" Время бодрствования " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил богослужения среды 1-й седмицы Великого поста В среду 1-й седмицы Великого поста, 4 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  архимандрит Николай (Парамонов)  с братией и другие священнослужители. " И был вечер, и было утро: день третий " (Быт. 1:13). Сегодня третий день Великого поста, мы продолжили чтение канона преподобного Андрея Критского, - сказал владыка в проповеди. - Он скончался в 740 году, оставив нам это произведение, которое подходит для великопостной молитвы, заставляет посмотреть в душу. Канон состоит из 210 тропарей, а также тропарей Марии Египетской и самому Андрею Критскому. Образы греховной и добродетельной жизней указывают на пути покаяния. Мы видим: жили два брата - Каин и Авель, и диавол вошел в сердце Каина, заставив из зависти убить брата. " И сказал Господь Каину: где, Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? " (Быт. 4:9). Какое бесстыдство уже началось в то время! Человек совершил убийство, грех, но мог же покаяться. Нет. Мало того, он так Богу отвечает, как будто Бог не видел всего. Мы часто так бесстыдно поступаем - нагрешим и отказываемся. У нас нет покаяния, мы даже оправдываем свои грехи. И Господь, видя бесстыдство, наказывает. Он покарал Каина не столько за грех, сколько за бесстыдство, которое бывает после греха. Нужно этого избегать, каяться и просить у Бога прощения, иначе наказание неминуемо " . " Андрей Критский приводит в пример царя Давида, - продолжил архипастырь. - Он поступил иначе: согрешил прелюбодеянием и убийством - двойным грехом. Господь послал к нему пророка Нафана. Давид не стал отпираться, признал свой грех, оплакивал его. Бог принял его плач и простил его. Сегодня говорилось и про царя Ахава, который позавидовав соседу Навуфею, сказал: " Отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него " (3Цар.21:6). Сосед отказался, потому что это был семейный виноградник, на котором работали еще его деды. Царь рассказал жене, что сосед не хочет ни продавать, ни перейти в другое место. Жена нашла двух лжецов, они устроили суд над Навуфеем за то, что он будто бы оскорблял царя и Бога. Его забили камнями насмерть. Бог - любовь, но еще - справедливость и правда, и такое не прощает. Разве поступок царя был справедлив? Ведь он прикрыл свою жену, которая это устроила. Господь посылает пророка Илию, когда царь уже зашел в чужой виноградник. Увидев пророка, он спросил, как тот оказался здесь. Илия ответил: " Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь (3Цар. 21:19). Ахав пришел домой, разорвал одежду свою, надел вретище и стал плакать. И Бог не наказал его, даже убийство простил ему " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Дальнейшее повествование содержит мотив, характерный для ВЗ: соперничество 2 братьев, моральное превосходство младшего над старшим (старшими), угодность младшего брата Богу. Ближайшими аналогами являются истории Измаила и Исаака, Исава и Иакова. Однако в случае с К. и Авелем угодность младшего брата Богу приводит не к его торжеству, а к его гибели. С т. зр. лит. критики рассказ о К. и об Авеле служит классическим примером хиазма (т. е. «перекрестной» перестановки элементов в следующих друг за другом предложениях): «...она зачала, и родила Каина... И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт 4. 1-5). Повествование о судьбах К. и Авеля ведется параллельно, при этом по очереди то один брат упоминается первым, то другой. Такая композиция иконически изображает соперничество братьев. Два сына Адама и Евы становятся зачинателями 2 основных занятий людей древнего аграрного общества - земледелия и скотоводства (впосл. в той же главе будет рассказано о происхождении и др. профессий и ремесел), но ничего не говорится о том, как был установлен институт жертвоприношений. В МТ жертва братьев названа одним словом -   (Быт 4. 3), в Септуагинте употреблены разные термины: жертва К. парадоксально названа θυσα (обычное название для кровавых жертвоприношений; в синодальном переводе - «дар»), а жертва Авеля - δρον («подношение», в синодальном переводе - тоже «дар») . Вопрос о том, почему Бог принял жертву Авеля и отверг жертву К., всегда волновал толкователей, предлагавших разные, подчас спекулятивного характера объяснения (см. разделы «К. в еврейской традиции» и «К. в христианской традиции»). Кровавые жертвоприношения занимали центральное место в религ. культе западных семитов, в частности в ветхозаветном богослужении. Однако в текстах ВЗ, посвященных жертвоприношениям, наряду с кровавыми жертвами упоминаются, пусть на 2-м месте, и хлебные (напр.: Лев 1-2). Поэтому отвержение Богом жертвы К. вряд ли может быть связано с тем, что его жертва была бескровной. Не вызывает доверия и такое объяснение, согласно к-рому древним евреям скотоводство было ближе земледелия: в ВЗ эти занятия часто упоминаются вместе (напр.: Иер 51. 23).

