Во время пения, сектанты успокоились и пришли к какому-то решению. Едва в училище наступила тишина, как Авдей громко сказал: – Позвольте намъ начать беседу. Мы первые зададим вам вопрос!.. – Для чего же хочется вам непременно начинать уже начатую мной беседу? – спросил я Авдея. Должно быть, вы намереваетесь «уловить» меня какими-нибудь хитрыми словами? Но подумайте: по рассказу Евангелия, так поступали только «лукавые люди» ( Лк. 20:20 ; Мф. 22:18 ); а христианам стыдно подражать им. Поэтому прошу вас не прибегать к «хитро- сплетениям» ( 2Петр. 1:16 ) и отвечать мне на предложенный вопрос со всею «кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ): где в Слове Божием нашли вы запрещение крестить младенцев? Сектанты продолжали упорствовать. Авдей с горячностью настаивал на своем требовании. Но я заявил, что от принятого плана беседы не отступлю, потому что не вижу для того разумных оснований. Тогда сектанты волей-неволей сдались. «Отвечать» мне они уполномочили Поликарпа с Авдеем. Поликарп, при общем напряженном внимании, заговорил: – Детей своих мы не крестим и крещение их в Православной Церкви признаем противным заповедям Божиим. В Ев. от Матфея Господь сказал ученикам своим: «идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). То же повторил Он в Ев. от Марка: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мр.16:16 ). Из этих свидетельств Слова Божия мы усматриваем, что Господь приказал Апостолам крестить лишь наученых и верующих людей, а у младенцев нет веры; их и крестить нельзя... Отвечая Поликарпу, я сказал:- помните, братия, какой вопрос предложил я сектантам? – Помним, помним!– послышалось из толпы. – Да. Я спрашивал: где в Слове Божием запрещается крестить детей? А нам, вместо того, читают из Евангелий повеления, как крестить взрослых. Этих повелений не отметает и Церковь Православная. И она, посылая проповедников, напр., в Сибирь, к язычникам, требует, чтобы они прежде всего благовестили там Христа и допускали бы потом до крещения тех из язычников, которые хорошо усвоят веру Евангельскую. Так зачем же сектанты напоминают нам то, что мы твердо знаем и без них, и чего Церковь наша никогда не нарушала? – Другое дело, если бы в Евангелиях от Матфея и Марка возбранялось крещение детей. Но о них в прочитанных главах не сказано ни слова: Господь не к младенцам посылал учеников своих на проповедь , а к тем, которые могли слушать ее. Если же в Ев. от Марка разуметь и детей, тогда надобно признать, что они уже осуждены, потому что «не имеют веры». Но кто не восстанет против такого предположения?.. Посему пусть сектанты не от своего вымысла, а из книг Св. Писания покажут нам, что детей без веры крестит нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Преосвященный Зосима пишет: «То все (и ильинский, и Елецкий монастыри) цело зоставало в Чернигове до пристя незбожнаго Батия царя татарскаго, поганина, который з великими войсками татарскими пришовши в землю русскую, спустошил оную; на той же час и монастырь в Чернигове Пречистой Богородицы Елецкой на горах Болдынских спустошил, року от сотворения света 6748 (1240)». Более чем вероятно, что в то время, когда татары несколько притихли, довольные данями России, хотя главный храм в был в развалинах, Елецкая обитель не оставалась вовсе без иноков. Под управлением восстановленной епископии черниговской, без сомнения, древняя святыня была до некоторой степени восстановлена. С 1445 года Чернигов был в ведении православного можайского князя, а с 1499 года перешёл в полное распоряжение московских великих князей, и они стали присылать сюда своих воевод. Тогда Елецкая обитель, хотя и не в прежнем величии, была восстановлена. Галятовский, в своё время, дошёл до такого убеждения отзывами живых очевидцев. Он пишет: «В селе Сомове, что между Севском в Карачевым, жили два брата: священник Симеон и священноинок Феофан – старый до того, что ему было более 100 лет; в Тупичёве Авдей Дорошович имеет до 150 лет; в Чернигове