходят без оснований, без пояснений?!.. То есть требование пояснений есть, но они односторонни, применяются не симметрично. Похоже на ситуацию травли России со стороны западного политического мейнстрима: " Виновен!... потому что виновен. " Это просто состояние сердца, недовольство и недоверие без пояснений. Это предосуждение. Потому, наверное, духовенство здесь и не участвует почти... Действительно, что остаётся терпеть и молиться с надеждою на Бога... Татьяна 12 февраля 2016, 08:06 Согласна с Георгием: " Не думаю,братья,что наши слова здесь как то повлияют на рассудок последователей экуменизма,но молчать-значит согласиться,а я НЕ СОГЛАСЕН,с тем что нам навязывают .Экуменизм-это шаг к падению нашей веры.Аминь. " Страшные дела творятся Господи..... иеромонах Авель 11 февраля 2016, 10:27 Иеромонаху Димитрию. Отче, укажите в документе место, подтверждающее признание Таинств вне Церкви. Иначе, ваш вывод безоснователен. Иеромонах Димитрий 11 февраля 2016, 01:15 Данный документ ЯВНО противоречит 9 члену Символа Веры, погрешение против которого - отлучение от Церкви, а для клириков - извержение из сана. Признание таинств еретиков и в целом признание их церковью - карается также апостольскими правилами. Итак, и к чему мы пришли с политикой компромисса и соглашательства? Дорогие архиереи, срочно измените ситуацию, отзовите ваши подписи под этим документом. Мы вас любим, но Христа более: " Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? " (Деян.4:19) " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " (Тит.3:10)Господь и Его Церковь приравняла ЕРЕТИКОВ к ЯЗЫЧНИКАМ! " Аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебе якоже язычникъ и мытарь " (Матф. 18:17) Как можно Святую Церковь приравнять к еретическим сообществам равным язычеству? " Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас " . (2Кор.6:14-17) Свт. Игнатий Брянчанинов (+1867 г.):

http://pravoslavie.ru/90122.html

Именно, спасительная кровь есть училище для всей все­ленной; ничто нас не наставляет так в благочестии, как кровь Владычня, говорящая истиной, как бы языком. Возопила кровь Авеля, вопиет и кровь Христова. Но та вопиет, умоляя, а эта – принося умилостивление миру. Так как кровь Владычня подобно трубе прогремела во все концы мира и кровь Авеля говорила к Богу, то апостол, напомнив о той и о другой крови, при сравнении на большую высоту поднял поистине высочайшую кровь; он сказал: " Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева " (Евр.12:22-24). Он говорит, моля за грешников и принося умилостивление миру, потому что кровь Христова – окропление вселенной, кровь Христова – избавление людей. " Лучше " , – говорит (апостол), – " говорящей, нежели Авелева " , - поскольку одна умоляет, а другая защищает. Затем кровь Авеля имеет также и другое подобие крови Владычней, и вот каким образом. Адам, согрешив, подпал проклятию смерти: " ибо прах ты и в прах возвратишься " (Быт.3:19) он принял приговор. Авель, став праведным и не подпав прегрешениям , но отмеченный Божьим избранием, поступал благочестно в жизни. После этого, осквернивший себя убийством, Каин, открыв ворота смерти, дал возможность ее худому, или точнее – хорошему, вторжению. Посмотри, в самом деле, на человеколюбие Божие. Осужденные еще не умерли, ни Адам, ни Ева. Авель, не согрешивший, прежде всего... (дальше пропуск). В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню.   Сегодня хочу исполнить вчерашнее обещание, возлюбленные. Спрашиваю, где мы тогда закончили слово. Мы говорили, что иудеи приняли замысел против Иисуса, чтоб Его убить. И вот, когда они собрались вместе, явился пред ними Иуда и говорить им: " что вы дадите мне, и я вам предам Его " (Мф.26:15)? Они же, встав, с мечами и дрекольями последовали за ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Какое? То, что об нём, говорит, много воспоминают. Это именно он и выразил словами: " ею он и по смерти говорит еще " ; т.