http://pravenc.ru/text/1319891.html

Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Две Богоизбранные области известны в истории Ветхозаветной Церкви. Первая – территория вблизи Рая, где Бог неоднократно являлся Адаму и Еве и беседовал с ними. Эта территория стала колыбелью человечества, здесь жили великие собеседники Божии: Авель праведный, первый первосвященник Сиф, Энох, взятый живым на небо, праведный Ной – причисленные Церковью к лику святых. Они и погребены на указанной территории вместе с другими родоначальниками человечества. Там же Бог повелел Ною построить спасительный Ковчег и заключил с ним Свой Завет. На этой земле, вблизи великой реки Евфрат, пророк Божий Иезекииль сподобился видения Престола Божия и Сидящего на нем Подобного Сыну Человеческому, окруженному четырьмя Божественными Серафимами, и этот образ Божий был запечатленна все века (Иез. 1, 1-28). Именно здесь находился вожделенный Рай, куда сходил с Небесного Престола Господь Бог и беседовал с бессмертным Адамом. На этом же берегу великой реки Евфрат Авель праведный приносил свои жертвы Богу, здесь пролилась его первая невинная кровь. Христос Спаситель восхвалил Авеля, назвав его праведным. Первым небожителем стал Энох, взятый живым на небо, как впоследствии на огненной колеснице вознесся на небо и пророк Божий Илия. Искупительная жертва Христова открыла врата Рая и всю полноту благодатного Царствия Небесного для ветхозаветных праведников. Кроме территории вблизи Рая, существовала и вторая избранная земля – Палестина. Почему же Бог избрал эту, практически, неплодородную, за исключением небольшой долины Иордана, засушливую землю для Своего избранного народа и сделал ее местом пришествия на землю Сына Божия? Церковь дает ясный ответ – ведь там, на Голгофском холме была могила Адама. Действительно ли это так? Перейдем теперь к данному вопросу. В Библии об этом ничего не сказано, поэтому и нам необходимо проделать сложный путь, чтобы подойти к разрешению этого немаловажного вопроса. Рассмотрим его сначала с точки зрения судеб Божиих в Его Промыслительном Домостроительстве Божьего Царства на земле. " И сказал Бог Аврааму: возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе " (Быт. 22, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Евр.11:13 .  Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; «Все сии умерли в вере, не получивши обетований…» «Здесь представляются два вопроса: как, сказавши, что Енох «преложен бысть не видети смерти, и не обреташеся», говорит теперь: «по вере умроша сии вси»? И еще: как, сказавши: «не приемше обетований», говорит, что Ной получил в награду спасение своего семейства, Енох был переселен, Авель «еще глаголет», Авраам получил землю?.. «Вси» – говорит он здесь не потому, чтобы они решительно все умерли, но потому что, за исключением Еноха, действительно умерли все, кого мы знаем умершими. А слова: «не приемше обетований» – справедливы, так как обетование, данное Ною, не к тому относилось. О каких же обетованиях он говорит?.. То не было обетованием, что Авель сделался предметом удивления, Енох был переселен, Ной спасся от потопа; все это даровано им за добродетель, и было некоторым предвкушением будущего… Очевидно, что здесь нужно разуметь особые будущие обетования, намек на которые делается в дальнейших словах апостола; «издали видели оные и радовались» (ср. Ин.8:56 ) и под которыми должно разуметь все, сказанное о будущем, о воскресении, о Царствии Небесном и о прочем, о чем проповедовал Христос, пришедши на землю, – это именно он разумеет под обетованиями, которых патриархи хотя не получили, но окончили жизнь, уповая на них, а уповали по одной вере» (Злат). «Издали видели оные и радовались…» «Так были уверены они в этих обетованиях, что даже приветствовали их, подобно тому, как мореплаватели, издалека увидев города, к которым стремились, прежде нежели войдут в них, обращаются к ним с приветствиями и уже считают их своими» (Злат.). – «Говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле…» «Святые были странниками и пришельцами. Как и каким образом? Где Авраам признает себя странником и пришельцем? Может быть, и он признавал. А что признавал себя таким Давид, это несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если ещё не пролилась кровь в значительной степени, то всё-таки уже пролилась у Белого Дома и мы видели своими глазами, по телевидению что там происходило тогда и как Каин восставал на брата своего Авеля. И сейчас это вот есть наш барьер ещё один. Посмотрим ещё, что нам говорит Библия: Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божие увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказхал Господь: не вечно Духу моему быть прнебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим ( Быт. 6: 1–4 ). Кто это такие сыны Божии? И кто это такие дочери человеческие? Кого имеет в виду бытописатель библейский? Мы знаем, что уже тогда, в результате этого страшного греха, который совершил Каин, первого братоубийственного и жуткого явления в жизни человеческой, человечество сразу разделилось. Авель оказался жертвой, но на его место пришёл другой брат, Сиф. Но для того, чтобы и дальше не происходила братоубийственная война в этой первой семье человеческой, Господь сделал так что Каин ушёл, оказался далеко, а Сиф оказался ближе к своим родителям и был лучше, чем, в каком-то смысле, даже Авель. И вот те, которые были с Сифом, и которые произошли от него, названы сынами Божиими, потому что осталась у них память о Творце, которого они знали в Раю. А детьми Каина стали те, которых стали звать детьми человеческими. И вот уже после многих-многих лет и поколений встретились сыны Божии с дочерьми человеческими, и началось в человечестве как бы заражение, болезненное состояние, когда чисто человеческое грехопадение охватило тех, кто ещё хоть как-то старался быть детьми Божиими. И растлилось всё человечество до такого состояния, что не было другого выхода как уничтожить всех, или почти всех. И наступил новый барьер: И увидел Господь, что велико разращение человеков на земле, и что все мысли и помыщления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных... ( Быт. 6: 5–7 ). И началось это истребление, которое мы называем сейчас Всемирным потопом. Всемирный потоп уничтожил все человечество, потому что оно перестало быть человеческим. Это страшный новый барьер падения. От барьера к барьеру, прямо как на скачках, только в обратную сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Если мы прочтем краткое повествование о нем в книге Бытия, то с удивлением зададимся вопросом, особенно в свете наших представлений о заслугах человеческих: за что же так почитается этот угодник Божий? После изгнания наших прародителей за грехопадение из рая, как говорит книга Бытия, Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец 49 . Что же особенного было в жизни Авеля? Он был обыкновенным пастухом, ничего особенного не делал. Существует даже такая точка зрения, что скотоводство менее благородный и цивилизованный труд, чем земледелие. Но не это главное, для нас важно то, что в жизни Авеля не было ничего необыкновенного. Прочтем дальше повествование об Авеле: Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их 50 . И тот и другой принесли в жертву Богу то, что было приобретено их трудами, заработано их собственными руками: один от своих земледельческих трудов, другой от пастушеских. Можно сказать, и в этом никакой разницы между ними нет. Как можно догадаться из дальнейших слов в книге Бытия, жертву Богу приносили и сжигали в то время на жертвенниках, сооруженных из камней. Каким был знак того, что одна жертва принята, а другая нет, мы не знаем. Очень простой знак мог состоять в том, что дым богоугодной жертвы поднимался к небу, а не принятой Господом – стелился по земле. Иные толкователи говорят, что богоугодность жертвы Авеля была отмечена тем, что огонь сошел с неба и пожрал ее – также, как в случае с жертвоприношением великого пророка Илии. Так Бог показал, что принимает ее. Все это только догадки, главное то, что жертва Авеля была богоприятной. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его 51 . В огорчении еще нет ничего плохого. Огорчиться Каин мог, например, когда осознал, что согрешил, и захотел покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Желая расположить евреев к принятию христианских истин верой, ап. Павел дает вначале теоретическое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ) (то же определение веры дает и катехизис: «Вера есть осуществление ожидаемого, как настоящего, и уверенность в невидимом как видимом»). Апостол здесь указал два свойства веры: а) «осуществление ожидаемого» достигнуто верой в то, что обетование древних о пришествии в мир Мессии осуществилось теперь в Лице вочеловечившегося Сына Божия ( Евр.11:2 ). б) Верой достигается «уверенность в невидимом» как видимом и действительном, того, что для неверующих остается невидимым и непознаваемым. Так, «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр.11:3 ). Сила веры заключается в том, что она вводит верующего в Богообщение и он уже в Боге и силой благодати Божией познает все. На вере основано не только познание обетований Божиих, но и истинное Богопочитание: «А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Вера открывает свойства Бога как Творца, Вседержителя, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а из этого уже следует и то, как Ему служить. Поэтому богопочитание теснейшим образом связано с верой в Бога. Ищущий Бога может убедиться в Его бытии не иначе как на пути веры, а не извне, как испытующий сторонний зритель. а) Примеры веры древних, до потопа (Евр.11:4–7) Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» ( Евр.11:4 ); Авель уверовал в исполнение тех обетований, которые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т. е. веровал в Искупителя мира, страдания Которого изображались заколанием агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воспламенив ее небесным огнем ( Быт.15:7 ) (принципиально иной была жертва Каина. Принесенная от плодов рук своих, она была прообразом идеи самоспасения, крайним выражением «правды от закона», граничащей с заклинательством и шаманством). Верою «он и по смерти говорит еще«( Евр.11:4 ) – говорит своим подвигом веры, за которую и стал первым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Заповеди Божии, голос Божий есть в сердце и в душе каждого человека. Даже язычники, находясь вне церковного общения, слышат этот голос. Не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, – говорил апостол Павел ( Рим.2:14–15 ). Жертвоприношение Богу. Покаяние Далее в Священном Писании читаем: Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его ( Быт.4:3–5 ). Святитель Иоанн Златоуст по поводу этих жертвоприношений сказал: Смотри, как создатель природы вложил в совесть познания. Кто его, Каина, привел к мысли принесения жертвы Богу? Никто другой, как только познания, вложенные в совести. Но как принесли братья жертвы Богу? Почему Он принял жертвы одного и не принял жертвы другого? В том ли дело, что дары принесены разные, или дело в другом? Далее читаем: И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт.4:6–7 ). Итак, имеем два различных отношения к жертве: отношение Каина и отношение Авеля. Но прежде, чем будем говорить об их различиях, скажем, как учили святые отцы: Бог не нуждается в жертве, но для человека важно показать свою признательность. Бог не нуждается в жертве. У Него не прибывает и не убывает от наших жертв. Господь всегда Один и Тот же. Но в этом нуждаемся мы с вами. Мы должны выразить Ему свою признательность. Чем выразить признательность? Что есть у древнего человека? – Пища, которая доставалась ему ценой невероятных усилий. И когда человек жертвовал от своей пищи, это была для него большая жертва. И вот Каин приносит от плодов земли дар Господу. Что именно приносит и как, в Писании не сказано. Когда же Авель приносит свой дар Господу, то мы видим, что он берет от первородных стада своего и от тука их, то есть лучшее из лучших. Важно не «что-то» пожертвовать Господу, следуя известному выражению: «На тебе, Боже, что нам негоже», а важно всецело отдавать себя на служение Богу, ибо Он один только и заслуживает этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И вот Каин огорчился, действительно сильно огорчился. И к нему явился Сам Господь Бог ! И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт.4:6–7 ). Это очень важный библейский текст. Бог является к Каину, а не к Авелю – праведному человеку , который сделал все, как положено, не