Указы твои пренебрегают, слова твои осмеивают и не исполняют, солнце и луну, огонь и воду не признают за богов и смеются над ними». Царь тотчас велел Ардширу, правителю Адиабены, схватить епископа и его пресвитера и посредством пыток довести до сознания. Почему Авдиисус и Авделай были приведены в некое населенное место близ города Бет-Лапета и подвергнуты допросу. На вопрос «кто они», отвечали: «мы – христиане», и затем на речь, что если они христиане, то, значит, и враги царя, сказали: «нет, он – наш враг, потому что ненавидит истинного Бога и убивает истинных почитателей Его». На требование говорить понятнее, если не хотят умереть поносною смертью, они ска­зали: «мы любим истину и не позволяем себе обольщаться ложью; а ты довершай свое плутовство. Пусть нас постигнет всякая смерть, какую ни придумает твоя алчность; мы с радостью умрем ради Бога». Дальней­шее обвинение в сношении с римлянами Авдиисус совершенно отверг, а относительно непочитания персидских богов выразился, что об этом не следует и говорить, так как они – совершенно иной веры. Тогда па­лачи каждого связали тремя веревками, так что одна тесно обхватывала ребра, другая ляжки, третья голени, и под всякую веревку вложили дере­во, которое ворочали и тем постепенно закручивали ее так, что трещали кости и жилы. Руки были связаны назад. В продолжение этих пыток им повелевалось почтить солнце, бога государева, и выдать тайны импера­тора. И так как исповедники веры пребыли непоколебимыми, то пытки возобновлялись семь раз, и, наконец, полумертвых снесли в тюрьму. И здесь не допускали к ним никого и давали им хлеб и воду только для поддержания жизни: но целые шесть дней они не могли употреблять грубой пищи и истлевали голодом. Наконец одна сострадательная вдова, несмотря на запрещение, спустила им чрез небольшое оконце тюрьмы более пригодную и укрепляющую пищу, которой и подкрепились они, благодаря Бога. О положении заключенных Ардшир донес царю, присо­вокупив, что, несмотря на всякого рода пытки, обвиняемые не сознаются в преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Киево-Печерской. 3 мая. Колочской. 9 июля. Коневской. 10 июля. Неопалимой купины. 4 сент. Ржевской. 11 июля. Смоленской, Одигитрии. 28 июля. Страстной. 13 авг. Тихвинской, явивш. в 1383 году. 26 июня. Толгской, явивш. в 1314 году. 8 авг. Утоли моя печали. 25 янв. Феодоровской, в Костроме, явивш. в 1239 году. 14 марта. Обновление храма Пресв. Богородицы, именуемого Живоносный источник, в 9 веке. В пяток светлой седмицы. 3. Соборы Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных. 8 ноября Гавриила Архангела. 26 марта и 13 июля. Предтечи и Крестителя Господия Иоанна. 7 янв. Двенадцати апостолов. 30 июня. Семидесяти апостолов. 4 янв. Трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 30 янв. Всех преподобных отец. В субб. сырную. Всех Святых. В нед. всех Святых. 4. Свв. Угодники наименованные А Аарон, первый ветхозаветный первосвященник. Воспоминается в неделю свв. праотец. (Под 11 дек.) Аввакир, преп. египетский 6 века. В субботу сырную. Аввакум, пророк. 2 дек. Аввакум, муч. Римский при Клавдии ок. 270 года, с Марином и другими, 6 июля. Августа царица, мученица, с Екатериной великомуч. 24 ноября. Авда, еп. Персид., пострад. в 418 г. и Вениамин диакон. 31 марта. Авделай пресв., муч. Персидский в 341, с Симеоном еп. и др. 17 апр. Авдикий диакон, муч. Персидский ок. 380, с Иаковом пресв. 10 апр. Авдифакс Персианин, муч. Римский при Клавдии ок. 270, с Марином и др. 6 июля. Авдиес, муч. Персидский в 362, с Дисаном еп. и др. 9 апр. Авдий пророк. 19 ноября. Авдий, или Авид, муч. Персидский при Издигерде, в начале 5 века. 5 сент. Авдон, князь Персидский, муч. Римский, ок. 251, с еп. Полихронием и др. 30 июля. Авель праотец. В нед. свв. праотец. Авенир, царь Индийский, отец св. Иоасафа царевича. 19 ноября. Аверкий и Елена мучч. 26 мая. Аверкий, еп. Иерапольский, при Марке Аврелии. 22 окт. Авив, сын Гамалиила. 2 авг. Авив, диакон, муч. Александрийский при Декии, с Фавстом пресв. и др. 6 сент. Авив, муч. Едесский при Ликинии (ок. 322), с Гурием и Самоном. 