Максим Костомаха 110 лет. Эти старцы рассказывали нам в 1676 году, что они, будучи ещё молодыми людьми, жили в Чернигове в правление великих князей московских (то есть до 1616 года); тогда на Елецкой церкви было много верхов (куполов) каменных; Елецкий монастырь был окружён палями, как замок черниговский, и жили тут московские иноки... Сила Денисович Вохня, черниговский житель, которому было около 200 лет, от старости слепой и глухой, рассказывал нам в 1676 году, что на Елецкой церкви были верхи каменные, но покрытые не оловом, а дубовыми досками, осмолёнными смолой; монастырь был обставлен палями вокруг, как теперь черниговский замок; кругом церкви были келлии и жили иноки. … Старцы Сила Денисович Вохня, Авдей Дорошович и Максим Костомаха сказывали, что в Елецком монастыре был колодезь и большие колокола висели на двух столбах, а малые на колокольне... Новгородосеверский иеромонах Антоний, человек старый, более 100 лет, писал в 1676 году, что в правление московских князей жил он в Елецком монастыре и тогда был там архимандритом Серапион Высоцкий» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодор же отъиде от них лесом со многою нуждею, иноцы же и бельцы православной веры разбегошася, и овии по лесом блудящеся, инии ж инем путем угонзнуша. И слыша сии наши глаголы, христоименитое сочетание, всяк возраст, малии и велицыи, никто не не верит о немже писахом на сей хартии. Аминь. А позади пишет: Иларион инок руку приложил, Александр инок руку приложил, Павлин инок и вместо Харлампия инока руку приложил, инок Мина вместо Харлапмпия инока руку приложил, инок Мина вместо Харлапмпия инока руку приложил, инок Мина руку приложил, инок Мина вместо Галактиона инока руку приложил, инок Иев вместо инока Илии руку приложил, Феофилакт руку приложил, Василей и вместо Симона и Матфея и Тимофея руку приложил, Петр руку приложил, Авдей руку приложил, Авдей вместо Феодора и Ивана руку приложил, Феофилакт вместо всех тех, которые на сей хартии писаны имяны, кроме тех которые сами приложили, руку приложил. Дозде сказание первого сходу отец на Ануфрия и прочих. По таковом обличении мнози начаша рассматряти и сличати письма аввакумовы с Божественным писанием, и уразумеша, яко зело не согласны те письма со святых отец писанием, еще же и многия хулы в них на богословский разум, на крест же и на святые книги, и отлучишася тогда мнози от ануфриева общения и прочих. Потом же позна лжу тех писем и Сергий отец, к немуже те письма присланы Быша 392 , и Иван Грачев ярославец, иже прежде Быша любители тоя лжи, потом же обличители тоя неправды, по благочестии же поборницы крепцыи. Не токмо же тии, но и ини мнози, известно уведавше о тех письмах, и начаша обличати те плевелы и народу глаголати, яко неправославно тако веровати по тем письмам, но зловерие паче. Ануфрий же старец и ученик его Исмаил и Поликарп Петров и прочии единомысленницы их, не токмо рассмотреша, или похулиша несогласныя письма те, но и паче начаша их любити и веровати по них, и за церковною службою прочитати; еще же и образ начаша творца тех писем на иконе писати. И бысть тогда конечное разделение, яко и попы на коейждо стране свои имеяху, и не общахуся друг с другом, и овии других зовяху трисущниками и Ануфрианами, Ануфрияне же тех порицаху кривотолками. И мнози многажды моляху Ануфрия, да отложит те нецерковные и несогласные письма, якоже подобает. Он же со единомысленники закосневая и не покоряшеся. И некогда 393 советом обоих стран написаша ко Ануфрию и прочим молебное послание (с ) Москвы, сицевое:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И всячески, государь, он, поп, над крестьяны издевается, где его зовут в мир с потребою: к болю с причастием, и к роженицам с молитвою, и он, приходя пьян, роженицам, дав у бани молитву, отходит от бани прочь, не дав младенцу имени, просит себе вина... А иного, государь, его попова бесчиния и бесстрашия и писать невозможно». Крестьяне заключали челобитную, указывая, что они, видя