е. (брат) убил его, но не убил вместе с ним его славы и чести. Он не умер; таким же образом не умрёте и вы, - потому что чем кто тяжелее страдает, тем больше слава его. Как же он " по смерти говорит " ? Это и есть признак жизни, когда все прославляют, превозносят и ублажают; убеждающий других быть праведными, конечно, " говорит " . Не столько действует слово, сколько его страдание. Как небо, делаясь только видимым, " говорит " , - так и он, будучи воспоминаем. Если бы даже он сам проповедывал о себе, если бы имел тысячи языков и был в живых, - и тогда ему не удивлялись бы так, как теперь. Иначе сказать, (такая слава) не достигается безнаказанно и легко, и не исчезает. " Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает " (Евр. 11:5-6). Он показал веру больше Авелевой. Как? Так, что, хотя он жил и после Авеля, но случившееся с Авелем могло отвратить его (от добродетели). Каким образом? Бог предвидел, что (Авель) будете убит, потому что сказал Каину: " у дверей грех лежит " , не прибавляй ещё (Быт. 4:7), - был почитаем от него, и однако не избавил его. Но (Энох) от этого не предался беспечности, не сказал самому себе: какая польза от трудов и опасностей? Авель почитал Бога, и (Бог) не избавил его. Какая польза умершему оттого, что брат его наказан? Какую выгоду мог он извлечь отсюда? Положим, что подверг (Каина) тяжкому наказанию; но что из того убитому? Ничего такого он не сказал и не подумал, но оставил всё это, зная, что если есть Бог, то без сомнения есть и мздовоздаятель, хотя тогда ещё ничего не знали о воскресении. Если же люди, ещё ничего не знавшие о воскресении, но видевшие здесь противное, так благоугождали, то не тем ли более (должны) мы? Те ни о воскресении не знали, ни примеров не могли видеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда окончилась Первая иудейская война в I-м веке, и начались потом волнения, все готовились ко Второй иудейской войне, то один из римских императоров попросил выяснить: есть ли среди еврейского населения Палестины люди, которые могут претендовать на царскую власть. То есть, надо было выявить всех потомков царя Давида. И собрали целую группу людей, и привезли их, и поставили пред лицом римского императора. А среди них были и христиане, которые тоже были из дома царя Давида. И император спросил у них: «У вас есть какие-то претензии? Вы хотите вернуть дом царский?» Эти люди показали только свои руки, да такие грубые, что император сказал: «Да-да-да, конечно-конечно! Идите уже назад. С вами все ясно…» Так вот и здесь такая же ситуация: Иосиф объясняет, что они – очень простые люди, и отец его, и братья, и его племянники. А теперь нужно, чтобы фараон это увидел сам: « Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше (наставляет Иосиф своих. – О. С.) ? то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец » ( Быт.46:33–34 ). « Мерзость для Египтян всякий пастух овец »… Почему? Потому что египтяне обожествляли очень многих животных, их боги были наполовину люди, наполовину звери, и они с презрением относились к скотоводам. В основном египтяне жили за счет выращивания злаковых культур: они выращивали пшеницу, ячмень. Кроме злаковых – лен. Это была такая сельскохозяйственная цивилизация, сориентированная на злаковые растения. И здесь мы видим принципиальную разницу между народом Божьим и мицраим-египтянами. Эта разница возвращает нас к первым временам, когда у Адама и Евы родились два сына: один – Каин (Каин был земледелец), другой – Авель (Авель был пастух овец). Без сомнения, Хам, который есть отец Мицраима (Египта), наследует некую «духовную» традицию Каина и каинитов. Есть очень древнее предание, что жена Ноя – Ноема была именно каинитка, потому что само упоминание ее имени в списках сыновей Каина не совсем понятно, для чего было нужно, если в дальнейшем эта сюжетная линия никак не развивалась. Поэтому здесь вновь встреча этих двух цивилизаций: мира Иакова и его детей – а они все пастухи, они продолжают традицию Авеля праведного, – и земледельческой, каинитской, хамитской культуры древнего языческого и оккультного Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