15 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Царь с крайним негодованием принял заявление епископа и через нарочного вестника велел сказать ему: «до того ли обезумел ты, что своей дерзостью подвергаешь опасности жизнь свою и единоверцев своих, и навлекаешь смерть на себя и своих? Потому что в своей гордости и безумной притязательности ты возмущаешь народ свой против меня. Я разрушу этот умысел, искореню эту язву, истреблю вас от общества человеческого и изглажу имя ваше из памяти людской». На угрозу царя последовал такой ответ: «я желаю лучше умереть, чем предать своих на рабство; да и нет пользы в жизни, если нельзя жить без преступления. А что грозишь гибелью единоверцам моим, то вина в их бедствиях падёт не на меня, а на царя». Раздражение царя не знало пределов и поддерживалось приближёнными; маги винили Симеона в неуважении к богам Персидским, а Евреи распространяли слух, что он благоприятствует больше Римскому императору, чем своему государю. «Если ты, государь», – говорили клеветники – «шлёшь грамоты к императору, то как бы они ни были разумны и почтительны, или подарки ценны, он их мало ценит и почти за ничто считает, а когда императору случится получить от Симеона и маленькое письмецо, даже почти обрывок письма, тотчас встаёт, оказывает уважение ничтожной грамотке и повелевает исполнять то, что в ней означено». Тогда, под влиянием собственного гнева и посторонних внушений, царь издал указ немедленно брать под стражу епископов, священников и диаконов, храмы Христианские разорять, имущество конфисковать, а «Симеона, главу вредных людей, презрителя царской моей власти, повинующегося императору, почитающего только его Бога, а моим пренебрегающего», представить себе лично для допроса. Вследствие сего маги, при содействии Евреев, усердно разрушали молитвенные дома Христиан, а Симеон отправлен в оковах к царю. С ним, также в оковах, ведены были два старика священника (из двенадцати, бывших в Ктезифоне – Селевкии), Авделай и Анания. Когда солдаты при отправлении направились по той части города, где находилась построенная Симеоном церковь , за несколько дней перед тем обращённая в Еврейскую синагогу, то Симеон просил избавить его от необходимости видеть её, и просьба была уважена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Цикланская – 15 авг. Целительница – 18 сент. Ченстоховская, 6 мар. Черниговская Гефсиманская – 1 сент. Черниговская-Ильинская – 16 апр. Черниговская-Елецкая – 5 февраля. Черская – 16 июля, Численская – 30 окт. Чистительная – 9 июля. Чухломская – 20 июля. Шуйская-Смолен. – 11 июля. Шуйская-Одигитрия – 28 июля. Экономисса-Домостроительница – 4 июля. Югская – 28 июля. Ярославская-Печерская – 14 мая. Ярославская (Казан.) – 8 июля. Яскинкая – 3 мая. Ястребская – 9 июля. Яхромская – 14 окт. Феодоровская – 14 мар. Феодотиевская – 2 июля. Дни памяти св. отец седми Вселенских Соборов 1-го собора 29 мая. 2-го « 22 мая. 3-го « 9 сентября. 4-го « 16 июля. 5-го « 25 июля. 6-го « 23 января. 7-го « 11 октября. Алфавит имен святых. (с переводом на русский язык) Объясиение сокращений; прор. – пророк, апост. – апостол, еписк. – епископ, архиеп. – архиепископ, святит. – святитель, муч. – мученик, преп. пр. – преподобный, свящ. муч. – священномученик, преподоб. муч. – преподобномученик, великомуч. – великомученик, испов. – исповедник, правед. – праведный, бессреб. – бессребреник, равноап. – равноапостольный. – Напечатание имен, а также и дней празднования некоторых святых особенным шрифтом, так называемым курсивом, означает то, что о таких святых и о таких днях празднования не упоминается в месяцеслове Св. Синода, а значатся они в других месяцесловах. – Должно заметить, что некоторые имена святых не могут быть переведены. Имена мужские Аввакум (объятие, т. е. любовь Божия), муч. июля 6; прор, дек. 2. Авда (слуга), муч., мар. 31. Авделай, муч., апр. 17. Авдикий, муч., апр. 10. Авдифакс, муч., июля 6. Авдиес (слуга Иисуса), муч., апр. 9. Авдий (слуга Господень), муч., сен. 5; прор., нояб. 19. Авдон (слуга), муч., июля 30. Авенир, царь, ноябр. 19. Аверкий (удерживающий), муч., мая 26; равноап., окт. 22. Авив (колос), муч., янв.29, авг. 2; диакон, сент. 6 и 15 ноября. Авид или Авдий (работник), муч., сент. 5. Авим, муч., авг. 1. Авип, муч., мар. 26. Авксентий (возрастающий), преп., фев. 14; еписк., апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