его, попово, бесчиние и бесстрашие, «трепещут душами», не решаются приходить к нему в великий пост на исповедь, и просили архиерея отвести их души от погибели, избавить их от попа Никиты и позволить им на его место «выбрать иного священника или бельца во священники, кого миром излюбят» 23 . Он ведь был духовником прихожан и поэтому должен был следить за исполнением религиозных обязанностей детьми духовными. Этот надзор стал особенно пристален со времени появления раскола, когда от приходского священника епархиальная власть начала требовать «сказок», донесений о том, нет ли в его приходе раскольников и бывают ли приходские люди, его дети духовные, на исповеди и у св. причастия, и когда христианская забота пастыря о пасомых должна была вследствие таких требований неизбежно превращаться в формальный сыск агента, обязанного доносить по начальству о благополучии в приходе в смысле раскола и о чистоте веры прихожан 24 . Донос священника архиерею с неблагоприятным отзывом о прихожанине мог причинить последнему серьезные неприятности и неудобства. Так, в 1686 г. священник Шарженской волости Устюжского уезда доносил архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому на сына своего духовного Авдея Семенова Корепина, что он, Авдей с детьми своими, в прошлом 1685 г. в Великий день светлому Христову воскресению не радовались, ко кресту не приходили и «Христос воскресе» не говорили; что и вообще он, Авдей Корепин с семьею, надеясь на свое самовольство и ябедничество к церкви Божией во время церковного пения не ходят, а приходят на погост по воскресным дням и то – после обедни. У заутрени многие годы не были ни разу; на погост приходят только для мирских свар и тяжбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

  Выставка Святыни нуждаются в защите закона Галина Васина, " Парламентская газета " (02.09.2003)   Экспозиция " подправленных " икон, фотографий и видеороликов под названием " Осторожно, религия! " , открывшаяся в святочные дни 2003 года, всколыхнула тогда все общество. Шум в СМИ и... два уголовных дела. Перформансисты, инсталляторы и актуалисты, отбросившие Дюрера с Репиным как неактуальных, лукаво недоумевают: почему? Музей и общественный центр " Мир, прогресс, права человека " имени Андрея Сахарова далеко ушел от великого соотечественника, чье имя эксплуатирует. Видимо, спонсоры требуют от центра по-особому воспитывать " умение грамотно использовать права человека и гражданина " . У Бориса Березовского, содержащего центр, свое представление о " правах " . Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров наши проблемы тоже видит специфически: это он вручил академику Игорю Кону весомый грант " за защиту прав сексуальных меньшинств России " . Благосклонная к " актуалистам " критика утверждала, что они готовы идти " даже на распятие, лишь бы заметили " . Да, эти люди распинали себя, повесив на груди табличку " Я не сын Бога " , распугивали отвязную богему и прохожих роскошным неглиже и истовым лаем, на Красной площади выкладывали из собственных тел грязное слово, прилюдно мастурбировали на вышке осушенного к тому времени бассейна " Москва " , в Пушкинском музее у картины Рембрандта совали под нос журналистам собственные, пардон, экскременты... Российская Фемида безмолвствовала. Лишь в Голландии одному из них пришлось отсидеть за нечто подобное в тюрьме как за хулиганство. Один из инсталляторов Авдей Тер-Оганьян " прославился " тем, что на выставке в Манеже рубил топором иконы. Против него к чести нашего правосудия было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ (разжигание национальной, расовой и религиозной розни). Историко-искусствоведческая экспертиза ссылалась тогда на VII Вселенский собор: " Всякое изображение, сделанное во имя Господа, или ангелов... свято " . Авдей скрылся в Чехии. Однако в центре Сахарова выставлялись и его " работы " : оскверненные иконы Спасителя и Богородицы с издевательски вырезанными на них символами и выражениями.