« Лучше », — говорит (апостол), — « говорящей, нежели Авелева », — поскольку одна умоляет, а другая защищает. Затем кровь Авеля имеет также и другое подобие крови Владычней, и вот каким образом. Адам, согрешив, подпал проклятию смерти: « ибо прах ты и в прах возвратишься » (Быт. 3:19) он принял приговор. Авель, став праведным и не подпав прегрешениям, но отмеченный Божиим избранием, поступал благочестно в жизни. После этого, осквернивший себя убийством, Каин, открыв ворота смерти, дал возможность ее худому, или точнее — хорошему, вторжению. Посмотри, в самом деле, на человеколюбие Божие. Осужденные еще не умерли, ни Адам, ни Ева. Авель, не согрешивший, прежде всего… (дальше пропуск). В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню СЕГОДНЯ хочу исполнить вчерашнее обещание, возлюбленные. Спрашиваю, где мы тогда закончили слово. Мы говорили, что иудеи приняли замысел против Иисуса, чтоб Его убить. И вот, когда они собрались вместе, явился пред ними Иуда и говорит им: « что вы дадите мне, и я вам предам Его? » (Мф. 26:15) Они же, встав, с мечами и дрекольями последовали за ним. И « дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его » (ст. 48). И когда они пришли на место, где был Иисус с учениками Своими, Иуда, выступив вперед, облобызал его со словами: « радуйся, Равви ». Господь же сказал ему: « друг, для чего ты пришел? » Делай, за чем пришел. О, целование коварное, нагромождение беззакония и погибели! О, целование горькое, гибель души, путь в геенну! Блудница, целовавшая ноги Господа, воззвала из нечистоты душу свою. А этот, поцеловав, изглажен из книги жизни. О, любомудрие женщины! О, неразумие ученика! Когда та целовала ноги Господа, радовались ангелы и приготовляли ей венец. Когда целовал этот, радовались демоны и плели веревку для повешения. « Радуйся, Равви ». Он радуется, а ты будешь страдать, потому что от радости отвержен. « Радуйся, Равви. И поцеловал Его ». И, схватив, повели Его к архиереям Анне и Каиафе. Искали лжесвидетельства на Него, и не находили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Моисей, по повелению Божию, просит фараона отпустить из Египта народ еврейский в пустыню для того именно, чтобы совершить служение Богу – принести жертву Господу (ср. ). Фараон и народ понимают; ясно, что речь о жертвоприношении ничего нового не заключала в себе. Моисей устраивает жертвенник Господу в пустыне Син ( Исх. 17,15 ) раньше данного ему особо повеления ( Исх. 20, 24 ) и раньше устроения скинии свидения ( Исх. 25, 8 и 9). У евреев были священники ( Исх. 19, 22, 24 ) раньше повеления Божия об избрании и постановлении Аарона и его сыновей для священнического служения (Исх. гл. 28), наконец, у евреев был «ковчег свидетельства» ( Исх. 16, 34, 33 ) раньше «ковчега откровения» ( Исх. 27. 21; 25, 22 ) или «ковчега завета», сделанного по тому образцу, какой был показан Богом Моисею на горе ( Исх. 25, 40 ). В первый раз Библия упоминает о жертвоприношениях Каина и Авеля. Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель принес от первородных стада своего и от тука их ( Быт. 4, 3–4 ). Кровавая жертва Авеля, приносившего первородных от своего стада, была благоугодна Богу: «И призрел Господь на Авеля и на дар его». Апостол Павел поясняет нам, что жертва Авеля была принесена верою, чего Каину, вероятно, недоставало: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» ( Евр. 11,4 ). Второй случай кровавого жертвоприношения, отмеченный Библиею, относится ко времени выхода Ноя из ковчега после потопа: «И устроил Ной жертвенник Господу и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике, и обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт. 8, 20–21 ). Здесь мы видим уже не только то, что кровавые жертвы были угодны Богу, но и многие навсегда установившиеся частные черты кровавых жертвоприношений: 1) нужно было устроение особого жертвенника Господу, 2) в жертву приносятся только чистые животные; 3) определяется особый вид жертвоприношений – всесожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010