324–337.       Освящение храма Георгия великомуч. в Лидде. 3 ноября. 324–337.       Первое обретение главы Предтечи. 21 февр. Агапит, си. Синадский. 18 февр, Капитон священномуч. и Еферий еп. Херсонские. 7 марта. Синклитикия, преп. Александрийская. 5 янв. Парфений, еп. Лампсак. 7 февр. Пафнутий, преп. Египетский, исповедник. Субб. с. 337.             Константин Великий, равноапостольный. 21 мая. Ок. 338.       Павел простый, преп. Фиваидский. 4 окт. Ок. 340.       Харитон, преп. Палест., исповедник. 28 сент. Александр, патриарх Цареградский. 30 аиг. 341.             Николай, архиеп. Мир Лик. 6 дек. Иаков, еп. Писивийский. 13 янв. Мучч. Персидские: Милий, еп. Сузский, с двумя учениками. 10 ноября. Самсон еп., Авделай и Анания пресвитеры, Усвазан евнух, Фузик, Азат и иные многие. 17 апр. Фервуфа девица и сестра ее с рабыней. 4 апр. Садок еп. и 128 христиан. 20 февр. 342.       Павел, преп. Фиваид. 15 янв. Мучч. Персидские: 120 сожженные. 6 апр. 343.            Нирса, Иоанн, Саверий, Исакий, Ипатий епп., Иосиф и другие. 20 ноября. Мамелхфа. 5 окт. 344.            Аврамий, еп. Арвильский. 4 февр. 345.            Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и др. 2 ноября. Иоанн еп. и Иаков пресв. 1 ноября. Ок. 348.       Спиридон, еп. Тримифунт. 12 дек. 349.            Пахомий Вел., преп. Фиваидский. 15 мая. 350.            Аммон, преп. Нитрийский. 4 окт. Павел, патриарх Цареградский, исповедник. 6 ноября. 351.            Знамение Креста на небе в Иерусалиме. 7 мая. 355.             Маркиан u Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, мучч. 25 окт. 35G.             Антоний Великий, преп. Егип. 17 янв. Ок. 358.       Серапион, преп. Нитрийский. Субб. с. 360.             Евстафий, архиеп. Антиох. 21 февр. Фрутентий, архиеп. Индийский. 30 ноября. Осия, еп. Кордубский, исповедник. 27 авг. 362.                    Персидские мученики: Дисан еп., Мариав пресв., Авдиес и др. 270. 9 апр. Иа. 11. 361–363.              Мучч. Анкирские, при Иулиане: Василий пресв. 22 марта. Меласипп, Касиния и АнтонИн.7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   Возобновление иконопочитании при импер. Михаиле и матери его Феодоре, первая неделя великого поста.    Обновление Царяграда в 330 г. 11 мая.    Падание праха из воздуха, 6 нояб.    Трусы 26 янв., 17 марта, 25 сентября, 26 окт.    Избавление от врагов, акафист в субботу 5 недели Великого поста.    Пожар в Царьграде, 1 сент.    Чудо в Вирите, 11 окт.    Полтавская победа, 27 июня.    Избавление Церкви и Державы российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. 25 дек. Святые     Аввакум (обнятие т. е. любовь Божия. евр.) пророк, 2 дек.     Аввакум муч. римский, 6 июля.     Августа (священная, лат.) царица мученица, 24 нояб.     Авда (слуга, хадд.) еп. персидск. 31 марта.     Авделай (Абдалаикла) пресв. муч. персидск. 17 апр.     Авдикий диак. муч. персидск. 10 апр.     Авдифакс персиянин, муч. рим. 6 июля.     Авдиес (слуга Иисуса, евр.) муч. персидский, 9 апр.     Авдий (слуга Господень, евр.) пророк, 19 ноября.     Авдий, или Авид, мучен. персидский, 5 сент.     Авдон, (слуга, евр.) князь персидский, муч. римский, 30 июля.     Авенир, царь индийский, отец св. Иоасафа царевича, 19 ноября.     Аверкий (удерживающий, удадяющий, дат.), 26 мая.     Аверкий, еписк. иерапольский, 22 окт.     Авив, (колос, евр.) сын Гамалиила, 2 авг.     Авив, диакон, муч. александрийский, 6 сент.     Авив, муч. едесский, 15 ноября.     Авив, муч. персидский, 28 марта.     Авив, (у грек. Авип) из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Авив, муч. самосатский, 29 янв.     Авид, или Авдий, муч. персидский, 5 сент.     Авксентий, (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек.     Авксентий, преп. вифинский, 14 февр.     Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр.     Авкт, (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября.     Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт.     Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр.     Аврамий, еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр.     Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий, муч. болгарский, 1 апр.     