http://moral.ru/Sakh_press19.htm

Авдей Семенов, любимец Елисея Савича Морозова, утверждал, что общество беспоповцев, к которому он принадлежал, якобы находится не без иерархии, что их иерарх – святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, который, по Писанию, еще не вкусил общей человеческой смерти, а подобно пророкам Еноху и Илии пребывает жив и имать приити на конце мира во изобличение антихриста. “Вот, – говорил Авдей Семеныч, – когда сей святый Апостол приидет, тогда нам и рукоположит епископа, а за епископом обращаться к еретикам, как обращалось ваше общество поповцев, противно Писанию”. Меня очень смущала эта междоусобная рознь старообрядцев. Вижу – все они основываются на одних и тех же старопечатных книгах, имеющих одно учение, одну веру, а не многие, – ведущих к соединению, а не к разделению; между тем учат различно: беспоповцы поповцев, а поповцы беспоповцев обличают в несостоятельности, окружники неокружников, а неокружники окружников обвиняют в еретичестве; беглопоповцы окружников и неокружников считают еретиками и существующие у них духовные лица именуют самозванцами, не имущими священного сана, а окружники и неокружники подлагают беспоповцев под клятвы святых отец. Я чувствовал, что все вообще старообрядцы находятся на неправом пути, блуждают во тьме и сени смертной, а никто из них не хочет смириться, все продолжают обвинять друг друга в еретичествах и предавать друг друга анафемам; напротив, церковь греко-российская мне представлялась правою, не только потому, что в ней сохранилась другопреемственно от Христа, и св.Апостол идущая иерархия и полнота семи богоуставленных таинств, но и потому, что между членами ее нет той розни, какая господствует в старообрядчестве. Я видел, что непреложное обетование Господне: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ), над нею исполняется, ибо она доселе пребывает неодоленной, а над обществом старообрядцев, даже поповцев, это обетование Господне не исполнилось, ибо оно лишилось полноты иерархии и полноты Богом установленных таинств, лишилось чина епископского, а следственно, и таинства хиротонии, поставления пастырей церкви, всех законно совершаемых ими таинств: значит, подверглось одолению от адовых врат и, значит, к ней обетование Господне не относится, ибо не исполниться оно не может, по слову Исаии пророка: якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не возвратится оттуду, дóндеже упоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: тако будет глагол мой, иже аще изыдет из уст моих, не обратится ко мне тощ, дóндеже аще скончает вся елика восхотях ( Ис.55:10–11 ), и по слову Апостола Павла: Бог верен пребывает: отрещися бо себе не может ( 2Тим.2:13 ); обетования Божии суть ей и аминь ( 2Кор.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

Костя Авдей окончил Виленскую духовную семинарию. Хотел поступить учиться дальше в Варшавскую духовную академию, но местный комиссар польской полиции в Тургелях дал ему очень плохую характеристику, и его в академию не приняли. А дело было в том, что Костя Авдей учил русскому языку дочку Клебанского, владельца мануфактурного магазина в Тургелях, которая затем уехала в Советский Союз. За это Костя попал в число «неблагонадежных». Но затем, в советское уже время, о. Константин окончил духовную академию в Ленинграде. Свое отношение к о. Понтию и к о. Иоанну Кронштадтскому отец Константин выразил словами: «В истории Православной Церкви бывали периоды подъема и периоды