только внешне, но и внутренне. Бог является к тому, кто огорчился, кто все понимает неправильно, Он пытается вразумить того, кто имеет гнев на брата своего из-за разного отношения Господа к их жертвам, кто находится на пути к убийству. Впервые на земле появилась зависть в сердце человека. Бог пришел в этот мир спасать не праведников, а грешников. Господь предлагает Каину не просто совершать добрые дела, но и активно противиться злу. А разве нас не останавливает Господь, когда мы совершаем те или иные грехи? Разве Он не говорит нам через нашу совесть, проповеди и наставления наших духовных отцов, когда мы неправильно поступаем? А разве не написано все это в Священном Писании? Но Каин не слушает голос Господа. Он ожесточился. Он задумал убить брата. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его ( Быт.4:8 ). Авель убит. Каин спешит домой, но опять является ему Господь: И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? ( Быт.4:9 ). Богом сделана еще одна попытка вернуть Каина к Себе, направить его на путь покаяния. Конечно, Господь знает, что случилось с Авелем, но Он дает Каину, как ранее Адаму, возможность в ответе своем раскаяться, попросить у Бога прощение за содеянное. Но что Он слышит в ответ? – Не знаю; разве я сторож брату моему? Когда Каин приносил мирную жертву, он считал, что не имеет отношения к греху своих родителей. Но мы видим, что он не только заражен грехом своих родителей, но и последствиями этого греха! Когда с Адамом и Евой произошло грехопадение, они тоже потеряли рассудок, думая, что от Бога можно скрыться в кустах, между деревьями рая. Так и Каин считает, что если в момент убийства брата он не видел Бога, то и Бог не видел его, и Его можно обмануть. И сказал [Господь]: Что ты сделал? голос брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле ( Быт.4:10–12 ). Каин разоблачен. Зло всегда бывает разоблачено. Зло всегда бывает отомщено

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И она (Ева) зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа (Ст. 1). Имя Каина по словопроизводству с еврейского языка значит приобретение. Сим именем, по мнению толковников, праматерь наша назвала своего первенца в том предположении, что он есть тот самый обещанный Богом Потомок, от которого надобно ожидать им избавителя 170 . И еще родила брата его Авеля. (Ст. 2). Авель значит плач 171 , или суета. Так назвала Ева своего второго сына потому, что оказалась суетною (т. е. напрасною) ее надежда на Каина, который возрастая показывал дурные наклонности, и причинил много огорчений отцу и матери 172 . Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земных дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего (Ст. 3. 4). Откуда могла придти людям мысль угождать Богу сожиганием плодов, или животных? Очевидно, что эта мысль не могла возникнуть сама собою в уме человеческом; ибо нег ничего общего между угождением Богу и сожиганием веществ. Значит, сам Бог научил людей приносить жертвы. Жертвы же угодны были Богу не сами по себе, но по своему прообразовательному значению; ибо они гадательно указывали на страдания Сына Божия, вземшего на себя грехи мира. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. (Ст. 5). Достоинство обеих жертв зависело, как выше зависело, не от вещества их, а от внутреннего расположения приносивших оные. „Авель закалал свою жертву с сокрушением сердечным, и с верою в будущего Искупителя, а Каин готовил свои ягоды с небрежностию, без благоговения, без мысли о Боге, подателе благ 173 . О достоинстве веры и жертвы Авелевой засвидетельствовал и Ап. Павел 174 . Но чем и как выразил Господь свое призрение или благоволение к жертве Авелевой? По мнению толковников – Господь послал чудесный огнь с неба на Авелеву жертву. Посему и в древнем переводе Феодотионовом вместо слова «призрел» поставлено слово воспалил 175 . Каин сильно огорчился и поникло лице его.... Причину глубокой скорби Каиновой полагают не в том собственно, что жертва его оказалась хуже Авелевой, а в том, что он боялся лишиться прав первородства, которые по его предположению могли перейти к Авелю за его нравственное преимущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010