Аврамий пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святого повели в темницу. На пути встретил он любимца и воспитателя Сапорова Хусдазана и не ответил поклоном на его поклон, так как тот из-за боязни мучений отрекся от Христа. Хусдазан раскаялся и объявил себя христианином пред царем. Сапор разгневался и приказал отрубить ему голову. Идя на смерть, Хусдазан просил у царя, как милости, чтобы объявлено было, что он умирает не за что другое, а за веру. Царь охотно согласился на это; он думал устрашить тем христиан. Св. же Хусдазан, наоборот, хотел своим примером возбудить в них мужество и твердость. Св. Симеон был усечен мечом в Великую пятницу; вместе с ним убито было множество христиан, в том числе: пресвитеры Авделай и Анания, вельможа Фусик и дочь его Аскитрея, всего до 150 человек. Через год, тоже в Великую пятницу, был убит любимец царя Азат и с ним 1000 христиан. Все они не только не укрывались от гонителей, но сами шли на мучения. (Память св. Азата и других с ним 14 апреля). Преподобный Зосима Соловецкий спасался на отдаленном севере, на пустынном острове Белого моря. Соловецкий остров имеет в окружности 100 верст. Почва там, камениста. Хлеб не родится, по краткости лета едва созревают некоторые овощи. Остров доступен только с половины мая до половины сентября. Зима там две трети года. Около двух месяцев, начиная с половины октября, там не бывает солнца. Первым иноком, поселившимся в XV столетии на Соловецком острове, был Савватий (память его 27 сентября). Через год после него поселился там Зосима. Зосима был сыном богатых родителей, живших в Новгородской области. Родители его были благочестивыми людьми и сына своего научили благочестию. Ученье начато было Зосимой, по тогдашнему благочестивому обычаю, со Священного писания. Родители хотели женить сына, но он отказался, желая служить только Богу. По смерти родителей раздал все небогатое свое имущество бедным, а сам отправился искать себе пустыни. На приморье Белого моря, на устье реки Сумы, нашел инока Герасима, который жил на Соловецком острове со св. Савватием, и они вместе отправились туда на малой ладье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Священномученик Симеон, епископ Персидский, жил в IV веке, при гонителе христиан в Персии царе Сапоре II (310–381). Он был епископом города Селевкии – Ктезифона. Царь Сапор начал гонение на христиан в 343–344 годах. Сначала он наложил на христиан тяжелую подать, а затем стал предавать смерти священнослужителей и мирян, грабить и разрушать храмы. В течение двух лет в Персии было замучено 1150 человек. Известны имена некоторых святых мучеников: Усфазан, бывший воспитатель Сапора; Авделай и Анания, пресвитеры; Фусик, знатный вельможа при дворе Салора, и его дочь Аскитрея; Азат, евнух, любимый слуга царя. Церковные историки Созомен (V в.) и Никифор Каллист (XIV в.) в своих исторических трудах указывают, что христиане, узнав о повелении царя умертвить всех христиан, сами без страха отдавали себя на мучения за веру в Господа Иисуса Христа. Гонения на христиан продолжались и в последующие годы, но после казни святого мученика Азата скопца, которого царь особенно любил, Сапор приказал предавать мучениям только священнослужителей и учителей христианских, а остальных христиан повелел щадить. В это тяжелое для христиан время пострадал и священномученик Симеон. На епископа Симеона Сапор был особенно гневен, так как враги христиан оклеветали святителя, обвинив его в тайных связях с Греческим государством. Святой Симеон, приведенный к царю на суд, смело исповедовал веру в Господа Иисуса Христа. Ни угрозы, ни обещания земных благ не заставили его совершить ритуальное поклонение солнцу, как того требовали язычники. Тогда святителя вместе со священниками Авделаем и Ананием бросили в темницу. На допросе царь угрожал умертвить всех христиан, но и это не поколебало мужества святителя Симеона. Тогда на его глазах были усечены мечом многие исповедники. Святитель благословлял их на мученическую смерть, наставляя не бояться казни, но с надеждой на жизнь вечную в Царстве Небесном претерпеть страдания. После всех он и сам с радостью положил голову на плаху. Кончина священномученика последовала в Великую пятницу 13 апреля 343 или 344 года. Преподобный Акакий, епископ Мелитинский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За пределами Римской империи самыми жестокими гонителями были персы (IV–V