упадка религиозной жизни. И вот, когда наступали времена упадка, внезапно появлялись на горизонте яркие звезды, освещающие своим светом жизнь Церкви и жизнь православных христиан. К таким звездам, безусловно, принадлежат о. Иоанн Кронштадтский и о. Понтий». Шура Яворский – второй из воспитанников Михнова, тоже окончил духовную семинарию в Вильне. Одно время он работал псаломщиком в дер. Мыто около Лиды. Во время немецкой оккупации Шура работал заведующим Районного отдела Народного образования в Белоруссии. Сестра Вячеслава Платоновича Лидия Платоновна была учительницей младших классов. Ей надо было устроиться на работу. Шура помог ей, дал ей место в своем районе в местечке Боруны и написал Вячеславу Платоновичу очень любезное письмо. Иногда он приезжает в Михново. Но после смерти своей матери Ольги Яворской стал бывать там редко. Живя в Михново, о. Понтий исполнял одно время обязанности приходского священника в дер. Побень, теперь эта церковь разобрана и не существует. Когда он приезжал в побеньскую церковь , то прислуживал ему старший сын Сотникова – хозяина имения Побень, Иван Александрович. Одно время был псаломщиком в побеньской церкви житель деревни Дайновка Алексей Макаревич. Позже он поступил в Свято-Духов монастырь, там был пострижен в монахи и стал называться о. Авраамием. Он прожил до ста лет и умер недавно. По случаю своего столетия он был награжден митрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Вторая церковь Троицкая, деревянная, была здесь построена вское после возвращйия Белого от поляков. " В давнех годех, вскоре по взятии Смоленска Алексеем Михайловичем (1654 г.), говорится в документе Консистории 1769 г., из государева лесу, в то время, когда строился град Белая деревянный, построена внутри города Соборная церковь во имя Живоначальныя Троицы, с приделами Успения Божией Матери да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; иконы, и ризы, и книги, и всякая утварь прислана из Москвы, из казны его царскаго величества; и попы, и диаконы присланы из Москвы " . Церковь эта, действительно, упоминается в 1678 и 1679 гг. В 1678 г. поп этой церкви Дмитрий Петров, диакон Авдей Трофимов, дьячек Григорий Андреев и пономарь Матюшка Степанов подали челобитную царю Феодору Алексеевичу, с просьбой о выдаче им денежного и хлебного ружного жалованья на 1678 г. В следуюем же году помянутый диакон этой церкви Авдей Трофимов подал челобитную о прибавке ему жалованья в виду того, что поп Дмитрий в 1678 г. умер, и он служит в церкви один. По грамотам Алексея Михайловича причт этой церкви получал такое жалование: поп 6 чт. хлеба, б чт. овса и деньгами 8 р. 26 алтын; диакон — 4 чт. хлеба, 4 чт. овса и деньгами 7 р. 20 алтын 4 деньги; дьячек — 3 руб. 20 алтын. В 1762 г. церковь эта называется " прежде бывшею соборною ружною церковью " ; Соборной же была в это время церковь Богоявленская. Третья деревянная же Троицкая церковь, с приделом Успения Пр. Богородицы, устроена от добророхотных дателей в 1766 г. В 1774 г. она вновь называется соборной. Церковь эта, упоминаемая и в 1780 г., теперь уже не существует. Теперешний каменный, с такой же колокольней, холодный Соборный храм во имя Пр. Троицы, с теплыми приделами — во имя Богоявления Господня и Успенмя Пр. Богородицы, устроен тшанием прихожан в 1804 г. Антиминс, выданный в Соборную Троицкую церковь в 180б г., хранится в ризнице Смоленского Архиерейского дома. В 1908 г. иконостасы в придельных храмах поновлены позолотой и живописью.