века). Христианство стало проникать в Персию со II века, и к началу IV века там существовала уже значительная община. В период правления династии Сассанидов стали предприниматься попытки возродить древнюю религию Зороастра. Вдохновителями гонений были близкие к правительству маги – зороастрийцы. Особенно жестокие гонения были при царе Сапоре II Великом (310–381), Ездигерде (399–420), Бехраме V (420–438). Восточная Церковь почитает память более 1500 персидских мучеников , из которых по именам известны только около 60. Среди них – 9 епископов Персидских: Авда (31 марта), Акепсим (3 ноября), Иоанн и Нирса и Саверий (20 ноября), Иоанн (1 ноября), Садок (20 февраля), Симеон (17 апреля), Дисан (9 апреля), пресвитеры Авделай и Анания , (17 апреля), диаконы ( Авдигсий и Азадан , 10 апреля), миряне, в том числе свв. Иона и Варахисия и др. (28 марта), сын царя Савория мч. Дада (29 сентября) и др. В 1-й половине VI века (523 г.) в Аравии от рук царя Дунаана, исповедавшего иудаизм, пострадало множество христиан из племени гомиритов (савеев), в числе которых был св. мученик Арефа , 95-летний старец, воевода и князь г. Награна, находившегося на побережье Аравийского залива. Память св. мч. Арефы и с ним 4299 наджранских мучеников совершается 24 октября. Византийские мученики VII–IX веков Следующие по времени гонения – это преследования православных еретиками монофилитами (VII век) и иконоборцами (VIII–IX века). Чистоту Православия перед монофилитами отстаивали св. папа Мартин Исповедник (†655, 14 апреля) и прп. Максим Исповедник (†662, 21 января). Папа Мартин умер от голода в ссылке; прп. Максим претерпевал неправедный суд и ссылки уже будучи 82-летним старцем подвергся жестоким пыткам и поруганиям, усекновению правой руки и языка. См. Приложение к теме 3. В 730 г. при императоре – иконоборце Льве Исавре пострадали мученики Иулиан, Маркиан , патрикия Мария и др. (9 августа). Ко времени его правления относится подвиг св. преподобномученицы девицы Феодосии (29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святцы – см. месяцеслов. Священник, иерей, пресвитер – священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства; имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства Священства, т. е. возведения в священный сан другого лица. В белом духовенстве С.– это иерей, в монашестве – иеромонах. Поставление в С. совершается архиереем через рукоположение. Священномученики ( греч. ιερομρτυρες) – святые мученики, принадлежащие к священному чину (иерейскому или епископскому; в определении Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года к лику С. причислены также диаконы). С. составляют особый лик святых, ибо хотя на Литургии С. воспоминаются вместе с другими мучениками, однако существуют службы священномученику и священномученикам (Минея общая). К известным С. относятся Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский († 107), Киприан, епископ Карфагенский († 258) и др. Из русских святых к С. относятся Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612), Арсений, митр. Ростовский († 1772), и др.; особенно много С. явилось в XX веке в России во время гонений на Церковь – они прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Российских. Именование С. связано с определенной традицией и не всегда является последовательным: так, пресвитеры–мученики могут называться просто мучениками (Авделай и Анания пресвитеры, пам. 17 апр.), а архиереи – мученики – святителями (например, святитель Филипп, Московский и всея Руси чудотворец). Священнослужители – лица, над которыми был совершено таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они через нисхождение Святого Духа получили благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы). Существует три последовательные степени С.: диаконы, священники и архиереи. Седмица (от церковнослав. седмь – семь) – соединение семи последовательных дней, составляющих неделю (в Церкви Неделей называется только первый день С. – воскресенье). Церковная С. начитается с вечера субботы и заканчивается 9-м часом следующего субботнего дня. Сплошная С. – С., на которой в среду и пятницу нет поста: третья перед Великим постом (после Недели о мытаре и фарисее), сырная

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010