http://sobory.ru/article/?object=39466

В 1714-м году работали у дороги в июне 14 дней из вотчинных работников по 40-ка и по 30-ти человек в день, всего было 490 рабочих дней. Кроме того, работали месяц присланные от Двора вотчинные работники, 40 человек, с наймом по 3 рубля в месяц 128 . С 1714-го гола усиленно стала заселяться Подмонастырская слобода, когда архимандритом Феодосием велено было монастырским служителям строить в слободе при Монастыре свои дворы. Тогда построились: подканцелярист Авдей Тархов, подьячий Василий Якимов, слуги Михаил Заозерский, Никита Бегетев, Федор Степанов, Яков Бегетев, рассыльщик Трофим Артемьев, копиист Андрей Козляков, Евстратий Гаврилов. Каждому велено «огороды распахивать против своих дворов, а для спуску из болота воды и для подымания здворьев и огородов» отведен был переулок между дворами судьи Головачева и бывшего подьячего Ивана Прокофьева 129 . 1715-й год отмечается изготовлением плана каменных работ в Монастыре, или генерального монастырского строения. то есть, собственно действительной постройки Монастыря в отличие от доселе созидаемых временных строений. Архимандрит Феодосий в «Надлежащем ведении о начале Троицкого Александро-Невского Монастыря» пишет: «в 1715-м году сделан абрис, как быть всему каменному строенью, от архитектора Итальянца Андрея Трезина, на котором рисунке собственною Царского Пресветлого Величества рукою написано: Во Имя Господне, делать по сему» 130 . «По первоначальному плану и фасаду», – описывают этот план история Лавры и Петербурга – архимандрит Амвросий и Пушкарев, – «назначен был с восточной стороны Монастыря полуциркульною оградою с замковым вокруг строением двор; к нему из Черной речки предполагалось провести судоходный канал сквозь подъемные ворота до монастырской восточной стены, окруженной также каналом, а за этим двором, к Неве, рыболовный пруд. В самой площади монастырского внутреннего двора два водоемные бассейна. Около всего Монастыря также судоходный канал; на западной же стороне за Монастырем обширный Итальянский сад с простирающимися в окружающими леса просеками; в левой стороне сада лабиринт, и весь сад обвести судоходным каналом» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Здание церкви Воздвижения Креста в г. Меркине по ул. Даряус ир Гирено, каменное, 1888 года постройки, хорошо сохранившееся, принадлежит местному краеведческому музею. Городок почти из одной улицы, в стороне от трассы Вильнюс-Друскининкай, но церковь на центральной площади видна издалека и спасибо его работникам, не перестроившим Храм. Когда-то рядом стояло здание клуба, но его взорвали вместе с зрителями те, кто после Второй мировой войны сопротивлялся с оружием в руках, налаживанию новой власти. Покосившийся на колокольне крест, как напоминание о том времени. В имении Мереч-Михновское – дер. Микнишкес, земли своей усадьбы, теперь отгороженой столетними деревьями с несколькоми десятками гнезд и сотней аистов, дворяне Корецкие, в 1920 году сами отдали православной общине. Вдохновителем и духовником этого уникального сообщества был священник о. Понтий Рупышев (1877–1939). Так там до сих пор и живут общим хозяйством по обработке земли, с молитвами во славу Божью и по заповеди « " от каждого по способностям и каждому по потребностям»». Община дала епархии пять священников: Константина Авдея, Леонида Гайдукевича, Георгия Гайдукевича, Иоанна Ковалева и Вениамина Савщица. В 1940 году, рядом с церковью в честь иконы Божьей Матери « " Всех скорбящих радость»», построенной 1915 году, община возвела второй храм-чясовенку в честь св. Иоанна Кронштадского, каменную и необычную по форме. В ней усыпальница о. Понтия Рупышева , бывшего флагманского священника минной дивизии Балтийского Императорского флота, основателя и духовника «Понтиевского прихода». Затем духовником этой православной обшины на 50 лет стал ее воспитанник, священник Константин Авдей – земледелец, пчеловод и селекционер. Ехать надо от Вильнюса до Тургеляй, а там каждый покажет, где сохранилась единственное место, желающих миром жить во Христе. И Храм , по которому ходят сняв обувь, в носочках. И куда хочется вернуть снова и снова. В окрестностях Паневежиса, в монастыре местечка Сурдегис , когда-то находилась одна из наиболее прославленных православных святынь в западном крае, чудотворная Сурдегская икона Божией Матери, явленая в 1530 году. До второй мировой войны, икона хранилась в этой церкви пол года, затем переносилась крестным ходом в Каунаский кафедральный собор. Дойти к храму от автовокзала – левее ,по направлению к возвышающемуся в 200 метрах костелу Святой Тройцы , до 1919 года построенному в 1849 году как православная церьковь Казанской иконы Божией Матери. От нее через площадь, среди деревьев видна церьковь Воскресения Христова 1892 года – деревянный, ухоженный храм, покрашенный в бело-синие тона и расположенный на православном кладбище в старой части города. Здесь похоронены Советские солдаты. Настоятель прихода священник о. Алексей Смирнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010